ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ |
|
Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«ИВАНОВСКИЙ ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОБЫ
«МАСТЕР ОТДЕЛОЧНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ И ДЕКОРАТИВНЫХ РАБОТ»
В РАМКАХ ПРОЕКТА ПО РАННЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8-9 КЛАССОВ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
«БИЛЕТ В БУДУЩЕЕ»
г. Иваново 2021
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
«МАСТЕР ОТДЕЛОЧНЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ И ДЕКОРАТИВНЫХ РАБОТ»
Автор программы: Кулачек Татьяна Владимировна, мастер производственного обучения, высшая квалификационная категория.
Контакты автора: г. Иваново, [email protected]
Уровень сложности | Формат проведения | Время проведения | Возрастная категория | Доступность для участников с ОВЗ |
ознакомительный | очная | 30 | 8-9 класс | допустимая нозологическая группа – общие заболевания (нарушение дыхательной системы, пищеварительной, эндокринной систем, сердечно-сосудистой системы и т.д.); необходимые специальные условия для данной группы не предусмотрены; возможно проведение пробы в смешанных группах «участники без ОВЗ + участники с ОВЗ» |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение (5 мин.)
Краткое описание профессионального направления:
Мастер отделочных строительных и декоративных работ – это рабочий высокой квалификации, выполняющий отделку поверхностей различными отделочными материалами, а также производящий ремонт окрашенных, оклеенных, облицованных поверхностей и штукатурки. Область профессиональной деятельности выпускников: строительство и жилищно-коммунальное хозяйство. Профессия перспективная, очень востребованная во всем мире и хорошо оплачиваемая: средняя зарплата отделочника в России находится в 62 000 рублей за месяц.
Место и перспективы профессионального направления в современной экономике региона, страны, мира:
Строительная сфера стремительно развивается и требует квалифицированных специалистов. Профессия 08.01.25 Мастер отделочных строительных и декоративных работ входит в перечень ТОП-50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий.
Существует большое количество возможностей совершенствования своего мастерства, начиная свою профессиональную деятельность в период учебы, проходя учебную и производственную практики, участвуя в конкурсах различного уровня. Далее, можно продолжить обучение и получить высшее образование, непрерывно повышать свой квалификационный уровень и осваивать смежные профессии. Так же предполагается административный рост: рабочий – бригадир – мастер – прораб.
Необходимые навыки и знания для овладения специальностью/профессией:
Работа мастера отделочных строительных и декоративных работ — это безостановочная эволюция знаний и беспрерывное освоение новых технологий. На начальных этапах будущий отделочник должен хорошо знать математику, физику, химию, иметь навыки рисования и черчения, владеть английским языком. Чтобы иметь профессиональный успех необходимо уметь работать в команде, быть творческой личностью, иметь креативное мышление. Кроме этого мастер отделочных строительных и декоративных работ должен обладать такими качествами, как аккуратность и внимательность, личная организованность и ответственность, иметь физическую выносливость, художественный вкус и пространственное воображение.
1-2 интересных факта о профессиональном направлении:
Самыми древними штукатурами-малярами были строители Древнего Египта. Пять тысяч лет до н.э. египтяне покрывали стены зданий слоем гипсового раствора, а затем окрашивали. Поверх краски наносили изображения своих мифологических героев.
В настоящее время крупные строительные компании могут окрашивать стены фасадов зданий, используя настенный принтер, который может наносить без швов и стыков рисунок в 100 квадратных метров.
Связь профессиональной пробы с реальной деятельностью:
Подросткам предлагается поучаствовать в профессиональных пробах, где они имеют возможность на практике попробовать свои силы в создании и выполнении фрески «Фристайл». Участие школьников в мастер – классе через выполнение рабочих операций поможет им осознать сущность профессиональной деятельности мастера отделочных строительных работ и определиться в верности выбора профессиональной траектории.
Постановка задачи (3 мин.)
Постановка цели и задачи в рамках пробы
У большинства обучающихся в колледжах нашей страны популярно молодёжное движение Ворлдскиллс Россия. Девиз этого движения: «Делай мир лучше силой своего мастерства!». В рамках движения Ворлдскиллс проводятся конкурсы профессионального мастерства между студентами колледжей и техникумов в возрасте до 22 лет. Сегодня вам предлагается выполнить одно из конкурсных заданий фреску «Фристайл» и почувствовать себя героями нашего времени.
Цель пробы – формирование представлений, необходимых для принятия осознанного решения относительно выбора или отказа от получения профессии
«мастер отделочных строительных работ».
Задачи:
Знакомство с профессией мастер отделочных строительных работ.
Формирование представления о профессиональной деятельности мастера отделочных строительных работ.
Общее практическое знакомство с содержанием деятельности в рамках профессии.
Оказание помощи обучающимся в профессиональном самоопределении.
Оценка и самооценка деятельности участника в результате выполнения задания профессиональной пробы.
Формирование позитивного отношения к профессии мастер отделочных строительных работ.
Демонстрация итогового результата, продукта
Фреска «Фристайл» - это декорирование поверхности в свободном стилевом решении по эскизу. Пример эскиза:
В результате выполнения задания будет получен следующий декоративный рисунок:
Примечание: эскиз, цветовое решение, виды декоративных материалов могут изменяться в зависимости от предпочтения участников проб.
Выполнение задания (15 мин.)
Подробная инструкция по выполнению задания:
Перед нами представлен планшет из ДВП форматом А3 (297×420 мм), предварительно оклеенный малярным скотчем шириной 25 мм, огрунтованный адгезионной грунтовкой ВГТ и окрашенный в два слоя чёрной акриловой эмалью ВГТ и эскиз декоративного рисунка, который необходимо выполнить на данном планшете.
Знакомимся с эскизом и осматриваем поверхность планшета, определяем качество окраски.
На верхнюю часть планшета накладываем трафарет «луна» и прикрепляем его скотчем:
Обводим контур луны декоративной эмалью ВГТ перламутр «жемчуг» при помощи художественной кисти № 8 и закрашиваем тело луны художественной кистью № 14:
При помощи губки на тело луны наносим лунные пятна декоративными эмалями ВГТ перламутр «золото» и металлик «серебро»:
Необходимо просушить декоративное покрытие луны. Поэтому, далее мы колеруем фактурную краску ВГТ в коричневый цвет для выполнения изображения волка и скалы:
После полного высыхания покрытия луны накладываем на планшет трафарет
«волк» и фиксируем его малярным скотчем:
Шпателем на трафарет «волк» наносим заколерованную в коричневый цвет фактурную краску и сразу снимаем трафарет:
Далее, используя шаблон «скала» наносим изображение скалы тем же составом:
С помощью художественной кисти № 14 разбрызгиваем на чёрный фон неба поочерёдно декоративные эмали ВГТ перламутр «золото» и «жемчуг» имитируя звёзды. При этом необходимо прикрыть изображение луны, волка и скалы подручными средствами (листами бумаги, прямыми трафаретами):
Убираем с планшета подручные средства, снимаем скотч, наша фреска в стиле «Фристайл» готова.
Рекомендации для наставника по организации процесса выполнения задания:
Наставник обязан создать безопасные условия труда и контролировать соблюдение правил техники безопасности участниками проб на всех этапах выполнения работы фрески «Фристайл».
Наставник должен проконтролировать каждое рабочее место участника на соответствие инфраструктурному листу, в случае затруднений – помочь участнику, начать работу.
Рекомендуется показ наставником каждой операции сочетать с одновременным повторением участниками профессионального погружения его действий.
Во время проведения мастер - класса наставник постоянно следит за происходящим на рабочих местах, а во время демонстрации задания контролирует демонстрацию рабочего стола участника так, чтобы все действия участника и хорошо просматривались, а речь прослушивалась.
Наставник должен помочь участникам профессиональных проб по решению возникающих в ходе работы вопросов.
Наставник следит за временем, отведённым для выполнения задания.
Наставник должен оказать посильную помощь участникам, испытывающих сильные затруднения при выполнении задания, психологически поддержать и подбодрить их, создать комфортную среду успеха.
Результаты выполнения задания собираются на отдельный демонстрационный стол для окончательной просушки и для общего визуального осмотра, а также для подведения итогов.
Наставнику рекомендуется вручить всем желающим участникам на память свой декоративный рисунок.
Контроль, оценка и рефлексия (7 мин.)
Критерии успешного выполнения задания:
№ | Аспект оценки | Да/Нет |
1 | Приёмка планшета. Визуальный осмотр качества окрашенной поверхности | |
2 | Точное наложение трафарета «луна» | |
3 | Аккуратное выполнение изображения луны художественными кистями | |
4 | Нанесение лунных пятен при помощи губки в свободном стиле. Художественный вкус | |
5 | Соблюдение технологической последовательности колеровки фактурной краски. Однородность материала | |
6 | Наложение трафарета «волк» в свободном стиле. Художественный вкус | |
7 | Нанесение фактурной краски на трафарет шпателем. Чёткость контурных линий при снятии трафарета | |
8 | Точное наложение шаблона «скала» | |
9 | Нанесение фактурной краски шпателем в зоне «скала» и её обработка в свободном стиле. Художественный вкус | |
10 | Изображение звезд с использованием техники «набрызг с кисти». Художественный вкус | |
11 | Снятие малярной ленты. Приведение рабочего места в порядок. Культура труда | |
Рекомендации для наставника по контролю результата, процедуре оценки:
Проверка осуществляется «на взгляд» (т.е. визуально). Следует обращать внимание на чёткость линий изображений, полученных при помощи трафаретов и на осуществление художественного замысла.
Вопросы для рефлексии обучающихся
По завершении выполнения мастер класса, необходимо подвести определённые итоги. Для этого можно использовать метод неоконченных предложений, предложив обучающимся, например, следующие заготовки:
Это позволит получить представление об успешности проведенного занятия, оценить мотивацию обучающихся школ и внести корректирующие действия в свою дальнейшую работу (откорректировать приемы коммуникации, изменить содержание своих занятий).
ИНФРАСТРУКТУРНЫЙ ЛИСТ
Наименование | Рекомендуемые технические характеристики с необходимыми примечаниями | Количество | На группу/ на 1 чел. |
Спецодежда | Варианты: халат, фартук, курточка и брюки. | 1 шт. | 1/5 |
Головной убор | Варианты: кепка, бандана | 1 шт. | 1/5 |
Перчатки | Варианты: полиэтиленовые, рабочие с резиновым напылением, рабочие с латексным напылением, латексные | 1 шт. | 1/15 |
Ветошь | Полотно холстопрошивное белого цвета 30см х30 см | 1 шт. | 2/30 |
Салфетка | Материал микрофмбра 29см х 29 см | 1 шт. | 2/30 |
Губка | Варианты: посудная, для мытья автомобилей, интерьерная | 1 шт. | 2/30 |
Учебная парта, учебный стул | Ширина двухместной парты составляет 120 см, ширина одноместного варианта – 60-70 см. Ширина сиденья для стула – не менее 360-450 мм | 1 комплект. | 1/5 |
Плёнка полиэтиленовая | Рукав шириной 4 м плотностью 150 мкм. Размер отреза на 1 парту 150см х 100см | 1 шт. | 1/5 |
Ёмкость для строительного мусора | Варианты: урна, ведро. Объём 10 л | 1 шт. | 1/5 |
Ёмкость для воды | Варианты: ведро оцинкованное, ведро строительное пластиковое, хозяйственное ведро. Объём 10 л | 1 шт. | 1/5 |
Планшет из ДВП | Формат А3 (297×420 мм). Предварительно оклеенный по периметру малярным скотчем шириной 25 мм, огрунтованный адгезионной грунтовкой ВГТ и окрашенный в два слоя чёрной акриловой эмалью ВГТ | 1 шт. | 1/15 |
Эскиз | На бумаге форматом А4 (297×210 мм). | 1 шт. | 1/15 |
Трафарет «луна» | Самодельный, изготовленный из канцелярских пластиковых папок для документов форматом А4 (297×210 мм). | 1 шт. | 1/15 |
Трафарет «волк» | Самодельный, изготовленный из канцелярских пластиковых папок для документов форматом А4 (297×210 мм). | 1 шт. | 1/15 |
Шаблон «скала» | Самодельный, изготовленный из | 1 шт. | 1 шт. |
| канцелярских пластиковых папок для документов форматом А4 (297×210 мм). | | |
Палочка для перемешивания краски | Должна соответствовать размеру ёмкости для краски | 4 шт. | 4/20 |
Ёмкость для колеровки фактурной краски | Варианты: кюветка для краски, ведро с крышкой пластиковое. Объём 1 л | 1 шт. | 1 шт. |
Шпателя | Полотно шпателей должно быть изготовлено из нержавеющей стали. Ширина 4 см и 10 см | 1 комплект из 2 шт. | 1/5 |
Скотч малярный шириной 2,5 см | Скотч не должен оставлять следы на планшете. Длина 20м. | 1 рулон | 1/5 |
Художественные кисти | Материал синтетика или натуральная щетина. №№: 8,14. | 1 комплект из 2 шт. | 1/5 |
Декоративная эмаль ВГТ перламутр «жемчуг» | Объём 100 мл. Строгое соответствие срокам годности материала | 1 шт. | 1/5 |
Декоративная эмаль ВГТ перламутр «золото» | Объём 100 мл. Строгое соответствие срокам годности материала | 1 шт. | 1/5 |
Декоративная эмаль ВГТ металлик «серебро» | Объём 100 мл. Строгое соответствие срокам годности материала | 1 шт. | 1/5 |
Колер коричневый ВГТ | Объём 100 мл. Строгое соответствие срокам годности материала | 1 шт. | 1/5 |
Краска фактурная ВГТ | Вес 9 кг. Строгое соответствие срокам годности материала | 1 шт. | 1/1 |
ПРИЛОЖЕНИЕ И ДОПОЛНЕНИЯ
Ссылка | Комментарий |
https://www.youtube.com/channel/UCQQ6mFw0jL1ScchsPuWTXrg | Дополнительная информация: Малярная мастерская. Обучающие фильмы по декорированию поверхностей |
https://www.youtube.com/user/FabrikaKrasok | Дополнительная информация: Фабрика Красок. Мастер – классы по нанесению декоративных покрытий |