СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа работы кружка по химии "Химия в современном мире".

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа знакомит учащихся с характеристикой веществ, окружающих нас в быту, которые имеют интересную историю.Курс расширяет кругозор учащихся, представляет возможность интеграции в мировую культуру, раскрывает материалистическую основу окружающего мира, формирует представление химической картины природы.

Просмотр содержимого документа
«Программа работы кружка по химии "Химия в современном мире".»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 14» муниципального образования

городской округ Симферополь Республики Крым

Рассмотрено школьным методическим объединением

Протокол № __ от «__» ___2016



Согласованно

Заместитель директора по УВР

«____» __________2016



Утверждаю

Директор МБОУ «СОШ №14» _____________ Е. В.Нарушева

Приказ № ___ от «___» ___2016






















Рабочая программа учителя химии

Голубятниковой Ирины Сергеевны

кружка «Химия в современном мире» для учащихся 9-х классов

2 часа в неделю



















2016 год



Пояснительная записка

Программа кружка по химии “Химия в современном мире ” предназначена для учащихся 9-х классов.

Содержание программы знакомит учеников с характеристикой веществ, окружающих нас в быту. Эти вещества, несмотря на свою тривиальность, имеют интересную историю и необычные свойства. Данный курс не только существенно расширяет кругозор учащихся, но и представляет возможность интеграции в мировую культуру, раскрывает материальные основы окружающего мира, дает химическую картину природы.

 Цель –  формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений, приобретение необходимых практических умений и навыков обращения с веществами  в лаборатории и в быту

 

Задачи программы:

Обучающие:

-формирование у учащихся навыков безопасного и грамотного обращения с веществами;                                                                                                                               

- формирование практических умений и навыков разработки и выполнения химического эксперимента;

 -продолжить развитие познавательной активности, самостоятельности,   настойчивости в достижениицели                                                                                                                               -  на примере химического материала начать развитие  учебной мотивации  школьников на выбор профессии                                  

Развивающие:

Развивать внимание, память, логическое мышление и сообразительность.

Занятия рассчитаны для проведения 1 раза в неделю по 2 часа, всего 34 занятий за учебный год.

Лабораторные и практические занятия способствуют формированию специальных умений и навыков работы с веществами и оборудованием. Сообщения учащихся, тематика которых приводится в программе, позволяют сформировать у них умения самостоятельно приобретать и применять знания, а также развивают их творческие способности.

Изучив программу данного кружка, школьники будут знать о составе и свойствах химических веществ и предметов, окружающих их в повседневной жизни.



Содержание программы

Тема 1. Обзор важнейших классов соединений, используемых человеком (4 ч).

Химия-творение природы и рук человека. Химия вокруг нас. Химические вещества в повседневной жизни человека.

Практическая работа № 1: получение каучука из листьев фикуса.

Тема 2. Вода (4 ч).

Вода в масштабе планеты. Круговорот воды. Вода в организме человека. Пресная вода и ее запасы. Экологические проблемы чистой воды.

Практическая работа № 2: Анализ воды из природных источников.

Тема 3. Смеси в жизни человека (4 ч).

Разновидности смесей, области их использования в повседневной жизни человека.

Практическая работа № 3: Самодельные духи.

Тема 4. Поваренная соль (4 ч).

Роль поваренной соли в обмене веществ человека и животных. Солевой баланс в организме человека. Использование хлорида натрия в химической промышленности.

Практическая работа № 4: Получение поваренной соли и ее очистка.

Тема 5. Химия пищи (12 ч).

Из чего состоит пища. Основные компоненты пищи: жиры, белки, углеводы, витамины, соли. Химия продуктов растительного и животного происхождения. Физиология пищеварения. Продукты быстрого приготовления и особенности их производства.

Практическая работа № 5: Определение качества меда. Проверка меда на наличие крахмала, мела, сахарозы.

Практическая работа № 6: Определение витаминов А, С, Е в растительном масле.

Практическая работа № 7: Определение нитратов в продуктах.

Практическая работа № 8: Анализ прохладительных напитков.

Практическая работа № 9: Определение содержания жиров в семенах растений.

Тема 6. Спички (2ч).

Пирофоры. История изобретения спичек. Красный и белый фосфор. Окислительно-восстановительные процессы, протекающие при зажигании спички. Виды спичек. Спичечное производство в России.

Практическая работа № 10: Изучение свойств различных видов спичек (бытовых, охотничьих, термических, сигнальных, каминных, фотографических).

Тема 7. Бумага (4ч).

От пергамента и шелковых книг до наших дней. Целлюлоза. Связующие: каолин, карбонат кальция, пигменты. Хлопчатобумажные ткани. Виды бумаги и их практическое использование.

Практическая работа № 11: Изучение свойств различных видов бумаги.

Тема 8. В мире красок и карандашей (4 ч).

Графит. Состав цветных карандашей. Пигменты. Виды красок. Процесс изготовления красок. Воски и масла, применяющиеся в живописи.

Практическая работа № 12: Изготовление минеральных пигментов разных цветов.



Тема 9. Стекло (4 ч).

История стеклоделия. Получение стекол. Изделия из стекла. Виды декоративной обработки стекол.

Практическая работа № 13: Изучение физических свойств различных стекол.

Тема 10. Керамика (4 ч).

Виды и химический состав глин. Разновидности керамических материалов. Изделия из керамики.

Практическая работа № 14: Исследование физико-химических свойств глины.

Тема 11. Химия стирает, чистит и убирает (8 ч).

Синтетические моющие средства и поверхностно-активные вещества. Косметические моющие средства. Средства бытовой химии, применяемые для выведения пятен.

Практическая работа № 15: Определение среды в мылах и шампунях.

Практическая работа № 16: Приготовление мыла из свечки и стиральной соды.

Практическая работа № 17: Выведение пятен с ткани.

Тема 12. Химия – хозяйка домашней аптечки (4 ч).

Лекарственные препараты, их виды и назначение. Многогранный йод. Перманганат калия. Свойства перекиси водорода. Активированный уголь. Лекарства от простуды. Витамины. Самодельные лекарства.

Практическая работа № 18: Определение витаминов в препаратах поливитаминов.

Тема 13. Химия – помощница садовода (4 ч).

Почва. Состав почвы. Известь. Кислота. Зола. Торф. Органические удобрения. Минеральные удобрения. Элементы питания растений.

Практическая работа № 19: Изучение состава различных почв.

Тема 14. Химия и ювелирные украшения (4 ч).

Украшения из металла, декоративных камней, природных материалов, керамики, полимерных материалов, покрытых эмалью.

Практическая работа № 20: Изготовление украшений из бисера, керамических бусин, природных материалов.

Тема 15. Подведение итогов занятий кружка. Урок занимательной химии (2 ч).

 Химия в литературе и художественных фильмах. Просмотр отдельных серий художественного фильма «Следствие ведут знатоки»

Чтение эпизодов из книги о Шерлоке Холмсе.

Химия и прогресс  человечества Вещества и материалы, используемые в современной лёгкой и тяжёлой промышленности (полимеры, пластмассы, красители, волокна и т.д.)

 







Требования к усвоению учебного материала

В результате изучения программы кружка по химии учащиеся должны знать о:

составе и свойствах химических веществ и предметах, окружающих их в повседневной жизни;

  • нахождение воды в природе, свойствах воды, аномалиях воды, способах ее очистки, роли воды в природе и способах ее рационального использования;

  • составе и свойствах химических веществ, входящих в организм человека;

  • составе и свойствах основных компонентов пищи и их физиологической роли;

  • видах спичек и ОВР, протекающих при их горении;

  • видах и свойствах бумаги, а также способах изготовления ее различных сортов;

  • видах и свойствах красок, способах их изготовления; классификации, свойствах и способах получения пигментов; видах и свойствах масел и восков, применяющихся в живописи;

  • составе стекла, видах стекол и способах их получения;

  • истории возникновения керамики и ее видов;

  • составе и свойствах мыла, механизме действия, свойствах СМС;

  • видах и назначении некоторых лекарственных препаратов;

  • видах и свойствах удобрений, их химическом составе, а также экологических и медицинских проблемах, связанных с их применением.

В результате изучения программы кружка по химии учащиеся должны уметь:

  • применять методы качественного и количественного анализа;

  • самостоятельно осуществлять химические эксперименты;

  • соблюдать правила техники безопасности при проведении химического эксперимента;

  • составлять отчет о проделанном эксперименте.

Примерные темы для подготовки сообщений учащимися

  1. Имеет ли вода память.

  2. Влажность воздуха и самочувствие человека.

  3. Физиологический раствор в медицинской практике.

  4. БАД. Минералы, необходимые человеку.

  5. Особенности приготовления пищи в микроволновой печи.

  6. Продукты, старящие организм.

  7. Отравление препаратами бытовой химии.

  8. “Соляные бунты” в России.

  9. Синтетическая бумага – альтернатива целлюлозной.

  10. История бумажных денег.

  11. История спичек.

  12. Реставрация знаменитых картин.

  13. Стеклянные и керамические изделия в вашем доме (слайд-шоу).

  14. Поиск химических веществ - препаратов против СПИДа.

  15. Полимеры в медицине. Химические материалы для создания искусственных органов.

  16. Выращивание растений на питательных растворах.

  17. Проблемы выращивания экологически чистой сельхоз продукции.

  18. История ювелирных украшений: от древности до наших дней.









Календарно - тематический план

п/п

Тема занятий

Кол.

часов


Дата по плану

Дата по факту


1

Важнейшие классы соединений/4ч/. Химия – творение природы и рук человечества.

2




2

Химические вещества в повседневной жизни. Практическая работа №1.Получение каучука из листьев фикуса.

2




3

Вода/4ч/. Экологические проблемы чистой воды.

2




4

Практическая работа №2. Анализ воды.

2




5

Смеси в жизни человека/4ч/ .Разновидности смесей и их использование.

2




6

Практическая работа №3. Самодельные духи.

2




7

Поваренная соль/4ч/. Солевой баланс в организме человека.

2




8

Практическая работа№4.Получение и очистка соли.

2




9

Химия пищи/12ч/. Основные компоненты: жиры, белки, углеводы, витамины, соли.

2




10

Практическая работа №5. Определение качества меда.

2




11

Практическая работа №6. Определение витаминов А, С в растительном масле.

2




12

Практическая работа №7. Определение нитратов.

2




13

Практическая работа №8. Анализ напитков.

2




14

Практическая работа №9. Определение жиров в семенах.

2




15

Спички/2ч/ История изобретения спичек. Красный и белый фосфор. Практическая работа №10 «Изучение свойств различных видов спичек».


2




16

Бумага/4ч/ От пергамента и шелковых книг до наших дней. Виды бумаги и их практическое использование.



2




17

Практическая работа №11.Изучение свойств бумаги.



2



18

В мире красок/4ч/.Графит. Состав цветных карандашей. Виды красок. Воск и масла в живописи.


2



19

Практическая работа №12. Изготовление минеральных пигментов различных цветов.


2



20


Стекло/4ч/. История стеклоделия. Виды современных стекол.

2



21





Практическая работа №13. Изучение состава и физических свойств различных стекол.

2




22

Керамика./4ч/. Виды и химический состав глин. Изделия из керамики.

2



23

Практическая работа №14.Исследование физических свойств различных видов глин.


2




24

Химия стирает, чистит, убирает/8ч/. СМС и ПАВ. Косметические моющие средства. Выведение пятен.


2



25

Практическая работа №15. Определение среды в гелях и шампунях.


2



26

Практическая работа №16. Изготовление мыла из свечи и соды.


2



27

Практическая работа №17. Выведение пятен с тканей различных видов.


2



28

Химия- хозяйка домашней аптечки/4ч/. Лекарственные препараты, их виды и назначения. Йод, перекись, активированный уголь, «марганцовка». Лекарства от простуды. Самодельные лекарства.


2



29

Практическая работа №18. Витамины. Определение витаминов в поливитаминах.


2



30

Химия для садовода/4ч/. Почва и ее состав. Известь. Кислотность. Зола. Торф. Удобрения. Элементы питания растений.


2



31

Практическая работа №19. Изучение состава различных почв.

2



32

Химия для ювелира /4ч/. Украшения из металлов, природных камней и минералов, полимеров и эмали.

2



33

Практическая работа №20.Изготовление украшений из бисера и природных материалов.


2



34

Итоговое занятие/2ч/.Урок занимательной химии.


2




Всего часов:


68