МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Линдовская СШ
Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся, склонных к аутоагрессивному поведению
Цель программы: нормализация эмоционального состояния, коррекция поведения, формирование адекватного восприятия окружающего мира.
Содержание программы (направления и формы работы):
1. Намеченные пути поддержки и коррекции выявленной проблемы:
нормализация эмоционального поведения: создание атмосферы безопасности;
стимулирование положительных эмоций; актуализация эмоционального общения с участниками образовательного процесса;
вовлечение ребёнка в деятельность и общение со сверстниками (кружки, секции, внеурочная деятельность и т.д.);
установление доверительных отношений со взрослыми.
2. Укрепление нервной системы
Консультация врача - психиатра (по необходимости);
Совместный контроль и наблюдение педагога-психолога, классного руководителя за состоянием, изменениями настроения в период медикаментозного лечения (если таковое имеется);
Релаксационные методы (аутогенная тренировка, обучение навыкам самоконтроля);
Осуществление комплексного подхода в укреплении НС (контроль учебной нагрузки, реализация коррекционной работы и единого педагогического подхода).
3. Укрепление эмоционально - личностной сферы
Овладение навыками самоконтроля и саморегуляции;
Усиление личностных ресурсов в формировании «антисуицидального барьера», роли антисуицидальных факторов с акцентом на жизненные ценности;
Обучение эффективным способам выхода из кризисных ситуаций, выработка адекватных способов снятия напряжения в психотравмирующих ситуациях;
Повышение уровня психологической защищенности и навыков стрессоустойчивости;
Формирование социальных установок, изменение системы ценностей;
Самоактуализация «Я».
Предполагаемый результат: уровень тревожности в пределах нормы, снижение уровня депрессивных симптомов, сформированная адекватная самооценка, ориентация в системе ценностей, сформированное ценностное отношение к жизни и здоровью.
КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
ФИО учащегося________________________________________ Класс______ Дата рождения______________Возраст____________ Телефон__________________________
ФИО законного представителя_____________________________________ Телефон _______________________
Домашний адрес_____________________________ Дата постановки на учет__________(в результате данных диагностики / попытки суицида).
Актуальные проблемы: __________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
I. Диагностико – информационный материал
1.Блок классного руководителя. Результаты наблюдений (Таблица факторов наличия кризисной ситуации). Индикаторы суицидального риска. Нужное подчеркнуть
Ситуационные -конфликты с родителями -конфликты с педагогами -конфликты в области дружеских или любовных отношений -потеря, смерть, расставание близкого человека -вынужденная социальная изоляция, смена места жительства -сексуальное насилие -нежелательная беременность -«потеря лица» (позор, унижения в группе) | Поведенческие -злоупотребление психоактивными веществами, алкоголем -эскейп-реакции (уход из дома) -резкое снижение повседневной активности -необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду -неприязненное или безразличное отношение к окружающим, ненависть к благополучию окружающих -уход от контактов, изоляция от друзей и семьи -отказ от общественной работы, от совместных дел -излишний риск в поступках -снижение или повышение аппетита -признаки постоянной усталости -посещение кладбищ -частое прослушивание траурной или печальной музыки -приведение дел в порядок | Коммуникативные - усиление жалоб на физическое недомогание -жалобы на недостаток сна или повышенная сонливость -медленная речь, тихий монотонный голос, краткость и отсутствие ответов -ускоренная экспрессивная речь -патетические интонации, причитания, склонность к нытью -предпочтение тем разговора и чтения, связанных со смертью, самоубийствами, загробной жизнью -прямые сообщения о суицидальных намерениях -косвенные сообщения о суицидальных намерениях -шутки, иронические высказывания о желании умереть, бессмысленности жизни | Когнитивные -негативная триада, характерная для депрессивных состояний - негативные оценки своей личности, окружающего мира, будущего -туннельное видение - неспособность увидеть иные приемлемые пути решения проблемы, кроме суицида -нарушения внимания со снижением качества выполняемой работы | Эмоциональные -депрессивное настроение (безразличие к своей судьбе, подавленность, безнадежность, беспомощность, отчаяние) -склонность к быстрой перемене настроения -скука, грусть, уныние, угнетенность, мрачная угрюмость -злобность, раздражительность, ворчливость, враждебность -тревога, ожидание непоправимой беды, страх -тоска как постоянный фон настроения, взрывы тоски с чувством отчаяния, безысходности |
2.Блок социального педагога.
Особенности поведения в социуме (друзья, взаимоотношения со сверстниками, вредные привычки, занятость во внеурочное время) | Условия семейного воспитания, взаимоотношения в семье. Отношение родителей к воспитанию | Результаты социометрии и анализ социального паспорта класса |
| | |
3.Блок педагога-психолога. Индивидуально – психологические факторы. Данный блок психологического исследования помогает составить индивидуально – психологические портрет подростка, склонного к суицидальному поведению и определить причины аддикции.
Актуальный уровень психического развития
Исследуемая характеристика личности | Используемые методики | Анализ результатов диагностики |
Выявление наличия и уровня депрессии | Опросник детской депрессии М. Ковач | |
Определение уровня надежды и безнадежности | Методика «Шкала надежды и безнадежности» А.А. Горбатков | |
Определение уровня тревожности, отстраненности, агрессивности, негативизма, асоциальности /антисоциальности, признаки возможной психической патологии | Проективная методика «Рисунок человека» под ред. А.Л. Венгер | |
Определение типа акцентуаций и типа психопатий | Опросник «ПДО» для подростков Н.Я. Иванов, А.Е. Личко | |
Определение эмоционального состояния | Карта Стотта | |
Выявление антивитального поведения и факторов жизнестойкости | Антивитальность | |
Суицидальные факторы |
Личностно-семейные: | Состояние здоровья: | Конфликты, связанные с антисоциальным поведением | Конфликты, связанные с учебой | Материально-бытовые трудности |
- семейные конфликты, развод родителей - болезнь, смерть близкого человека - одиночество, неудачная любовь - половая несостоятельность - оскорбление, унижение со стороны окружающих | - психические заболевания - соматические заболевания - уродства | - опасение уголовной ответственности - боязнь наказания - боязнь позора | | Тенденция к самоповреждению _ Наличие незаконченной попытки Наличие суицидальных попыток в семье Предположение об употребление алкоголя или наркотиков Наличие или проявление депрессий |
Анти суицидальные факторы |
Эмоционально значимый человек _______________________________________________________________________________________________________________________________ Чувствует ответственность за ___________________________________________________________________________________________________________________________________ Наличие творческих планов ____________________________________________________________________________________________________________________________________ Боязнь физического страдания __________________________________________________________________________________________________________________________________ Ценности ребенка _____________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Определение резервных возможностей подростка
Люди контактирующие с подростком | Форма взаимоотношений и межличностных взаимодействий подростка (до коррекции) | Форма взаимоотношений и межличностных взаимодействий подростка (после коррекции) |
Родители | | |
Педагоги | | |
Сверстники | | |
Индивидуальное коррекционное сопровождение подростка, совершившего суицидальную попытку
формирование социальных установок;
изменение системы ценностей;
усиление роли антисуицидальных факторов с акцентом на ценности жизни как таковой;
самоактуализация «Я»;
выработка адекватных способов снятия напряжения в психотравмирующих ситуациях;
уменьшение эмоциональной зависимости и ригидности;
формирование системы компенсаторных механизмов, направленных на появление внутренней возможности отступление в субъективно непреодолимой ситуации;
повышение потенциала эутимных, приносящих наслаждения, способов мышления и поведения
План индивидуальной работы (предполагается коррекция сроков реализации и форм деятельности)
№ | Дата | Содержание, методы, формы работы |
| | Ежедневный контроль посещаемости учащегося |
| | Наблюдение за эмоциональными реакциями учащегося на жизненные ситуации, контроль эмоционального состояния |
| | Патронат семьи учащегося |
| | Вовлечение во внеурочную деятельность |
| | Диагностика психологических причин деструктивного поведения учащегося: уровень депрессии (Опросник детской депрессии М. Ковач) уровень безнадежности (Методика"Шкала надежды и безнадежности ” А. А.Горбатков) уровень тревоги и страха (проективная методика” Рисунок человека" А.Л.Венгер) опросник "Акцентуация характера” Прутченков (или патохарактерологический опросник для подростков Н.Я. Иванов, А. Е.Личко) Карта Стотта Антивитальность |
| | Индивидуальное консультирование родителей, классного руководителя по результатам диагностики, работы и планированию дальнейших действий |
| | Цикл тренинговых занятий (снижение тревоги, поиск ресурсов, коррекция жизненных установок) |
| | Мониторинг (скрытое наблюдение) активности в соц. сетях, анализ эмоционального состояния |
| | Просветительские и коррекционные беседы о ценности жизни |
| | Установление и поддержка конструктивного взаимодействия с родителями, разъяснительная консультативная работа |
| | Информирование ребёнка о возможной помощи со стороны различных структур (памятки, буклеты) с указанием телефонов доверия разного уровня |
| | Направление к медицинскому психологу |
| | Подведение профилактических бесед о законопослушном поведении с привлечением сотрудников ОДН |
| | Проведение часа общения/классного часа по безопасному поведению во время каникул. |
| | Мониторинг занятости во внеурочное, каникулярное время. |
| | Привлечение к участию в профилактических акциях |
| | |
| | |
Учет работы классного руководителя
Дата | Вид работы | Результаты | Рекомендации |
| | | |
| | | |
| | | |
Учет работы социального педагога
Дата | Вид работы | Результаты | Рекомендации |
| | | |
| | | |
| | | |
Учет работы педагога-психолога. Степень риска самоубийства (3 степени риска):
Задачи психолога при незначительном риске.
Оказать эмоциональную поддержку
Сфокусировать ребенка на сильных сторонах его личности
Направить к психотерапевту (психиатру)
Наладить постоянные контакты.
Задачи психолога при наличии риска средней степени:
Оказать эмоциональную поддержку
Укрепить желание жить
Обсудить альтернативы самоубийства
Направить к психотерапевту (психиатру)
Связаться с семьей, друзьями.
Высокий риск (есть мысли, разработан план, есть сроки реализации и средства для этого)
Задачи психолога при наличии высокого риска
Постоянно оставаться с ребенком, не оставляя его ни на минуту
Удалить орудия самоубийства (при необходимости)
Немедленно связаться с психиатром или опытным врачом, вызвать скорую помощь и организовать госпитализацию
Информировать семью.
Выявленные особенности | Виды работы | Результаты | Рекомендации |
| | | |
| | | |
| | | |
График консультаций, бесед, занятий
Дата/ время | Вид деятельности | Рекомендации |
| | |
| | |
Результаты _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________