Министерство образования и науки
Забайкальского края
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Шилкинский многопрофильный лицей»
Утверждаю:
Зам.директора по УПР
ГПОУ «Шилкинский МПЛ»
______И.Н. Музгина
« » __________2022 г.
Согласовано:
Работодатель:
Шилкинская дистанция электроснабжения
(наименование предприятия)
__________/Вертегов А.В.
(подпись) ФИО
Руководитель ЭЧ - 7
должность
«_____»_______________20____ г.
М.П.
ПРОГРАММа
ПРОИЗВОДСТВЕНной ПРАКТИКИ
для обучающихся
по профессии 23.01.13. «Электромонтер тяговой подстанции»
на базе основного общего образования
(срок обучения 2 года 10 месяцев)
квалификация:
Электромонтер тяговой подстанции - 19888
Электромонтер контактной сети – 19825
ПМ 03. Ремонт устройств и оборудования тяговых подстанций и контактной сети, и проверка на соответствие их технологическим параметрам
Шилка 2022 г.
Программа производственной практики по профессиональному модулю разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 23.01.13 Электромонтер тяговой подстанции, утвержден приказом Министерства образования и науки РФ 2 августа 2013 г. № 846, зарегистрирован в Министерстве юстиции 20 августа 2013 г. № 29745; Профессионального стандарта Работник по техническому обслуживанию и ремонту железнодорожных тяговых и трансформаторных подстанций, линейных устройств системы тягового электроснабжения регистрационный номер 592, утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ 3 декабря 2015 г. № 991н; Профессионального стандарта Работник по техническому обслуживанию и ремонту контактной сети железнодорожного транспорта регистрационный номер 589, утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ 2 декабря 2015 г. № 952н; Приказа Министерства образования и науки РФ от 9 апреля 2015 г. № 389 «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования», зарегистрирован в Министерстве юстиции 8 мая 2015 г. № 37216
Организация разработчик: Государственное профессиональное образовательное учреждение «Шилкинский многопрофильный лицей», 673370, Забайкальский край г. Шилка, ул. Ленина, 69,
тел/факс.: (30244) 2-09-84, тел. 2-08-48,
e-mail:[email protected]
Разработчик:
Корчагина Ирина Владимировна, мастер производственного обучения.
РАССМОТРЕНА
на заседании методической комиссии____________________________
Протокол №_______ от «_____» _________ 20____г.
Председатель МК ________________________ /И.В. Суханова/
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ производственной ПРАКТИКИ | |
2. результаты освоения ПРОГРАММЫ производственной ПРАКТИКИ | |
3. СТРУКТУРА и содержание ПРОГРАМмы производственной ПРАКТИКИ | |
4. условия реализации программы производственной ПРАКТИКИ | |
5. Контроль и оценка результатов освоения производственной ПРАКТИКИ (вида профессиональной деятельности) | |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
пРоизводственной ПРАКТИКИ
1.1.Область применения программы
Рабочая программа производственной практики (далее рабочая программа) - является частью программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих в соответствии с ФГОС по профессии 23.01.13. Электромонтёр тяговой подстанции в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):
Ремонт устройств и оборудования тяговых подстанций и контактной сети, и проверка на соответствие их технологическим параметрам;
профессиональных компетенций (ПК):
ПК 3.1. Выполнять слесарно-механические работы на оборудовании подстанций и контактной сети в соответствии с технологическим процессом.
ПК 3.2. Выявлять и устранять причины отдельных неисправностей оборудования подстанций и контактной сети.
ПК 3.3. Заполнять и оформлять техническую документацию о выполнении ремонтных работ.
ПК 3.4. Проверять технические параметры при помощи контрольно-измерительных и поверочных инструментов при выполнении ремонта оборудования подстанций и контактной сети.
1.2. Цели и задачи производственной практики – требования к результатам освоения производственной практики:
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями студент в ходе освоения производственной практики должен:
иметь практический опыт:
- определение и устранение неисправностей оборудования подстанции и контактной сети.
уметь:
У1 работать с контрольным инструментом и оборудованием;
У2 ремонтировать и регулировать оборудование тяговых подстанций и контактной сети;
У3 обслуживать и настраивать приспособления и стенды, применяемые при производстве ремонтных работ оборудования подстанций и контактной сети;
У4 проводить испытания отремонтированного оборудования;
У5 заполнять техническую документацию о выполнении ремонтных работ.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы производственной практики: 288 ч.
2. результаты освоения производственной ПРАКТИКИ
Результатом освоения программы производственной практики является овладение студентами видом профессиональной деятельности (ВПД):
Ремонт устройств и оборудования тяговых подстанций и контактной сети, и проверка на соответствие их технологическим параметрам (ПМ 03), в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
в рамках модулей ОПОП СПО по основным видам профессиональной деятельности (ВПД):
Электромонтер тяговой подстанции.
Электромонтер контактной сети.
| ВПД | Профессиональные компетенции |
1 | Ремонт устройств и оборудования тяговых подстанций и контактной сети, и проверка на соответствие их технологическим параметрам | ПК 3.1. Выполнять слесарно-механические работы на оборудовании подстанций и контактной сети в соответствии с технологическим процессом. ПК 3.2. Выявлять и устранять причины отдельных неисправностей оборудования подстанций и контактной сети. ПК 3.3. Заполнять и оформлять техническую документацию о выполнении ремонтных работ. ПК 3.4. Проверять технические параметры при помощи контрольно-измерительных и поверочных инструментов при выполнении ремонта оборудования подстанций и контактной сети. |
Формы контроля:
производственная практика – квалификационный экзамен
Количество часов на освоение программы учебной практики: 288 ч.
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА ПО ПРОФЕССИОНОМУ МОДУЛЮ
ПМ 03. Ремонт устройств и оборудования тяговых подстанций и контактной сети, и проверка на соответствие их технологическим параметрам.
Результаты освоения программы производственной практики.
Результатом освоения программы учебной и производственной практик являются сформированные профессиональные и общие компетенции:
ПК 3.1 | Выполнять слесарно-механические работы на оборудовании подстанций и контактной сети в соответствии с технологическим процессом. |
ПК 3.2 | Выполнять и устранять причины отдельных неисправностей оборудования подстанций и контактной сети. |
ПК 3.3 | Заполнять и оформлять техническую документацию о выполнении ремонтных работ. |
ПК 3.4 | Проверять технологические параметры при помощи контрольно-измерительных и проверочных инструментов при выполнении ремонта оборудования подстанций и контактной сети. |
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. |
ОК 3 | Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. |
ОК 4 | Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6 | Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами. |
ОК 7 | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний. |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ производственной ПРАКТИКИ
Наименование разделов учебной практики | Содержание учебного материала | Объем часов |
1 | 2 | 3 |
ПМ 03. Ремонт устройств и оборудования тяговых подстанций и контактной сети, и проверка на соответствие их технологическим параметрам. |
Раздел 1. Выполнение слесарно – механических работ на оборудовании подстанций и контактной сети в соответствии с технологическим процессом. | 120 |
Тема 1.1. Основные методы и технология ремонта оборудования тяговых подстанций и контактной сети. | | Содержание | |
1 | Обслуживание и ремонт электрооборудования тяговых подстанций. | 6 |
2 | Ремонт устройств автоматики и телемеханики. | 6 |
3 | Выполнение капитального, текущего ремонтов и профилактических испытаний электрооборудования. | 6 |
4 | Ремонт оборудования тяговых подстанций с использованием применяемых технических данных об материалах. | 6 |
5 | Ремонт релейных защит, испытание средств постоянного диагностирования. | 6 |
6 | Ремонт электродвигателей собственных нужд. | 6 |
7 | Ремонт распределительных устройств. | 6 |
8 | Ремонт выключателей. | 6 |
9 | Ремонт разъединителей, отделителей и короткозамыкателей. | 6 |
10 | Ремонт измерительных трансформаторов, конденсаторов, разрядников и ограничителей перенапряжений. | 6 |
11 | Ремонт шин и токопроводов. | 6 |
12 | Ремонт заземлений на подстанциях. | 6 |
13 | Обслуживание и ремонт контактной сети и воздушных линий. | 6 |
14 | Капитальный ремонт, модернизация и восстановление контактной сети. | 6 |
15 | Замена одиночного контактного провода. | 6 |
16 | Замена несущего троса контактной подвески. | 6 |
17 | Смена проводов воздушных линий. | 6 |
18 | Замена и ремонт поддерживающих устройств и опор. | 6 |
19 | Замена секционного изолятора. | 6 |
20 | Замена секционного разъединителя. | 6 |
Раздел 2. Выявление и устранение причин отдельных неисправностей оборудования тяговых подстанций и контактной сети. | 90 |
Тема 2.1. Неисправности оборудования тяговых подстанций и контактной сети. | | Содержание | |
1 | Заготовка шин, спусков, перемычек | 6 |
2 | Проверка состояния заземляющих устройств | 6 |
3 | Устранение выявленных неисправностей на контактной сети при низких температурах и гололеде. | 6 |
4 | Устранение выявленных неисправностей для повышения ветроустойчивости контактной сети. | 6 |
5 | Устранение выявленных неисправностей при пережогах проводов. Покраска металлоконструкций, сетчатых ограждений. | 6 |
6 | Проверка и регулировка контактной сети и воздушных линий. | 6 |
7 | Проверка и ремонт поддерживающих устройств и опор. | 6 |
8 | Обслуживание и ремонт воздушных линий электропередачи. | 6 |
9 | Выявление неисправностей на проводах воздушных линий. | 6 |
10 | Обслуживание и ремонт опор воздушных линий. | 6 |
11 | Установка молниеотводов на опорах воздушных линий. | 6 |
12 | Работа по очистке проводов от гололеда, с применением установки МОГ. | 6 |
13 | Ремонт кабельных линий. | 6 |
14 | Надзор за кабельными линиями. | 6 |
15 | Устранение выявленных неисправностей при коррозии металлических оболочек кабеля и принятие мер защиты их от разрушения. | 6 |
Раздел 3. Заполнение и оформление технической документации о выполнении ремонтных работ. | 42 |
Тема 3.1. Техническая документация о выполнении ремонтных работ. | | Содержание | |
1 | Заполнение журнала выдачи нарядов и распоряжений на производство работ. | 6 |
2 | Заполнение журнала технического обслуживания контактной сети и воздушных линий. | 6 |
3 | Заполнение журнала капитального ремонта контактной сети и воздушных линий. | 6 |
4 | Заполнение оперативного журнала о выполнении ремонтных работ на тяговых подстанциях и контактной сети. | 6 |
5 | Заполнение оперативного журнала технического обслуживания и ремонта оборудования тяговой подстанции. | 6 |
6 | Заполнение оперативного журнала осмотров оборудования тяговой подстанции. | 6 |
7 | Заполнение оперативного журнала выдачи нарядов и распоряжений на производство работ. | 6 |
Раздел 4. Проверка технологических параметров при помощи контрольно -измерительных и проверочных инструментов при выполнении ремонта оборудования тяговых подстанций и контактной сети. | 36 |
| |
Тема 4.1. Испытание оборудования и инструментов, применяемых при ремонте. | | Содержание | |
1 | Испытания электроаппаратов распределительных устройств напряжением выше 1000В. | 6 |
2 | Испытания электроаппаратов распределительных устройств напряжением до 1000В. | 6 |
3 | Проверка оборудования при помощи контрольно –измерительного инструмента. | 6 |
4 | Испытание отремонтированного оборудования. | 6 |
5 | Диагностика устройств контактной сети с помощью контрольно-измерительных инструментов. | 6 |
6 | Обслуживание и настройка, приспособлений и стендов, применяемых при производстве ремонтных работ оборудования подстанций и контактной сети. | 6 |
Итого: | | | 288 |
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
4.1 Требования к рабочим местам производственной практики.
Производственная практика проводится на предприятии Шилкинская дистанция электроснабжения.
Общие требования к организации производственной практики на период производственной практики обучающиеся закрепляются на рабочем месте в бригаде цеха за наставниками, во время практики каждый обучающийся участвует в ремонте всех узлов электрооборудования тяговой подстанции и контактной сети; за время практики обучающиеся закрепляют знания и приобретают практические навыки по профессии.
Характеристика рабочих мест (на которых обучающиеся будут проходить практику):
Наименование цехов, участков | Оборудование | Применяемые инструменты (приспособления) |
Цех ЭЧК | С развитием научно – технического прогресса дистанция электроснабжения оснащается новейшей аппаратурой, приспособлениями, инструментом, которые способствуют повышению производительности труда: разработке наиболее прогрессивных технологических процессов ремонта тяговой подстанции и контактной сети, облегчает труд рабочих, повышает культуру производства. Большое внимание уделяется внедрению рационализаторских предложений. |
Цех РРУ |
Цех РЭС |
Тяговая подстанция |
Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
В.М. Нестеренко, А.М. Мысьянов Технология электромонтажных работ. - М.: «Академия», 2020. – 592 с.
В.В. Москаленко Справочник электромонтёра - М.: «Академия», 2019. – 368 с.
Ю.Д.Сибикин Техническое обслуживание, ремонт электрооборудования в 2 кн. – М:, издательский центр «Академия», 2019. – 208с.
В.В. Макаров Обслуживание и ремонт тяговых подстанций и контактной сети. – М.: Академия, 2020.
Интернет - ресурсы
Экзаменационно – обучающие компьютерные программы:
http://www.softportal.com/software-14118-dnd-viq-test-professional-dlya-energetikov.html,
http://www.testw.ru/elektro_b_vse.html?nb=1
учебники:
http://mirknig.su/knigi/tehnicheskie_nauki/114113-tehnicheskoe-obsluzhivanie-remont-elektrooborudovaniya-i-setey-promyshlennyh-predpriyatiy-v-2-kn-kn-1.учебник https://www.google.ru/электронный учебник
http://docs.cntd.ru/document/1200040274 инструкции
видео:
1. https://www.youtube.com/watch?v=w-5Ps6l8tmU
2. https://www.youtube.com/watch?v=n5aIqcM31pk
3. https://www.youtube.com/watch?v=XiiWrSKibTQ
Дополнительные источники
Журнал «Энергоснабжение железнодорожного транспорта»
Ю.А. Чернов Электроснабжение железных дорог – М: 2020. – 406с.
Инструкция по безопасности тяговые подстанции.
В.Б.Бондаренко, Н.Ф.Коба Справочник по монтажу кабельных линий – М: высшая школа, 2018.
4.3 Общие требования к организации образовательного процесса
Изучение общепрофессиональных дисциплин «Техническое черчение», «Электротехника»,«Материаловедение»,«Охрана труда»,«ОКЖД», «ПТЭ», «Безопасность жизнедеятельности» и дисциплин профессионального цикла ПМ.01. « Электромонтаж устройств и оборудования тяговых подстанций и контактной сети.», ПМ.02. «Технология определения и устранения неисправностей оборудования тяговых подстанций и контактной сети», ПМ.03. «Ремонт устройств и оборудования тяговых подстанций и контактной сети и проверка на соответствие их технологическим параметрам.» приобретение первоначального практического опыта в учебных мастерских должно предшествовать освоению программы учебной и производственной практики.
Условия проведения занятий:
рабочие места участков, цехов, электромонтажных площадок промышленных организаций, оснащенные современным электротехническим оборудованием;
объем учебно-производственных работ в соответствии с квалификационными характеристиками 2-4 разрядов по профессии Электромонтер тяговой подстанции.
Кадровое обеспечение образовательного процесса
Реализация основной профессиональной образовательной программы по профессии среднего профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование, соответствующее профилю изучаемого модуля.
Мастера производственного обучения должен иметь квалификацию по профессии рабочего на 1-2 разряда выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпусков. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы являются обязательными для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла, эти преподаватели и мастера производственного цикла, эти преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить стажировку в профильных организациях не реже раза в 3 года.
3.Контроль и оценка результатов освоения производственной ПРАКТИКИ
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
ПК 3.1. Выполнять слесарно-механические работы на оборудовании подстанций и контактной сети в соответствии с технологическим процессом. | - выполнение слесарно-механических работ на оборудовании подстанций и контактной сети в соответствии с технологическим процессом; | Наблюдение и оценка при выполнении заданий производственной практики. |
ПК 3.2. Выявлять и устранять причины отдельных неисправностей оборудования подстанций и контактной сети. | - выявления и устранения причин отдельных неисправностей оборудования подстанций и контактной сети; | Наблюдение и оценка при выполнении заданий производственной практики. |
ПК 3.3. Заполнять и оформлять техническую документацию о выполнении ремонтных работ. | - заполнения и оформления технической документации о выполнении ремонтных работ. | Наблюдение и оценка при выполнении заданий производственной практики. |
ПК 3.4. Проверять технические параметры при помощи контрольно-измерительных и поверочных инструментов при выполнении ремонта оборудования подстанций и контактной сети. | - выполнение работы по проверке технических параметров при помощи контрольно-измерительных и поверочных инструментов при выполнении ремонта оборудования подстанций и контактной сети | Наблюдение и оценка при выполнении заданий производственной практики. |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели результатов подготовки | Формы и методы контроля |
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | - демонстрация интереса к будущей профессии; | Наблюдение, мониторинг при выполнении работ по сборке, монтажу и ремонту электрооборудования на производственной практике. |
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | - обоснование выбора и применения методов и способов решения профессиональных задач в области разработки чертежей - демонстрация эффективности и качества выполнения профессиональных задач. | Мониторинг и рейтинг выполнения работ на производственной практике при выполнении электромонтажных работ. |
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | - демонстрация способности принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. | Практические работы на моделирование и решение нестандартных ситуаций «Оказание первой медицинской помощи пострадавшему при поражении электротоком». |
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | - нахождение и использование информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | Использование электронных источников. |
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. | - демонстрация навыков использования информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности; | Использование электронных источников в глобальных и локальных информационных сетях. |
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. | - взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения. | Наблюдение за ролью студентов в группе при выполнении работ в мастерских на производственной практике. |
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). | - демонстрация готовности к исполнению воинской обязанности в объеме: -профессиональной подготовки по профессии; -знания основ обороны государства и воинской обязанности. | -Наблюдение и оценка при выполнении заданий производственной практики. |