Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Бишевская средняя общеобразовательная школа»
Апастовского муниципального района
Республики Татарстан
Программа работы объединения «SаMоSтоятельные дети»
с.Бишево
Пояснительная записка объединения
«SаMоSтоятельные дети»
1. Цели и задачи программы:
Программа «SаMоSтоятельные дети» направлен на формирование у школьников приверженности к активному и здоровому образу жизни.
Отказаться от всех вредных привычек и вести здоровый образ жизни. Именно такой путь выбирают участники проекта "Самостоятельные дети". А чтобы стать членом отряда необходимо заключить контракт, где представлен перечень вредных привычек, от которых следует отказаться. В Татарстане уже более 5 тысяч школьников заключили контракты. Любой ребенок, желающий путешествовать и заводить друзей по всей республике, участвовать в концертах и фестивалях, заниматься творчеством и спортом, получать подарки и бонусы, подписывает контракт. В нем он сам для себя письменно отказывается от вредных привычек, злословия, зависти или лжи в пользу добродетели. Так «SаMоSтоятельные дети» вырастают активными и здоровыми. Главная идея– здоровым сегодня быть модно.
Подростки быстро заимствуют стандарты поведения своих сверстников. Поэтому необходимо развивать наставничество по принципу «равный равному», которое введет моду на здоровый образ жизни у сверстников крайне важна преемственность поколений в подростковой среде. Процесс становления и процветания «SаMоSтоятельных детей» затрагивает интересы всего населения Республики Татарстан.
Для достижения указанной цели необходимо решать следующие задачи:
- создание условий для раннего выявления несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования;
- оказание действенной и незамедлительной психолого-медико-педагогической помощи всем оказавшимся в сложной жизненной ситуации.
-создание условий для раннего выявления семей, находящихся в социально опасном положении, а также родителей, недобросовестно исполняющих свои родительские обязанности по воспитанию детей, принятие к ним мер общественного воздействия и оказания им помощи в обучении и воспитании детей;
- обеспечить организацию общедоступных спортивных секций, технических кружков, клубов по интересам и привлечение в них безнадзорных, склонных к асоциальным поступкам и к правонарушениям несовершеннолетних;
- обеспечить координацию деятельности всех субъектов профилактики в отношении учащихся школы;
- развертывание воспитательной работы направленной на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних;
-формирование в ходе воспитательных мероприятий толерантного сознания и поведения, противодействия экстремизму и снижения социально-психологической напряженности в обществе;
-распространение норм толерантного поведения и противодействия различным видам экстремизма, этнофобии и ксенофобии;
- развертывание воспитательной работы по пропаганде здорового образа жизни, вреда курения, алкоголизма, наркотиков;
- формирование навыков здорового образа жизни.
Условия участия в программе:
добровольное вступление в программу и право выхода из нее;
срок действия контракта ограничен (не более 1 года);
поощрение за соблюдение контракта;
исключение из программы за нарушение условий контракта с изъятием членской карточки (при этом возможность повторного вступления в участники программы сохраняется).
Предполагаемые результаты программы:
1. Увеличение количества участников движения «SаMоSтоятельные дети».
2. Увеличение количества жителей села, знающих и поддерживающих антинаркотический проект.
3. Рост количества подростков, мотивированных на ведение здорового и активного образа жизни.
4. Увеличение количества учреждений, сотрудничающих с участниками программы.
Долгосрочный ожидаемый результат:
1. Снижение числа детей школьного возраста, допускающих первую пробу психоактивных веществ.
2. Распространение и закрепление у детей школьного возраста имиджа уважаемого и успешного человека, жизненной ценностью которого является бережное отношение к своему здоровью.
Формы отслеживания результатов программы:
- анкетирование подростков – участников программы, педагогов - руководителей SMS- отрядов, родителей;
- социологические опросы по выявлению эффективности проводимых акций;
- статистические методы, выявляющие динамику увеличения количества школьников- участников программы, заключивших контракт на ведение здорового образа жизни;
- экспертная оценка результатов труда участников программы (творческих работ, аналитических материалов и др.);
- диагностические беседы с детьми и родителями;
- интервьюирование представителей общественности.
2. Обоснование актуальности программы.
В настоящее время в обществе, несмотря на проводимую профилактическую работу, наблюдается рост подростковой преступности, растет и количество лиц, участвующих в совершении преступлений.
Причинами, влияющими на рост преступности среди несовершеннолетних, являются нестабильность социальной обстановки, рост числа семей, находящихся в социально опасном положении, незанятость детей во внеурочное время.
Несовершеннолетние, не имея четких нравственных ориентиров, отдают предпочтение бездуховному времяпровождению, в погоне за удовольствиями. Ослабление роли семьи, низкий уровень материальных доходов, невостребованный профессиональный потенциал, безработица – привели к тому, что многие родители вынуждены выезжать на заработки за пределы района, работая вахтовым методом, что приводит к безусловному росту безнадзорных детей. Идет расслоение общества на бедных и богатых.
В подростковой среде растет чувство агрессивности, раздражения, неуверенности в завтрашнем дне. Широкое распространение фильмов, пропагандирующих насилие, провоцирует подростков на противоправные действия. Отмечается тенденция роста числа подростков, употребляющих пиво, алкоголь, занимающихся табакокурением.
3. Принципы программы
Организовать профилактическую работу в школе по принципу непрерывности во исполнение Ст. 14 Федерального Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Интеграция и координация усилий всех субъектов воспитания – семьи, школы, учреждений дополнительного образования, административно-правовых структур и общественности.
Включение в воспитательно-коррекционный процесс всех сфер личности ребенка: интеллектуальной (сознательное усвоение общественных норм поведения); действенно-практической (вовлечение в общественно-полезную деятельность) и эмоциональной (общение с окружающими).
Единство и взаимодополняемость психологических и педагогических методов.
Принцип личностной направленности – учет индивидуальных склонностей и интересов, своеобразия характера, упор на личностное достоинство учащегося, опора на положительные качества.
План работы по проекту «SаMоSтоятельные дети»
Месяц | Содержание работы |
Сентябрь | 1.Изучение техники безопасности. 2. Диагностика жизненного и профессионального самоопределения учащихся. 3. Диагностика жизненного и профессионального самоопределения учащихся. 4.Проведение школьной акции для старшеклассников «Твой выбор». 5. Подведение итогов конкурса «Класс здоровья и правопорядка ». 6. Старт конкурса «Класс здоровья и правопорядка». 7. Конкурс социальных плакатов учащихся 9-11 классов на тему «Терроризму скажем-Нет!» 8.Проведение диагностик: личности подростка и ее социальных связей, по определению уровней самооценки, адаптации к условиям нового учебного года, социометрии, стилей поведения в конфликтах, уровня воспитанности и др. 9. Конкурс сочинений учащихся 7-9 классов «Мой стиль жизни – безопасность и здоровье». 10. Оформление стенда «Административная ответственность граждан». 11. Анкетирование учащихся на тему «Интерес и досуг». |
Октябрь | Акция « Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам». «Дружба и спорт любой решают спор» КВН среди учащихся. Занятия «Профилактика курения в школе» Диспут «Моя жизнь. Мои права» Тренинги учащихся 9-11 классов «Толерантное общение» Акция «Молодежь за здоровый образ жизни». Акция «Посмотри в глаза своему ребенку». Оформление выставки книг на тему «Самозащита от наркомании» Конкурс рисунков учащихся нач. классов (рисуем вместе с родителями) «Татарстан – Родина моя» |
Ноябрь | Проведение школьной акции для старшеклассников «Твой выбор». Акция «Бросай курить», посвященная «19 ноября – Международному дню отказа от курения». Диспут «Сколько прав у человека?» Беседа с учащимися 8 классов на тему «Жертва неразборчивости» Линейка учащихся 7- 9 классов «Правила поведения в опасных для жизни ситуациях дома, на улице и в обществе» Оформление выставки книг «Здоровый мир подростка» Проведение мероприятий, посвященных «20 ноября – Всемирному дню ребенка». |
декабрь | Акция «Красная ленточка», посвященная «1 декабря – Международному дню борьбы со СПИДом». Диспут «Моя жизнь. Мои права» Конкурс сочинений учащихся 9 классов «Мы солдаты – бравые ребята» Конкурс социальных плакатов «Терроризм – угроза миру» Занятия «Профилактика курения в школе». Участие членов объединения в общешкольном родительском собрании по профилактике суицида среди 6-9 классов «Суицид – геройство или слабость». Викторина между командами 7-8х классов «Знатоки прав ребенка по Конвенции о правах ребенка» |
январь | Занятие по пропаганде ЗОЖ в 7-9 классах «Жить здорово» Акция делай добро на тему «Рождественская карусель» Акция «Молодежь за здоровый образ жизни». Тренинги «Толерантное общение» Анкетирование учащихся на тему «Интерес и досуг». |
февраль | Конкурс рисунков начальных классов «Противодействия экстремизму и терроризму» Акция по сбору социальной поддержки бездомным животным «Великая должность – быть на Земле человеком» Беседа с учащимися начальных классов на тему «Правила поведения в опасных для жизни ситуациях дома, на улице и в обществе» Викторина в 5-6 классах «Недаром помнит вся Россия» Акция «Поздравляем мужчин» Диспут «Моя жизнь. Мои права» |
Март | Занятие по профилактике правонарушений и преступлений в 8-9 классах. Занятие для 5-7 классов "Энергетический напиток - за и против". Акция «Поздравляем милых женщин» Беседа с учащимися 8 классов «Мой стиль жизни – безопасность и здоровье» Интеллектуальная игра Что? Где? Когда? (6-8 классы) Тренинги «Толерантное общение» Акция «Милосердие». |
апрель | Участие членов объединения в общешкольном родительском собрании по духовно-нравственному воспитанию среди 5-7 классов «Нравственные законы семьи - законы жизни». Проведение мероприятий, посвященных «7 апреля – Всемирный день здоровья». Акция «Подари улыбку» Беседа с учащимися 5-ого класса «Школа – правовое пространство» Проведение лекций, бесед, разъяснения прав и обязанностей, вопросов противодействия экстремизму. |
май | Подготовка листовок к Акции «Будь готов! Скажи нет!» Конкурс сочинений учащихся 7-8 классов «Я ребёнок. Я человек» Акция «Поздравь ветерана» Проведение мероприятий, посвященных «17 мая – Международный день детского телефона доверия». Подведение итогов конкурса «Класс здоровья и правопорядка». |
Ежемесячно | Заседание Совета старшеклассников по профилактике правонарушений и наркомании в школе. Контроль за посещаемостью учебных занятий учащимися Организация работы с объединением «Самостоятельные дети». |