СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа психологической подготовки к школе "На пороге школы"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа психологической подготовки к школе "На пороге школы"»

МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

СЕМЕЙНЫЙ ЦЕНТР «КЛИНСКИЙ»






Программа психологической подготовки к обучению

«На пороге школы».





Материал подготовила

психолог высшей категории Е.А.Новоторцева



Клин, 2024 год

Быть готовым к школе –

не значит уметь читать, писать и считать.

Быть готовым к школе –

значит быть готовым всему этому научиться.

(Л.А.Венгер)

К старшему дошкольному возрасту дети приобретают определенный кругозор, запас конкретных умений, овладевают способами обследования внешних свойств предметов. В процессе приобретения этих знаний формируется необходимая будущему первокласснику интеллектуальная активность, рождается радость познания. Готовность ребенка к школьному обучению предполагает наличие у него следующих качеств:

- организованность, аккуратность;

- волевые качества;

- внимание, способность к длительному сосредоточению;

- сообразительность, любознательность, творческие способности;

- развитая речь и воображение;

- хорошая память;

- моторная ловкость;

- дружелюбие, умение общаться с детьми и взрослыми;

- начальные навыки чтения, счета и письма.

Однако когда мы говорим о готовности ребенка к обучению в школе, необходимо учитывать не только и не столько стартовые познавательные навыки ребенка, но и психологический компонент. Как помочь ребенку найти правильную дорогу в школе? Обычно взрослые сосредотачивают свои усилия только на тренировке детей в различных учебных мнениях: чтении, письме, счете — забывая, что ребенок в школе не только читает, пишет и считает, но и чувствует, переживает, размышляет, оценивает себя, друзей, взрослых. И помогать ему надо прежде всего в понимании самого себя и своего места в школьной жизни, во взаимодействии с другими ребятами и учителем; помогать в поиске своих ресурсов, утверждении веры в себя и свои возможности, устремлении к преодолению школьных трудностей. Тогда ребенок будет познавать в школе не только внешний мир, но и самого себя, и в этой гармонии его школьный путь будет непременно успешным и радостным.

Психологическая готовность к школе – необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для усвоения школьной программы при определенных условиях обучения. Основным критерием психологической готовности к обучению является способность ребенка успешно учиться в школе. Психологическая готовность ребенка к школе не имеет ничего общего с тем, умеет ли ребенок читать, считать, писать, а состоит из следующих компонентов:

- Личностная готовность – это самостоятельность, способность к самоорганизации, желание осваивать знания, интерес к учебе, формирование у него новой социальной позиции школьника. Включает в себя:

1. социальную готовность (коммуникативные навыки ребенка, т.е. умение устанавливать отношения со сверстниками и взрослыми);

2. мотивационную готовность (наличие учебной мотивации);

3. эмоциональную готовность (позитивное отношение к себе, другим детям, педагогам, достаточная эмоциональная зрелость, умение чувствовать и понимать настроение другого, сотрудничать).

- Волевая готовность к школе – заключается в способности ребенка целенаправленно трудиться, делать то, что от него требует учитель, соблюдать режим школьной жизни. Ребенок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью, быть способным длительному сосредоточению и преодолению желания отвлекаться. Начинает формироваться так называемое произвольное поведение – это сознательно контролируемое поведение, у которого есть намерение и цель.

- Интеллектуальная готовность к школе – речь идет об интеллектуальном развитии ребенка, сформированности основных психических функций – внимания, памяти, мышления.

Программа «На пороге школы» направлена на формирование психологического компонента готовности к обучению, развитие так называемой, внутренней позиции школьника, при надлежащей сформированности которой ребенок хочет и умеет учиться, уверен в себе и своих силах, имеет устойчивую учебную позицию.

Программа адресована детям 6-7 лет, находящихся на этапе подготовки к школе. Занятия по программе проводятся в групповом либо подгрупповом формате, с периодичностью 1 раз в неделю, продолжительность каждого – 45 минут.

Структура занятия:

- Приветствие, разминка;

- Основная часть (выполнение заданий в соответствии с темой занятия, динамическая пауза, работа с терапевтической сказкой);

- Игровая часть (игры и задания на готовность к школе);

- Рефлексия, ритуал прощания.

Программа является составительской. В основе ее лежит программа Ю.Куражевой «Цветик – Семицветик. Приключения будущих первоклассников», О.В.Хухлаевой «Трудности первоклассника», а также отдельные авторские разработки занятий. Она содержит в себе элементы сказко-, рисуночной и игровой терапии, а также процедуру первичной, промежуточной и итоговой диагностики. Данная программа строится на следующих принципах:

- единство диагностики и коррекции;

- принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;

-  принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка;

- принцип комплексности методов психологического воздействия;

- принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе;

- принцип опоры на разные уровни организации психических процессов;

- принцип постепенного усложнения изучаемого материала.

Ожидаемыми результатами освоения программы являются быстрая, психологически комфортная адаптация ребенка к школе, комфортная позиция в детском коллективе, достижение устойчиво успешных учебных результатов.

Методической основой для разработки программы являются следующие источники:

  1. Шарохина В.Л. Психологическая подготовка детей к школе. Конспекты занятий.

  2. Хухлаева О.В. Трудности первоклассника.

  3. Пилипко Н.В. Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первокласниками.

  4. Куражева Н.Ю. Цветик – Семицветик. Приключения будущих первоклассников. Программа психологических занятий для дошкольников.

  5. Моргулец Г.Г., Расулова О.В. Преодоление тревожности и страхов у первоклассников.

  6. Соколова Ю.А. Игры и задания на готовность к школе ребенка шести – семи лет.

  7. Ананьева Т.В. Комплексная психологическая поддержка детей старшего дошкольного возраста. Конспекты занятий.

  8. Ананьева Т.В. Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению.



Календарно-тематическое планирование программы:

N п/п

Тема занятия

Количество занятий

Дата проведения

1

Вводное. Знакомство. Диагностика

1


2

Первичная диагностика психологической готовности детей к обучению в школе

1


3

«Что я жду от встречи со школой»

1


4

«Создание лесной школы»

1


5

«Правила школьной жизни»



6

«Школьные правила»

1


7

«Собирание портфеля»

1


8

«Что такое аккуратность?»

1


9

«Смешные страхи, или как не бояться учиться»

1


10

«Трудности первоклассника в школе и дома»

1


11

«Существо по имени Лень»

1


12

«Я и мой учитель»

1


13

«Оценки и домашние задания»

1


14

Промежуточная диагностика психологической готовности детей к обучению в школе

1


15

«Я и мои одноклассники»

1


16

«Конфликты в классе: обидные слова и драки»

1


17

«Я учусь управлять собой!»

1


18

«Я умею преодолевать трудности»

1


19

«Как относиться к ошибкам»

1


20

«Плохое поведение в школе: жадность»

1


21

«Плохое поведение в школе: непослушание»

1


22

«Плохое поведение в школе: воровство, или почему нельзя брать чужое»

1


23

«Плохое поведение в школе: обманщики и ябеды»

1


24

«Если ты заболел…»

1


25

«Разные чувства в школе»

1


26

«Самое важное качество будущего ученика»

1


27

«Предшкольная тревожность: если я снова чего-то боюсь…»

1


28

«Кто поможет мне учиться»

1


29

«Школьник и дошкольник: как мне больше нравится?»

1


30

«Верить и стараться!»

1


31

«Школа – это здорово: первый раз в первый класс!»

1


32

Итоговая диагностика психологической готовности детей к обучению в школе

1