СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа профориентационного курса "Профессия - ценность"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа предназначена для профориентационной работы со старшеклассниками с интеллектуальными нарушениями

Просмотр содержимого документа
«Программа профориентационного курса "Профессия - ценность"»

Программа коррекционного курса

«Профессия - ценность»

9-10 класс

Пояснительная записка


В настоящее время возникает проблема в выборе профессии не только у нормально развивающихся школьников, но и у лиц с ограниченными возможностями здоровья. В силу личностных особенностей, выпускникам школы-интерната, для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), очень сложно ориентироваться в условиях современного рынка труда, поэтому встает вопрос об актуальности этой проблемы.

Некоторая часть выпускников школ для детей с ограниченными возможностями здоровья идут на производство, выполняя там тяжелые неквалифицированные виды труда, но значительная доля выпускников получают профессиональное образование в специальных группах профессиональных училищ и техникумов. Однако, и те, и другие испытывают затруднения в последующем трудоустройстве, которые обуславливаются рядом факторов: психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда; отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которого является чувство социальной незащищенности; неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии; неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к преодолению определенных профессиональных трудностей и другие.

Таким образом, существует ряд серьезных проблем, нерешенность которых препятствует профессиональной интеграции в общество лиц с интеллектуальными нарушениями.

Очевидно, что в решении этой проблемы существенную роль может сыграть система организационно-методических и практических мероприятий по профессиональной ориентации, профотбору, профессиональному самоопределению обучающихся с интеллектуальными нарушениями, ставящая целью не только предоставление информации о мире профессий и дающая основу профессиональной ориентации, но и способствующая личностному развитию учеников, формированию у них способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии.

Поэтому профориентационная работа в школе-интернате для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) должна быть нацелена на актуализацию профессионального самоопределения учащихся.

Важность правильного выбора профессии обусловлена рядом психологических причин. По существу, каждый человек нуждается в оценке и признании окружающих, ищет одобрения, любви и независимости. Одним из способов достижения этого является выбор такой профессии, которая выделяла бы его в глазах окружающих и принесла бы ему эмоциональное удовлетворение. Отождествление с профессией позволяет человеку найти себя, способствует его самореализации и самовыражению. Стремление достичь большого успеха в профессиональной деятельности является следствием высокого уровня самооценки и способствует утверждению чувства собственного достоинства.

От того, насколько велик успех подростка в его собственных глазах и в глазах окружающих, зависит степень его удовлетворенности собой. По мнению ученых, переходный период между подростковым и юношеским возрастом приходится на 14-16 лет. К концу этого периода подростки в большинстве своем должны определиться с выбором профессии.

Основная задача профориентации – подготовить учащихся к сознательному профессиональному самоопределению. Одним из важнейших условий, помогающих достичь этой цели, является раскрытие тех психологических и психофизиологических особенностей личности школьника, которые существенны для его будущей профессиональной деятельности. Именно здесь и важна роль системы профессиональных консультаций педагога – психолога.

Выбор профессии происходит не мгновенно, а в течение длительного периода времени. Поэтому важно начинать проводить работу, направленную на профессиональное самоопределение, уже в подростковом возрасте.

Основной целью создания данной программы является: осознание обучающимися своих личностных особенностей и соотнесение их с требованиями будущей профессии.

Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач:

Формировать мотивацию и интерес к трудовой и учебной деятельности; мотивировать личностный рост учащегося; создавать условия для сознательного выбора профессии; актуализировать чувства ответственности за совершаемый выбор; совершенствовать опыт межличностного взаимодействия и групповой сплоченности.

Общая характеристика коррекционного курса

Программа коррекционного курса создает психологическую основу для развития профессионального самосознания.

Программа реализуется в соответствии со следующими принципами выбора профессии обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): знание и учет умственных возможностей и способностей; знание требований профессии к человеку; умение соотносить свои возможности с профессиональными требованиями и требованиями рынка труда.

Основные методы, используемые во время занятий: словесные (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа); наглядные (наблюдение, иллюстрация, демонстрация через использование компьютерных систем); практические (упражнения, деловые игры, практические работы, экскурсии, общественно-полезный труд).

Профориентационная программа основывается на ряде дидактических принципов: воспитывающая и развивающая направленность обучения; научность и доступность; систематичность и последовательность; связь обучения с жизнью; принцип наглядности; сознательность и активность учащихся; индивидуальный и дифференцированный подходы.

Этапы программы по профориентации:

I этап: «Диагностический»

 Первый этап профессиональной ориентации – подготовительный, определение трудового прогноза, на основании результатов клинических, функциональных и психологических исследований детей с ограниченными возможностями.

Это направление реализуется в двух планах:

  • самопознание, исследование обучающихся своих качеств в контексте определенной профессии (или группы профессий);

  • оценка своих возможностей, определение степени выраженности тех или иных профессионально важных качеств и прочих ресурсов, обусловливающих профессиональный выбор. При этом результаты клинико-функционального обследования позволяют выделить объективные параметры функционально допустимых (доступных) нагрузок на жизнеобеспечивающие системы организма, которые могут возникнуть в процессах будущей трудовой деятельности, и определения соответствующего перечня показаний и противопоказаний к различным видам профессиональной деятельности.

II этап: «Информационно-просветительское направление»

Цель этого направления – создать условий для наиболее осознанный и осмысленный выбора обучающимися профессии.

III этап: «Диагностический»

Блок оценки эффективности коррекционных воздействий

Структура профориентационных занятий основывается на возрастных особенностях учащихся, опирается на познавательные интересы детей (применяемые средства: слушание и обсуждение, рисование «своей жизни», рассказы о себе, решение кроссвордов, ребусов, разыгрывание сценок, ролевые игры). Большое внимание уделяется развитию познавательных процессов, в частности внимания, а также развитию мышления, воображения. На занятиях воспитанники подробно знакомятся с деятельностью доступных для них профессий. Выявляют свои склонности и увлечения в трудовом плане. Узнают, как избежать безработицы, как трудоустроиться, не имея образования; узнают об условиях поступления на работу. В тактичной форме узнают о своих возможностях в выборе профессии, о значении характера и склонностей в выборе профессии.

Данная программа является дополнением к дополнительному профессиональному и последующему, профессиональному периодам, осуществляемыми в школе-интернате посредством всей системы трудового обучения и трудового воспитания учащихся (общественно полезный, производительный труд, познавательная, ценностно-ориентационная, коммуникативная и другие виды деятельности).

Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса

Личностные результаты:  формирование профессиональной Я – концепции; нахождение  в профессиональном труде личностного смысла; развитие профессионального сознания и самосознания; обретение профессиональной идентичности; готовности к самостоятельному решению своих проблем, т.е. готовности к самоопределению; развитие адекватных представлений о собственных возможностях; гражданской идентичности; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир; формирование уважительного отношения к иному мнению; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Предметные результаты

Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень овладения предметными результатами не является обязательными для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью.

Результатом реализации данной программы может считаться не столько успешное освоение им образовательной программы по предметам, сколько освоение жизненно значимых компетенций:

Минимальный уровень: знать свои способности и возможности; знать основные правила выбора профессии; владеть основными понятиями в вопросах профориентации; иметь представления об индивидуальных особенностях личности; иметь представление о мире доступных профессий; знать виды профессий; знать об учебных заведениях, предоставляющих возможность получения профессии.

Достаточный уровень: адекватно оценивать свои возможности и соотносить их с выбором профессии; ориентироваться в мире профессий и соотносить требования профессии со своими интересами, склонностями и способностями; иметь представление о повышении квалификации и профессионального роста; иметь представление о состоянии рынка труда.







Содержание диагностического блока профориентации


Программа

Цели

Методики

Сроки проведения

Аппаратурная методика «Арка»





Методика Л.А. Ясюковой «Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников».
























Методика экспресс-диагностики суицидального риска «Сигнал». Диагностика мотивации.








Оценка психологических факторов предрасположенности к аддиктивному поведению у подростков

























Диагностика и развитие социальной ответственности подростков




















Диагностика умственного развития абитуриентов и старшеклассников






Мониторинг подготовки к самостоятельной жизни воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

детей из замещающих семей


Диагностика малой группы в совместной деятельности



Углубленная индивидуальная диагностика интеллектуаль-ных, личностных и нейродинами-ческих особенностей обучающихся, их творческого потенциала, выявление задатков способностей

















Выявление наиболее значимых для личности мотивов, которые могли бы удержать исследуемого от совершения суицидальной попытки


Общая и специальная психологическая оценка степени выраженности отдельных личностных эмоциональных и/или сопутствующих проблем, повышающих риск аддиктивного поведения















Психологическая оценка социальных качеств личности обучающихся, влияющих на адаптацию, риск девиантного поведения, способность преодолевать кризисные ситуации и эфективность коммуникации









Оценка умственных способностей обучающихся





Оценка уровня подготовки к самостоятельной жизни выпускников


















Аппаратурная методика «Арка»





Тест Амтхауэра

Матрицы Равена

Тест на самостоятельность мышления


Цветовой тест эмоциональных состояний

Опросник Кеттелла

Тест Фидлера

Тест Тулуз-Пьерона


Задачи Гилфорда на измерение творческого потенциала (Задания Гилфорда на воображение; Задачи Гилфорда на дивергентное мышление)

Тесты навыка чтения (русский язык)

Проективный тест «Рисунок дерева»

Тест мотивации выбора профессии

Тест иерархии трудовых ценностей


Методика «Сигнал»

Методика «Опросник антисуицидальных мотивов»










Самооценка ситуативной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина

Методика определения межличностной зависимости

Опросник межличностной зависимости

Опросник семейной социализации для подростков

Опросник депрессии Бека для подростков


Опросник методика исследования подростковой тревожности

Детско-подростковый опросник оценки депрессии Ковач

Шкала самооценки тревоги Цунга

Методика «Потребность в достижении цели»



Опросник уровня субъективного контроля (УСК) Е.Ф. Бажин


Опросник ДУМЭОЛП – диагностика уровня морально-этической ответственности личности И.Г. Тимощука


Оценка деструктивных установок в межличностных отношениях В.В. Бойко

Опросник «Способы преодоления негативных ситуаций»


Методика диагностики социально-психологической адаптации Роджеса-Даймонд

АСТУР

Осведомленность

Понимание инструкций

Классификация

Обобщения

Пространственные представления


Самооценка ситуативной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина

«Анкета выявления уровня сформированности бытовых навыков выпускника организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (для педагогов)

«Методика изучения социализированности личности учащегося» (М.И. Рожков)

«Опросник Басса-Дарки»

Опросник для выявления готовности к выбору профессии (В.Б. Успенский)

Дифференциально-диагностический опросник Е.Климова

Тест «Самоанализ социализации подростков»

«Диагностика ценностных ориентаций школьников» (М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина).




Сентябрь






Сентябрь






Октябрь







Ноябрь







Декабрь










Ноябрь












Октябрь




Январь












Февраль













Сентябрь




Ноябрь






Март





Март








Апрель








Май

















Содержание информационно-просветительского блока

Проведение курса бесед «Профессия - ценность» (10 класс) на темы:


  1. «Профессия – ценность! Учитесь любить труд»

  2. «Право на самостоятельность. Куда пойти учиться? Выбор профессии».

  3. «Трудовая дисциплина. Права и обязанности работника и работодателя»

  4. «Вы – деловой человек»

  5. «Поддерживаем друг друга»

  6. «Уверенность вместо агрессивности»

  7. «Как отстаивать свои трудовые права»

  8. «Как быть толерантным в общении»

  9. «Критикуем правильно»

  10. «Труд и отдых. Ваше здоровье в ваших руках!»



Список литературы

    1. Быков С.В. Технологии развития ответственности у подростков. Методическое пособие. – СПб: Студия «ВиЭль», 2014

    2. Диагностика и развитие социальной ответственности подростков. Программа компьютерного тестирования и обработки результатов. Руководство пользователя. - СПб: Студия «ВиЭль», 2014

    3. Диагностика умственного развития абитуриентов и старшеклассников СПб: Студия «ВиЭль», 2014

    4. Зотов М.В. Методика экспресс-диагностики суицидального риска «Сигнал»: методическое руководство / М.В. Зотов, В.М. Петрукович, В.Н. Сысоев. – СПб: ИМАТОН, 2016

    5. Олина М.В. Опросник антисуицидальных мотивов / М.В. Олина. – СП.: ИМАТОН, 2017. – 16 с.

    6. Оценка психологических факторов предрасположенности к аддиктивному поведению. Руководство пользователя. - СПб: Студия «ВиЭль», 2014

    7. Чернышев А.С., Сарычев С.В. Аппаратурная методика «Арка». Диагностика малой группы в совместной деятельности: методическое руководство / А.С. Чернышев, С.В. Сарычев. – СПб.: ИМАТОН, 2016. – 50 с.

    8. Ясюкова Л.А. Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников / Книга 1/ Л.А. Ясюкова. – СПб.: ИМАТОН, 2017. – 240 с.

    9. Ясюкова Л.А. Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников / Книга 2/ Л.А. Ясюкова. – СПб.: ИМАТОН, 2017. – 40 с.