СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа психолого-педагогического сопровождения ОО

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа психолого-педагогического сопровождения ОО»

Муниципальное казенное образовательное учреждение Порошинская средняя общеобразовательная школа












Программа

психологического сопровождения

образовательного процесса.





Составитель:

Ануфриева Наталья Николаевна,

педагог-психолог

МКОУ Порошинская СОШ






п/о Порошино, 2019

Пояснительная записка.

Качественные изменения содержания образования, происходящие в России, включают и изменение взгляда на личность человека, рассматриваемую с позиции культурно- исторической педагогики развития. В системе образования России складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в учебно-воспитательном процессе – психолого-педагогическое сопровождение. Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения.

Сопровождение образовательного процесса рассматривается как систематическая деятельность психолога, направленная на сохранение, укрепление психологического здоровья всех участников образовательного процессе.


Цель программы: создание условий для развития личности всех участников образовательного процесса (обучающихся, педагогов, родителей)


Задачи программы:

  • содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей;

  • профилактика и оказание помощи в решении конкретных психологических проблем;

  • изучение динамики развития познавательных, мотивационных и личностных характеристик участников образовательного процесса;

  • содействие гармонизации социально-психологического климата в образовательных учреждениях;

  • содействие развитию готовности учащихся к жизненному и профессиональному самоопределению;

  • развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, родителей, педагогов.

Программа адресована педагогам, учащимся и их родителям.

Срок реализации программы – 3 года.

Методы психологического сопровождения участников образовательного процесса:

  • Беседа

  • Лекция

  • Круглый стол

  • Занятия с элементами тренинга

  • Тестирование

  • Ролевые и психотехнические игры




Материально-техническое обеспечение.

Материальная база должна отвечать современным требованиям к работе психолога. В качестве адекватных условий профессиональной деятельности необходимо назвать:

  • меблированный кабинет (письменный стол, книжные стеллажи, журнальный столик, кресла, стулья);

  • средства психодиагностики;

  • предметы и пособия для занятий с детьми (настольные игры, краски, цветные карандаши, фломастеры, планшеты);

  • персональный компьютер, оснащенный печатным устройством, пакетом тестовых методик, базой данных, с ограничением доступа для других сотрудников учреждения;

  • телефон, магнитофон, фоно- и видеотека.


Ожидаемые результаты. Предполагается, что в результате реализации программы у участников образовательного процесса повысится уровень психологической компетенции. Детям, педагогам, родителям, имеющим проблемы в организации обучения, воспитания и социализации, будет оказана необходимая психологическая помощь, психологическая поддержка.





















Содержание программы

Основными направлениями работы психолога являются: диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, организационно-просветительское.


1. Психологическая диагностика.

Педагог-психолог – это, прежде всего посредник между учащимся и преподавателем. Именно поэтому особую ценность приобретает такой раздел практической психологии, как психодиагностика, ибо понимание ученика должно строиться на знании его психологических особенностей. Зная их, педагог сможет наиболее эффективно помочь воспитаннику раскрыть и развивать индивидуальность.

Диагностика в процессе психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса не может являться самоценной практической деятельностью, но она позволяет «зазвучать» педагогической проблеме, помогает посмотреть на обучение с иной точки зрения, служит для организации дальнейшей сопровождающей деятельности и дает возможность отследить динамику развития личности учащихся.

Психологическая диагностика определяется задачами центра и запросом участников учебно-воспитательного процесса (администрацией, педагогами, родителями, учащимися), проводится как индивидуально, так и с группами учащихся. Но главный смысл исследования – это разработка практических рекомендаций по преодолению трудностей в интеллектуальном или личностном развитии ребенка, его социальной адаптации в коллективе.

Систематичность проведения диагностических процедур позволяет создать банк данных для сравнительного анализа развивающего эффекта в системе воспитания и обучения в центре.

Психологическое исследование включает комплекс мероприятий, проводимых в определенной последовательности:

  1. Подготовительный этап, включающий в себя:
    – изучение практического запроса и переформулировка его в психологическую проблему;
    – составление плана и стратегии исследования;
    – выбор методического материала.

  2. Проведение исследования.

  3. Анализ полученных результатов, подготовка и написания заключения.

  4. Составление рекомендаций для педагогического коллектива и разработка коррекционно-развивающих программ.

Предлагается диагностика по следующим параметрам

обучающихся:

  • исследование познавательной сферы;

  • оценка уровня тревожности;

  • исследование личностных особенностей;

  • уровень самооценки;

  • измерение мотивации достижения;

  • акцентуации личности;

  • профориентационные тесты;

  • выявление одаренных детей

педагогов:

  • оценка психологического климата в педколлективе;

  • выявление типологических особенностей личности;

  • оценка профессиональной направленности личности;

родителей:

  • изучение родительско-детских отношений;

  • стиль воспитания.


2. Коррекционно-развивающая деятельность.

Данная работа направлена на создание социально-психологических условий для развития личности. Так как психологу часто приводят детей, числящихся неуспевающими в школе, неудовлетворенные своим положением в семье и в среде сверстников, с внутренним психологическим конфликтом. С этими учащимися проводится коррекционная работа, в задачи которой входит:

  • оказание психологической поддержки и создание ситуации успеха;

  • формирование новой позитивной «Я – концепции»;

  • помощь в осознании своих возможностей, делающих реально достижимой «Я – концепцию».

Коррекционная работа осуществляется на основании результатов углубленной психодиагностики в результате индивидуального консультирования по запросу родителей, педагогов и учащихся.

Развивающая работа с учащимися осуществляется с помощью специально разработанных программ в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся.

В процессе реализации психокоррекционной и развивающей работы проводятся развивающие игры, моделирование поведения, психогимнастика, групповые дискуссии, используются проективные методы.

Развивающую работу необходимо проводить не только с детьми, но и с педагогическим коллективом. Поскольку именно творческие, контролирующие свою жизнь взрослые выступают в качестве моделей для идентификации ребенка, ориентиром его развития. Развивающие занятия с педагогами составляются в соответствии с индивидуальными особенностями педагогических коллективов и индивидуальных запросов самих педагогов.


3. Психологическое консультирование. Данная форма носит диагностический, стимулирующий и рекомендательный характер. Консультируемые – это учащиеся, педагоги, родители. В процессе консультирования оказывается помощь в решении проблемы человека, которую он не в состоянии разрешить самостоятельно. Консультации могут быть индивидуальные и групповые.

Консультирование осуществляется в форме

- индивидуального консультирования педагогов по проблемам воспитания и обучения учащихся, в разрешении личностных трудностей, по итогам психодиагностики;

- индивидуального и группового консультирования учащихся, в ходе которого разрешаются возрастные проблемы;

- индивидуального консультирования родителей, в ходе которого психолог оказывает помощь в решении вопросов, касающихся возрастных и индивидуальных особенностей психического развития ребенка.


Психологическое просвещение. Ориентировано на создание условий для активного освоения и использования социально-психологических знаний участниками образовательного процесса. Приоритетной в этом направлении является работа с педагогами и родителями учащихся. Реализация этого направления осуществляется в следующих формах: лекции, беседы, семинары, выставки, подборка литературы, рекомендации и пр. При этом необязательно всю эту работу проводить самому психологу – можно приглашать других специалистов.

Тематика родительских собраний определяется базовыми задачами на каждом возрастном периоде. Примерная подборка тем родительских собраний может представлять следующее:

1 класс
Базовая задача: адаптация ребенка к школе.
В начале первого класса  проводится  собрание, в рамках которого психолог рассказывает родителям о том, как родители  могут помочь ребенку быстрее адаптироваться к школе.
В конце второй четверти психолог, после проведенной диагностики, рассказывает родителям  об особенностях адаптации их детей и дает рекомендации, как работать с той или иной проблемой, которые были выявлены.
Кроме того,  если в ходе адаптации выявляются определенные системные проблемы класса, то организуются тематические родительские собрания, связанные с разбором той или иной проблемы

2-3 классы
Базовая задача: развитие познавательных процессов, умений учебной деятельности, формирование классных коллективов, навыков конструктивного взаимодействия, эмоционально – волевой сферы

2-3 классы - стабильный период  для развития детей: никак кризисов нет и мы можем свободно решать вопросы развития ребенка. С одной стороны, тематика может определяться возрастными задачами и технологиями их решения, а с другой стороны, реальными проблемами, которые есть в классе.
4 класс
Базовая задача: подготовка ребенка к переходу в среднее звено, а также начало кризиса младшего подростка.
Это определяет и тематику  собраний…

  1. В рамках собрания первой четверти важно проговорить вопросы, касающиеся тех факторов и характеристик, которые определяют успех адаптации в 5 классе и дать рекомендации по их развитию или коррекции.

  2. В 3-4 четверти психолог на  собрании представляет родителям итоги диагностики готовности ребенка к переходу в среднее звено и дает рекомендации по коррекции( развитию) тех или иных процессов и характеристик

5 класс
Базовая задача: Адаптация ребенка к средней школе

В конце второй четверти психолог, после проведенной диагностики, рассказывает родителям  об особенностях адаптации их детей и дает рекомендации, как работать с той или иной проблемой, которые были выявлены.
Кроме того,  если в ходе адаптации выявляются определенные системные проблемы класса, то организуются тематические родительские собрания, связанные с разбором той или иной проблемы

6-8 классы
Базовая задача: Личностное самоопределение школьника, простраивание школьником системы межличностных отношений со сверстниками, родителями на новом уровне и другие проблемы, связанные с особенностями подросткового возраста

Отсюда тематика собраний

  1. Особенности подросткового кризиса

  2. Как помочь ребенку найти самого себя

  3. Наш ребенок – подросток

  4. Психологические особенности воспитания подростка  в семье

  5. Как найти общий язык с подростком?

  6. Профилактика девиантных форм поведения подростков

  7. Формирование толерантности подростков

  8. Что такое акцентуации характера подростков и как  с ними бороться? И т.д.

Кроме того,  если  выявляются определенные системные проблемы класса, то организуются тематические родительские собрания, связанные с разбором той или иной проблемы

9 классы
Базовая задача: Профессиональное самоопределение ребенка, подготовка ребенка к выбору дальнейшего маршрута обучения. Кроме того, девятиклассники впервые сдают государственные экзамены и ведется работа по психологической подготовке к сдаче экзаменов.
В конце первой четверти проводится родительское собрание на тему « Как помочь ребенку выбрать профессию?».
В третьей четверти психолог рассказывает об итогах профориентационной диагностики
В четвертой четверти, когда проводится итоговое собрание для родителей по профильным классам, психолог также готовит сообщение для родителей
Кроме того, в 4 четверти психолог на родительском собрании дает рекомендации родителям по психологической подготовке ребенка к сдаче выпускных экзаменов

10 класс
Базовая задача: адаптация в профильной школе, а также всем известная проблема –когда дети после 9 класса расслабляются в 10..

Поэтому одно из собраний 2 четверти посвящается итогам диагностики адаптации учащихся в профильной школе.
Кроме того,  если в ходе адаптации выявляются определенные системные проблемы класса, то организуются тематические родительские собрания, связанные с разбором той или иной проблемы

11 класс
Базовые задача: подготовка школьника к выбору жизненного пути на новом уровне, психологическая подготовка к сдаче ЕГЭ

В 11 классе на новом уровне встают проблемы выбора ребенком своего жизненного пути, поэтому на родительском собрании вновь поднимаются вопросы, связанные с профессиональным самоопределением и простраиванием жизненной перспективы.

Кроме того, в 4 четверти психолог на родительском собрании дает рекомендации родителям по психологической подготовке ребенка к сдаче выпускных экзаменов.


При работе с педагогами психолог организует цикл тематических занятий, учитывая ситуации, «запускающие» данный вид деятельности:

  • информирование педагогов на педсоветах о результатах психологического обследования детей;

  • плановые тематические выступления на педсоветах, методобъединениях и семинарах;

  • возникновение педагогической проблемы, требующей для своего разрешения психологической компетентности педагогов.



Отдельным направлением работы психолога является психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения. По данному направлению прописана отдельная подпрограмма, которая прилагается далее.



















Подпрограмма

Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки

и профильного обучения.


Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса и включает в себя следующие задачи:

-поднять социально-экономическую эффективность общего среднего образования, усилив внимание школы к процессам вхождения выпускников в рынки труда и образования;

- усилить интеграцию предметных областей за счет ее направленности на жизненное и профессиональное самоопределение выпускников школы;

-реализовать принципы вариативности и дифференциации образования с учетом локальных изменений рынка труда и образования.

Профильная ориентация – это специально организованная деятельность, направленная на оказание учащимся психолого-педагогической поддержки в проектировании вариантов продолжения обучения в профильных и непрофильных классах старшей школы, в учреждениях профессионального образования. Профильная

ориентация должна рассматриваться не только как помощь в принятии школьником решения о выборе направления и места дальнейшего обучения, она предполагает работу по повышению готовности подростка к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом.

В соответствии с вышесказанным цель работы - создание условий для личностного и профессионального самоопределения школьников.

Задачи:

  • оказание помощи в профильной ориентации и профессиональном самоопределении;

  • поддержка в решении экзистенциональных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности);

  • развитие временной перспективы, способности у целеполаганию;

  • развитие социальной компетентности учащихся;

  • развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, родителей, педагогов.


Программа интегрирует диагностическую, консультативную, развивающую работу и психологическое просвещение и образование.

Диагностика.

Цель данной работы помощь учащемуся в осуществлении своего выбора профиля и в формировании его собственной аргументированной позиции по данному вопросу.

В соответствии с возрастными особенностями диагностика предпрофильной подготовки на разных этапах предполагает обращение к разным сторонам личности ребенка:

  • 5-7 класс – изучение ориентирования ребенка в мире профессий;

  • 8 класс – изучение мотивационной, коммуникативно-поведенческой сферы, изучение личностных особенностей, познавательной сферы;

  • 9 класс – собственно профориентационные тесты.

Диагностика может быть как самостоятельной формой работы, так и частью следующей формы – консультирования.


Консультирование.

Цель данной работы в оказании помощи учащемуся увидеть и осознать свои проблемы, стимуляция развития личности через высвечивание сильных и слабых сторон; помощь педагогам и родителям.

Консультирование – это форма работы со всеми участниками образовательного процесса: учащимися, родителями, педагогами.

Консультирование может быть как индивидуальным, так и групповым.

Развивающая работа.

Цель: активизация процессов профессионального и личностного самосознания старшеклассников.

Данная форма работы проводится либо по запросу классных руководителей, либо по результатам диагностики.


Психологическое просвещение и образование.

Цель: организация работы с педагогами, родителями, учащимися по вопросам профориентационной работы, предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Психологическое просвещение и образование предполагает участие в работе педагогических консилиумов, педсоветов, проведение классных часов, выступления на родительских собраниях и т.п.


Психолого-педагогическое сопровождение целесообразно осуществлять в трех направлениях: учащиеся, педагоги, родители.

Работа с учащимися.

С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы, содержание предпрофильной подготовки и профильного обучения:

1. Социально-ориентированный (работа с учащимися 5-7 классов).

Цель данной работы - постепенное расширение представлений о мире профессионального труда, оказание помощи в выборе увлечения, хобби ребенка. Работа проводится с использованием различных форм:

  • Профориентационные и ролевые игры;

  • Конкурсы;

  • Презентация различных профессий;

  • Увлекательные рассказы об интересующих профессиях;

  • Встреча с представителями профессий и так далее.

2. Профильно-определяющий - это оказание помощи в планировании первоначального профильного образовательного маршрута, развитие способностей, позволяющих успешно адаптироваться к условиям профильного обучения (8-9 классы);

Работа с учащимися 8 классов предполагает предварительную диагностику образовательного запроса школьников с учетом мнения их родителей, основных мотивов предстоящего выбора, интересов и склонностей.

Работа с учащимися 9 классов предполагает:

- обучение способам выбора индивидуального маршрута образовательной деятельности

- психологическая диагностика предрасположенности к тем или иным направлениям образовательной деятельности

- выявление основных затруднений, проблем в выборе профиля обучения

- выявление соответствия возможностей школьника требованиям избираемого профиля

- заполнение индивидуальной карты.

  1. Профильно-адаптационный – это ориентирование на формирование готовности и способности строить личную жизнь и профессиональную карьеру (10 -11 классы);

Работа с родителями.

Для работы с родителями предлагаются следующие формы работы:

- выступления на родительских собраниях;

- индивидуальные и групповые консультации.

Работа с педагогами.

Формы работы с педагогами:

- участие в работе консилиумов;

- участие в работе педсоветов;

- индивидуальные и групповые консультации.



Литература

  1. Аспекты деятельности психолога// Внешкольник № 8, 2001

  2. Дубровина И.В. Практическая психология образования. – М.: Сфера, 2000.

  3. Интернет-ресурсы

  4. Подпрограмма психологического сопровождения детей и подростков// Бюллетень № 1, 2007

  5. Программа психологического сопровождения образовательного процесса Дворца творчества детей и юношества им. Н.К. Крупской// Бюллетень № 2, 2003