СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся, склонных к аутоагрессивному поведению

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся, склонных к аутоагрессивному поведению»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Линдовская СШ


Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся, склонных к аутоагрессивному поведению


Цель программы: нормализация эмоционального состояния, коррекция поведения, формирование адекватного восприятия окружающего мира.


  1. Содержание программы (направления и формы работы):

1. Намеченные пути поддержки и коррекции выявленной проблемы:

  • нормализация эмоционального поведения: создание атмосферы безопасности;

  • стимулирование положительных эмоций; актуализация эмоционального общения с участниками образовательного процесса;

  • вовлечение ребёнка в деятельность и общение со сверстниками (кружки, секции, внеурочная деятельность и т.д.);

  • установление доверительных отношений со взрослыми.

2. Укрепление нервной системы

  • Консультация врача - психиатра (по необходимости);

  • Совместный контроль и наблюдение педагога-психолога, классного руководителя за состоянием, изменениями настроения в период медикаментозного лечения (если таковое имеется);

  • Релаксационные методы (аутогенная тренировка, обучение навыкам самоконтроля);

  • Осуществление комплексного подхода в укреплении НС (контроль учебной нагрузки, реализация коррекционной работы и единого педагогического подхода).

3. Укрепление эмоционально - личностной сферы

  • Овладение навыками самоконтроля и саморегуляции;

  • Усиление личностных ресурсов в формировании «антисуицидального барьера», роли антисуицидальных факторов с акцентом на жизненные ценности;

  • Обучение эффективным способам выхода из кризисных ситуаций, выработка адекватных способов снятия напряжения в психотравмирующих ситуациях;

  • Повышение уровня психологической защищенности и навыков стрессоустойчивости;

  • Формирование социальных установок, изменение системы ценностей;

  • Самоактуализация «Я».



Предполагаемый результат: уровень тревожности в пределах нормы, снижение уровня депрессивных симптомов, сформированная адекватная самооценка, ориентация в системе ценностей, сформированное ценностное отношение к жизни и здоровью.









КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ


ФИО учащегося________________________________________ Класс______ Дата рождения______________Возраст____________ Телефон__________________________

ФИО законного представителя_____________________________________ Телефон _______________________

Домашний адрес_____________________________ Дата постановки на учет__________(в результате данных диагностики / попытки суицида).

Актуальные проблемы: __________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


I. Диагностико – информационный материал


1.Блок классного руководителя. Результаты наблюдений (Таблица факторов наличия кризисной ситуации). Индикаторы суицидального риска. Нужное подчеркнуть

Ситуационные

-конфликты с родителями

-конфликты с педагогами

-конфликты в области дружеских или любовных отношений

-потеря, смерть, расставание близкого человека

-вынужденная социальная изоляция, смена места жительства

-сексуальное насилие

-нежелательная беременность

-«потеря лица» (позор, унижения в группе)


Поведенческие

-злоупотребление психоактивными веществами, алкоголем

-эскейп-реакции (уход из дома)

-резкое снижение повседневной активности

-необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду

-неприязненное или безразличное отношение к окружающим, ненависть к благополучию окружающих

-уход от контактов, изоляция от друзей и семьи

-отказ от общественной работы, от совместных дел

-излишний риск в поступках

-снижение или повышение аппетита

-признаки постоянной усталости

-посещение кладбищ

-частое прослушивание траурной или печальной музыки

-приведение дел в порядок

Коммуникативные

- усиление жалоб на физическое недомогание

-жалобы на недостаток сна или повышенная сонливость

-медленная речь, тихий монотонный голос, краткость и отсутствие ответов

-ускоренная экспрессивная речь

-патетические интонации, причитания, склонность к нытью

-предпочтение тем разговора и чтения, связанных со смертью, самоубийствами, загробной жизнью

-прямые сообщения о суицидальных намерениях

-косвенные сообщения о суицидальных намерениях

-шутки, иронические высказывания о желании умереть, бессмысленности жизни

Когнитивные

-негативная триада, характерная для депрессивных состояний - негативные оценки своей личности, окружающего мира, будущего

-туннельное видение - неспособность увидеть иные приемлемые пути решения проблемы, кроме суицида

-нарушения внимания со снижением качества выполняемой работы

Эмоциональные

-депрессивное настроение (безразличие к своей судьбе, подавленность, безнадежность, беспомощность, отчаяние)

-склонность к быстрой перемене настроения

-скука, грусть, уныние, угнетенность, мрачная угрюмость

-злобность, раздражительность, ворчливость, враждебность

-тревога, ожидание непоправимой беды, страх

-тоска как постоянный фон настроения, взрывы тоски с чувством отчаяния, безысходности


2.Блок социального педагога.

Особенности поведения в социуме (друзья, взаимоотношения со сверстниками, вредные привычки, занятость во внеурочное время)

Условия семейного воспитания, взаимоотношения в семье. Отношение родителей к воспитанию

Результаты социометрии и

анализ социального паспорта класса










3.Блок педагога-психолога. Индивидуально – психологические факторы. Данный блок психологического исследования помогает составить индивидуально – психологические портрет подростка, склонного к суицидальному поведению и определить причины аддикции.


Актуальный уровень психического развития

Исследуемая характеристика личности

Используемые методики

Анализ результатов диагностики

Выявление наличия и уровня депрессии

Опросник детской депрессии М. Ковач


Определение уровня надежды и безнадежности

Методика «Шкала надежды и безнадежности» А.А. Горбатков


Определение уровня тревожности, отстраненности, агрессивности, негативизма, асоциальности /антисоциальности, признаки возможной психической патологии

Проективная методика «Рисунок человека» под ред. А.Л. Венгер



Определение типа акцентуаций и типа психопатий

Опросник «ПДО» для подростков Н.Я. Иванов, А.Е. Личко


Определение эмоционального состояния

Карта Стотта


Выявление антивитального поведения и факторов жизнестойкости

Антивитальность



Суицидальные факторы

Личностно-семейные:


Состояние здоровья:


Конфликты, связанные

с антисоциальным поведением

Конфликты,

связанные с учебой

Материально-бытовые трудности

- семейные конфликты, развод родителей

- болезнь, смерть близкого человека

- одиночество, неудачная любовь

- половая несостоятельность

- оскорбление, унижение со стороны окружающих

- психические заболевания

- соматические заболевания

- уродства


- опасение уголовной

ответственности

- боязнь наказания

- боязнь позора



Тенденция к самоповреждению _

Наличие незаконченной попытки

Наличие суицидальных попыток в семье

Предположение об употребление алкоголя или наркотиков

Наличие или проявление депрессий

Анти суицидальные факторы

Эмоционально значимый человек _______________________________________________________________________________________________________________________________

Чувствует ответственность за ___________________________________________________________________________________________________________________________________

Наличие творческих планов ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Боязнь физического страдания __________________________________________________________________________________________________________________________________

Ценности ребенка _____________________________________________________________________________________________________________________________________________



Определение резервных возможностей подростка

Люди контактирующие

с подростком

Форма взаимоотношений и межличностных взаимодействий подростка

(до коррекции)

Форма взаимоотношений и межличностных взаимодействий подростка (после коррекции)

Родители



Педагоги



Сверстники




  1. Индивидуальное коррекционное сопровождение подростка, совершившего суицидальную попытку

  • формирование социальных установок;

  • изменение системы ценностей;

  • усиление роли антисуицидальных факторов с акцентом на ценности жизни как таковой;

  • самоактуализация «Я»;

  • выработка адекватных способов снятия напряжения в психотравмирующих ситуациях;

  • уменьшение эмоциональной зависимости и ригидности;

  • формирование системы компенсаторных механизмов, направленных на появление внутренней возможности отступление в субъективно непреодолимой ситуации;

  • повышение потенциала эутимных, приносящих наслаждения, способов мышления и поведения


План индивидуальной работы (предполагается коррекция сроков реализации и форм деятельности)

Дата

Содержание, методы, формы работы


Ежедневный контроль посещаемости учащегося


Наблюдение за эмоциональными реакциями учащегося на жизненные ситуации, контроль эмоционального состояния


Патронат семьи учащегося


Вовлечение во внеурочную деятельность


Диагностика психологических причин деструктивного поведения учащегося:

  • уровень депрессии (Опросник детской депрессии М. Ковач)

  • уровень безнадежности (Методика"Шкала надежды и безнадежности ” А. А.Горбатков)

  • уровень тревоги и страха (проективная методика” Рисунок человека" А.Л.Венгер)

  • опросник "Акцентуация характера” Прутченков (или патохарактерологический опросник для подростков Н.Я. Иванов, А. Е.Личко)

  • Карта Стотта

  • Антивитальность


Индивидуальное консультирование родителей, классного руководителя по результатам диагностики, работы и планированию дальнейших действий


Цикл тренинговых занятий (снижение тревоги, поиск ресурсов, коррекция жизненных установок)


Мониторинг (скрытое наблюдение) активности в соц. сетях, анализ эмоционального состояния


Просветительские и коррекционные беседы о ценности жизни


Установление и поддержка конструктивного взаимодействия с родителями, разъяснительная консультативная работа


Информирование ребёнка о возможной помощи со стороны различных структур (памятки, буклеты) с указанием телефонов доверия разного уровня


Направление к медицинскому психологу


Подведение профилактических бесед о законопослушном поведении с привлечением сотрудников ОДН


Проведение часа общения/классного часа по безопасному поведению во время каникул.


Мониторинг занятости во внеурочное, каникулярное время.


Привлечение к участию в профилактических акциях






  1. Учет работы классного руководителя

Дата

Вид работы

Результаты

Рекомендации














  1. Учет работы социального педагога

Дата

Вид работы

Результаты

Рекомендации














  1. Учет работы педагога-психолога. Степень риска самоубийства (3 степени риска):

  • Незначительный риск (наличие суицидальных мыслей без определённых планов)

Задачи психолога при незначительном риске.

  1. Оказать эмоциональную поддержку

  2. Сфокусировать ребенка на сильных сторонах его личности

  3. Направить к психотерапевту (психиатру)

  4. Наладить постоянные контакты.

  • Риск средней степени (наличие суицидальных планов без сроков реализации)

Задачи психолога при наличии риска средней степени:

  1. Оказать эмоциональную поддержку

  2. Укрепить желание жить

  3. Обсудить альтернативы самоубийства

  4. Направить к психотерапевту (психиатру)

  5. Связаться с семьей, друзьями.

  • Высокий риск (есть мысли, разработан план, есть сроки реализации и средства для этого)

Задачи психолога при наличии высокого риска

  1. Постоянно оставаться с ребенком, не оставляя его ни на минуту

  2. Удалить орудия самоубийства (при необходимости)

  3. Немедленно связаться с психиатром или опытным врачом, вызвать скорую помощь и организовать госпитализацию

  4. Информировать семью.


Выявленные особенности

Виды работы

Результаты

Рекомендации














График консультаций, бесед, занятий

Дата/ время

Вид деятельности

Рекомендации








Результаты _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________