Пояснительная записка
Актуальность программы обусловлена рядом факторов:
Психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда;
Отсутствием ясной жизненной перспективы;
Неадекватной самооценкой и несформированной способностью оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии;
Неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к преодолению профессиональных трудностей.
Ранняя юность – единственная пора социально-узаконенного, общественно необходимого выбора растущим человеком своего собственного будущего. Ведущий вид деятельности воспитанников данного возраста – учебно-профессиональный. Характерной чертой его является формирование жизненных планов, связанных с выбором профессии. К выбору профессии не многие люди подходят основательно, так как это требует длительного времени и большой мыслительной, аналитической деятельности. Старшеклассники чаще всего хотят определить свой будущий жизненный путь и трудовую деятельность без вмешательства взрослых, что порождает дополнительные трудности в процессе принятия ими соответствующих решений. С одной стороны, они еще не знают, что такое профессиональный труд и чем конкретно придётся заниматься человеку, избравшему для себя ту или иную профессию. С другой стороны, они не могут полностью представить себе, как адаптироваться к условиям будущей профессии. И здесь, как правило, они создают идеал собственного будущего, которое оторвано от реальности. Большинство юношей и девушек выбирают профессию, руководствуясь именно этим идеалом, в дальнейшем у них возникают разочарование и желание попробовать себя в другой сфере, таким образом, выбор профессии осуществляется методом «проб и ошибок».
Ученики 8-9 классов ёще далеки от выбора профессии, поэтому правильно проведённая с ними профориентационная работа должна стать основой, на которой в дальнейшем будут развиваться профессиональные интересы и намерения воспитанников в старших классах.
Целью программы является:
Формирование положительной мотивации к будущей профессиональной деятельности,
Задачи:
Сформировать положительное отношение к различным профессиям;
Развивать интерес к профессиям, расширять представления о мире профессий:
Практическая подготовка воспитанников к самостоятельной жизни и труду;
Воспитывать уважение к людям труда, формировать социальные установки на производительный труд.
Ожидаемый результат:
Воспитанники должны –
Владеть информацией о разнообразии мира профессий;
Владеть специальной терминологией;
Понимать значимость труда в жизни человека и общества;
Объективно оценивать свои собственные силы, возможности, выделять и опираться на свои позитивные качества;
Овладеть трудовыми навыками и умениями, уметь применять в самостоятельной жизни;
Уметь адаптироваться в окружающей жизни, в различных сферах трудовой деятельности.
Психолого - педагогическое сопровождение программы -
Цель: создание благоприятных социально-психологических условий для полноценного психофизического развития воспитанников.
Задачи:
Выявление особенности психического развития воспитанников,
Оказание помощи в выборе сферы самореализации.
Основные направления
-оформление информационного материала;
-подготовка диагностического инструментария.
* Диагностическое
-входная диагностик
-психологическая и практическая готовность воспитанников к намечаемой ими профессии и стимулирование его к самовоспитанию и развитию недостающих качеств личности.
* Консультационная работа
- всестороннее изучение личности воспитанника;
-сопоставление уровня практической и психологической подготовленности воспитанника с требованиями профессий и совместный подбор наиболее соответствующей;
-стимулирование самовоспитания и самооценки воспитанника путём систематического контроля его деятельности по достижению намеченной цели
* Коррекционно-развивающая работа
-разработка и осуществление рекомендаций программ социально-развивающей работы с воспитанниками
* Аналитическая
-обработка результатов диагностики и социологических исследований.
Литература
Девяткова Т.А., Кочетова Л.Л. Петрикова А.Г. «Социально-бытовая ориентировка в специальных(коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида» - М., Владос, 2003.
Кабина Е., Радзик Т.Я., «Я в мире профессий. Тренинг для подростков»
«Трудовое обучение в специальных(коррекционных) школах VIII вида» под ред. Щербаковой А.М.
Захаров Н.Н., Симоненко В.Д. «Профессиональная подготовка школьников», «Обучение и воспитание детей с ОВЗ» мет. Рекомендации. «Новый учебник», 2003г.
Белкин А.С. «Нравственное воспитание учащихся вспомогательной школы»
Журналы «Дефектология», «Школьный психолог»
3