Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 14» муниципального образования
городской округ Симферополь Республики Крым
Рассмотрено школьным методическим объединением Протокол № __ от «__» ___2016 | | Согласованно Заместитель директора по УВР «____» __________2016 | | Утверждаю Директор МБОУ «СОШ №14» _____________ Е. В.Нарушева Приказ № ___ от «___» ___2016 |
| | | | |
Рабочая программа учителя химии
Голубятниковой Ирины Сергеевны
кружка «Химия в современном мире» для учащихся 9-х классов
2 часа в неделю
2016 год
Пояснительная записка
Программа кружка по химии “Химия в современном мире ” предназначена для учащихся 9-х классов.
Содержание программы знакомит учеников с характеристикой веществ, окружающих нас в быту. Эти вещества, несмотря на свою тривиальность, имеют интересную историю и необычные свойства. Данный курс не только существенно расширяет кругозор учащихся, но и представляет возможность интеграции в мировую культуру, раскрывает материальные основы окружающего мира, дает химическую картину природы.
Цель – формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений, приобретение необходимых практических умений и навыков обращения с веществами в лаборатории и в быту
Задачи программы:
Обучающие:
-формирование у учащихся навыков безопасного и грамотного обращения с веществами;
- формирование практических умений и навыков разработки и выполнения химического эксперимента;
-продолжить развитие познавательной активности, самостоятельности, настойчивости в достижениицели - на примере химического материала начать развитие учебной мотивации школьников на выбор профессии
Развивающие:
Развивать внимание, память, логическое мышление и сообразительность.
Занятия рассчитаны для проведения 1 раза в неделю по 2 часа, всего 34 занятий за учебный год.
Лабораторные и практические занятия способствуют формированию специальных умений и навыков работы с веществами и оборудованием. Сообщения учащихся, тематика которых приводится в программе, позволяют сформировать у них умения самостоятельно приобретать и применять знания, а также развивают их творческие способности.
Изучив программу данного кружка, школьники будут знать о составе и свойствах химических веществ и предметов, окружающих их в повседневной жизни.
Содержание программы
Тема 1. Обзор важнейших классов соединений, используемых человеком (4 ч).
Химия-творение природы и рук человека. Химия вокруг нас. Химические вещества в повседневной жизни человека.
Практическая работа № 1: получение каучука из листьев фикуса.
Тема 2. Вода (4 ч).
Вода в масштабе планеты. Круговорот воды. Вода в организме человека. Пресная вода и ее запасы. Экологические проблемы чистой воды.
Практическая работа № 2: Анализ воды из природных источников.
Тема 3. Смеси в жизни человека (4 ч).
Разновидности смесей, области их использования в повседневной жизни человека.
Практическая работа № 3: Самодельные духи.
Тема 4. Поваренная соль (4 ч).
Роль поваренной соли в обмене веществ человека и животных. Солевой баланс в организме человека. Использование хлорида натрия в химической промышленности.
Практическая работа № 4: Получение поваренной соли и ее очистка.
Тема 5. Химия пищи (12 ч).
Из чего состоит пища. Основные компоненты пищи: жиры, белки, углеводы, витамины, соли. Химия продуктов растительного и животного происхождения. Физиология пищеварения. Продукты быстрого приготовления и особенности их производства.
Практическая работа № 5: Определение качества меда. Проверка меда на наличие крахмала, мела, сахарозы.
Практическая работа № 6: Определение витаминов А, С, Е в растительном масле.
Практическая работа № 7: Определение нитратов в продуктах.
Практическая работа № 8: Анализ прохладительных напитков.
Практическая работа № 9: Определение содержания жиров в семенах растений.
Тема 6. Спички (2ч).
Пирофоры. История изобретения спичек. Красный и белый фосфор. Окислительно-восстановительные процессы, протекающие при зажигании спички. Виды спичек. Спичечное производство в России.
Практическая работа № 10: Изучение свойств различных видов спичек (бытовых, охотничьих, термических, сигнальных, каминных, фотографических).
Тема 7. Бумага (4ч).
От пергамента и шелковых книг до наших дней. Целлюлоза. Связующие: каолин, карбонат кальция, пигменты. Хлопчатобумажные ткани. Виды бумаги и их практическое использование.
Практическая работа № 11: Изучение свойств различных видов бумаги.
Тема 8. В мире красок и карандашей (4 ч).
Графит. Состав цветных карандашей. Пигменты. Виды красок. Процесс изготовления красок. Воски и масла, применяющиеся в живописи.
Практическая работа № 12: Изготовление минеральных пигментов разных цветов.
Тема 9. Стекло (4 ч).
История стеклоделия. Получение стекол. Изделия из стекла. Виды декоративной обработки стекол.
Практическая работа № 13: Изучение физических свойств различных стекол.
Тема 10. Керамика (4 ч).
Виды и химический состав глин. Разновидности керамических материалов. Изделия из керамики.
Практическая работа № 14: Исследование физико-химических свойств глины.
Тема 11. Химия стирает, чистит и убирает (8 ч).
Синтетические моющие средства и поверхностно-активные вещества. Косметические моющие средства. Средства бытовой химии, применяемые для выведения пятен.
Практическая работа № 15: Определение среды в мылах и шампунях.
Практическая работа № 16: Приготовление мыла из свечки и стиральной соды.
Практическая работа № 17: Выведение пятен с ткани.
Тема 12. Химия – хозяйка домашней аптечки (4 ч).
Лекарственные препараты, их виды и назначение. Многогранный йод. Перманганат калия. Свойства перекиси водорода. Активированный уголь. Лекарства от простуды. Витамины. Самодельные лекарства.
Практическая работа № 18: Определение витаминов в препаратах поливитаминов.
Тема 13. Химия – помощница садовода (4 ч).
Почва. Состав почвы. Известь. Кислота. Зола. Торф. Органические удобрения. Минеральные удобрения. Элементы питания растений.
Практическая работа № 19: Изучение состава различных почв.
Тема 14. Химия и ювелирные украшения (4 ч).
Украшения из металла, декоративных камней, природных материалов, керамики, полимерных материалов, покрытых эмалью.
Практическая работа № 20: Изготовление украшений из бисера, керамических бусин, природных материалов.
Тема 15. Подведение итогов занятий кружка. Урок занимательной химии (2 ч).
Химия в литературе и художественных фильмах. Просмотр отдельных серий художественного фильма «Следствие ведут знатоки»
Чтение эпизодов из книги о Шерлоке Холмсе.
Химия и прогресс человечества Вещества и материалы, используемые в современной лёгкой и тяжёлой промышленности (полимеры, пластмассы, красители, волокна и т.д.)
Требования к усвоению учебного материала
В результате изучения программы кружка по химии учащиеся должны знать о:
составе и свойствах химических веществ и предметах, окружающих их в повседневной жизни;
нахождение воды в природе, свойствах воды, аномалиях воды, способах ее очистки, роли воды в природе и способах ее рационального использования;
составе и свойствах химических веществ, входящих в организм человека;
составе и свойствах основных компонентов пищи и их физиологической роли;
видах спичек и ОВР, протекающих при их горении;
видах и свойствах бумаги, а также способах изготовления ее различных сортов;
видах и свойствах красок, способах их изготовления; классификации, свойствах и способах получения пигментов; видах и свойствах масел и восков, применяющихся в живописи;
составе стекла, видах стекол и способах их получения;
истории возникновения керамики и ее видов;
составе и свойствах мыла, механизме действия, свойствах СМС;
видах и назначении некоторых лекарственных препаратов;
видах и свойствах удобрений, их химическом составе, а также экологических и медицинских проблемах, связанных с их применением.
В результате изучения программы кружка по химии учащиеся должны уметь:
применять методы качественного и количественного анализа;
самостоятельно осуществлять химические эксперименты;
соблюдать правила техники безопасности при проведении химического эксперимента;
составлять отчет о проделанном эксперименте.
Примерные темы для подготовки сообщений учащимися
Имеет ли вода память.
Влажность воздуха и самочувствие человека.
Физиологический раствор в медицинской практике.
БАД. Минералы, необходимые человеку.
Особенности приготовления пищи в микроволновой печи.
Продукты, старящие организм.
Отравление препаратами бытовой химии.
“Соляные бунты” в России.
Синтетическая бумага – альтернатива целлюлозной.
История бумажных денег.
История спичек.
Реставрация знаменитых картин.
Стеклянные и керамические изделия в вашем доме (слайд-шоу).
Поиск химических веществ - препаратов против СПИДа.
Полимеры в медицине. Химические материалы для создания искусственных органов.
Выращивание растений на питательных растворах.
Проблемы выращивания экологически чистой сельхоз продукции.
История ювелирных украшений: от древности до наших дней.
Календарно - тематический план
№ п/п | Тема занятий | Кол. часов | |
Дата по плану | Дата по факту | |
1 | Важнейшие классы соединений/4ч/. Химия – творение природы и рук человечества. | 2 | | | |
2 | Химические вещества в повседневной жизни. Практическая работа №1.Получение каучука из листьев фикуса. | 2 | | | |
3 | Вода/4ч/. Экологические проблемы чистой воды. | 2 | | | |
4 | Практическая работа №2. Анализ воды. | 2 | | | |
5 | Смеси в жизни человека/4ч/ .Разновидности смесей и их использование. | 2 | | | |
6 | Практическая работа №3. Самодельные духи. | 2 | | | |
7 | Поваренная соль/4ч/. Солевой баланс в организме человека. | 2 | | | |
8 | Практическая работа№4.Получение и очистка соли. | 2 | | | |
9 | Химия пищи/12ч/. Основные компоненты: жиры, белки, углеводы, витамины, соли. | 2 | | | |
10 | Практическая работа №5. Определение качества меда. | 2 | | | |
11 | Практическая работа №6. Определение витаминов А, С в растительном масле. | 2 | | | |
12 | Практическая работа №7. Определение нитратов. | 2 | | | |
13 | Практическая работа №8. Анализ напитков. | 2 | | | |
14 | Практическая работа №9. Определение жиров в семенах. | 2 | | | |
15 | Спички/2ч/ История изобретения спичек. Красный и белый фосфор. Практическая работа №10 «Изучение свойств различных видов спичек». | 2 | | | |
16 | Бумага/4ч/ От пергамента и шелковых книг до наших дней. Виды бумаги и их практическое использование. | 2 | | | |
17 | Практическая работа №11.Изучение свойств бумаги. | 2 | | |
18 | В мире красок/4ч/.Графит. Состав цветных карандашей. Виды красок. Воск и масла в живописи. | 2 | | |
19 | Практическая работа №12. Изготовление минеральных пигментов различных цветов. | 2 | | |
20 | Стекло/4ч/. История стеклоделия. Виды современных стекол. | 2 | | |
21 | | | | |
Практическая работа №13. Изучение состава и физических свойств различных стекол. | 2 | | | |
22 | Керамика./4ч/. Виды и химический состав глин. Изделия из керамики. | 2 | | |
23 | Практическая работа №14.Исследование физических свойств различных видов глин. | 2 | | | |
24 | Химия стирает, чистит, убирает/8ч/. СМС и ПАВ. Косметические моющие средства. Выведение пятен. | 2 | | |
25 | Практическая работа №15. Определение среды в гелях и шампунях. | 2 | | |
26 | Практическая работа №16. Изготовление мыла из свечи и соды. | 2 | | |
27 | Практическая работа №17. Выведение пятен с тканей различных видов. | 2 | | |
28 | Химия- хозяйка домашней аптечки/4ч/. Лекарственные препараты, их виды и назначения. Йод, перекись, активированный уголь, «марганцовка». Лекарства от простуды. Самодельные лекарства. | 2 | | |
29 | Практическая работа №18. Витамины. Определение витаминов в поливитаминах. | 2 | | |
30 | Химия для садовода/4ч/. Почва и ее состав. Известь. Кислотность. Зола. Торф. Удобрения. Элементы питания растений. | 2 | | |
31 | Практическая работа №19. Изучение состава различных почв. | 2 | | |
32 | Химия для ювелира /4ч/. Украшения из металлов, природных камней и минералов, полимеров и эмали. | 2 | | |
33 | Практическая работа №20.Изготовление украшений из бисера и природных материалов. | 2 | | |
34 | Итоговое занятие/2ч/.Урок занимательной химии. | 2 | | |
| Всего часов: | 68 | | |