Профилактика страхов младших школьников
Достаточно сложно встретить человека, который никогда бы не иcпытывал чувcтво cтраха. Страхи, переживания, тревожность – эти эмоции, которые человек испытывает так же часто, как и радость, гнев, удивление, печаль и т.д.
Чувство страха может возникать в любом возрасте. Но дети наиболее чувствительная часть социума и более подвержены различным влияниям окружающей среды, в том числе и негативным. Младший школьный возраст наиболее решающая ступень становления ребенка в социуме. Поэтому достаточно большая часть страхов связанна с учебной деятельностью. Страх, принимая длительный характер, представляет собой эмоцию, наносящую вред гармоничному развитию школьников. Нервная система ребёнка, находясь в состоянии хронического беспокойства, тревожности, истощается. В результате снижается работоспособность, повышается утомляемость. Также страдает эмоциональная сфера ребенка. Страх негативно влияет на самооценку ученика, он теряет уверенность в себе, сомневается в собственных cилах. Ребенок начинает испытывать трудности в достижении определённых целей, теряя настойчивость и упорство. Под воздействием устойчивого страха деформируются все психические познавательные процессы: восприятие, мышление, память, внимание, воображение.
Программа профилактики детских страхов и снижения уровня тревожности у детей младших классов.
Актуальность программы.
Мы считаем, что успехи ребенка в школе напрямую зависят от его психологического здоровья. Здоровая психологическая модель личности должна включать такие компоненты как:
наличие позитивного образа «я»;
владение средствами рефлексии;
имением потребности и желанием в саморазвитии.
В наше время можно говорить о сильной зависимости между нарушением психологического здоровья и учебной успеваемостью ребенка. Одним из проявлений таких нарушений является выраженное повышение тревожности, которое может привести к существенному снижению внимания, особенно произвольного.
Основываясь на результатах современных исследований, можно говорить о сильной зависимости между нарушениями психологического здоровья и учебной успешности детей. Нарушениям психологического здоровья соответствует выраженное повышение тревожности, которое может привести к существенному снижению внимания, в особенности произвольного. Ученики с наличием выраженных страхов будут , как правило, пребывать в состоянии постоянного напряжения , что обусловит повышенную утомляемость и снижение работоспособности.
Программа направлена на помощь ученикам младших классов в избавлении от высокого уровня тревожности и профилактики образования страхов.
Цель программы: Психологическая поддержка детей с высоких уровнем тревожности и профилактика развития устойчивых страхов.
Задачи программы.
Снизить уровень школьной тревожности ребенка и эмоционального напряжения.
Повышать уверенность в себе.
Провести профилактическую работу по борьбе со страхами ребенка.
Принципы реализации программы:
Системность задач.
Единство профилактики и диагностики.
Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Критерии эффективности работы:
Повышение уверенности младших школьников в себе;
Снижение тревожности;
Снижение уровня страхов.
Программа рассчитана на школьников 9-11 лет. Состоит из 7 профилактических занятий.
Таблица 6
Содержание | Цель |
Занятие 1. | "Пожелание на сегодняшний день". «Клубочек» «Расскажи глазами» Прощание. "Сердечки" | развитие умения общаться, не стесняясь высказывать свое отношение к окружающему; формирование сплоченности между детьми. способствовать самовыражению детей; |
Занятие 2 | Приветствие. "Пожелание на сегодняшний день «Скульптура моих хороших качеств» «4 вопроса – 4 рисунка» «Слова» Прощание. "Сердечки" | содействовать повышению самоуважения детей; помочь ребенку выйти на разговор о значимых для него переживаниях; помочь детям высказать собственную точку зрения по значимой проблеме; |
Занятие 3 | Приветствие. "Пожелание на сегодняшний день". «Портрет моего хорошего Я» Волшебный попугай» «Закончи предложение» «Очищающее дыхание». Прощание. "Сердечки" | способствовать осознанию детьми своих положительных качеств; способствовать повышению уверенности в себе; предоставить детям возможность актуализировать свой страх и поговорить о нем; научить ребенка расслабляющим упражнениям; |
Занятие 4 | Приветствие. "Пожелание на сегодняшний день «Свечка» «Гу-гу» «Шаги правды» Прощание. "Сердечки" | помочь ребенку выйти на разговор о значимых для него переживаниях; способствовать самовыражению детей; способствовать повышению рефлексии детей; |
Занятие 5 | Приветствие. "Пожелание на сегодняшний день" «Говорят, что вы похожи…» «Школа пуганья» Урок 1. «Испугаем разными способами» Прощание. "Сердечки" | способствовать повышению самооценки детей; предоставить детям возможность актуализировать чувство страха и отреагировать свои агрессивные чувства; развивать у детей рефлексию агрессивного поведения и обучать их контролировать свои действия в угрожающих ситуациях; |
Занятие 6 | Приветствие. "Пожелание на сегодняшний день «Чужие рисунки» «Больница» «Кто ты?» Прощание. "Сердечки" | предоставить детям возможность обсудить свои и чужие страхи; вызвать у детей сопереживание объектам страха; способствовать развитию рефлексии у детей; |
Занятие 7 | Приветствие. "Пожелание на сегодняшний день" «Очень страшное» «Парикмахерская» «Избавление от тревог» Прощание. "Сердечки" | предоставить детям возможность актуализировать свой страх и поговорить о нем; снизить степень страха через придание объектам страха несвойственных им, непривычных характеристик; научить ребенка расслабляющим упражнениям; |
Содержание упражнений.
Занятие 1.
Упражнение 1. "Пожелание на сегодняшний день". Инструкция:
« Начнем нашу работу с высказывания друг другу пожелания на сегодняшний день. Пожелание должно быть коротким – желательно в одно слово. Вы бросаете мяч тому, кому адресуете пожелание и одновременно говорите его. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь бросает его следующему, высказывая ему пожелания на сегодняшний день. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить.»
Упражнение 2. «Клубочек»
Дети сидят в кругу, у ведущего в руках клубочек. Он обматывает нитку вокруг пальца и предает клубочек рядом сидящему ребенку. При этом ведущий спрашивает ребенка о чем-нибудь, например: «Как тебя зовут? Хочешь ли ты со мной дружить? Кого ты любишь и за что?» и т. д.
Ребенок берет клубочек, тоже обматывает нитку вокруг пальца, отвечает на вопрос и задает вопрос следующему игроку и т. д.
Упражнение 3. «Расскажи глазами» Ведущий заранее готовит карточки, на которых написаны фразы: «Люби меня», «Я не люблю тебя», «Я не понимаю тебя», «Я доверяю тебе», «Я не могу открыться тебе», «Я ненавижу тебя». Сначала вслух прочитывается то, что написано на карточках, а затем они кладутся в колоду надписями вниз. Дети по очереди берут карточки, закрывают нижнюю часть лица бумагой и передают содержание надписи на карточке только глазами. Остальным нужно «услышать» сообщение ребенка и угадать, какая фраза написана на его карточке. Для этого упражнения можно изготовить специальную маску.
Завершение. Упражнение "Сердечки". С помощью цветной бумаги, ножниц, фломастеров и т.д. участники делают сердечки (или иные фигуры) с благодарностями группе. Уходя, каждый вывешивает свое сердечко на доску. Хорошо, если у ведущего получится сохранить эти сердечки до следующей встречи: их можно оставить на доске или собрать, а потом заново вывесить
Занятие 2.
Упражнение «Скульптура моих хороших качеств» Ребенок-ведущий совместно со взрослым и группой вспоминает свои хорошие качества и подбирает к каждому пластилин определенного цвета. Затем определяет свое главное хорошее качество, размышляет о том, на что оно похоже, как его можно слепить. После этого он добавляет в скульптуру все другие свои хорошие качества.
Упражнение «4 вопроса – 4 рисунка» Ведущий раздает всем детям листы, разделенные на 4 равные части. Правила игры следующие: ведущий задает детям 4 вопроса (например: «Что в тебе нравится твоей маме?», «Что ты любишь делать вечером?»), на которые те отвечают маленькими рисунками. Затем дети по очереди показывают свои рисунки группе, которая пытается догадаться, какие рисунки соответствуют каким вопросам. При этом дети обсуждают содержание своих рисунков, сравнивают их между собой, находят общее и отличное в рисунках разных детей.
Упражнение «Слова» Дети по очереди берут из колоды карточки, на которых написаны слова, значимые для них, например: «Злость», «Пятерка», «Опоздание», «Наказание», «Страх», «Двойка» и т. п. Затем они придумывают, что значат для них эти слова. Например, дети говорят: «Страх – это когда меня ругает мама», «Наказание – это когда папа меня наказывает», и т. п.
Упражнение « Портрет моего хорошего «Я». Для каждого ребенка заранее готовится лист бумаги, оформленный как рамка для фотографии (можно использовать для этого рис. 4 – см. Приложение). Ребенок берет этот лист и с помощью взрослого записывает на нем свои положительные качества. После занятия он уносит этот лист с собой, чтобы показать его маме.
Упражнение «Волшебный попугай». Для игры ведущий заранее готовит «билетики», на которых пишет ободряющие высказывания, адресованные детям. Например: «Твои движения стали более плавными и сдержанными», «Замет но, как ты взрослеешь и умнеешь», «Другие дети скоро будут уважать тебя еще больше», и т. п. Хорошо, если найдется игрушечный попугай, который будет «выдавать детям билетики». В процессе игры каждый ребенок вытягивает у попугая билетик и решает, кому подходит то или иное высказывание.
Упражнение «Закончи предложение» . Описание и приемы проведения игры: дети по очереди заканчивают каждое из предложений:
Я хочу…
Я умею…
Я смогу…
Я добьюсь…
Каждого ребенка можно попросить объяснить тот или иной ответ.
Инструкция: Назовите мне день, в который вы охотно идете в школу... Назовите день, когда вы не очень охотно идете в школу... Назовите ситуацию, в которой вы бываете собранными... Назовите ситуацию, когда вы взволнованы и невнимательны...
Я хочу вам показать, как можно научиться чувствовать себя уверенным, довольным и бодрым...
Сядь, выпрямившись, на стул и держи спину совсем прямо. Положи руки на стол или на колени так, чтобы ладони смотрели на потолок. Теперь мысленным взором посмотри в центр своей груди. Вдохни глубоко и выдохни без паузы между вдохом и выдохом. Вдох происходит несколько быстрее, чем выдох... Когда ты выдыхаешь, представь себе, что твой выдох долетает до двери нашей комнаты. А когда ты вдыхаешь — не напрягайся, пусть воздух просто снова войдет в твое тело... Если хочешь, можешь своему дыханию придать какой-то цвет. Например, выдыхать серый воздух. И представь себе, что ты выдыхаешь свое беспокойство, свой страх, свое напряжение. А вдыхаемому воздуху можно дать какой-нибудь другой, приятный цвет, например, голубой. И представь себе, что ты вдыхаешь спокойствие, уверенность и легкость.
Занятие 4
Упражнение «Свечка». Во время этого упражнения очень хорошо использовать свечку: зажечь ее, погасив свет, и предложить внимательно смотреть на нее до тех пор, пока каждый не разглядит в пламени то, что может помочь в трудной ситуации именно ему. Затем дети рас сказывают группе, что им удалось увидеть в пламени свечи.
Упражнение «Гу-гу». Ведущий заранее готовит карточки с написанными на них раз личными слогами, например, «гу-гу» или «гур-гур» и т. п. Дети по очереди берут по одной карточке и читают свой слог с разными чувствами, например, с чувством гнева, страха, радости, удивления и т. п.
Упражнение «Шаги правды». Ведущий заранее вырезает из бумаги следы и выкладывает их на полу – от одной стены до другой. Один из детей становится водящим. Обращаясь к нему, взрослый называет какое-нибудь качество, которое, как он считает, тому присуще. Если ребенок соглашается с этим, то он делает по следам шаг вперед. Если нет, то остается на месте. Надо стремиться к тому, чтобы пройти по следам весь путь, оставаясь при этом честным
Занятие 5.
Упражнение. «Говорят, что вы похожи…». Один из детей (водящий) выходит в коридор. Ведущий говорит остальным примерно следующее: «Давайте вместе подумаем, напоминает ли нам этот ребенок что-нибудь приятное. Может быть, какой-то предмет или какое-то событие… Например, Але ша напоминает мне весеннее солнышко, а Маша – шоколадное мороженое. А что напоминает вам… (вышедший ребенок)?» Дети придумывают позитивные образы. Когда водящий возвращается, кто-то из детей перечисляет придуманные членами группы об разы. Он должен определить, кто является автором того или иного образа.
Упражнение «Испугаем разными способами». Дети должны придумать разные способы того, как можно испугать человека (взрослый их записывает). Если дети затрудняются словесно выразить предлагаемые варианты, взрослый помогает им. Как правило, дети говорят, что человека можно испугать криком, громким стуком, страшными словами, страшным смехом, страшным лицом или картинкой.
После этого взрослый выдает одному из детей задание испугать остальных тем или иным способом из составленного ранее списка. За каждое выполненное задание в специальном дневничке ставятся плюсы. При этом взрослый обращает внимание каждого ребенка на то, чтобы он строго следовал предложенному заданию, например: «Испугать только лицом, но молча», или «… только криком, но не меняя выражение лица». Можно предложить ребенку подойти к зеркалу и убедиться в том, что страшный крик или страшные слова («Я тебя съем» и т. п.) не сопровождаются изменениями мимики. В этом случае ребенок учится осознавать и контролировать свои действия.
В конце урока ведущий договаривается с детьми, что все «изученное» в этой необычной школе должно остаться тайной, чтобы никто из ребят об этом не узнал. Это необходимо для того, чтобы дети не начали применять «полученные знания» на практике в классе или в группе детского сада.
Естественно, занятие должно заканчиваться расслаблением детей. Можно предложить им удобно устроиться в креслах, закрыть глаза и послушать звуки в комнате, в коридоре, на улице. При этом ведущий сам закрывает глаза, слушает звуки и некоторые тихонечко называет, чтобы привлечь к ним внимание детей.
Занятие 6
Упражнение «Чужие рисунки». Детям показывают нарисованные другими детьми «страхи». Глядя на эти рисунки, дети должны рассказать, чего, по их мнению, боялись авторы рисунков и как им можно было бы помочь.
Упражнение «Больница». Детей просят закрыть глаза и представить какое-либо страшное существо, которого обычно боятся все дети. После этого предлагают нарисовать того, кого они представили. Затем взрослый сообщает, что у страшного существа очень болят зубы, рас пухла щека. Каждому ребенку нужно нарисовать на его лице страдание (слезы, повязку и т. п.). Затем взрослый рассказывает, что это существо очень боится идти к врачу, оно, так же как и дети, не любит лечить зубы. Ребенку нужно превратиться в доброго и внимательного врача, которого никто не боится, и «вылечить» это страшное существо – нарисовать его заново, но уже веселым и счастливым.
Дети становятся около стены, повернувшись к ней спиной. Ведущий кидает мячик по очереди каждому ребенку и задает ему при этом вопрос «Кто ты?». Тот, получив мячик, должен быстро ответить на вопрос и сделать шаг вперед. Например: я – ученик, я – сын, я – личность и т. п. Если ребенок не может сделать это, он остается на месте. В конце игры определяется, кому удалось продвинуться дальше всех.
Занятие 7
Упражнение «Очень страшное». Каждому из детей предлагается нарисовать рисунок на тему «Что-то очень страшное», а затем рассказать о нем.
Упражнение «Парикмахерская». Ведущий просит детей закрыть глаза и представить себе ка кое-нибудь страшное существо, которого обычно боятся все дети. Затем они рисуют то, что представили. После этого взрослый рас сказывает, что это существо – девушка, которая собирается выйти замуж. Поэтому ей необходимо посетить парикмахерскую, где ей сделают красивую прическу. Ребенок выступает в роли парикмахера, а затем визажиста, то есть рисует ей красивую прическу, подкрашивает глаза, надевает серьги и т. п. Если это существо мужского пола, то можно сделать красивую стрижку, нарисовать модный галстук, пиджак и т. п.
Упражнение «Избавление от тревог» . Процедура: Расслабьтесь и представьте, что вы сидите на чудесной зеленой лужайке в ясный солнечный день... Небо озарено радугой, и частица этого сияния принадлежит вам... Оно ярче тысяч солнц... Его лучи мягко и ласково пригревают вашу голову, проникают в тело, разливаются по нему, все оно наполняется очищающим целительным светом, в котором растворяются ваши огорчения и тревоги, все отрицательные мысли и чувства, страхи и предположения. Все нездоровые частицы покидают ваше тело, превратившись в темный дым, который быстро рассеивает нежный ветер. Вы избавлены от тревог, вы очищены, вам светло и радостно.