СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа психомоторного развития детей «Коррекционная ритмика»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа психомоторного развития детей «Коррекционная ритмика» предназначена для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Программа психомоторного развития детей «Коррекционная ритмика»»

14






Управление образования Новосибирского района

Новосибирской области

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Новосибирского района Новосибирской области

«Мичуринская средняя школа №123»



Программа

коррекционно-развивающих занятий

«Журавушка»

для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Срок реализации: 2 года

Авторы:

Абрамова И.П.,

учитель – логопед,

Кудрявцева И.М.,

педагог – психолог








Пояснительная записка

Программа психомоторного развития детей «Коррекционная ритмика» это программа дополнительного образования. Она предназначена для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

В дошкольном возрасте движение, двигательная активность является одним из важнейших условий и средств физического и психического развития ребёнка. В школьные годы уровень сформированности двигательной сферы ребёнка в значительной мере определяет его успешность в овладении многими учебными и трудовыми навыками, в развитии моторной ловкости, в дальнейшем влияет на выбор будущей профессии, на возможности её освоения. Можно сказать, что состояние двигательной системы во многом сказывается на становлении его личности.

В нашей педагогической практике мы отмечаем большое количество детей с отклонениями в психомоторном развитии. Недостаточность двигательных функций у детей проявляется во всех компонентах моторики: общей (крупной), тонких движениях кистей и пальцев рук, мимической и речевой моторике. Нарушение координации движений в действиях влияет на точность движений и общую ловкость, затрудняет рисование, письмо, отрицательно сказывается на выразительности мимики и пантомимики, на формировании произносительной стороны речи: правильного и чёткого звукопроизношения, интонационной и темпо-ритмической выразительности, общей внятности речи. Кроме того, для этих детей характерно недостаточное развитие пространственной ориентации, произвольности, а также импульсивность, эмоциональная неустойчивость.

Задачу развития двигательных функций и своевременной коррекционно-развивающей работы в случаях недостаточного психомоторного развития невозможно выполнить в рамках физического и трудового воспитания. Необходима специальная коррекция на основе современных научных представлений о сложной организации психомоторики, о психофизиологических механизмах, обеспечивающих её становление.

Коррекционная ритмика – это специальные комплексные занятия, на которых осуществляется профилактика и коррекция отклонений в развитии учащихся: преодоление недостатков психомоторной, двигательной, познавательной и эмоционально-волевой сферы детей средствами музыкально-ритмической деятельности, психоразвивающих и логоритмических упражнений, построенных на сочетании движений, музыки и слова.

Способность к восприятию и воспроизведению ритма выступает в качестве базисной по отношению к различным сложным видам деятельности (предметной, изобразительной, речевой, письменной и др.) Музыкальные игры снимают психоэмоциональное напряжение, воспитывают навыки группового поведения, т. е. социализируют ребенка. Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность, способствует целенаправленной деятельности. Особенно большое значение занятия имеют для детей с задержкой психического развития.

В группах могут заниматься дети с нормой развития, с ОНР, с ФФНР, дети с ЗПР и легкой умственной отсталостью (инклюзия). Ограничение и противопоказание на участие в совместной работе имеют дети с тяжелыми физическими и психическими нарушениями (это неэффективно и травмоопасно как для самих детей, так и для участников группы). Для детей со специальными образовательными потребностями могут быть предусмотрены занятия индивидуальные, подгрупповые.

Способы, которыми обеспечивается гарантия прав участников программы:

- в начале проведения занятий дети знакомятся с правилами работы в группе, основанными на принципах взаимоуважения, добровольности, активности, безопасного поведения;

- в ходе проведения занятий необходимо соблюдать права участников, закрепленные уставом учебного заведения.

Помимо этого психолог, проводящий занятия, действует, руководствуясь "Этическим кодексом психолога".

Сферы ответственности участников программы.

Специалисты заключают с родителями договор о разрешении на проведение диагностической и коррекционной работы с их детьми. Действуют строго в соответствии с принципами коррекционно-развивающей работы:

  1. Принцип замещающего онтогенеза.

  2. Принцип природосообразности.

  3. Принцип единства диагностики и коррекции.

  4. Принцип системности коррекционных задач.

  5. Деятельностный принцип коррекции.

  6. Принцип комплексности коррекционного воздействия.

  7. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения.

  8. Принцип учета эмоциональной окрашенности материала.

Детям рекомендовано посещать занятия в специальной форме, не пропускать без уважительной причины, соблюдать правила работы в группе.

Родители могут посещать открытые занятия, практикумы, где обучаются коррекционным упражнениям, должны стремиться выполнять все указания специалиста относительно развития ребенка. От активности и заинтересованности родителей в немалой степени зависит успех коррекционной работы.


Цели занятий:

Активизация развития всех высших психических функций ребенка и в итоге – речи и интеллекта.


Задачи:

  1. Развитие базальных нейропсихологических факторов:

  • модально-специфического,

  • кинестетического и кинетического,

  • пространственного,

  • произвольной регуляции психической деятельности,

  • энергетического обеспечения,

  • межполушарного взаимодействия.

  1. Совершенствование качественных характеристик движения.

  2. Развитие таких личностных качеств как самоконтроль, самооценка, произвольность движения и поведения, умение адекватно воспринимать требования учителя, формирование навыков общения, сотрудничества, этики поведения, потребности в творческой деятельности.

4. Снятие психоэмоционального напряжения

5. Расширение двигательных возможностей, способствующих физическому и социальному оздоровлению детей.

6. Развитие восприятия, внимания, памяти, речевой активности.


Форма реализация занятий коррекционной ритмикой – групповая, возможно и смешанная (индивидуально-групповая) в зависимости от особенностей детей.

Наполняемость групп – не более 12 человек.

Проводятся занятия 2 раза в неделю.

Продолжительность занятий 30-45 минут (Приложение 1).


Ресурсы, которые необходимы для эффективной реализации программы.

Требования к материально-технической оснащенности учреждения для реализации программы:

- специальное, проветриваемое помещение,

- ковровое покрытие,

- зеркала на стене,

- музыкальный центр, аудиотека,

- сухой бассейн,

- специальное оборудование: маты, «бочки», батут, модули и т.д.

- инструментарий: обручи, мячи большие, средние и малые для пальчиковой гимнастики, мячи для самомассажа, бубны и погремушки, флажки и султанчики, ленты кегли, скакалки, яркие изображения на стене в форме круга, квадрата, знака бесконечности для глазодвигательного репертуара и т.д.

Дети должны быть в спортивной облегчённой одежде (шорты, майка) и носочках.

Занятие проводят учитель-логопед и педагог-психолог. Приветствуется участие музыкального работника.


Занятия ритмикой способствуют более полной реализации программ логопедического, психологического развития детей, формированию УУД, необходимых для социализации ребенка и успешного усвоения учебного материала.

Теоретические основы

Теоретической базой создания программы являются современные представления о закономерностях развития и иерархическом строении мозговой организации ВПФ в онтогенезе (А.Р. Лурия), принцип «замещающего онтогенеза» (А. В. Семенович), учение о нейропсихологической реабилитации и формирующем обучении (Л.С. Цветкова).

Успешность и неуспешность психомоторного развития в целом определяется двумя основными факторами: зрелостью и функциональной готовностью мозга и научением, то есть формированием двигательных навыков.

А. В. Семенович обращает внимание на то, что «интеграция сенсомоторного репертуара ребенка – фундамент коррекции и абилитации его речевого развития». Этот процесс не станет полноценным, если не заняться прицельно формированием у ребенка устойчивых, автоматизированных навыков владения теми системами, которые обеспечивают нам любое действие. Ведь что бы мы ни делали, нам с необходимостью требуются в полном объеме движения глаз, языка, рук, ног. Но главное, они должны взаимодействовать как единый отлаженный меха­низм, не мешая друг другу.

Различные структуры мозга достигают зрелости на разных стадиях индивидуального развития человека, поэтому для каждого возрастного периода характерно прохождение своего этапа онтогенеза (А.Р. Лурия).

1 этап (до 2 – 3 лет). В это время формируются транскортикальные связи стволового уровня, закладывается базис (1 функциональный блок мозга, по А.Р. Лурия) для межполушарного обеспечения нейрофизиологических, нейрогуморальных, сенсорно-вегетативных и нейрохимических ассиметрий, лежащих в основе соматического (телесного), аффективного (эмоционального) и познавательного (когнитивного) статуса ребенка. ПФБ мозга обеспечивает регуляцию тонуса и бодрствования, проявляются предпосылки формирования будущего стиля психической и учебной деятельности ребенка.

2 этап (от 3 до 7 – 8 лет). Формируется 2 функциональный блок приема, переработки и хранения информации. Он расположен в зонах мозга, которые принимают зрительную, слуховую, вестибулярную (общечувствительную) и кинестетическую информацию. Сюда же относятся зоны вкусовой и обонятельной рецепции. Для созревания функций левого полушария необходимо благополучное течение онтогенеза правого полушария. Например, фонематический слух – функция правого полушария, однако, первичным является развитие тонального звукоразличения в правом полушарии на основе взаимодействия с окружающей средой. Несформированность этого звена в онтогенезе фонематического слуха может привести к задержкам речевого развития.

3 этап (от 7 до 12 – 15 лет). Становление межполушарного взаимодействия. В 12 -15 лет морфологическая и функциональная зрелость мозолистого тела должна обеспечивать взаимодействие лобных отделов правого и левого полушарий на регуляторном уровне (3 функциональный блок, по А.Р. Лурия). Происходит формирование когнитивных стилей личности и обучения, закрепление приоритета лобных отделов левого полушария. Это позволяет ребенку выстраивать собственные программы поведения, ставить перед собой цели, контролировать их выполнение, рефлексировать, произвольно регулировать свое поведение, эмоции, речь. Третий блок организует активную, сознательную психическую деятельность.

Требуя от ребенка выполнения той или иной задачи, необходимо учитывать, что срок перехода от одного этапа к следующему строго ограничен нейробиологическими законами. Если задача, предлагаемая ребенку, входит в противоречие или опережает актуальную для его мозга ситуацию, происходит «энергетическое обкрадывание», что негативно сказывается на развитии ребенка.

Однако, каждый ребенок имеет индивидуальные особенности развития. Нарушение в последовательности прохождения этих этапов может спровоцировать дизонтогенетическое развитие ребенка.

В этом случае основой коррекции развития и совершенствования познавательных процессов является развитие базальных нейропсихологических факторов.


Методы изучения уровня развития психомоторики детей

Одним из ведущих принципов достижения эффективности работы на занятиях является индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом возрастных, психомоторных, двигательных, психологических возможностей, а также состояния его здоровья. Индивидуальный подход в работе с детьми можно осуществить только на диагностической основе.

Диспраксия и нарушения координации в раннем возрасте ведут к недоразвитию «моторной компетентности», необходимой для соответствия требованиям повседневной жизни. Для обозначения проблемы «неловких» детей или проблемы диспраксии используют термин «нарушения моторного обучения». Нарушения моторного обучения оказывают негативное влияние на когнитивное, социальное, эмоциональное развитие детей, поэтому необходимо разрабатывать пути коррекции трудностей моторного обучения детей.

Двигательные нарушения негативно влияют на образ «я», самооценку, общение со сверстниками в игровой и спортивной деятельности.

Нейропсихологический подход позволяет выявить ранние симптомы моторных и координаторных нарушений при отсутствии явной неврологической симптоматики.

За основу диагностики взята «Программа нейропсихологического обследования детей», разработанная Л.С. Цветковой в модификации предложенной Г.М. Вартапетовой, И. Н. Гребенниковой, А. В. Прохоровой, Л.И. Кирякиной. Исследуются параметры:

  • Праксис позы кисти руки,

  • Пространственный праксис,

  • Динамический праксис,

  • Пространственный гнозис,

  • Оральный праксис,

  • Зрительный гнозис,

  • Зрительная память,

  • Акустический гнозис,

  • Слухо-речевая память,

  • Внимание,

  • Мышление,

  • Рисунок.

Анализ результатов обследования позволяет определить стратегию коррекционно-развивающей работы. Текущее изучение динамики развития детей возможно непосредственно в ходе занятии через выполнение упражнений.

Структура и содержание занятий

Коррекционное занятие состоит из 3 частей:

I часть – ВВОДНАЯ

Длительность 5-7 мин.

Состоит из основных видов движений: ходьбы, бега, маршировки с музыкальным, речевым сопровождением и без него, закрепления хорошо отработанных двигательных навыков, приветствия и установки на занятие.

II часть – ОСНОВНАЯ

Длительность 25 – 30 мин.

Включает:

  1. Дыхательные упражнения;

  2. Артикуляционные упражнения;

  3. Глазодвигательные упражнения;

  4. Упражнения, формирующие пространственные и квазипространственные представления;

  5. Разминка, состоящая из растяжек, упражнений на преодоление локальных мышечных зажимов, упражнений на одновременное и реципрокное взаимодействий;

  6. Различные виды ползания;

  7. Упражнения с мячом;

  8. Упражнения, развивающие чувство ритма.

III часть – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ

Длительность 10 – 15 мин.

Включает различные развивающие и коррекционные игры, ритмические упражнения и релаксацию.

Содержание занятия определяется основными коррекционно-развивающими задачами, поставленными на определённом этапе развития детей данной группы.

Коррекция и развитие на занятиях основных нейропсихологических факторов имеет трехуровневую систему, согласно учению А.Р. Лурия о трех функциональных блоках мозга.

  • На уровне активизации энергетического потенциала организма используются комплексы дыхательных упражнений, массаж и самомассаж, растяжки, релаксации, упражнения на развитие сенсомоторных взаимодействий (одновременных и реципрокных), расширение сенсомоторного репертуара (большое внимание – глазодвигательным упражнениям).

  • На уровне операционального обеспечения вербальных и невербальных психических процессов работа направлена на оптимизацию и коррекцию межполушарных взаимодействий и специализацию правого и левого полушарий мозга. Работа идет «от тела» ребенка. Развиваются соматогнозис, тактильные и кинестетические процессы, зрительный гнозис, пространственные представления, мнестические возможности ребенка (тактильная, двигательная, зрительная, слухоречевая память). Обязательна в этом блоке отработка всех видов ползания, в определенной последовательности, в разных направлениях, с присоединением дыхания, счета, движений языка, глаз. Музыкально-ритмическая деятельность способствует формированию четкости, точности движений, что сказывается затем на всей деятельности ребенка.

  • Развитие произвольной регуляции, смыслообразующей функции психических процессов на уровне целеполагания, программирования и самоконтроля обеспечивается введением ритуалов, игр с правилами, упражнений с заданиями.

В коррекционную работу единовременно включаются упражнения и первого, и второго, и третьего уровней. Однако, в зависимости от исходного статуса группы детей, варьируется количество времени и внимания, уделяемого конкретному блоку. Чем глубже проблема, тем больше времени надо посвятить работе на первом уровне, с постепенным переходом к следующему.

В соответствии с особенностями онтогенетического развития ребенка, все упражнения проходят три стадии: лежа, сидя, стоя.

В коррекционной работе крайне важна активность и заинтересованность родителей. Ежедневное повторение дома отдельных упражнений способствует более быстрой коррекции и абилитации ребенка.

Коррекционная, развивающая и формирующая работа должна быть направлена «снизу вверх», от движения к мышлению, а не наоборот. Так как произвольно человек может управлять только ритмом дыхания и движения, то нейропсихологическая работа должна строиться на автоматизации и ритмизации организма ребенка через базовые многоуровневые приемы. Работа должна включать в себя растяжки, дыхательные, глазодвигательные, перекрестные телесные упражнения, упражнения для языка и мышц челюсти, для развития мелкой моторики рук, релаксации, саморегуляции, коммуникативной и когнитивной сферы.

Учитывая состояние физического развития детей, необходимо чередовать на занятиях нагрузку и отдых, напряжение и расслабление. Постепенно дети физически и эмоционально привыкают к увеличению напряжения, мобилизуют себя на продолжительную произвольную деятельность. Необходимым условием выработки двигательных, слуховых, речевых навыков является многократное повторение с постепенным уменьшение акцента отработки и включением в другой вид деятельности (новая игра, усложнение и т.д.).

В дошкольном возрасте активно включается метод «проговаривания в громкой речи» на этапе освоения упражнения и на этапе автоматизации действий. Большинство упражнений выполняется на основе показа, совместных действий с педагогом. Далее следует постепенно переходить к работе по речевой инструкции.

Занятия коррекционной ритмикой должны проходить на фоне эмоционального подъема. Это обеспечивается тщательным подбором музыкального репертуара и текстов, структурой занятия, личностными качествами педагога. Необходимо поощрять малейшие успехи детей, оказывать максимальную помощь в преодолении индивидуальных затруднений, проявлять терпеливое отношение к каждому ребенку. Не допускаются отрицательная оценка, резкий тон, привлечение внимания коллектива в случае неуспеха. Дети должны испытывать радость от возможности выразить себя в движении, передать свои чувства, свое понимание музыкального образа.


Перспективное планирование коррекционных занятий

Сетка перспективного планирования разбита на четыре основных блока:

БЛОК А – основные виды движений:

I – различные виды ходьбы и маршировки под музыкальное сопровождение и без него;

II – различные виды бега;

III – различные виды лазания;

IV – школа мяча;

V – танцевально-ритмические упражнения;

БЛОК Б – развитие компонентов речи:

I – дыхание;

II – артикуляционная моторика;

III – мелкая моторика;

IV – ритм;

V – речевые упражнения с действием;

БЛОК В – психомоторика:

I – глазодвигательный репертуар;

II – соматогнозис, ориентировка в пространстве;

III – тонус;

IV – работа с мышечными зажимами;

V – сенсомоторные взаимодействия;

VI – внимание.

Блок Г – релаксация;

С содержанием работы по каждому блоку можно ознакомиться в Приложении № 2.


Ожидаемые результаты

Критерии оценки достижения планируемых результатов.

Качественные. Дети более уверенные, открытые, с высокой работоспособностью, произвольностью, успешные в обучении, в общении, умеют работать в группе, целеустремленные, хорошо ориентируются в пространстве. Движения их ловкие, скоординированные. Уровень развития восприятия, памяти, внимания, мышления соответствует возрасту. Отсутствие высокой тревожности, адекватная самооценка.

Количественные. Хороший уровень развития базальных нейропсихологических факторов:

  • модально-специфического,

  • кинестетического и кинетического,

  • пространственного,

  • произвольной регуляции психической деятельности,

  • энергетического обеспечения,

  • межполушарного взаимодействия.

Результативность работы определяется при проведении повторных диагностических исследований на конец учебного года. Отслеживается уровень сформированности нейропсихологических факторов (Приложение 6).

Кроме того, необходимо динамическое наблюдение за детьми во время занятий. Результаты наблюдений могут заноситься в индивидуальные карты. Для отслеживания групповой работы используется сводная таблица (Приложение 3).


Результативность коррекционной работы

Программа «Журавушка» была апробирована на базе Мичуринской СОШ № 123 Новосибирского района НСО в 2007-2008 учебном году. Реализуется программа, постоянно совершенствуясь, 8 лет до настоящего времени. Расширилась материально-техническая база, много приобретено и самостоятельно изготовлено пособий для занятий.

В ходе психомоторной коррекции у детей, регулярно посещающих занятия, наблюдается положительная динамика нейропсихологических показателей (Приложение 4, Приложение 5). Кроме того заметен личностный рост каждого ученика.

Таким образом, наблюдается высокая эффективность занятий психомоторного развития детей как основы для дальнейшего развития ВПФ. Формирование любых телесных навыков предполагает использование и развитие таких психических функций как эмоции, восприятие, память, речь, саморегуляция. В результате коррекции, развития и формирования этих функций создается базовая предпосылка для овладения ребенком речью, чтением, письмом, математическими знаниями.

Примеры фрагментов занятий можно посмотреть в Приложении 7.




Литература


  1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста: Учебное пособие/ Л.С. Цветкова, А.В. Семенович, Н.С. Котягина, Е.Г. Гришина,Т.Ю. Гогберашвили; под ред. Л.С. Цветковой. – М.,2001

  2. Вартапетова Г.М., Петрова Е.Э. Левый мозг, правый мозг и школьная дезадаптация. – Новосибирск: НИПКиПРО,1996.

  3. Конева Е.А., Рудаметова Н.А. Психомоторная коррекция в системе комплексной реабилитации детей со специальными образовательными потребностями. – Новосибирск, 2008.

  4. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. – М.: МГУ, 1969.

  5. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М., 2002

  6. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психологическое сопровождение обучения. – М., 2003.

  7. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учебное пособие для ВУЗов. – М., 2002.

  8. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. – М.: Российское педагогическое агенство,1998.