СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа пришкольного оздоровительного лагеря «Солнышко» с дневным пребыванием детей «Первые»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

       Программа лагеря  преследует главную цель: организация досуга детей в каникулярное время. Лагерь – это система физического и духовного развития ребёнка. 

        Настоящая программа определяет общую стратегию, направления, содержание и механизмы формирования  гражданина свободной, богатой, сильной духом страны.

      Прикосновение к достижениям выдающихся людей усиливает чувство любви к Родине, своему народу, вызывает искреннее уважение и переживание, оставляет след на всю жизнь, а приобретенные знания оказываются полезными в будущем.

       Лагерная смена дает большие возможности для такой воспитательной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Программа пришкольного оздоровительного лагеря «Солнышко» с дневным пребыванием детей «Первые»»













Программа

пришкольного оздоровительного лагеря

«Солнышко»

с дневным пребыванием детей


«Первые»



Направленность: патриотическая

Возраст участников: 7-14 лет

Срок реализации:

с 1июня по 14 июня 2024 г.















2024 г.

Пояснительная записка

Чтим прошлое,

Храним настоящее,

Верим в будущее.

Мы живем в селе. Его красивая природа, широкие просторы, вкусная и чистая вода привораживают жителей. Это наше Отечество, наша малая Родина. И мы не вправе не знать её историю, традиции, обычаи.

Программа лагеря преследует главную цель: организация досуга детей в каникулярное время. Но лагерь – это не только организация питания и досуга.

Лагерь – это система физического и духовного развития ребёнка.

В течение учебного года одним из основных направлений воспитательной работы школы было патриотическое воспитание.

Организация патриотической смены летнего лагеря дополняет учебно-воспитательную и социокультурную работу образовательного учреждения.

С каждым годом от нас всё дальше и дальше Великая Отечественная война. Выросло уже не одно поколение людей, не испытавших на себе горячего дыхания великой битвы народов с немецко-фашистскими захватчиками. В последние годы заметно снижен у детей интерес к истории вообще и Великой Отечественной войне в частности.

В связи с этим, воспитать гражданина России – патриота своей страны становится всё сложнее. Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта ещё сохранили качества нравственных идеалов, что создаёт реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

Актуальность данной программы мы видим в создании педагогической воспитательной среды, способствующей углубленному знакомству с отечественной историей и культурой, деятельностью замечательных людей. Изучение корней своей семьи, истории малой Родины оказывает непосредственное воздействие на формирование жизненных идеалов, помогает найти образы для подражания.

Настоящая программа определяет общую стратегию, направления, содержание и механизмы формирования гражданина свободной, богатой, сильной духом страны.

Прикосновение к достижениям выдающихся людей усиливает чувство любви к Родине, своему народу, вызывает искреннее уважение и переживание, оставляет след на всю жизнь, а приобретенные знания оказываются полезными в будущем.

Лагерная смена дает большие возможности для такой воспитательной деятельности.



Цели и задачи программы

Цель программы:

Формирование чувства гражданственности, патриотизма, любви и уважения к историческому наследию малой родины. Создание оптимальных условий для отдыха, оздоровления и творческого развития детей и подростков.


Задачи:

  • Стимулировать интерес к истории родного села и района, способствовать расширению кругозора детей через изучение краеведческого материала, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла и интересными людьми;


  • Организовать полноценный культурный досуг детей, подростков с учётом их интересов, потребностей и возможностей для самореализации и творческого роста;



  • Пропагандировать здоровый образ жизни среди подрастающего поколения;


  • Сформировать умения межличностного и межгруппового общения на основе приоритета общечеловеческих ценностей;



  • Воспитывать у детей и подростков чувства уважения к товарищам и старшим.

Участники программы

  • Дети и подростки от 7–14 лет, в том числе из социально незащищённых категорий (малообеспеченные, многодетные, неполные семьи).


  • Несовершеннолетние «группы особого внимания».


  • Дети, оставшиеся без попечения родителей.


  • Педагогический коллектив образовательного учреждения.


Принципы деятельности смены

  • Принцип сознательности и активности – это ясное понимание целей и задач предстоящей работы, развитие самоуправления.


  • Систематичности и последовательности – все мероприятия связаны между собой, соответствуют установленной тематике смены.



  • Принцип равенства и сотрудничества – добровольное участие во всех делах и мероприятиях, доверительные, демократические отношения между детьми и взрослыми.


  • Принцип природосообразности - учет возрастных особенностей, половых различий, индивидуальных потребностей при определении форм летнего отдыха.



  • Принцип ценностной ориентации – это формирование здорового образа жизни, укрепление здоровья, рациональное использование свободного времени.


  • Принцип массовости – привлечение детей к физкультурно-оздоровительным, игровым, культурно - досуговым, патриотическим и другим мероприятиям.


Основные формы и методы реализации программы

Летний лагерь с дневным пребыванием детей на базе МКОУ Васильевской ООШ - это педагогическая система, способствующая развитию ребенка как творческой личности, его духовного и физического саморазвития, возможности для воспитания трудолюбия, активности, целеустремленности, здорового образа жизни.


В основу реализации программы заложены разнообразные

методы:

  • креативный (творческий);

  • проблемно-поисковый (педагог ставит проблему и вместе с детьми находит решение, либо дети сами решают проблему, а педагог делает вывод);

  • эвристический (изложение педагога + творчество детей);

  • репродуктивный (воспроизводящий);

  • интерактивный;

  • иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

  • проектная деятельность;


формы:

  • игра;

  • путешествие;

  • экскурсии;

  • конкурсы;

  • соревнования;

  • выставки творческих работ;

  • акции.

Содержание программы

Содержание программы ориентировано:

  • на создание благоприятных условий для развития личности ребёнка через общественно-значимую коллективную творческую деятельность;

  • на развитие мышления, воображения, творчества, внутренней состоятельности и внешней культуры.


Основными направлениями деятельности являются:


Патриотическое.

Цель: формирование чувства патриотизма и любви к своей малой Родине; изучение истории и культуры родного края, краеведческого материала, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, интересными людьми.

Формы работы:

  • познавательные игры;

  • познавательные мероприятия;

  • посещение музея;

  • подготовка презентаций;

  • конкурсы, викторины;

  • исследования,

  • интервьюирование,

  • оформление альбомов.


Рекомендуемые мероприятия: конкурс-викторина «Твоя малая Родина», игра «Символы России», презентация «Мой край в истории страны», познавательные мероприятие «Мы в ответе за нашу Землю», «Русский солдат умом и силою богат», Митинг у памятника, конкурс инсценированной песни, познавательное мероприятие «Они сражались за Родину». Создание альбомов о событиях, людях, интересных фактах из жизни односельчан и т.д.


Физкультурно-оздоровительное и игровое.

Цель: укрепление здоровья путём развития физических качеств, приобретённых в ходе проведения подвижных игр на воздухе; пропаганда здорового образа жизни.


Формы работы:

  • спортивные игры, конкурсы;

  • утренняя зарядка, физкультминутки;

  • соревнования и турниры;

  • дни здоровья;

  • санитарный патруль;

  • организация здорового питания детей;

  • организация спортивно-массовых мероприятий;

  • соревнования по лёгкой атлетике;

  • спортивные эстафеты;

  • подвижные спортивные игры;

  • мероприятия по профилактике вредных привычек.

Рекомендуемые мероприятия: эстафета Добра «От сердца к сердцу»; спортивная программа «Играй, играй, форму не теряй!», военно – патриотическая игра «Зарница»; малые Олимпийские игры; игра «Аты – Баты, стань солдатом!»; Гиннес-шоу «Мы хотим всем рекордам наши звонкие дать имена». Агитбригада «Нет – вредным привычкам!», познавательная игра «Не болейте никогда!», путешествие по станциям, полоса препятствия и т.д.


Творческое.

Цель: создание системы интересного, разнообразного и познавательного отдыха детей и подростков через включение их в КТД.


Формы работы:

  • конкурсы рисунков, стихов;

  • выставки рисунков и поделок;

  • фестивали и карнавалы;

  • Викторины и КТД;

  • турниры.


Рекомендуемые мероприятия: Фестиваль детского творчества, конкурс художественной самодеятельности, конкурс экологических сказок, конкурс юмора, концерт для жителей села, агитбригады, выпуск газет, листовок и т.д.


Трудовая деятельность.

Цель: шефская помощь пожилым людям; приобретение навыков практической работы с растениями в отрядах, на пришкольном участке; дежурство по лагерю.


Формы работы:

  • трудовой десант;

  • дежурство по отряду и столовой;

  • шефская помощь.


Рекомендуемые мероприятия: уход за цветником, операция «Грядка», акция «Помощники», операция «Борьба с сорняками», «Цветочные заботы», «Бюро добрых дел» и т.д.


Досуговая деятельность.

Цель: создание благоприятной психологической обстановки в детском коллективе через игровую и художественно – эстетическую деятельность.


Формы работы:

  • Игры и конкурсы;

  • Викторины и КВН;

  • турниры.


Рекомендуемые мероприятия: КВН «Что за прелесть эти сказки», конкурс «Человек читающий» викторина «Дорожные знаки», игра «Слабое звено», праздничные дискотеки и т.д.


Социально – адаптационная деятельность.

Цель: овладение навыками общения, взаимодействия с другими людьми, коррекция межличностных отношений.


Формы работы:

  • диагностическое тестирование;

  • игры на сплочение коллектива;

  • развивающие игры;

  • беседы.


Рекомендуемые мероприятия: игры на знакомство «Снежный ком», «Назовись»; Игры на выявление лидеров «Верёвочка», «Карабас»; игры на сплочение коллектива «Шишки, жёлуди, орехи», «Казаки-разбойники», «Да» и «Нет» не говори!» и т.д. Познавательное мероприятие «Толерантность – путь к успеху», конкурс рисунков «Мы разные, но мы вместе» и т.д.


Механизм реализации программы

  • Программа ориентирована на первичный временный детский коллектив.

  • Лагерный день начинается с зарядки, затем – линейка, где объявляются планы на текущий день, в конце дня подводятся итоги прошедшего дня.

  • В начале смены дети выбирают тему для изучения, а в конце смены представляют результаты работы в виде альбомов, рефератов, исследований и т.п.

  • Ежедневно в лагере проходит общелагерное мероприятие, соответствующее тематике дня и спортивно – оздоровительное мероприятие.


Программа реализуется в несколько этапов.

1.Подготовительный этап (март-май).

Деятельностью этого этапа является:

  • проведение педагогического совета; совещаний при директоре по подготовке школы к летнему сезону;

  • разработка программы;

  • подготовка помещений и оборудования;

  • подготовка методического материала для работников лагеря;

  • подбор и расстановка кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;

  • оформление необходимой документации для деятельности лагеря (заявления, справки, должностные обязанности, инструкции т.д.)


2.Организационный этап смены (май-июнь)

Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2 дня.

  • Основной деятельностью этого этапа является: встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;

  • запуск программы;

  • формирование органов самоуправления знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря;

3.Основной этап смены (июнь)

  • реализация основной идеи смены;

  • вовлечение детей и подростков в различные виды КТД;

  • шефская и поисковая работа;

  • взаимодействие в социуме;

4.Заключительный этап смены. Основной идеей этого этапа является:

  • подведение итогов смены;

  • оформление альбома (презентации) «Связь поколений», «Кто был твой прадед на Руси, свою фамилию спроси» и т.п.;

  • награждение по итогам смены;

  • анализ результатов деятельности смены, подведение итогов реализации программы.


Материально-техническое обеспечение

  • Кабинет для отряда -1;

  • Компьютерный класс – 1;

  • Комната для кружковой работы -1;

  • Спортзал;

  • Детская площадка

  • Спортинвентарь (скакалки – 5 шт., мячи волейбольные, баскетбольные, футбольные, резиновые – 5 шт., шашки, шахматы – 4 комплекта, кегли - 10 шт.);

  • Спортивные тренажёры – 3шт;

  • Канцтовары (альбомы, краски, гуашь, карандаши, скотч, фломастеры, пластилин, кисти, ножницы, цветная бумага, кнопки, скрепки).

  • ТСО (телевизор, мультимедийное оборудование).


Кадровое обеспечение

Директор школы и начальник лагеря несут ответственность за жизнь и здоровье детей, соблюдение режима дня, норм санитарной и пожарной безопасности. Проводит инструктаж персонала лагеря по технике безопасности, профилактике травматизма и предупреждению несчастных случаев с детьми с регистрацией в специальном журнале. Ведёт отчётную документацию по организации питания.

Ответственный за воспитательную работу осуществляет общий контроль и руководство реализацией программы, отвечает за содержание оздоровительно-воспитательной, досуговой деятельности, за работу органов самоуправления и проведение мероприятий в рамках программы; планирует и организует деятельность педагогического коллектива, анализирует текущую ситуацию и вносит педагогические коррективы по эффективности осуществления программы, оказывает методическую помощь.

Воспитатели являются непосредственными лицами, осуществляющими реализацию программы. Они готовят и проводят согласно плану мероприятия, несут ответственность за жизнь и здоровье детей, соблюдение распорядка дня, норм санитарной и пожарной безопасности.

Специальные кадры (физрук, медработник) осуществляют специализированную педагогическую деятельность в рамках функциональных обязательностей, могут быть привлечены для педагогической поддержки работы органов самоуправления

Фактор риска программы


  • Нежелание детей участвовать в том или ином мероприятии, снижение интереса, нежелание посещать лагерь.

Необходимо выяснить причины, устранить их, найти индивидуальный подход к каждому ребёнку.


  • Погодные условия могут сорвать часть мероприятий, проведение которых запланировано на улице.

В этом случае возможна замена на одного мероприятия на другое или проведение данного мероприятия в помещении.


План – сетка мероприятий смены

«Первые»

01.06

День защиты детей

Инструктаж по ТБ.

Мероприятие «День защиты детей». Оформление отрядной комнаты. Конкурс рисунков на асфальте ко дню Защиты детей.

Весёлые старты.

02.06

День Дружбы.

Игра «Завяжем узелки потуже на память о друзьях и о дружбе». Прогулка на свежем воздухе.

Игры, рисунки и песни о дружбе

03.06

День безопасности

Минутка безопасности «Причины дорожно-транспортных происшествий»

Беседа : «Что такое хорошо и что такое плохо»

Акция «Мои безопасные каникулы».

Познавательная программа «Жители лесного царства, зелёного государства»

04.06

День Здоровья

Познавательная игра «Не болейте никогда!».

Беседы, рисунки о вреде курения, алкоголя «Правда о вредных привычках».

05.06

День российского кино

Мероприятие: «День Российского кино».

Экскурсия в школьный музей «Они защищали Родину».

Просмотр любимых мультфильмов

06.06

День русского языка

Мероприятие «День Русского языка»

Викторина по сказкам А.С. Пушкина.

Конкурс чтецов стихотворений А. С. Пушкина.

Конкурс рисунков ко дню русского языка.

07.06

День семьи, любви и верности

Мероприятие «День семьи, любви и верности»

Беседа «Родительский дом – начало начал».

Составление родословной.

Конкурс рисунков и поделок «Моя семья»

08.06

День победы советских войск над немецкой армией в битве под Курском в 1943 году

Беседа: «День победы советских войск над немецкой армией в битве под Курском в 1943 году»

Конкурс рисунков

09.06

Станция Библиотечная

Конкурс рисунков «Моя любимая книга

Автомастерская «Помоги книге»

Беседа: «Зачем нужна книга?»

Конкурс сказок.


10.06

День России

Мероприятие «День России». «С чего начинается Родина?» - беседа. Конкурс на лучшего чтеца стихов и песни о Родине. Конкурс рисунков

11.06

День Военно-морского флота

Познавательное мероприятие «День Военно-морского флота».

Конкурс на лучший кораблик из бумаги.

Рисунки по теме.

12.06

День физкультурника

Беседа «Мы за ЗОЖ»

Утренняя зарядка на свежем воздухе

Минутка здоровья « Правильное питание»

Минутка безопасности «Будем осторожными на дороге»

Спортивная эстафета «Весёлые старты»

Прогулка на воздухе, подвижные игры

Конкурс рисунков «Мы за здоровый образ жизни

13.06

День памяти и скорби

Беседа о войне.

Возложение цветов к памятнику.

Конкурс рисунков «А мы с тобой войны не знали»

Конкурс рисунков

14.06

День государственного флага Российской Федерации

Информационный час «История российского триколора».

Творческий мастер-класс «Флаг России»

Закрытие смены «Активисты Движения».


Ожидаемые результаты реализации программы,

критерии и методы оценки.


Направление

Ожидаемые результаты

Критерии

Методы

Патриотическое


  • Формирование интерес к истории своей «малой родины», чувства патриотизма и любви к своему родному краю.


  • Приобретение знаний о значимых событиях, людях, истории своего края.


Педагогическое наблюдение, беседы, анкеты, соревнования, игры – турниры.

Создание альбомов по выбранным темам.

Выставки детских работ.

Физкультурно-

оздоровительное



  • Укрепление физического и психического здоровья детей.

  • Привитие положительного отношения к здоровому образу жизни.


  • Выполнение режи­ма дня, знание основ правильного питания.

  • Знания об отрица­тельном воз­дей­ствии на здо­ровье курения, алко­голя, наркотиков и др.

  • Отсутствие травматизма.

Антропометрические показатели.

Педагоги­ческое наблюдение.

Анкетиро­вание.




Досуговое

  • Организация

полноценного

культурного досуга воспитанников.


  • Инициатива в организации детьми интересных дел и мероприятий.

  • Ребенок - активный участник массо­вых мероприятий.

Рефлексия после всех мероприятий и дел (обсуждение, оценивание, планирование с учетом пожеланий воспитанников).

Анкетирование. Беседы.

Творческое

  • Расширение общего кругозора, раскрытие новых творческих способностей.

  • Саморазвитие детей и подростков.


  • Желание детей принимать участие в работе кружков.

  • Выставочная деятельность, качество представленных на выставку изделий, поделок.

  • Личная заинтересованность в проведении КТД.

Наблюдение.

Выставки: уровень работ, количество работ.

Участие в конкурсах и концертах.

Уровень проведения КТД.

Социально- адаптационное

  • Развитие навыков разно­возрастного общения, этич­ного поведения в слож­ных жизненных ситуациях.

  • Доброжелательность, терпимость, уважение во взаимоотноше­ниях между детьми, между детьми и педагогами, между детьми и старшим поколением.

  • Умение совместно работать и отдыхать.

  • Расширение круга общения, в т.ч. со старшими по возрасту. Выбор этичных вариантов поведения.

  • Доброжелательность, отзывчивость, взаимопо­ни­мание, проявление чутко­сти к людям.

  • Организованность и активность детей отряда.

Педагогическое наблюдение.

Беседа.

Анкетирование.

Трудовое

  • Приобретение трудовых практических умений и навыков.

  • Количество и качество проводимых трудовых мероприятий.

Наблюдение.

Смотр объектов труда.


Литература.

  1. Будни и праздники в детском оздоровительном лагере. Настольная книга вожатого./Г.Б.Барышникова; худож. А.А.Селиванов – Ярославль: Академия развития, 2007. – 192с.

  2. Газета «Педсовет» за 2006-2010 год.

  3. Газета «Последний звонок» за 2007-2010 год.

  4. «Лето – это маленькая жизнь…» (сборник программ по организации летнего отдыха детей и подростков)/ Под ред Пахвицевич С.Н., Романенко Н.В. Тюмень: Издательство «Вектор Бук», 2006.-228с.

  5. «Лето – это маленькая жизнь…» (сборник программ по организации летнего отдыха детей и подростков)/ Под ред Пахвицевич С.Н., Романенко Н.В. Тюмень: Издательство «Вектор Бук», 2007.-132с.

  6. Научно-практический журнал «Завуч начальной школы», №2 – 2008.

Панченко, С. Планирование лагерной смены    // Народное образование. - 2008.-№3.-С.212-220.

  1. Типовые программы отдыха и оздоровления детей: Методический сборник. Составители: Составители и редакторы сборника: Шилова Л.В., Закладная Л.К. Тюмень, 2008 - с.121

  2. Коллективно-творческие дела, игры, праздники, аттракционы, развлечения, индивидуальная работа./ Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. Кипарис. - М.:Педагогическое общество России, 2001. – с.210.

  3. Каникулы: Прикладная энциклопедия: учителю, воспитателю, вожатому./ Шмаков С.А. - М., 1993. – с.111

  4. В эфире новости: Праздники. Конкурсы. Забавы. Викторины. Путешествия. Советы. Игры./ Торгашов В.Н. - М.: Педагогическое общество России, 2001 

  5. Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста: Нескучалия./ Толченов О.А. - М.:Владос, 2001

  6. Игры-шутки, игры-минутки./ Шмаков С.А. - М., 1993. – с.111

  7. Интернет ресурсы:

http://scenarist.boom.ru/lag/reklama.html

http://zerkalenok.ru:8101/

http://sbor.nm.ru/