СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа профилактики суицидального поведения несовершеннолетних «Рука в руке»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа профилактики суицидального поведения несовершеннолетних «Рука в руке»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Майминская средняя общеобразовательная школа №2»





Программа


профилактики суицидального поведения

несовершеннолетних

«Рука в руке»





Социальный педагог: Чеконова Вера Викторовна

Педагог-психолог: Семенцова Дарья Васильевна

Пояснительная записка.


1. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами.

Семье и отдельной личности в период жизненных кризисов свойственно искажение субъективного образа мира, т.е., представлений и отношения к себе и к миру в целом. Суицидальные мысли и фантазии в этот момент очень распространены.

По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни.

Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия: боязни насилия со стороны взрослых, бестактного поведения и конфликтов со стороны учителей, одноклассников, друзей, чёрствости и безразличия окружающих. В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство из-за безразличия родителей, педагогов на их проблемы и протестовали, таким образом, против безразличия и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни подростки. Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих подростков, индивидуальные психологические особенности человека, внутриличностные конфликты и т.д.

Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедий.


2. Основные цели и задачи программы.

Данная программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди учащихся разных возрастных групп в общеобразовательном учреждении.

Целью данной программы является профилактика суицидов и суицидальных попыток среди несовершеннолетних.

Поставленная цель достигается за счёт решения следующих задач:

- создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп;

- изучение особенностей психолого-педагогического статуса учащихся, с последующим выявлением детей, нуждающихся в незамедлительной помощи;

- обеспечение безопасности ребенка, снятие суицидального риска;

- сопровождающая деятельность детей группы риска и их семей.

3. Основные направления деятельности:

- Работа с подростками, ставшими на путь социальной дезадаптации, но имеющими ближайшие перспективы её преодоления.

- Работа с детьми, нуждающимися в срочной психоэмоциональной поддержке.

- Работа с неблагополучными семьями.


4. Содержание основных понятий.

Покушение на самоубийство – это однородная деятельность человека, не закончившаяся летальным исходом по различным обстоятельствам.

Социализация – двуединый процесс: с одной стороны, это внешнее для человека влияние на него со стороны общества его социальных институтов и общественной атмосферы, нравственных норм и культурных ценностей, образа жизни людей; с другой – это внутреннее, личностное освоение каждым человеком такого влияния в процессе социального становления.

Социальная среда – человеческое, духовное, предметное окружение ребенка, которое оказывает влияние на его личностное развитие, выступая реальным пространством его формирования и самореализации.

Суицид – самоубийство, намеренное лишение себя жизни. Самоубийство и примыкающий к нему более широкий ряд феноменов аутоагрессии и саморазрушения следует отнести к формам девиантного поведения (поступки или действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам).

Суицидальная попытка – это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью.

Суицидальное поведение – волевые действия личности, конечной целью которых является покушение на самоубийство или сам акт самоубийства. Является следствием социально - психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального климата.

Суицидальные замыслы – это активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана её реализации.

Суицидальный риск – склонность человека к совершению действий, направленных на собственное уничтожение.

Суицидент – человек, совершивший самоубийство или покушение на самоубийство.

Толерантность – способность человека принимать других людей такими, каковы они есть, сосуществовать и взаимодействовать с ними.


5. Принципы реализации программы.

Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка.

Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка.

Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.

Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика.

Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.


6. Ожидаемый результат.

Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток. Также позволит организовать работу по оптимизации детско-родительских взаимоотношений.

ПЛАН ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ


Содержание работы

Сроки

Ответственный

Выявление и реабилитация несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

В течение года

Психолог

Соц. педагог

Составление базы данных по социально-неблагополучным семьям.

Сентябрь, февраль

Соц. педагог

Проведение индивидуальных профилактических мероприятий с семьями социального риска, учащимися группы риска.

В течение года

Психолог

Соц. педагог

Проведение выездного рейда «Поддержка» по семьям учащихся группы риска.

По мере необходимости

Соц. педагог

Проведение выездного рейда «Каникулы»

Каникулярное время

Соц. педагог

Повышение психолого-педагогической компетенции всех участников УВП.

В течение года

Психолог,

Соц. педагог

Учащиеся

Психологические классные часы:

  • Беседа с детьми 1-4 классов «Давайте жить дружно!»


С 16 по 20 декабря 2013


Психолог

  • «Экзамены – это не страшно»

Март

Психолог,

Кл. руководит.

  • «Учимся понимать переживания родных и близких нам людей» 5 классы

Март

Психолог,

Кл. руководит.

  • «Наши чувства и действия» 6 классы

Апрель

Психолог,

Кл. руководит.

  • «Почему трудно признать свою вину?» 7 классы

Март

Психолог,

Кл. руководит.

  • «Обидчивость, несдержанность, раздражительность…» 8 классы

Апрель

Психолог,

Кл. руководит.

  • «Дружба – главное чудо» 9–10 классы

Март

Психолог,

Кл. руководит.

  • «Любовью дорожить умейте» 11 классы

Февраль

Психолог,

Кл. руководит.

Неделя вежливости (профилактика конфликтности)

Январь

Психолог,

Соц. педагог

Неделя психологии

Ноябрь

Психолог

Коммуникативно-развивающие занятия для 8-11 классов

Март

Психолог

Коммуникативный тренинг для 8А класса

Март

Психолог

Психолого-педагогическая поддержка выпускников в период подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Март-апрель

Психолог


Антинаркотическая акция

Февраль

Соц. педагог


Педагоги

Методические рекомендации в помощь педагогам по вопросам профилактики суицидального поведения детей и подростков

10 января 2014

Психолог

Психолого-педагогические рекомендации по сопровождению и подготовке детей к ЕГЭ и ОГЭ

9 января 2014

Психолог

Родители

Родительские собрания, лектории:

  • «Психологическая готовность ребенка к школе»

21 декабря 2013

Психолог

  • Беседа с родителями по профилактике суицида, 5-е классы

16-20 декабря 2013

Психолог

  • «Психолого-педагогические особенности младших школьников», 1-4 классы

По плану работы классных руководителей

Психолог,

Кл. руководит.

  • Родительский лекторий «Подростковый суицид»

По плану работы классных руководителей

Психолог,

Кл. руководит.

Диагностика учащихся

Исследование социального статуса

«Социометрия» Морено, 5 и 10 классы

Сентябрь

Психолог

Исследование уровня адаптации (1, 5, 10 классы)

Сентябрь-октябрь

Психолог

Исследование уровня тревожности – Спилберга

6-8 классы

1-5 классы

9-11 классы



Январь

Февраль

Март

Психолог

Выявление трудностей в обучении в 4-х классах, в связи с переходом в среднее звено

Январь

Психолог

Выявление самооценки и мотивации 1-4 классы

Февраль – Март


Психолог,

Кл. руководит.

Выявление уровня учебной мотивации у 9, 11 классов

Январь

Психолог

Определение личностных отклонений подросткового возраста:

  • ПДО по А. Е. Личко,

  • Опросник Басса-Дарки,

  • Диагностика предрасположенности личности к конфликтному общению.

По запросу

Психолог

Определение склонности к отклоняющемуся поведению

По запросу

Психолог


Литература:

1. Бережковская Е. Чем и как увлекаются подростки // Школьный психолог, 2005, №1

2. Борщевицкая Л. Психологический час “Как научиться жить без драки” // Школьный психолог, 2006, №10.

3. Галушина Э., Комарова О. Игра для подростков “В чем смысл жизни” // Школьный психолог, 2005, №5.

4. Евграфова Т. У нас новенький!// Школьный психолог, 2005, №20.

5. Иванова В. Сердце// Школьный психолог, 2004, №17.

6. Кузнецов Д. Демобилизирующая тревожность: некоторые причины и формы проявления невротических расстройств у современных старшеклассников // Школьный психолог, 2005, №2.

7. Манелис Н. Психологический климат в классе // Школьный психолог, 2001, №10, 12, 16, 19.

8. Ожегов С.И. словарь русского языка. / Под ред. Н.Ю.Шведовой. 1984. – 797 с.

9. Профилактика суицидального поведения. Методические рекомендации. Сост.: А.Г.Абрумова и В.А.Тихоненко. М., 1980.

10. Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю.. Детский суицид. Психологический взгляд. КАРО, С – П , 2006. – 176 с.

11. Стишенок И. Друзья // Школьный психолог, 2010, №19

12. Стишенок И. Две планеты // Школьный психолог, 2010, №20

13. Соболева А. Профилактика конфликтных ситуаций и борьба сними // Школьный психолог, 2004, №40, 41, 42.

14. Стебенева Н, Королева Н. Программа психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к ЕГЭ «Путь к успеху»// Школьный психолог , 2008, №14

15. Тимашова Л. Открытка от одиночества // Школьный психолог, 2003, №39

16. Фоминова А. Как улучшить настроения. Изучение способов саморегуляции эмоционального состояния. Школьный психолог, 2006, №2

17. Фесенко Н, Олейко Н. Акция «Письмо матери»// Школьный психолог, 2008, №16

18. Фалькович Т. А., Высоцкая Н. В., Толстоухова Н. С. Подростки ХХI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 256 с. – (Педагогика. Психология. Управление).

19. Шашкова З. Ты и я – такие разные. Занятие для подростков 11-12 лет // Школьный психолог, 2002, №11.

8