Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания
Московской области «Клинский центр социальной помощи семьи и детям «Семья» _________________________________________________________________
Программа
психологической подготовки в обучению в школе для детей,
имеющих инвалидность либо ограниченные возможности здоровья (ОВЗ)
«По дороге в первый класс».
Материал подготовила
психолог Е.А.Новоторцева
2018 год
Пояснительная записка
Общеизвестно, что для каждого ребенка период перехода к школьному обучению является кризисным. Ребенок сталкивается не только с новым видом деятельности – учебной, но и должен привыкнуть к новому коллективу детей и взрослых, к новой обстановке и режиму дня.
Для детей с особыми потребностями, испытывающими трудности в обучении, общении, социальной адаптации, переживание такого кризиса протекает особенно тяжело. Эти дети нуждаются в щадящем переходе из детского сада в школу.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) должны быть подготовлены к школе особым образом. Психологическую готовность к школе в самом общем виде можно определить как комплекс психических качеств, необходимых ребенку для успешного начала обучения в школе. Комплексное изучение детей с ОВЗ показало, что одной из проблем у данной категории детей оказывается неготовность к школьному обучению по всем параметрам. Отмечается, что одним из основных признаков ОВЗ является незрелость эмоционально-волевой сферы. Одно из проявлений этой незрелости – несформированность деятельности, неумение сосредоточиться на выполнении задания. Детей с ОВЗ отличают ярко выраженные особенности познавательной деятельности: низкий уровень интеллектуальной активности, недоразвитие сложных форм поведения, речевая активность низкая, скуден запас знаний об окружающей действительности; интерес к учебной деятельности не выражен, познавательная активность слабая и неустойчивая, запоминание механическое. Дошкольники, имеющие ОВЗ, характеризуются эмоциональной неустойчивостью, наличием импульсивных реакций, неадекватной самооценкой (преимущественно заниженной), преобладанием игровой мотивации. Несформированность интеллектуальной и личностной готовности к школьному обучению детей с ОВЗ зачастую усугубляется ослабленным общим физическим состоянием и функциональным состоянием их нервной системы, обусловливающим низкую работоспособность, быструю утомляемость, легкую утомляемость. Перечисленные выше особенности дошкольников с ОВЗ приводят к тому, что эти дети испытывают большие трудности в обучении и адаптации к школе.
Одним из важнейших условий успешного обучения ребенка в школе является его хорошая дошкольная подготовка. Подготовка к школе у детей с ОВЗ осуществляется в игровой форме, так как самым простым и доступным способом всестороннего развития ребенка является игра.
Подготовка детей с ОВЗ к школе производится с учетом характера отклонения и тяжести нарушения. Очень большое внимание уделяется созданию развивающей среды, способствующей развитию детей с учетом структуры дефекта, интересов и индивидуальных особенностей ребенка.
Целью данной программы является развитие познавательной и эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста на этапе подготовки к обучению в школе; обеспечение стартовых возможностей будущим первоклассникам с ОВЗ.
Задачи программы:
- развитие мышления и основных его свойств;
- формирование усидчивости, умения понимать и выполнять инструкцию, умения работать по правилам в заданном режиме в определенном лимите времени;
- развитие внимания: его объема, концентрации, переключения, распределения, зрительно-моторной координации;
- развитие памяти;
- развитие мелкой моторики и графических навыков;
- формирование социальных черт личности будущего первоклассника, необходимых для успешного обучения в школе;
- формирование и укрепление эмоционально-положительного отношения к школе, желания учиться;
- предупреждение дезадаптации.
Интегрированные занятия по подготовке к школе представляют собой игровые варианты различных заданий на развитие всех сторон психики личности дошкольника. При этом используется школьная атрибутика: тетради, пеналы, индивидуальные задания на бланках. Работа по программе ведется в малых группах (5-8 человек), занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность каждого - 25-30 минут. Программа включает в себя занятий.
В основу настоящей программы лег принцип комплексности методов психологического воздействия, который утверждает не только необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов, но и активное привлечение ближайшего социального окружения ребенка к участию в реализации программы. Ведь окружение ребенка – родители, воспитатели, специалисты сопровождения, предметно-развивающая среда – играют решающую роль в его психическом развитии. (См.приложение к программе: 1. Консультация родителей ребенка с ОВЗ на тему подготовки к школе. 2. Консультация воспитателя подготовительной группы, в группе которого обучается ребенок с ОВЗ, по особенностям его подготовки к обучению в школе).
Реализация программы позволит дошкольникам с ОВЗ (ожидаемые результаты освоения программы):
- развить коммуникативные умения, получить позитивный опыт совместной деятельности и форм общения со сверстниками;
- сформировать навыки регуляции эмоциональных состояний, преодолеть повышенную тревожность, страхи, неуверенность в себе;
- развить умения и навыки игровой деятельности;
- совершенствовать мелкую моторику, подготовить руку к овладению письмом.
- развить внимание, мышление, память;
- расширить запас знаний и представлений об окружающем;
- развить сенсорные функции, сформировать пространственные и временные представления, скорректировать их нарушения.
Своевременная комплексная помощь и коррекция дают исключительную возможность сгладить имеющиеся особенности в развитии детей с ОВЗ, а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем самым полноценное обучение этих детей в школе.
Программа разработана на основе следующей методической базы:
- Методические рекомендации для специалистов, педагогов образовательных учреждения, родителей «Подготовка детей с ОВЗ к школьному обучению»;
- Афонькина Ю.А., Колосова Н.В. Развитие познавательных способностей у старших дошкольников с задержкой психического развития на этапе предшкольного образования. – М.: АРКТИ, 2017 г.;
- Локалова Н.В. Готовимся к школе: 60 занятий по психологическому развитию старших дошкольников. – М.: Генезис, 2014;
- Беглова Т.В, Битянова М.Р., Меркулова Т.В., Теплицкая А.Г. «Школьный старт» Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе (рабочая тетрадь, методические рекомендации к рабочей тетради. – Самара: изд-во «Учебная литература», 2013 г.;
Наглядные материалы для выполнения заданий по программе: тематические картинки, серии сюжетных картинок, карточки-пары, набор трафаретов, набор масок, имитирующих выражения человеческого лица, карточки-лабиринты, кубики, фигуры-вкладыши, разрезные картинки, пазлы, счетные палочки, геометрические фигуры разных размеров, мелкие игрушки, мяч. Вспомогательные материалы: цветная бумага, простой и цветные карандаши, листы формата А4, линейка, трафареты-контуры, раскраски.
Тематическое планирование программы
№ п/п | Тема занятия | Цель занятия | Кол-во часов | Срок проведения |
1 | Вводное «Что такое школа?» | Дать ребенку в ОВЗ представление о том, что такое школа, зачем в нее ходят; обогащение запаса знаний ребенка о школьной жизни. | 1 | Сентябрь |
2 | «Рассказ про то, как ежик боялся идти в школу» | Профилактика школьных страхов | 1 | Сентябрь |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
Занятие 1. Вводное. Что такое школа?
Цель занятия: дать ребенку в ОВЗ представление о том, что такое школа, зачем в нее ходят; обогащение запаса знаний ребенка о школьной жизни.
Ход занятия. Отгадывание загадки:
Стоит день,
Кто в него войдет,
Тот ум приобретет. (Школа)
Школа – это светлый дом,
Мы учиться будем в нем,
Там научимся писать,
Складывать и умножать.
В школе многое узнаем:
О своем любимом крае,
О горах и океанах,
О материках и странах;
И куда впадают реки,
И какими были греки,
И какие есть моря,
И как вертится земля.
В школе мастерские есть,
Интересных дел не счесть!
И звонок веселый –
Вот что значит школа!
Игра «Догадайся и ответь». Ход игры: психолог бросает ребенку мяч и задает вопрос про школу. Если ребенок отвечает правильно, он ловит мяч, если не знает – отбрасывает обратно психологу.
- Как в школе называется взрослый, который занимается с детьми? (Учитель)
- Как в школе называют детей? (Ученики)
- Как называются книги, по которым дети учатся? (Учебники)
- Как понять, когда начинается урок и когда он заканчивается? (Звенит звонок)
- Как называется перерыв между уроками, когда дети могут отдохнуть? (Перемена)
- Стол, за которым сидят ученики, называется… (парта)
Упражнение «Я хочу в школу, потому что…» Ход упражнения: дети по очереди проговаривают, почему они хотят пойти в школу и почему.
Беседа о том, каким должен быть хороший ученик. Ход беседы: ребятам демонстрируются картинки, на которых изображены разные ситуации из жизни школы. Дети должны найти картинки, на которых ученики ведут себя правильно, а на каких - неправильно, и пояснить, почему.
Картинки к заданию.
Упражнение «Четвертый лишний». Ход упражнения: детям предлагаются смысловые ряды из четырех предметов – три из них относятся к школьным принадлежностям, а один – нет. Задача ребят – найти этот предмет, вычеркнуть и объяснить, почему он лишний (к какой категории предметов он относится).
Упражнение «Собери портфель». Ход упражнения: детям предлагается ряд предметов. Нужно решать, какие из низ пригодятся в школе и положить их в портфель, а какие лучше оставить дома, потому что в школе они не нужны.
Перечень предметов: тетрадь, краски, мячик, ручка, игрушечная машинка, кисть, точилка, кукла, карандаш,
Упражнение «Копилка первоклассника». Ход упражнения: детям предлагается наполнить две копилки: «трудности ученика» и «успехи ученика» (в качестве копилок можно использовать любые две непрозрачные баночки разного цвета). Дети перечисляют, что, по их мнению, может затруднить их учебу, жизни в школе, огорчить или, наоборот, принести удовольствие, порадовать, помочь справиться со школьными трудностями. Каждое высказывание сопровождается бросанием в соответствующую баночку мелких предметов (монеток, скрепок, горошин и пр.). Когда варианты иссякнут, детям предлагается «погреметь» копилку и «взвесить» ее, определив, где содержимого больше. Если дети считают, что «копилка успеха» звонче и тяжелее, то можно подвести к тому, что успехов жизни ученика больше. Если одинаково, то, несмотря на трудности, будут и успехи. А если трудностей оказывается больше, то следует «добавить» фишек в «копилку успеха», упомянув то, что не назвали дети, чтобы не акцентировать внимание на то, что учеба связана преимущественно с наличием проблемных моментов.
Рефлексия занятия: что понравилось больше всего.
Прощание. Кричалка «Мы – молодцы!»
Занятие 2. Рассказ про то, как ежик боялся идти в школу.
Цель занятия:
Ход занятия. Работа со сказкой. Маленький ежик Буль с раннего детства мечтал о школе. Многие его друзья были старше ежика, поэтому ему часто приходилось скучать одному, ожидая их с занятий. В таки моменты он сильно хотел побыстрее вырасти и тоже пойти учиться. Школа ему представлялась увлекательным приключением, тем более то друзья часто рассказывали веселые истории, что случались с ними во время занятий. Ежик Буль очень люби эти смешные рассказы про школу, и с нетерпением ждал дня, когда он возьмет в руки портфель и познакомится со своей первой учительницей.
И такой день настал. Однажды мама ежика сказала, что завтра он пойдет в школу. Буль был на седьмом небе от счастья. Следующим утром он взял большой букет для учительницы и поспешил в школу. Вес для него там было новым и необычным, но Буль совсем не боялся, он замер в предвкушении интересных приключений и веселых историй. Но, зайдя в класс, он увидел совершенно незнакомых ему ребят, которые спокойно сидели за партами. Это его немножко смутило, но все же Ежик ждал, что зайдет учительница и начнется веселье.
Каково же было его удивление, когда учительница вместо смешных рассказов принялась объяснять им, что в школе нужно вести себя тихо и спокойно. Дети должны внимательно слушать ее задания, читать, писать и рисовать, а бегать и кричать им запрещается. Это не понравилось Булю, а когда они принялись списывать задание с доски, то он и вовсе растерялся. У маленького ежика плохо получалось, и он очень боялся, что учительница будет его ругать. Кроме того, Буль не до конца понял задание, а спросить у кого-то постеснялся.
После уроков ежик возвращался домой расстроенным и напуганным. Школа оказалась совсем не такой, как представлялось. За ужином он практически не разговаривал и очень рано пошел спать. Целую ночь его мучили кошмары. Ему снилось, что мама забыла забрать его со школы, что в шкафчике для одежды прячется монстр и что он забыл выучить домашнее задание. Утром Буль проснулся в слезах.
- Я не хочу идти в школу! Я еще совсем маленький, - плакал ежик, удивляя маму. Ей было совсем непонятно, почему так быстро изменилось отношение малыша, который еще вчера радостно бежал на занятия.
- Почему, Буль? Разве тебе не интересно получать новые знания и знакомиться с новыми друзьями?
- Нет, там совершенно не интересно, а страшно. Не отпускай меня в школу, пожалуйста, я хочу оставаться дома, играть и читать веселые рассказы про школу для детей. – На этих словах ежик запнулся, ведь действительно такие истории были его любимыми. Он так мечтал о школе, а теперь ее боится. От этого ему стало очень горько. Малыш воткнулся носом в подушку и зарыдал.
Но умная мама все поняла и без слов: ее ежик боялся не школы, а нового образа жизни.
- Малыш, не нужно плакать. Бояться нового и неизвестного вполне естественно. Даже взрослые чувствуют себя неловко, попадая в непривычные условия.
Услышав это, Буль немного успокоился.
- Так меня не будут ругать за то, что у меня не получается?
- Конечно нет. Ошибаться может каждый. Для этого ты и пошел в школу – чтобы учится. Не бойся спрашивать обо всем, что тебе непонятно, и у тебя обязательно все получится.
- А если я принесу плохую отметку, ты не перестанешь меня любить?
- Ну что за глупости! Ведь мы с папой любим тебя не за какие-то заслуги, а просто за то, что ты наш малыш. К тому же, кто-то лучше знает математику, а кому-то хорошо получается писать сочинения. Главное в школе не отметки, а новые знания!
Буль уже обрадовался и снова захотел идти в школу, но на всякий случай решил уточнить еще один вопрос:
- А бегать и кричать совсем нельзя?
Мама улыбнулась:
- Можно, но только на переменах. А на занятиях нужно внимательно слушать учительницу, что не пропустить ничего интересного. Ведь ты же хочешь узнать что-то новое?
- Хочу-хочу!
Сегодня ежик бежал в школу еще быстрее, чем вчера. Он уже не боялся и понимал, насколько важно откровенно говорить с родителями о своих переживаниях. А еще его ожидала веселая и смешная история, причем не одна. А ты хочешь ходить в школу?
Тематическое задание к сказке: обвести и раскрасить ежика, главного героя сказки.
Рефлексия занятия: что понравилось больше всего.
Прощание. Кричалка «Мы – молодцы!»
17