Программа профилактической работы с детьми и семьями, находящимися в социально-опасном положении.
Пояснительная записка.
Традиционно главным институтом воспитания является семья, то, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей — матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Семья — это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важную роль. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.
Анализ существующего положения семьи показывает, что в ходе реформирования страны оно значительно осложнилось. Резкое снижение качества жизни отрицательно отразилось на организации домохозяйства, структуре потребления, здоровье членов семьи, удовлетворении их духовных, образовательных, культурных потребностей. Существенно деформировались социально-экономическая, психологическая функции семьи. Проявилась устойчивая тенденция снижения роли семьи в воспитании и развитии детей, обеспечении их нравственного и физического здоровья. Кризисное состояние семьи, как социального института усугубляется распространением преступности, алкоголизма, наркомании, бродяжничества, сиротства при живых родителях.
Дети отражают образ жизни отцов и матерей. Среди причин, порождающих «трудных» подростков, можно выделить следующие:
отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет;
незнание их интересов и потребностей;
политическая, социально-экономическая и экологическая нестабильность;
усиление влияния псевдокультуры;
неблагоприятные семейно-бытовые отношения;
отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям;
чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки;
сверхзанятость родителей в сфере общественного производства и частного предпринимательства;
«эпидемия» разводов;
потеря эмоциональных контактов с детьми.
Перевоспитание подростка необходимо начинать с коррекции отношений внутри семьи. Именно классный руководитель должен найти индивидуальные подходы и слова для каждой семьи с целью усиления ее позитивного потенциала.
Типы «трудных» семей:
Семья, в которой «трудные» родители. Это часто одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера в такой семье характеризуется холодностью, безразличием, лишенностью духовного конфликта.
Семья, где господствует безнадзорность. В семьях этого типа родители, как правило, употребляют алкоголь. Для отцов и матерей характерна культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми.
Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. В такой семье родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет ОУ и учителей.
Семьи, в которых отдается приоритет материальному благополучию над духовной жизнью. В таких семьях дети, как правило, растут эгоистами, излишне практичными потребителями. И родители эти качества детей поощряют.
Семьи, в которых родители предьявляют детям завышенные требования, граничащие с жестокостью. В таких семьях детей наказывают, часто физически, за малейшую провинность. И, как результат, дети растут жестокими и озлобленными.
Проблемы родителей:
1.Социально-медицинские:
физические недостатки, патологии самих родителей;
физические недостатки, патологии ребенка;
психические растройства одного из родителей;
психические заболования ребенка;
алкоголизм, наркомания и т.п. ;
нарушение санитарно-гигиенических норм питания.
2.Социально-педагогические:
гиперопека ребенка;
ребенку позволяется практически все, отсутствие контроля со стороны родителей;
расхождение, несогласованность в методах воспитания между родителями;
языковый барьер (двуязычие).
3.Социально-психологические:
недостаток элементарных педагогических и психологических знаний;
конфликты в семье.
4.Социально-экономические:
низкий материальный уровень семьи;
плохие жилищные условия;
низкая предметная обеспеченность.
5. Социально-юридические:
незнание своих прав и обязанностей как родителей;
юридическая некомпетентность.
Этапы работы с семьей:
Диагностика проблем семьи.
Просветительская работа по вопросам воспитания, психологических особенностей детей, гражданских прав.
Содействие в получении социальной помощи.
Диагностика результатов работы.
Цель программы:
Оказание помощи семье в преодолении трудностей в воспитании и обучении детей, в расширении знаний родителей о возрастных особенностях своих детей.
Задачи программы:
повысить психологическую и правовую культуру родителей в сфере межличностного, семейного, родительского отношений;
содействовать преодолению конфликтных ситуаций в семье;
коррекция внутрисемейных отношений.
Принципы применяемые в работе с семьей:
повышение пристижа здоровой семьи;
повышение активной жизненной позиции;
коммуникативная культура (эмоциональная, информационная, логическая, речевая, духовная);
поддержка самореализации семьи (круглые столы и т.д.);
социальное партнерство всех служб;
изучение и распространение новых технологий;
профилактика проблем.
Методы:
патронаж
беседа
диагностика
консультирование
занятия
тренинг
информационность
просвещение
Таким образом, в работе с семьей мы стремимся максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка, разъяснять внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:
принимать активное участие в жизни семьи;
всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
уважать право ребенка на собственное мнение;
уметь сдерживать собственнические инстинкты и относится к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;
с уважением относится к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.
Прогнозируемый результат:
Смотивировать родителей на самостоятельное и эффективное решение проблем.
Задачи классного руководителя в работе с проблемными семьями
Типы проблемных семей | Задачи классного руководителя |
Семьи, в которых «трудные» родители. Это, например, одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера, царящая в такой семье, – холодность, безразличие, отсутствие духовного контакта | Расположить мать к себе, заручиться доверием; если она отнесется к этому настороженно, не спешить обижаться. Попробовать посмотреть на себя глазами матери. Это поможет лучше понять ее и контролировать свое отношение к ней. Заинтересовать судьбой подростка, пробудить ответственность за его будущее. Деликатно, тактично затронуть тему естественного желания матери устроить свою личную жизнь; пробудить потребность в душевных контактах с ребенком, совместном решении повседневных жизненных проблем |
Семьи, в которых господствует безнадзорность. В таких семьях родители, как правило, употребляют алкоголь. Для родителей характерны культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми | Терпеливо доказывать родителям пагубное влияние на подростка того образа жизни, который они ведут. Обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд, обиду за отца и мать. Выяснить, кто из родителей пользуется большим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении условий жизни. Включить подростка в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль |
Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. Родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов педагогического воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей | Сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультаций, включение их в систематическую работу школы с родителями. Пробудить интерес к самообразованию. Внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях |
Семьи, в которых приоритет отдается материальному благополучию над духовной жизнью.Дети в таких семьях растут эгоистами, излишне практичными потребителями. Родители эти качества поощряют | Изменить жизненную ориентацию родителей. Заинтересовать подростка развитием внутреннего духовного мира. При встречах с родителями дома и в школе использовать косвенное воздействие, опираясь на здоровые интересы |
Семьи, в которых родители предъявляют к детям завышенные требования, часто граничащие с жестокостью.Детей часто наказывают физически, в результате чего они растут озлобленными и жестокими | Доказать родителям, что с ребенком надо обращаться как с равным, отказаться от действий с позиции силы. Относиться к ребенку как к человеку, который имеет равные права на самостоятельность и уважение. Доказать, что терпение и снисходительность к ребенку – главное средство в воспитании |
Консультации для детей и родителей | Систематически | Администрация,психолог, врач |
Беседа с педагогически запущенными детьми и родителями по профилактике правонарушений | 1 раз в месяц | Администрация, социальный педагог |
Лекции для родителей и педагогически запущенных детей | Систематически | Администрация,психолог, социальный педагог |
Единый день отказа от курения | Ноябрь | Классные руководители, зам. директора по ВР |
Единый день профилактики правонарушений | Декабрь | Администрация, классные руководители |
Всемирный день здоровья | Апрель | Администрация, классные руководители |
Показатели неблагополучия семьи
1.Социально-экономические:- длительная безработица одного (обоих родителей), нежелание работать, а также частая смена мест трудоустройства;- длительный статус малообеспеченной семьи и низкий материальный достаток;- расходование имущества, принадлежащего ребенку, и денежных средств (пособий на ребенка, пенсий по потери кормильца и т.д.) не по целевому назначению;- отсутствие элементарных продуктов питания, мебели, постельных принадлежностей и т.д.;- необеспеченность ребенка сезонной одеждой и обувью, школьными принадлежностями и т.д.;- задолженность (более 6 месяцев) перед жилищно-коммунальными службами по квартирной плате и коммунальным платежам;- частое обращение в социальные службы и благотворительные организации об оказании материальной помощи и поддержки.
2.Медико-санитарные:- антисанитария жилища, пренебрежение минимальными санитарно-гигиеническими нормами;- отсутствие в квартире (доме) электричества, отопления;- алкогольная или наркотическая зависимость родителей, постановка их на учет в наркологический или психоневрологический диспансер;- неухоженность и неопрятность детей, наличие у них частых заболеваний и травм;- несоблюдение родителями медицинских предписаний врачей относительно лечения ребенка, отсутствие активности родителей, когда речь идет о здоровье детей (игнорирование прививочных мероприятий, медосмотров и пр.), бездействие родителей при необходимости оказания детям медицинской помощи;- противоречивые, путаные объяснения родителей относительно причин возникновения травм и синяков у ребенка, обвинение в произошедшем только несовершеннолетнего.
3.Социально-демографические:- родители имеют статус лиц без определенного места жительства;- устойчивое неправильное репродуктивное поведение семьи и особенно матери (беременности, которые заканчиваются абортами или отказом от ребенка);- выраженная конфликтная ситуация в семье при разводе родителей;- родители или один из них посещает деструктивную секту;- родители или один из них ранее лишался родительских прав по отношению к старшим детям.
4.Психолого-педагогические:- полное равнодушие родителей и отсутствие заботы и внимания к ребенку;- непосещение родителями учреждения образования, в котором воспитывается (обучается) ребенок, несмотря на неоднократные приглашения со стороны администрации;- систематическое применение к ребенку антипедагогических мер воздействия;- насилие и жестокое отношение к ребенку, пренебрежение его основными интересами и нуждами;- устойчивое уклонение родителей от контактов со специалистами, игнорирование их рекомендаций;- повторяющиеся или затяжные конфликты в семье, нарушения взаимоотношений между членами семьи
5.Криминально-аморальные:- постановка родителей на учет в органах внутренних дел;- нарушение родителями общественного порядка по месту жительства, организация сборищ и притонов;- аморальный и паразитический образ жизни родителей (употребление спиртного, наркотиков, токсических веществ, бродяжничество, попрошайничество и т.д.), вовлечение ребенка в преступную деятельность и антиобщественное поведение (приобщение к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждение к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми);- проявления жестокости в семье (к жене, мужу, детям, престарелым родителям) и вне семьи;- наличие судимых членов семьи, приверженных к субкультуре преступного мира;- попытки покончить жизнь самоубийством одним из членов семьи;- оставление ребенка без пищи, тепла, присмотра, изгнание несовершеннолетнего из дома;- вследствие безнадзорности или беспризорности систематические пропуски занятий в учреждении образования ребенком без уважительных причин, посещение деструктивной секты, криминальной группировки, наличие у ребенка алкогольной или наркотической зависимости, постановка его на учет в наркологическом диспансере, уходы ребенка из семьи, попрошайничество, бродяжничество, совершение правонарушений и преступлений, совершение ребенком суицидальных попыток.