Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области «Одесский казачий сельскохозяйственный техникум»
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРОБЫ
в рамках проекта по ранней профессиональной ориентации
учащихся 8-9 классов общеобразовательных организаций
«Билет в будущее»
с. Буняковка
2023
«Специалист по эксплуатации и ремонту сельскохозяйственной техники и оборудования»
1. Паспорт программы профессиональной пробы
Профессиональная среда: комфортная среда
Наименование профессионального направления: эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования
Авторы программы:
Калмыков И.Е., мастер производственного обучения БПОУ ОО «Одесский казачий сельскохозяйственный техникум»;
Матийко В.В., заместитель директора БПОУ ОО «Одесский казачий сельскохозяйственный техникум»;
Бейсембаева Г.Е., методист
Уровень сложности | Начинающий |
Формат проведения | Очная |
Время проведения | 30 минут |
Возрастная категория | 8-9 класс |
Доступность для участников с ОВЗ | Не адаптирована |
I. Содержание программы
Введение (5 мин)
Краткое описание профессионального направления. «Эксплуатация сельскохозяйственных машин» охватывает область деятельности специалистов, занятых наладкой, обслуживанием и ремонтом всех видов машин, применяемых при производстве сельскохозяйственной продукции. Таким специалистом и является специалист по эксплуатации и ремонту сельскохозяйственных машин. он отвечает за надежность, безопасность и эффективность техники.
Место и перспективы профессионального направления в современной экономике региона, страны, мира. Современная сельскохозяйственная техника – это дорогостоящие сложные машины, созданные на основе инновационных разработок в области мирового машиностроения. В конструкцию тракторов и комбайнов всё больше включаются электронные системы и устройства для автоматического управления машиной и контроля за протеканием технологических процессов обработки почвы, посева семян и уборки урожая. Такие машины являются частью Системы точного земледелия, позволяющей добиваться самых высоких результатов при минимальных затратах труда и материальных ресурсов. Развитие компетенции «Эксплуатация сельскохозяйственных машин» определяется повсеместным применением новых моделей машин и передовых технологий производства сельскохозяйственной продукции. Если несколько лет назад техник-механик в своей работе применял в основном слесарно-монтажный инструмент, приборы для диагностирования агрегатов гидросистемы, электрооборудования и механических систем двигателя, то сейчас ему никак не обойтись без диагностического сканера, мощного ноутбука с дорогим программным обеспечением и выходом в интернет.
Необходимые навыки и знания для овладения профессией. Всё это определило возрастающий престиж и востребованность квалифицированных рабочих на рынке труда. Специалист по эксплуатации и ремонту сельскохозяйственных машин должен быть специалистом с сильным диагностическим и аналитическим навыком, владеть специальными инструментами для диагностики, обслуживания и ремонта любых механизмов и систем тракторов, комбайнов и других машин. Эффективность его работы оказывает значительное влияние на количество и качество полученной с/х продукции, на расход горюче-смазочных материалов и защиту окружающей среды. Основой работы техника-механика является глубокое знание устройства тракторов и с/х машин, правила их эксплуатации, обслуживания и ремонта. Поэтому сегодня мы познакомимся с устройством одного из самых распространённых тракторов, применяемых в сельском и в городском хозяйстве- «Беларус 80.1», а также познакомимся с оборудованием для проверки давления воздуха в шинах и накачивания шин. Эти работы проводят для всех видов колёсных машин от велосипедов до огромных грузовиков и они имеют огромное значение для безопасной и экономичной работы и для увеличения срока службы шин.
Постановка задачи (2 мин)
Общая цель – создание условий для профессионального самоопределения школьников посредством погружения в профессию.
Задачи программы:
познакомить обучающихся с профессией, содержанием и характером труда;
сформировать допрофессиональные знания, умения и навыки, опыт практической работы в конкретной профессиональной деятельности;
пробудить интерес к будущей профессии и подготовить к обоснованному выбору профессии;
оказать обучающимся помощь в профессиональном самоопределении;
воспитать готовность к самостоятельному, осознанному выбору профессии.
Выполнение задания (20 мин) Общая формулировка задания в рамках пробы
1. Изучение общего устройства трактора «Беларус-80.1» с обозначением названия составных частей на тракторе с помощью табличек.
3. Проверка давления воздуха в шинах. Накачивание шин до установки давление воздуха:
- в шинах передних колёс 1,5 bar
- в шинах задних колес 1,1 bar
2. Проверка уровней технологических жидкостей в системах дизеля, доведения до нормы:
- уровня масла в системе смазки
- уровня охлаждающей жидкости в системе охлаждения.
4. Пуск дизеля, контроль работы дизеля по показаниям контрольно-измерительных приборов.
Задание рекомендовано для участников 8-9 классов.
Пошаговая инструкция по выполнению заданий
В руководстве по эксплуатации трактора найти раздел: «Назначение и общее устройство трактора». С помощью данного документа и, вспоминая рассказ и демонстрацию работы наставником, закрепить таблички на соответствующих составных частях трактора.
Трактор «Беларус 80.1». Вид спереди-слева
Трактор «Беларус 80.1». Вид спереди-справа.
Дизель Д-243 | |
Передний мост | |
Раздаточная коробка | |
Коробка перемены передач | |
Задний мост | |
Навесное устройство | |
Вал отбора мощности | |
Ресивер пневмосистемы | |
После выполнения первой части задания следует взять шинный манометр, убедиться в том, что пределы его измерений находятся в пределах 0-3,5 bar, установить стрелку манометра на «ноль» и замерить давление воздуха в шинах передних и задних колёс. Оно должно соответствовать
в передних колёсах- 1,5 bar;
в задних колёсах- 1,1 bar.
Если давление воздуха ниже указанных нормативов, то следует накачать колёса с помощью передвижного электрического компрессора. По окончании работы следует привести в порядок рабочее место.
После выполнения первой части задания следует в руководстве по эксплуатации трактора найти раздел: «Техническое обслуживание» и изучить там порядок выполнения операций ежесменного технического обслуживания:
проверка уровня масла в системе смазки дизеля;
проверка уровня охлаждающей жидкости в системе охлаждения дизеля.
Довести уровни технологических жидкостей до нормы.
Затем следует войти в кабину трактора, убедиться, что стояночный тормоз включен (при необходимости включить), установить рычаг переключения передач КПП в положение запуска дизеля и убедиться, что рычаг ручного управления подачей топлива находится в положении минимальной подачи. После чего в присутствии и с разрешения наставника произвести запуск дизеля и проверить его работу по показаниям контрольно-измерительных приборов. Для этого следует оценить показания:
указателя давления масла в двигателе;
указателя температуры охлаждающей жидкости двигателя;
указателя уровня топлива в баках;
указателя напряжения в бортовой сети трактора;
указателя давления воздуха в пневмосистеме (при включенном компрессоре).
После этого следует заглушить двигатель, выйти из трактора и привести в порядок рабочее место.
Задание рекомендовано для участников 8-9 классов
Контроль, оценка и рефлексия (3 мин)
1. Критерии успешного выполнения задания
Главным результатам проведенной профессиональной пробы является положительный отзыв её участников, мотивированность на получение профессии, выполнение простейших технологических операций, удовлетворенность совместной деятельностью, что выявляется в совместном обсуждении того, какими начальными профессиональными навыками овладели учащиеся и какие они испытывали сложности при выполнении профессиональной пробы.
2. Рекомендации для наставника по контролю результата, процедуре оценки
Наставник должен контролировать правильность проведения манипуляций, при необходимости – помочь.
3. Вопросы для рефлексии учащихся
Что вам понравилось в нашей работе?
Могли бы вы выбрать профессию для себя? Почему?
Стала ли для Вас профессия мастер сельскохозяйственного производства по настоящему «моей»?
Что вам не хватило для полного представления о профессии?
Рекомендации для наставника по контролю результата, процедуре оценки
Критерии выполнения | Результат выполнения |
Изучил в руководстве по эксплуатации трактора «Беларус 80.1» раздел «Назначение и общее устройство трактора» | Да/Нет |
Установил табличку «Дизель Д-243» на двигатель трактора | Да/Нет |
Установил табличку «Передний мост» на корпус переднего моста | Да/Нет |
Установил табличку «Раздаточная коробка» на корпус раздаточной коробки | Да/Нет |
Установил табличку «Коробка перемены передач» на корпус коробки перемены передач | Да/Нет |
Установил табличку «Задний ведущий мост» на корпус заднего ведущего моста | Да/Нет |
Установил табличку «Навесное устройство» на детали навесного устройства | Да/Нет |
Установил табличку «Вал отбора мощности» на хвостовик вала отбора мощности | Да/Нет |
Установил табличку «Ресивер пневмосистемы» на балон ресивера пневмосистемы | Да/Нет |
Убедился в том, что пределы измерений шинного манометра находятся в пределах 0-3,5 bar | Да/Нет |
Установил стрелку манометра на «ноль» | Да/Нет |
Измерил давление воздуха в шине правого переднего колеса | Да/Нет |
Довёл давление до 1,5 bar с помощью компрессора | Да/Нет |
Установил стрелку манометра на «ноль» | Да/Нет |
Измерил давление воздуха в шине левого переднего колеса | Да/Нет |
Довёл давление до 1,5 bar с помощью компрессора | Да/Нет |
Установил стрелку манометра на «ноль» | Да/Нет |
Измерил давление воздуха в шине правого заднего колеса | Да/Нет |
Довёл давление до 1,1 bar | Да/Нет |
Установил стрелку манометра на «ноль» | Да/Нет |
Измерил давление воздуха в шине левого заднего колеса | Да/Нет |
Довёл давление до 1,1 bar | Да/Нет |
Установил стрелку манометра на «ноль» | Да/Нет |
Изучил в руководстве по эксплуатации трактора «Беларус 80.1» раздел «Проведение операций ежесменного технического обслуживания» | Да/Нет |
Проверил уровень масла в системе смазки дизеля | Да/Нет |
Довёл уровень масла в системе смазки дизеля до нормы | Да/Нет |
Проверил уровень охлаждающей жидкости в системе охлаждения дизеля | Да/Нет |
Довёл уровень охлаждающей жидкости в системе охлаждения дизеля до нормы | Да/Нет |
Убедился в том, что стояночный тормоз включен | Да/Нет |
Установил рычаг переключения передач КПП в положение запуска дизеля | Да/Нет |
Убедился, что рычаг ручного управления подачей топлива находится в положении минимальной подачи | Да/Нет |
Произвёл запуск дизеля стартером | Да/Нет |
Оценил показания указателя давления масла в двигателе | Да/Нет |
Оценил показания указателя температуры охлаждающей жидкости двигателя | Да/Нет |
Оценил показания указателя уровня топлива в баках | Да/Нет |
Оценил показания указателя напряжения в бортовой сети трактора | Да/Нет |
Оценил показания указателя давления воздуха в пневмосистеме (при включенном компрессоре) | Да/Нет |
Заглушил двигатель трактора | Да/Нет |
Привёл в порядок рабочее место | Да/Нет |
Соблюдал требования техники безопасности | Да/Нет |
Инфраструктурный лист
Наименование | Технические характеристики с необходимыми примечаниями | Расчет (на человека) | Степень необходимости (необходимо/ опционально) |
Трактор «Беларус 80.1» | Трактор сельскохозяйственный, тяговый класс 1,4 | 1 | Необходимо |
Руководство по эксплуатации трактора | Составитель руководства- завод-изготовитель трактора | 1 | Необходимо |
Таблички с названием составных частей: «Дизель Д-243» «Передний мост», «Раздаточная коробка», «Коробка перемены передач», «Задний ведущий мост», «Навесное устройство», «Вал отбора мощности», «Ресивер пневмосистемы». | Размер табличек 50х200 мм. Предусмотрена возможность крепления табличек на составных частях трактора | По 1 шт. каждого вида | Необходимо |
Рабочий стол или верстак слесарный | С выдвижными ящиками и прочной столешницей | 1 | Необходимо |
Манометр шинный | Пределами показаний 0-3,5 bar. | 1 | Необходимо |
Компрессор передвижной электрический с пистолетом для накачивания шин | Рабочее давление воздуха 0-8 bar | 1 | Необходимо |
Воронка с сеткой для заправки масла в двигатель | Материал- пластик | 1 | Необходимо |
Воронка с сеткой для заправки охлаждающей жидкости в систему охлаждения дизеля | Материал- пластик | 1 | Необходимо |
Масло моторное дизельное М10Г2 | В соответствии с рекомендациями завода-изготовителя | 5 | Необходимо |
Охлаждающая жидкость «Тосол А-40» | В соответствии с рекомендациями завода-изготовителя | 5 | Необходимо |
Ветошь | Безворсовая | 0,2 | Необходимо |