Пояснительная записка
Современный взгляд на профессиональную успешность заключается в том, что она не дана человеку от рождения, а формируется в трудовой деятельности. В основе профессионализма лежит профессиональная мотивация, то есть желание работать, а также соответствующие способности, на основе которых формируются навыки.
Выдающийся русский психолог Б.М. Теплов отмечал, что никто не может предсказать, до каких пределов может развиваться та или иная способность: она может развиваться беспредельно, ограничиваясь только временем человеческой жизни, методами воспитания и обучения.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.
Профессиональная ориентация и профессиональная адаптация детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья требует специальных методов диагностики профессиональных интересов и склонностей, учитывающих данные ограничения.
Специфика профориентационной работы с детьми-инвалидами
и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Профориентационную работу с детьми-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья осложняет неоднородность состава группы (класса) по психологическим, познавательным, эмоциональным особенностям учащихся. Профориентационную работу с детьми и подростками должно предварять изучение специфики их заболеваний. Ниже приводится классификация основных групп лиц с ОВЗ.
1.Нарушения слуха (тугоухость, глухота);
2.Нарушения зрения (незрячие, слабовидящие);
3.Нарушения речи;
4.Нарушения опорно-двигательного аппарата;
5.Задержка психического развития;
6.Умственная отсталость;
7.Аутизм;
8.Комплексные нарушения;
Профессиональная ориентация детей и подростков с ОВЗ предполагает следующие виды работы:
1) анализ результатов медико-психологического обследования (в связи с наличием у подростков на основе главного дефекта в развитии различных нарушений в психическом здоровье);
2) психолого-педагогическое обследование (поскольку в процессе обучения, воспитания, развития у этих детей возникают специфические трудности);
3) социально-психологическое консультирование, помогающее подростку с ОВЗ включаться как в малые группы, так и в более широкое социальное окружение.
Подросток с ОВЗ имеет индивидуальные мотивы и стимулы, его активность направлена на адаптацию и самореализацию, он, как правило, может нести ответственность за свою жизнь в условиях ограниченных возможностей. Необходимым условием профессиональной ориентации детей и подростков с ОВЗ является их желание получать помощь в разрешении вопросов (затруднений), обусловленных психологическими причинами, а также готовность принять ответственность за свое профессиональное будущее. Границы этой ответственности варьируют от высокой активности и самостоятельности до инфантильности и полной психологической зависимости от других. И, поскольку, инфантильность является распространенной чертой подростков с ОВЗ, в ходе профориентационной работы необходимо предпринимать специальные действия для побуждения (актуализации) собственной активности и ответственности консультируемого: позитивный настрой, укрепление веры в его силы и возможности. В профессиональной ориентации с ОВЗ необходимо иользовать различные формы работы, такие, как групповые тренинги по отработке профессионально значимых навыков, ролевые игры, позволяющие примерить различные профессиональные роли, просмотр и обсуждение видеоматериалов. Большое значение имеет привлечение к этой работе педагогов и родителей подростков с ОВЗ.
Методический инструментарий для профессиональной диагностики должен быть адекватен уровню развития и особенностям здоровья подростка. При выборе профессии необходимо учитывать его типологические и индивидуально-личностные особенности, а также перспективы развития.
Для детей-инвалидов и лиц с ОВЗ развитие способностей во многом зависит от психологической поддержки со стороны взрослых. Эта поддержка должна опираться на факты из жизни людей, добившихся профессионального успеха вопреки своим ограничениям (безрукий иконописец Григорий Журавлев, слепоглухой психолог Александр Суворов, спортсмены-параолимпийцы, безрукий китайский пианист Лю Вэй и т.д.).
Определение профессиональных интересов и склонностей, мыслительных способностей, личностных особенностей
Профессиональная успешность во многом определяется совпадением желаний человека и его возможностями. Данный блок методик позволяет уточнить сформированность профессиональных интересов подростков и соотнести их с профессиональным выбором.
№ п/п | Наименование | Автор | Направление | Примечание |
1. | Методика «Определение профессионального типа личности» | Г.В. Резапкина | В основе методики лежат типологии Е.А. Климова и Дж. Холланда, дополняющие друг друга. В методике попарно сравниваются 60 профессий, относящихся к разным типам по Холланду, но к одному и тому же предмету труда по Климову. Методика включает профессии, доступные лицам с ограниченными возможностями здоровья. | Приложение , 3-е занятие |
2. | Тест интеллектуального потенциала (ТИП) | П. Ржичан | Тест направлен на выявление уровня развития невербального интеллекта. Успешность его выполнения зависит от способности логически мыслить и раскрывать существенные связи между предметами и явлениями. На работу с основными заданиями отводится 20 минут. Тест состоит из 4 тренировочных и 29 основных заданий, расположенных по возрастающей сложности. | Приложение, 8-е занятие |
3. | Методика «Мои профессиональные интересы» | Г.В. Резапкина | Методика направлена на осознание профессиональных интересов. | Приложение, 6-е занятие |
4. | Тест эмоций | Модифицированная методика Басса-Дарки | Тест состоит из 35 утверждений, характеризующих различные проявления агрессивного поведения (физическая, косвенная, вербальная, или словесная, агрессия, раздражительность, негативизм, обидчивость, подозрительность). | Приложение, 12 занятие |
5. | Анкета здоровья | Опросник вегетативной лабильности | Методика состоит из 20 утверждений и направлена на выявление тревожности, связанной с учебной деятельностью и отношениями со сверстниками и взрослыми. | Приложение, 9-е занятие |
Занятие проводятся в виде тренингов, лекций, бесед, анкетирования, тестирования.
В занятиях принимает участие группа количеством 10-13 человек, а также занятия проходят индивидуально
Продолжительность одного занятия 25 минут.
Срок реализации программы с февраля по май 2018-2019 учебного года.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по профориентации
9 КЛАСС (15 занятий: 1 занятие в неделю)
2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
№ урока | Тема урока | Содержание | Тип урока |
1 |
Предмет и задачи занятий. Ориентировочное занятие. | Сообщение целей и задач занятий. Разминка «Мы с тобой похожи тем, что…» Тренинг расскажи о себе, чем ты любишь заниматься? Кем работают твои родители? | Комбинированный (Лекция, тренинг рефлексия) |
2 | Консультирование. Что я хочу? | Изучение мотивации обучения старших подростков на этапе окончания средней школы через беседу | Беседа |
3 | Классификация профессий. | Беседа «Что мы знаем о мире профессий?», классификация профессий по Климову, игра «Классифицируй профессии» (участники делятся на 2 команды, каждой команде раздаются карточки с названиями профессий и карточки с названиями типов профессий. Задача участников — классифицировать профессии по типам). Проводится методика «Определение профессионального типа личности», обсуждение результатов. Беседа «Что такое профессиограмма?» В ходе игры «Профессия – специальность» команды соревнуются, кто правильно быстро назовёт специальность к той или иной профессии, затем правила меняются, нужно назвать «профессия – учебное заведение». Обратная связь. | Комбинированный |
4 | Выбор и моделирование. Представление о себе и выборе профессии. | «Я –концепция» «Я – выбор» Профессиональное будущее. Самооценка. | Комбинированный |
5 | Темперамент и выбор профессии. | Понятие о темпераменте. Типы темперамента. Достижения и характер. | Комбинированный |
6 | Интересы и выбор профессии. | Беседа «Интересы и склонности в выборе профессии», методика «Мои профессиональные интересы». | Комбинированный |
7 | Секреты выбора профессии. Профессиональные намерения и профессиональный план. | Беседа о правилах выбора профессии. Перечисляются типичные ошибки и затруднения при выборе профессии. Разворачиваются дискуссия о том, как их преодолеть. Семинар «Учебные заведения» (дневное, вечернее, заочное обучение; государственные и коммерческие учреждения; перспективы карьерного роста после получения образования и т.д.) Игра «А вот и я» команды записывают 5-7 правил поведения, добровольцы выполняют роли руководителя и претендента на вакансию, разыгрывается ситуация поведения на собеседовании, обсуждаются ошибки в поведении, ведущий зачитывает рекомендации Карнеги, как вести себя в подобных ситуациях. Обратная связь. | Комбинированный |
8 | Определение интеллектуального потенциала | Тест ТИП (П. Ржичан) | Тестирование |
9 | Профессиональная карьера и здоровье. Опросник вегетативной лабильности ( анкетирование). | Сообщение о важности поддержания здоровья, проводится упражнение «Четыре стихии» (участники обсуждают, чем каждая полезна для здоровья), мозговой штурм «Из каких компонентов складывается профессиональное здоровье», упражнение «Сказка о потерянном здоровье» (участники сочиняют сказку, где герой исцеляется), упражнение «Самооценка» (оценить своё здоровье по 10-бальной шкале). Обратная связь. В результате учащиеся осознают важность здорового образа жизни. | Комбинированный Анкетирование |
10 | Как достичь успеха в профессии. | Упражнение «План моего будущего» каждый участник получает лист бумаги, на котором записывает анонимно свои личные планы на будущее. Затем ведущий собирает листы и перемешивает их, после этого раздает в случайном порядке. На другой стороне листа участники пишут о своих профессиональных планах. После чего полученные результаты зачитываются вслух. Упражнение «Я сейчас/ я через 10 лет» - соотнесение образов «Я» и профессии. Участники выполняют два рисунка: «Я сейчас» и «Я через 10 лет». В рисунок «Я через 10 лет» необходимо включить элементы, указывающие на принадлежность к определенной профессии. В результате участники материализуют свои мечты и планы относительно будущей профессии, при этом испытывают положительные эмоции и формируется мотив достижения успеха. | Комбинированный |
11 | Профессиональная игра « Угадай профессию». | Игра. | Комбинированный |
12 | Тест эмоций. Владение эмоциями. | Тестирование. Беседа «Как управлять своими эмоциями» | Комбинированный |
13 | «Образ будущего» | Эссе | Творческий |
14 | Коллаж «Моя будущая профессия» | Работа в парах. Выполняется арт-терапевтическая техника коллаж «Моя будущая профессия» (с помощью ножниц и клея из старых журналов вырезаются картинки якобы иллюстрирующие будущую профессиональную деятельность учащегося), демонстрация коллажей и обмен впечатлениями. | Творческий |
15 | Заключительное занятие. Обсуждение, подведение итогов, выводы | Беседа | |
| Итого | 15 | |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья № 10 города Асино Томской области»
Согласовано: Заместитель директора по коррекционной работе ____________С.В.Киселёва «___» ____________2018г. | Утверждено: Директор школы ____________Е.С.Декина «____»___________2018г. |
Программа «Профориентация и профадаптация
детей-инвалидов и лиц с ОВЗ»
Программу составила:
Педагог-психолог
Бочкарева О.В.
г. Асино
2018 – 2019 учебный год
Список литературы
1. Постановление Минтруда России от 8 сентября 1993 г. № 150 «О перечне приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда».
2. Гуревич К.М. Психологическая диагностика. - М., 1993.
3. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - М., 1995.
4. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. - Казань, 1969.
5. Леонтьев А.Н., Лурия А.Р., Смирнов А.А. О диагностических методах психологического исследования школьников. - М., 1969.
6. Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения // Дефектология. - 2010. - № 1.
7. Еникеев М.И. Психологическая диагностика. Стандартизированные тесты. - М., 2003.
8. Прощицкая Е.Н., Дж. Голланд о выборе профессии // Школа и производство. – 1993. - №4.
9. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. - М., 2006.
10. Резапкина Г.В. Искусственный отбор. - М., 2004.
11. Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. - М., 2005.
12. Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии. - М., 2004.
13. Резапкина Г.В. Холланд+Климов =… // Школьный психолог. - 2007. - № 5.
14. Романова Е.С., Коган Б.М., Свистунова Е.В., Ананьева Е.В. Специфика профориентационной работы с детьми и подростками, имеющими ОВЗ. - М., Академия, 2012.