СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа профильного лагеря

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа с несовершеннолетними детьми, учащимися категории "трудные" в летний период

Просмотр содержимого документа
«Программа профильного лагеря»




УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ

«………..»

_________________/

г.







Программа профильного лагеря

"Путь"


































2024 год




СОДЕРЖАНИЕ:



1. Социально – педагогическое обоснование программы;

2. Цели и задачи;

3.Способы решения поставленных задач;

4. Научно – методическое обоснование программы;

5. Сроки и этапы реализации;

6. Механизм реализации программы



































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Социально-педагогическое обоснование программы

Сегодня в сознании педагогической общественности произошел перелом: все поняли, что только смещение приоритетов в сторону воспитания подрастающего поколения способно преодолеть многие негативные тенденции, осложняющие жизнь общества. В настоящее время органы законодательной и исполнительной власти всех уровней стали уделять больше внимания вопросам воспитания, гражданского становления детей и молодежи, сохранения и развития уникальной системы дополнительного образования детей.

Однако общеизвестно и то, что в молодежной среде процветает бездуховность, социальная апатия, пьянство, наркомания, беспризорность. Поэтому так необходима непрерывная работа с детьми и подростками, нуждающимися в педагогическом контроле, а так же с детьми группы риска (особенными). Она особенно необходима в период летних каникул. В последние годы очевидно возрастание внимания к организации летних оздоровительных лагерей. Они выполняют очень важную миссию оздоровления и воспитания детей, когда многие детские дома находятся в сложных экономических и социальных условиях. Реальность такова, что система образования по-прежнему остается главным организатором отдыха и оздоровления детей. Кроме того, лагеря способствуют формированию у ребят не подавляющего личность коллективизма, коммуникативных навыков. Летний отдых сегодня - это не только социальная защита, это еще и полигон для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка, что создает условия для социализации молодого человека с учетом реалий современной жизни.

Наш лагерь предполагает работу с детьми группы риска. Чаще всего именно они остаются в каникулярное время за пределами школы - на улице. А кому как не им нужна профессиональная помощь педагогов и детский коллектив для восстановления утраченной веры в себя. И мы, работая в лагере, готовы сделать жизнь детей более насыщенной, полной событий и встреч. Мы готовы дать этим детям то, чего им так не хватает в жизни – внимания, заботы, поддержки. Для этого нам необходимо использовать все возможности для интересного и полезного общения ребят с взрослыми и между собой. Досуг, игры в лагере должны побуждать к приобретению новых знаний, к серьезным размышлениям.
















Цели и задачи программы


Цель - организация летнего отдыха детей группы риска , неблагополучных семей, многодетных семей; создание условий для реализации их творческого потенциала.

Задачи:

  1. Организация общественно-полезной занятости несовершеннолетних в каникулярный период.

  2. Создание условий для развития физической культуры и спорта воспитанников.

  3. Включение воспитанников в разнообразные виды деятельности.

  4. Развитие лидерских качеств воспитанника.

  5. Создание условий для самопознания, самоопределения и самосовершенствования воспитанников.

  6. Профилактика детской безнадзорности в каникулярное время.

  7. Развитие и укрепление связей общественности, учреждений дополнительного образования детей, культуры, здравоохранения в организации каникулярного отдыха, занятости подростков группы риска.

  8. Методическое обеспечение разнообразных форм отдыха и оздоровления детей в каникулярный период.


Способы решения, поставленных задач:

  1. Создание в плане смены творческих дел, проводимых самими детьми. Это могут быть отдельные выступления отрядов или группы участников.

  2. Создание праздничного убранства лагеря.

  3. Создание музейных экспозиций, газет и т.д., посвященных отрядам и лагерю, для чего необходимо дать предварительные задания.

  4. Создание памятного альбома лагеря.

Вид программы: авторская


Научно – методическое обоснование программы:

Каким бы «нестандартным» ни казался ребенок, какого рода трудности он бы не испытывал, он должен иметь возможность реализовать свои потенциальные возможности в обучении, причем обучении успешном, укрепляющем веру в свои силы, стимулирующим интерес к знаниям, к умственному труду, к творчеству.

С одной стороны, необходима большая работа над содержанием учебно-воспитательных программ, обязательного образовательного стандарта, вариативных форм обучения и воспитания, для того чтобы дать каждому ребенку подходящий вариант обучения, соответствующий его потенциальным возможностям и индивидуальным особенностям. С другой стороны, для того чтобы найти подход к каждому ребенку, каким бы трудным он ни казался, очень важно понимать причины дезадаптации в обществе, особенности нарушения у него учебной деятельности и поведения.

Данная программа может помочь «нестандартным» детям лучше понять себя, раскрыть свой внутренний потенциал, научиться жить в согласии с самим собой и окружающими его людьми, путем самопознания, самоанализа, рефлексии.

Методика проведения лагерной смены построена так, что позволяет интенсивным образом участникам лагеря пройти школу по социальному становлению личности и усвоению социальных нормативов через макро-сюжетно-ролевую игру, с одновременным усвоением теории о положительных качествах человека, созданию позитивных лидерских качеств и формированию у подростков взгляда на себя как на человека, позитивно влияющего на окружающий мир, руководствующегося его мнением и вызывающим его интерес.

Особую роль в данном лагере играют неформальные лидеры, которые выдвигаются в процессе самоорганизации подростковых групп. Обстоятельства соревнований, игр и тренингов могут позволить им закалить лидерские качества характеров, отточить навыки управления группой, приобрести знания в различных областях гуманитарных технологий необходимых в дальнейшем учебно-воспитательном процессе.

Хочется подчеркнуть, что за столь короткое время удается передать ребятам осознание ответственности при принятии того или иного решения за его последствия, вариативности обсуждаемых путей развития тех или иных событий, оперирования категориями “ВЗРОСЛОГО” мира, навыков моделирования общественных процессов и проблемных ситуаций.

Педагогический аспект программы лагеря связан непосредственно с организацией воспитательного процесса и его развивающей направленностью. Это позволяет:

  • развивать личность ребенка с учетом его возможностей, потребностей, интересов;

  • создавать условия для социального роста детей, для их саморазвития,

самосовершенствования, самопознания и самоопределения.

Взятые за основу организации социально-адаптационного процесса в лагере современные психологические аспекты общения, позволяют успешно управлять деятельностью ребенка. При этом общение рассматривается как совместная деятельность воспитателя и воспитанника, при которой он приобретает новые неизвестные ему знания, умения и качества личности, а воспитатель помогает ему в этом, управляет целенаправленно его деятельностью.

Методы и приемы работы воспитателя в лагере, прежде всего, должны быть направлены на включение детей в успешную и осознанную деятельность, на развитие их личности и умение работать в коллективе, с коллективом, на индивидуализацию социальных требований через диалогические формы занятий. Но наиболее приемлемо для детей данного возраста – диалог, однако, используются и такие формы работы:

  • групповые формы работы;

  • рейды (название выбирается в зависимости от того, что необходимо проверить);

  • работа групп актива;

  • разнообразные творческие работы воспитанников;

  • уроки творчества;

  • совместная (с активом) подготовка, проведение и анализ мероприятий;

  • создание ситуации выбора (многовариантность заданий и действий);

  • ролевые игры;

  • интеллектуальные марафоны;

  • экскурсии, поездки, походы;

  • организация выставок воспитанников;

  • конкурсы стенгазет, посвященные правилам дорожного движения, противопожарной безопасности, «Скажи «Нет» наркотикам и табакокурению».

Данная программа – это один из этапов работы с воспитанниками группы риска, который проводится в течение учебного года многими специалистами, так и школы. С той лишь разницей, что его можно назвать «отработка практических навыков самопознания и себя как личности». Именно в лагере дети могут сами планировать, составлять, выступать, анализировать всю свою работу, работу взрослых и сверстников. Хоть летний лагерь и является небольшим (по продолжительности) периодом работы с детьми группы риска, но по объему и качеству практических занятий он не уступает всему учебному году.


Для реализации программы необходимо использовать:

а) набор психологических методик: “Автопортрет”, “Несуществующее животное”, “Опросник Басса - Дарки”, ДДО, тест описания поведения К.Томаса, методика "Личностный дифференциал", методика диагностики межличностных отношений Т.Лири, тест Люшера, тест выявления структуры темперамента В.М. Русалова, тест на целеустремленность М.Вудкока и Д. Френсис;

в) методические пособия для проведения игр и упражнений, разработанные психологической службой детского дома;

г) фонотеку музыкальных записей, используемых на занятиях.

Методики используются для составления личностного профиля ребенка, контроля межличностных отношений в группе, контроля изменений в личности ребенка и групповой динамики.


Форма педагогической деятельности: комплексная


Возрастная адаптированность: воспитанники 11 – 15 лет (дети группы риска)


Сроки и этапы реализации: программа рассчитана на 12 календарных дней

С 1.06.2024 по 12.06.2024

Прогнозируемые результаты:

Общелагерные:

  • Задействованность широких слоев подрастающего поколения в реализации программы по развитию самоуправления, с учетом интересов детей;

  • Реализация программы преемственности между различными возрастными группами;

  • Подготовка кадров для работы в различных общественных объединениях лагеря.

Психолого - педагогический эффект работы лагеря с воспитанниками группы риска (личностные) выражается в:

  • Готовности ребенка видеть себя и свои отношения с людьми более точно и реалистично;

  • Появлении или усилении интереса к осознанию и раскрытию своей индивидуальности;

  • Получении навыков преодоления сложных житейских ситуаций;

  • Раскрытии нравственных резервов личности;

  • Укреплении здоровья подрастающего поколения;

  • Получении знаний и умений в организации своей жизни и самовоспитания, самообразования, самоопределения.











Список использованной литературы:


  1. Бочкарев В., Опалихин В. Школьное самоуправление в вопросах и ответах // Воспитание школьников. – 1995. - № 3, 4


  1. Иванов В.Д. Самодеятельность, самостоятельность, самоуправление, или Несколько историй из жизни школьников с вопросами, письмами, монологами и документами: Книга для старшеклассников. – М., 1991 г.


  1. Жирякова А.А. Несколько слов об ученическом совете.// Классный руководитель – 2001 г. - № 2.


  1. Крайг Г. Психология развития (7-е международное издание). СПб. «ПИТЕР». 2000 г.


  1. Пишумов Я. «Это улица моя», «Детская литература», 1971 г.


  1. Сазонов В.П. Организация воспитательной работы в классе - М., центр «Педагогический поиск», 2000 г.


  1. Серяков И. «Законы улиц и дорог», Москва, ДОСААФ, 1971 г.


  1. Серяков И. «Дорожная грамота», Саратов, 1971 г.


  1. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. Москва «Владос». 1996 г.


  1. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения /под ред. В.А.Караковского, Л.И.Новиковой, Н.Л.Селивановой, Е.И.Соколова. Пед. общество России, М., 1999 г.


























Основное содержание деятельности лагеря


Детский лагерь ОВД "Путь" по работе с воспитанниками группы риска предполагается проводить в период летних каникул в течение 12 дней.

Программа строится по принципу блоков.

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ - организация бесед, встреч, групповых и индивидуальных исследований, психотехнологии. Детям в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей транслируется информация о творческом потенциале человека.

Режим работы лагеря предположительно должен быть следующим:


РЕЖИМ РАБОТЫ

лагеря

с 01.06.2024 года по 12.06.2024 года


Время

Режим работы

8.30 - 9.00

Прием детей

9.10 - 10.25

Утренняя зарядка

10.30 - 10.00

Завтрак

10.00 - 13.00

Общелагерные дела (занятия по интересам)

13.00-14.00

Обед

14.30-15.00

Воспитательный час /спортивный час (по плану)

15.00-16.00

Работа по плану

16.00-16.20

Полдник

16.30

Анализ итогов дня
































УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ

«…..»

_________________/../.

…… г.


ПЛАН

воспитательной работы

лагеря


Цель - организация летнего отдыха воспитанников группы риска в летний период, создание условий для реализации их творческого потенциала.


Задачи:

  1. Организация общественно-полезной занятости несовершеннолетних в каникулярный период.

  2. Создание условий для развития физической культуры и спорта воспитанников.

  3. Включение воспитанников в разнообразные виды деятельности.

  4. Развитие лидерских качеств воспитанника.

  5. Создание условий для самопознания, самоопределения и самосовершенствования воспитанников.

  6. Профилактика детской безнадзорности в каникулярное время.

  7. Развитие и укрепление связей детского дома, общественности, учреждений дополнительного образования детей, культуры, здравоохранения в организации каникулярного отдыха, занятости подростков группы риска.

  8. Методическое обеспечение разнообразных форм отдыха и оздоровления детей в каникулярный период.


Дата

Мероприятие

Цель

Ответственные

01.06.

-Открытие лагеря

-Знакомства с правилами поведения в лагере.

-Ознакомления с правилами поведения на природе.

- День защиты детей

-Профилактический час с инспектором ПДН Митяйкиным О.И

-Занятия по интересам

-Анализ дня


Организационный период

  1. Проведение инструктажа.

  2. Знакомство с режимом дня

  3. Выбор органов самоуправления.

  4. Планирование работы на неделю.

  5. Проведение (ежедневно) линейки













1.Организация совместной деятельности с родительской общественностью.

2.Организация досуга.

3. Проведение профилактических мероприятий


Воспитатели





Руководитель лагеря

02.06.

-Минутка здоровья « Здоровье – это здорово»

-Летний волейбол (открытая спортивная площадка).

-Занятие по интересам.

-Просмотр видеофильма о вреде наркотиков. Анкетирование.

-Лекция « Знакомства с административным кодексом РФ»

-Анализ дня


Воспитатели



03.06.

-Минутка здоровья «Профилактика хорошего настроения»

-Конкурс кроссвордов.

-Игра « Здоров будешь -все добудешь!»

-Просмотр видеофильма о вреде спайсов, табакокурения. Мониторинг.

-Встреча с представителями школьного Совета отцов.

-Анализ дня

Воспитатели



04.06.


-Минутка здоровья. Подвижные игры.

-Профилактика здоровья «Солнце- друг. Солнце-враг?»

-Занятия по интересам.

-« Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья!» - прогулка в парк им.Филатова.

-Экскурсия в ПЧ- 20.

-Анализ дня


Воспитатели


Руководитель лагеря

05.06.

-Минутка здоровья. «Гигиена тела».

-Подвижные игры на свежем воздухе.

-Беседа-мониторинг « Мои интересы»

-Профориентационный час: Экскурсия в пожарный поезд ст. Красный Узел.

-Занятие по интересам.

-Анализ дня


  1. Анализ коллективной работы за определенный период (день, неделя и т.д.)

  2. Организация

интеллектуальных, спортивных, подвижных игр,

  1. Организация и проведение тематических бесед

  2. Проведение занятий с детьми

Воспитатели







06.06.

-Минутка здоровья « Закаливание»

-Игра « Я лидер».

- День русского языка

-День взаимопомощи ( оказание помощи пожилым людям при участии поискового отряда, рук. И.А.Селеверстов)

-Занятие по интересам.

  • Анализ дня

Воспитатели



Руководитель лагеря


07.06.

-Минутка здоровья « Берегите глаза».

-Час мужества: Экскурсия в районный краеведческий музей.

-Шашечный турнир.

-"Я выбираю жизнь-урок пропаганда, посвященный ЗОЖ"

-Анализ дня

Воспитатели


Руководитель лагеря



Работники библиотеки.

8.06.

-Минутка здоровья «Правильное питание»

-Развивающая игра « Знатоки родного края»

-Спортивный час ( соревнования по волейболу).

-Занятие по интересам.

-Анализ дня


Воспитатели


9.06.








-Минутка здоровья « Осанка – основа красивой походки»

-Игра « Все на свете интересно».

-Конкурс на самую вероятную историю, произошедшую в лагере.

-Встреча с представителями отдела несовершеннолетних и их прав старшим инспектором НДН СОП г.Саранск Картаевой Р.В.

-Анализ дня

Воспитатели






10.06


- Минутка здоровья

«Твой режим дня на каникулах»

-Спортивный час ( соревнования по футболу).

- Видеоклуб: просмотр художественных фильмов о спортсменах, экстремалах, основанных на реальных фактах.

- Встреча с представителем Росгвардии Коровиным С.А.

Анализ дня


Воспитатели







Руководитель лагеря


11.06

- Минутка здоровья « Деревня витаминов»

Первенство по стрельбе из пневматического пистолета.

- «Три символа родной державы» - мероприятие, посвященное Дню независимости.

- Беседа о родном крае ( в краеведческом зале районной библиотеки) .


Воспитатели

12.06

-Закрытие лагеря

- День России

-Спортивные игры


Воспитатели

























Механизм реализации программы

  1. Реализация программы

  • Проведение лагерной смены в соответствии с режимом дня;

  • Общелагерные дела (1 половина дня);

  • Отрядные дела (2 половина дня);

  • Питание (двухразовое);

  • Подготовка аналитических материалов по итогам завершения работы;

2.Обеспечение программы.

1. Методическое обеспечение.

Для реализации программы необходимо использовать:

а) набор психологических методик: “Автопортрет”, “Несуществующее животное”, “Опросник Басса - Дарки”, ДДО, тест описания поведения К.Томаса, методика "Личностный дифференциал", методика диагностики межличностных отношений Т.Лири, тест Люшера, тест выявления структуры темперамента В.М. Русалова, тест на целеустремленность М.Вудкока и Д. Френсиса, методика Рокича изучения ценностных ориентаций личности.

б) компьютерные варианты тестов;

в) методические пособия для проведения игр и упражнений, разработанные психологической службой школы;

г) фонотеку музыкальных записей, используемых на занятиях.

Методики используются для составления личностного профиля ребенка, контроля межличностных отношений в группе, контроля изменений в личности ребенка и групповой динамики.




Материально - техническое обеспечение.

а) спортивный зал.; б) музыкальный центр– 1 шт.; в) компьютер 1 шт; г) цветные карандаши - 3 кор., д) краски - 2 кор., е) фломастеры – 2 кор., ж) ручки шариковые – 10 шт., з) простые карандаши – 10 шт., и) ножницы – 10 шт., к) клей 3 шт., л) кисточки – 10 шт; м) бумага формата А-1 - 1 уп., А-4 – 15 шт, н)тетради ученические – 10 шт; о) спортивный инвентарь

Кадровое обеспечение

Руководитель (начальник лагеря) - 1

Воспитатели – 3

Технический работник- 2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!