Программа
пришкольного оздоровительного лагеря
«Солнышко»
с дневным пребыванием детей
«Первые»
Направленность: патриотическая
Возраст участников: 7-14 лет
Срок реализации:
с 1июня по 14 июня 2024 г.
2024 г.
Пояснительная записка
Чтим прошлое,
Храним настоящее,
Верим в будущее.
Мы живем в селе. Его красивая природа, широкие просторы, вкусная и чистая вода привораживают жителей. Это наше Отечество, наша малая Родина. И мы не вправе не знать её историю, традиции, обычаи.
Программа лагеря преследует главную цель: организация досуга детей в каникулярное время. Но лагерь – это не только организация питания и досуга.
Лагерь – это система физического и духовного развития ребёнка.
В течение учебного года одним из основных направлений воспитательной работы школы было патриотическое воспитание.
Организация патриотической смены летнего лагеря дополняет учебно-воспитательную и социокультурную работу образовательного учреждения.
С каждым годом от нас всё дальше и дальше Великая Отечественная война. Выросло уже не одно поколение людей, не испытавших на себе горячего дыхания великой битвы народов с немецко-фашистскими захватчиками. В последние годы заметно снижен у детей интерес к истории вообще и Великой Отечественной войне в частности.
В связи с этим, воспитать гражданина России – патриота своей страны становится всё сложнее. Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта ещё сохранили качества нравственных идеалов, что создаёт реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
Актуальность данной программы мы видим в создании педагогической воспитательной среды, способствующей углубленному знакомству с отечественной историей и культурой, деятельностью замечательных людей. Изучение корней своей семьи, истории малой Родины оказывает непосредственное воздействие на формирование жизненных идеалов, помогает найти образы для подражания.
Настоящая программа определяет общую стратегию, направления, содержание и механизмы формирования гражданина свободной, богатой, сильной духом страны.
Прикосновение к достижениям выдающихся людей усиливает чувство любви к Родине, своему народу, вызывает искреннее уважение и переживание, оставляет след на всю жизнь, а приобретенные знания оказываются полезными в будущем.
Лагерная смена дает большие возможности для такой воспитательной деятельности.
Цели и задачи программы
Цель программы:
Формирование чувства гражданственности, патриотизма, любви и уважения к историческому наследию малой родины. Создание оптимальных условий для отдыха, оздоровления и творческого развития детей и подростков.
Задачи:
Стимулировать интерес к истории родного села и района, способствовать расширению кругозора детей через изучение краеведческого материала, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла и интересными людьми;
Организовать полноценный культурный досуг детей, подростков с учётом их интересов, потребностей и возможностей для самореализации и творческого роста;
Сформировать умения межличностного и межгруппового общения на основе приоритета общечеловеческих ценностей;
Участники программы
Дети и подростки от 7–14 лет, в том числе из социально незащищённых категорий (малообеспеченные, многодетные, неполные семьи).
Дети, оставшиеся без попечения родителей.
Принципы деятельности смены
Принцип сознательности и активности – это ясное понимание целей и задач предстоящей работы, развитие самоуправления.
Систематичности и последовательности – все мероприятия связаны между собой, соответствуют установленной тематике смены.
Принцип равенства и сотрудничества – добровольное участие во всех делах и мероприятиях, доверительные, демократические отношения между детьми и взрослыми.
Принцип природосообразности - учет возрастных особенностей, половых различий, индивидуальных потребностей при определении форм летнего отдыха.
Принцип ценностной ориентации – это формирование здорового образа жизни, укрепление здоровья, рациональное использование свободного времени.
Принцип массовости – привлечение детей к физкультурно-оздоровительным, игровым, культурно - досуговым, патриотическим и другим мероприятиям.
Основные формы и методы реализации программы
Летний лагерь с дневным пребыванием детей на базе МКОУ Васильевской ООШ - это педагогическая система, способствующая развитию ребенка как творческой личности, его духовного и физического саморазвития, возможности для воспитания трудолюбия, активности, целеустремленности, здорового образа жизни.
В основу реализации программы заложены разнообразные
методы:
проблемно-поисковый (педагог ставит проблему и вместе с детьми находит решение, либо дети сами решают проблему, а педагог делает вывод);
эвристический (изложение педагога + творчество детей);
репродуктивный (воспроизводящий);
интерактивный;
иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);
проектная деятельность;
формы:
Содержание программы
Содержание программы ориентировано:
на создание благоприятных условий для развития личности ребёнка через общественно-значимую коллективную творческую деятельность;
на развитие мышления, воображения, творчества, внутренней состоятельности и внешней культуры.
Основными направлениями деятельности являются:
Патриотическое.
Цель: формирование чувства патриотизма и любви к своей малой Родине; изучение истории и культуры родного края, краеведческого материала, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, интересными людьми.
Формы работы:
Рекомендуемые мероприятия: конкурс-викторина «Твоя малая Родина», игра «Символы России», презентация «Мой край в истории страны», познавательные мероприятие «Мы в ответе за нашу Землю», «Русский солдат умом и силою богат», Митинг у памятника, конкурс инсценированной песни, познавательное мероприятие «Они сражались за Родину». Создание альбомов о событиях, людях, интересных фактах из жизни односельчан и т.д.
Физкультурно-оздоровительное и игровое.
Цель: укрепление здоровья путём развития физических качеств, приобретённых в ходе проведения подвижных игр на воздухе; пропаганда здорового образа жизни.
Формы работы:
спортивные игры, конкурсы;
утренняя зарядка, физкультминутки;
соревнования и турниры;
дни здоровья;
санитарный патруль;
организация здорового питания детей;
организация спортивно-массовых мероприятий;
соревнования по лёгкой атлетике;
спортивные эстафеты;
подвижные спортивные игры;
мероприятия по профилактике вредных привычек.
Рекомендуемые мероприятия: эстафета Добра «От сердца к сердцу»; спортивная программа «Играй, играй, форму не теряй!», военно – патриотическая игра «Зарница»; малые Олимпийские игры; игра «Аты – Баты, стань солдатом!»; Гиннес-шоу «Мы хотим всем рекордам наши звонкие дать имена». Агитбригада «Нет – вредным привычкам!», познавательная игра «Не болейте никогда!», путешествие по станциям, полоса препятствия и т.д.
Творческое.
Цель: создание системы интересного, разнообразного и познавательного отдыха детей и подростков через включение их в КТД.
Формы работы:
конкурсы рисунков, стихов;
выставки рисунков и поделок;
фестивали и карнавалы;
Викторины и КТД;
турниры.
Рекомендуемые мероприятия: Фестиваль детского творчества, конкурс художественной самодеятельности, конкурс экологических сказок, конкурс юмора, концерт для жителей села, агитбригады, выпуск газет, листовок и т.д.
Трудовая деятельность.
Цель: шефская помощь пожилым людям; приобретение навыков практической работы с растениями в отрядах, на пришкольном участке; дежурство по лагерю.
Формы работы:
Рекомендуемые мероприятия: уход за цветником, операция «Грядка», акция «Помощники», операция «Борьба с сорняками», «Цветочные заботы», «Бюро добрых дел» и т.д.
Досуговая деятельность.
Цель: создание благоприятной психологической обстановки в детском коллективе через игровую и художественно – эстетическую деятельность.
Формы работы:
Игры и конкурсы;
Викторины и КВН;
турниры.
Рекомендуемые мероприятия: КВН «Что за прелесть эти сказки», конкурс «Человек читающий» викторина «Дорожные знаки», игра «Слабое звено», праздничные дискотеки и т.д.
Социально – адаптационная деятельность.
Цель: овладение навыками общения, взаимодействия с другими людьми, коррекция межличностных отношений.
Формы работы:
диагностическое тестирование;
игры на сплочение коллектива;
развивающие игры;
беседы.
Рекомендуемые мероприятия: игры на знакомство «Снежный ком», «Назовись»; Игры на выявление лидеров «Верёвочка», «Карабас»; игры на сплочение коллектива «Шишки, жёлуди, орехи», «Казаки-разбойники», «Да» и «Нет» не говори!» и т.д. Познавательное мероприятие «Толерантность – путь к успеху», конкурс рисунков «Мы разные, но мы вместе» и т.д.
Механизм реализации программы
Программа ориентирована на первичный временный детский коллектив.
Лагерный день начинается с зарядки, затем – линейка, где объявляются планы на текущий день, в конце дня подводятся итоги прошедшего дня.
В начале смены дети выбирают тему для изучения, а в конце смены представляют результаты работы в виде альбомов, рефератов, исследований и т.п.
Ежедневно в лагере проходит общелагерное мероприятие, соответствующее тематике дня и спортивно – оздоровительное мероприятие.
Программа реализуется в несколько этапов.
1.Подготовительный этап (март-май).
Деятельностью этого этапа является:
проведение педагогического совета; совещаний при директоре по подготовке школы к летнему сезону;
разработка программы;
подготовка помещений и оборудования;
подготовка методического материала для работников лагеря;
подбор и расстановка кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
оформление необходимой документации для деятельности лагеря (заявления, справки, должностные обязанности, инструкции т.д.)
2.Организационный этап смены (май-июнь)
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2 дня.
Основной деятельностью этого этапа является: встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
запуск программы;
формирование органов самоуправления знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря;
3.Основной этап смены (июнь)
реализация основной идеи смены;
вовлечение детей и подростков в различные виды КТД;
шефская и поисковая работа;
взаимодействие в социуме;
4.Заключительный этап смены. Основной идеей этого этапа является:
подведение итогов смены;
оформление альбома (презентации) «Связь поколений», «Кто был твой прадед на Руси, свою фамилию спроси» и т.п.;
награждение по итогам смены;
анализ результатов деятельности смены, подведение итогов реализации программы.
Материально-техническое обеспечение
Кабинет для отряда -1;
Компьютерный класс – 1;
Комната для кружковой работы -1;
Спортзал;
Детская площадка
Спортинвентарь (скакалки – 5 шт., мячи волейбольные, баскетбольные, футбольные, резиновые – 5 шт., шашки, шахматы – 4 комплекта, кегли - 10 шт.);
Спортивные тренажёры – 3шт;
Канцтовары (альбомы, краски, гуашь, карандаши, скотч, фломастеры, пластилин, кисти, ножницы, цветная бумага, кнопки, скрепки).
ТСО (телевизор, мультимедийное оборудование).
Кадровое обеспечение
Директор школы и начальник лагеря несут ответственность за жизнь и здоровье детей, соблюдение режима дня, норм санитарной и пожарной безопасности. Проводит инструктаж персонала лагеря по технике безопасности, профилактике травматизма и предупреждению несчастных случаев с детьми с регистрацией в специальном журнале. Ведёт отчётную документацию по организации питания.
Ответственный за воспитательную работу осуществляет общий контроль и руководство реализацией программы, отвечает за содержание оздоровительно-воспитательной, досуговой деятельности, за работу органов самоуправления и проведение мероприятий в рамках программы; планирует и организует деятельность педагогического коллектива, анализирует текущую ситуацию и вносит педагогические коррективы по эффективности осуществления программы, оказывает методическую помощь.
Воспитатели являются непосредственными лицами, осуществляющими реализацию программы. Они готовят и проводят согласно плану мероприятия, несут ответственность за жизнь и здоровье детей, соблюдение распорядка дня, норм санитарной и пожарной безопасности.
Специальные кадры (физрук, медработник) осуществляют специализированную педагогическую деятельность в рамках функциональных обязательностей, могут быть привлечены для педагогической поддержки работы органов самоуправления
Фактор риска программы
Нежелание детей участвовать в том или ином мероприятии, снижение интереса, нежелание посещать лагерь.
Необходимо выяснить причины, устранить их, найти индивидуальный подход к каждому ребёнку.
Погодные условия могут сорвать часть мероприятий, проведение которых запланировано на улице.
В этом случае возможна замена на одного мероприятия на другое или проведение данного мероприятия в помещении.
План – сетка мероприятий смены
«Первые»
01.06 День защиты детей Инструктаж по ТБ. Мероприятие «День защиты детей». Оформление отрядной комнаты. Конкурс рисунков на асфальте ко дню Защиты детей. Весёлые старты. | 02.06 День Дружбы. Игра «Завяжем узелки потуже на память о друзьях и о дружбе». Прогулка на свежем воздухе. Игры, рисунки и песни о дружбе | 03.06 День безопасности Минутка безопасности «Причины дорожно-транспортных происшествий» Беседа : «Что такое хорошо и что такое плохо» Акция «Мои безопасные каникулы». Познавательная программа «Жители лесного царства, зелёного государства» |
04.06 День Здоровья Познавательная игра «Не болейте никогда!». Беседы, рисунки о вреде курения, алкоголя «Правда о вредных привычках». | 05.06 День российского кино Мероприятие: «День Российского кино». Экскурсия в школьный музей «Они защищали Родину». Просмотр любимых мультфильмов | 06.06 День русского языка Мероприятие «День Русского языка» Викторина по сказкам А.С. Пушкина. Конкурс чтецов стихотворений А. С. Пушкина. Конкурс рисунков ко дню русского языка. |
07.06 День семьи, любви и верности Мероприятие «День семьи, любви и верности» Беседа «Родительский дом – начало начал». Составление родословной. Конкурс рисунков и поделок «Моя семья» | 08.06 День победы советских войск над немецкой армией в битве под Курском в 1943 году Беседа: «День победы советских войск над немецкой армией в битве под Курском в 1943 году» Конкурс рисунков | 09.06 Станция Библиотечная Конкурс рисунков «Моя любимая книга Автомастерская «Помоги книге» Беседа: «Зачем нужна книга?» Конкурс сказок. |
10.06 День России Мероприятие «День России». «С чего начинается Родина?» - беседа. Конкурс на лучшего чтеца стихов и песни о Родине. Конкурс рисунков | 11.06 День Военно-морского флота Познавательное мероприятие «День Военно-морского флота». Конкурс на лучший кораблик из бумаги. Рисунки по теме. | 12.06 День физкультурника Беседа «Мы за ЗОЖ» Утренняя зарядка на свежем воздухе Минутка здоровья « Правильное питание» Минутка безопасности «Будем осторожными на дороге» Спортивная эстафета «Весёлые старты» Прогулка на воздухе, подвижные игры Конкурс рисунков «Мы за здоровый образ жизни |
13.06 День памяти и скорби Беседа о войне. Возложение цветов к памятнику. Конкурс рисунков «А мы с тобой войны не знали» Конкурс рисунков | 14.06 День государственного флага Российской Федерации Информационный час «История российского триколора». Творческий мастер-класс «Флаг России». Закрытие смены «Активисты Движения». | |
Ожидаемые результаты реализации программы,
критерии и методы оценки.
Направление | Ожидаемые результаты | Критерии | Методы |
Патриотическое | Формирование интерес к истории своей «малой родины», чувства патриотизма и любви к своему родному краю. | Приобретение знаний о значимых событиях, людях, истории своего края. | Педагогическое наблюдение, беседы, анкеты, соревнования, игры – турниры. Создание альбомов по выбранным темам. Выставки детских работ. |
Физкультурно- оздоровительное | Укрепление физического и психического здоровья детей. Привитие положительного отношения к здоровому образу жизни. | Выполнение режима дня, знание основ правильного питания. Знания об отрицательном воздействии на здоровье курения, алкоголя, наркотиков и др. Отсутствие травматизма. | Антропометрические показатели. Педагогическое наблюдение. Анкетирование. |
Досуговое | полноценного культурного досуга воспитанников. | Инициатива в организации детьми интересных дел и мероприятий. Ребенок - активный участник массовых мероприятий. | Рефлексия после всех мероприятий и дел (обсуждение, оценивание, планирование с учетом пожеланий воспитанников). Анкетирование. Беседы. |
Творческое | Расширение общего кругозора, раскрытие новых творческих способностей. Саморазвитие детей и подростков. | Желание детей принимать участие в работе кружков. Выставочная деятельность, качество представленных на выставку изделий, поделок. Личная заинтересованность в проведении КТД. | Наблюдение. Выставки: уровень работ, количество работ. Участие в конкурсах и концертах. Уровень проведения КТД. |
Социально- адаптационное | Развитие навыков разновозрастного общения, этичного поведения в сложных жизненных ситуациях. Доброжелательность, терпимость, уважение во взаимоотношениях между детьми, между детьми и педагогами, между детьми и старшим поколением. | Умение совместно работать и отдыхать. Расширение круга общения, в т.ч. со старшими по возрасту. Выбор этичных вариантов поведения. Доброжелательность, отзывчивость, взаимопонимание, проявление чуткости к людям. Организованность и активность детей отряда. | Педагогическое наблюдение. Беседа. Анкетирование. |
Трудовое | | | Наблюдение. Смотр объектов труда. |
Литература.
Будни и праздники в детском оздоровительном лагере. Настольная книга вожатого./Г.Б.Барышникова; худож. А.А.Селиванов – Ярославль: Академия развития, 2007. – 192с.
Газета «Педсовет» за 2006-2010 год.
Газета «Последний звонок» за 2007-2010 год.
«Лето – это маленькая жизнь…» (сборник программ по организации летнего отдыха детей и подростков)/ Под ред Пахвицевич С.Н., Романенко Н.В. Тюмень: Издательство «Вектор Бук», 2006.-228с.
«Лето – это маленькая жизнь…» (сборник программ по организации летнего отдыха детей и подростков)/ Под ред Пахвицевич С.Н., Романенко Н.В. Тюмень: Издательство «Вектор Бук», 2007.-132с.
Научно-практический журнал «Завуч начальной школы», №2 – 2008.
Панченко, С. Планирование лагерной смены // Народное образование. - 2008.-№3.-С.212-220.
Типовые программы отдыха и оздоровления детей: Методический сборник. Составители: Составители и редакторы сборника: Шилова Л.В., Закладная Л.К. Тюмень, 2008 - с.121
Коллективно-творческие дела, игры, праздники, аттракционы, развлечения, индивидуальная работа./ Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. Кипарис. - М.:Педагогическое общество России, 2001. – с.210.
Каникулы: Прикладная энциклопедия: учителю, воспитателю, вожатому./ Шмаков С.А. - М., 1993. – с.111
В эфире новости: Праздники. Конкурсы. Забавы. Викторины. Путешествия. Советы. Игры./ Торгашов В.Н. - М.: Педагогическое общество России, 2001
Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста: Нескучалия./ Толченов О.А. - М.:Владос, 2001
Игры-шутки, игры-минутки./ Шмаков С.А. - М., 1993. – с.111
Интернет ресурсы:
http://scenarist.boom.ru/lag/reklama.html
http://zerkalenok.ru:8101/
http://sbor.nm.ru/