СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа психолого-педагогического сопровождения ФГОС в начальной школе.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа психолого-педагогического сопровождения ФГОС в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«Программа психолого-педагогического сопровождения ФГОС в начальной школе.»

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ Г. УЛАН-УДЭ ЭРДЭМ hУРАЛСАЛАЙ ХОРООН УЛААН-УДЭ ХОТЫН ЗАХИРГААН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ 14-ДЭХИ ГИМНАЗИ» ГЭhЭН МУНИЦИПАЛЬНА

УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ № 14» АВТОНОМНО ЮРЭНХЫ hУРАЛСАЛАЙ ЭМХИ ЗУРГААН



Принято Утверждаю

Протокол педагогическо совета Директор МАОУ «Гимназия№14» № 174/2 от 01.09.22г. Тихонов А.Л. _____________

01.09.2022г.

Программа психолого-педагогического сопровождения

ФГОС  в начальной школе.





Составитель:

педагог-психолог Янкевич О.А.













г. Улан-Удэ 2022г



Пояснительная записка.

 Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования.  Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.

Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит педагогам  осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала. Работа психолога становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев.

Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов следующие компетенции: предметные, метапредметные и личностные. Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств потребует создания системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций становятся основным предметом деятельности школьного психолога.

Актуальной задачей образования становится обеспечение развития универсальных учебных действий (УДД) как собственно психологической составляющей ядра образования.

Универсальные учебные действия (УУД) - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Универсальные учебные действия (УУД) делятся на четыре основные группы:

В составе основных видов универсальных учебных действий (УУД) можно выделить четыре блока:

1) личностный; 

2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

3) познавательный;

4) коммуникативный.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

  • личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

  • действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.

  • действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

 Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

  • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

  • прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

  • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

  • оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

  • волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

 Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, действия постановки и решения проблем.

  1. Общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

  • знаково-символические - моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

  • умение структурировать знания;

  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

  1. Универсальные логические действия:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

  • синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

  • подведение под понятия, выведение следствий;

  • установление причинно-следственных связей,

  • построение логической цепи рассуждений,

  • доказательство;

  • выдвижение гипотез и их обоснование.

  1. Постановка и решение проблемы:

  • формулирование проблемы;

  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Видами коммуникативных действий являются:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

  • разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

  • управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

  • умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

  • владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

 

   В основу программы легли Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный Приказом министерства образования и науки 6.10.2009 г № 373; СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002). 



Цель программы – создание социально-психологических  условий для развития личности учащихся  начальной школы и их успешного обучения.

В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи:

  • Разработка   критериев  и методов  оценивания  сформированности  метапредметных и личностных компетенций учащихся начальной школы;

Систематическое отслеживание психолого-педагогических компетентностей ребенка и динамики его психологического развития в процессе школьного обучения;

Формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;

Создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии и обучении.



Методы работы: пошаговое обучение (информирование), обучение через погружение.



Формы работы:  психолого-педагогическая диагностика, развивающие занятия, лекции и семинары, родительские собрания, консультации.



Контингент: все участники образовательного процесса.



Структура деятельности педагога-психолога в рамках ФГОС



Участие в разработке и реализации системы оценки УДД

  • участие в разработке системы оценивания УДД;

  • диагностика развития личностных качеств на основе принципа безопасности;

  • помощь педагогам в анализе и интерпретации результатов



Создание развивающей среды

  •  просветительская и консультативная работа с родителями;

  •  просвещение и консультирование педагогов по вопросам индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.



Развивающие и коррекционные мероприятия с детьми

  • групповая развивающая работа;

  • коррекционно-развивающая работа (индивидуальная или подгрупповая);

  • участие в работе консилиумов


Основные направления деятельности школьной психологической службы

1. Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. 


2. Диагностика индивидуальная и групповая (скрининг) -  выявление наиболее важных особенностей деятельности, поведения и психического состояния школьников, которые должны быть учтены в процессе сопровождения. 


3. Консультирование (индивидуальное и групповое) - оказание помощи и создание условий для развития личности,  способности выбирать и действовать по собственному усмотрению, обучаться новому поведению. 


4. Развивающая работа (индивидуальная и групповая) - формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении.


5. Составление индивидуального образовательного маршрута - комплексная работа специалистов образовательного учреждения и родителей по составлению прогноза развития ребенка с учетом индивидуальных и возрастных особенностей,  а также организация условий для реализации индивидуального маршрута развития.

 
6. Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) - организация работы, прежде всего, с учащимися, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики. 


7. Психологическое просвещение и образование  детей и взрослых - формирование потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта. 

        Все обозначенные выше направления работы в рамках психолого-педагогического сопровождения  ФГОС отражены в следующих этапах деятельности педагога-психолога.

Этапы реализации программы.

I этап – (1 класс) первичная адаптация детей к школе. В рамках данного этапа (с сентября по январь) предполагается:

1. Проведение психологической диагностики УДД в рамках изучения процесса адаптации первоклассников.

2. Проведение консультаций и просветительской работы с родителями первоклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и помощи детям.

3. Проведение индивидуальных консультаций  с педагогами по выработке единого подхода к отдельным детям и единой системе требований к классу.

4. Включение психолога в  методическую  работу педагогов, направленную на построение учебного процесса в соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями школьников, выявленными  в ходе диагностики и наблюдения за детьми в  первые недели обучения.

4. Организация психолого-педагогической поддержки школьников. Система групповой развивающей работы с детьми, направленная на повышение уровня их школьной готовности, социально-психологическую адаптацию в новой системе взаимоотношений.

6. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности педагогов, психологов и родителей в период первичной адаптации первоклассников.

                

II этап – (1-2 классы) Психолого-педагогическая работа со школьниками, испытывающими трудности в школьной адаптации и детьми «группы риска».

Работа в этом направлении осуществляется в течение второго полугодия 1-го класса и целого года 2-го класса и предполагает следующее:

  1. Проведение  индивидуальной психолого-педагогической диагностики в отношении школьников, испытывающих трудности в формировании универсальных учебных действий. Взаимодействие с ЦДиК по вопросам определения образовательного маршрута для детей, испытывающих трудности в усвоении школьной программы.

  2. Организация подгрупповой психо-коррекционной работы со школьниками, испытывающими трудности в обучении и поведении.

  3. Организация групповой развивающей работы с учащимися по развитию УУД.

  4.  Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики.

  5.  Просвещение и консультирование педагога по вопросам индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. 

  6. Участие психолога в методической работе педагогов с целью оптимизации учебного процесса, стиля педагогического общения.

Ш этап (3 класс) – промежуточная диагностика и корректировка дальнейшей работы.  Данный этап предполагает следующее:

  1. Проведение промежуточной  групповой диагностики во 2 четверти  3 класса (изучение личностных,  коммуникативных, познавательных УДД).

  2. Аналитическая деятельность по анализу результативности внедрения ФГОС.

  3. Психолого-педагогическая работа:

  • Развивающая – развивающие групповые занятия.

  • Просветительская работа с педагогами и родителями.

  • Индивидуальная консультативная работа  со всеми участникам образовательного процесса

IV  этап  - (4 класс) итоговая диагностика, подготовка учащихся  к переходу в 5 класс, осмысление результатов проведенной работы в начальной школе

  1. Проведение  диагностики психолого-педагогического статуса учащихся, выявление детей испытывающих трудности в учебной деятельности и межличностном взаимодействии.

  2. Организация групповой психолого-педагогической работы со школьниками, направленной на профилактику возможных трудностей  в 5 классе.   

  3.  Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики, по вопросам обучения и воспитания детей.

  4. Просвещение и консультирование педагогов по вопросам индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.

  5. Аналитическая работа, направленная на осмысление результатов проведенной  работы в начальной школе.

Ожидаемые результаты:

  1. Наличие  системы психолого-педагогического сопровождения внедрения ФГОС в начальной школе через разработку  эффективных механизмов совместной деятельности участников  учебно-воспитательного процесса  школы

  2. Наличие системы  оценивания УУД с учетом возрастных особенностей учащихся.

  3. Мониторинг отслеживания сформированности УУД и динамики психологического развития учащихся

  4. Информированность всех субъектов образовательного процесса о психолого-педагогических аспектах формирования УУД

  5. Сформированность положительного отношения к школе и навыков коммуникативной культуры у большинства выпускников начальной школы через развивающие занятия

  6. Наличие системы коррекционно-развивающих занятий для детей, имеющих проблемы в психологическом развитии и обучении.

Содержание работы по основным направлениям.

Организационно - методическое направление.

Данное направление включает следующие виды деятельности:

  1. Анализ документации, методических рекомендаций, психолого-педагогической  литературы по требованиям внедрения ФГОС в начальной школе.

  2. Обсуждение возможных путей реализации ФГОС в конкретном образовательном учреждении (МАОУ «Гимназия№14»).

  3. Участие вМО начальной школы по разработке инструментария оценки УДД.

  4. Совместный анализ мониторинга УДД в начальной школе.

  5. Участие в оформлении документации классов по результатам осуществления ФГОС.

  6. Совместный  анализ  процесса и результатов формирования УУД у школьников.









Профилактическое направление

Консультирование и просвещение педагогов

Консультирование и просвещение родителей

  • Семинары-практикумы для педагогов «Первый раз – в первый класс!»

«Возрастные особенности мл.школьников»

«Эмоциональное благополучие ребёнка»

«Профилактика трудностей в учебе»

«Детская агрессивность. Пути решения проблемы»

«Профилактика конфликтов в школьной среде»

«Развитие познавательных процессов в учебной деятельности»

«Первый раз – в пятый класс»

  •  Участие в психолого-педагогических консилиумах по результатам диагностик с разработкой рекомендаций по сопровождению детей и в первую очередь тех школьников, которые испытывают школьные трудности.

Индивидуальные и групповые консультации педагогов по работе с разными проблемами классов и учащихся.

Информация на сайте гимназии.

Данное направление включает разные формы работы с родителями:

-информационные;

- проблемные

  • Общешкольные и классные  родительские собрания, «круглые столы», семинары на темы: «Психологические трудности адаптации первоклассников к школьному обучению», «Как научить ребёнка учиться. Помощь родителей», «Возрастные задачи и трудности мл.школьников», «Как помочь ребёнку подружиться», «Детская ложь. Что делать?», « Как на самом деле любить ребёнка» «Ребенок и семья. Стили родительского воспитания», «Ваш ребенок -  будущий пятиклассник»

  • Консультирование родителей по вопросам оказания психологической поддержки своему ребенку,

Памятки, печатные рекомендации,  информация на сайте гимназии




Диагностическое направление

Примерный график психологического сопровождения реализации ФГОС  на первой ступени обучения

(диагностическая работа)

УУД

Инструментарий

Сроки

Отчетная документация

1 – й класс

Личностные УУД

Коммуникативные УУД

Мотивация учения



Личностные

Самооценка

Мотивация учения

Регулятивные УУД

Эмоциональное и функциональное состояние обучающихся

1 – 4классы


Коммуникативные УУД


Стартовая диагностика (1этап)

Методика «Лесенка» (В.Г.Щур)

Метод наблюдения

Проективный рисунок (Н.Г.Лусканова)


Диагностика адаптации к школе (2 этап)

Методика «Лесенка» (В.Г.Щур)

«Что мне нравится в школе?»

Проективый рисунок (Н.Г.Лусканова)

«Палочки и черточки» (У.В.Ульенкова)

Восьмицветный тест М. Люшера (модификация Вольнефера)

Диагностика тревожности «Шкала социально-ситуативной тревоги» Кондаша

« Беседа о школе» (авторы: Д.Б, Эльконин, А.Г. Венгер)

Социометрия


Октябрь-ноябрь






Декабрь – январь







Февраль - март


Протоколы: самооценка, саморегуляция и мотивация (персонифицированные данные) – хранятся у психолога




Протоколы диагностики в обобщенном виде и индивидуально по классу

Результаты хранятся у психолога




Протоколы диагностики хранятся у психолога

2-й класс

Проводится коррекционно-развивающая работа с детьми с признаками школьной дезадаптации (по результатам диагностики в 1-ом классе)

Октябрь - Апрель

Протоколы диагностики хранятся у психолога

3 - 4-й классы

4 класс

Личностные УУД

Самооценка

Мотивация учения

Эмоциональное и функциональное состояние обучающихся



Познавательные УУД


Коммуникативные УУД


Промежуточная диагностика

Итоговая диагностика

Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн (модификация А.М. Прихожан)

«Что мне нравится в школе?» - опросник (Н.Г.Лусканова)

Восьмицветный тест М. Люшера (модификация Вольнефера)

Методика «Исследование словесно-логического мышления младших школьников» (Э.Ф.Замбацявичене)

Метод наблюдения

Социометрия



Апрель - май

Протоколы испытаний: самооценка, мотивация, эмоциональное состояние, познавательные УУД, социометрия  (персонифицированные данные) - хранятся у психолога.

Аналитические справки по результатам диагностики (в обобщенном виде) предоставляются руководителю.

Результаты испытаний:

мотивация учения, познавательные УУД  (персонифицированные данные); самооценка, эмоциональное состояние, результаты социометрии (неперсонифицированные) передаются в папку учителя.



Коррекционно – развивающее направление

Цель развивающей деятельности –формирование социально-психологических компетенций в ситуации школьного обучения.

Достижение этой цели может быть достигнуто в процессе реализации следующих задач:

  • Развитие у детей когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе.

  • Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих ролевых отношений с педагогами.

  • Формирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной Я-концепции детей, устойчивой самооценки и низкого уровня школьной тревожности.

Основное содержание групповых занятий составляют игры и психотехнические упражнения, направленные на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, навыков адекватного социального поведения школьников. Также необходимый элемент всех занятий – психотехники, направленные на развитие групповых структур и процессов, поддержание благоприятного внутригруппового климата, сплочение и организационное развитие детского коллектива.

Структура группового занятия со школьниками.

  • Ритуалы приветствия – прощания сплочение детей, создание атмосферы группового доверия и принятия.

  • Разминка – средство воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности. Может проводиться в начале занятия, между отдельными упражнениями. Определенные разминочные упражнения позволяют активизировать детей, поднять их настроение, другие, напротив, направлены на снятие эмоционального чрезмерного возбуждения.

  • Основное содержание занятия – совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного развивающего комплекса (развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы). Последовательность упражнений должна предполагать чередование деятельностей, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике и др. Упражнения должны располагаться от простого к сложному (с учетом фактора утомления детей).

  • Рефлексия занятия – оценка занятия в 2-х аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали).

При проведении занятий используются методы:

  • психолого-педагогические игры;

  • развивающие упражнения;

  • диагностические методы (мониторинг уровня личностно-мотивационного развития, эмоционального состояния ученика);

  • рисуночные методы.

Принципы проведения занятий:

  1. Безопасность.

Создание атмосферы доброжелательности, психологического комфорта, принятия каждого ребенка.

  1. Возрастное соответствие.

Предлагаемые упражнения учитывают возрастные особенности обучающихся.

  1. Деятельностный принцип.

Задачи развития психических функций достигаются через использование различных видов деятельности.

  1. Дифференцированный подход.

      Учет индивидуальных особенностей учащихся.

  1. Рефлексия.

Совместное обсуждение понятного, почувствованного на занятии и краткое резюме педагога в конце занятия.

  1. Конфиденциальность.

      Адресность информации о ребенке родителям. Недопустимость медицинских диагнозов. Акцент на рекомендациях.

Тематика коррекционно-развивающих занятий для

обучающихся начального звена

Название курса

Класс

Форма организации

Цель курса

1. Коррекционные сказки для младших школьников «Лесная школа»

1

Развивающие адаптационные занятия с классом

Помощь детям в адаптации

2.«Уверенный ребенок»

1-2

Индивидуально – ориентированные занятия

Коррекция психологических проблем

3. «Учимся общаться», «Дружба начинается с меня»

1-2

Групповые занятия

Развитие социально-психологических навыков

4. «Дорога в пятый класс»

3-4

Развивающие занятия с классом

Развитие социально-психологических навыков

ПРОГРАММА

Коррекционно-развивающих занятий по адаптации первоклассников к школьному обучению

«Лесная школа».

Пояснительная записка

Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к новому коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям, адаптироваться к школьной жизни.

Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. В самом распространенном своем значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т.д. Ребенок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего и называется адаптированным (Битянова М.Р.).

Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.

Не у всех детей процесс адаптации происходит безболезненно. Для содействия обучающимся в социально-психологической адаптации к школьному обучению и формированию УУД разработана коррекционно-развивающая программа «Я-первоклассник!».

Поступление в школу – это новый этап в жизни ребёнка. Многие дети с трепетом и волнением переступают порог школы. Ведь они теперь занимают более значимую социальную позицию – школьника. Это торжественное событие иногда омрачается тревогой, страхом неизвестности.

Чтобы избежать негативных эмоций у первоклассников, помочь им в адаптации к школе, предлагаются для детей данные сказки. Сопереживая сказочным героям, дети обращаются к своим чувствам. Первоклассникам легче оценить свои поступки, осознавать причины своих волнений через образы лесных школьников. Типичное описание школьных атрибутов, класса, правил и др. позволяет снизить школьную тревогу у детей, они учатся использовать позитивные модели поведения в реальной жизни.

Цель программы: содействие благоприятному течению социально-психологической адаптации первоклассников к школьному обучению.

Задачи:

  1. Формирование положительного отношения к школе, стимулирование познавательной активности школьников;

  2. Знакомство школьника с нормами школьной жизни, содействие принятию требований учителя и ритма учебной деятельности, овладению правилами поведения на уроке и перемене, формирование личностных УУД;

  3. Развитие эмоционально-волевой сферы, содействие формированию произвольности и саморегуляции поведения, снятие страхов и эмоционального напряжения, формирование регулятивных УУД.

  4. Развитие познавательных психических процессов, формирование познавательных УУД;

  5. Развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих отношений с педагогами, формирование коммуникативных УУД.

  6. Создание условий для развития групповой сплоченности классного коллектива, принятия ребенком себя как представителя новой социальной общности.

  7. Профилактика школьной дезадаптации.

Теоретико-методологическую основу разработанной программы составляют положения отечественной и зарубежной педагогической и возрастной психологии А.В.Петровского, Д. Б. Эльконина, Л.И. Божович, А.Л. Венгер, Л.А. Венгер, И.В. Дубровиной, М.Р. Битяновой, М.М. Безруких.

Формы и методы работы: основной формой работы является групповое занятие с элементами психологического тренинга. Основное содержание групповой работы составляют игры, психотехнические упражнения, упражнения с элементами арт-терапии, психогимнастика, релаксационные методы, продуктивно-творческая деятельность.

Программа включает себя пять разделов:

1. Адаптация к школе

2. Отношение к вещам

3. Отношение к урокам

4. Школьные конфликты

5. Отношение к здоровью

В каждое занятие включены упражнения, направленные на развитие познавательных психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения)

Структура каждого занятия включает в себя: вступление, ритуал приветствия, разминка, основная часть, заключительная часть, ритуал прощания.

Планируемый результат: благоприятное течение социально-психологической адаптации обучающихся 1 класса к школе, сформированность УУД.

Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:

- сохранение физического, психического и социального здоровья детей;

- удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ребенку нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов

- установление контакта с обучающимися, с учителем;

- удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем;

- овладение навыками учебной деятельности;

- степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь после попыток выполнить задание самому.

Показатели неблагоприятной психологической адаптации.

- Физиологический уровень: повышенная утомляемость, снижение работоспособности, слабость, головные боли, боли в животе, нарушения сна и аппетита, появление вредных привычек (обгрызание ногтей, ручек), дрожания пальцев, навязчивых движений, говорения с самим собой, заикания, заторможенности или, наоборот, двигательного беспокойства (расторможенности).

- Познавательный уровень, проявляющийся в неуспешности обучения по программе, соответствующей возрасту и способностям ребёнка Ребенок хронически

не справляется со школьной программой. При этом он может безуспешно стараться преодолеть сложности либо отказываться учиться в принципе.

- Эмоциональный уровень, проявляющийся в нарушении отношения к обучению, учителям, жизненной перспективе, связанной с учёбой. Учебная и игровая пассивность, агрессивность по отношению к людям и вещам, повышенная тревожность, частая смена настроения, страх. Ребенок негативно относится к школе, не хочет туда ходить, не может наладить отношения с одноклассниками и учителями. Плохо относится к перспективе обучения.

- Социально-психологический уровень: упрямство, капризы, повышенная конфликтность, чувства неуверенности, неполноценности, своего отличия от других, заметная уединённость в кругу одноклассников, лживость, заниженная либо завышенная самооценка, сверхчувствительность, сопровождаемая плаксивостью, чрезмерной обидчивостью и раздражительностью.

- Поведенческий уровень, проявляется в импульсивном и неконтролируемом поведении, агрессивности, непринятии школьных правил, неадекватности требований к одноклассникам и учителям. Причем дети в зависимости от характера и физиологических особенностей могут вести себя по-разному. Одни будут проявлять импульсивность и агрессивность, другие – зажатость и неадекватные реакции.

Сформированность УУД.

1.Личностные УУД: принятие социальной роли ученика; сформированность внутренней позиции школьника; принятие и соблюдение норм школьного поведения; осуществление морального выбора с адекватной нравственной оценкой действий; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; овладение начальными навыками адаптации в социуме.

2. Регулятивные УУД: овладение способностью принимать и сохранять цели деятельности; осуществление целеполагания как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; овладение действиями планирования — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;

составление плана и последовательности действий; способность осуществлять действия прогнозирования — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; овладение действием контроля в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; осуществление действия коррекции — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами; способность к действию оценки — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий; освоение способов решения проблем творческого характера.

3. Познавательные УУД: овладение логическими операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий, простых причинно-следственных связей.

4. Коммуникативные УУД: способность к планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; возможность постановки вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; способность к разрешению конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; сформированность норм в общении с детьми и взрослыми; сформированность умения задавать вопросы; умения излагать свое мнение и оценку событий; умения знакомиться, присоединяться к группе; умения благодарить и принимать комплименты; умения выразить свои теплые чувства к другому; умения слушать и слышать собеседника; умение осознавать свои чувства и выражать их; умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности.

Оценка эффективности реализации программы.

  1. Для определения уровня социально-психологической адаптированности ребенка к школьному обучению применяется методика «Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» (Чирков В. И., Соколова О. Л., Сорокина О. В.).

  2. Диагностика сформированности УУД включает в себя:

Коммуникативные УУД

- Методика «Рукавички» (Г.А. Цукерман)

- «Кто прав?» (Г.А. Цукерман)

Регулятивные УУД

- Методика «Графический диктант» (Д.Б. Эльконин);

- Тест Тулуз-Пьрона.

Личностные УУД

- «Беседа о школе» (Т.А. Нежновой);

- Тест «Лесенка» (В.Г. Щур);

- Методика «Определение мотивов учения» (М.Р. Гинзбург)

Познавательные УУД

Методический комплекс Л.А. Ясюковой (задания на диагностику развития познавательных психических процессов).


Время проведения занятий

Материал рассчитан на проведение занятий 1 раз в неделю.

Продолжительность занятий: 40 минут.


Тридцать «лесных» сказок раскрывают 5 основных тем (блоков):


Тематический план

1 блок Сказки для школьной адаптации

«Создание Лесной школы», «Букет для учителя», «Смешные страхи», «Игры в школе», «Школьные правила».

После каждой сказки детям предлагается нарисовать рисунок по данной теме. После прочтения всех сказок для школьной адаптации дети сочиняют правила. Когда дети сочиняют, они самостоятельно обдумывают правила, осмысливают их назначение. Делают рисунки. Творческий подход добавляет положительные эмоции в выполнении школьных правил и в организации дисциплины. Адаптационный период проходит у каждого ученика по-разному, поэтому каждый хочет создать свою школу по-особенному. Ответы и рисунки детей являются диагностическим материалом и помогут увидеть, удовлетворены ли учащиеся школьным обучением, есть ли у них сильные эмоциональные переживания, школьная тревожность.

2 блок Сказки об отношении учеников к вещам

«Как собрать портфель», «Белочкин сон», «Госпожа Аккуратность», «Жадность», «Волшебное яблоко» (воровство), «Подарки в день рождения».

В школе дети встречаются с новым миром предметов, которые имеют отношение к значимой для них деятельности – учебной. Для некоторых детей школьные атрибуты являются дополнительным мотивирующим фактом для успешной учёбы.

Цель данных сказок: научить первоклассников правильно общаться с этими предметами, адекватно относится к ним, проявлять аккуратность и самостоятельность.

3 блок Сказки об отношении учеников к урокам и к знаниям

«Домашнее задание», «Школьные оценки», «Ленивец», «Списывание», «Подсказка».

В период адаптации к школе у детей бывают сложности с выполнением уроков, домашних заданий. Для одних учеников оценки являются мощным стимулом для хорошей учёбы, а для других они – серьёзное препятствие для раскрытия своих возможностей, причина школьных страхов. Адекватное отношение учеников к результатам учёбы позволяет детям понять логику процесса обучения, прямую зависимость оценки от затраченного труда или усвоения материала. Если ученики уже в начальной школе смогут осознать условность оценок, а так же возможность при желании их улучшить, то решение учебных проблем станет для детей привычным делом. Вера в свои силы, стремление к успеху, оптимизм будут верными спутниками учеников в течении всей жизни.

4 блок Сказки о здоровье и о том, как стать большим.

«Режим. Телевизор», «Бабушкин помощник», «Прививка», «Больной друг».

Первый класс – это серьёзное испытание для здоровья детей. Нагрузка на руку, сидячий образ жизни в школе, переутомление при выполнении домашних заданий порой приводят к соматическим заболеваниям (сколиозу, головным болям, желудочно - кишечным расстройствам и др.). А если ребёнок мало бывает на воздухе, капризен в питании и увлекается телевизионными передачами или игрой в компьютер, то он будет усталым и раздражительным. Уговоры родителей, строгие убеждения педагогов здесь малоэффективны.


5 блок Сказки о школьных конфликтах.

«Ябеда», «Шапка-невидимка», «Задача для Лисёнка», «Спорщик», «Обида», «Хвосты», «Драки», «Грубые слова», «Дружная страна».

Эти сказки можно использовать в коррекционной работе с агрессивными детьми. В отличие от предыдущих блоков сказок здесь не прослеживается жёсткая сюжетная связь, то есть «конфликтные» сказки автономны. Поэтому их можно использовать отдельно друг от друга.





Консультативное направление

Консультации

Контингент

Сроки

1

Индивидуальные консультации по проблемам адаптации

Родители, учителя

Сентябрь -октябрь

2

Результаты диагностики адаптации к школе у первоклассников

Родителя, учителя

Январь - февраль

3

Индивидуальные консультации для учителей по результатам индивидуальной психологической диагностики учащихся.

Педагоги

В теч.года

4

Индивидуальные консультации для родителей по вопросам воспитания и развития (по запросам)

Родители

В теч.года

5

Консультирование педагогов по результатам итоговой диагностики развития УУД учащихся начальной школы

Педагоги

Апрель-май

6

Индивидуальные консультации учащихся (по запросу)


Учащиеся

В теч.года

Рецензия на программу прилагается.



Список литературы

    1. Афонькина Ю.А. Справочник педагога – психолога школы. М.,2017

    2. Глазунов Д.А. Психология Развивающие занятия 1 класс, М., 2008

    3. Жаркова Е. Н. Развитие коммуникативной деятельности учителя начальных классов в системе повышения квалификации // Автореф. на соиск. научн. степ.канд. пед. наук. Барнаул, 1998.

    4. Зак А.З. Как определить уровень мышления школьника. М., 1982.

    5. Захарова А.В. Психология формирования самооценки. Минск, 1993.

    6. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 2002.

    7. Зинченко В.П. Психологическая педагогика. – Самара: изд-во СГПУ, 1998.

    8. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В.Давыдова). – М.: Гардарики, 2002.

    9. Коробкина С.А. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1,5,10 классы): система работы с детьми, родителями, педагогами. – М.,2017г

    10. Михайлина М. Ю. Профилактика детской агрессивности. Теоретические основы, диагностические методы, коррекционная работа, - М.,2017г

    11. Особенности личностного и профессионального развития субъектов образовательного пространства в современных социально-экономических условиях. Под ред. Митиной Л.М.- М.,2010

    12. Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Под ред.В.В. Рубцова. – М, 2010

    13. Рудякова О.Н. Психологическая поддержка младших школьников: программы, конспекты занятий. – М.,2017г

    14. Стандарты второго поколения. Как проектировать универсальные учебные действия.- М., 2010

    15. Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба.-М., 2008

    16. Шваб Е.Д. Психологическая профилактика, диагнотика, коррекционно-развивающие программы и занятия. Из опыта работы школьного психолога. – М., 2017г

    17. Шваб Е.Д. Психологическая поддержка учащихся: развивающие занятия, игры, тренинги и упражнения. - М. 2016

 

1.

2.

3

4