«__» сентября 20__г.
Психологическая коррекция (Психокоррекция) – один из видов психологической помощи; деятельность, направленная на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия.
Психокоррекционные воздействия могут быть следующих видов: убеждение, внушение, подражание, подкрепление.
Различают индивидуальную и групповую психокоррекцию.
В индивидуальной психолог работает с ребенком один на один при отсутствии посторонних лиц.
В групповой – работа происходит сразу с группой учащихся со схожими проблемами, эффект достигается за счёт взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга.
Последние несколько лет к проблеме ЗПР наблюдается повышенный интерес, вокруг нее ведется множество споров. Все это связано с тем, что само по себе такое отклонение в психическом развитии очень неоднозначно, может иметь множество различных предпосылок, причин и следствий. Явление, сложное по своей структуре, требует пристального и тщательного анализа, индивидуального подхода к каждому конкретному случаю.
Своевременная организация псиокоррекционного воздействия является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию проблемного ребенка.
Вариативность отклонений в развитии воспитанников имеет широкий диапазон: дети одного возраста находятся на разных ступенях развития речи, сенсорно-перцептивной и мыслительной деятельности, у них в разной степени сформированы пространственно-временные представления, они обладают различным запасом знаний об окружающем мире.
Перечисленные дефициты в развитии успешно компенсируются при направленной и систематической работе. Однако это должна быть система не механической тренировки, а система осознанной, творческой работы ребенка (даже в самых простых заданиях) под руководством и при помощи взрослого.
Для детей с более выраженной степенью нарушения в развитии составляна программа.
№ урока | Дата | Тема урока | Содержание урока | Педагогические средства | Виды деятельности учащихся |
ПСИХОДИАГНОСТИКА |
1. | | Знакомство. Исследование процесса мышления. | Знакомство с детьми, проведение тестовых методик на мышление. | тесты | индивидуальная |
2. | | Исследование памяти, эмоций, воображения, мышления. | Проведение тестовых методик на исследование памяти, эмоций, воображения, мышления. | тесты | индивидуальная |
3. | | Исследование памяти, внимания. Методика «Кактус». | Проведение тестовых методик на исследование памяти, внимания. Проективная методика «Кактус». | тесты | индивидуальная |
4. | | Проективные методики «ДДЧ», «Человек под дождем». | Проведение проективные методик «ДДЧ», «Человек под дождем». | тесты | индивидуальная |
5. | | Изучение темперамента. Методика САН, методика на конфликтность. | Изучение темперамента по методике Айзенка, формула темперамента. Методика САН. Методика на конфликтность Томаса. | тесты | индивидуальная |
6. | | Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П.Ильин и П.А.Ковалев). Методика «Дерево». | Изучение агрессивности и конфликтности по методике Е.П.Ильина и П.А.Ковалева. Проективная методика «Дерево» | тесты | индивидуальная |
7. | | Методика КОС. Изучение характера личности. | Методика КОС. Изучение характера личности по методике Шмишека. | тесты | индивидуальная |
8. | | Методики на тревожность. | Методика Спилбергера и Ханина. Тест школьной тревожности Филипса. | тесты | индивидуальная |
9. | | Тест «Подростки о родителях». | Изучение отношений между родителями и подростками. Тест «Подростки о родителях». | тесты | индивидуальная |
10. | | Опросник ДПА. | Проведение диагностики по методике опросника ДПА | тесты | индивидуальная |
11. | | Опросник ДПА. Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса | Проведение диагностики по методикам: Опросник ДПА. Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса | тесты | индивидуальная |
12. | | Методика диагностики социально-психологической адаптации подростков К.Роджерса и Р.Даймонда | Проведение исследования по методике диагностики социально-психологической адаптации подростков К.Роджерса и Р.Даймонда | тесты | индивидуальная |
13. | | Личностная шкала проявления тревоги. Методика диагностики субъективного ощущения одиночества. | Проведение исследования по методикам: Личностная шкала проявления тревоги. Методика диагностики субъективного ощущения одиночества. | тесты | индивидуальная |
14. | | Многофакторный опросник Кеттелла. | Проведение исследования по методике многофакторного опросника Кеттелла. | тесты | индивидуальная |
15. | | Многофакторный опросник Кеттелла. | Проведение исследования по методике многофакторного опросника Кеттелла. | тесты | индивидуальная |
16. | | Тест креативности Торанса. | Проведение исследования по методике креативности Торанса. | тесты | индивидуальная |
17. | | Многофакторный личностный опросник EPI (формы B) | Проведение исследования по методике Многофакторный личностный опросник EPI (формы B) | тесты | индивидуальная |
18. | | Методика межличностных отношений Т.Лири. Социометрия Дж. Морено. Определение психологического климата группы. | Проведение исследования по методикам: Методика межличностных отношений Т.Лири. Социометрия Дж. Морено. Определение психологического климата группы. | тесты | индивидуальная |
19. | | Пятифакторный личностный опросник МакКрае – Коста («Большая пятерка») Методика экспресс-диагностики невроза К. Хека и Х. Хесса | Проведение исследования по методикам: Пятифакторный личностный опросник МакКрае – Коста («Большая пятерка») Методика экспресс-диагностики невроза К. Хека и Х. Хесса | тесты | индивидуальная |
20. | | Опросник Мини-мулът (сокращенный вариант миннесотского многомерного личностного перечня ММР1) Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона. | Проведение исследования по методикам: Опросник Мини-мулът (сокращенный вариант миннесотского многомерного личностного перечня ММР1) Методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона. | тесты | индивидуальная |
21. | | Определение направленности личности (орнентационная анкета). Опросник PEN (Ганс и Сибилла Айзенк). | Проведение исследования по методикам: Определение направленности личности (орнентационная анкета). Опросник PEN (Ганс и Сибилла Айзенк). | тесты | индивидуальная |
22. | | Методика «Прогноз». Оценка отношений подростка с классом. | Проведение исследования по методикам: Методика «Прогноз». Оценка отношений подростка с классом. | тесты | индивидуальная |
23. | | «Методика исследования ригидности». Шкала оценки потребности в достижении. Шкала оценки мотивации одобрения. | Проведение исследования по методикам: «Методика исследования ригидности». Шкала оценки потребности в достижении. Шкала оценки мотивации одобрения. | тесты | индивидуальная |
КОРРЕКЦИЯ |
24. | | Коррекция мышления. | Упражнения, направленные на коррекцию мышления. | упражнения | индивидуальная, групповая |
25. | | Коррекция мышления. | Упражнения, направленные на коррекцию мышления. | упражнения | индивидуальная, групповая |
26. | | Коррекция памяти. | Упражнения, направленные на коррекцию памяти. | упражнения | индивидуальная, групповая |
27. | | Коррекция памяти. | Упражнения, направленные на коррекцию памяти. | упражнения | индивидуальная, групповая |
28. | | Коррекция эмоций. | Упражнения, направленные на коррекцию эмоций. | упражнения | индивидуальная, групповая |
29. | | Коррекция эмоций. | Упражнения, направленные на коррекцию эмоций. | упражнения | индивидуальная, групповая |
30. | | Коррекция воображения. | Упражнения, направленные на коррекцию воображения. | упражнения | индивидуальная, групповая |
31. | | Коррекция воображения. | Упражнения, направленные на коррекцию воображения. | упражнения | индивидуальная, групповая |
32. | | Коррекция внимания. | Упражнения, направленные на коррекцию внимания. | упражнения | индивидуальная, групповая |
33. | | Коррекция внимания. | Упражнения, направленные на коррекцию внимания. | упражнения | индивидуальная, групповая |
34. | | Профилактика конфликтного поведения. | Упражнения, направленные на коррекцию конфликтного поведения. | упражнения | индивидуальная, групповая |
35. | | Профилактика конфликтного поведения. | Упражнения, направленные на коррекцию конфликтного поведения. | упражнения | индивидуальная, групповая |
36. | | Профилактика агрессивности. | Упражнения, направленные на коррекцию агрессивности. | упражнения | индивидуальная, групповая |
37. | | Профилактика агрессивности. | Упражнения, направленные на коррекцию агрессивности. | упражнения | индивидуальная, групповая |
38. | | Коррекция организаторских и коммуникативных способностей. | Упражнения, направленные на коррекцию организаторских и коммуникативных способностей. | упражнения | индивидуальная, групповая |
39. | | Коррекция тревожности. | Упражнения, направленные на коррекцию тревожности. | упражнения | индивидуальная, групповая |
40. | | Коррекция тревожности. | Упражнения, направленные на коррекцию тревожности. | упражнения | индивидуальная, групповая |
41. | | Коррекция школьной тревожности. | Упражнения, направленные на коррекцию школьной тревожности. | упражнения | индивидуальная, групповая |
42. | | Профилактика социально-психологической адаптации. | Упражнения, направленные на коррекцию социально-психологической адаптации. | упражнения | индивидуальная, групповая |
43. | | Профилактика одиночества. | Упражнения, направленные на коррекцию одиночества личности; показать личности, что она ни одинока. | упражнения | групповая |
44. | | Профилактика одиночества. | Упражнения, направленные на коррекцию одиночества личности; показать личности, что она ни одинока. | упражнения | групповая |
45. | | Коррекция лидерских качеств личности. | Упражнения, направленные на коррекцию лидерских качеств личности. | упражнения | индивидуальная, групповая |
46. | | Коррекция лидерских качеств личности. | Упражнения, направленные на коррекцию лидерских качеств личности. | упражнения | индивидуальная, групповая |
47. | | Коррекция саморегуляциии поведения и отношения к окружающим. | Упражнения, направленные на коррекцию саморегуляциии поведения и отношения к окружающим. | упражнения | индивидуальная, групповая |
48. | | Коррекция активности в социальных отношениях личности. | Упражнения, направленные на коррекцию активности в социальных отношениях личности. | упражнения | индивидуальная, групповая |
49. | | Коррекция доверчивости к окружающим людям. | Упражнения, направленные на коррекцию доверчивости к окружающим людям. | упражнения | индивидуальная, групповая |
50. | | Коррекция самоконтроля. | Упражнения, направленные на коррекцию самоконтроля, самообладания личности. | упражнения | индивидуальная, групповая |
51. | | Коррекция эмоциональной устойчивости личности. | Упражнения, направленные на коррекцию эмоциональной устойчивости личности. | упражнения | индивидуальная, групповая |
52. | | Коррекция адекватной самооценки. | Упражнения, направленные на коррекцию адекватной самооценки. | упражнения | индивидуальная, групповая |
53. | | Коррекция адекватной самооценки. | Упражнения, направленные на коррекцию адекватной самооценки. | упражнения | индивидуальная, групповая |
54. | | Коррекция направленности личности на внутренние или внешние переживания. | Упражнения, направленные на коррекцию направленности личности на внутренние или внешние переживания. | упражнения | индивидуальная, групповая |
55. | | Коррекция креативности, воображения личности. | Упражнения, направленные на коррекцию креативности, воображения личности. | упражнения | индивидуальная, групповая |
56. | | Коррекция межличностных отношений. | Упражнения, направленные на коррекцию межличностных отношений. | упражнения | групповая |
57. | | Коррекция межличностных взаимоотношений. | Упражнения, направленные на коррекцию межличностных взаимоотношений. | упражнения | групповая |
58. | | Коррекция межличностных взаимоотношений. | Упражнения, направленные на коррекцию межличностных взаимоотношений: общительность, уравновешенность, эмоциональность, агрессивность. | упражнения | групповая |
59. | | Коррекция психологического климата в классе. | Упражнения, направленные на коррекцию психологического климата в классе. | упражнения | групповая |
60. | | Коррекция психологического климата в классе. Упражнения на сплочение группы. | Упражнения, направленные на коррекцию психологического климата в классе. | упражнения | групповая |
61. | | Коррекция психологического климата в классе. Упражнения на сплочение группы. | Упражнения, направленные на коррекцию психологического климата в классе. | упражнения | групповая |
62. | | Коррекция взаимоотношения подростка с классом. | Упражнения, направленные коррекцию взаимоотношения подростка с классом. | упражнения | индивидуальная, групповая |
63. | | Коррекция депрессивного состояния личности. | Упражнения, направленные на коррекцию депрессивного состояния личности. | упражнения | индивидуальная, групповая |
64. | | Коррекция мотивации на достижение успеха личности. | Упражнения, направленные на коррекцию мотивации на достижение успеха личности. | упражнения | индивидуальная, групповая |
65. | | Коррекция нервно-психической устойчивости. | Упражнения, направленные на коррекцию нервно-психической устойчивости. | упражнения | индивидуальная |
66. | | Коррекция умственных способностей, психических процессов личности. | Упражнения, направленные на коррекцию умственных способностей, психических процессов личности: гибкость ума, сообразительность. | упражнения | индивидуальная, групповая |
67. | | Коррекция умственных способностей, психических процессов личности. | Упражнения, направленные на коррекцию умственных способностей, психических процессов личности: гибкость ума, сообразительность. | упражнения | индивидуальная, групповая |
68. | | Чему я научился?! Что я могу?! | Заключительное занятие, подведение итогов. | упражнения | групповая |