Программа
летнего пришкольного лагеря с дневным пребыванием
«ФАНТАЗИЯ»
Профиль: художественно-эстетический
Разработала программу:
Дюндина Наталья Викторовна
п.Б.Исаково
2017 год
1. Паспорт программы………………………………………………..3
2. Введение……………………………………………………………5
3. Актуальность программы «Фантазия»………………….………..6
4. Цель программы…………………………………………………...6
5. Задачи программы…………………………………………………7
6. Принципы…………………………………………………………..7
7. Основные формы реализации программы………………………8
8. Участники программы…………………………………………….9
9. Функциональные обязанности сотрудников лагеря…………….9
10. Механизм реализации программы……………………………..11
11. Содержание программы………………………………………...12
12. Условия организации программы……………………………..13
13. Ожидаемые результаты выполнения программы деятельности лагеря и способы их отслеживания……………………………….16
14.Диагностика………………………………………………………17
15.Материально-техническая база лагеря………………………….17
16. Смета расходов для реализации программы…………………..18
17. Список используемой литературы……………………………..20
18. Приложения……………………………………………………...21
1. Паспорт программы.
1 | Муниципальное образовательное учреждение, представившее программу | МБОУ СОШ «Школа будущего» |
2 | Полное название программы | Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Фантазия» |
3 | Профильное направление | Художественно-эстетическое |
4 | Цель программы | Создание благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга обучающихся во время летних каникул, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей, творческой активности с учетом интересов, наклонностей и возможностей. |
5 | Задачи программы | организация разнообразной досуговой деятельности в условиях временного коллектива; создание системы физического оздоровления детей в условиях временного коллектива; формирование навыков общения и толерантности в условиях совместной деятельности и отдыха; формирование в сознании детей нравственной и культурной ценности в процессе проведения летнего отдыха; способствовать привитию навыков здорового образа жизни и укрепления здоровья; приобщение обучающихся к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления. |
6 | Направления деятельности | Художественно-эстетическое Спортивно-оздоровительное |
7 | Краткое описание программы | Наша задача, организаторов оздоровления и занятости детей, сделать каникулы самым ярким временем года для каждого школьника. Каждое дело в пришкольном лагере должно стать не только здоровым отдыхом, но и направленным на интеллектуальное, нравственное и физическое развитие школьника. |
8 | Ожидаемые результаты | совершенствование содержания и форм работы по организации летнего оздоровительного отдыха в МБОУ СОШ «Школа будущего»; пополнение методической копилки; взаимодействие с социумом (поселок, 9район, город); положительная динамика в физическом и психическом здоровье ребёнка; удовлетворённость детей (реализация потребностей в общении со сверстниками, в различных видах творческой деятельности); личностный рост ребенка, его самореализация в творческой, познавательной и коммуникативной деятельности; реализации детьми умений и навыков, полученных в школе, в практической деятельности и получение углубленных знаний в области искусства и культуры; расширение представления детей о театре, художественных ремеслах в России, русских традициях и фольклоре. |
9 | Автор программы | Дюндина Наталья Викторовна, учитель технологии. |
10 | Адрес, телефон, электронный адрес | Калининградская область, Гурьевский р-н, пос. Б. Исаково, ул. Анны Бариновой, 1, тел.8-4012-51-30-57, [email protected] МБОУ СОШ "Школа будущего" |
11 | Место реализации | Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей «Фантазия» МБОУ СОШ "Школа будущего" |
2. Введение
«Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты,
если им не учиться».
Демокрит
Летние каникулы — это период, когда обучающиеся могут «сделать свою жизнь» полной интересных знакомств, полезных увлечений и занятий, могут научиться петь, танцевать, играть, с пользой провести свободное время. Именно такие возможности для каждого ребенка открывают пришкольные оздоровительные лагеря. Более того, лето — наилучшая пора для общения, постоянная смена впечатлений, встреч. Это время, когда обучающиеся имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом. Здесь, кроме удовлетворения личных интересов, ребёнок, сам не подозревая, развивает свои физические и моральные качества, учится дружить, сопереживать, идти на помощь без оглядки, учиться побеждать и проигрывать, открывать в себе новые таланты и развивать творческий потенциал. Нужно только правильно его настроить, не отталкивать, не отворачиваться от него, как неперспективного. В каникулы он может общаться, с кем хочет, и этот выбор делает он сам, и главное, в период организации отдыха направить в надежное русло эти знакомства и общение.
Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности. Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореализации. Лагерь с дневным пребыванием призван создать оптимальные условия для полноценного отдыха школьников. Лагерь является частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.
На базе МБОУ СОШ «Школа будущего» ежегодно организуется детский пришкольный оздоровительный лагерь. Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей школьного возраста была вызвана:
повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников в условиях поселка;
введением новых форм работы с детьми в каникулярный период;
необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков и педагогов в реализации цели и задач программы.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и занятости детей и подростков в период летних каникул в условиях летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием.
По продолжительности программа является краткосрочной, т. е. реализуется в период летних каникул, в течение лета 2017 года. Количество смен 1, проводится в июле на базе МБОУ СОШ «Школа будущего».
3. Актуальность программы «Фантазия»
Актуальность данной программы в том, что она является ярким примером реализации конкретного заказа со стороны государства, родителей детей – видеть здоровое будущее страны, здоровую нацию, здоровых детей.
Новизна и оригинальность программы заключается в гармоничном сочетании физкультурно-оздоровительной, творческо-познавательной деятельности обучающихся посредством вовлечения детей в художественно-эстетическую и спортивно-игровую деятельность.
Программа универсальна, так как может использоваться для работы с детьми из различных социальных групп (многодетных, малообеспеченных семей и попавших в трудную жизненную ситуацию), разного возраста, уровня развития и состояния здоровья. Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к реализации. При планировании мероприятий детям предоставляется возможность вносить предложения, отстаивать их, выбирать, а затем воплощать в жизнь.
4. Цель программы: создание благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга обучающихся во время летних каникул, развития творческого и интеллектуального потенциала личности, ее индивидуальных способностей, творческой активности с учетом интересов, наклонностей и возможностей.
5. Задачи программы.
организация разнообразной досуговой деятельности в условиях временного коллектива;
создание системы физического оздоровления детей в условиях временного коллектива;
формирование навыков общения и толерантности в условиях совместной деятельности и отдыха;
формирование в сознании детей нравственной и культурной ценности в процессе проведения летнего отдыха;
способствовать привитию навыков здорового образа жизни и укрепления здоровья;
приобщение обучающихся к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.
Наша задача, организаторов оздоровления и занятости детей, сделать каникулы самым ярким временем года для каждого школьника. Каждое дело в пришкольном лагере должно стать не только здоровым отдыхом, но и направленным на интеллектуальное, нравственное и физическое развитие ребенка.
Средством реализации таких педагогических задач в деятельности коллектива пришкольного лагеря в нынешнем году стала Программа «Фантазия», посвященная объявленному в России Году экологии, а так же естественным продолжением внутри школьной политики по сохранности окружающей среды. Школа получила 13 «Зеленый флаг» за работу в области экологии.
6. Принципы.
Творческой индивидуальности - каждый ребёнок получает возможность реализовать, развивать свой творческий потенциал;
Толерантности – терпимости к мнению других людей, к инакомыслию и другим культурам, другому образу жизни;
Вариативности – многообразие форм работы, отдыха и развлечений, различные варианты технологии и содержания воспитания;
Принцип гуманизации отношений - построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса. Добровольное включение ребенка в ту или иную деятельность, доверие в выборе средств достижения поставленной цели;
Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности - результатом деятельности воспитательного характера в летнем пришкольном оздоровительном лагере «Фантазия» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
7. Основные формы реализации программы.
Летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей «Фантазия» - это воспитательная система, способствующая развитию ребенка как творческой личности, его духовного и физического саморазвития, возможности для воспитания трудолюбия, активности, целеустремленности, здорового образа жизни.
В основу реализации программы заложены разнообразные формы и методы, но в основу положена - игра. Так как игра способствует пробуждению детской любознательности, вовлекает в активное освоение окружающего мира. При выборе игр приоритет отдается тем, которые направлены на развитие сотрудничества и взаимопонимания.
Роль игры в воспитании доказывать никому не стоит. Именно проигрывание тех или иных ситуаций помогает детям и подросткам усвоить и закрепить знания. Большое педагогическое значение имеют длительные сюжетно-ролевые игры, сливающиеся с самой жизнью и превращающиеся в организованную жизнь детей. Во время реализации программы, участвуя в различных творческих, познавательных делах участники отрядов также зарабатывают призовые бантики, маски, гантельки и нотки, в конце смены их количество определяет самый активный отряд.
Реализация программы возможна и благодаря организационной структуре смены. Индивидуальные и коллективные формы работы в лагере осуществляются с использованием традиционных методов (беседа, наблюдение, поручение, конкурсы рисунков, плакатов, экскурсии); метод интерактивного обучения (социально-психологические тренинги, ролевые игры), в которых дети не просто «проходят» что-то, а проживают те или иные конкретные ситуации, от первого до последнего дня работы смены ребята работают над музыкально-спортивным мини-спектаклем. Проживают роли декораторов, сценаристов и актеров. Одним из важнейших средств и методов организации воспитательного пространства является создание органов детского самоуправления-самостоятельности в проявлении инициативы, принятии решения и его самореализации. Самоуправление выбирается в первые дни работы лагеря, в его состав входят капитаны отрядов, один воспитатель от отряда, учитель физкультуры, музыкальный работник и начальник смены, при возможности родители по одному человеку от отряда.
8. Участники программы.
Участниками данной программы являются обучающиеся школы, будущие первоклассники, педагогические работники дети в возрасте от 7 до 15 лет различных социальных групп (дети из неблагополучных семей, дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации).
Преимущество при зачислении в летний пришкольный лагерь «Фантазия» с дневным пребыванием детей и подростков имеют из многодетных, неполных, мало обеспеченных семей, дети-сироты, дети, лишившиеся попечения родителей, дети-инвалиды.
Зачисление детей в лагерь производится в соответствии с заявлениями родителей или лиц, их заменяющих, оплаты путёвки и наличии медицинской справки, для детей не обучающихся в «Школе будущего».
Комплектование педагогическими, обслуживающим персоналом осуществляет директор школы совместно с начальником лагеря.
Работники лагеря несут личную ответственность за жизнь и здоровье детей в пределах возложенных на них обязанностей.
9. Функциональные обязанности сотрудников лагеря.
Начальник лагеря:
организует, координирует и контролирует работу сотрудников лагеря;
разрабатывает авторскую программу летнего пришкольного лагеря «Фантазия»;
обеспечивает безопасность жизни и здоровья детей и сотрудников лагеря;
оформляет необходимые документы на открытие и функционирование лагеря;
руководит работой педагогического и вспомогательного персонала.
Воспитатель:
отвечает за художественное оформление в летнем пришкольном лагере с дневным пребыванием детей и подростков, а так же за оформление мероприятий, проводимых в лагере.
составляет план работы на смену и подводит итоги своей работы;
составляет и подбирает методические разработки воспитательных мероприятий, сценариев, праздников и т.п.
организует вечера, праздники, походы, экскурсии, поддерживает социально значимые инициативы воспитанников в сфере их свободного времени, досуга и развлечений;
обеспечивает реализацию плана работы;
обеспечивает и отвечает за безопасность детей во время проведения культмассовых мероприятий;
несет материальную ответственность за имущество, выданное на лагерь.
Медицинский работник:
за инструктажи для детей по профилактике укусов клещей, беседы «Если хочешь быть здоров – закаляйся!», «Мой рост, мой вес», «О вреде наркотиков, курения, употребления алкоголя», «Как беречь глаза?».
за рациональностью режима питания и составом меню;
за планированием и распределением физических и эмоциональных нагрузок на детей в течение дня, выполнением режима дня;
за проведением оздоровительных процедур и за выполнением санитарно-гигиенических требований и порядком в помещениях, местах общего пользования, на пищеблоке, на прилежащей территории;
за доброкачественностью продуктов питания, полнотой вложения и приготовлением пищи;
за выполнением отдыхающими детьми и сотрудниками лагеря нормативных документов и актов по охране жизни и здоровья детей, обеспечения их безопасной жизнедеятельности, профилактикой детского травматизма;
за проведением мероприятий по поддержанию эпидемиологического благополучия в лагере, по профилактике инфекционных заболеваний;
за своевременным и полным прохождением сотрудниками лагеря обязательных периодических медицинских осмотров.
Медицинские работники оказывают медицинскую помощь отдыхающим детям и сотрудникам, а также осуществляют медико-санитарное обеспечение спортивных и массовых, зрелищных мероприятий, экскурсий и поездок.
10. Механизм реализации программы.
Подготовительный этап.
Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
издание приказа по школе о проведении летней кампании;
разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей и подростков;
подготовка методического материала для работников лагеря;
отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.
Организационный этап смены.
Этот период короткий по количеству дней 2-3 дня.
Основной деятельностью этого этапа является:
встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
запуск программы;
формирование органов самоуправления,
знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
Основной этап смены
Основной деятельностью этого этапа является:
реализация основной идеи смены;
вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел;
работа творческих мастерских.
Заключительный этап смены.
Основной идеей этого этапа является:
подведение итогов смены;
выработка перспектив деятельности организации;
анализ предложений по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем, внесенных детьми, родителями, педагогами;
сбор отчетного материала;
выпуск фотодневника лагеря, статьи на школьный сайт.
11. Содержание программы.
Программа работы лагеря разбита на три связанных между собой блока или модуля. Первая неделя это «Художественные ремесла», вторая «Театральные подмостки» и третья «Музыка и спорт». Для организации самоуправления в начале смены проходит деловая игра, в результате которой избирается высший орган власти в лагере - Совет лагеря. Он координирует и контролирует работу всех отрядов, решает текущие вопросы.
Детский лагерь, учитывая его специфическую деятельность, может дать детям определенную целостную систему нравственных ценностей и культурных традиций через погружение ребенка в атмосферу игры и познавательной деятельности дружеского микросоциума. Погружая ребенка в атмосферу лагеря, мы даем ему возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «я»; осознать себя личностью, вызывающей положительную оценку в глазах других людей; повысить самооценку; выйти на новый уровень общения, где нет места агрессии и грубости.
I. Блок - Неделя художественного ремесла
На старте работы летнего пришкольного лагеря, дети пройдут инструктаж и знакомство с программой работы и отдыха. Строится первый блок на организации знакомства с художественными ремеслами России, непосредственно творческих мастерских, мастер-классов для детей, в ходе которых дети обучаются различным видам ремесел, создают индивидуальные и коллективные работы, а так же декорации для выпускного спектакля. В течение этой недели детей поощряют "бантиками" за активность, за умение создать свою работу и умение работать в коллективе и с коллективом. В конце недели организуется выставка индивидуальных и коллективных работ. Согласно плану и материальным возможностям, будут посещения выставки декоративно-прикладного творчества.
II. Блок - Театральная неделя
Предполагает знакомство с театром, с правилами поведения в театре, путешествие по любимым сказкам, написание сценария музыкально-спортивного спектакля. Каждый отряд работает по выбранной тематике с использованием, приготовленных декораций. По каждому сценарию подводятся мини-итоги, отряды получают поощрительные "маски" за активное участие, реализацию своих идей. Запланирована встреча с творческим коллективом. Экскурсия в поселковый дом культуры. Приглашение творческих коллективов в актовый зал школы.
III. Блок - Неделя музыки и спорта
Знакомство с современными музыкальными направлениями и ритмами, с музыкальными инструментами. Организация музыкальных КВН, фестиваль искусства. Изготовление своих музыкальных инструментов. Репетиция музыкально-спортивного спектакля. В течении недели подводятся мини-итоги за участие в спортивных соревнованиях и музыкальных конкурсах, отряды получают поощрительные "нотки и гонтельки" за активность, за смекалку в создании музыкальных инструментов, за помощь младшим, за исполнение музыкальных номеров и спортивных достижений.
12. Условия организации программы.
Нормативно-правовая база:
Конвенция ООН «О правах ребенка»,
Закон РФ «О защите прав ребенка»,
Закон РФ «Об образовании»,
Устав МБОУ «Гимназия №2»,
Положение «О пришкольном лагере с дневным пребыванием детей»,
Программа пришкольного лагеря,
«Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул»
Трудовой кодекс РФ.
Методическая:
Материально-технические условия предусматривают:
Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий.
Материалы для оформления и творчества детей.
Наличие канцелярских принадлежностей.
Призы и награды для стимулирования.
Технические (муз. центр, караоке, видеомагнитофон, телевизор, компьютер, бассейн)
Игровой реквизит.
Сценарные материалы.
Методическая литература.
Кадровые условия.
В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
Координаторы смены:
начальник лагеря: Дюндина Наталья Викторовна
физрук: Кравченко Яна Владимировна
Кураторы отрядов:
воспитатели отрядов (из числа педагогов школы):
Грабовская Наталья Павловна
Кычанова Наталья Валерьевна
Цицорина Елена Александровна
Киселёва Лилия Владимировна
вожатые (из числа старшеклассников)
медицинские работники (медсестра): Деева Татьяна Сергеевна
Финансовое обеспечение.
Финансирование за счет Фонда социального страхования, средств местного бюджета, привлечение родительских средств.
Мотивационное обеспечение.
Добровольность участия ребенка в деятельности: предоставление ему права выбора направлений деятельности и возможности проявить себя в соответствии с его индивидуальными качествами.
Использование современных нетрадиционных форм работы с детьми и подростками, методов стимулирования активности и самостоятельности. Применение системы поощрений.
Средства реализации программы.
Участие детей в управлении своей жизнедеятельностью через создание органов самоуправления, планирование и анализ КТД;
Диагностика уровня развития и потребностей детей;
Создание творческих групп для организации и проведения КТД, проведение игр и различных мероприятий, развивающих творческую, интеллектуальную деятельность;
Предоставление разнообразных форм и видов творческой деятельности;
Посещение культурно – досуговых учреждений города, участие в городских мероприятиях;
Проведение спортивно - оздоровительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, пропагандирующих здоровый образ жизни;
Работа творческих мастерских, лабораторий.
Режим дня
8-30 - 8-45 8-45 - 9-00 9-00 – 9-15 | Сбор детей Линейка Зарядка |
9-15 - 9-45 9-45 - 10–30 10-30 – 11-45 12-00 – 13-30 13-30 – 14-10 14.10 - 14.30 | Завтрак Общественно полезный труд Работа кружков и секций Культурно-массовые и спортивные мероприятия Обед Подведение итогов дня |
13. Ожидаемые результаты выполнения программы деятельности лагеря и способы их отслеживания.
совершенствование содержания и форм работы по организации летнего оздоровительного отдыха в МБОУ СОШ «Школа будущего»;
пополнение методической копилки;
взаимодействие с социумом (поселок, район, город);
положительная динамика в физическом и психическом здоровье ребёнка;
удовлетворённость детей (реализация потребностей в общении со сверстниками, в различных видах творческой деятельности);
личностный рост ребенка, его самореализация в творческой, познавательной и коммуникативной деятельности;
реализации детьми умений и навыков, полученных в школе, в практической деятельности и получение углубленных знаний в области искусства и культуры;
расширение представления детей о театре, художественных ремеслах в России, русских традициях и фольклоре.
Мониторинг результативности
Результативность реализации программы будет осуществляться следующими диагностическими инструментами:
медицинское обследование;
анкетирование детей;
социальный паспорт пришкольного лагеря;
творческие отчеты, проекты, статьи и выпуск школьной газеты;
аналитический и статистический материал.
14.Диагностика.
Вводная диагностика | Начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детских коллективах: - анкетирование; - беседы в отрядах; - планерки администрации лагеря, старших вожатых и воспитателей. |
Пошаговая диагностика | Цветопись по результатам мероприятий и дел лагеря. Беседы на отрядных сборах. Форум лагеря (возможность вынесения проблемы, идеи, события в общее обсуждение) |
Мониторинговое исследование «Выбор» | Анкетирование. |
Итоговая диагностика | Анкетирование Творческий отзыв (рисунок «Наш лагерь») Беседы в отрядах Цветопись Народный форум (фабрика достижений лагеря) |
15.Материально-техническая база лагеря.
16. Смета расходов для реализации программы.
17. Список используемой литературы.
Афанасьев С., Комарин С. -Мы в школьном лагере: коллективно-творческие дела в школьном лагере \ метод. пособие для организаторов летнего отдыха детей в оздоровительных лагерях. - Выпуск № 4\2001г.
Барканов С.В., Бузырева Л.М., Дианова Т.Ф., Журавлёв М.И. -Организация летнего отдыха детей и подростков. - М.,1998.
Батухтина Е.П., Вдовина Н.Н, Колобова Е.В., Мачулина Е.Н, Черных О.В. – Панама, - Нижневартовск, 2002г.
Белоножкина О.В. и др., - Спортивно-оздоровительные мероприятия в школе, Волгоград, 2006г.
Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. -Коллективно-творческие дела, игры, праздники, аттракционы, развлечения, индивидуальная работа, соревнования \ учебное пособие по организации детского досуга в лагере и школе. - М., 1999.
Гурбина Е.А. - Летний оздоровительный лагерь, - Волгоград, 2006
Журнал «Классный руководитель».
Журнал «Последний звонок» №1, 2009.
Коллективно-творческие дела в школьном лагере \ метод. пособие для организаторов летнего отдыха детей в оздоровительных лагерях. - Выпуск № 5\2001г.
Марфина С.В. Летний лагерь от А до Я /;– Ярославль: Академия развития, 2007.
Маслов А.Аю Портфель вожатого. – Волгоград, 2007г.
Нещерет Л.Г. -Детский праздник в школе, оздоровительном лагере, дома - М., 2000.
Поломис К. -Дети в школьном лагере.– М.,1991.
Сысоева М.Е. -Организация летнего отдыха детей \Учеб .- метод.пособие.-М.,1999.
Фантазия + творчество = каникулы \ метод. пособие для организаторов летнего отдыха детей в оздоровительных лагерях.-1999.
Фоминых О.С., Т.В.Токарева и.др. – Нормативно-правовое и программное обеспечение деятельности детского оздоровительного лагеря, - Н-вартовск,2002.
18. Приложения.
Профилактические мероприятия и мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период
Инструктажи для детей: «Правила пожарной безопасности», «Правила поведения детей при прогулках и походах», «Правила при поездках в автотранспорте», «Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий»;
Беседы, проведённые медицинским работником: «Как ухаживать за зубами?», «Путешествие в страну витаминию», «О вреде наркотиков, курения, употребления алкоголя», «Как беречь глаза?»; «Укусы клещей-чем они опасны?»
Игра-беседа «Уроки безопасности при пожаре»;
Профилактическая беседа о правонарушениях несовершеннолетних с приглашением заместителя директора по воспитательной работе Щукиной А.Ю.
Профилактическая беседа о вреде наркотиков;
Инструкции по основам безопасности жизнедеятельности: «Один дома», «Безопасность а городской квартире», «Правила поведения с незнакомыми людьми», «Правила поведения и безопасности человека на воде», «Меры доврачебной помощи»;
Примерный план мероприятий
1 день. День знакомства.
Организационный день. Организационное мероприятие «Расскажи мне о себе». Создание отрядов, распределение обязанностей, выбор органов самоуправления и командиров отрядов. Инструктажи по ТБ, ППБ. Подготовка к открытию лагеря. Конкурс рисунков на асфальте «Здравствуй лето!».
2 день. День отряда.
Утверждение правил поведения и законов лагеря. "Вместе весело живется"(название, девиз, песня, эмблема отряда). Оформление отрядного уголка "Наш отрядный дом". Спортивный час, эстафета.
3 день. День открытия лагеря.
Праздничная линейка, посвященная открытию лагеря. Игры на сплочение. "Веселые старты", мини-концерт с номерами от отрядов.
4 день. День знакомства с художественными ремеслами
Игра-путешествие «Данила-мастер приглашает..." Просмотр фильма о художественных ремеслах России. Конкурс "ПДД страны Фантазия".
5 день. День мастер-классов.
Мастер-классы по художественному ремеслу. Соревнования по велоспорту "Крути педали". Выбор темы музыкально-спортивного спектакля.
6 день. День фантазеров.
Работа в творческих лабораториях. Реализация своих идей и работа над декорациями к мини-спектаклю. Минутка здоровья "Путешествие в страну Здоровья".
7 день. День игр, и раздача бантиков.
Работа творческих лабораторий. Создание детьми декораций своими руками и декоративных изделий для ярмарки. Раздача «бантиков».
8 день. День выставок.
Организации выставки работ детей "Дело мастера боится". Ярмарка-продажа изделий, изготовленных детьми. Минутка здоровья "От чего зависит твое настроение".
9 день. День театра.
Организационное мероприятие "Путешествие по миру театра". Игры на овладение элементами сценической грамоты, упражнения, импровизации. Минутка здоровья "Если хочешь быть здоров, закаляйся!"
10 день. День сценариста.
Работа над сценарием к музыкально-спортивному мини-спектаклю. Конкурс «Юный писатель».
11 день. День мультфильмов.
Просмотр мультфильмов. Викторина по просмотренным мультфильмам. Соревнования по мини-футболу.
12 день. День литературного творчества.
Заключительный день по разработке сценариев, подведение итого и раздача «масок».
13 день. День литературного путешественника.
Путешествие по страницам любимых сказок. Игровая программа на свежем воздухе "Веселая суббота".
14 день. День мультфильмов.
Знакомство с русским фольклором (песни, потешки), с русскими музыкальными инструментами (балалайка, гармонь, баян). Игра-путешествие "Мир прекрасного". Дискотека.
15 день. День талантов.
Фанер-шоу. Караоке. Конкурс рисунков "Какого цвета музыка". Игры на смекалку и фантазию. Минутка здоровья "Все ли полезно, что мы едим".
16 день. День танцев и спорта.
Концертно-игровая программа «Вечера в поселке…». «Танцуй, пока молодой!». Конкурсная программа по представлению танцевальных стилей.
17 день. День красавиц и красавцев.
Конкурс красоты «Мисс и мистер лето 2017». Театр моды и танца. Дискотека.
18 день. День последнего рывка»
Последние штрихи в работе над музыкально-спортивном мини-спектаклем, последние репетиции.
19 день. День театральных подмостков.
Представление музыкально-спортивных мини спектаклей юных театралов.
20 день. Подведение итогов, раздача «гантелек и ноток».
Спортивно-поисковая игра «Найди клад». Беседа «Мой рост, мой вес»
21 День закрытия смены.
Закрытие смены. Награждение победителей. Выставка фотографий «Коллаж», презентация роликов, итоги. Концерт «До свидания, лагерь!»