Программа
профессионального самообразования учителя-логопеда
ОГКОУ Измайловской ШИ Бамбуровой М.В
(высшая квалификационная категория)
Тема самообразования: «Нетрадиционные методы работы по профилактике и преодолению речевых нарушений младших школьников.»
Сроки реализации: 2023-2026г
Актуальность темы.
Тема внедрения нетрадиционных методов в образовательную сферу в учреждения образования стала актуальна в наши дни. Коррекция недостатков речи младших школьников требует систематических занятий, отнимает много сил и времени как у педагога, так и у детей. Большинство детей, посещающих логопедические занятия, имеют проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации . У обучающихся наблюдается снижение интереса к обучению, нежелание посещать дополнительные занятия, повышение утомляемости. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Процесс подачи материала на логопедическом занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный. Решить эту задачу можно с помощью нетрадиционных методов работы .
Использование нетрадиционных методов на занятиях по логопедии в школе-интернате позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. Положительным моментом является и то, что применение нетрадиционных методов направлено на включение в работу всех анализаторных систем.
Цель : Осуществлять коррекционно-логопедическую работу с применением нетрадиционных методов.
Задачи:
∙ изучить учебно-методическую литературу по теме самообразования;
∙ изучить опыт педагогов, школы, района, области, страны;
∙ овладеть новыми информационными технологиями путём внедрения их в учебно-воспитательный процесс;
∙ апробировать рабочие программы по коррекции речевых нарушений для детей младшего школьного возраста;
∙ обобщить опыт педагогической работы по теме самообразования.
№ № п/п | План мероприятий | Срок (год) реализации | |
Повышение квалификации и профессиональная переподготовка | | |
1. | Изучение учебно-методической литературы в глобальной сети, в профессиональных газетах и журналах | 2023– 2026 | |
2. | Прохождение курсов профессиональной переподготовки | 2023-2026 | |
3. | Аттестация на высшую квалификационную категорию | 2024-2025 | |
4. | Изучение применения новых образовательных технологий в работе ведущих учителей-логопедов школы, района, области, страны в области коррекции нарушений речевого развития у детей. | 2023-2026 | |
5. | Участие в работе методического объединения учителей-логопедов Барышского района. | 2023-2026 | |
Использование современных образовательных технологий | | |
1. | Использование возможностей Интернет на уроках. | постоянно | |
2. | Составление мультимедийных презентаций для проведения уроков, внеклассных мероприятий | постоянно | |
3. 4. 5. | Составление собственных авторских разработок в электронном варианте и использование их в коррекционном обучении. Систематизировать развивающие игры, упражнения с использованием нетрадиционных методов в помощь логопеду. Изготовить дидактический материал по применению камушков марблс в коррекционно-логопедической работе . | систематически | |
6. | Проведение педагогической диагностики, проведение срезов с помощью тестов, педагогических наблюдений: 1) проверка и углубление знаний, умений и навыков обучающихся с использованием тестов; 2) развитие познавательного интереса обучающихся к предмету путём внедрения нестандартных уроков; 3) дистанционные формы работы с обучающимися; 4) проекты на логопедических занятиях. | 2023-2026 | |
7. | Проведение открытых уроков. | по плану МО | |
8. | Внедрение полученных результатов в педагогическую практику. | 2023-2026 | |
Обобщение и распространение собственного педагогического опыта | | |
1. | Выступление перед коллегами на заседаниях МО, педсоветах, конференциях: 1) «Диагностика вновь прибывших обучающихся»; 2) «Формирование словаря у детей младшего школьного возраста»; 3) «Особенности коррекционной работы по формированию лексико-грамматического строя у младших школьников»; 4) «Формирование навыков языкового анализа и синтеза у младших школьников». 5)Подготовить материал к проведению мастер-класса по теме : «Использование нетрадиционных методов и форм в логопедической работе » | 2023-2026 | |
2. | Профессиональные публикации, брошюры. Подготовить буклет по теме : «Нетрадиционные методы работы по преодолению речевых нарушений у младших школьников. | 2023-2026 | |
3. | Создание и ведение собственного сайта, размещение информации о реализации программы самообразования. -Подготовить фотоматериал : «Логопедические игры с использованием нетрадиционного материала» | | |
Работа с обучающимися на уроках и во внеурочное время | | |
1. | Совершенствовать систему коррекции устной и письменной речи детей на логопедических занятиях. | 2023-2026 | |
2. | Систематически пополнять папки результатами работы над темой самообразования | 2023-2026 | |
3. | Создать условия для участия детей, посещающих логопедические занятия, в олимпиадах и конкурсах. | 2023-2026 | |
4. | Вовлекать родителей в процесс освоения коррекционной программы. Разработать памятку для родителей по использованию нетрадиционных методов в домашних условиях | 2023-2026 | |
| | | | |
Предполагаемый результат.
1. Повышение качества логопедических занятий.
2. Апробировать разработанные рабочие программы.
3. Проводить открытые уроки перед учителями школы-интерната
4. Проводить мастер-классы перед учителями школы-интерната.
5. Готовить доклады и выступления.
6. Разрабатывать дидактические материалы.
7. Разрабатывать и проводить логопедические занятия по инновационным технологиям.
8. Сформировать пакет материалов с различными педагогическими технологиями.
9. Вести личную методическую веб-страницу.
Оценка эффективности проекта
Эффективность программы оценивается по количественным и качественным показателям:
качество знаний и умений учителя-логопеда в области новых образовательных технологий (уровень мастерства педагога);
уровень обучаемости и обученности школьников;
степень удовлетворённости обучающихсяи их родителей учебно-воспитательным процессом;
качество учебно-методического и технологического обеспечения;
качественное и количественное размещение информации на веб-сайте педагога, в группе ВК.