СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа профессионального развития учителя

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа профессионального развития учителя»

МБОУ «Киртелинская СОШ»

Тетюшского муниципального района

Республики Татарстан













Программа профессионального развития

учителя географии и биологии

МБОУ «Киртелинская СОШ»

Тетюшского муниципального района

Бозиной Натальи Ивановны































Личная карта учителя


1. Образование: высшее


2. Предмет: география и биология


3. Педагогический стаж: с 15 августа 1995 года


Общий стаж трудовой деятельности: с 15 августа 1995 года


4. Должность: учитель географии и биологии


5. Прохождение курсов: 1. Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Института психологии и образования ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» 2021 год, 72 часа, программа дополнительного профессионального образования «Компетентностный подход в профессиональном совершенствовании учителя географии в условиях реализации ФГОС (в том числе 16 часов по особенностям организации работы с детьми с ОВЗ)», удостоверение о повышении квалификации, регистрационный номер 2021 322 01571.


2. Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Республики Татарстан ИПиО ФГАОУ ВО КФУ, 2021 год, 24 часа, курс в рамках ФП «Учитель-будущего» «Совершенствование профессиональных компетенций учителей естественнонаучных предметов по развитию функциональной грамотности школьников», удостоверение о повышении квалификации, регистрационный номер 2021 322 01571.


6. Тема самообразования: «Активные методы на уроках географии и биологии как один из методов развития способностей обучающихся в рамках реализации ФГОС»


7. Технология, по которой работает учитель: технология системно - деятельностного метода обучения, проекто - исследовательская деятельность учащихся.


8. Внеклассная работа: планирование, подготовка и проведение внеклассных мероприятий, олимпиад, участие в школьных, районных и республиканских конкурсах, проведение вечеров, предметных недель, участие в различных природоохранных акциях.


9. Общественно-педагогическая деятельность: руководитель методического совета школы.


10. Творческие замыслы: участие в инновационной деятельности, создание и поддержка сайта, размещение печатных материалов, участие в профессиональных конкурсах, сетевых сообществах, предметных семинарах, составление презентаций к урокам и внеклассным мероприятиям.


12. Срок реализации: 2017 - 2021 гг.


Содержание
1. Пояснительная записка
2. Программа профессионального развития педагога в межаттестационный период

  • Разделы программы профессионального развития педагога

  • Формы представления результатов педагогической деятельности

  • Схема самоооценки учебного занятия

  • Методическая продукция (учебно-программная документация)

3. План самообразования

  • Задачи

  • Перечень вопросов по самообразованию

  • Предполагаемый результат

  • Формы отчета

4. Список использованной литературы

 

Пояснительная записка

Потребность в самообразовании, с одной стороны, диктуется особенностью учительской деятельности, а с другой, постоянно меняющимися условиями педагогического труда, эволюцией науки и практики, интересами общества, увеличивающимися требованиями к человеку: способность быстро и адекватно реагировать на перемены общественных процессов, готовность преобразовывать свою деятельность, решать новые сложные задачи. Поэтому справедливо считать, что развитие личности обучающегося зависит от уровня подготовки педагога, следовательно, возникает необходимость в постоянном совершенствовании, самореализации путем непрерывного образования.

Для своего самообразования я выбрала тему: «Активные методы на уроках географии как один из методов развития способностей обучающихся в рамках ФГОС».

Актуальность данной темы состоит в том, что она направлена на ФГОС второго поколения, в основу которого положен системно-деятельностный подход, ориентированный на личность ученика.

В настоящее время активность ученика на уроке – одна из наиболее важных проблем в образовательной практике. Учитель должен стать координатором познавательной деятельности обучающегося, а не стараться передать информацию, написанную в учебнике. Применяя традиционные образовательные технологии обучения на уроках, при изучении материала, выпускники получают практические знания, а новые методы помогают личности самореализовываться и успешно социализироваться.

Исходя из собственных умений, а также из опыта коллег, выявила важную мысль: активные методы обучения – это методы, которые подталкивают обучающихся к более активной мыслительной и практической деятельности.

Активные методы позволяют стимулировать мыслительную деятельность обучающихся, а также помогают приобрести уверенность в себе, совершенствовать коммуникативные навыки, развить опыт взаимодействия в коллективе. Выбор методов активного обучения зависит от различных факторов, однако в первую очередь выбор метода определяется дидактической задачей урока.


Программа профессионального развития педагога в межаттестационный период

Одной из основных условий, влияющих на учебную деятельность, является формирование учебной мотивации. Общество нового века требует от школы, выпускников с развитыми познавательными потребностям, нацеленных на саморазвитие, умеющих применять полученные знания и ориентироваться в потоке информации, продуктивно работать, анализировать и оценивать себя и свои достижения. ФГОС требует модернизации методов образования и воспитания и освоения новых форм организации учебного процесса. ФГОС имеют в своей основе системно - деятельностный подход и ориентированы на развитие личности обучающегося, на достижение им ожидаемых образовательных результатов. Этот подход напрямую связан с формированием универсальных учебных действий – общеучебных умений и навыков, овладение которыми дает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию собственной учебной деятельности. С помощью развития УУД расширяются возможности ориентации в различных предметных областях, самостоятельного пополнения и интеграции знаний, проявления творческих способностей, практического решения личностных и социально-значимых проблем. При этом меняется роль учителя, он становиться руководителем учебного процесса, меняется роль и ученика – он активно включается в учебно – познавательную деятельность.

География и биология — это школьные предметы, которые формируют у учащихся комплексное представление о Земле как планете людей и знакомящий их с территориальным подходом как особым методом научного познания и важным инструментом воздействия на природные и социально-экономические процессы. Комплексное, всестороннее представление позволяет формировать у обучающихся универсальные учебные действия. Для формирования их, нужно использовать проектно - исследовательскую деятельность, которая вовлекает ученика в активный процесс познания, а основы его заложили еще в начальной школе.

Проектно - исследовательская деятельность создает творческую среду и стимулирует его познавательные способности. Результатом этой деятельности, являются мини проекты и исследовательские работы. У учеников формируются УУД, что достигается путем активной работы.

Ключевым условием повышения качества образования является высокий уровень профессиональной компетентности педагогических кадров. На сегодняшний день процессом, обуславливающим создание в системе непрерывного образования условий для развития индивидуального стиля профессиональной деятельности педагога, познания и освоения новых ценностей, стимулирующим творческий поиск специалистов, способствующим утверждению перспективных подходов, технологий, систем оценивания профессиональной деятельности педагога, является аттестация. В связи с тем, что аттестация педагогов осуществляется, как правило, один раз в пять лет, большую роль в оценке его профессиональной деятельности играет  межаттестационный период. 

В индивидуальную программу профессионального развития педагога необходимо вносить и результаты внутришкольного контроля: взаимопосещения занятий коллегами, администрацией; материалы контрольных мероприятий, проводимых администрацией школы или специалистами методических служб. Представляют интерес и материалы, полученные в результате опроса учащихся, их родителей, который проводится либо самим педагогом, либо администрацией в рамках педагогического мониторинга. 

На основании накопленных материалов в конце каждого учебного года проводится анализ педагогической деятельности, предполагающий соотнесение полученных результатов с раннее поставленными целями и задачами, что служит основой корректировки индивидуальной программы педагога на следующий период.

Если такая работа проводится систематически в конце каждого учебного года, это позволит сформировать обобщенную характеристику деятельности учителя и полученных им результатов, что и служит предметом экспертизы во время проведения аттестационных процедур.

Разделы программы профессионального развития

  • Изучение психолого-педагогической литературы.

  • Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса.

  • Освоение педагогических технологий; выстраивание собственной методической системы (отбор содержания, методов, форм, средств обучения).

  • Выбор критериев и показателей результата образования, разработка диагностического инструментария.

  • Участие в реализации программы развития образовательного учреждения; в системе методической работы.

  • Обучение на курсах повышения квалификации.

  • Участие в работе творческих, экспериментальных групп; проведение индивидуальной исследовательской, экспериментальной работы.

  • Обобщение собственного опыта педагогической деятельности (статьи, рекомендации, доклады, педагогическая мастерская, мастер-класс и т.д.)

Формы представления результатов педагогической деятельности

  • Серия учебных занятий

  • Методическая продукция

  • Портфолио

  • Собеседование

  • Творческий отчет

  • Представление результатов педагогической деятельности

  • Творческая мастерская

  • Профессиональные конкурсы

Схема самооценки учебного занятия

  1. Оценка содержания учебного материала.

  2. Оценка эффективности способов деятельности на уроке.

  3. Оценка основных характеристик деятельности учащихся на занятии.

  4. Оценка целей и результатов проведенного занятия.

  5. Оценка содержания учебного материала на уроке:

  • научность, доступность изучаемого учебного материала;

  • актуальность материала и его связь с жизнью;

  • степень новизны, проблемности и привлекательности учебной информации;

  • оптимальность объема предложенного для усвоения материала.

Методическая продукция педагога (учебно-программная документация)

  1. Рабочие программы по учебным предметам

  2. Учебно-тематические планы, технологические карты изучения тем курса.

  3. Описание методических особенностей преподавания отдельных вопросов программы, тем, разделов, учебных курсов.

  4. Программно-методическое обеспечение курса.

  5. Модель технологии обучения, описание методической системы.

  6. Проекты (конспекты) учебных, внеклассных занятий, семинаров, деловых игр, лабораторных и практических работ; сценарии предметных праздников, турнирных, конкурсных форм и т.д.

План самообразования

Проблема, над которой я работаю:

Активные методы на уроках географии и биологии как один из методов развития способностей обучающихся в рамках реализации ФГОС



Цель:

- освоить новые способы, основанные на использовании активных методов обучения, способствующие развитию личности обучаюшегося; введение в учебно-воспитательный процесс современных технологий обучения; обеспечение более высокого уровня профессиональной компетенции учителя при реализации ФГОС основного общего и среднего общего образования.

Используемые методы обучения:

  • словесные (например, лекция при изучении нового материала или дискуссия с классом по поводу проблемного вопроса),

  • наглядные или объяснительно иллюстративные (например, каждый урок для наглядности сопровождается презентацией или видео по заданной теме),

  • практические (курс географии предполагает наличие практических работ, особенно интересные и творческие практикумы можно провести в 5-6 классах, например, когда проходим тему план местности или ориентирование, в более старших классах я также провожу практические работы, которые будут полезны обучающимся при подготовке к сдаче ОГЭ или ЕГЭ),

  • исследовательские (обучающимся дается задание провести исследование по определенной тематике, например, «Путешествия русских мореплавателей», в ходе которого школьники самостоятельно находят информацию в учебнике, сети Интернет или любых других источниках и выступают перед классом),

  • репродуктивные (чаще всего используются во время рефлексии в конце урока и при повторении изученного в форме теста, викторины, работы по группам и т.д.).

Используемые приёмам обучения:

  • постановка проблемных вопросов, предполагающих дальнейшее дискуссионное обсуждение в классе;

  • решение географических задач;

  • ассоциативные загадки;

  • творческие задания;

  • контроль, самоконтроль, самообучение учащихся;

  • выборные, игровые, занимательные компоненты урока;

  • похвала, поощрение, создание ситуации успеха.

Приемы работы с картой:
- по признакам ФГП определить объект;
- найти географические координаты;
- по координатам найти объект;
- совершить «путешествие, круиз» вокруг материка, по экватору (параллели), меридиану;
- отметить на контурной карте объект;
- составить кроссворд или викторину, используя только объекты гидросферы (литосферы);
- на определенную букву алфавита найти как можно больше объектов
- составить туристический маршрут в какую-либо страну мира и т.д.


Направления самообразования

Основные направления

Действия и мероприятия

Сроки реализации

Профессиональное

1. Изучать новые программы, учебники, пособия, уяснять их особенности и требования.

2. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями.

3. Повышать квалификацию на различных курсах, вебинарах.

Регулярно

Психолого-педагогические

Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

Регулярно

Методические

1. Изучение методической и научной литературы, публикаций в интернете, журналах по теме самообразования.

2. Посещение занятий коллег с целью изучения опыта использования современных педагогических и компьютерных технологий в образовательной деятельности.

3. Мониторинг педагогической деятельности.

4. Подготовка выступлений на МС, педсовете, РМО.

5. Участие в конкурсах профессионального мастерства, помощь в подготовке.

6. Систематизация материалов по теме самообразования.

7. Формирование банка разработок, конспектов открытых уроков по теме самообразования.

8. Самоанализ педагогической деятельности. Отчет о проделанной работе по самообразованию.

Регулярно

Охрана здоровья

1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.

2. Вести здоровый образ жизни.

Регулярно


Планирование деятельности по самообразованию

Этапы работы

Содержание работы

Сроки

Продукт деятельности

Предполагаемый результат

Способ, форма предъявления результата проделанной работы

Диагностический

Анализ затруднений, выявление проблем.

Анализ состояния образовательного процесса по проблеме, выбранной теме.

Выявление противоречий.

Выбор темы.

Знакомство с локальными, областными, федеральными нормативно-правовыми актами.

Анализ обеспеченности выбранной темы информационно-методическими ресурсами.

Изучение информационных ресурсов (книги, периодические издания, медиаресурсы, ресурсы ИНТЕРНЕТ) по теме.

Изучение опыта работы коллег.

Определение форм организации самообразования.

Разработка календарного плана индивидуальной работы.

2017 г

Выбор темы для самообразования.

Список литературы, электронных ресурсов.

Банк информационно-методических материалов (книги, конспекты).

Педагогические записки.

Аналитическая записка.

План индивидуальной работы по самообразованию.

Собеседование с администрацией

Выступление на педсовете.

Прогностический

Обоснование выбора темы с точки зрения актуальности и новизны.

Определение цели и задач работы.

Формулировка гипотезы.

Прогнозирование результата.

Проектирование собственного педагогического поиска. Выбор адекватных методов и средств поисковой деятельности (Определяются вопросы, цели, над которыми будет осуществляться работа, проектируется ожидаемый результат, намечаются этапы продвижения в поиске).

2018 г

Программа по самообразованию.

Собеседование с администрацией

Обмен опытом с коллегами

Практический

Формирование банка методических материалов.

Формирование банка диагностических материалов, документов по мониторингу профессиональной деятельности.

Формирование банка электронных ресурсов.

Изучение литературы, электронных ресурсов, ИКТ.

Апробация, проверка эффективности новых приемов, методов, форм, технологий работы, постановка экспериментов.

Разработка программно-методического комплекса обеспечения образовательного процесса Отслеживание процесса работы по теме самообразования, промежуточных результатов, ведение мониторинга деятельности, развития детей.

Корректировка темы, содержания работы в связи с изменившимися условиями, обстоятельствами на основе анализа деятельности.

Посещение семинаров, круглых столов, консультаций, практикумов.

Обучение на курсах повышения квалификации.

Участие в работе творческих групп.

2019 - 2021 гг

Рабочая программа.

Календарно-тематическое планирование.

Конспекты занятий.

Подборки упражнений, дидактических материалов, тестовых заданий.

Список литературы, электронных ресурсов.

Тематические подборки по теме самообразования.

Мониторинг профессиональной деятельности.

Мониторинг развития детей.


Собеседование с администрацией

Презентация программно-методических материалов, опыта работы на педсовете.

Презентация опыта работы на конференциях, семинарах.

Публикации в СМИ.

Обмен опытом.

Открытые занятия.


 

Обобщающий

Обработка данных

Анализ работы. Подведение итогов.

Соотнесение результатов с поставленной целью и задачами.

Систематизация накопленного материала, подготовка к утверждению, распространению, печати материалов опыта.

Представление результатов работы.

Определение перспективных направлений работы.

Сентябрь –декабрь 2021 г

Дидактические разработки.

Конспекты занятий.

Электронные презентации.

Аналитический отчет.


Собеседование с администрацией

Презентация программно-методических материалов, опыта работы на различных уровнях.

Участие в конференциях, семинарах различного уровня с презентацией опыта работы.

Обмен опытом в сетевых сообществах.

Открытые занятия.

Проведение семинаров, консультаций, круглых столов.

Внедренческий

Использование опыта работы в процессе профессиональной деятельности.

Распространение опыта.

В ходе дальнейшей профессиональной деятельности.

Проектная деятельность.

Методические рекомендации.

Дидактические разработки.

Конспекты занятий.

Электронные презентации.

Аналитический отчет.


Участие в профессиональных конкурсах.

Публикации в СМИ, на сайте школы, в сетевых сообществах, на образовательных порталах.

Мастер-классы.