СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Программа профессионального модуля разработана на основе Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 38.02.03 Операционная деятельность в логистике
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СМОЛЕНСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Сафоновский филиал областного государственного бюджетного
профессионального образовательного учреждения
«Смоленская академия профессионального образования»
(Сафоновский филиал ОГБПОУ СмолАПО)
Утверждаю
Зам. директора
___________Г.Л. Полежаева
ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.02 Управление логистическими процессами в закупках, производстве и распределении
2021 г.
Программа профессионального модуля разработана на основе Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 38.02.03 Операционная деятельность в логистике
Организация-разработчик: Сафоновский филиал областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Смоленская академия профессионального образования»
Разработчик:
Мельянцева М.Ю., преподаватель Сафоновского филиала ОГБПОУ СмолАПО
Рассмотрено на заседании ЦК
Протокол № 1 от «31» августа 2021 г.
Председатель ЦК ____________ /М.Ю. Мельянцева/
Рассмотрено методическим советом Сафоновского филиала ОГБПОУ СмолАПО
Протокол №1 от «31» августа 2021 г.
1. Общая характеристика программы профессионального модуля | 4 |
2. Структура и содержание профессионального модуля | 8 |
3. Условия реализации программы профессионального модуля | 28 |
4. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля | 31 |
1 Общая характеристика профессионального модуля
ПМ.02 Управление логистическими процессами в закупках, производстве и распределении
1.1 Цель и планируемые результаты освоения профессионального модуля
В результате изучения профессионального модуля студент должен освоить основной вид деятельности Управление логистическими процессами в закупках, производстве и распределении и соответствующие ему общие и профессиональные компетенции, личностные результаты:
1.1.1 Перечень общих компетенций и личностных результатов
Код | Наименование общих компетенций |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9. | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
ОК 10. | Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке |
ОК 11. | Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере |
ЛР1 | Осознающий себя гражданином и защитником великой страны. |
ЛР2 | Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций. |
ЛР3 | Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих. |
ЛР4 | Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа». |
ЛР5 | Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России. |
ЛР6 | Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях. |
ЛР7 | Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. |
ЛР8 | Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства. |
ЛР9 | Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях. |
ЛР10 | Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой. |
ЛР11 | Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры. |
ЛР12 | Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания. |
ЛР13 | Соблюдающий в своей профессиональной деятельности этические принципы: честности, независимости, профессионального скептицизма, противодействия коррупции и экстремизму, обладающий системным мышлением и умением принимать решение в условиях риска и неопределенности. |
ЛР14 | Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: проектно-мыслящий, эффективно взаимодействующий с членами команды и сотрудничающий с другими людьми, осознанно выполняющий профессиональные требования, ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, нацеленный на достижение поставленных целей; демонстрирующий профессиональную жизнестойкость. |
ЛР15 | Открытый к текущим и перспективным изменениям в мире труда и профессий. |
1.1.2 Перечень профессиональных компетенций
Код | Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций |
ПК 2.1 | Участвовать в разработке инфраструктуры процесса организации снабжения и организационной структуры управления снабжением на уровне подразделения (участка) логистической системы с учетом целей и задач организации в целом |
ПК 2.2 | Применять методологию проектирования внутрипроизводственных логистических систем при решении практических задач. |
ПК 2.3 | Использовать различные модели и методы управления запасами. |
ПК 2.4 | Осуществлять управление заказами, запасами, транспортировкой, складированием, грузопереработкой, упаковкой, сервисом. |
1.1.3 В результате освоения профессионального модуля студент должен:
Иметь практический опыт
| - управления логистическими процессами в закупках, производстве и распределении; - осуществления нормирования товарных запасов; - проверки соответствия фактического наличия запасов организации в действительности данным учетных документов; - произведения осмотра товарно-материальных ценностей и занесения в описи их полного наименования, назначения, инвентарных номеров и основных технических или эксплуатационных показателей, проверки наличия всех документов, сопровождающих поставку (отгрузку) материальных ценностей; - зонирования складских помещений, рационального размещения товаров на складе, организации складских работ; - участия в организации разгрузки, транспортировки к месту приёмки, организации приёмки, размещения, укладки и хранения товаров; - участия в оперативном планировании и управлении материальными потоками в производстве; - участия в выборе вида транспортного средства, разработке смет транспортных расходов; - разработки маршрутов следования; - организации терминальных перевозок; - оптимизации транспортных расходов. |
Уметь | - определять потребности в материальных запасах для производства продукции; - применять методологические основы базисных систем управления запасами в конкретных ситуациях; - оценивать рациональность структуры запасов; - определять сроки и объёмы закупок материальных ценностей; - проводить выборочное регулирование запасов; - рассчитывать показатели оборачиваемости групп запасов, сравнивать их с показателями предыдущих периодов (нормативами); - организовывать работу склада и его элементов; - определять потребность в складских помещениях, рассчитывать площадь склада, рассчитывать и оценивать складские расходы; - выбирать подъёмно-транспортное оборудование, организовывать грузопереработку на складе (погрузку, транспортировку, приёмку, размещение, укладку, хранение); - рассчитывать потребности в материальных ресурсах для производственного процесса; - рассчитывать транспортные расходы логистической системы. |
Знать | - понятие, сущность и необходимость в материальных запасах; - виды запасов: буферный запас, производственные запасы, запасы готовой продукции, запасы для компенсации задержек, запасы для удовлетворения ожидаемого спроса; - последствия избыточного накопления запасов; - механизмы и инструменты оптимизации запасов и затрат на хранение; - зарубежный опыт управления запасами; - основные концепции и технологии, способствующие сокращению общих издержек логистической системы; - базисные системы управления запасами: систему с фиксированным размером заказа (СФРЗ), систему с фиксированным интервалом времени между заказами (СФИВЗ); - методы регулирования запасов; - основы логистики складирования: классификацию складов, функции; - варианты размещения складских помещений; - принципы выбора формы собственности склада; - основы организации деятельностью склада и управления им; - структуру затрат на складирование, направления оптимизации расходов системы складирования, принципы зонирования склада и размещения товаров; - классификацию производственных процессов; - принципы функционирования внутрипроизводственных логистических систем; - значение и преимущества логистической концепции организации производства; - принципы управления потоками во внутрипроизводственных логистических системах; - механизмы оптимизации внутрипроизводственных издержек логистической системы; - понятие и задачи транспортной логистики; - классификацию транспорта; - значение транспортных тарифов; - организационные принципы транспортировки; - стратегию ценообразования и определения «полезных» затрат при организации перевозок, учет транспортных расходов. |
1.2 Количество часов, отводимое на освоение программы профессионального модуля:
всего – 534 часов,
из них на освоение МДК – 392 часов, практики – 108 часов (в том числе учебной практики – 36 часов, производственной (по профилю специальности) практики – 72 часа).
2 Структура и содержание профессионального модуля
2.1 Структура профессионального модуля ПМ.02 Управление логистическими процессами в закупках, производстве и распределении
Код профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля | Всего часов
| Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика | |||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося | Учебная, часов | Производственная (по профилю специальности),** часов | ||||||
Всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов | Всего, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
ПК 2.1-2.4 | Раздел 1. МДК 02.01 Основы управления логистическими процессами в закупках, производстве и распределении | 142 | 94 | 54 | 20 | 48 | * | * | * |
ПК 2.1-2.4 | Раздел 2. МДК 02.02 Оценка рентабельности системы складирования и оптимизации внутрипроизводственных потоковых процессов | 116 | 78 | 38 | * | 38 | * | * | * |
ПК 2.1-2.4 | Раздел 3. МДК 02.03 Оптимизация процессов транспортировки и проведение оценки стоимости затрат | 104 | 70 | 34 | * | 34 | * | * | * |
ПК 2.1-2.4 | Раздел 4. МДК 02.04 Управление внешнеэкономическими операциями | 64 | 42 | 14 | * | 22 | * | * | * |
| УП. 02 Учебная практика | 36 | 36 | * | * | * | * | 36 | * |
| ПП. 02 Практика по профилю специальности | 72 | 72 | * | * | * | * | * | 72 |
Всего: | 534 | 392 | 140 | 20 | 142 | * | 36 | 72 |
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) | Объем часов | |
1 | 2 | 3 | |
ПМ. 02 Управление логистическими процессами в закупках, производстве и распределении | 392 | ||
Раздел 1. МДК 02. 01. Основы управления логистическими процессами в закупках, производстве и распределении | 94 | ||
Тема 1. Управление логистическими процессами в закупках. | Содержание | 18 | |
1. | Лекционное занятие. Цели и задачи закупочной логистики. Определение понятий: закупочная логистика, закупки, снабжение. Цель и основа экономической эффективности закупочной логистики. Задачи закупочной логистики: информационные задачи, задачи реализации, задачи координации и интеграции закупок с производством, сбытом, складирование и транспортированием. | 4 | |
2. | Лекционное занятие. Информационные задачи закупочной логистики. Определение потребности в материальных ресурсах. Исследование рынков закупок. Принятие решения «сделать или купить» в закупочной логистике. | ||
| Семинарские занятия | 2
| |
1. | Задача выбора поставщика. 1. Основные этапы решения задачи выбора поставщика. 2. Процедура выбора лучшего поставщика. 3. Основные критерии выбора поставщиков. 4. Методы организации процесса выбора поставщика. 5. Поиск потенциальных поставщиков. Источники информации о характеристиках поставщиков. | ||
Практические занятия | 12 | ||
1. | Решение задачи «сделать или купить». | ||
2. | Выбор поставщика. Оценка результатов работы с поставщиками. | ||
3. | Определение общего ущерба от несвоевременности поставок | ||
4. | Определение равномерности поставок | ||
5. | Выбор стратегии оплаты к моменту поставки. Форвардные стратегии. Смешанные стратегии. | ||
6. | Процесс управления снабжением организации. | ||
Тема 2. Запасы в логистической системе предприятия. Управление запасами в логистике. | Содержание | 24 | |
1. | Лекционное занятие. Логистика запасов. Понятие, сущность и необходимость в материальных запасах. Последствия избыточного накопления запасов. Виды запасов. Типы запасов. | 6 | |
2. | Лекционное занятие. Модели управления запасами. Категории управления запасами. Базисные системы управления запасами: систему с фиксированным размером заказа (СФРЗ), систему с фиксированным интервалом времени между заказами (СФИВЗ). Выборочное регулирование запасов. | ||
3. | Лекционное занятие. Нормирование товарных запасов. Механизмы и инструменты оптимизации запасов и затрат на хранение. Зарубежный опыт управления запасами. Методы регулирования запасов. Оценка рациональности структуры запасов. | ||
| Практические занятия | 18 | |
1. | Определение оптимального размера заказа. | ||
2. | Определение ограничения оборотных средств в запасах. | ||
3. | Определение минимизации затрат, связанных с запасами. | ||
4. | Определение параметров системы управления запасами с фиксированным размером заказа для производственного предприятия. | ||
5. | Определение параметров системы управления запасами с фиксированным интервалом времени между заказами для производственного предприятия. | ||
6. | Расчет необходимого размера среднего запаса товаров на складе. | ||
7. | Анализ запасов по методу АВС. | ||
8. | Анализ запасов по методу XYZ. | ||
9. | Построение матрицы АВС-ХYZ – анализа. | ||
Тема 3. Управление логистическими процессами в производстве | Содержание | 10 | |
1. | Лекционное занятие. Производственная логистика. Понятие и концепции производственной логистики. Системы управления материальными потоками в производстве. Ресурсы для производственного процесса. Основные концепции и технологии, способствующие сокращению общих издержек логистической системы. Механизмы оптимизации внутрипроизводственных издержек логистической системы. | 2 | |
Семинарское занятие | 2 | ||
1. | Управление логистическими процессами в производстве. 1. Классификация производственных процессов. 2. Принципы функционирования внутрипроизводственных логистических систем. 3. Значение и преимущества логистической концепции организации производства. 4. Принципы управления потоками во внутрипроизводственных логистических системах. | ||
Практические занятия | 6 | ||
1. | Определение потребности в материальных ресурсах. | ||
2. | Определение потребности в материальных ресурсах для основного производства. | ||
3. | Расчет длительности производственного цикла. | ||
Тема 4. Логистика распределения | Содержание | 22 | |
1. | Лекционное занятие. Теоретические основы логистики распределения. Цели, задачи и функции распределительной логистики. Каналы распределения товаров. Логистические посредники распределения. Правила распределительной логистики. Системы распределения товаров. Планирование распределения товаров. Организация системы распределения. | 2 | |
Семинарское занятие | 2 | ||
1. | Логистика распределения 1. Задачи макроуровня распределительной логистики. 2. Состав логистической инфраструкткры. 3. Региональные логистические центры. 4. Основы построения региональной системы транспортно-логистической системы. | ||
Практические занятия | 18 | ||
1. | Выбор для внедрения систем распределения. | ||
2. | Оценка характера поставок с точки зрения их равномерности и ритмичности. | ||
3. | Определение оптимального количества распределительных центров (складов) на обслуживаемой территории. | ||
4. | Определение оптимального места расположения распределительного центра (склада) на обслуживаемой территории. | ||
5. | Определение границ рынка. | ||
6. | Определение зон потенциального сбыта продукции | ||
7. | Рационализация товародвижения продукции. | ||
8. | Структурная реорганизация системы распределения готовой продукции. | ||
9. | Построение каналов распределения готовой продукции в соответствии с выбранной стратегией сбыта. | ||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка по курсовой работе (проекту) | 20 | ||
Выдача задания. Методические указания по теме. Введение. | 2 | ||
1. Аналитическая часть. 1.1. Исходные данные. 1.2. Расчет оптимального размера заказа. | 2 | ||
1.3. Расчет параметров системы управления запасами с фиксированным размером заказа. | 2 | ||
1.4 Построение графиков движения запасов в системе с фиксированным размером заказа | 2 | ||
1.5 Расчет параметров системы управления запасами с фиксированным интервалом времени между поставками | 2 | ||
1.6. Построение графиков движения запасов в системе с фиксированным интервалом времени | 2 | ||
2. Проектная часть 2.1 Проектирование алгоритма управления запасами комплектующих деталей (2.1.1 – 2.1.2) | 2 | ||
2.1 Проектирование алгоритма управления запасами комплектующих деталей (2.1.3 – 2.1.4) | 2 | ||
2.2 Инструкция по контролю за состоянием логистической системы управления запасами. | 2 | ||
Заключение. Список использованных источников. | 2 | ||
Примерная тематика курсовых работ (проектов) по модулю: 1. Разработка логистической системы управления запасами комплектующих изделий в организации (по вариантам). 2. Основные критерии выбора поставщика при осуществлении процесса закупки материально-технических ресурсов. 3. Организация комплексного материально-технического обеспечения и ее экономическая эффективность. 4. Основные пути снижения издержек в процессе закупки товаров производственного и потребительского назначения. 5. Направления совершенствования планирования закупок материально-технических ресурсов. 6. Применение методов сетевого планирования при составлении плана закупок материально-технических ресурсов. 7. Организация контроля за закупками материально-технических ресурсов. 8. Пути повышения эффективности системы закупок материально-технических ресурсов. 9. Экономические методы управления закупками товаров производственного и потребительского назначения. 10. Планирование учет и анализ реализации продукции торгово-посреднической организации. 11. Основные пути снижения издержек в процессе сбыта материально-технических ресурсов. 12. Направления совершенствования планирования сбытовой деятельности на предприятиях ив организациях. 13. Направления совершенствования управления сбытовой деятельностью на предприятиях и в организациях. 14. Организация контроля за сбытовым процессом на производственных и посреднических фирмах. 15. Основные направления расширения комплекса услуг в сбытовой деятельности. 16. Пути повышения эффективности сбытовой деятельности в торгово-посреднических организациях. 17. Экономические методы управления сбытовой деятельностью при реализации товаров производственного назначения. 18. Экономические методы управления сбытовой деятельностью при реализации товаров потребительского назначения. 19. Выбор оптимальных каналов распределения при сбыте продукции материально-технического назначения. 20. Основные пути снижения издержек при осуществлении процесса хранения продукции. 21. Анализ состояния и мероприятия по оптимизации запасов материально-технических ресурсов. 22. Методы оптимизации структуры совокупных запасов материально-технических ресурсов. 23. Управление запасами материально-технических ресурсов на базах, .складах, в торговых организациях. 24. Организация контроля за состоянием запасов материально-технических ресурсов на базах и складах. 35. Экономическое обоснование наличия запасов материальных ресурсов на базах и складах. |
| ||
Самостоятельная работа студентов по МДК 02. 01. Основы управления логистическими процессами в закупках, производстве и распределении | 48 | ||
| 1. | Управление логистическими процессами в закупках. 1.1. Составление интеллектуальной карты по теме «Управление логистическими процессами в закупках». 1.2. Подготовка к семинарскому занятию по теме «Задача выбора поставщика». 1.3. Решение кейса «Управление материальным потоком». 1.4. Решение кейса «Вынужденная смена поставщика». 1.5. Решение ситуационной производственной задачи «Выбор поставщика ТМЦ». 1.6. Составление терминологического словаря по теме «Управление логистическими процессами в закупках». | 12 |
2. | Запасы в логистической системе предприятия. Управление запасами в логистике. 2.1. Составление интеллектуальной карты по теме «Запасы в логистической системе предприятия. Управление запасами в логистике». 2.2. Составление терминологического словаря по теме «Запасы в логистической системе предприятия. Управление запасами в логистике». 2.3. Решение ситуационной производственной задачи «Расчет точки возобновления заказа при определенном резервном запасе материалов». 2.4. Решение ситуационной производственной задачи «Оценка запасов продукции предприятия по методу АВС». 2.5. Эссе на тему: «Управление запасами: от прибыли до убытка – один шаг». 2.6. Фиксированное сообщение «Научные споры и критика АВС и XYZ-анализа». | 12 | |
3. | Управление логистическими процессами в производстве . 3.1. Составление интеллектуальной карты по теме «Управление логистическими процессами в производстве». 3.2. Подготовка к семинарскому занятию. 3.3. Эссе на одну из предложенных тем: «Система взаимодействия производства и закупочной логистики» «Роль маркетинга в организации производственной логистики» «Роль правильной организации производства во времени для логистической системы» 3.4. Групповое задание «Внедрение современных производственных систем на конкретном предприятии» 3.5. Составление кроссворда на тему «Управление логистическими процессами в производстве». 3.6. Составление терминологического словаря по теме. | 12 | |
4. | Логистика распределения. 4.1. Составление интеллектуальной карты по теме (на основе лекционного материала). 4.2. Подготовка к семинарскому занятию. 4.3. Составление терминологического словаря по теме. 4.4. Решение кейса «Провайдеры логистики» 4.5. Решение кейса «Анализ и разработка предложений по улучшению качества логистических процессов в системе распределения (на примере конкретного предприятия)». 4.6. Решение ситуационной производственной задачи «Выбор наиболее экономичного варианта канала распределения». | 12 | |
Раздел 2. МДК 02. 02. Оценка рентабельности системы складирования и оптимизация внутрипроизводственных потоковых процессов | 78 | ||
Тема 1. Теоретические основы складского хозяйства. | Содержание | 22 | |
1. | Лекционное занятие. Сущность складского хозяйства. Виды складов и их классификация. Принципы складского хозяйства. Назначение складов. Характеристики современного склада. | 6 | |
2. | Лекционное занятие. Организация складского процесса. Процесс работы склада. Показатели работы склада. Варианты размещения складских помещений. Принципы выбора формы собственности склада. Основы организации деятельности склада и управления им | ||
3. | Лекционное занятие. Законодательные и нормативно-правовые основы складской деятельности. Основные требования, предъявляемые законодательством к складской деятельности. Нормативные документы, определяющие деятельность складского хозяйства. Отраслевой стандарт, общие положения и требования, предъявляемые к организации производственной деятельности склада. Санитарные и противопожарные требования. Трудовые отношения. | ||
Семинарские занятия | 4 | ||
1. | Основы организации складского хозяйства 1.1. Сущность и назначение складского хозяйства. 1.2. Классификация и функции складов в логистике. 1.3. Основные показатели эффективности складской деятельности. 1.4. Организация деятельности склада. | ||
2. | Нормативно-правовое обеспечение складской деятельности 2.1. Нормативные требования к параметрам складских зданий и сооружений. 2.2. Нормативные требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям склада. 2.3. Условия хранения продукции и требования к технологическому оборудованию. 2.4. Нормативные требования: производительность труда, уровень механизации, уровень автоматизации. | ||
Практические занятия | 12 | ||
1. | Принятие решения о постройке собственного склада или использования наемного склада. | ||
2. | Расчет необходимых складских мощностей. | ||
3. | Определение потребности в складских площадях. | ||
4. | Определение площади склада. | ||
5. | Определение основных размеров склада. | ||
6. | Определение минимального грузопотока, необходимого для безубыточной работы склада. | ||
Тема 2. Технико-экономические аспекты организации складской системы | Содержание | 18 | |
1. | Лекционное занятие. Упаковка и маркировка товара на складе. Первичная упаковка товара, понятие о грузовой единице, средства упаковки, средства ограничения доступа к товару. Маркировка и манипуляционные знаки. | 6 | |
2. | Лекционное занятие. Система штрих-кодирования. Назначение штрих-кода. Основные форматы штрих-кода и их использование в коммерческой практике. Техника для использования штрих-кодирования. RFID – технология. Технические особенности и перспективы применения. | ||
3. | Лекционное занятие. Конструкционные элементы и оборудование склада. Напольное покрытие. Стеллажи. Рампа и доковое оборудование. Логика использования. Средства малой механизации и их использование (роклы, тележки, сетчатые контейнеры). Погрузочно- разгрузочное оборудование (вилочный автопогрузчик, штабелер, ричтрак). Особое оборудование. Конвейеры. Узкопроходное оборудование. Крупнотоннажное оборудование. Термооборудование. | ||
Семинарские занятия | 4 | ||
1. | Практические основы складской деятельности 1. Грузовая единица. Пакетирование грузовых единиц. 2. Требования к маркировке груза. Основные надписи при маркировке грузов. 3. Технология и области применения штрихового кодирования. 4. Применение метода автоматической идентификации объектов (RFID – радиочастотная идентификация) в логистике. | ||
2. | Техническое вооружение склада 1. Конструкционные элементы склада и их использование. 2. Средства малой механизации и их использование. 3. Погрузочно-разгрузочное оборудование. 4. Особое оборудование склада. | ||
Лабораторные работы | * | ||
Практические занятия | 8 | ||
1. | Определение основных показателей работы склада. | ||
2. | Расчет потребностей в таре и тароупаковочных материалах. | ||
3. | Практическое применение штрих-кодов. | ||
4. | Размещение товаров на складе. | ||
Тема 3. Внутрипроизводственные процессы и их оптимизация. | Содержание | 20 | |
1. | Лекционное занятие. Складские зоны. Зонирование склада (зона разгрузки, зона приемки товара, зона хранения и отбора товара, зона контроля и комплектации готовых заказов, зона транспортной экспедиции, зона отгрузки, служебные помещения персонала). Особенности отдельных зон. | 8 | |
2. | Лекционное занятие. Процесс приемки товара на склад. Нормативно-правовое регулирование приемки товаров на склад. Подготовка склада к приемке. Организация приемки товаров на склад. Основные виды и технологии приемки товара. Проверка сопроводительной документации. Определение сохранности внешнего вида транспортного средства, тары и упаковки. Разгрузка транспортных средств. Предварительная приемка. Окончательная приемка. | ||
3. | Лекционное занятие. Хранение товара на складе. Комплектация и выдача заказа. Размещение товара на хранение и хранение. Основные виды и технологии. Структура затрат на складирование. Адресная система хранения, принципы ее построения. Порядок перехода к адресной системе хранения. Проблемные моменты и ошибки хранения товара. Хранение опасных грузов. Комплектование заказа. Учет характеристик товаров при планировании отбора. Формирование маршрута комплектовщика. Объединение заказов в партии. Выдача заказа. | ||
4. | Лекционное занятие. Оптимизация расходов системы складирования. Направления оптимизации расходов системы складирования. Оптимизация складских технологий: логистическая экспертиза, анализ процессов, обоснование показателей снижения логистических издержек, перепроектирование технологий работы склада, совершенствование организационно-управленческих решений и информационной системы, внедрение изменений. | ||
Семинарские занятия | 4 | ||
1. | Внутрипроизводственные процессы складского хозяйства 1. Зонирование складского комплекса. 2. Основные стадии приемки товара на склад. 3. Технологии размещения товара на складе. 4. Адресная программа размещения товара на складе. | ||
2. | Комплексное снижение издержек логистической системы склада 1. Увеличение пропускной способности складского комплекса. 2. Повышение эффективности использования складского пространства. 3. Снижение количества брака и потерь при хранении. 4. Повышение производительности труда персонала и техники. 5. Снижение затрат, связанных с хранением запасов. 6. Снижение стоимости обработки единицы груза. 7. Повышение качества предоставляемого клиентам сервиса. | ||
Практические занятия | 8 | ||
1. | Проектирование технологических зон грузопереработки. | ||
2. | Решение производственных ситуаций возникающих при приемке товаров по количеству и качеству. | ||
3. | Товарное соседство отдельных групп товаров на складе. | ||
4. | Расчет затрат и себестоимости складской деятельности. | ||
Тема 4. Управление логистическими процессами в системе складирования. | Содержание | 18 | |
1. | Лекционное занятие. Основы управления складом. Основные методики управления и планирования складского хозяйства. Общий подход к определению показателя эффективности работы склада. Основные показатели работы складского хозяйства и оценка их эффективности. Методы контроля складской деятельности. Использование графиков Ганта при управлении складским хозяйством. Правила диспетчеризации и составления расписаний. Проблемные точки управления. Борьба с хищениями: логика действий и основные мероприятия. | 6 | |
2. | Лекционное занятие. Система управления логистическими процессами на складе. Построение системы управления логистическими процессами на складе: этапы и технологии. Логистическая экспертиза складского хозяйства. Анализ типовых процессов смежных со складскими. Ранжирование проблемных процессов. Перепроектирование технологий работы склада. Совершенствование организационно-управленческих решений. | ||
3. | Лекционное занятие. Автоматизированные системы управления складом. WMS – системы. RP-системы. Структура, функциональность, основные требования. Взаимодействие RP и WMS. Понятие об SCE-блоке. | ||
Семинарское занятие | 2 | ||
1. | Управление логистическими процессами в системе складирования 1. Основные показатели работы склада и их определение. 2. Методики управления складской деятельностью. 3. Проблемы управления складской деятельностью. 4. Современные подходы к определению эффективности работы склада. 5. Затраты на складе, как часть общих логистических затрат. | ||
Практические занятия | 10 | ||
1. | Определение точки безубыточности склада. | ||
2. | Построение и использование графиков Ганта. | ||
3. | Оптимальное размещение складских мощностей: модель «центра тяжести». | ||
4. | Составление технологической карты складского процесса. Разработка графика работы погрузочно-разгрузочных механизмов в течение рабочей смены. | ||
5. | Анализ товарного потока на складе. | ||
Самостоятельная работа студентов по МДК 02. 02. Оценка рентабельности системы складирования и оптимизация внутрипроизводственных потоковых процессов | 38 | ||
| 1. | Теоретические основы складского хозяйства. 1.1. Составление интеллектуальной карты по теме «Теоретические основы складского хозяйства». 1.2. Подготовка к семинарскому занятию по теме «Основы организации складского хозяйства». 1.3. Подготовка к семинарскому занятию по теме: «Нормативно-правовое обеспечение складской деятельности». 1.4. Разработка презентации: «Нормативно-правовое обеспечение складской деятельности». 1.5. Составление терминологического словаря по теме. | 10 |
2. | Технико-экономические аспекты организации складской системы. 2.1. Составление интеллектуальной карты по теме «Технико-экономические аспекты организации складской системы». 2.2. Подготовка к семинарскому занятию по теме «Практические основы складской деятельности». 2.3. Подготовка к семинарскому занятию по теме «Техническое вооружение склада». 2.4. Разработка презентации: «Современные конструкционные элементы склада». 2.5. Расшифровка штрихового кода товара. | 10 | |
3. | Внутрипроизводственные процессы и их оптимизация. 3.1. Составление интеллектуальной карты по теме «Внутрипроизводственные процессы и их оптимизация». 3.2. Подготовка к семинарскому занятию по теме «Внутрипроизводственные процессы складского хозяйства». 3.3. Подготовка к семинарскому занятию по теме «Комплексное снижение издержек логистической системы склада». 3.4. Разработка презентации: «Внутрипроизводственные процессы и их оптимизация». 3.5. Решение ситуационной производственной задачи: «Определение грузовой площади складского помещения». 3.6. Составление терминологического словаря по теме. | 12 | |
4. | Управление логистическими процессами в системе складирования. 4.1. Составление интеллектуальной карты по теме «Управление логистическими процессами в системе складирования». 4.2. Подготовка к семинарскому занятию по теме «Управление логистическими процессами в системе складирования». 4.3. Составление терминологического словаря по теме. | 6 | |
Раздел 3. МДК 02.03. Оптимизация процессов транспортировки и проведение оценки стоимости затрат на хранение товарных запасов | 70 | ||
Тема 1. Теоретические основы процесса транспортировки.
| Содержание | 22 | |
1. | Лекционное занятие. Транспортировка грузов в системе транспортной логистики. Понятие транспорта как отрасли материального производства. Основные группы транспорта: транспорт общего пользования, внутрипроизводственный транспорт. | 8 | |
2. | Лекционное занятие. Организация транспортных работ. Транспортные работы и их виды. Логистический подход к организации транспортного процесса. Основные понятия транспортировки и экспедирования грузов. Виды транспортных перевозок грузов. | ||
3. | Лекционное занятие. Транспортные средства и их виды. Факторы, влияющие на выбор транспортных средств. Автомобильный транспорт. Железнодорожный транспорт. Морской транспорт. Внутренний водный транспорт. Воздушный транспорт. Трубопроводный транспорт. Достоинства и недостатки отдельных видов транспорта. Транспортная документация. | ||
4. | Лекционное занятие. Грузопотоки и грузооборот. Понятие мощности грузопотока и объема грузооборота. Внутренние и внешние грузопотоки. Грузооборот. Шахматная ведомость грузооборота. Оформление грузопотоков в виде эпюр и схем. | ||
Семинарские занятия | 4 | ||
1. | Управление транспортной логистикой. 1. Задачи, решаемые транспортной логистикой. 2. Сущность транспортных работ. 3. Виды транспортных работ. 4. Сущность процесса транспортировки груза. 5. Основы экспедирования груза. | ||
2. | Теоретические основы процесса транспортировки. 1. Виды транспортных перевозок. 2. Характеристика отдельных видов транспорта. 3. Достоинства и недостатки разных видов транспорта. 4. Факторы, влияющие на выбор транспортных средств. 5. Сущность грузопотока и грузооборота. | ||
Практические занятия | 10 | ||
1. | Определение оптимального пути объезда магазинов и расчет основных параметров маршрутов. | ||
2. | Составление графика работы транспорта. | ||
3. | Расчет общих затрат по доставке заказов в магазины. | ||
4. | Формирование плана выполнения заказов. | ||
5. | Анализ результатов планирования доставки заказов. | ||
Тема 2. Оптимизация процессов транспортировки. | Содержание | 26 | |
1. | Лекционное занятие. Организация перевозок. Организация внутренних перевозок. Терминальные перевозки. Виды маршрутов для перевозки грузов: маятниковые, веерные, кольцевые. Выбор маршрута транспортировки. Порядок выполнения погрузочно-разгрузочных работ. | 8 | |
2. | Лекционное занятие. Планирование перевозок. Системы планирования перевозок: по стандартным расписаниям, по заявкам. Этапы планирования перевозок: технико-экономическое планирование, календарное планирование, диспетчирование. Терминальные перевозки. Логистическая концепция построения модели транспортного обслуживания. | ||
3. | Лекционное занятие. Оптимизация транспортных процессов Определение логистических расходов на транспорте. Определение понятий: тариф, фрахт. Транспортные тарифы. Виды тарифов и их классификация. Условия применения тарифа. Составляющие стандартного линейного тарифа. Транспортные операции, включаемые в состав провозной платы. Тарифные правила перевозок различными видами транспорта. | ||
4. | Лекционное занятие. Методы оптимизации транспортных процессов. Оптимизация затрат: на накопление груза для транспортной партии, на комплектацию партии груза, связанных с простоем транспортных средств при выполнении грузовых операций. Транспортно-логические цепочки. | ||
Семинарские занятия | 4 | ||
1. | Перевозки: планирование, маршрутизация. 1. Характеристика систем планирования перевозок. 2. Маршрутизация перевозок. 3. Характеристика этапов планирования перевозок. 4. Планирование транспортных процессов на различных видах транспорта 5. Сущность терминальных перевозок | ||
2. | Транспортные процессы и их оптимизация. 1. Виды расходов в транспортной логистике. 2. Экономический смысл и состав транспортных тарифов. 3. Тарифные правила для перевозки грузов: - железнодорожным транспортом; - морским транспортом; - внутренним водным транспортом; - автомобильным транспортом; - воздушным транспортом; - трубопроводным транспортом. 4. Сущность оптимизации транспортных процессов. 5. Методы оптимизации логистических расходов на транспорте. | ||
Практические занятия | 14 | ||
1. | Расчет необходимого количества транспортных средств. Выбор вида транспортных средств. | ||
2. | Выбор схемы транспортировки продукции. | ||
3. | Решение ситуационной производственной задачи «Выбор поставщика товара». | ||
4. | Расчет основных показателей подвижного состава. | ||
5. | Определение оптимального срока замены транспортного средства. | ||
6. | Решение ситуационной производственной задачи «Выбор вида тары для транспортировки продукции». | ||
7. | Решение ситуационной производственной задачи: «Выбор логистической схемы доставки товаров в зависимости от времени их продвижения». | ||
Тема 3. Проведение оценки стоимости затрат на хранение товарных запасов. |
| Содержание | 22 |
1. | Лекционное занятие. Экономическая сущность затрат на хранение товарных запасов. Виды затрат на хранение товарных запасов: амортизация компонентов основных средств, материалы, топливо и энергия для реализации складских функций хранения товарных запасов, оплата труда с соответствующими начислениями, сторонние услуги, прочие выплаты денежных средств. Совокупные затраты на хранение товарных запасов. Издержки на компенсацию старения запасов. Издержки исчерпания запасов. | 8 | |
2. | Лекционное занятие. Методы оценки товарных запасов. Оценка запасов по себестоимости каждой единицы закупаемых товаров. Оценка запасов по средней себестоимости (средневзвешенной средней, скользящей средней). Оценка запасов по себестоимости первых по времени закупок (ФИФО). Оценка запасов по себестоимости последних по времени закупок (ЛИФО). Характеристика величины запасов и затрат на их хранение. | ||
3. | Лекционное занятие. Оценка стоимости затрат на хранение товарных запасов. Методика проведения оценки стоимости затрат на хранение товарных запасов. Общая оценка стоимости затрат на хранение товарных запасов. Оценка стоимости затрат на хранение: в целом по реализованному товару; по каждому артикулу/ виду товара; по товарным группам; по каждой партии каждого артикула/ вида товара. | ||
4. | Лекционное занятие. Оценка объема проданного товара. Оценка периода оборота запасов. Оценка удельной стоимости хранения: среднедневной запас, ежедневные средние затраты. Оценка затрат в целом. | ||
Семинарские занятия | 4 | ||
1. | Экономическая сущность затрат на хранение товарных запасов. 1. Характеристика отдельных видов затрат на хранение товарных запасов: затраты на содержание складских помещений, затраты на обслуживающий персонал. 2. Характеристика отдельных видов затрат на хранение товарных запасов: затраты на транспортные средства, убытки от хранения запасов. 3. Анализ совокупных затрат на хранение товарных запасов. 4. Сущность издержек на компенсацию старения запасов. 5. Сущность издержек исчерпания запасов. | ||
2. | Оценка стоимости затрат на хранение товарных запасов. 1. Содержание оценки запасов по себестоимости каждой единицы закупаемых товаров. 2. Содержание запасов по средней себестоимости. 3. Оценка ФИФО и ЛИФО. 4. Этапы проведения оценки стоимости затрат на хранение товарных запасов. 5. Характеристика отдельных видов оценки стоимости затрат на хранение. | ||
Практические занятия | 10 | ||
1. | Оценка состояния запасов на предприятии. | ||
2. | Расчетно-аналитическое задание: «Методы оценки товарных запасов». | ||
3. | Расчетно-аналитическое задание: «Методика оценки стоимости затрат на хранение товарных запасов». | ||
4. | Решение ситуационной производственной задачи: «Оценка объема проданного товара». | ||
5. | Решение ситуационной производственной задачи: «Оценка периода оборота запасов». | ||
Самостоятельная работа студентов по МДК 02.03. Оптимизация процессов транспортировки и проведение оценки стоимости затрат на хранение товарных запасов | 34 | ||
| 1. | Теоретические основы процесса транспортировки. 1.1. Составление интеллектуальной карты по теме (на основе лекционного материала). 1.2. Подготовка к семинарскому занятию. 1.3. Решение кейса «Провайдеры логистики». 1.4. Практическое задание: «Расчет грузооборота склада, грузопереработки склада». 1.5. Практическое задание «Определение коэффициента неравномерности поступления груза на склад» 1.6. Решение кейса «Управление транспортной логистикой при автомобильных перевозках». | 12 |
2. | Оптимизация процессов транспортировки. 2.1. Составление интеллектуальной карты по теме (на основе лекционного материала). 2.2. Эссе на тему: «Потери при доставке груза. Как бороться и как избежать?» 2.3. Подготовка к семинарскому занятию. 2.4. Решение кейса «Управление транспортной логистикой при железнодорожных перевозках». 2.5. Практическое задание: «Определение удельного складского грузооборота». 2.6. Решение кейса «Управление транспортной логистикой при морских перевозках». | 12 | |
3. | Проведение оценки стоимости затрат на хранение товарных запасов. 3.1. Составление интеллектуальной карты по теме (на основе лекционного материала). 3.2. Подготовка к семинарскому занятию на тему «Экономическая сущность затрат на хранение товарных запасов». 3.3 Подготовка к семинарскому занятию на тему «Оценка стоимости затрат на хранение товарных запасов». 3.4. Разработка презентации на тему: «Проведение оценки стоимости затрат на хранение товарных запасов». 3.5. Составление технологической карты на тему: «Методика оценки стоимости затрат на хранение товарных запасов». | 10 | |
Раздел 4. МДК 02.04. Управление внешнеэкономическими операциями | 42 | ||
Тема 1. Основы внешнеэкономической деятельности в России. | Содержание | 20 | |
1. | Лекционное занятие. Понятие, субъекты и объекты ВЭС и ВЭД. Внешняя среда фирм, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность. Потенциальные угрозы экономической безопасности во внешнеэкономическом секторе. | 10 | |
2. | Лекционное занятие. Внешнеторговые операции осуществления внешнеэкономических связей (ВЭС) и внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Понятие внешнеторговых операций их классификация. Виды и формы встречной торговли. Особенности и характер международной торговли услугами. Обмен научно – техническими знаниями. | ||
3. | Лекционное занятие. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в России. Уровни и организационные основы регулирования внешнеторговых бизнес- операций. Этапы развития регулирования ВЭД. Понятие, цели, задачи, принципы государственного регулирования ВЭД в России. Органы, регулирующие ВЭД в России. Законодательно-нормативная база регулирования ВЭД в России. Международные акты. Деловые обычаи. Судебная практика. Внутреннее законодательство. | ||
4. | Лекционное занятие. Таможенное регулирование ВЭД в России. Основные направления развития и совершенствования таможенной деятельности на международном рынке. Правовые основы регулирования таможенной деятельности. Источники таможенного права. Таможенные органы Российской Федерации на современном этапе. Таможенные пошлины и таможенные сборы. Основные международные документы в области таможенного дела. Формы декларирования. Виды таможенных режимов. Порядок таможенного оформления товаров и транспортных средств. Формы декларирования. Электронная грузовая таможенная декларация и ее заполнение. | ||
5. | Лекционное занятие. Транспортная логистика во внешнеэкономической деятельности предприятия. Задачи транспортной службы предприятия во внешнеторговой деятельности. Перспективы развития транспортной логистики. Международная перевозка. Собственный транспорт. Перевозчики третьей стороны. Выбор вида транспорта. Транспортная и товаросопроводительная документация. Стадии доставки груза. | ||
Семинарские занятия | 6 | ||
1. | Методы международной торговли 1. Методы международной торговли. 2. Понятие и особенности торгово-посреднических операций, виды и функции торговых посредников. 3. Преимущества и недостатки прямого и косвенного методов международной торговли. 4. Институционально-конкурсный метод международной торговли. | ||
2. | Система мер государственного регулирования ВЭД в России. 1. Внешнеэкономическая политика и государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации. 2. Методы государственного регулирования и поддержки ВЭД. 3. Объединения, содействующие развитию ВЭД (Торгово-промышленная палата и др.). 4. Инструменты государственного регулирования внешней торговли. | ||
3. | Ответственность за нарушение правил таможенного регулирования 1. Таможенный контроль внешнеэкономической деятельности. 2. Формы таможенного контроля. 3. Временное хранение товаров и транспортных средств при производстве таможенного оформления и таможенного контроля. Склады временного хранения (СВХ). Требования к обустройству СВХ. Обязанности владельца СВХ. 4. Ответственность за нарушение правил таможенного регулирования. | ||
Практические занятия | 4 | ||
1. | Организация международной торговли валютой. Расчет курса иностранных валют. | ||
2. | Организация выхода фирмы на внешний рынок, разработка экономически безопасной стратегии поведения. | ||
Тема 2. Организация и управление внешнеэкономическими операциями. | Содержание | 22 | |
1. | Лекционное занятие. Валютное регулирование ВЭД. Понятие и нормативно-правовая база валютного регулирования в РФ. Принципы осуществления валютных операций. Организация международных расчетов. Формы международных расчетов. Порядок осуществления и основные документы валютного контроля в РФ. Разрешение на проведение отдельных видов валютных операций. | 8 | |
2.
| Лекционное занятие. Особенности договорных отношений в области международных коммерческих операций. Объекты международных коммерческих операций. Основные и обеспечивающие международные коммерческие операции. Характеристика основных видов международных коммерческих операций. | ||
3. | Лекционное занятие. Основные положения внешнеторгового контракта, снижение рисков в контракте. Понятие и правовые аспекты международного коммерческого договора (контракта). Источники правового регулирования договорных отношений в сфере международного коммерческого оборота. Понятие и признаки договора (контракта) международной купли-продажи товаров. Правовой режим заключения договора (контракта) международной купли- продажи товаров. Формирование содержания договора международной купли-продажи товаров. | ||
4. | Лекционное занятие. Страхование внешнеэкономических операций. Эффективность внешнеэкономических операций. Понятие страхования. Страховой фонд. Особенности страхования внешнеэкономических операций. Виды страхования. Правила имущественного страхования. | ||
Семинарские занятия | 4 | ||
1. | Логистика внешнеторговых операций. 1. Логистика коммерции. 2. Факторы, влияющие на эффективность внешнеэкономической сделки. 3. Проведение коммерческих переговоров. 4. Базисные условия поставки. 5. Транспортировка товаров во внешнеэкономической деятельности. | ||
2. | Управление рисками во внешнеэкономической деятельности. 1. Управление внешнеэкономической деятельностью на уровне предприятия. 2. Стратегические аспекты принятия решения о введении внешнеэкономической деятельности. 3. Риски в международной торговле и пути их снижения. 4.Страхование внешнеэкономической деятельности: страхование, хеджирование, имущественное и личное страхование. 5. Страхование внешних грузов. Основные принципы формирования рисков. 6. Страхование ответственности. | ||
Практические занятия | 10 | ||
1. | Проблемы интеграции России в мировую систему внешнеэкономических связей. Организация управления внешнеэкономической деятельности в России. | ||
2. | Внешнеторговый контракт и методология его составления. | ||
3. | Характеристика базисных условий поставки товаров на международном рынке. | ||
4. | Страхование внешнеэкономических операций. | ||
5. | Расчет экономической эффективности экспорта и импорта продукции, товаров и услуг. | ||
Самостоятельная работа студентов по МДК 02.04. Управление внешнеэкономическими операциями | 22 | ||
| 1. | Основы внешнеэкономической деятельности в России. 1.1. Составление интеллектуальной карты по теме (на основе лекционного материала). 1.2. Подготовка к семинарскому занятию на тему «Методы международной торговли». 1.3. Подготовка к семинарскому занятию на тему «Система мер государственного регулирования ВЭД в России». 1.4. Подготовка к семинарскому занятию на тему «Ответственность за нарушение правил таможенного регулирования». 1.5. Подготовка доклада и разработка презентации на тему: «Корпоративные ценности предприятия во внешнеэкономической среде». | 12 |
2. | Организация и управление внешнеэкономическими операциями. 2.1. Составление интеллектуальной карты по теме (на основе лекционного материала). 2.2. Подготовка к семинарскому занятию на тему «Логистика внешнеторговых операций». 2.3. Подготовка к семинарскому занятию на тему «Управление рисками во внешнеэкономической деятельности». 2.4. Подготовка доклада и разработка презентации на тему: «Сертификация продукции при осуществлении международных бизнес-операций». | 10 | |
Учебная практика | 36 | ||
Виды работ: - определение потребности в материальных запасах для производства продукции; - применение методологических основ базисных систем управления запасами в конкретных ситуациях; - оценка рациональности структуры запасов; - определение сроков и объёмов закупок материальных ценностей; - проведение выборочного регулирования запасов; - расчет показателей оборачиваемости групп запасов, сравнение их с показателями предыдущих периодов (нормативами); - организация работы склада и его элементов; - определение потребности в складских помещениях; - расчет площади склада; - расчет и оценка складских расходов; - выбор подъёмно-транспортного оборудования; - организация грузопереработки на складе (погрузка, транспортировка, приёмка, размещение, укладка, хранение); - расчет потребности в материальных ресурсах для производственного процесса; - определение потребности в ресурсах для производственного процесса; - расчет транспортных расходов логистической системы. |
| ||
Практика по профилю специальности | 72 | ||
Виды работ: - нормирование товарных запасов; - проверка соответствия фактического наличия запасов организации данным учетных документов; - произведение осмотра товарно-материальных ценностей и занесения в описи их полного наименования, назначения, инвентарных номеров и основных технических или эксплуатационных показателей; - проверка наличия всех документов, сопровождающих поставку (отгрузку) материальных ценностей; - зонирование складских помещений; - рациональное размещение товаров на складе; - организация складских работ; - организация разгрузки товаров; - транспортировка к месту приёмки товаров; - организация приёмки и размещения товаров; - укладка и хранение товаров; - участие в оперативном планировании материальными потоками в производстве; - участие в выборе вида транспортного средства; - разработка смет транспортных расходов; - разработка маршрутов следования; - участие в организации терминальных перевозок; - оптимизация транспортных расходов. |
| ||
Всего | 534 |
3 Условия реализации программы профессионального модуля
3.1. Для реализации программы профессионального модуля должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
Учебный кабинет междисциплинарных курсов и учебный центр логистики, библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет.
Кабинет междисциплинарных курсов
Перечень основного оборудования:
- учебные рабочие места;
- учебная доска;
- проектор;
- экран;
- ноутбук
- комплект учебно-наглядных пособийУчебный центр логистики
Перечень основного оборудования:
- учебные рабочие места, оснащенные ПЭВМ с лицензионным
программным обеспечением;
- ноутбук;
- доска белая, маркерная;
- сетевое оборудование;
- выход в Internet;
- проектор переносной;
- экран переносной;
- комплект учебно-наглядных пособий
Основные источники
Афонин А.М., Царегородцев Ю.Н., Петрова А.М. Промышленная логистика: учебное пособие / А.М. Афононин, Ю.Н. Царегородцев, А.М. Петрова. – М.: ФОРУМ, 2013.
2. Канке А.А., Кошевая И.П. Логистика: учебник / А.А. Канке, И.П. Кошевая, - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2013.
3. Логистика: тренинг и практикум: учеб. пособие / Б.А. Аникин, В.М. Вайн, В.В. Водянова [ и др.]; под ред. Б.А. Аникина, Т.А. Родкиной. – Москва: Проспект, 2016.
Дополнительные источники
1. Бердина М.Ю., Даюб А.В., Кузьмова Ю.С. Регулирование внешнеэкономической деятельности – СПб: ГОУ ВПО «СПбГУ ИТМО», 2011.
2. Воронков А.Н. Логистика: основы операционной деятельности: учебное пособие / А.Н. Воронков. Н.Новгород.: ННГАСУ, 2013.
3. Гаджинский А.М. Логистика: учебное пособие / А.М. Гаджинский. – 20 изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2012.
4. Гаджинский А.М. Логистика: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. - М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2009.
5. Дыбская В.В. Логистика / В.В. Дыбская, Е.И. Зайцев, В.И. Сергеев, А.Н. Стерлигова; под ред. В.И. Сергеева. – М.: Эксмо, 2013.
6. Канке А.А. Основы логистики: учебное пособие / А.А. Канке, И.П. Кошевая, - М.: КНОРУС, 2013.
7. Неруш, Ю. М. Логистика. Практикум: учеб. пособие для СПО / Ю. М. Неруш, А.Ю. Неруш. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2016.
8. Носов А.Л. Логистика: учебное пособие / А.Л. Носов. – М.: Магистр: Инфра-М, 2014.
9. Стровский Л.Е. Внешнеэкономическая деятельность предприятия. Учебник / под ред. Л.Е. Стровского - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.10. Щербаков В. В. Основы логистики: теория и практика, учебник. / Под ред. В.В. Щербакова – СПБ.: Питер, 2011.
11. Щербанин Ю. А. Основы логистики: учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.
Интернет ресурсы
1. Сайт о логистике. [Электронный ресурс] – Режим доступа http://logistic-forum.lv/
2. Северо-западное отделение международной логистики. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.nwlog.ru/
3. Логистика. Формулы, расчеты, определения. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.xcomp.biz/
4. Логистический портал. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.lobanov-logist.ru/
5. Портал «Логистика» для профессионалов в логистике и управлении цепями поставок. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.logistics.ru/
6. Ассоциация международных автомобильных перевозок. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.asmap.ru/
7. Прикладная логистика. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.cals.ru/
8. Информация о грузоперевозках. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.cargo.ru/
4 Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля
Код и наименование профессиональных и общих компетенции, формируемые в рамках модуля | Критерии оценки | Методы оценки | |
ПК 2.1. Участвовать в разработке инфраструктуры процесса организации снабжения и организационной структуры управления снабжением на уровне подразделения (участка) логистической системы с учетом целей и задач организации в целом | – демонстрация участия в разработке инфраструктуры процесса организации снабжения и организационной структуры управления снабжением на уровне подразделения (участка) логистической системы с учетом целей и задач организации в целом | Методы: – собеседование; – экспертное наблюдение выполнения практических работ на практических занятиях, учебной и производственной практике: оценка процесса, оценка результатов; – наблюдение за работой обучающихся; – устный опрос; – письменный опрос – тестирование (письменные дидактические тесты, компьютерное тестирование) – проверка практических занятий; – проверка контрольных работ; – проверка курсовой работы; – проверка отчета (портфолио) по самостоятельной работе студента; – проверка выполненных заданий индивидуальной и групповой презентации. Критерием оценки результатов освоения профессионального модуля является способность выполнения конкретных профессиональных задач в ходе аудиторных занятий и самостоятельной работы, во время учебной и производственной практики: узнавание ранее изученных объектов и свойств, выполнение работ по образцу, инструкции или под руководством преподавателя; планирование и самостоятельное выполнение работ, решение проблемных задач.
| |
ПК 2.2. Применять методологию проектирования внутрипроизводственных логистических систем при решении практических задач. | – демонстрация способности применять методологию проектирования внутрипроизводственных логистических систем при решении практических задач. | ||
ПК 2.3. Использовать различные модели и методы управления запасами.
| – демонстрация навыков использования различных моделей и методов управления запасами.
| ||
ПК 2.4. Осуществлять управление заказами, запасами, транспортировкой, складированием, грузопереработкой, упаковкой, сервисом | – демонстрация навыков управления заказами, запасами, транспортировкой, складированием, грузопереработкой, упаковкой, сервисом | ||
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | – демонстрация понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, проявления к ней устойчивого интереса | ||
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество | – демонстрация организации собственной деятельности, выбора типовых методов и способов выполнения профессиональных задач, оценки их эффективности и качества | ||
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | – демонстрация принятия решения в стандартных и нестандартных ситуациях и ответственности за них | ||
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | – демонстрация поиска, анализа и оценки информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития | ||
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности | – демонстрация использования информационно-коммуникационных технологии в профессиональной деятельности | ||
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями | – демонстрация работы в коллективе и в команде, эффективного общения с коллегами, руководством, потребителями | ||
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. | – демонстрация ответственности за работу членов команды (подчиненных), результатов выполнения заданий | ||
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации | – демонстрация самостоятельного определения задач профессионального и личностного развития, самообразования, осознанного планирования повышения квалификации | ||
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности | – демонстрация способности ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности | ||
ЛР 1 Осознающий себя гражданином и защитником великой страны. | – демонстрация себя как гражданина и защитника великой страны | ||
ЛР 2 Проявляющий активную гражданскую позицию, демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости, экономически активный и участвующий в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций. | – демонстрация активной гражданской позиции, принципов честности, порядочности, открытости, экономической активности и участия в студенческом и территориальном самоуправлении, в том числе на условиях добровольчества, продуктивно взаимодействующий и участвующий в деятельности общественных организаций | ||
ЛР 3 Соблюдающий нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России. Лояльный к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением. Демонстрирующий неприятие и предупреждающий социально опасное поведение окружающих. | – демонстрация нормы правопорядка, следующий идеалам гражданского общества, обеспечения безопасности, прав и свобод граждан России; – демонстрация лояльности к установкам и проявлениям представителей субкультур, отличающий их от групп с деструктивным и девиантным поведением; – демонстрация неприятия и предупреждения социально опасного поведения окружающих. | ||
ЛР 4 Проявляющий и демонстрирующий уважение к людям труда, осознающий ценность собственного труда. Стремящийся к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа». | – демонстрация уважения к людям труда, осознание ценности собственного труда; – демонстрация стремления к формированию в сетевой среде личностно и профессионального конструктивного «цифрового следа» | ||
ЛР 5 Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России. | – демонстрация приверженности к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей многонационального народа России | ||
ЛР 6 Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях. | – демонстрация уважения к людям старшего поколения и готовности к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях | ||
ЛР 7 Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности. | – демонстрация осознания приоритетной ценности личности человека; – демонстрация уважения собственной и чужой уникальности в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности | ||
ЛР 8 Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства. | – демонстрация уважения к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп; – демонстрация сопричастия к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства | ||
ЛР 9 Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях. | – демонстрация соблюдения и пропаганды правил здорового и безопасного образа жизни, спорта; – демонстрация предупреждения либо преодоления зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. – демонстрация психологической устойчивости в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях | ||
ЛР 10 Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой. | – демонстрация заботы о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой | ||
ЛР 11 Проявляющий уважение к эстетическим ценностям, обладающий основами эстетической культуры. | – демонстрация уважения к эстетическим ценностям, обладание основами эстетической культуры | ||
ЛР 12 Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания. | – демонстрация семейных ценностей, готовности к созданию семьи и воспитанию детей; – демонстрация неприятия насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания | ||
ЛР 13 Соблюдающий в своей профессиональной деятельности этические принципы: честности, независимости, профессионального скептицизма, противодействия коррупции и экстремизму, обладающий системным мышлением и умением принимать решение в условиях риска и неопределенности. | – демонстрация соблюдения в своей профессиональной деятельности этических принципов: честности, независимости, профессионального скептицизма, противодействия коррупции и экстремизму, обладающий системным мышлением и умением принимать решение в условиях риска и неопределенности | ||
ЛР 14 Готовый соответствовать ожиданиям работодателей: проектно-мыслящий, эффективно взаимодействующий с членами команды и сотрудничающий с другими людьми, осознанно выполняющий профессиональные требования, ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, нацеленный на достижение поставленных целей; демонстрирующий профессиональную жизнестойкость. | – демонстрация готовности соответствовать ожиданиям работодателей: активный, проектно-мыслящий, эффективно взаимодействующий и сотрудничающий с коллективом, осознанно выполняющий профессиональные требования, ответственный, пунктуальный, дисциплинированный, трудолюбивый, критически мыслящий, демонстрация профессиональной жизнестойкости. | ||
ЛР 15 Открытый к текущим и перспективным изменениям в мире труда и профессий. | – демонстрация открытости к текущим и перспективным изменениям в мире труда и профессий |
8