Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №58»
Программа
профилактики девиантного поведения подростков
«Будь лучше»
Автор-составитель:
Гусева Н.И., педагог психолог;
г. Арзамас, 2021
Основная идея программы
Программа направлена на профилактическую и коррекционно-развивающую работу с детьми девиантного поведения, отвлечение от негативного влияния улицы, приобщение через отработанные педагогические технологии к здоровому образу жизни, оздоровлению и облагораживанию круга общения, создание условий для физического, психического и социального благополучия. На одном из первых мест в работе с этими детьми стоит проблема сохранения физического, психического и духовного здоровья учащихся — фундаментальной основы для полноценного и гармоничного развития личности; защиты прав и интересов ребёнка из неблагополучной семьи, оказания комплексной помощи. Программа по профилактике асоциальных явлений предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, которые направлены на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности подростка, также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.
Пояснительная записка
Актуальность и концептуальные идеи программы
Работа по профилактике девиантного поведения предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, которые направлены на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую коррекцию личности «трудного» подростка, также мер по восстановлению его социального статуса в коллективе сверстников.
Но решать эти задачи в одиночку невозможно. Необходимо объединить усилия учителей, психолога, родителей, работников ПДН.
Одним из приоритетных направлений деятельности по работе с этой группой детей является комплексный подход, создание единого воспитательного пространства. Взаимное сотрудничество с другими профилактическими организациями позволяет совместно выбирать для каждого подростка индивидуальный подход, изучать его интересы, поддерживать, помогать преодолевать те проблемы, которые ему мешают.
2.Проблемы
Ухудшение социального положения семей.
Высокий процент неблагополучных семей, мало занимающихся проблемами воспитания и развития детей.
Невысокий уровень общей культуры детей «группы риска» в микросоциуме школы.
Отсутствие сознательного воспитательного воздействия на ребенка.
Высокий уровень подавления и насилия.
Хаотичность в воспитании из-за несогласия родителей.
Сохранения физического, психического и духовного здоровья учащихся — фундаментальной основы для полноценного и гармоничного развития личности.
Защиты прав и интересов ребёнка из неблагополучной семьи, оказания комплексной помощи.
Цель программы
Адаптация учащихся школы девиантного поведения в социуме.
Сохранение и укрепление здоровья детей «группы риска», формирование у них навыков организации здорового образа жизни посредством развития здоровьесберегающей среды в школе, сохранения семейных ценностей по формированию здорового образа жизни.
Формирование личностных нравственных качеств у учащихся.
Социальная защита прав детей, создание благоприятных условий для развития ребёнка, соблюдение прав.
Задачи программы
Осуществление диагностической работы с целью выявления девиантных явлений в подростковой среде, типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и гармоничности семейных отношений в целом.
Информационно-просветительская работа с целью профилактики асоциальных явлений, дисгармонии семейных отношений, нарушений в семейном воспитании и по пропаганде здорового образа жизни.
Осуществление комплексной коррекционной работы с детьми и подростками, с семьёй в целях восстановления здоровых взаимоотношений между членами и коррекцией имеющихся отношений в семейном воспитании, формирование семейных ценностей.
Формирование у детей «группы риска» через цикл учебных дисциплин и внеучебных форм деятельности системы знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни, мотивации на сохранение своего здоровья и здоровья окружающих людей.
Осуществление медико-физиологического и психолого-педагогического мониторинга состояния здоровья детей «группы риска», создание информационного банка данных.
Обучение приёмам поведения в разных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности, экологической и общей культуры.
Обеспечение мотивации:
учителей к освоению здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе.
родителей на совместную деятельность по вопросам формирования здорового образа жизни детей через систему просветительной работы)
Развивать социальную активность, побудить и привить интерес к себе и окружающим,
Научить саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативы и самостоятельности, осуществлять правильный выбор форм поведения.
Прививать уважение к членам коллектива, помочь обрести социальный статус, выполнять определенную роль в коллективе
Пробудить и прививать интерес и способности к творчеству, его прикладным видам, научить организации творческих контактов
Оптимизировать положительный опыт, нивелировать, опыт девиантного поведения, создать и закрепить позитивные образцы поведения.
Отличительные особенности программы
1.Тесное взаимодействие с семьёй.
2.Сотворчество педагогов и детей.
3.Развитие детской инициативы.
4.Способность педагогов к неформальному общению.
5.Создание у ребёнка ситуации успеха в решении вопросов физического и нравственного совершенствования.
6.Формирование у детей «группы риска» потребности в здоровом образе жизни.
7.Совместное участие в мероприятиях детей, педагогов и родителей.
Возраст детей, участвующих в реализации программы
Программа рассчитана для работы с детьми и подростками с отклоняющимся поведением 12-16 лет.
Сроки реализации
Программа рассчитана на 1 год.
Ожидаемые результаты и способы оценки
1.Выявление основных причин появления детей «группы риска».
2.Повышение уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения.
3.Создание благоприятной образовательной среды, способствующей сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности детей «группы риска».
4.Изменение отношения к своему здоровью: выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательным воздействиям окружающей среды, желания и умения вести здоровый образ жизни.
5.Снижение заболеваемости среди учащихся «группы риска».
6.Повышение обученности и уровня физической подготовки детей этой группы.
Снижение количества детей асоциального поведения и неблагополучных семей.
Формирование у детей представлений об общечеловеческих ценностях.
Рост заинтересованности родителей в оздоровлении подрастающего поколения.
Методическое обеспечение программы
Этапы реализации программы:
Первый этап — организационный (анализ состояния, непосредственное планирование, согласование планов).
Второй этап — диагностический (изучение потребностей и запросов «трудных» детей).
Третий этап – деятельностный (координация действий, осуществление запланированных мероприятий, разработка системы контроля за их реализацией).
Четвертый этап – анализ и подведение итогов, дальнейшее планирование с учетом выработанных рекомендаций.
Диагностика
Информация об учащихся (сбор сведений; акты)
Информация о семьях (сбор сведений, акты)
Выявление асоциальных семей, трудновоспитуемых учащихся (анкеты)
Психологическая диагностика трудновоспитуемых учащихся
Списки состоящих на учете
Списки уклоняющихся от учебы
Папка классного руководителя
Стратегия и механизм достижения поставленных целей
Для реализации программы в жизнь были выбраны следующие направления:
— работа с учащимися;
— работа с семьей;
— работа с педагогами;
— организация досуга детей
Работа с семьей
Цель: обеспечение психолого-просветительской работы с родителями, способствование улучшения микроклимата в семье, сохранение и развитие семейных ценностей, формирование здорового образа жизни.
Задачи:
-привлечение родителей для совместной организации досуговой деятельности детей;
-выявление особенностей взаимоотношения между родителями и детьми;
-разработка основных правил семейного воспитания;
-создание положительной мотивации у родителей в содействии образовательному учреждению, своему ребенку;
-всесторонне психолого-педагогическое просвещение родителей
-способствовать созданию комфортных условий в семье для развития личности ребенка.
Формы работы:
— просветительская работа (выпуск памяток, информационных листов, беседы, дискуссии, лектории для родителей);
-психокоррекционная работа — семейная консультация (оказание помощи семье в конфликтных ситуациях);
-психопрофилактическая — приглашение специалистов (врача-нарколога, психолога, инспектора ПДН и др.) для бесед с родителями и детьми.
Принцип реализации работы с семьей:
— анкетирование;
-опрос родителей и детей;
-совместные праздники;
-творческие семейные выставки
Основные направления работы с семьей:
— возрождение семейных традиций, изучение обычаев и традиций своей семьи и города;
— формирование семейных ценностей предусматривает проведение творческих семейных выставок, выполнение семейных творческих заданий;
-организация работы родительского лектория на темы: «Психологические особенности подросткового возраста», «Способы конструктивного взаимодействия с подростком», «Что такое семейный микроклимат, и как улучшить отношения в семье», «Что нужно знать о вреде алкоголя и табака и последствиях их употребления»
Работа с педагогами
Цели и задачи:
— расширить знания о проблеме зависимости от вредных привычек в подростковой среде;
— дать базовые психологические понятии о психологии развития личности детей;
— расширить знания о роли семьи в профилактике безнадзорности, правонарушений и злоупотребления вредными привычками среди несовершеннолетних.
Работа с учащимися
Цели и задачи:
-формирование здорового образа жизни и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей;
-профилактика вредных привычек (употребления ПАВов, табакокурения , алкоголя, наркотиков);
-профилактика правонарушений;
-психокоррекция;
-профориентация;
-пропаганда здорового образа жизни.
— адаптация детей и подростков к современным условиям, их правовая социализация через культурно-досуговую и спортивно-оздоровительную работа
— создание ситуации успеха для детей асоциального поведения;
— сформировать личную и социальную компетентность детей, развить у них позитивное отношение к себе и к окружающему обществу;
— укрепить и развить чувство самоуважения, способность критически мыслить, чувство ответственности.
Методы:
— переубеждения (предоставление убедительных аргументов, вовлечение в критический анализ своих поступков);
— метод переключения (вовлечение в учебную, трудовую деятельность, занятия спортом, общественной деятельностью)
Формы работы: групповая работа, тренинг, дискуссии, беседы, ролевые игры, просмотр и обсуждении кинофильмов, индивидуальные консультации, тесты, конкурсы, праздники)
Направления организации досуга:
— изучение интересов и потребностей детей данной категории;
— расширение видов творческой деятельности для удовлетворения интересов и потребностей детей;
— методическое сопровождение мероприятий досуга;
— организация социально-значимой деятельности детей.
Тематические мероприятия для организации досуга детей: деловые игры («Как устроиться на работу»), акции («Скажи вредным привычкам- нет»), диспуты («Как найти свое место в жизни»), круглые столы по проблемам табакокурения, алкогольной и наркотической зависимости, спортивные мероприятия)
Профилактика правонарушений
Беседы по факту
Операция «Внимание, дети»
Акция «Детям — заботу взрослых»
Лекции специалистов, классные часы
Конференция «Знаешь ли ты закон?»
Индивидуальная работа с трудновоспитуемыми, неблагополучными семьями
Кинофильмы «Вредные привычки»
Родительские собрания
Правовой всеобуч: Конституция, Устав школы
Выступления с информацией о состоянии преступности
Собеседования с классными руководителями по работе с т/в, семьями
Профилактика употребления ПАВ
Организация летнего отдыха
Трудовая занятость трудновоспитуемых в каникулы
Работа родительского комитета
Рейды в семьи
Работа органов ученического самоуправления
Контроль
Индивидуальные карточки учета
Рейды в семьи повторные
Рейды в вечернее время
Подготовка материалов на неблагополучные семьи в КДН, ПДН
Совместная работа с инспектором по охране прав детства
Контрольные акты обследования жилищно-бытовых условий
Проверка занятости после уроков
Анализ социального паспорта семей школы
Совещания при директоре
Административные совещания
Методические семинары
Психологическое сопровождение
Специально — коррекционные занятия
Индивидуальные консультации
Программа профилактики и коррекционной работы с девиантными подростками
Организация педагогической помощи
Создание благоприятных условий для развития личности «трудного» ребенка.
Постоянное отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках «трудных» учащихся. Определение системы дополнительных занятий, помощи и консультирования. Снятие «синдрома неудачника».
Забота об укреплении положения детей в классном коллективе, организация помощи «трудным» в выполнении общественных поручений.
Формирование положительной Я — концепции. Создание у личности обстановки успеха, поддержки, доброжелательности. Анализ каждого этапа, результата деятельности ученика ,его достижений. Поощрение положительных изменений. От авторитарной педагогики — к педагогике сотрудничества и заботы.
Оказание педагогической помощи родителям «трудного» школьника. Учить их понимать ребенка, опираться на его положительные качества; контролировать его поведение и занятия в свободное время.
Организация медицинской помощи
Проведение систематического диспансерного осмотра врачами «трудных» школьников с целью диагностики отклонений от нормального поведения, причин психофизиологического, неврогенного характера
Оказание помощи медикаментозной, физиотерапевтической, суггестивной и т.д.
Предупреждение привычек к курению, влечению к алкоголю и токсическим средствам. Показ отрицательных последствий, внушение и самовнушение.
Половое просвещение «трудных» подростков. Решение проблем половой идентификации.
Организация психологической помощи
Изучение психологического своеобразия «трудных» подростков, особенностей их жизни и воспитания, умственного развития и отношения к учению, волевого развития личности, профессиональной направленности, недостатков эмоционального развития, патологических проявлений.
Выявление проблем семейного воспитания: неотреагированность чувств и переживаний родителями, неосознанная проекция личностных проблем на детей, непонимание, неприятие, негибкость родителей и т.д.
Психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в своих проблемах и подсказать, как их можно было бы решить.
Индивидуальные беседы с «трудными» детьми с целью помочь им совершать более осмысленные поступки, подняться над своими переживаниями, страхом преодолеть неуверенность в общении с другими.
Коррекция положительного воспитательного воздействия выбранных средств воспитания
Организация свободного времени учащихся
Свободное время — умение разумно и интересно, с пользой для себя и окружающих проводить свой досуг — острая проблема «трудных» детей. С одной стороны, досуговая деятельность привлекает учащихся нерегламентированностью, добровольностью видов и форм деятельности, широкими возможностями для самодеятельности, неформальным характером отношений. Количество свободного времени у «трудного» вырастает в неделю приблизительно до 50 часов, а в день — до 8 часов. С другой стороны, наблюдается неумение «трудного» рационально использовать свое свободное время, неразвитость у него умений и навыков досуговой деятельности. Необходимо заполнить эту пустоту, помочь ребенку приобрести опыт самоутверждения в полезной деятельности, умения и навыки самоорганизации, планирования своего времени, формирование интересов, умения добиваться поставленной цели.
Изучение интересов и способностей детей.
Вовлечение детей асоциального поведения в кружки, секции, общественно полезную деятельность, движение милосердия.
Особое внимание уделить изучению читательских интересов. Записать в библиотеку, отслеживать периодичность ее посещения, помочь составить список интересных и необходимых для развития книг.
Изучение участия детей асоциального поведения в неформальных объединениях по месту жительства (компаниях). По необходимости помочь в переориентации интересов.
Поощрение любых видов художественного и технического творчества учащихся и участие их в общешкольных и классных мероприятиях.
Организация для детей, не имеющих достаточного ухода и контроля дома, сезонных оздоровительно-досуговых школьных лагерей .
Примерный перечень мероприятий по работе школы с детьми девиантного поведения:
1.Выявление детей асоциального поведения.
2.Изучение причин социально — педагогической запущенности подростка.
3.Встречи с узкими специалистами (лекторские группы)
4.Правовое просвещение подростков по под программе «Я и Закон»
5.Разработка и применение памяток поведения в семье и среди сверстников.
6.Совет по профилактике правонарушений при директоре
Педагогические советы «Работа с семьями педагогически запущенных детей».
Психологические консультации для детей и родителей.
Изучение положения подростка в коллективе (социометрия)
Индивидуальная работа с детьми асоциального поведения
Организация индивидуального наставничества (педагоги, старшеклассники)
Вовлечение подростков в воспитательные центры, кружки, секции.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
№ | мероприятия | Ответственный | Сроки реализации |
1 | Диагностические мероприятия: анкетирование, тестирование, опрос. Изучение причин социальной дезадаптации детей, условий жизни и поведенческих тенденций, сбор банка данных | психолог | Сентябрь, октябрь |
2 | Проведение коррекционной работы с детьми «группы риска» | Психолог | В течение года |
3 | Цикл тренинговых занятий: «Профилактика употребления ПАВ», «Жизненные ценности», Мы за ЗОЖ», «Дерево проблем» и др., с использованием арт-методов | Психолог | В течение года |
4 | Изучение и обобщение опыта на тему «Современные социально-педагогические технологии работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации» | Зам. Директора, Классные руководители | В течение года |
5 | Контроль за дозировкой домашнего задания | Зам. директора | В течение года |
6 | Оформление сменных уголков здоровья | Зам. директора | 1 раз в четверть |
7 | Организация бесплатного питания в школьной столовой. Витаминизация. | Ответственный за питание | В течение года |
8 | Психолого-педагогическое сопровождение детей асоциального, девиантного поведения | Зам.директора, психолог | В течение года |
9 | Классные часы: «Соблюдение ЗОЖ» | Классные руководители, учитель ОБЖ | В течение года |
10 | Исследование здоровья детей «группы риска» с помощью анкетирования | Медработник | 1 раз в полгода |
11 | Работа Совета старшеклассников: — контроль за санитарным состоянием кабинетов; — проверка сменной обуви; — контроль за чистотой рук в столовой; — проведение профилактических бесед с детьми «группы риска». Темы. Когда сигарета не нужна. Береги здоровье смолоду. Не кури. Табак и верзилу сведёт в могилу. Вредные привычки. Наше здоровье в наших руках. Кто скажет курению нет. Суд над вредными привычками. Компьютер- враг или друг. | Члены совета старшеклассников Дежурных по школе Медработник | В течение года |
12 | Игры: Интеллектуально-познавательная игра «Я и мой мир» Деловая игра: «Как устроиться на работу» Правовая игра «Мой взгляд» Игра «Школа безопасности» | Зам. директора | Декабрь, Февраль, апрель |
13 | Контроль за успеваемостью, работоспособностью, утомляемостью детей «группы риска» | Классные руководители, Медработник | Один раз в триместр |
14 | Проведение «Недель здоровья». Привлечение к участию детей «группы риска» | Зам. Директора Учителя физ. культуры и ОБЖ | В течение года |
15 | Общешкольные Акции: «Нет вредным привычкам!», «Толерантность-мир добра!», «Курить не модно-дыши свободно!», «Я выбираю ЗОЖ!». | Зам. директора, психолог | В течение года |
16 | Дискуссии: «Ответственность и безответственность. Что прячется за этими словами?», «Прекрасное и безобразное в нашей жизни», «Как найти свое место в жизни?» | Зам. директора, психолог | Декабрь, февраль |
17 | Проведение классных часов и бесед с родителями по вопросам сохранения здоровья | Классные руководители | 1 раз в триместр |
18 | Спортивно-оздоровительные мероприятия: -привлечение к участию в спортивных соревнованиях, -кружках и секциях, -турпоходах. | Зам. директора по УВР. Учителя физ. культуры и ОБЖ | В течение года |
19 | Родительские лектории: «Уют и комфорт в вашем доме», «Учим ли мы наших детей любить?», «Нравственные законы жизни», «Взаимодействие людей друг с другом», «Мальчики и девочки. Почему они разные?» | Классные руководители | В течение года |
20 | Проведение семейных праздников: «Наши семейные традиции», «Масленица», «Мама ,папа я спортивная семья» | Классные руководители, Зам. директора | Февраль, декабрь |
21 | Профориентационная работа с учётом состояния здоровья. | Зам. директора, психолог | апрель |
22 | Профилактические мероприятия, общешкольные акции направленные на здоровый образ жизни | Зам. директора, психолог | В течение года |
23 | Организация летнего отдыха детей асоциального поведения | Директор, Классные руководители | Один раз в год |
Список литературы
Битянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками.- Санкт- Петербург, 2007
Галичкина О.В. система работы администрации школы по профилактике наркомании.- Волгоград, «Учитель», 2006
Горбатенко Л.С. Родителям и педагогам все о наркомании.- Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер.- М., 2007
Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми-СПт.:Речь, 2016-160с
Киселева М.В.,Кулганов В.А. Арт-терапия в психологическом консультировании.- СПт.:Речь, 2016-64с.
Лепешева Е. Методика диагностики типа школьной мотивации у старшеклассников/школьный психолог, №9, 2007
Понамарева Е.А. Коллекция педагогического инструментария \ Методист, №6, 2007. С47 — 48
Сизанов А.Н., Хриптович В.А. Модульный курс профилактики курения.- М. «Вако», 2004
Соколова Н. Подходы к определению «социально-педагогическая поддержка // Социальная педагогика №5,2009
Цабыбин С.А. Взаимодействие школы и семьи.- Волгоград, «Учитель», 2005
Шевердин С.Н. У опасной черты. Как уберечь детей от алкоголя – М.,1997
Формирование социально- ответственного поведения у детей и молодёжи. Профилактика девиантного и аддиктивного поведения среди детей и молодёжи в учреждениях высшего, среднего и начального профессионального образования: Учебно- методическое пособие.- М.: АПК и ППРО, 2008. – 188 с.
14. Чуричков А., Снегирёв В. Копилка для тренера: сборник разминок, необходимых в любом тренинге.- СПб.: Речь, 2007. -210 с.
Приложения
Анкета по выявлению трудновоспитуемых в классе
Инструкция
Для организации работы по предупреждению и преодолению трудновоспитуемости важную роль играет психолого-педагогическая диагностика. Часто незнание индивидуальных особенностей личности ведет к появлению и закреплению ряда отрицательных качеств трудного.
Поэтому первый этап диагностики трудного — это общее изучение личности всех воспитанников.
В случае задачи преодоления трудновоспитуемости необходимо уже специальное психологическое изучение «комплекса трудного». Для учителя это является сложным делом, в котором необходима помощь специалиста-психолога. Можно применить и упрощенную, педагогическую методику, которая фиксирует только самые яркие, существенные проявления трудновоспитуемости. В ее основе — анкета, дополненная наблюдениями, беседами. Достоверность анкеты обеспечивает также проведение или уточнение ее одновременно с учащимися, учителями, классными руководителями, родителями, общественным активом класса.
Анкета содержит 45 вопросов, разделенных на 3 поданкеты. Содержание анкет учитывает следующие параметры: учеба (вопросы 1-3), дисциплина (4-6), общественно-трудовая активность (7-9), отношение с классом (10-12) и асоциальные проявления (13-15).
При проведении анкеты недопустимо специальное выискивание недостатков и подчеркивание отрицательного в поведении ученика.
АНКЕТА № 1
Интересно ли тебе на уроках?
Стремишься ли ты узнать новое по школьным предметам?
Пытаешься ли найти ответ, если что-то непонятно?
Пытаешься ли не опаздывать на уроки?
Стремишься ли вести себя так, чтобы не получить замечания?
Переживаешь ли, если приходится по какой-либо причине пропускать уроки?
Сам ли стираешь себе рубашки?
Принимаешь ли участие в трудовых делах класса?
Помогаешь ли дома по хозяйству?
. Совершая что-либо, задумываешься ли, как оценит это класс?
Пытаешься ли поддерживать класс, если его мнение не совсем совпадает с твоим личным интересом?
Тревожит ли тебя, какое о тебе мнение в классе?
Употребляешь ли иногда спиртные напитки?
Куришь ли ты?
Приходилось ли убегать из дома?
АНКЕТА № 2
Приходилось ли тебе пропускать уроки без уважительной причины?
Занимаешься ли на уроке посторонними делами?
Были ли случаи, когда приходил на урок неподготовленным?
Приходилось ли в кабинете завуча или директора держать ответ за плохое поведение в школе?
Случалось ли быть участником драки в школе?
Доводилось ли помогать проводить классные или школьные мероприятия?
Бывали ли случаи, что ты сбегал с классных мероприятий?
Пытался ли избегать общественных поручений?
Пробовал ли остаться в стороне, когда проводились сборы, диспуты, уроки мужества и т.д.?
Приходилось ли делиться самым сокровенным с ребятами, которые не учатся в школе?
Случалось ли с нетерпением ждать часа, когда можно уйти из школы к другим ребятам?
Участвовал ли в делах, которые шли бы вразрез с интересами ребят твоего класса?
Старался ли избежать драки в школе, если предоставлялась такая возможность?
Можешь ли ты устоять, если предоставляется возможность присвоить чужую, но нужную тебе вещь?
Мучает ли тебя совесть за то, что приходилось лгать?
АНКЕТА № 3
С полной ли отдачей ты работаешь на уроке?
Выполняешь ли ты домашние задания?
Связываешь ли получение знаний в школе со своим будущим?
Вежлив ли со взрослыми вне школы?
Вовремя ли возвращаешься вечером с улицы домой?
Считаешься ли с мнением родителей?
Проявляешь ли инициативу в проведении интересных дел в классе?
Выбирали ли тебя в актив класса?
Делаешь ли какое-либо полезное для класса дело?
Стремишься ли иметь авторитет у ребят своего класса?
Хочешь ли иметь много друзей в своем классе?
Стараешься ли отстаивать честь своего класса?
Приходилось ли объясняться по поводу своего поведения в милиции?
Бывал ли у вас дома инспектор (участковый) по причине плохого поведения на улице?
Встречаешься ли с ребятами, которые не работают и не учатся?
Подсчитывается алгебраическая сумма баллов (N) по данному параметру. При N 6 учащийся по данному параметру относится к благополучным. Другие результаты определяет уровень запущенности ученика.
Сумма баллов по параметру | Уровень педагогической запущенности | Итоговая сумма баллов |
6 N 3 | I — начальный уровень трудновоспитуемости | 30 N 15 |
3 N 0 | II — дезорганизаторы | 15 N 0 |
N | III — особо трудные | N |
Характеристика уровней ( по итоговой сумме)
Уровень, качества личности (признаки)
уровень: отдельные конфликты; неустойчивость, случайность отклонений в поведении; отдельные пробелы в общем развитии (успеваемость удовлетворительная, иногда чередуются 2 и 5); ярко проявляется какой-либо недостаток; нестандартность характера; слабая самокритичность и требовательность к себе.
уровень: не восприятие педагогических воздействий; эгоцентричность; негативное отношение к школе; пробелы в умственном развитии; проявляются 2-3 серьезных недостатка, устойчиво взаимодействующих между собой; завышенная самооценка; уровень требований к другим больше чем к себе.
уровень: противодействие воспитательному процессу; поведение на грани правонарушения; негативное отношение к школе, к сверстникам, к нормам морали; ярко выраженная отрицательная направленность; пробелы в умственном, нравственном, волевом развитии; болезненная психика, обостренное самолюбие, странности; требовательность к себе отсутствует.
Состояние здоровья и самочувствия
Выберите тот или иной вариант ответа и напишите его на отдельном листке.
Как вы поступите, если увидите, что автобус успеет подойти к остановке раньше вас?
возьмете «ноги в руки», чтобы догнать его;
пропустите его: будет следующий;
несколько ускорите шаг — быть может, он подождет вас.
Пойдете ли вы в поход в компании людей значительно моложе вас?
нет, вы вообще не ходите в походы;
да, если они вам хоть немного симпатичны;
неохотно, потому что это может быть утомительно.
Если у вас выдался более тяжелый учебный день, чем обычно, пропадет ли у вас желание делать вечером что-либо, обещающее быть интересным?
вовсе не пропадает;
желание пропадает, но вы надеетесь, что почувствуете себя лучше, и поэтому не отказываетесь от задуманного;
да, потому что вы можете получить от этого удовольствие, только отдохнув.
Каково ваше мнение о турпоходе всей семьей?
вам нравится, когда это делают другие;
вы бы с удовольствием к ним присоединились;
нужно бы попробовать разок, как вы будете себя чувствовать в таком походе.
Что вы охотнее и чаще всего делаете, когда устаете?
ложитесь спать;
пьете чашку крепкого кофе;
долго гуляете на свежем воздухе.
Что важнее всего для поддержания хорошего самочувствия?
нужно побольше есть;
необходимо много двигаться;
нельзя слишком переутомляться
Принимаете ли вы регулярно лекарства?
не принимаю даже во время болезни;
нет, в крайнем случае принимаю витамины;
да, принимаю
Какое блюдо вы предпочтете?
гороховый суп с копченым окороком;
мясо, жаренное на решетке, с овощным салатом;
пирожное с кремом или взбитыми сливками
Что для вас наиболее важно, когда вы отправляетесь на отдых?
Формирование представлений о здоровом образе жизни
Анкета
Что заставляет тебя употреблять спиртное?
встреча с друзьями;
праздники;
одиночество, невезение в жизни;
семейные драмы;
иное;
не употребляю.
Какой напиток сейчас популярен среди молодежи? (Назовите)
В каком классе ты первый раз попробовал закурить?
Самый оптимальный возраст, по твоему мнению, для начала половой жизни.
Оцени, насколько твой образ жизни соответствует здоровому (по десятибалльной системе).
АНАЛИЗ (к п.5):
10,9 — чрезмерная забота о здоровье;
7,8 — хорошая;
5,6 — средняя (пересмотреть свой образ жизни, отдельные привычки);
4 и меньше — недостаточная (нездоровый образ жизни).
Анкета
«Приобщение к здоровому образу жизни»
Есть ли у тебя друзья, которые употребляют алкогольные напитки?
Как ты относишься к тезису: «Курить — это модно»?
Есть ли у тебя друзья, которые курят?
Пробовал ли ты курить? Если да, то какое ощущение ты испытывал?
Что такое наркотики?
Спросите себя:
«Как я отношусь к своей внешности?»
Нравится ли вам, как вы выглядите»
Не вызывает ли у вас ваша внешность чувства неловкости?
«Формирование полового самосознания и здорового образа жизни»
Недописанный тезис
«Быть счастливым значит быть здоровым …»
«Курить значит стать взрослее …»
«Наркотик убивает жизнь …»
Шкалирование
Курение Алкоголь Наркотики Спорт
да да да да
____________________________________________________
нет нет нет нет
Помогает выявить отношение учащихся к так называемым вредным привычкам, определить «болевые» точки.
Вредные привычки
Анкета проводится с целью получения информации о формировании привычек курить, употреблять наркотические вещества у учащихся школы, выявлении роли воспитательного воздействия педагогов на формирование привычек здорового образа жизни у детей.
Анкета помогает получить информацию:
о владении теоретическими сведениями по данному вопросу;
дает возможность овладеть статистическими данными по вопросу вредных привычек у школьников;
помогает проанализировать отношение родителей к вредным привычкам детей;
дает возможность скоординировать работу педагогического коллектива по профилактике формирования вредных привычек у детей.
Анкета для учащихся 5 — 10 классов
С какого возраста, по твоему, человеку можно
Пробовал ли ты (да, нет)
С какой целью ты это делаешь (ради интереса, хочется)
Как часто ты это делаешь (постоянно, редко, никогда)
Что изменилось в жизни при появлении таких привычек:
положительного:
отрицательного:
Твои родители
курят
употребляют спиртные напитки
наркотические вещества
отец:
мать:
Как родители относятся к твоим привычкам?
запрещают категорически
осуждают
безразлично
Как ты относишься к подросткам, которые имеют привычки курить, выпивать (безразлично, завидую, осуждаю)
юношам —
девушкам —
Что мы знаем о курении
Тест
При ответе на вопрос напишите сбоку «верно» или «неверно».
Подростки курят, чтобы «быть как все».
Некурящие вынуждены страдать от заболеваний дыхательной системы в результате пассивного курения.
Курение помогает расслабиться, когда человек нервничает
В легких человека, выкуривающего каждый день в течение года по пачке сигарет, оседает 1 литр табачной смолы.
Физические упражнения нейтрализуют вред, наносимый курением.
Одной сигареты вполне достаточно, чтобы участился пульс, повысилось кровяное давление, нарушались нормальное кровоснабжение и циркуляция воздуха в легких.
Большинство курящих получают от курения удовольствие и не собираются бросать.
Табакокурение является одной из основных причин заболеваний сердца.
Большинство подростков в состоянии бросить курить в любое время.
Нет ничего страшного в том, что подростки «балуются» сигаретами, если они оставят это занятие до того, как курение превратиться в привычку
Коллекция педагогического инструментария
Мотивы учения (анкеты)
Для выявления существующих у ребят мотивов учения можно использовать разные тесты. Предлагается вашему вниманию 2 теста. Первый направлен на определение структуры мотивов, второй на определение их уровня. (По книге «Познай себя» — Ставрополь, 1995г.)
Анкета №1
Порядок работы с анкетой.
Ребята! В анкете дается несколько утверждений. Для того чтобы получить хороший результат, прочитайте пункт анкеты, прислушайтесь к своим мыслям, ощущениям, желаниям и, если они совпадают с содержанием пункта, подчеркните его.