ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
КОМИТЕТ ПО НАУКЕ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Академия машиностроения имени Ж.Я. Котина»
| УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по учебно-методической работе _____________ Е.В. Щеглова «___» ___________ 2019 г. | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
производственной практики
(по профилю специальности)
по профессиональному модулю
ПМ.04 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих»
Специальность: 23.02.02 «Автомобиле- и тракторостроение»
(базовая подготовка)
Квалификация выпускника – Техник
Форма обучения – заочная
Санкт-Петербург
2019г
РАССМОТРЕНО Кафедральной комиссией технических дисциплин Протокол №___ от ___.___.2019 Руководитель кафедральной комиссии _____________С.Г. Воробьева ___.___.2019 | ОДОБРЕНО Методическим советом Протокол №__ от ___.___.2019 Председатель МС ____________Е. В. Щеглова ___.___.2019 |
Рабочая программа производственной практики (по профилю специальности) разработана в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 23.02.02 «Автомобиле- и тракторостроение»
Организация-разработчик: СПб ГБПОУ «Академия машиностроения имени Ж.Я. Котина»
Автор-разработчик: Баклан Николай Николаевич
По рабочей программе производственной практики (по профилю специальности) работают преподаватели (мастера производственного обучения):
СОДЕРЖАНИЕ |
| ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ) | 4 |
| РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ) | 6 |
| СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ) | 7 |
| УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ) | 11 |
| КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ) | 13 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ) ПМ.04. «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих»
Область применения программы
Рабочая программа производственной практики (по профилю специальности) ПМ.04 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих» является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности СПО в соответствии с ФГОС СПО 23.02.02 «Автомобиле- и тракторостроение» (базовой подготовки) в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): выполнение работ по профессии 18563 Слесарь-сборщик двигателей ОПОП по основным видам профессиональной деятельности и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК(Д) 4.1 Выполнять слесарную обработку деталей по 12-14-му квалитетам с применением приспособлений, слесарного и контрольно-измерительного инструмента.
ПК(Д) 4.2 Осуществлять разборку-сборку несложных по конструкции узлов двигателей и агрегатов, не требующих точной подгонки. Проводить контроль соответствия качества деталей требованиям технической документации.
1.2 Место производственной практики (по профилю специальности) в структуре профессионального модуля
Производственная практика (по профилю специальности) входит в профессиональный модуль ПМ.04 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих» и проводится после завершения процесса освоения студентами профессиональных компетенций в рамках данного профессионального модуля.
1.3. Цели и задачи производственной практики (по профилю специальности) ПМ.04. «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих»
Производственная практика (по профилю специальности) направлена на формирование у обучающегося общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта и реализуется в рамках профессионального модуля ПМ. 04 для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по избранной специальности. С целью углубления знаний и овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающиеся в результате прохождения учебной практики должны:
иметь практический опыт:
использования приборов диагностирования агрегатов автотракторной техники и проведения анализа полученных результатов;
использования технологического оборудования при испытании и сертификации производственных процессов;
уметь:
применять приборы диагностики;
определять техническое состояние агрегатов по полученным результатам;
выбирать и применять технологическое оборудование при производственных процессах;
знать:
конструкцию, принцип действия и правила применения приборов диагностирования и испытания автотракторной техники;
конструкцию, принцип действия и правила применения технологического оборудования при производственных процессах;
систему менеджмента качества
1.4 Количество часов на освоение рабочей программы производственной практики (по профилю специальности) ПМ. 04 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих»
Наименование модуля | Количество часов | Форма проведения |
ПМ. 04 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих» | 180 | Производственная практика |
Раздел 1. Сборка двигателей и агрегатов. | 180 |
Всего: | 180 |
Практика является завершающим этапом освоения профессионального модуля по виду профессиональной деятельности.
Промежуточная аттестация по производственной практике (по профилю специальности) проводится в форме дифференцированного зачета при условии положительного аттестационного листа по практике руководителей практики от организации и образовательного учреждения об уровне освоения профессиональных компетенций; наличия положительной характеристики организации на обучающегося по освоению общих компетенций в период прохождения практики; полноты и своевременности представления дневника практики и отчета о практике в соответствии с заданием на практику.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ (ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ) ПМ. 04 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих»
Результатом освоения производственной практики (по профилю специальности) ПМ.04 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих» является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД): выполнение работ по профессии Слесарь-сборщик двигателей, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
Профессиональные компетенции |
ПК 4.1 | Выполнять слесарную обработку деталей по 12-14-му квалитетам с применением приспособлений, слесарного и контрольно-измерительного инструмента. |
ПК 4.2 | Осуществлять разборку-сборку несложных по конструкции узлов двигателей и агрегатов, не требующих точной подгонки. Проводить контроль соответствия качества деталей требованиям технической документации. |
Общие компетенции |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6 | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7 | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
ОК 8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9 | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ) ПМ. 04 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих»
3.1 Тематический план производственной практики (по профилю специальности) ПМ. 04 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих»
Код профессиональных компетенций | Наименование разделов производственной практики (по профилю специальности) | Количество часов, всего | Виды работ | Наименование тем производственной практики (по профилю специальности) | Количество часов по темам |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
ПК 4.1-ПК 4.2 | ПП. 04 Производственная практика, 5 недель | 180 | х | х | |
В том числе: | х | х | х | |
ПК 4.1-ПК 4.2 | Раздел 1. Сборка двигателей и агрегатов. | 180 | Охрана труда на предприятии. Диагностирование и установка поршневых колец, запрессовка поршневых пальцев, диагностирование качества, размерных параметров и формы коренных и шатунных шеек коленчатого вала, диагностирование блока цилиндров, установка коленчатого вала в постели блока цилиндров, установка системы шатун поршень, установка держателя сальника коленчатого вала, установка маховика, установка сцепления. | Тема 1. Кривошипно-шатунный механизм и механизм сцепления | 30 |
Диагностирование головки блока цилиндров, замена прокладок, разборка-сборка клапанного механизма без толкателей, замена маслосъемных колпачков, диагностирование и установка распределительного вала, клапанов, направляющих втулок, пружин. Разборка-сборка газораспределительного механизма с толкателями, установка системы привода и натяжения цепи (ремня) ГРМ, Диагностирования цепи на растяжение. | Тема 2. Газораспределительный механизм | 30 |
Диагностирование и установка радиатора, помпы, термостата, патрубков, паровоздушного клапана, вентилятора, датчика температуры. Проверка плотности охлаждающей жидкости и ее замена. Очистка и промывка охлаждающей системы двигателя | Тема 3. Система охлаждения | 30 |
Диагностирование и установка масляного насоса (шестеренного, роторного) с заборником и редукционным клапаном, масляного фильтра (центробежного фильтра), датчиков давления масла, масляного радиатора. Слив отработанного масла. Замена масла. | Тема 4. Система смазки | 30 |
Диагностирование и установка стартера, генератора, аккумулятора, катушек зажигания, свечей, электронного блока управления, блока реле, блока предохранителей, электропроводки, датчиков Холла, коммутаторов. Установка угла опережения зажигания. | Тема 5. Система электрозапуска ДВС | 30 |
Изучение алгоритмов сборки дизельных двигателей внутреннего сгорания. Отработка практических навыков сборки механических и автоматических КПП | Тема 6. Двигатели автотракторной техники и КПП | 30 |
Всего | 180 | х | х | 180 |
3.2 Содержание производственной практики (по профилю специальности) ПМ. 04 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих»
Наименование разделов и тем | Содержание | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 1. Кривошипно-шатунный механизм и механизм сцепления | Охрана труда на предприятии. Диагностирование и установка поршневых колец, запрессовка поршневых пальцев, диагностирование качества, размерных параметров и формы коренных и шатунных шеек коленчатого вала, диагностирование блока цилиндров, установка коленчатого вала в постели блока цилиндров, установка системы шатун поршень, установка держателя сальника коленчатого вала, установка маховика, установка сцепления. | 30 | 2,3 |
Тема 2. Газораспределительный механизм | Диагностирование головки блока цилиндров, замена прокладок, разборка-сборка клапанного механизма без толкателей, замена маслосъемных колпачков, диагностирование и установка распределительного вала, клапанов, направляющих втулок, пружин. Разборка-сборка газораспределительного механизма с толкателями, установка системы привода и натяжения цепи (ремня) ГРМ, Диагностирования цепи на растяжение. | 30 | 2,3 |
Тема 3. Система охлаждения | Диагностирование и установка радиатора, помпы, термостата, патрубков, паровоздушного клапана, вентилятора, датчика температуры. Проверка плотности охлаждающей жидкости и ее замена. Очистка и промывка охлаждающей системы двигателя | 30 | 2,3 |
Тема 4. Система смазки | Диагностирование и установка масляного насоса (шестеренного, роторного) с заборником и редукционным клапаном, масляного фильтра (центробежного фильтра), датчиков давления масла, масляного радиатора. Слив отработанного масла. Замена масла. | 30 | 2,3 |
Тема 5. Система электрозапуска ДВС | Диагностирование и установка стартера, генератора, аккумулятора, катушек зажигания, свечей, электронного блока управления, блока реле, блока предохранителей, электропроводки, датчиков Холла, коммутаторов. Установка угла опережения зажигания. | 30 30 | 2,3 |
Тема 6. Двигатели автотракторной техники и КПП | Изучение алгоритмов сборки дизельных двигателей внутреннего сгорания. Отработка практических навыков сборки механических и автоматических КПП | 2,3 |
Всего | | 180 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ) ПМ. 04 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих»
4.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация производственной практики (по профилю специальности) профессионального модуля ПМ.04 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих предполагает наличие учебных слесарных мастерских.
Оборудование предприятий и рабочих мест соответствует квалификационным требованиям, предъявляемым к специалистам в области производства автомобиле- и тракторостроения.
4.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Кузнецов А.С. Техническое обслуживание и ремонт автомобиля: учебник в 2-х ч., 2017/25
Лебедев Л.В. Курсовое проектирование по технологии машиностроения: учебное пособие / Л.В. Лебедев, А.А. Погонин, А.Г. Схиртладзе, И.В. Шрубченок. – Старый Оскол: ТНТ, 2015. – 424 с.
Нерсесян В.И. Производственное обучение по профессии «Автомеханик» М.:Академия,2014/25,2017/20
Петросов В.В. Ремонт автомобилей и двигателей. -М.: Академия,2015/10,2019/25
Дополнительные источники:
Димов Ю.В.Метрология, стандартизация и сертификация: Учебник для ВУЗов. – С-Пт. Питер, 2010.
Дьяченко В.Г. Теория двигателей внутреннего сгорания. Учебник / В.Г Дьяченко. – Харьков, 2009. – 500 с.
Котиков В.М. Тракторы и автомобили: учебник для студ. учреждений сред. проф. Образования / В.М. Котиков, А.В. Ерхов. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 416 с.
Литвиненко В.В., Автомобильные датчики, реле переключатели. Краткий справочник / В.В. Литвиненко, А.П. Майструк. – М.: ЗАО «КЖИ «За рулем», 2004. – 176 с.
Лукин П.П. Конструирование и расчет автомобиля: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Автомобили и тракторы»/
Надежность и ремонт машин / В. В. Курчаткин, Н. П. Тельнов, К.А. Ачкасов и др. / Под. ред. В. В. Курчаткина. – М.: Колос, 2000. – 776 с.
П. П. Лукин, Г. А. Гаспарянц, В. Ф. Родионов. – М.: Машиностроение,
1984. – 376 с., ил.
Пузанков А.Г. Автомобили: Конструкция, теория и расчет: учебник для студ. Учреждений сред. проф. образования /А.Г. Пузанков. – 3-е изд., перераб. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 544 с.
Хрулев А.Э. Ремонт двигателей зарубежных автомобилей. / А.Э. Хрулев Производственно-практ. издание — М.: Издательство "За рулем", 1999. – 440 с.
ЧумаченкоЮ. Т. Материаловедение и слесарное дело: Учебник для начального профессионального образования. – М.: Феникс, 2010.
Ремонт коробки передач. Электронный ресурс. Режим доступа http://vazgarage.ru/vaz2106/transmissiya2106/250-remont-korobki-peredach-vaz-2106.html. Ремонт и эксплуатация автомобиля. Электронный ресурс. Режим доступа http://www.avtomex.com/vaz21213/engine2132.php. Ремонт и замена бендикса стартера. Электронный ресурс. Режим доступа http://www.electrostart.ru/article/82-remont-i-zamena-bendiksa-startera.html.
Ремонт помпы (насоса охлаждающей жидкости) отечественных машин. Электронный ресурс. Режим доступа http://suvorov-castom.ru/remont-pompy-nasosa-oxlazhdayushhej-zhidkosti-otechestvennyx-mashin/.
Устройство стартера автомобиля. Электронный ресурс. Режим доступа http://transtarter-spb.ru/ustrojstvo-startera-avtomobilya.
Ремонт автомобиля своими руками. Электронный ресурс. Режим доступа https://etlib.ru/.
Система впрыска. Электронный ресурс. Режим доступа. http://systemsauto.ru/feeding/feeding.html/.
Форсунка Электронный ресурс. Режим доступа. http://systemsauto.ru/feeding/injector.html.
4.3 Общие требования к организации производственной практики (по профилю специальности)
Производственная практика (по профилю специальности) проводится образовательным учреждением при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и реализуется как концентрированно в несколько периодов, так и рассредоточено, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессионального модулей.
Производственная практика проводится в организациях на основе договоров, заключаемых между образовательным учреждением и организациями.
Руководителем практики разрабатывается и выдается обучающимся задание, в котором приводится конкретный перечень подлежащих освоению и разработке задач/вопросов по профессиональному модулю.
Форма отчетности: дневник практики, отчет по практике.
Форма оценки – дифференцированный зачет.
4.4 Кадровое обеспечение образовательного процесса
Реализация ППССЗ/ППКРС должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального учебного цикла. Преподаватели получают дополнительное профессиональное образование по программам повышения квалификации, в том числе в форме стажировки в профильных организациях не реже 1 раза в 3 лет.
Руководителей практики от организации, определяют из числа высококвалифицированных работников организации, наставников, помогающих обучающимся овладевать профессиональными навыками.
Мастера: требования по квалификации
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ) ПМ. 04 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих»
Целью оценки по производственной практике (по профилю специальности) ПМ является выявление:
1) профессиональных и общих компетенций;
2) практического опыта и умений.
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ПК 4.1. Выполнять слесарную обработку деталей по 12-14-му квалитетам с применением приспособлений, слесарного и контрольно-измерительного инструмента. | - последовательность планирования этапов проведения производственных работ; - умение работать с нормативными документами и справочниками; - умение правильно организовать работу участков; - знание последовательности выполнения технологических операций; - умение принимать основные технологические решения; - знание конструкций, принцип действий и правила применения приборов диагностирования, технологического оборудования при производственных процессах и испытания автотракторной техники. | Контроль в форме дифференцированного зачета на основании дневника и отчета по практике. |
ПК 4.2. Осуществлять разборку-сборку несложных по конструкции узлов двигателей и агрегатов, не требующих точной подгонки. Проводить контроль соответствия качества деталей требованиям технической документации. |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только наличие профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | Демонстрация интереса к будущей профессии через: повышение качества обучения по ПМ; участие в органах студенческого самоуправления. | Постоянство демонстрации интереса к будущей профессии Регулярность участия в работе кружка технического творчества, конкурсах профессионального мастерства, профессиональных олимпиадах, семинарах, конференциях |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | Обоснованность выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач в области выполнения плановых и организационных мероприятий при производстве автотракторной техники |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | Оперативность проведения корректирующих действий при выполнении плановых заданий по слесаре – сборочным работам |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | Нахождение способа поиска и эффективного использования информации для выполнения профессиональных задач через различные источники, включая электронные. |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | - Работа в различных программах, направленных на разработки технологий контрольных операций при производстве автотракторной техники |
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | Взаимодействие с обучающимися, преподавателями, мастерами в ходе обучения. Взаимодействие с работниками подразделения при прохождении производственной практики. |
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. | - Проявление чувства ответственности за работу подчиненных, за результат выполнения заданий. |
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | Проявлять творческий подход с самостоятельным изучением материалов. |
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. | Проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности, расширение кругозора. |
Дополнения и изменения в рабочую программу производственной практики_________________
На ______/______ учебный год
В рабочей программе производственной практики _______________________ для специальности/профессии____________________________________________________
вносятся следующие дополнения и изменения (перечисляются составляющие рабочей программы и указываются вносимые в них изменения):
(пример)
1. Раздел 1. Тема 1. Внести следующие изменения….
2. Самостоятельная работа студентов…
3. Литература……
4.
Дополнения и изменения внес ______________________
Дополнения и изменения рассмотрены и одобрены на заседании ПЦК ____________________________________________________________.
«___» _______________ 20__г, протокол №____
Председатель ПЦК ___________________
«___» ___________201__г
7