Программа коррекционного курса
«Профессия - ценность»
9-10 класс
Пояснительная записка
В настоящее время возникает проблема в выборе профессии не только у нормально развивающихся школьников, но и у лиц с ограниченными возможностями здоровья. В силу личностных особенностей, выпускникам школы-интерната, для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), очень сложно ориентироваться в условиях современного рынка труда, поэтому встает вопрос об актуальности этой проблемы.
Некоторая часть выпускников школ для детей с ограниченными возможностями здоровья идут на производство, выполняя там тяжелые неквалифицированные виды труда, но значительная доля выпускников получают профессиональное образование в специальных группах профессиональных училищ и техникумов. Однако, и те, и другие испытывают затруднения в последующем трудоустройстве, которые обуславливаются рядом факторов: психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда; отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которого является чувство социальной незащищенности; неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии; неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к преодолению определенных профессиональных трудностей и другие.
Таким образом, существует ряд серьезных проблем, нерешенность которых препятствует профессиональной интеграции в общество лиц с интеллектуальными нарушениями.
Очевидно, что в решении этой проблемы существенную роль может сыграть система организационно-методических и практических мероприятий по профессиональной ориентации, профотбору, профессиональному самоопределению обучающихся с интеллектуальными нарушениями, ставящая целью не только предоставление информации о мире профессий и дающая основу профессиональной ориентации, но и способствующая личностному развитию учеников, формированию у них способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии.
Поэтому профориентационная работа в школе-интернате для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) должна быть нацелена на актуализацию профессионального самоопределения учащихся.
Важность правильного выбора профессии обусловлена рядом психологических причин. По существу, каждый человек нуждается в оценке и признании окружающих, ищет одобрения, любви и независимости. Одним из способов достижения этого является выбор такой профессии, которая выделяла бы его в глазах окружающих и принесла бы ему эмоциональное удовлетворение. Отождествление с профессией позволяет человеку найти себя, способствует его самореализации и самовыражению. Стремление достичь большого успеха в профессиональной деятельности является следствием высокого уровня самооценки и способствует утверждению чувства собственного достоинства.
От того, насколько велик успех подростка в его собственных глазах и в глазах окружающих, зависит степень его удовлетворенности собой. По мнению ученых, переходный период между подростковым и юношеским возрастом приходится на 14-16 лет. К концу этого периода подростки в большинстве своем должны определиться с выбором профессии.
Основная задача профориентации – подготовить учащихся к сознательному профессиональному самоопределению. Одним из важнейших условий, помогающих достичь этой цели, является раскрытие тех психологических и психофизиологических особенностей личности школьника, которые существенны для его будущей профессиональной деятельности. Именно здесь и важна роль системы профессиональных консультаций педагога – психолога.
Выбор профессии происходит не мгновенно, а в течение длительного периода времени. Поэтому важно начинать проводить работу, направленную на профессиональное самоопределение, уже в подростковом возрасте.
Основной целью создания данной программы является: осознание обучающимися своих личностных особенностей и соотнесение их с требованиями будущей профессии.
Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач:
Формировать мотивацию и интерес к трудовой и учебной деятельности; мотивировать личностный рост учащегося; создавать условия для сознательного выбора профессии; актуализировать чувства ответственности за совершаемый выбор; совершенствовать опыт межличностного взаимодействия и групповой сплоченности.
Общая характеристика коррекционного курса
Программа коррекционного курса создает психологическую основу для развития профессионального самосознания.
Программа реализуется в соответствии со следующими принципами выбора профессии обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): знание и учет умственных возможностей и способностей; знание требований профессии к человеку; умение соотносить свои возможности с профессиональными требованиями и требованиями рынка труда.
Основные методы, используемые во время занятий: словесные (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа); наглядные (наблюдение, иллюстрация, демонстрация через использование компьютерных систем); практические (упражнения, деловые игры, практические работы, экскурсии, общественно-полезный труд).
Профориентационная программа основывается на ряде дидактических принципов: воспитывающая и развивающая направленность обучения; научность и доступность; систематичность и последовательность; связь обучения с жизнью; принцип наглядности; сознательность и активность учащихся; индивидуальный и дифференцированный подходы.
Этапы программы по профориентации:
I этап: «Диагностический»
Первый этап профессиональной ориентации – подготовительный, определение трудового прогноза, на основании результатов клинических, функциональных и психологических исследований детей с ограниченными возможностями.
Это направление реализуется в двух планах:
самопознание, исследование обучающихся своих качеств в контексте определенной профессии (или группы профессий);
оценка своих возможностей, определение степени выраженности тех или иных профессионально важных качеств и прочих ресурсов, обусловливающих профессиональный выбор. При этом результаты клинико-функционального обследования позволяют выделить объективные параметры функционально допустимых (доступных) нагрузок на жизнеобеспечивающие системы организма, которые могут возникнуть в процессах будущей трудовой деятельности, и определения соответствующего перечня показаний и противопоказаний к различным видам профессиональной деятельности.
II этап: «Информационно-просветительское направление»
Цель этого направления – создать условий для наиболее осознанный и осмысленный выбора обучающимися профессии.
III этап: «Диагностический»
Блок оценки эффективности коррекционных воздействий
Структура профориентационных занятий основывается на возрастных особенностях учащихся, опирается на познавательные интересы детей (применяемые средства: слушание и обсуждение, рисование «своей жизни», рассказы о себе, решение кроссвордов, ребусов, разыгрывание сценок, ролевые игры). Большое внимание уделяется развитию познавательных процессов, в частности внимания, а также развитию мышления, воображения. На занятиях воспитанники подробно знакомятся с деятельностью доступных для них профессий. Выявляют свои склонности и увлечения в трудовом плане. Узнают, как избежать безработицы, как трудоустроиться, не имея образования; узнают об условиях поступления на работу. В тактичной форме узнают о своих возможностях в выборе профессии, о значении характера и склонностей в выборе профессии.
Данная программа является дополнением к дополнительному профессиональному и последующему, профессиональному периодам, осуществляемыми в школе-интернате посредством всей системы трудового обучения и трудового воспитания учащихся (общественно полезный, производительный труд, познавательная, ценностно-ориентационная, коммуникативная и другие виды деятельности).
Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса
Личностные результаты: формирование профессиональной Я – концепции; нахождение в профессиональном труде личностного смысла; развитие профессионального сознания и самосознания; обретение профессиональной идентичности; готовности к самостоятельному решению своих проблем, т.е. готовности к самоопределению; развитие адекватных представлений о собственных возможностях; гражданской идентичности; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир; формирование уважительного отношения к иному мнению; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Предметные результаты
Программа определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Достаточный уровень овладения предметными результатами не является обязательными для всех обучающихся. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью.
Результатом реализации данной программы может считаться не столько успешное освоение им образовательной программы по предметам, сколько освоение жизненно значимых компетенций:
Минимальный уровень: знать свои способности и возможности; знать основные правила выбора профессии; владеть основными понятиями в вопросах профориентации; иметь представления об индивидуальных особенностях личности; иметь представление о мире доступных профессий; знать виды профессий; знать об учебных заведениях, предоставляющих возможность получения профессии.
Достаточный уровень: адекватно оценивать свои возможности и соотносить их с выбором профессии; ориентироваться в мире профессий и соотносить требования профессии со своими интересами, склонностями и способностями; иметь представление о повышении квалификации и профессионального роста; иметь представление о состоянии рынка труда.
Содержание диагностического блока профориентации
Программа | Цели | Методики | Сроки проведения |
Аппаратурная методика «Арка» Методика Л.А. Ясюковой «Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников». Методика экспресс-диагностики суицидального риска «Сигнал». Диагностика мотивации. Оценка психологических факторов предрасположенности к аддиктивному поведению у подростков Диагностика и развитие социальной ответственности подростков Диагностика умственного развития абитуриентов и старшеклассников Мониторинг подготовки к самостоятельной жизни воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей из замещающих семей | Диагностика малой группы в совместной деятельности Углубленная индивидуальная диагностика интеллектуаль-ных, личностных и нейродинами-ческих особенностей обучающихся, их творческого потенциала, выявление задатков способностей Выявление наиболее значимых для личности мотивов, которые могли бы удержать исследуемого от совершения суицидальной попытки Общая и специальная психологическая оценка степени выраженности отдельных личностных эмоциональных и/или сопутствующих проблем, повышающих риск аддиктивного поведения Психологическая оценка социальных качеств личности обучающихся, влияющих на адаптацию, риск девиантного поведения, способность преодолевать кризисные ситуации и эфективность коммуникации Оценка умственных способностей обучающихся Оценка уровня подготовки к самостоятельной жизни выпускников | Аппаратурная методика «Арка» Тест Амтхауэра Матрицы Равена Тест на самостоятельность мышления Цветовой тест эмоциональных состояний Опросник Кеттелла Тест Фидлера Тест Тулуз-Пьерона Задачи Гилфорда на измерение творческого потенциала (Задания Гилфорда на воображение; Задачи Гилфорда на дивергентное мышление) Тесты навыка чтения (русский язык) Проективный тест «Рисунок дерева» Тест мотивации выбора профессии Тест иерархии трудовых ценностей Методика «Сигнал» Методика «Опросник антисуицидальных мотивов» Самооценка ситуативной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина Методика определения межличностной зависимости Опросник межличностной зависимости Опросник семейной социализации для подростков Опросник депрессии Бека для подростков Опросник методика исследования подростковой тревожности Детско-подростковый опросник оценки депрессии Ковач Шкала самооценки тревоги Цунга Методика «Потребность в достижении цели» Опросник уровня субъективного контроля (УСК) Е.Ф. Бажин Опросник ДУМЭОЛП – диагностика уровня морально-этической ответственности личности И.Г. Тимощука Оценка деструктивных установок в межличностных отношениях В.В. Бойко Опросник «Способы преодоления негативных ситуаций» Методика диагностики социально-психологической адаптации Роджеса-Даймонд АСТУР Осведомленность Понимание инструкций Классификация Обобщения Пространственные представления Самооценка ситуативной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина «Анкета выявления уровня сформированности бытовых навыков выпускника организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (для педагогов) «Методика изучения социализированности личности учащегося» (М.И. Рожков) «Опросник Басса-Дарки» Опросник для выявления готовности к выбору профессии (В.Б. Успенский) Дифференциально-диагностический опросник Е.Климова Тест «Самоанализ социализации подростков» «Диагностика ценностных ориентаций школьников» (М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина). | Сентябрь Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Ноябрь Октябрь Январь Февраль Сентябрь Ноябрь Март Март Апрель Май |
Содержание информационно-просветительского блока
Проведение курса бесед «Профессия - ценность» (10 класс) на темы:
«Профессия – ценность! Учитесь любить труд»
«Право на самостоятельность. Куда пойти учиться? Выбор профессии».
«Трудовая дисциплина. Права и обязанности работника и работодателя»
«Вы – деловой человек»
«Поддерживаем друг друга»
«Уверенность вместо агрессивности»
«Как отстаивать свои трудовые права»
«Как быть толерантным в общении»
«Критикуем правильно»
«Труд и отдых. Ваше здоровье в ваших руках!»
Список литературы
Быков С.В. Технологии развития ответственности у подростков. Методическое пособие. – СПб: Студия «ВиЭль», 2014
Диагностика и развитие социальной ответственности подростков. Программа компьютерного тестирования и обработки результатов. Руководство пользователя. - СПб: Студия «ВиЭль», 2014
Диагностика умственного развития абитуриентов и старшеклассников СПб: Студия «ВиЭль», 2014
Зотов М.В. Методика экспресс-диагностики суицидального риска «Сигнал»: методическое руководство / М.В. Зотов, В.М. Петрукович, В.Н. Сысоев. – СПб: ИМАТОН, 2016
Олина М.В. Опросник антисуицидальных мотивов / М.В. Олина. – СП.: ИМАТОН, 2017. – 16 с.
Оценка психологических факторов предрасположенности к аддиктивному поведению. Руководство пользователя. - СПб: Студия «ВиЭль», 2014
Чернышев А.С., Сарычев С.В. Аппаратурная методика «Арка». Диагностика малой группы в совместной деятельности: методическое руководство / А.С. Чернышев, С.В. Сарычев. – СПб.: ИМАТОН, 2016. – 50 с.
Ясюкова Л.А. Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников / Книга 1/ Л.А. Ясюкова. – СПб.: ИМАТОН, 2017. – 240 с.
Ясюкова Л.А. Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников / Книга 2/ Л.А. Ясюкова. – СПб.: ИМАТОН, 2017. – 40 с.