Министерство образования Ставропольского края
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«кисловодский государственный многопрофильный техникум»
СОГЛАСОВАНО | Руководитель ___________________________ (наименование предприятия/организации) | ______________/______________/ | «___» ________________2021г. | | | | | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ СПО «КГМТ» ______________В.А.Винокуров 29 августа 2021г |
ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
ПМ.01 «ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОТРАНСПОРТА»
Кисловодск, 2021г.
Программа производственной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии 23.01.03 Автомеханик, входящей в укрупненную группу профессий 23.00.00. Техника и технологии наземного транспорта.
Организация-разработчик: государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Кисловодский государственный многопрофильный техникум»
Разработчик: Шевченко Владимир Владимирович мастер производственного обучения высшей категории,
Рецензенты:
Рекомендована научно-методической комиссией преподавателей специальных дисциплин и мастеров производственного обучения строительного профиля государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Кисловодский государственный многопрофильный техникум»
Протокол заседания научно-методической комиссии № 1 от 29.08.2021г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ | стр. 4 – 5 |
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 6 |
3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание профессионального модуля | 7 – 10 |
4 условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 11 – 12 |
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности) | 13 – 16 |
1. паспорт ПРОГРАММЫ
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ АВТОТРАНСПОРТА
1.1. Область применения программы
Программа производственной практики – является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС по профессии СПО 23.01.03«Автомеханик»
в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): техническое обслуживание и ремонт автотранспорта и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 1.1. Диагностировать автомобиль, его агрегаты и системы.
ПК 1.2. Выполнять работы по различным видам технического обслуживания.
ПК 1.3. Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности.
ПК 1.4. Оформлять отчетную документацию по техническому обслуживанию.
Программа производственной практики профессионального модуля может быть использована при подготовке по специальности СПО 23.01.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.
1.2. Цели и задачи производственной практики – требования к результатам освоения производственной практики профессионального модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
проведения технических измерений соответствующим инструментом и приборами;
выполнения ремонта деталей автомобиля;
снятия и установки агрегатов и узлов автомобиля;
использования диагностических приборов и технического оборудования;
выполнения регламентных работ по техническому обслуживанию автомобилей;
уметь:
выполнять метрологическую поверку средств измерений;
выбирать и пользоваться инструментами и приспособлениями для слесарных работ;
снимать и устанавливать агрегаты и узлы автомобиля;
определять неисправности и объём работ по их устранению и ремонту;
определять способы и средства ремонта;
применять диагностические приборы и оборудование;
использовать специальный инструмент, приборы и оборудование;
оформлять учётную документацию;
знать:
средства метрологии, стандартизации и сертификации;
основные методы обработки автомобильных деталей;
устройство и конструктивные особенности обслуживаемых автомобилей;
назначение и взаимодействие основных узлов ремонтируемых автомобилей;
технические условия на регулировку и испытание отдельных механизмов;
виды и методы ремонта;
способы восстановления деталей.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы производственной практики:
всего – 492 часа.
2. результаты освоения Производственной практики
Результатом освоения программы производственной практики профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВДП) техническое обслуживание и ремонт автотранспорта в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
ПК 1.1. Диагностировать автомобиль, его агрегаты и системы.
ПК 1.2. Выполнять работы по различным видам технического обслуживания.
ПК 1.3. Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности.
ПК 1.4. Оформлять отчетную документацию по техническому обслуживанию.
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность , в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
3. СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля
Коды профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля* | Всего часов (макс. учебная нагрузка) | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося, часов | Учебная, часов | Производственная, часов (если предусмотрена рассредоточенная практика) |
Всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
МДК. 01. 01. | Раздел 1 Слесарное дело и технические измерения | 180 | 120 | 72 | 60 | | |
МДК. 01. 02. | Раздел 2 Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей | 596 | 400 | 284 | 196 | - | - |
УП. 01 | Учебная практика (производственное обучение) | | | | | 408 | |
ПП. 01 | Производственная практика | | | | | | 492 |
ПК. 1.1 – ПК. 1.4 | | | | | | | |
| Всего: | 776 | 520 | 356 | 256 | 408 | 492 |
3.2. Структура и содержание программы производственной практики
ПМ. 01 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта»
Наименование разделов учебной практики, профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем УП | Содержание учебного материала | Объём часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | |
ПМ. 01. Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта | | 492612 | |
Раздел УП 01.02. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта | | 492 | |
Тема 1.1. Техника безопасности и противопожарные мероприятия при выполнении ремонтных работ | Содержание | 6 | |
1 | Общие сведения. Знакомство с предприятием. Техника безопасности. противопожарные мероприятия при выполнении ремонтных работ. | 3 |
Тема 1.2. Диагностирование, ремонт и обслуживание КШМ и ГРМ | Содержание | 3642 | |
1 | Диагностирование и проведение технического обслуживания двигателя грузовых и легковых автомобилей | 3 |
2 | Разборка, определение и устранение основных неисправностей механизмов КШМ и ГРМ грузовых и легковых автомобилей | |
3 | Комплектование и сборка деталей КШМ и ГРМ грузовых и легковых автомобилей | |
Тема 1.3. Диагностирование, ремонт и обслуживание системы охлаждения | Содержание | 36 | |
1 | Диагностирование и проведение технического обслуживания системы охлаждения | 3 |
2 | Разборка, определение неисправностей и ремонт системы охлаждения | |
Тема 1.4. Диагностирование, ремонт и обслуживание системы смазки | Содержание | 30 | |
1 | Диагностирование и проведение технического обслуживания системы смазки | |
2 | Определение неисправностей системы смазки грузовых и легковых автомобиля | 3 |
3 | Устранение неисправностей, ремонт системы смазки автомобилей | |
Тема 1.5. Диагностирование, ремонт и обслуживание системы питания | Содержание | 42 | |
1 | Диагностирование и проведение технического обслуживания системы питания карбюраторного, инжекторного и дизельного двигателей | |
2 | Ремонт топливоподкачивающего насоса | 3 |
3 | Ремонт карбюратора и его регулировка | |
4 | Проверка работоспособности форсунок, регулировка и их замена. | |
5 | Ремонт рампы. Ремонт топливного бака. | |
Тема 1.6. Диагностирование, ремонт и обслуживание электрооборудования | Содержание | 30 | |
1 | Диагностирование и проведение технического обслуживания электрооборудования. Определение неисправностей электропроводки | 3 |
2 | Определение плотности аккумуляторных батарей. Зарядка. Ремонт генераторов | |
Тема 1.7. Диагностирование, ремонт и обслуживание системы зажигания | Содержание | 30 | |
1 | Диагностирование и проведение технического обслуживании системы зажигания. | 3 |
2 | Ремонт регулятора распределителя зажигания | |
Тема 1.8. Диагностирование, ремонт и обслуживание системы пуска | Содержание | 12 | |
1 | Диагностирование Проведение технического обслуживания системы пуска | 3 |
2 | Ремонт стартера | |
Тема 1.9. Диагностирование, ремонт и обслуживание сцепления. | Содержание | 24 | |
1 | Диагностирование и проведение технического обслуживания сцепления | 3 |
2 | Разборка, определение основных неисправностей сцепления. Ремонт сцепления грузовых и легковых автомобилей | |
Тема 1.10. Диагностирование, ремонт и обслуживание коробки передач и раздаточной коробки | Содержание | 30 | 3 |
1 | Разборка, определение основных неисправностей, дефектов КПП грузового автомобиля Ремонт и сборка КПП | |
2 | Разборка, определение основных неисправностей, дефектов КПП легкового автомобиля Ремонт и сборка КПП | |
3 | Ремонт раздаточной коробки | |
Тема 1.11. Диагностирование, ремонт и обслуживание карданной передачи и ведущих мостов | Содержание | 30 | |
1 | Диагностирование и проведение технического обслуживания карданной передачи и ведущих мостов. Ремонт карданной передачи грузовых и легковых автомобилей | 3 |
2 | Ремонт заднего ведущего моста грузовых и легковых автомобилей. Ремонт переднего ведущего моста грузовых и легковых автомобилей | |
Тема 1.12. Диагностирование, ремонт и обслуживание ходовой части | Содержание | 36 | |
1 | Диагностирование проведение технического обслуживания ходовой части | |
2 | Определение неисправностей и ремонт рамы. Определение неисправностей и ремонт амортизаторов | 3 |
3 | Шиномонтаж и балансировка колес | |
Тема 1.13. Диагностирование, ремонт и обслуживание рулевого управления | Содержание | 36 | |
1 | Ремонт гидравлического усилителя рулевого управления | 3 |
2 | Замена пальцев рулевых тяг | |
Тема 1.14. Диагностирование, ремонт и обслуживание тормозной системы | Содержание | 30 | |
1 | Ремонт тормозного крана автомобиля КАМАЗ, ЗИЛ Ремонт компрессора, регулятора давления автомобиля КАМАЗ, ЗИЛ | 3 |
2 | Ремонт и регулировка колесных тормозов грузовых и легковых автомобилей | |
Тема 1.15. Диагностирование, ТО ремонт и обслуживание кабины, платформы и дополнительного оборудования. Контрольно – измерительных приборов, освещения и сигнализации | Содержание | 30 | |
1 | Ремонт и регулировка замков дверей | 3 |
2 | Ремонт стеклоподьемников | |
3 | Регулировка ТО и ремонт механизма опрокидования кабины | |
4 | Диагностирование и проведение технического обслуживания контрольно-измерительных приборов, приборов освещения и сигнализации | |
5 | Определение, устранение и замена неисправных контрольно-измерительных приборов, приборов освещения и сигнализации. | |
6 | Регулировка света фар | |
Тема 1.16. Подготовка кузова под покраску и окраска кузова автомобиля | Содержание | 24 | |
1 | Нанесение грунтовки шпаклёвки | |
2 | Шлифование грунтованных и шпаклёванных поверхностей | 3 |
3 | Нанесение противокоррозийных противошумных мастик и нанесение эмали |
4 | Нанесение нескольких слоев эмали с сушкой каждого слоя |
Тема 1.17. Сборка и обкатка автомобиля | Содержание | 24 | |
1 | Комплектование деталей | |
2 | Сборка механизмов и агрегатов | 3 |
3 | Регулировка и обкатка автомобиля |
| | Дифференцированный зачёт | 6 | |
условия реализации программы
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
3.1. Требования к рабочим местам производственной практики.
Производственная практика проводится на предприятиях промышленных организаций согласно договорам, заключаемых между образовательным учреждением и этими предприятиями на третьем курсе:
Реализация программы производственной практики предусматривает наличие на промышленных предприятиях:
-- ремонтных цехов и участков по ремонту и обслуживанию автомобилей;
-- грузоподъемного оборудования и приспособлений, в соответствии с требованиями ФГОС по профессии «Автомеханик» по ремонту и обслуживанию автотранспорта.
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест
Наименование рабочего места | Оборудование | Инструмент, оснащение, приспособления |
Электроцех | Стенд по проверке стартеров, генераторов, свечей. | Набор гаечных ключей, отвёрток, контролька. |
Моторный цех | Стенды для разборки двигателя, стенд обкатки. | Набор гаечных ключей, головок, электросталь, съёмники. |
ТО-1 | Нагнетатели, шприц. | Набор гаечных ключей, шприц. |
ТО-2 | Смотровая яма, домкраты, козелки, съёмники. | Набор гаечных ключей, воротки, электросталь, козловой кран. |
Агрегатный цех | Электрооборудование, система питания, трансмиссия, стенды. | Набор гаечных ключей, торцевые головки, отвёртки. |
Шиномонтаж | Компрессор, вулканизаторы, стенд по разборке и накачке колёс. | Сырая резина, наждачная бумага, наждак, гайковёрт, монтажные лопатки. |
Медницкий цех | Стенд по проверке герметичности радиаторов. | Инструмент для пайки. |
Кузнечный цех | Стенд по восстановлению рессор. | Пресс, кузнечный горн, ванна для закалки |
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
«Автослесарь» - Чумаченко Ю.Т.; - 2009г.
«Грузовой автомобиль» - Родичев В.А.; Академия. 2010г.
«Допуски, посадки и технические измерения в машиностроении»: Учебник для нач. проф. образования/ С.А.Зайцев, А.Д. Куранов, А.Н. Толстов. – 2 изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 240 с.
«Слесарное дело» - Покровский Б.С.; Академия. 2009г.
«Техническая механика», Вереина Л.И.; учебное пособие, (6-е изд., стер.), «Академия», 2010г.
А.Г.Пузанков, «Автомобили. Устройство и техническое обслуживание» Гриф МО РФ, 2010 г.
Дополнительные источники:
Автомобильный электрик. Электрооборудование и электронные системы автомобилей: Учебное пособие Чумаченко Ю.Т.; Феникс. 2009г
Акимов С. В. Электрооборудование автомобилей. − М.: Изд. «За рулём», 2009. − 383 с.
«Автомобильный практикум» - Чумаченко Ю.Т.; Феникс. 2010г
«Легковые автомобили» - Родичев В.А.; Академия. 2009г.
http://www.viamobile.ru/index.php- библиотека автомобилиста
Пузанков А.Г. Автомобили: Устройство автотранспортных средств: Учебник СПО, ИЦ "Академия" 2010.
Савич Е.Л. Инструментальный контроль автотранспортных средств: учеб. пособие/ Е.Л. Савич, А.С. Кручек. – Минск: Новое знание, 2011. – 399 с.
С. В. Березин. Справочник автомеханика Издательство: Феникс, 2008 г., 352 с.
Власов В.М. техническое обслуживание и ремонт автомобилей: Учебник СПО, ИЦ ″Академия″ 2011.
Отечественные журналы:
«Мастер-автомеханик», http://avtomeh.panor.ru/;
«Автомир»; «За рулем».
Общие требования к организации образовательного процесса
Освоение программы производственной практики базируется на изучении общепрофессиональных дисциплин: «Охрана труда», «Материаловедение», «Электротехника», «Безопасность жизнедеятельности», «Основы технологии сварки» и дисциплин профессионального цикла ПМ. 01 «Слесарное дело и технические измерения», «Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей», приобретение первоначального практического опыта в учебных мастерских должно предшествовать освоению программы учебной практики ПМ. 01 «Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта».
3.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу (курсам): среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля).
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой
Инженерно-педагогический состав: среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля).
Мастера: квалификация на 1–2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников.
Контроль и оценка результатов освоения
Программы производственной практики
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ПК 1.1. Диагностировать автомобиль, его агрегаты и системы. | изложение правил диагностирования автомобиля, его агрегатов и систем; обоснованный выбор диагностического оборудования для определения технического состояния автомобиля его агрегатов и систем; правильность выбора диагностических параметров для определения технического состояния автомобиля его агрегатов и систем; правильность принятия решения по результатам определения технического состояния автомобиля его агрегатов и систем; демонстрация навыков диагностики автомобиля, его агрегатов и систем и устранение простейших неполадок и сбоев в работе. соблюдение техники безопасности при техническом обслуживании и ремонте автомобиля его агрегатов и систем; правильность выполнения плановой предупредительной системы технического обслуживания и ремонта автомобилей; демонстрация навыков технического обслуживания и ремонта автомобиля, его агрегатов и систем. правильность выбора комплекта учетно-отчетной документации по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля его агрегатов и систем. демонстрация навыков оформления документации | тестирование экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ на учебной и производственной практике |
ПК. 1.2 Выполнять работы по различным видам технического обслуживания. | экспертная оценка работы на производственной практике |
ПК 1.3 Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности | |
ПК 1.4 Оформлять отчетную документацию по техническому обслуживанию. |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | Наличие положительных отзывов от мастера производственного обучения демонстрация интереса к будущей профессии активность, инициативность в процессе освоения профессиональной деятельности; | Наблюдение и оценка мастера производственного обучения на практических и лабораторных занятиях при выполнении квалификационных работ, при выполнении практических заданий во время учебной и производственной практики. Профориентационное тестирование |
ОК2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. | правильный выбор и применение способов решения профессиональных задач в области технического обслуживания и ремонта автомобиля; грамотное составление плана лабораторно-практической работы; демонстрация правильной последовательности выполнения действий во время выполнения лабораторных, практических работ, заданий во время учебной, производственной практики; | соответствие нормативам и последовательности выполнения тех или иных видов работ экспертная оценка выполнения лабораторно-практической работы |
ОК3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. | решение стандартных профессиональных задач в области собственной деятельности по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта; самоанализ и коррекция результатов собственной работы. | Наблюдение и оценка мастера производственного обучения на практических и лабораторных занятиях при выполнении квалификационных работ, при выполнении практических заданий во время учебной и производственной практики. |
ОК4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. | эффективный поиск необходимой информации; использование различных источников, включая электронные | Выполнение и защита реферативных, курсовых работ |
ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | демонстрация навыков использования информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. работа с различными прикладными программами | Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ |
ОК6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. | взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения | Экспертное наблюдение и оценка на практических и лабораторных занятиях при выполнении работ по учебной и производственной практике |
ОК7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). | | Тестирование Проверка практических навыков |
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего и итогового контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов) | Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений |
балл (отметка) | вербальный аналог |
90 ÷ 100 | 5 | отлично |
80 ÷ 89 | 4 | хорошо |
70 ÷ 79 | 3 | удовлетворительно |
менее 70 | 2 | не удовлетворительно |
На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка освоенных обучающимися профессиональных и общих компетенций как результатов освоения профессионального модуля.
*
3