СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа психокоррекции эмоционально - волевой сферы подростков с ОВЗ

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Эмоционально-личностная сфера – сложный феномен психической жизни человека. С каждым годом увеличивается число детей с всевозможными нарушениями в развитии эмоционально-личностной сферы,  особенно у детей, имеющих недостаточное психологическое развитие,  имеющих худшие адаптационные возможности. Психолого-педагогическая коррекция эмоционально-личностной сферы подростка с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) – актуальная проблема коррекционно-развивающей работы.  

Просмотр содержимого документа
«Программа психокоррекции эмоционально - волевой сферы подростков с ОВЗ»

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА-ИНТЕРНАТ «АБСОЛЮТ"





«Проверено»

Руководитель МО

_______Сергеева Е.М.

«____»________2018г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УР.._______Шульгина Д.С

«____»____________2018г.

«Согласовано» «Утверждаю»

Заместитель директора по Директор

НМР _______Семенович М.Л. _______Прочухаева М.М. «___»_______2018г. « » ________2018 г.




ПРОГРАММА ПСИХОКОРРЕКЦИОННОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ,

ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ В ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЕ




Педагог-психолог: Ларионова Е.В.






2018-2019 учебный год

Пояснительная записка.

Теоретическое обоснование проблемы.

Актуальность.

Эмоционально-личностная сфера – сложный феномен психической жизни человека. С каждым годом увеличивается число детей с всевозможными нарушениями в развитии эмоционально-личностной сферы,  особенно у детей, имеющих недостаточное психологическое развитие,  имеющих худшие адаптационные возможности. Психолого-педагогическая коррекция эмоционально-личностной сферы подростка с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) – актуальная проблема коррекционно-развивающей работы.  

Подростковый возраст характеризуется как период, в котором равновесие, сложившееся в предшествующем детском возрасте, нарушено в связи с появлением мощного фактора полового созревания, а новое ещё не обретено (Выгодский Л.С.). В этом определении акцентируются два момента, ключевые для понимания биологической стороны проблемы подростковых кризов: роль процесса полового созревания и роль неустойчивости нервной системы.
У подростка возможны следующие проявления в поведении: частая смена настроения, депрессия, неусидчивость, плохая концентрация внимания, раздражительность, импульсивность, тревога, агрессия и проблемное поведение. Разумеется, биологические факторы (гормональные изменения) не являются определяющими: важное влияние на развитие подростка оказывает среда и, прежде всего, социальное окружение. Подростковый возраст – это пора важных изменений в личности ребенка, при нормальном онтогенезе этот период протекает проблематично во всех отношениях, при дизонтогенезе, у детей с ОВЗ,  возможны более серьезные нарушения, отклонения.
У подростков с ОВЗ отмечается: недостаточная познавательная активность, которая в сочетании с быстрой утомляемостью и  истощаемостью, может серьезно  тормозить  их  обучение  и  развитие. Наиболее нарушенной оказывается эмоционально-личностная сфера; частые переходы от состояния активности к полной или частичной пассивности, что связано с их нервно-психическими состояниями. Подростки с ОВЗ могут допускать срывы в своём поведении.

Эмоциональная поверхность приводит к конфликтным ситуациям, в разрешении которых недостает самоконтроля и самоанализа. Значительная часть нарушений поведения имеет и половые различия: аффективная возбудимость у мальчиков чаще проявляется в раздражительности, взрывчатости, у девочек имеет выраженный истериформный оттенок; в расторможенности влечений у мальчиков чаще выступает склонность к алкоголизации, побегам, агрессии, у девочек - повышенная сексуальность.

Также таких подростков отличает завышенная самооценка, при низком уровне тревожности, неадекватный уровень притязаний - слабость реакции на неуспехи, преувеличение удачности.
Статистические данные психологических исследований подростков с ОВЗ, позволяют сделать следующие выводы: такие подростки характеризуются моральной незрелостью, отсутствием чувства долга, ответственности, неспособности тормозить свои желания, подчиняться школьной дисциплине и повышенной внушаемостью и неправильным формам поведения окружающих.
Однако анализ нарушений у подростков с ОВЗ подтверждает мнение о роли благоприятных условий обучения и воспитания в профилактике декомпенсации поведения. В условиях специального обучения асинхрония развития, свойственная психическому инфантилизму, в значительной мере сглаживается за счет целенаправленного формирования, как личностных свойств, так и навыков произвольной деятельности.

В связи с вышеперечисленными фактами и проблемами возникает реальная практическая потребность в разработке коррекционно-развивающей программы, так как эта категория детей нуждается в специально организованных условиях психолого-педагогического воздействия, направленных на оптимизацию и нормализацию процесса межличностных отношений с окружающими.

Программа  коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Федерального Государственного Стандарта общего образования детей с ОВЗ.

 Программа  направлена на обеспечение  коррекции  нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы  подростков с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории; на формирование способности к произвольной регуляции поведения, на основе подчинения системе правил, регулирующих эмоциональные проявления в межличностных отношениях, потребности в общении, развития эмпатии и адекватных навыков сотрудничества с окружающими.

Условия реализации программы:

Программа предназначена для психологической работы с детьми подросткового возраста с особыми образовательными потребностями в возрасте 10-14 лет.

Коррекция имеющихся у подростков недостатков развития проводится в малой группе, которая формируется из числа учащихся коррекционного класса. Учащиеся делятся на подгруппы в зависимости от сложности дефектов. В классе могут быть несколько учеников, требующих индивидуальной коррекции. С ними проводятся индивидуальные занятия. Состав подгрупп имеет подвижный характер: ученики могут быть выведены на индивидуальную коррекцию или, напротив, включаться в групповую работу, что определяется степенью необходимой им помощи. Занятия проводятся в конце учебного дня. Коррекционная группа для каждого подростка выступает как модель реальной жизни, где он проявляет те же отношения, установки, ценности, эмоциональные и поведенческие реакции. Психологу необходимо специально организовывать ведущую для подросткового возраста деятельность, создать в ходе выполнения этой деятельности атмосферу сотрудничества, взаимного доверия между детьми, оказать психологическую помощь подростку в его саморазвитии.
         Психокоррекционный процесс рассчитан на его реализацию во втором полугодии учебного года и представляет цикл занятий 19 часов.  Продолжительность одного занятия в подгруппе учащихся 45 минут. Всего формируется 2 подгруппы. Частота занятий - 1 раз в неделю.

Цель программы: содействие процессу эмоционально-личностного развития, улучшение субъективного самочувствия, укрепление психического здоровья, формирование навыков самоопределения, саморегуляции для успешной социализации личности.





Достижение цели предусматривает решение ряда задач.

Задачи:

  • Мотивировать учащихся на формирование первичных навыков самоанализа.

  • Дать понятие об эмоционально-личностной сфере.

  • Сформировать представление о формах и навыках личностного общения в группе сверстников, способов достижения взаимопонимания.

  • Способствовать развитию моральных качеств, проявлению толерантности.

  • Мотивировать учащихся на формирование потребности в саморазвитии и самопознании.

  • Способствовать формированию необходимых волевых качеств и способности к волевому регулированию поведения на основе сознательных побуждений.

  • Учить применять методы аутотренинга, дыхательной гимнастики, мышечной релаксации, медитации для снятия психоэмоционального напряжения.


Приёмы и формы работы:

Каждое занятие проводится в стандартной форме и включает в себя следующие элементы:

- ритуал приветствия,

- разминку,

- основное содержание,

- рефлексию по поводу данного занятия,

- ритуал прощания.


В ходе работы используются:

- игровые методы,

- метод группового обсуждения,

- ролевые игры,

- работа в парах и тройках,

- арт-терапия в различных её видах (рисуночная терапия, музыкотерапия, творческое рассказывание),

- сказкотерапия,

- метод аутогенной тренировки,

- психогимнастика.

После каждой игры проводится обсуждение. Участники делятся впечатлениями о том, как они чувствовали в той или иной роли, мотивируют свои поступки. Это даёт возможность развивать психологическую наблюдательность, научиться объяснять поведение других людей, смотреть на межличностную ситуацию глазами партнёра.

Все занятия имеют одни и те же цели:

- познавательные: сделать на основе наблюдений самостоятельные выводы, зафиксировать их в знаковой и речевой форме;

- регулятивные: выделить и проговорить последовательность операций;

- коммуникативные: уметь слушать собеседника, вступать в учебный диалог, договариваться.

Основная идея занятия заключается в том, чтобы не принуждать человека к каким-либо действиям, а помочь стать самим собой, принять и полюбить себя. Программа направлена на формирование процесса самовоспитания и саморазвития личности детей.










Перечень средств, необходимых для реализации программы.

Аппаратные средства

  • Компьютер - универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео - изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.

  • Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.

  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).

  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер.

Неаппаратные средства
(игры, специализированные приспособления)

  • Функционально-ориентированные игрушки и пособия.

  • Арсенал для техники АРТ-терапии ( сюжетные картинки, журналы, вырезки, альбомные листы, краски, гуашь, кисти, баночки для воды, восковые карандаши, пластилин).

  • Таблицы и рисунки, раздаточный материал на каждого ученика – наборы карточек с разнообразными изображениями, серии картинок и т. д.;

  • Дидактические игры (настольно-печатные, с предметами).

  • Записи для релаксации и рисования: звуки природы, цветотерапия, инструментальная музыка, и т.д.

Ожидаемые результаты:

Педагогическим результатом деятельности по данной программе является:


  • становление и развитие личности учащегося как субъекта психической активности, способного брать на себя ответственность, самостоятельно ставить перед собой цели и находить пути их достижения;

  • умение адаптироваться в сложных современных условиях;

  • повышение представлений школьника о ценности самого себя и других людей; формирование положительного образа «Я»;

  • развитие эмпатии как чувства сопереживания к другому человеку;

  • уменьшение негативных эмоциональных проявлений (негативизм, немотивированное упрямство, склонность к агрессивным проявлениям в межличностном взаимодействии с одноклассниками, замкнутость, апатичность);

  • воспитание умения адекватно реагировать в различных бытовых, учебных, а также критических ситуациях;

  • формирование навыков уверенного отказа, безопасного пове­дения в ситуациях, связанных с риском вовлечения в наркоти­зацию;

  • формирование необходимых волевых качеств и способности к волевому регулированию поведения на основе сознательных побуждений.
























ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН НА 2018- 2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

Коррекция эмоционально-личностной сферы подростков с ОВЗ «Когда не знаешь, как себя вести…..»

Тема

Количество часов



РАЗДЕЛ I. Личностное самоопределение. (14 часов).


1

Первичная диагностика

2

2

Представление о самом себе

1

3

Познание своего Я

2

4

Формирование адекватной самооценки

2

5

Расширение круга близких людей

2

6

Активное слушание

2

7

Как вести переговоры

1

8

Мои права и права других людей

2

РАЗДЕЛ II. Учимся жить в современном мире. (21часов)

1

Эмоции и чувства. Функции чувства

2

2

Работа с обидами

2

3

Преодоление трудных ситуаций

2

4

Межличностные стрессы

2

5

Мои проблемы

2

6

Агрессивное (конфликтное) поведение

3

7

Эффективные способы общения 1

2

8

Умение принимать критику

2

9

Звездная карта моей жизни

1

10

Коммуникативная игра «Путешествие на воздушном шаре»

1

11

Вторичная диагностика

2

ИТОГО: 35 часов

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

педагога-психолога Ларионовой Е.В. на 2018-2019 учебный год

курса социально-психологического тренинга «Когда не знаешь, как себя вести…»


Дата

Тема

Формируемые представления

Обеспечение занятия



Диагностика коммуникативных умений и навыков


Тест оценки коммуникативных умений под редакцией А.А. Карелина; диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении В.В. Бойко


Представления о самом себе

Знакомство с чертами личности, возможность распознавать личностные качества

Листы бумаги, карандаши, правила поведения на тренинге


Познание своего Я

Принимать самого себя, адекватно осознавать достоинства и недостатки как свои, так и чужие

Листы цветной бумаги, карандаши, ножницы, релаксационная музыка, магнитофон


Формирование адекватной самооценки

Личностная рефлексия, создание внутренних критериев самооценки

Листы бумаги, цветные и простые карандаши, карточки с предложениями


Расширение круга близких людей

Роль общения в жизни, необходимость совершенствования навыков общения

Конверт с призом, карточки с ситуациями для ролевой игры


Активное слушание

Умение слушать другого человека

Повязки для глаз, слова печатные «переговоры», «компромисс», карточки с ситуацией для ролевого моделирования.


Как вести переговоры

Конкретные навыки общения

Карточки с ситуациями, релаксационная музыка, магнитофон


Мои права и права других людей

Принципы взаимодействия, подразумевающие учет мнения других людей

Презентация, компьютер, магнитофон, музыка релаксационная, листы бумаги, цветные карандаши, краски.


Эмоции и чувства. Функции чувств

Эмоциональная сфера личности

Бланки с таблицей и ситуациями, музыка, магнитофон.


Работа с обидами

Навык уверенного поведения, умение справляться с обидой

Листы бумаги. Карандаши.


Преодоление трудных ситуаций

Навыки преодоления стресса

Карточки с ситуациями, листы бумаги, карандаши, бланки с иррациональными мыслями.


Межличностные стрессы

Навыки преодоления межличностного стресса

Презентация « Проявления стресса», музыка релаксационная, магнитофон.


Мои проблемы

Осознание своих проблем и поиск их решения

Листы бумаги, карандаши.


Агрессивное (конфликтное) поведение

Приемы регулирования эмоционального состояния

Мягкая игрушка, анкета «Мое поведение»


Эффективные способы общения I

Способы невербального общения

Повязки на глаза, стулья по числу участников.


Эффективные способы общения II

Базовые коммуникативные умения, способы самоанализа и самокоррекции

Повязки на глаза, листы бумаги, карандаши; несколько игрушек, сделанных из разных материалов


Я тебя понимаю

Самоанализ, навыки коммуникативного общения

Пустая рамка от картины, релаксационная музыка, магнитофон


Звездная карта моей жизни

Анализ и определение психологических характеристик ( своих и окружающих)

Лист ватмана, краски, карандаши.


Коммуникативная игра «Путешествие на воздушном шаре»

Согласованность действий с партнерами, адекватные способы разрешения конфликтных ситуаций

Чистые листы бумаги, ручки, карандаши, музыка, магнитофон


Диагностика коммуникативных умений и навыков


Тест оценки коммуникативных умений под редакцией А.А. Карелина; диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении В.В. Бойко