Министерство образования и науки Хабаровского края
краевое государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Хабаровский технический колледж»
Утверждаю
Заместитель директора
по учебной работе
__________В.Н. Клюева
«____» _______2016 г.
ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.02 Контроль безопасности ведения горных и взрывных работ
по специальности 21.02.15 Открытые горные работы
г. Хабаровск
2016 г.
Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 21.02.15 Открытые горные работы.
Организация-разработчик: краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Хабаровский технический колледж»
Разработчики:
Клюева В.Н., зам. директора по УР КГБ ПОУ «Хабаровский технический колледж»
Раевская О.В., методист КГБ ПОУ «Хабаровский технический колледж»
Программа рассмотрена и одобрена на заседании цикловой комиссии «Прикладная геодезия, землеустройство и картография » колледжа.
Протокол от _______________ 20___ № _______
Председатель ЦК_________ И.П. Теличкина
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОфЕССИОНАЛЬНОГО МОДуЛЯ | 4 |
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 6 |
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля | 7 |
4. условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МоДУЛЯ | 11 |
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности) | 13 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Контроль безопасности ведения горных и взрывных работ
1.1. Область применения программы
Программа профессионального модуля (далее программа) – является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности СПО в соответствии с ФГОС по специальности СПО 21.02.15 Открытые горные работы в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Контроль безопасности ведения горных и взрывных работ и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 2.1. Контролировать выполнение требований отраслевых норм, инструкций и правил безопасности при ведении горных и взрывных работ.
ПК 2.2. Контролировать выполнение требований пожарной безопасности.
ПК 2.3. Контролировать состояние рабочих мест и оборудования на участке в соответствии с требованиями охраны труда.
ПК 2.4. Организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности и охраны труда на участке.
Программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников горной промышленности при наличии основного общего образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля:
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
участия в оформлении нарядов нагорном участке;
контроля соблюдения требований правил безопасности при ведении горных работ;
контроля технологического процесса при работе горного оборудования в опасных зонах;
контроля соблюдения требований правил безопасности при ведении взрывных работ;
контроля состояния средств пожаротушения согласно табелю противопожарного инвентаря;
контроля сроков поверки огнетушителей для тушения пожаров в электроустановках до 1000 В, свыше1000 В;
контроля соблюдения должностной и производственной инструкции по охране труда на рабочих местах;
контроля применения персоналом средств коллективной и индивидуальной защиты;
участия в разработке комплексного плана по улучшению условий труда на рабочих местах;
проверки объекта горных работ на соответствие требованиям промышленной безопасности и охраны труда;
выявления нарушений при эксплуатации горнотранспортного оборудования, которые создают угрозу жизни и здоровью работников;
выявления нарушений технологического процесса ведения горных работ, которые создают угрозу жизни и здоровью работников;
уметь:
контролировать расчетные параметры взрывных работ в соответствии с требованиями Единых правил безопасности при ведении взрывных работ;
контролировать расчетные параметры ведения горных работ в соответствии с Едиными правилами разработки месторождений открытым способом;
производить оценку состояния рабочих мест по условиям труда;
разрабатывать мероприятия по улучшению условий труда на рабочих местах;
определять необходимое количество средств индивидуальной защиты для обеспечения персонала участка;
разрабатывать должностные и производственные инструкции по охране труда;
идентифицировать опасные производственные факторы на горном участке;
разрабатывать перечень мероприятий по локализации опасных производственных факторов;
определять перечень мероприятий по ликвидации аварий;
определять перечень мероприятий по производственному контролю;
знать:
требования Федеральных законодательных актов в области промышленной безопасности опасных производственных объектов;
требования федеральных и региональных законодательных актов, норм и инструкций в области безопасности ведения горных работ открытым способом;
требования межотраслевых (отраслевых) правил и норм по охране труда и промышленной безопасности;
требования правил безопасности в соответствии с видом выполняемых работ: Единых правил безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом;
Правил безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом;
Единых правил безопасности приведении взрывных работ;
Правил технической эксплуатации технологического автомобильного транспорта;
требования федеральных и региональных законодательных актов, норм и инструкций в области охраны недр и природных ресурсов;
требования по обеспечению безопасности технологических процессов, эксплуатации зданий и сооружений, машин и механизмов, оборудования, электроустановок, транспортных средств, применяемых на участке;
возможные экологические последствия открытых горных работ и их влияние на окружающую среду;
требования к средствам пожаротушения;
план ликвидации аварий, действия в чрезвычайных и аварийных ситуациях;
содержание и организацию мероприятий по пожарной безопасности;
способы и средства предупреждения и локализации опасных производственных факторов, обусловленных деятельностью организации;
организацию, методы и средства ведения спасательных работ и ликвидации аварий в организации;
порядок расследования несчастных случаев и аварий на производстве;
содержание должностной инструкции, инструкций по охране труда;
полномочия инспекторов государственного надзора и общественного контроля за охраной труда и промышленной безопасностью;
значение и содержание производственного контроля в горной организации.
1.3. Количество часов на освоение программы профессионального модуля:
всего – 543 часов, в том числе: максимальной учебной нагрузки обучающегося – 327 часов, включая: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 218 часов; самостоятельной работы обучающегося – 109 часов, учебной (72ч) и производственной практики (144ч) – 216ч.
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) Контроль безопасности ведения горных и взрывных работ, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 2.1. | Контролировать выполнение требований отраслевых норм, инструкций и правил безопасности при ведении горных и взрывных работ |
ПК 2.2. | Контролировать выполнение требований пожарной безопасности. |
ПК 2.3. | Контролировать состояние рабочих мест и оборудования на участке в соответствии с требованиями охраны труда. |
ПК 2.4. | Организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности и охраны труда на участке |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7. | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9. | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля
Код профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля* | Всего часов | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося | Учебная, часов | Производственная (по профилю специальности),** часов |
Всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов | Всего, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов | | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
ПК 2.1 - 2.4 | Раздел ПМ.02. Контроль безопасности ведения горных и взрывных работ | 327 | 218 | 109/79 | 30 | 109 | | - | |
| Учебная | 72 | | | | | | 72 | |
| Производственная практика, (по профилю специальности), часов | 144 | | 144 |
Всего: | 543 | 218 | 109/79 | 30 | 109 | | 72 | 144 |
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) | Объем часов, всего | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
ПМ.02. Контроль безопасности ведения горных и взрывных работ | 327 | |
МДК 02. 01.Система управления охраной труда и промышленной безопасностью на горной организации | | 218 | |
Тема 1.1. Основы управления безопасностью труда | Содержание | 4 | |
1 | Цели и принципы управления безопасностью труда. | 4 | 3 |
2 | Функции, управленческие действия и мероприятия |
3 | Структура системы обеспечения безопасности производства. Обязанности основных структурных подразделений и должностных лиц |
4 | Политика предприятия в области обеспечения безопасности производства |
Тема 1.2. Формирование и планирование деятельности в области промышленной безопасности | Содержание | 63 | |
1 | Общие положения | 4 59 | 3 |
2 | Организация, координация и регулирование работ по обеспечению промышленной безопасности, направленных на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности к локализации аварий. |
3 | Планирование работ по обеспечению промышленной безопасности и охраны труда. |
| Практическая работа Производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах горного предприятия Учет, анализ и оценка работы по обеспечению промышленной безопасности. Стимулирование работ по совершенствованию уровня промышленной безопасности. Воспитание трудящихся и укрепление дисциплины. Профотбор и обучение работающих требованиям промышленной безопасности. Пропаганда вопросов охраны труда и промышленной безопасности. Обеспечение единой технической политики по промышленной безопасности. Обеспечение безопасности производственного оборудования. Обеспечение безопасности производственных процессов. Обеспечение безопасности зданий, сооружений и производственной территории. Разработка и внедрение высокопроизводительной и безопасной техники и технологии. Нормализация санитарно-гигиенических условий труда. Обеспечение работающих средствами индивидуальной защиты. Обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха. Организации лечебно-профилактического обслуживания работающих. Санитарно-бытовое обслуживание работающих Расследование и учет аварий, инцидентов и несчастных случаев Готовность подразделений и цехов предприятий к локализации и ликвидации аварий и их последствий. Проведение экспертизы промышленной безопасности |
Тема 1.3. Организация и функционирование «Системы управления промышленной безопасностью» | Содержание | 4 | |
1 | Организация системы управления ПБ. | 4 | 3 |
2 | Собрание акционеров. |
3 | Председатель совета директоров. |
4 | Генеральный директор |
Тема 1.4. Контроль функционирования СУПБ | Содержание | 88 | |
1 | Положение о производственном контроле соблюдения требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах Введение. Структура управления производственным контролем. Порядок проведения проверок. Организация функционирования производственного контроля промышленной безопасности на горном предприятии. Организация и проведение 3-х ступенчатого производственного контроля за состоянием промышленной безопасности и охраны труда. Функциональные обязанности персонала предприятия по производственному контролю в области промышленной безопасности и охраны труда - Порядок представления информации об осуществлении производственного контроля
- Ответственность персонала за нарушения требований, норм, правил и инструкций по промышленной безопасности и охране труда.
| 68 20 | 3 |
2 | Практическая работа Система управления охраной труда. Технико-технологические и организационные средства безопасности Санитарно-гигиенические средства безопасности Обучение персонала: Организация обучения и проверки знаний по охране труда рабочих, служащих, специалистов. Инструктажи. Контрольно-профилактические меры безопасности Аттестация рабочих мест по условиям труда Нормативно-правовая база по охране труда |
Тема 1.4. Ведение производственного экологического контроля на горном предприятии | Содержание | 10 | |
1 | Введение | 10 | 3 |
2 | Ответственность за осуществление производственного экологического контроля |
3 | Объекты производственного экологического контроля |
4 | Требования к организации производственного экологического контроля |
5 | Представление результатов производственного экологического контроля |
6 | Порядок осуществления производственного экологического контроля за охраной атмосферного воздуха |
7 | Порядок осуществления производственного экологического контроля за использованием и охраной водных объектов |
8 | Порядок осуществления производственного экологического контроля в области обращения с отходами |
9 | Порядок обучения и/или повышения квалификации руководителей и специалистов предприятий по вопросам охраны окружающей среды и экологической безопасности |
Тема 1.5. Нарядная система горного предприятия | | Содержание | 10 | |
1 | Введение | 10 | 3 |
2 | Порядок выдачи наряда |
3 | Отчет о выполнении наряда |
4 | Обязанности лиц, участвующих в нарядной системе. |
5 | Требования к персоналу, ответственному за организацию и производство работ повышенной опасности. |
6 | Порядок оформления и выдачи наряда-допуска |
7 | Документация для ведения нарядной системы |
8 | Ответственность |
Тема 1.6. Мониторинг, анализ и оценка функционирования системы управления промышленной безопасностью | Содержание | 9 | |
1 | Оценка работы руководителей и специалистов по коэффициенту безопасности (Кб) | 9 | 2 |
2 | Оценка работы рабочих по коэффициенту безопасности (Кб) |
3 | Порядок оформления протоколов Кб |
Курсовая работа Рекомендуемая тематика курсовой работы: Разработка системы управления промышленной безопасностью и охраной труда | 30 | |
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем). Самостоятельное изучение правил технологической документации, правил безопасности по направлениям, локальных нормативных актов горного предприятия. | 109 | |
Учебная практика Виды работ: участие в проведении нарядов на горном участке; контроль за соблюдением требований правил безопасности при проведении подготовительных и очистных работ; участие в контроле за технологическим процессом при работе горного оборудования в опасных зонах; контроль за соблюдением требований правил безопасности при ведении взрывных и транспортных работ; составление паспортов крепления горных выработок; участие в составлении паспортов буровзрывных работ; контроль за состоянием средств пожаротушения согласно табелю противопожарного инвентаря; контроль за сроками поверки огнетушителей при тушении пожаров электроустановок до 1000 V и свыше 1000 V; | 72 | |
Производственная практика Виды работ: участие в учениях военизированной горноспасательной части по ликвидации пожара или аварии согласно плану ликвидации аварий; контроль за соблюдением должностной и производственной инструкции по охране труда на рабочих местах; контроль за использованием персоналом средств коллективной и индивидуальной защиты; участие в разработке комплексного плана по улучшению условий труда на рабочих местах; контроль выполнения комплексного плана и плана ликвидации аварий; проверки объекта горных работ на соответствие требованиям промышленной безопасности и охраны труда; выявление нарушений при эксплуатации горнотранспортного оборудования, которые создают угрозу жизни и здоровью работников; выявление нарушений при ведении горных работ, которые создают угрозу жизни и здоровью работников. | 144 | |
Всего | 543 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
4. условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебного кабинета «Безопасность жизнедеятельности и охрана труда»
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест учебного кабинета «Безопасность жизнедеятельности и охрана труда»
Комплект интерактивного оборудования; мультимедийный проектор Acer
Доска ученическая
Стенды, витрины
Стеллажная система
Тренажер для формирования навыков неотложной доврачебной помощи
Учебная мебель на 30 посадочных мест.
4.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Учебники
МДК.02.01. Система управления охраной труда и промышленной безопасностью в горной организации
Ворона В.А. Инженерно-техническая и пожарная защита объектов. - Москва: Горячая линия-Телеком, 2012
Михайлов Ю.В. Горнопромышленная экология - Москва: Academia, 2011
Субботин А.И.Управление безопасностью труда: Учеб.пособие. Москва. ООО «Горная книга», 2012
Фенченко П.Н. Охрана труда в угольных шахтах./П.Н. Фенченко, Ф.И. Евдокимов. - М: Недра, 2011
Цапенко Е.Ф. Электробезопасность на горных предприятиях. ООО «Горная книга», 2012
Штейнцайг Р.М. Рекультивация нарушенных земель на карьерах в 2 ч., - 2-е изд., стер., - М.: МГГУ, 2012
2. Справочники
- Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 N 116-ФЗ (с изменениями на 2 июня 2016 года) (редакция, действующая с 1 сентября 2016 года)
Безопасность при взрывных работах. Сборник документов. Москва. ГУП «НТЦ «Промышленная безопасность», 2012
Единые правила безопасности при взрывных работах. Москва, НПО ОБТ, 2012
Инструкция по безопасной перевозке людей ленточными конвейерами в подземных выработках угольных и сланцевых шахт. (РД 05-526-03). Москва. ГУП «НТЦ «Промышленная безопасность», 2013
Инструкция по безопасной эксплуатации электроустановок в горнорудной промышленности. (РД 06-572-03), Москва. ГУП «НТЦ «Промышленная безопасность», 2014
Правила безопасности в угольных шахтах. (ПБ 05-618-03) Москва, ГУП «НТЦ «Промышленная безопасность», 2012
Правила безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом (ПБ 05-619-03). Москва, ГУП «НТЦ «Промышленная безопасность», 2013
Промышленная безопасность при эксплуатации грузоподъемных кранов. Сборник документов. Москва. ГУП «НТЦ «Промышленная безопасность», 2012
Промышленная безопасность при эксплуатации грузоподъемных механизмов. Сборник документов. Москва. ГУП «НТЦ «Промышленная безопасность», 2012
Рудничная вентиляция. Справочник. - М: Недра, 2012
Справочник по борьбе с пылью в горнодобывающей промышленности. Г.А. Поздняков и др. - М: Недра, 2012
Эксплуатация объектов котлонадзора. Сборник документов. Москва. ГУП «НТЦ «Промышленная безопасность», 2012
Дополнительные источники:
1. Учебники
Вентиляционные сооружения в угольных шахтах /А.А. Мясников и др. - М: Недра, 2013
Гриф Б.В. Охрана труда в угольной промышленности/ Б.В. Гриф, С.П. Горчаков. - М: Недра, 2011
Животовский А.А. Защита от вибраций и шума на предприятиях горнорудной промышленности/ А.А. Животовский, В.А. Афанасьев. - М: Недра, 2012 г
Коваленко М.И. Профилактика пожаров и взрывов в угольных шахтах. - М: Недра, 2013
Попков В.В. Технический паспорт – основа безопасности работ в забое/ В.В. Попков, Ю.М. Френкель, В.П. Бизяев. Кемеровское книжное издательство, 2011
Соболев. Г.Г. Горноспасательное дело. - М: Недра, 2012
Ушаков К.З. Безопасность ведения горных работ и горноспасательное дело: Учебник. 2-е изд., стереотип./ К.З.Ушаков, Н.О Каледина, Б.Ф. Кирин и др. Москва. ООО «Горное дело» , 2012
4.3. Кадровое обеспечение образовательного процесса Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): наличие высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля «Контроль безопасности ведения горных и взрывных работ» и специальности «подземная разработка месторождений полезных ископаемых».
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой
Инженерно-педагогический состав: дипломированные специалисты – преподаватели междисциплинарных курсов, а также общепрофессиональных дисциплин.
Мастера: наличие 5–6 квалификационного разряда с обязательной стажировкой в профильных организациях не реже 1-го раза в 3 года. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным.
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ПК 2.1. Контролировать выполнение требований отраслевых норм, инструкций и правил безопасности при ведении горных и взрывных работ. | | Текущий контроль в форме: - контрольных работ по темам МДК. Зачет по разделу профессионального модуля. |
ПК 2.2. Контролировать выполнение требований пожарной безопасности. | точность и скорость чтения нормативной документации по пожарной безопасности; умение организовывать технологические процессы на участке в соответствии с требованием пожарной документации и контролировать их исполнение. |
ПК 2.3. Контролировать состояние рабочих мест и оборудования на участке в соответствии с требованиями охраны труда. | точность и скорость чтения технической, технологической и нормативной документации; умение контролировать техническое обслуживание участкового горнотранспортного оборудования, состояние рабочих мест в соответствии с отраслевой и локальной нормативной базой |
ПК 2.4. Организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности и охраны труда на участке. | умение контролировать ведение подготовительных работ умение контролировать ведение очистных работ умение контролировать ведение работ по обслуживанию вспомогательных технологических процессов |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | | Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество | |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность | |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития | |
ОК 5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности | - результативность поиска информации в Интернете; |
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями | |
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий | |
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации | |
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности | |
*