Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Бирюлинская средняя общеобразовательная школа»
Принято на педагогическом совете Протокол №____ от__________________ | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Бирюлинская СОШ» ______________ И.П.Санарова Приказ №____ от__________ |
Программа воспитательной системы школы «Путь к успеху»
на 2019-2023 год
Автор: Заместитель директора по ВР Бикмухаметова Юлия Алексеевна
2019-2023 учебный год
Паспорт программы
Наименование документа | Программа воспитательной системы школы «Путь к успеху» |
Наименование ОУ | Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Бирюлинская средняя общеобразовательная школа» |
Разработчик программы | Заместитель директора по ВР Бикмухаметова Юлия Алексеевна |
Цель программы | Создание условий на всех ступенях школьного образования для развития, саморазвития и самореализации личности ученика – нравственно и физически здоровой, гуманной, духовной и свободной, социально мобильной, способной к формированию жизненных позиций, ориентиров, направленных на создание жизни, достойной человека. |
Задачи программы | Организация разнообразных формы и содержание внеурочной деятельности детей; Предоставление возможности для индивидуальной самореализации ребенка и презентации им своих успехов в совместной деятельности; Создание условий для вовлечения обучающихся в деятельность, которая укрепляет нравственные позиции, чувства патриотизма; Реализация комплекса программ дополнительного образования с целью обеспечения интересов детей; Осмысление воспитанниками полученного опыта результативной, успешной совместной и индивидуальной деятельности; Взаимодействие школы с другими образовательными учреждениями, учреждениями культуры и спорта, общественностью города и района; Формирование основ духовно-нравственного развития через систему урочной и внеурочной деятельности; Усиление роли семьи и школы в работе по профилактике правонарушений и преступлений; Создание условий для физического развития через систему оздоровительных мероприятий. |
Сроки реализации программы | 2019-2023 год |
Ожидаемые результаты | Обеспечение благоприятного нравственно - психологического климата в образовательном учреждении; Обеспечение равноправного взаимодействия в образовательной политике образовательного учреждения; Развитие сетевого взаимодействия в условиях современной стратегии воспитания; Разработка модели управления воспитательной системой, адекватной задачам развития системы образования; Приобретение социального опыта детьми; Расширение границ социокультурного образовательного пространства; Овладение учащимися способностью выбора деятельности, которая им поможет достичь наибольшего успеха; Выпускник школы будет конкурентноспособным человеком, уверенным в своих силах, способным решать личные и общественно значимые проблемы в согласии со своим внутренним миром и общепринятыми нормами, с позитивной мотивацией к жизни, труду, культуре, истории своего Отечества и мирового сообщества; |
Пояснительная записка
Лицо у каждой школы есть своё,
А нашу школу трудно не узнать.
Всегда быть первой – вот девиз её!
Всегда вперёд к успеху!
Так держать!
В социальном становлении каждого ребенка ведущее место занимает школа. Важнейшая задача педагога – обеспечить процесс развития личности учащихся, через создание условий для «самостроительства» своей личности воспитанниками, т.е. умения «строить» свою личность – как личность социально активную, гражданственную, способную взаимодействовать с окружающим социумом». Образовательно-воспитательная среда школы представляет собой модель общества, где ребенок занимается учебной деятельностью, реализует различные формы социально значимой деятельности, обретает знания об обществе, получает опыт социального взаимодействия, где у него вырабатывается определенное отношение к себе, к окружающему миру, и в частности к школе, к обществу, развиваются мотивации и личностные качества, проявляющие эту систему отношений. Уже в школе человек приобретает первый опыт переживаний социального успеха или неудачи, получает возможность установить причинно-следственные связи между определенным поведением, качествами личности и социальной успешностью, поэтому, миссией воспитательной системы МБОУ «Бирюлинская СОШ» - «Путь к успеху», является содействие становлению нравственного, активного и компетентного гражданина России. Данная идея стержневая для всего педагогического процесса, пронизывает все структуры системы, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь учащихся, дополнительное образование, разнообразные виды деятельности, общения, традиции, всю школьную среду. Выполнение миссии возможно при реализации стратегической цели - формирование личностной, семейной и социальной составляющих культуры воспитанника, и решение для этого следующих основных задач:
совершенствование организационно-функциональной структуры;
повышение субъектной позиции воспитанника, его готовности к развитию и самореализации;
повышение эффективности управления (как через управляющую систему, так и через процессы саморегуляции).
Ценностно-ориентированный образ МБОУ «Бирюлинская СОШ»– как гуманистической воспитательной системы «Путь к успеху»
Единый воспитательный коллектив стремиться создать школу в основе работы которой определены гуманистические цели и средства их достижения:
где ребенок, его самочувствие являются ценностью;
где дети получают развитие своих способностей и хорошую подготовку по всем предметам, что позволяет им успешно продолжать обучение;
в этой школе порядок и дисциплина сочетаются с «зонами свободы» в пространстве и времени;
в этой школе поощряется творчество, инициатива, культурное развитие как воспитанника, так и педагога;
в этой школе – теплые, дружеские отношения между детьми и взрослыми. эта школа выступает социальной нишей защищенности ребенка;
эта школа имеет свои традиции и открыта инновациям;
это уютная и красивая школа с современным оборудованием;
в этой школе делается все для сохранения и укрепления здоровья детей; с этой школой жаль расставаться и ученикам и родителям.
Основные концептуальные положения, лежащие в основе нашей воспитательной системы:
личность воспитанника есть сложная самоорганизующаяся гуманитарная система, подчиняющаяся законам синергетики.
управлять извне гуманитарной системой, не разрушая эту систему, можно только адаптивными методами, поддерживая внутренние позитивные тенденции и нивелируя негативные (через изменение условий функционирования системы).
ученик - не средство, не материал, он цель, и он субъект. Он - это то, что в нем заложено, его индивидуальные возможности, способности, его силы в процессе жизненного самоопределения.
У воспитателя не может быть других целей, как только помочь воспитаннику осознать и достичь свои собственные цели самореализации.
Воспитание -это путь становления человечка – ЧЕЛОВЕКОМ!
Это процесс внутренних самоизменений, инициированный внешними воздействиями. Самореализация может быть только самоосуществлена, а не внесена извне.
Задача воспитателя - побудить воспитанника к самовоспитанию, воздействуя на его личность как на синергетическую систему через изменение условий.
Воспитание — трудоёмкий, длительный процесс, результаты которого нельзя однозначно предсказать.
Воспитание есть деятельность по созданию условий, в которых с наибольшей вероятностью происходят желаемые приращение в личностном развитии учащихся.
Ответственность за результат воспитания лежит не только на учителях, родителях, но и на самом воспитуемом.
Проблем с поведением и дисциплиной станет меньше, если ученик будет иметь чёткое представление о предъявляемых к нему требованиях (со стороны коллектива, учителя), а также знать свои обязанности, свои права и механизм их реализации.
Методы воспитания (изменения условий функционирования личности):
включение («погружение») в окружающую культуру;
организация совместной жизнедеятельности с воспитанниками (совместного бытия в рамках единого воспитательного коллектива);
сопровождение процессов самовоспитания.
Принципы «погружения» в культуру:
эмоциональное проживание отношений;
постижение ценностных смыслов культуры;
предъявления образцов, идеалов, норм и правил.
Ядром нашей воспитательной системы является единый воспитательный коллектив (дети, педагоги, персонал, родители, друзья школы), жизнедеятельность которого организована на принципах:
событийности;
толерантности;
адекватности.
Системообразующим фактором нашей системы является деятельность, обеспечивающая социальную успешность. (Фактически это энергия целенаправленной педагогической деятельности).
Сопровождение процессов самовоспитания осуществляется в форме психолого-педагогической поддержки на принципах:
референтности;
эмпатийности;
диалогичности.
Концептуальные позиции программы воспитательной системы «Путь к успеху»
«Воспитать – значит учить жить»
А.С.Макаренко
Целью современного образования является не сумма знаний, умений и навыков, а активный запас ключевых компетенций, необходимых для жизни в современном обществе, самореализация и успешная социальная адаптация выпускников. С одной стороны, как никогда ранее, открыто множество путей для самореализации. С другой стороны, на этом пути очень много подводных камней, главные из которых связаны с возможной дезориентацией молодых людей в духовно-нравственных ценностях. Это может привести их к неверному жизненному выбору, к личным разочарованиям, ошибкам, трагедиям, что в конечном итоге создает негативный моральный фон в семье, учебном или рабочем коллективе, порождает чувство личной неуспешности. Школа должна создать образовательную среду, способствующую развитию, воспитанию, социальной адаптации для каждого ребёнка. Одним из ключевых элементов такой среды является создание ситуации успеха на уроке, во внеклассной деятельности, во всем школьном укладе.
Успех ребенка в школе— это залог успеха в жизни, это реализованная цель. Его ощущение связано с признанием, с возможностью показать себя, ощутить свою значимость, ценность. Принцип воспитания и обучения успехом является новой культурной парадигмой образования. Этот принцип стал основополагающим в практической деятельности многих педагогов нашей школы. Успех рождает сильный положительный импульс к активной работе, содействует становлению достоинства ученика. А это залог положительного отношения к учению, к школе, Таким образом, ситуация успеха становится фактором развития личности школьника. Ее создание должно стать необходимостью, потребностью.
Школа ставит своей целью стать для ребёнка местом, в котором ему хорошо, комфортно и интересно каждому. Поэтому мы в своей работе реализуем модель воспитательной системы «Путь к успеху».
В толковом словаре В. Даля слово «успех» рассматривается как спорина в деле, в работе; удача, удачное старание, достижение желаемого.
Концептуальные позиции программы воспитательной системы ориентированы на педагогику успеха. Успех осознается ребенком в процессе приобретения социального опыта и достигается им за счет приложенных усилий и стараний. Достижение успеха в какой-либо деятельности всегда способствует самоутверждению личности, появлению веры в себя, в свои возможности, в эффективное становление в социуме.
Система воспитательной работы выстроена в соответствии с направлениями воспитательной работы школы при активном вовлечении учащихся в деятельность, демонстрирующую их общие и индивидуальные достижения, с использованием ярких форм и методов, создающих привлекательность этой деятельности. Ведущей технологией является технология коллективного творческого дела (КТД), которая позволяет формировать социальные установки. Технология КТД предполагает не только общественно-значимую, но и личностно-значимую организационную деятельность, регулирует сотрудничество в коллективе, с партнерами, способствует выработке организационных умений. При помощи участия в коллективных творческих делах достигается единство в развитии таких сторон личности, как познавательно-мировоззренческой, эмоционально-волевой, практически- действенной.
Педагог при этом – куратор, помощник, оказывающий поддержку в достижении учениками цели, определенной ими самостоятельно или совместно с учителем, помогающий детям реализовать свой потенциал, проявлять и развивать свою индивидуальность, способствующий развитию открытых, партнерских взаимоотношений
В ходе реализации данной воспитательной системы повышается творческая активность и творческие способности школьников. Формируется социально-активная гражданская позиция учащихся, развивается активность молодого поколения
Программа воспитательной системы, суть её сводится к предоставлению возможности учащимся и целым коллективам выбрать сферы, приложить силы и добиться успеха, реализовав свои потенциалы.
Теоретические идеи, лежащие в основе построения
воспитательной системы школы
По определению Л.И. Новиковой воспитательная система – это целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимосвязи основных компонентов воспитания и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат. Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы, влияние социальной, природной, предметно-эстетической среды, расширяющей воспитательное пространство. Мы считаем воспитательную систему стержнем школы, способным гармонизировать все необходимые пути, средства и объекты воспитания и обучения. Любая воспитательная система является единством не только общего и особенного, но и единичного, того специфического, что свойственно нашей школе.
В основу нашей системы положено определение понятия «воспитания», выработанное гуманистической педагогикой. То есть воспитание рассматривается как создание благоприятных условий для индивидуально-гармонического развития ребенка с целью удовлетворения потребностей и полного раскрытия заложенных способностей ребенка. При создании воспитательной системы мы опирались на идею гуманистического подхода, понимание личности и её развитие, способной свободно ориентироваться в окружающем мире, и обладающей такими нравственными качествами, как любовь к своей семье, школе, Родине.
Целевые ориентиры
Цель: Создание условий на всех ступенях школьного образования для развития, саморазвития и самореализации личности ученика – нравственно и физически здоровой, гуманной, духовной и свободной, социально мобильной, способной к формированию жизненных позиций, ориентиров, направленных на создание жизни, достойной человека.
Исходя из указанной цели были сформированы следующие задачи:
организация разнообразных формы и содержание внеурочной деятельности детей;
предоставление возможности для индивидуальной самореализации ребенка и презентации им своих успехов в совместной деятельности;
создание условий для вовлечения обучающихся в деятельность, которая укрепляет нравственные позиции, чувства патриотизма;
реализация комплекса программ дополнительного образования с целью обеспечения интересов детей;
осмысление воспитанниками полученного опыта результативной, успешной совместной и индивидуальной деятельности;
взаимодействие школы с другими образовательными учреждениями, учреждениями культуры и спорта, общественностью города и района;
формирование основ духовно-нравственного развития через систему урочной и внеурочной деятельности;
усиление роли семьи и школы в работе по профилактике правонарушений и преступлений;
создание условий для физического развития через систему оздоровительных мероприятий.
формирование профессионального самоопределения и правосознания школьников через приобщение к общественно-полезной деятельности и вовлечение в школьное детское общественное объединение «Солнышко».
Опираясь на рекомендации М. М. Поташника и А. М. Моисеева, в процессе реализации задач мы хотим получить личность выпускника:
Первая ступень:
Становление своего «я» в коллективе:
отношение к жизни, здоровью;
отношение к творчеству и труду;
отношение к школе как второму дому;
отношение к семье, родному краю, Родине;
Вторая ступень:
Утверждение и развитие личности:
осмысление значимости приобретенных знаний, умений, навыков;
формирование нравственно-эстетических потребностей;
стремление к здоровому образу жизни;
становление гражданской позиции;
развитие активной гражданской самореализации;
навыки общения и совместной деятельности.
Третья ступень:
Школьная зрелость:
творчески активная, нравственно зрелая личность;
ответственная за себя, за других;
ответственная за свое здоровье;
имеющая твердую гражданскую позицию;
способная делать правильный выбор и принимать решении;
мстинный патриот своей Родины.
Я – СЕМЬЯНИН
Ответственный за себя и других, следующий этикету супружеских взаимоотношений, стремящийся к здоровому образу жизни, как главной ценности.
Я – ПРОФЕССИОНАЛ
Профессионал - способный осознавать значение профессии и ее место в системе общественного разделения труда.
Я – ГРАЖДАНИН РОССИИ
Патриот, ощущающий ответственность за настоящее и будущее Отечества
Я – ВЫПУСКНИК
Социально компетентная личность, способная реализовать себя в различных социальных сферах современного общества.
Я – ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
Интеллигент, приверженный к общечеловеческим духовным идеалам, способный к саморегуляции, сознательному управлению своим поведением.
Я - СВОБОДНАЯ ЛИЧНОСТЬ
Обладающая гуманистическим мировоззрением, видит личность в себе и других, успешно взаимодействует с социумом.
Я – ЖИТЕЛЬ ЗЕМЛИ.
Носитель эстетических установок по отношению к культуре и природе, ориентированный на познание себя, людей, мира.
Ценностно - ориентированное ядро системы
Ценности – это то значимое, без чего нет жизни человечества на земле. Ценностные отношения – это значимые отношения в человеческом обществе. А наивысшей ценностью является Человек.
В осознании воспитательной миссии школы педагоги нашей школы согласны с мнением Н.Е. Щуровой, что «человек не характеризуется набором качеств – он определяется отношениями к наивысшим ценностям жизни».
В работе с детьми мы опираемся на следующие общечеловеческие ценности:
Семья
Знания
Культура
Труд
Ценности человека
Отечество
Мир
Земля
Здоровье
Воспитательный процесс, являющийся частью образовательного, организуется на основе комплексного подхода к решению задач патриотического, гражданско-правового, нравственного и эстетического воспитания учащихся. Это достигается через:
отношение к миру
Семья | Уважение семейных традиций, гордость за свою фамилию. |
Отечество | Гражданственность, патриотизм. |
Земля | Любовь к природе, охрана окружающей среды, бережное отношение к ее богатствам. |
Мир | Толерантность, непринятие насилия. |
Труд | Трудолюбие. Уважение к труду, стремление к творчеству. |
Культура | Уважение и сохранение культурных традиций народов, населяющих территорию страны, интеллигентность. |
Знания | Стремление к знаниям |
отношение к другим людям:
Такой же, как я | Гуманность |
Не такой, как я | Толерантность |
Отношение к самому себе:
Я-телесное | Забота о своем здоровье, стремление к ЗОЖ. |
Я-душевное | Самопринятие и душевное здоровье. |
Я-духовное | Свобода как самостоятельность, самоопределение, самореализацию, самосовершенствование. |
Принципы воспитательного процесса
Принцип | Содержание |
Принцип социальной активности | Воспитывая сегодня социальную активность у учащихся, необходимо помочь им убедиться в том, что те или иные ценности, которые предлагает взрослый, являются для учащихся значимыми. Воспитание на основе этого принципа создаёт учащимся условия для самостоятельного выбора и принятии решения, формирует способность противостоять внешнему давлению и отстаивать своё мнение, свою жизненную позицию. Данный принцип способствует формированию внутренней и внешней культуры человека, планетарности мышления, альтруистских и демократических убеждений. |
Принцип мотивированности | Один из главных принципов воспитания - подготовка почвы для посева и получения добрых всходов. Ребёнок должен быть готов к восприятию той информации, которую готовит для него взрослый, при этом не только воспринимать, но и сопереживать происходящему, принимать решения, ставить вопрос и самостоятельно давать на него ответ. |
Принцип проблемности | Принцип проблемности в воспитании должен разбудить любознательность ученика, желание самостоятельно дойти до истины, а также научить их ставить вопросы. |
Принцип индивидуализации | Продуманная система воспитательной работы предполагает воспитание учащихся не по шаблону, заранее подготовленному педагогом, а с учётом индивидуальных возможностей, способностей конкретной личности. |
Принцип социального творчества | Всё сделанное ребёнком должно быть им прожито, продуманно и осмысленно, совершенно не под давлением взрослого или сверстников. Ребёнок должен иметь возможность осмыслить им содеянное. |
Принцип взаимодействия личности и коллектива | Воспитательная система класса и школы главным своим принципом должна считать принцип равноправного отношения к взрослым и детям в коллективе, к их мнению, аргументации их поступков и действий. Причём, жизнь детского коллектива должна быть не игрой взрослых, а значимой и нужной деятельностью самих детей. |
Принцип развивающего воспитания | Предполагает формирование у ученика активной жизненной позиции. Зоной ближайшего развития для личностного становления ученика может и должен стать его коллектив. Если ученик востребован в коллективе, если коллектив создаёт условия для проявления возможностей и способностей каждого ребёнка, это, несомненно, приведёт к тому, что ученик начнёт проявлять свою индивидуальность в коллективе. |
Принцип целостности воспитательного процесса | Воспитательный процесс - это не сумма направлений деятельности. Это единый и целостный процесс формирования человека. Каждое мероприятие несёт в себе элементы этики, эстетики, трудовых усилий и т.д. Коллективное дело может и должно быть многонаправленным. |
Принцип единства образовательной и воспитательной среды | Один из главных принципов, задача которого состоит в развитии основных потребностей ребёнка: физиологических, в безопасности, в познании, в усвоении норм и правил поведении и др. |
Принцип опоры на ведущую деятельность | Воспитательный процесс обязан учитывать ведущую деятельность каждого возрастного этапа развития ребёнка. |
Такая программа, построенная на перечисленных принципах и основанная на общечеловеческих ценностях, безусловно, будет результативной. Современная система воспитания исходит из идеи сотрудничества взрослых и детей с целью обеспечения самостоятельного развития учащихся. Система воспитания, способствующая воспитанию у человека уважения к себе, становится основой для формирования личности, способной принимать самостоятельно решения и нести за них ответственность. Соблюдение этих принципов в процессе образования, воспитания и развития школы позволит максимально эффективно воплотить в реальное воспитательное пространство идею школы успеха, реализовать на практике сочетание: «успешная школа – успешный учитель – успешный ученик».
Модели воспитательной системы на различных ступенях образования в школе
Ступени | Ведущие потребности | Потенциал личностного развития | Цели, задачи | Виды деятельности |
1 ступень 1 – 4 классы | Соответствовать роли школьника, быть успешным в учебе | Осознанное отношение к общению и совместной деятельности | Создание благоприятных условий для успешной адаптации, развитие любознательности, формирование навыков общения | Совместная познавательная и игровая деятельность |
2 ступень 5 – 9 классы | Реализация индивидуальных способностей в личностно значимой деятельности, перенос на образ «Я» эталонов, соответствующих социокультурным образцам. | Развитие индивидуальности и социальности подростка | Создание условий для раскрытия личностного потенциала, социализация подростка | Групповое общение, организация деятельности, создающей условия для самоутверждения и самореализации |
3 ступень 10-11 классы | Реализация индивидуальных способностей в личностно значимой деятельности, перенос на образ «Модель выпускника » | Осознанное отношение к себе как личности, к социуму и совместной деятельности в нем | Создание условий для реализации личностного потенциала, социализация подростка | Групповое общение, организация деятельности, создающей условия для самоутверждения и самореализации |
Содержание воспитательной системы школы
Из всех творений самое прекрасное —
получивший прекрасное воспитание человек.
Эпиктет
Педагогический замысел заключается в успешности ребёнка, в жизненном запасе хорошего и опирается на следующие концептуальные положения:
успешность учащихся – необходимое условие психологического благополучия школьников, основа их здоровья;
успешность школьников – включение в творческую деятельность;
успешность ребёнка – развитие духовно- нравственной личности;
успешность – общение детей друг с другом, с педагогами, родителями;
успешность – результат достижения в различных сферах деятельности;
успешность - растить патриотов, любящих свою малую родину;
успешность - чтоб у каждого ребёнка была полноценная семья
В качестве системообразующих определены следующие направления деятельности, где каждый учащийся мог бы реализовать себя в различных направлениях:
общекультурное направление: (гражданско-патриотическое воспитание, приобщение детей к культурному наследию, экологическое и правовое воспитание);
духовно-нравственное направление: (нравственно-эстетическое воспитание, семейное воспитание);
здоровьесбегающее направление: (физическое воспитание и формирование культуры здоровья, безопасность жизнедеятельности, профилактика суицида);
социальное направление: (самоуправление, трудовое);
общеинтеллектуальное направление: (популяризация научных знаний, проектная деятельность).
Реализация данных направлений предполагает:
создание благоприятных условий и возможностей для полноценного развития личности, для охраны здоровья и жизни детей;
создание условий проявления и мотивации творческой активности воспитанников в различных сферах социально значимой деятельности;
развитие системы непрерывного образования; преемственность уровней и ступеней образования; поддержка исследовательской и проектной деятельности;
освоение и использование в практической деятельности новых педагогических технологий и методик воспитательной работы;
развитие различных форм ученического самоуправления;
дальнейшее развитие и совершенствование системы дополнительного образования в школе;
координация деятельности и взаимодействие всех звеньев воспитательной системы;
дополнительного образования; школы и социума; школы и семьи.
Воспитательные модули:
Сентябрь «Школа приветствует ребят!»
Октябрь «Мир школьных традиций»
Ноябрь «Правовые знания и профилактика правонарушений»
Декабрь «Новогодний калейдоскоп»
Январь «Истоки народных традиций»
Февраль «Герои моей страны»
Март «Добру откроются сердца»
Апрель «Природа и человек»
Май «Семья. Память. Отечество.»
Июнь «Ура, каникулы!»
Содержание и формы воспитательной работы:
Вся воспитательная работа учащихся и педагогов школы организована таким образом, что коллективные творческие дела объединены в воспитательные модули. В центре такого модуля яркое общее ключевое дело. Это позволяет создать в школе периоды творческой активности, задать четкий ритм жизни школьного коллектива, избежать стихийности, оказывать действенную помощь классному руководителю. Избежать стихийности позволяет циклограмма школьных дел на месяц:
1-я неделя месяца: Заседания РДШ «Дружба»
2-я неделя месяца: Организационные классные часы, где обсуждается информация с заседаний органов самоуправления и организуется подготовка к ключевому делу;
3-я неделя месяца: Классные часы по тематике воспитательного модуля. Ключевое дело для 1-4 классов;
4-я неделя месяца: Ключевое дело для 5 - 11 классов. Организационные классные собрания с анализом проведенных дел.
Модуль. Направление воспитательной работы | Задачи работы по данному направлению |
МОДУЛЬ «Я - ГРАЖДАНИН» Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. | - изучать героико-исторические факты в становлении и развитии Российского общества, знакомить с традициями и обычаями жизнедеятельности населения России и других народов; - формировать правильное представление учащихся о роли государства в жизни общества, воспитывать уважения к Конституции РФ, государственным символам; - развивать чувства толерантности и гуманизма, воспитать уважение к старшему поколению; - ориентировать обучающихся на получении знаний об истории своего города, своей семьи, школы для формирования патриотических чувств и гражданского сознания, сохранения традиций; - формировать и развивать такие качества характера как благородство, выдержка, трудолюбие, умение ладить с людьми и др.; |
МОДУЛЬ «Я И СЕМЬЯ» Воспитание семейных ценностей | - повышение компетентности родителей в области воспитания детей; - пропаганда положительного опыта семейного воспитания; - мотивация родителей на совместную продуктивную деятельность; - вовлечение родителей в социально-общественную, культурную, спортивную жизнь школы, предоставление разносторонних возможностей для проведения совместного досуга с детьми. |
МОДУЛЬ «Я И ЗДОРОВЬЕ» Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни. | - воспитание у учащихся мотивации здорового образа жизни; - воспитание бережного отношения к окружающей среде; - популяризация физического воспитания; - формирование личной ответственности за состоянием здоровья; - осуществление планомерного контроля за состоянием здоровья учащихся. - формирование качеств, знаний, навыков по защите жизни и здоровья и умение их использовать; - формирование основ безопасного поведения на дорогах и улицах города; - освоение основ противопожарной безопасности. |
МОДУЛЬ «Я И ПРИРОДА» Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде. | - формировать потребность бережного отношения к природе, ресурсам, проявлять заботу о братьях наших меньших; - формировать умения и навыки экологического поведения; - способствовать пониманию значения экологической безопасности для здоровья и безопасности человека. |
МОДУЛЬ «Я И КУЛЬТУРА» Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях. | - развитие творческих возможностей учащегося, с учетом его возрастных и внутренних психологических наклонностей; - формирование эстетического вкуса и приобщение учащихся к культурной жизни города; - укрепление и расширение взаимосвязей с учреждениями дополнительного образования, учреждениями культуры города, района, области. - способствовать эстетическому самообразованию и самовоспитанию, ориентированных на самосовершенствование личности; - воспитывать творческие потребности и способности. |
МОДУЛЬ «Я И ТРУД» Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни. | - формирование положительного отношения и понимания необходимости трудовой деятельности как основного источника доходов и главного способа самореализации человека; - расширение знаний учащихся о профессиях, о сложившейся ситуации на рынке труда в определенный период времени, о порядке и условии поступления в учебные заведения; - изучение личностных особенностей учащихся и оценки их профессиональных возможностей, помощь в выборе профессии на уровне психолого-педагогической консультации; - формирование профессионального самоопределения. |
МОДУЛЬ «Я И САМОУПРАВЛЕНИЕ» Педагогическая помощь в деятельности органов ученического самоуправления | - оказание помощи в становлении и развитии актива школьного и классных коллективов; - развитие и укрепление системы ученического самоуправления; -формирование системы открытых гражданских отношений через технологию социального проектирования; - вовлечение учащихся в социально-значимую жизнь школы, города, района, области, страны. |
Методическая работа | - изучение и обобщение опыта работы классных руководителей; - оказание методической помощи классным руководителям в работе с классом. |
Дополнительное образование и внеурочная деятельность | - сохранение традиционно работающих кружков и секций; - контроль за внеурочной деятельности и дополнительным образованием; |
Контроль за воспитательным процессом | - соблюдать подотчетность всех частей воспитательного процесса. - выявлять недостатки в воспитательной работе и работать над их устранением. |
Ключевые творческие дела - это основа организационно-массовой работы, те мероприятия, которые отражают традиции школы:
День учителя «Учителями славится Россия»
1 сентября «День Знаний»
День Урожая
Конкурс «Мисс школы»
Конкурс «Агент-007»
Конкурс «Юный защитник Отечества»
День матери «Для вас любимые!»
Конкурс «Папа, мама, я - спортивная семья»
Новогодняя сказка «Новогодний калейдоскоп»
Концерт «Новогодний переполох»
Праздник «Широкая масленица»
Конкурс песни и строя «Я люблю тебя Россия»
Конкурс «Лучший класс года»
Концерт ко Дню Победы «Эхо войны»
Ключевые общешкольные дела составляют функциональное ядро воспитательной системы. Сложившиеся традиции формируют неповторимое лицо школы, создают в школе периоды повышенного эмоционального напряжения положительной направленности. С помощью этих мероприятий создаются условия, в которых ученик школы принимает себя как востребованную личность.
Этапы становления воспитательной системы школы
№ | Наименование | Содержание этапа | Сроки |
1. | Информационно-аналитический | анализ воспитательной деятельности школы выявление проблем; определение приоритетных направлений развития. | 2018 |
2. | Проектировочный | разработка Концепции разработка Программы | 2016 |
3. | Внедренческий | внедрение и комплексное использование в воспитательном процессе современных технологий; реализация воспитательной системы школы; совершенствование воспитательного пространства и содержания воспитания; сбор данных мониторинга воспитательного процесса. | 2019- 2020 |
4. | Корректировочный | анализ данных мониторинга; корректировка тактических задач по каждому из приоритетных направлений; внесение изменений в содержание программы. | 2019 - 2023 |
4. | Аналитико-обобщающий | анализ результатов реализации Программы; систематизация полученных данных; формулирование проблем и перспектив развития. | 2023 |
Управление воспитательной системой
Целью управленческой системы школы является совершенствование процесса принятия решений на всех уровнях управления школой (родители – ученики – педагоги). Поскольку воспитательная система является открытой и неравновесной, то ее управление возможно только мягкими методами в адаптивной форме, используя принципы:
самоорганизации;
системности;
развития;
Управление развитием воспитательной системы осуществляется через конкретизацию целей воспитания, расширение ведущих видов деятельности, реализацию инновационных проектов. Стратегическое, концептуальное руководство и контроль курса осуществляет заместитель директора школы по ВР. Непосредственное педагогическое управление осуществляют педагоги. Они же являются координаторами проектов. Психолого-педагогическое диагностирование ситуации осуществляет социальный педагог и педагог-психолог. Педагог-организатор является диспетчером-координатором совместной деятельности учащихся. Педагоги и родители являются консультантами в работе органов самоуправления. Учащиеся участвуют в управлении через совет лидеров РДШ «Дружба».
Механизм функционирования воспитательной системы школы
Воспитательная система школы выполняет следующие функции:
Функции
корректирующая
развивающая
регулирующая
компенсирующая
защитная
- развивающую, направленную на стимулирование положительных изменений в личности ребёнка и педагога, поддержку процессов самовыражения способностей детей и взрослых, обеспечение развития педагогического и ученического коллективов;
- регулирующую, связанную с упорядочением педагогических процессов, и их влияние на формирование личности ребёнка, ученического и педагогического коллективов;
- защитную, направленную на повышение социальной защищённости учащихся и педагогов, нейтрализацию влияния негативных факторов окружающей среды на личность ребёнка и процесс его развития;
- компенсирующую, предполагающую сознание условий в школе для компенсации недостаточного участия семьи и социума в обеспечении жизнедеятельности ребёнка и развитии его склонностей и способностей;
- корректирующую, заключающуюся в осуществлении педагогически целесообразной коррекции поведения и общении школьника с целью уменьшения силы негативного влияния на формирование его личности.
Реализация воспитательной системы школы возможна при осуществлении педагогических условий:
Расширение педагогической самостоятельности классных руководителей и всех тех, кто занят процессом воспитания.
Обучение учащихся жить, самостоятельно постигая законы жизни.
Условия реализации
«Путь к успеху»
Формирование здорового нравственного и физического духа учащихся.
Опора на диагностику и коррекцию воспитательных усилий педагогов.
Наличие эффективного взаимодействия между классными руководителями, администрацией.
Руководство принципами ненасилия и открытости.
Наличие партнёрских взаимоотношений с семьями учащихся и социумом.
Критерии и показатели эффективности воспитательной системы школы
Образ школы в сознании педагогов, обучающихся, родителей.
Образ выпускника как идеальный результат воспитательной системы.
Психологический климат. Самочувствие детей, педагогов в школе.
Отношение к внутришкольным конфликтам.
Характер взаимоотношений между различными субъектами системы.
Событийный характер деятельности. Проверка временем (прочность связи поколений, традиции школы, села).
Авторитет школы (отношение к школе работников органов управления образованием, родителей, самих обучающихся).
Критерии эффективности воспитательной системы | Показатели | Методики изучения |
I. Сформированности познавательного потенциала личности обучающегося | Освоение учащимися образовательной программы Развитость мышления Познавательная активность учащихся Сформированности учебной деятельности | Школьный тест умственного развития Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости Методики изучения развития познавательных процессов личности ребенка Метод экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся Педагогическое наблюдение |
II. Сформированности нравственного потенциала личности учащегося | Нравственная направленность личности Сформированности отношений ребенка к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду. | Тест Н.Е. Щурковой "Размышляем о жизненном опыте". Анкетирование "Ситуация свободного выбора". Методика «ценностные ориентации» М.Рокич |
III. Сформированности коммуникативного потенциала личности выпускника | Коммуникабельность Сформированности коммуникативной культуры учащихся Знание этикета поведения | Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся Уровень воспитанности обучающихся (Т. Маркова) Педагогическое наблюдение |
IV. Сформированности эстетического потенциала выпускника школы | Развитость чувства прекрасного Сформированности других эстетических чувств | Педагогическое наблюдение |
V. Сформированности физического потенциала выпускника | Состояние здоровья выпускника школы Развитость физических качеств личности | Статистический медицинский анализ состояния здоровья ученика Выполнение контрольных нормативов по проверке развития физических качеств |
VI. Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в школе | Комфортность ребенка в школе Эмоционально-психологическое положение ученика в школе (классе) | Методика А.А. Андреева "Изучение удовлетворенности учащегося школьной жизнью" Методики "Наши отношения", "Психологическая атмосфера в коллективе" Анкета "Ты и твоя школа" Социометрия |
VI. Сформированности общешкольного коллектива | Состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе Развитость самоуправления Сформированности совместной деятельности. | Методика "Наши отношения" Методика М.И. Рожкова «определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе» Социометрический эксперимент |
Уровень воспитанности классного коллектива
Конкурентоспособность учебного заведения
Удовлетворенность учящихся, педагогов, родителей школьной жизнедеятельностью
Условия действия и развития программы:
высокий уровень психолого-педагогических знаний, общей культуры каждого учителя, его профессиональной компетентности;
преодоление барьера между обучением и воспитанием путем повышения воспитательной функции урока;
ответственное отношение всех педагогов к выбору целей педагогической деятельности и оцениванию его результатов;
постоянный творческий поиск каждым педагогом форм, методов, приемов, средств достижения поставленных целей;
создание в школе атмосферы доброжелательности, открытости.
Ожидаемые результаты реализации программы
обеспечение благоприятного нравственно - психологического климата в образовательном учреждении;
обеспечение равноправного взаимодействия в образовательной политике образовательного учреждения;
развитие сетевого взаимодействия в условиях современной стратегии воспитания;
разработка модели управления воспитательной системой, адекватной задачам развития системы образования;
приобретение социального опыта детьми;
расширение границ социокультурного образовательного пространства;
владение учащимися способностью выбора деятельности, которая им поможет достичь наибольшего успеха;
выпускник школы будет конкурентноспособным человеком, уверенным в своих силах, способным решать личные и общественно значимые проблемы в согласии со своим внутренним миром и общепринятыми нормами, с позитивной мотивацией к жизни, труду, культуре, истории своего Отечества и мирового сообщества;
достижение целевых установок концепции ВСШ.
Модель выпускника школы
Понимая недопустимость жесткого моделирования личности в гуманистической педагогики, мы выделяем умения и качества, необходимые для успешной социализации человеку ХХ1-го века и на которые мы ориентируем развитие наших воспитанников:
ответственность и адаптивность - личная ответственность и гибкость в различных межличностных, профессиональных и социальных ситуациях, установление высоких стандартов и целей для себя и для других, терпимость к другим точкам зрения.
коммуникативные умения - способность к созданию условий для эффективной устной, письменной, мультимедийной и сетевой коммуникации в различных формах и контекстах, управление ею и понимание ее.
творчество и любознательность - способность к саморазвитию, применению новых идей и доведению их до других людей, открытость новым и разнообразным перспективам, точкам зрения.
критическое и системное мышление - развитие мышления, обуславливающего совершение обоснованного выбора; понимание взаимосвязей в сложных системах.
умения работать с информацией и медиасредствами - умение находить, анализировать, управлять, интегрировать, оценивать и создавать информацию в разных формах и различными способами
межличностное взаимодействие и сотрудничество - способность работать в команде, быть лидером, принимать на себя разные роли и обязанности, продуктивно работать в коллективе, умение сопереживать, уважать различные мнения.
умения ставить и решать проблемы - способность выявлять, анализировать и решать проблемы.
направленность на саморазвитие - осознание своих потребностей, мониторинг собственного понимания и обучения, поиск и размещение соответствующих ресурсов, перенос информации и надпредметных умений из одной области знаний в другую.
социальная ответственность - способность действовать в интересах сообщества; этично себя вести в межличностном, профессиональном и социальном контекстах.
Список, используемой литературы:
Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. «Воспитание? Воспитание...Воспитание!»- Москва, 2002
«Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения» /Под ред. В.А.Караковского, Л.И.Новиковой, Н.Л.Селивановой, Е.И.Соколовой.- М.: Педагогическое общество России, 2009
Гаврилин А.В. «Управление школой как воспитательной системой.»
Владимир, 2015.
Кабуш В.Т. «Открытые воспитательные системы: проблемы и пути
решения».-Минск, 2015.
Куракин А.Т., Лийметс Х.Й., Новикова Л.И. «Коллектив и личность школьника.» Вып.1. В 2-х ч. Ч.11. Таллин, 2012.
«Классному руководителю о воспитательной системе класса» /Под ред. Е.А.Степанова.- М., 2016
«Воспитательный процесс: изучение эффективности» /Под ред. Е.Н.Степанова- М.,2015