Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Майминская средняя общеобразовательная школа №2»
Программа
профилактики суицидального поведения
несовершеннолетних
«Рука в руке»
Социальный педагог: Чеконова Вера Викторовна
Педагог-психолог: Семенцова Дарья Васильевна
Пояснительная записка.
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами.
Семье и отдельной личности в период жизненных кризисов свойственно искажение субъективного образа мира, т.е., представлений и отношения к себе и к миру в целом. Суицидальные мысли и фантазии в этот момент очень распространены.
По данным отчёта Детского фонда ООН за последние годы значительно увеличилось число суицидальных попыток и завершенных самоубийств среди молодежи и даже детей. Уровень самоубийств среди российских подростков в настоящее время является одним из самых высоких в мире. Самоубийство подростков занимает третье место среди ведущих причин смертельных случаев и четвертое среди основных причин потенциальной потери жизни.
Анализ материалов уголовных дел показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетними совершается из-за конфликтов и неблагополучия: боязни насилия со стороны взрослых, бестактного поведения и конфликтов со стороны учителей, одноклассников, друзей, чёрствости и безразличия окружающих. В целом ряде случаев подростки решались на самоубийство из-за безразличия родителей, педагогов на их проблемы и протестовали, таким образом, против безразличия и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру, страдающие от одиночества и чувства собственной ненужности, потерявшие смысл жизни подростки. Также причиной суицида может быть алкоголизм и наркомания, как родителей, так и самих подростков, индивидуальные психологические особенности человека, внутриличностные конфликты и т.д.
Суицидальные действия у детей часто бывают импульсивными, ситуативными и не планируются заранее. Попытки суицида являются следствием непродуктивной (защитной) адаптации к жизни – фиксированное, негибкое построение человеком или семьей отношений с собой, своими близкими и внешним миром на основе действия механизма отчуждения: попыткам разрешить трудную жизненную ситуацию непригодными, неадекватными способами. Своевременная психологическая помощь, участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедий.
2. Основные цели и задачи программы.
Данная программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди учащихся разных возрастных групп в общеобразовательном учреждении.
Целью данной программы является профилактика суицидов и суицидальных попыток среди несовершеннолетних.
Поставленная цель достигается за счёт решения следующих задач:
- создание системы психолого-педагогической поддержки учащихся разных возрастных групп;
- изучение особенностей психолого-педагогического статуса учащихся, с последующим выявлением детей, нуждающихся в незамедлительной помощи;
- обеспечение безопасности ребенка, снятие суицидального риска;
- сопровождающая деятельность детей группы риска и их семей.
3. Основные направления деятельности:
- Работа с подростками, ставшими на путь социальной дезадаптации, но имеющими ближайшие перспективы её преодоления.
- Работа с детьми, нуждающимися в срочной психоэмоциональной поддержке.
- Работа с неблагополучными семьями.
4. Содержание основных понятий.
Покушение на самоубийство – это однородная деятельность человека, не закончившаяся летальным исходом по различным обстоятельствам.
Социализация – двуединый процесс: с одной стороны, это внешнее для человека влияние на него со стороны общества его социальных институтов и общественной атмосферы, нравственных норм и культурных ценностей, образа жизни людей; с другой – это внутреннее, личностное освоение каждым человеком такого влияния в процессе социального становления.
Социальная среда – человеческое, духовное, предметное окружение ребенка, которое оказывает влияние на его личностное развитие, выступая реальным пространством его формирования и самореализации.
Суицид – самоубийство, намеренное лишение себя жизни. Самоубийство и примыкающий к нему более широкий ряд феноменов аутоагрессии и саморазрушения следует отнести к формам девиантного поведения (поступки или действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам).
Суицидальная попытка – это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью.
Суицидальное поведение – волевые действия личности, конечной целью которых является покушение на самоубийство или сам акт самоубийства. Является следствием социально - психологической дезадаптации личности в условиях микросоциального климата.
Суицидальные замыслы – это активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана её реализации.
Суицидальный риск – склонность человека к совершению действий, направленных на собственное уничтожение.
Суицидент – человек, совершивший самоубийство или покушение на самоубийство.
Толерантность – способность человека принимать других людей такими, каковы они есть, сосуществовать и взаимодействовать с ними.
5. Принципы реализации программы.
Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка.
Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка.
Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.
Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика.
Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.
6. Ожидаемый результат.
Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток. Также позволит организовать работу по оптимизации детско-родительских взаимоотношений.
ПЛАН ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Содержание работы | Сроки | Ответственный |
Выявление и реабилитация несовершеннолетних и их семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. | В течение года | Психолог Соц. педагог |
Составление базы данных по социально-неблагополучным семьям. | Сентябрь, февраль | Соц. педагог |
Проведение индивидуальных профилактических мероприятий с семьями социального риска, учащимися группы риска. | В течение года | Психолог Соц. педагог |
Проведение выездного рейда «Поддержка» по семьям учащихся группы риска. | По мере необходимости | Соц. педагог |
Проведение выездного рейда «Каникулы» | Каникулярное время | Соц. педагог |
Повышение психолого-педагогической компетенции всех участников УВП. | В течение года | Психолог, Соц. педагог |
Учащиеся |
Психологические классные часы: | С 16 по 20 декабря 2013 | Психолог |
| Март | Психолог, Кл. руководит. |
| Март | Психолог, Кл. руководит. |
| Апрель | Психолог, Кл. руководит. |
| Март | Психолог, Кл. руководит. |
«Обидчивость, несдержанность, раздражительность…» 8 классы | Апрель | Психолог, Кл. руководит. |
| Март | Психолог, Кл. руководит. |
| Февраль | Психолог, Кл. руководит. |
Неделя вежливости (профилактика конфликтности) | Январь | Психолог, Соц. педагог |
Неделя психологии | Ноябрь | Психолог |
Коммуникативно-развивающие занятия для 8-11 классов | Март | Психолог |
Коммуникативный тренинг для 8А класса | Март | Психолог |
Психолого-педагогическая поддержка выпускников в период подготовки к ЕГЭ и ОГЭ | Март-апрель | Психолог |
Антинаркотическая акция | Февраль | Соц. педагог |
Педагоги |
Методические рекомендации в помощь педагогам по вопросам профилактики суицидального поведения детей и подростков | 10 января 2014 | Психолог |
Психолого-педагогические рекомендации по сопровождению и подготовке детей к ЕГЭ и ОГЭ | 9 января 2014 | Психолог |
Родители |
Родительские собрания, лектории: | 21 декабря 2013 | Психолог |
Беседа с родителями по профилактике суицида, 5-е классы | 16-20 декабря 2013 | Психолог |
«Психолого-педагогические особенности младших школьников», 1-4 классы | По плану работы классных руководителей | Психолог, Кл. руководит. |
| По плану работы классных руководителей | Психолог, Кл. руководит. |
Диагностика учащихся |
Исследование социального статуса «Социометрия» Морено, 5 и 10 классы | Сентябрь | Психолог |
Исследование уровня адаптации (1, 5, 10 классы) | Сентябрь-октябрь | Психолог |
Исследование уровня тревожности – Спилберга 6-8 классы 1-5 классы 9-11 классы | Январь Февраль Март | Психолог |
Выявление трудностей в обучении в 4-х классах, в связи с переходом в среднее звено | Январь | Психолог |
Выявление самооценки и мотивации 1-4 классы | Февраль – Март | Психолог, Кл. руководит. |
Выявление уровня учебной мотивации у 9, 11 классов | Январь | Психолог |
Определение личностных отклонений подросткового возраста: | По запросу | Психолог |
Определение склонности к отклоняющемуся поведению | По запросу | Психолог |
Литература:
1. Бережковская Е. Чем и как увлекаются подростки // Школьный психолог, 2005, №1
2. Борщевицкая Л. Психологический час “Как научиться жить без драки” // Школьный психолог, 2006, №10.
3. Галушина Э., Комарова О. Игра для подростков “В чем смысл жизни” // Школьный психолог, 2005, №5.
4. Евграфова Т. У нас новенький!// Школьный психолог, 2005, №20.
5. Иванова В. Сердце// Школьный психолог, 2004, №17.
6. Кузнецов Д. Демобилизирующая тревожность: некоторые причины и формы проявления невротических расстройств у современных старшеклассников // Школьный психолог, 2005, №2.
7. Манелис Н. Психологический климат в классе // Школьный психолог, 2001, №10, 12, 16, 19.
8. Ожегов С.И. словарь русского языка. / Под ред. Н.Ю.Шведовой. 1984. – 797 с.
9. Профилактика суицидального поведения. Методические рекомендации. Сост.: А.Г.Абрумова и В.А.Тихоненко. М., 1980.
10. Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю.. Детский суицид. Психологический взгляд. КАРО, С – П , 2006. – 176 с.
11. Стишенок И. Друзья // Школьный психолог, 2010, №19
12. Стишенок И. Две планеты // Школьный психолог, 2010, №20
13. Соболева А. Профилактика конфликтных ситуаций и борьба сними // Школьный психолог, 2004, №40, 41, 42.
14. Стебенева Н, Королева Н. Программа психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к ЕГЭ «Путь к успеху»// Школьный психолог , 2008, №14
15. Тимашова Л. Открытка от одиночества // Школьный психолог, 2003, №39
16. Фоминова А. Как улучшить настроения. Изучение способов саморегуляции эмоционального состояния. Школьный психолог, 2006, №2
17. Фесенко Н, Олейко Н. Акция «Письмо матери»// Школьный психолог, 2008, №16
18. Фалькович Т. А., Высоцкая Н. В., Толстоухова Н. С. Подростки ХХI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 256 с. – (Педагогика. Психология. Управление).
19. Шашкова З. Ты и я – такие разные. Занятие для подростков 11-12 лет // Школьный психолог, 2002, №11.
8