Отдел образования администрации
Шуйского муниципального района МУДОД – дом детского творчества
ПРОГРАММА РАБОТЫ
объединения дополнительного образования детей
«МЯГКАЯ ИГРУШКА»
Возраст детей: 10 – 15 лет
Срок реализации программы: 2018 – 2019 год
Составитель: Гудкова Т.А.,
педагог дополнительного образования
Колобовской МСОШ
Колобово - 2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа кружка «Мягкая игрушка» опирается на «Концепцию художественного образования в Российской Федерации», «Федеральный компонент государственного стандарта» (образовательная область – технология), Санитарно-эпидемиологические правила и нормы (СанПиН 2.4.2. № 1178-02).
Программа рассчитана на один год занятий с детьми 10 – 15 лет. В группе занимается 7 – 12 человек. Расписание составляется из расчета двух занятий в неделю по 2 часа с перерывом и физкультминутками. Объем часов в год составляет 144 часа (72 занятия).
Игрушки появились рядом с человеком очень давно. В древности их делали из того материала, который был под рукой – из кожи и дерева, ткани и глины, мягкого камня и бивней мамонта. Иногда игрушкам приписывалась магическая сила. Как правило, это были звучащие игрушки – свистульки, трещотки, погремушки – своим звуком они «отгоняли» злых духов. Самые древние игрушки России были найдены на территории древних русских городов – Киева, Новгорода, Москвы, Коломны. Персонажами игрушек были кони, птицы, медведи, фигурки всадников, веселых скоморохов.
Искусство изготовления игрушек – один из видов декоративно-прикладного творчества, которое является частью искусства народа и представляет значительную ценность для нравственного воспитания детей.
Данная программа дополнительного образования дает возможность приобрести практические навыки кройки и шитья, навыки работы с разными материалами и инструментами, умение подбирать гармоничные цвета и оттенки ткани.
Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными психологическими возможностями и особенностями детей, что предполагает возможную необходимую коррекцию времени и режима занятий.
Важной задачей дополнительного образования является развитие творческих способностей учащихся, так как этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Творческий подход к решению любой задачи возникает только тогда, когда учитель покажет, что существует множество и вариантов решений, нетрадиционных подходов. Мало научить детей ремесленным навыкам, способам работы с разными материалами, главное – вложить в их работы чувства, личностное отношение к задуманному произведению. Поэтому целью данной программы является развитие познавательного интереса, творческих способностей и нравственных качеств учащихся во внеурочное время в процессе освоения технологии изготовления мягкой игрушки.
Цель может быть достигнута при решении ряда задач:
обучающие:
обучить практическим навыкам работы с разными материалами и инструментами;
обучить правилам безопасной работы с материалами и инструментами;
познакомить с назначением и областью применения материалов, экономному их использованию;
развивающие:
развивать воображение, наблюдательность, неординарное мышление, внимательность, усидчивость и аккуратность;
расширять сенсорный опыт, развивать моторику рук;
развивать умения и навыки работы с ручными инструментами и разными материалами;
формировать эстетический и художественный вкус;
воспитательные:
воспитывать чувство коллективизма, нравственно-этических норм межличностных взаимоотношений, умений и навыков поведения и работы в коллективе;
воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к людям и результатам их труда.
Учитывая возрастные и психологические особенности учащихся, на занятиях сочетаются коллективная, групповая и индивидуальная формы работы. Используются методы: словесные (рассказ, беседа, объяснение), практические, наглядные, контролирующие (текущий контроль – кроссворды, викторины, конкурсы; итоговый – выставки работ).
Данная программа дополнительного образования тесно связана с уроками технологии и ИЗО.
В результате освоения программы учащиеся должны
знать:
правила подготовки рабочего места;
правила безопасной работы с разными материалами и инструментами;
технологию изготовления основ для разного вида игрушек;
область применения и назначение материалов и инструментов;
уметь:
осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, контроль над ее ходом и результатами;
изготавливать мягкую игрушку из доступных материалов по 2-6 выкройкам и описанию; выбирать материалы с учетом свойств по внешним признакам;
проектировать собственную игрушку и шить по своему замыслу;
осуществлять декоративное оформление и отделку сшитой игрушки;
быть:
дружными, уважительными, сдержанными, наблюдательными, внимательными, усидчивыми, аккуратными, бережливыми, экономными.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения правил безопасной работы с материалами и инструментами;
создания различных изделий из доступных материалов по собственному замыслу;
осуществления сотрудничества в процессе совместной работы.
Во время занятий применяется поурочный, тематический и итоговый контроль. Уровень усвоения материала выявляется в беседах, выполнении творческих индивидуальных заданий, применении полученных на занятиях знаний. Наиболее подходящая форма оценки – организованный просмотр выполненных образцов изделий. Он позволяет справедливо и объективно оценить работу каждого, сравнить, сделать соответствующие выводы, порадоваться не только своей, но и общей удачи. В течение всего периода обучения педагог ведет индивидуальное наблюдение за творческим развитием каждого обучаемого.
Занятия не предполагают отметочного контроля знаний, поэтому целесообразнее применять различные критерии, такие как:
- текущая оценка достигнутого самим ребенком;
- оценка законченной работы;
- участие в выставках, конкурсах и т.д.
- реализация творческих идей.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛОВ | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ | ФОРМЫ КОНТРОЛЯ |
ТЕОРИЯ | ПРАКТИКА |
1 | Вводное занятие. (2 часа) Из истории мягкой игрушки Необходимые материалы и инструменты Организация рабочего места Инструктаж по технике безопасности | 0,5 0,5 0,5 0,5 | | беседа |
2 | Цветоведение. (4 часа) Основные цвета. Сочетание цветов. | 0,5 0,5 | 1,5 1,5 | беседа |
3 | Технология выполнения швов. (6 часов) Шов «вперед иголку» Шов «назад иголку» Шов «строчка» Петельный шов Шов «через край» Потайной шов | | 1 1 1 1 1 1 | просмотр выполненных образцов изделий |
4 | Конструирование и оформление игрушки (10 часов) Как сделать эскиз Конструирование выкроек Как правильно раскроить игрушку Как собрать игрушку Как оформить игрушку Как сделать глазки Как украсить игрушку | 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 | 0,5 0,5 1 1,5 1,5 1,5 | беседа, текущая оценка достигнутого ребенком |
5 | Игрушки из бумаги – модульное оригами (14 часов) Птенчик Зайчики (девочка и мальчик) Лебедь | 0,5 | 4 1,5 0,5 1,5 6 3 3 4 2 2 | оценка законченной работы, выставка работ |
6 | Игрушки-помощники (7 часов) Прихватка для кастрюль Варежка-прихватка Грелка на чайник | 0,5 0,5 0,5 | 1,5 1,5 2,5 | оценка законченной работы, выставка работ |
7 | Игрушки из помпонов (5 часов) Цыпленок Гусеница | | 2 3 | выставка работ |
8 | Выполнение лоскутных игрушек. (30 часов) Матрешка. Змея. Беседа о лоскутной игрушке Разработка выкроек лекал и подбор материалов Раскрой изделия Изготовление изделия Сборка и оформление изделия Веселые клоуны. | 2 0,5 | 12 2 2 4 2 6 0,5 1 2 2 12 2 2 4 2 2 | оценка законченной работы, выставка работ |
9 | Изготовление объемных игрушек из ткани (12 часов) Зайчик | 1 | 12 2 1 2 2 2 2 | оценка законченной работы, выставка работ |
10 | Изготовление игрушек из меха (8 часов) Ежик | 0,5 | 8 1,5 2 3 1 | оценка законченной работы, выставка работ |
11 | Интерьерная кукла (20 часов) Домовой Беседа об интерьерной кукле Разработка выкроек лекал и подбор материалов Раскрой изделия Пошив деталей изделия Набивка деталей Сборка изделия Оформление лица куклы Пошив одежды для куклы Изготовление волос и окончательная отделка | 1 | 20 2 2 2 2 2 2 3 4 | оценка законченной работы, выставка работ |
12 | Скульптурная кукла (16 часов) Цветочек Беседа о скульптурно-текстильной кукле Разработка модели и подбор материалов Оформление головы и лица куклы Оформление глаз и макияж лица куклы Изготовление прически Сборка изделия Окончательная отделка | 1 | 16 1 4 2 2 4 2 | оценка законченной работы, выставка работ |
13 | Чему мы научились. Изготовление игрушки по выбору (10 часов) | | 10 | участие в выставках, конкурсах |
| ИТОГО: | 144 часа | |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Вводное занятие
Разнообразие игрушек. Первые игрушки. История возникновения мягкой игрушки. Назначение мягкой игрушки. Перечень необходимых материалов и инструментов для работы. Лексическое значение слов «деталь», «выкройка», «лекало», «вытачка», «эскиз».
Порядок расположения инструментов на рабочем столе. Освещение рабочего места. Правила посадки учащихся при работе. Правила работы с острыми, режущими и колющими предметами (ножницы, нож, шило, игла, циркуль), их хранение, передача другому лицу. Правила поведения учащихся во время занятий.
Раздел 2. Цветоведение.
Основные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Возможности цвета в композиции. Сочетание цветов. Сопоставление цветовой гаммы. Таблица сочетаемости цвета.
Практическая работа: подобрать необходимые для работы цветовые сочетания на примере одного из объектов труда.
Раздел 3. Технология выполнения швов.
Ознакомление с технологией выполнения ручных швов: «вперед иголку», «назад иголку», «строчка», «через край», «петельного» и «потайного».
Раздел 4. Конструирование и оформление игрушки.
Правила выполнения эскиза игрушки. Технология конструирования симметричных выкроек. Технология увеличения или уменьшения выкройки. Правила кроя игрушки. Принцип зеркальной симметрии. Правила хранения выкроек.
Основы сбора игрушек. Шарнирное крепление.
Технология изготовления головки, лапок, мордочки, носика. Материалы для глаз. Разные способы изготовления глаз. Правила расположения глаз относительно носа. Правила заполнения игрушки набивочным материалом.
Разные способы украшения игрушек. Украшения из ленты и кружева, меха, ткани и пряжи. Технология изготовления бантика, галстука, кружевного жабо, цветка с сердцевиной, колпачка, беретика, волос, парика.
Раздел 5. Игрушки из бумаги – модульное оригами.
Беседа о возникновении искусства оригами, модульного оригами, необходимые материалы, инструменты и приспособления. Базовый модуль, размеры, способы нарезания бумаги. Порядок сборки модулей в изделие. Оформление готовых игрушек.
Раздел 6. Игрушки-помощники.
Многообразие материалов и область их применения. Природные и искусственные материалы. Свойства материалов и выбор по свойствам. Подготовка материалов к работе. Бережное использование и экономное расходование материалов.
Интерьер кухни и изделия своими руками в интерьере кухни. Материалы для прихваток, раскрой и последовательность изготовления изделий. Правила безопасной работы на швейной машине, порядок подготовки машины к работе, приемы работы.
Раздел 7. Игрушки из помпонов.
Инструменты и материалы. Изготовление помпонов. Многоцветные помпоны. Соединение помпонов и крепление деталей.
Раздел 8. Выполнение лоскутных игрушек.
Беседа об истории народной игрушки и народного костюма. Роль декоративных лоскутных изделий в крестьянском быту. Анализ образцов. Виды тканей и их подбор для выполнения данной работы. Заготовка выкроек-лекал, раскрой каркаса и ткани, работа с клеем, сшивание деталей и соединение деталей, оформление игрушки, роспись лица.
Раздел 9. Изготовление объемных игрушек из ткани.
Беседа об анималистической игрушке. Образы животных в скульптуре и живописи. Объемные игрушки. Выполнение объемной игрушки. Отличительные особенности объемной игрушки. Каркас и его применение в изготовлении игрушки. Раскрой, сметывание и пошив, выворачивание и набивка деталей, соединение их с туловищем, оформление игрушки.
Раздел 10. Изготовление игрушек из меха.
Отличительные особенности объемной игрушки из меха. Раскрой меха, сметывание и пошив, выворачивание и набивка деталей, соединение их с туловищем, оформление игрушки.
Раздел 11. Интерьерная кукла.
Беседа об интерьерной кукле. Игрушки-обереги. Поверья о домовых на Руси. Анализ образцов игрушек. Материалы для кукол, подбор выкроек и раскрой. Последовательность изготовления куклы. Создание образа игрушки, правила оформления лица и волос. Одежда для куклы и окончательное оформление.
Раздел 12. Скульптурная кукла.
Беседа о скульптурно-текстильной кукле. Просмотр образцов кукол. Скульптурная кукла из капроновых колготок и этапы ее изготовления. Лицо куклы, глаза, макияж, прическа. Сборка куклы и ее оформление.
Раздел 13. Чему мы научились. Изготовление игрушки по выбору.
Обобщив все полученные знания, учащиеся самостоятельно выполняют выбранную игрушку, предварительно зарисовав ее эскиз, выполнив чертежи и выкройки-лекала. Раскрой игрушек, сметывание и пошив, заготовка и укрепление каркаса, выворачивание и набивка деталей, соединение их с туловищем, оформление игрушки.
МАТЕРИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
На занятиях используются наглядные пособия, схемы, таблицы, образцы, чертежи игрушек, инструкционные и технологические карты. Возможно использование интернет-ресурсов и мультимедийного оборудования при проведении занятий. Также интересно использование различных видов презентаций. На занятиях по данной программе потребуются следующие материалы и инструменты.
- альбом для рисования или плотные листы бумаги, для выполнения зарисовок и эскизов;
- ткани, мех (вторсырье);
- нитки катушечные разных цветов;
- тесьма, сутаж, цветные ленты, пуговицы, элементы отделки и т. д.;
- картон;
- поролон, проволока для каркаса, синтепон, вата;
- ножницы, иголки, наперсток;
- мел, клей ПВА, краски, кисти, карандаши;
- самоклеющаяся цветная бумага;
- пассатижи (или плоскогубцы и кусачки);
- щетка для расчесывания меха;
- электрический утюг;
- швейная машина;
- спецодежда;
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Мягкая игрушка. /Войдинова Н.М. – М.: Эксмо, 2007 – 160 с.: ил.
Забавные поделки крючком и спицами. /Тарасенко С.Ф. – М.: Просвещение, 1992 – 96 с.: ил. – (Сделай сам).
Кружок изготовления игрушек-сувениров: Пособие для руководителей кружков. /Молотобарова О.С. – М.: Просвещение, 1983 – 176с.: ил.
Посиделки с рукоделием: копилка свежих идей. /Жадько Е.Г. – Ростов н/Д: Феникс, 2005 – 251, (1) с.: ил., (4) л. ил. – Стильные штучки.
Мягкая игрушка своими руками. /Агапова И.А., Давыдова М.А. – М.: Айрис-пресс, 2004 – 240 с.+ 8 с. цв. вклейка: ил. – (Внимание: дети!).
Модульное оригами: забавные объемные фигурки. /Зайцева А.А. – М.: Эксмо, 2012 – 64 с.: ил. – (Азбука рукоделия).
Забавные фигурки. Модульное оригами. /Проснякова Т.Н. – М.: Аст-пресс книга, 2010 – 104 с.: ил. – (Золотая библиотека увлечений).
Мягкие игрушки своими руками. /Сост. Онищенко В.В.; художник-оформитель Осипов И.В. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2007 – 224 с.: ил., цв. вкл.
Игрушки из помпонов. /Галанова Т.Н. – М.: Аст-пресс книга, 2012 – 80 с.: ил. – (Мастер-класс на дому)