СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа работы педагога-психолога «Сохранение психологического здоровья участников образовательного процесса»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа  работы педагога-психолога

«Сохранение психологического здоровья участников образовательного процесса»

Просмотр содержимого документа
«Программа работы педагога-психолога «Сохранение психологического здоровья участников образовательного процесса»»




Актуальность.

Проблемы укрепления здоровья обучающихся, воспитанников образовательных учреждений, и в целом организации здоровьесберегающего образовательного процесса в настоящее время стали актуальными. Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.

При этом за последние годы возрастает число детей, чье субъективное состояние можно охарактеризовать как пограничное относительно нормы, при котором ребенок «психически не болен, но и психологически уже не здоров». Согласно последним данным, представленным на заседании Коллегии Министерства здравоохранения Российской Федерации до 60% подростков страдают хроническими заболеваниями. Распространенность нервно-психических нарушений среди подростков (главным образом, пограничных психических расстройств) достигает 79%. Отмечается ухудшение состояния здоровья учащихся от класса к классу: за 30 лет численность практически здоровых детей в 1 классе сократилась до 45%; в 8 классе - до 48%. За восемь лет обучения количество абсолютно здоровых детей сокращается в 4-5 раз, увеличение учебной нагрузки в школе третьей ступени приводит к дальнейшему ухудшению здоровья, лишь 20-25% выпускников остаются здоровыми.

Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности - провозглашаются как принципы государственной политики в сфере образования. Наряду с созданием условий для повышения качества общего образования, также необходимо предусмотреть и здоровьесбережение учащихся. Выполнение этих целей возможно при оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся, создании в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся за счет реальной разгрузки содержания общего образования, использования продуктивных, проблемных, исследовательских методов обучения, повышения качества занятий физической культурой, улучшения организации питания в образовательных учреждениях, рационализации досуговой деятельности, каникулярного времени и летнего отдыха детей и молодежи.

Здоровье детей - одна из основополагающих ее ценностей, а обеспечение условий для сохранения психологического здоровья детей - одна из основных целей деятельности психологической службы в образовании. Психологическое здоровье определяется не отсутствием конфликтов и проблем, а зрелостью, сохранностью и активностью механизмов личностной саморегуляции, обеспечивающих полноценное человеческое функционирование. «Психологически здоров не тот, у кого нет проблем, а тот, кто знает, как выйти из затруднений» /Н.Пезешкян/.

Одним из конкретных практических шагов в этом направлении, является создание комфортной, экологичной, психологически здоровой образовательной среды для детей и подростков путем внедрения научно-обоснованных, эффективных программ способствующих адаптации и созданию условий для саморазвития и самопознания детей.

Формирование здоровья детей невозможно рассматривать в отрыве от обеспечения здоровья педагогов и родителей, жизнедеятельность которых имеет негативные особенности в современных условиях. Влияние мотива достижения успеха на фоне утомления позволяет поддержание исходного уровня качества приоритетной деятельности за счет мобилизации психофизиологических резервов.

Профессия учителя одна из самых стрессогенных и напряженных. Она требует от него огромных резервов самообладания и саморегуляции. Это «работа сердца и нервов», где требуется буквально ежедневное и ежечасное расходование огромных душевных сил (В.А.Сухомлинский). Учителю приходится принимать взвешенные решения, преодолевать вспышки гнева, состояния раздражительности, тревожности, отчаяния. Однако внешнее сдерживание эмоций, когда внутри происходит бурный эмоциональный процесс, не приводит к успокоению, а наоборот, повышает эмоциональное напряжение и негативно сказывается на здоровье педагога, и как следствие, может привести к синдрому «эмоционального сгорания».

Воздействуя на ученика в таком состоянии, педагог является причиной прогрессирующей невротизации школьников. Поэтому жизнь ребенка также отличается эмоциональной напряженностью, которая в неблагоприятных стрессогенных обстоятельствах может оборачиваться психологическими срывами. Это подтверждают как данные Российских исследований, так и нашей школы (35 % выпускников испытывают повышенный уровень нервно-психической напряженности и повышенной утомляемости).

Причин этому не мало, но одна из них - прямая зависимость эмоционального благополучия школьника от эмоционального состояния педагога, от его эмоциональной культуры.

Все изложенное выше заставляет всерьез задуматься об охране здоровья учителя, его профессиональном долголетии. Профессиональная медицинская помощь при «эмоциональном сгорании» предполагает применение лекарственных препаратов и различных видов психотерапии. Однако учителю в большинстве случаев нужна не медицинская помощь, а социально-психологическая - по выработке необходимых качеств и навыков, направленных на сохранение эмоциональных резервов в организме.

Для снятия излишнего эмоционального напряжения в профессиональной деятельности большую роль играет систематическая работа по повышению уровня эмоциональной культуры педагога. Важнейшими показателями эмоциональной культуры является высокий уровень развития эмоциональной устойчивости, эмпатии и эмоциональной гибкости педагога.

Высокий уровень эмоциональной устойчивости позволяет противостоять развитию синдрома «эмоционального выгорания» и эмоциональной напряженности в профессиональной деятельности.

Наиболее существенным фактором, влияющим на воспитание и развитие личности, является семья. Семья создает личность или разрушает ее, во власти семьи укрепить или подорвать психическое здоровье ее членов. Основную информацию о мире и о себе ребенок получает от родителей. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит какими вырастут дети. Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности.

Эффективная работа психолога с семьей становится предпосылкой к формированию нового отношения родителей, способного улучшить какое-то качество личности или его свойство, облегчить адаптацию ребенка к учебному процессу или смягчить сложные семейные условия, создать благоприятные условия для его развития.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Следовательно, понятие «здоровье» охватывает, как минимум, три сферы жизнедеятельности ребенка: психологическая, физическая, социальная.

Актуальность программы состоит в необходимости психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательного процесса - учащихся, их родителей, педагогов. Психологическое здоровье детей, которое включает психическое здоровье и здоровье личности в целом, эмоциональное благополучие педагогов, психолого-педагогическая поддержка, просвещение родителей и активное сотрудничество с ними является основой здоровьесберегающей образовательной среды в нашей гимназии.

Противоречия. Проблемы.

Существенными противоречиями современного образования являются увеличение учебно-воспитательных нагрузок, повышение требований и все возрастающая интенсификация учебного процесса в связи с нарастанием информационных потоков, достаточно высокий уровень загруженности учащихся, несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников, преждевременное начало дошкольного систематического обучения, мотивированность родителей (выраженный запрос на высокий уровень обучения и ориентированность выпускников на поступление в вузы), недостаток физической активности учащихся, с одной стороны приводят к гиподинамии и ухудшению здоровья детей и подростков, снижению работоспособности, нарушению смысложизненных основ становления человека с другой стороны.

Кроме основных противоречий в современном образовании проявляется и ряд сопутствующих, вытекающих из специфики образовательного процесса и среды нашей гимназии:

• желанием учителя быть полезным и неудовлетворенностью тем, чего он в реальности достигает;

• затраченные усилия педагогов на достижение высоких результатов как собственных, так и учащихся не всегда оправдываются;

• ощущение нарастания сложных задач при работе с детьми, не отвечающим ожиданиям общеобразовательной системы, и далеким от идеального психофизическим и эмоциональным его состоянием и «тающими» день ото дня собственными силами;

• ценности здоровья и здорового образа жизни у учащихся, их родителей не являются приоритетными;

• несоответствие идеального «образа родителя» - справедливого, чувствующего, мудрого, все понимающего, поддерживающего, готового протянуть руку помощи и реально существующего.

Нельзя не согласиться с большинством авторов в том, что эмоциональные формы профессиональной дезадаптации работающих учителей (в ярко выраженной форме это «синдром сгорания», «профессиональное выгорание») являются характерным признаком педагогической деятельности.

Мы согласны с точкой зрения Е.М.Семеновой, которая считает, что эмоциональная культура педагога отражает уровень профессионального мастерства, эмоциональную зрелость личности и влияет на имидж педагога. По мнению этого автора, важнейшими показателями эмоциональной культуры является высокий уровень развития эмоциональной устойчивости, эмпатии и эмоциональной гибкости педагога. В дальнейшем мы будем использовать данные показатели в качестве критериев развития эмоциональной культуры педагога.

Под эмоциональной устойчивостью мы понимаем ту сторону профессиональной деятельности педагога, которая помогает сохранять работоспособность, эффективно взаимодействовать с учениками и коллегами, поддерживать хорошую физиологическую и психологическую форму, избегать эмоциональной напряженности и раннего профессионального «перегорания».

Кроме того, педагогу необходима эмоциональная чуткость, отзывчивость, подвижность, т.е. эмоциональная гибкость, которая определяется как «оптимальное (гармоничное) сочетание эмоциональной экспрессивности (отзывчивости) и эмоциональной устойчивости учителя».

Нарушение общения со сверстниками, неблагополучие в семье, чувство собственной неполноценности в школе у некоторых школьников приводят не только к непереносимости сложных жизненных ситуаций, невротическому развитию характера, но и вызывают качественные изменения личности ребенка (вплоть до нежелания жить). Сам ребенок не справляется с этими трудностями (в силу того, что не владеет способами саморегуляции); семья чаще способствует этому неблагополучию, чем защищает или поддерживает ребенка (так как и сама она подвержена деструктивному влиянию). На уроках в школе целенаправленно не формируются навыки решения личных проблем, умения адекватно себя оценивать, выразить свое “Я”, ставить посильные задачи. Только систематическое самопознание служит основой для саморегуляции эмоциональных состояний, действий, поступков и общения; позволяет стать терпимее и мудрее в отношениях с самим собой, другими людьми и Миром в целом.

Этим вызывается необходимость проведения систематических занятий, помогающих школьнику изучать себя (кто я? чего хочу? что могу?), накапливать жизненный опыт, установить душевное равновесие, повысить психологическую готовность к жизненному самоопределению (включающему самоопределение личностное, социальное и профессиональное).

Новизна программы заключается в интегрированном подходе и практической деятельности всех участников образовательного процесса по трем ведущим направлениям, обеспечивающим получение продуктивных результатов в работе с детьми, педагогами, родителями. Семья, школа и ребенок рассматриваются как части развивающейся системы, предназначением которой является оптимальная социализация ребенка в современное общество, что возможно через создание комфортности образовательной среды.

Потребность в программе.

Одной из ключевых идей модернизации образования является идея развития компетентностей. Профессиональная компетентность педагога в системе повышения квалификации не сводится к набору знаний и умений, а определяется эффективностью их применения в реальной образовательной практике. Быть компетентным - значит уметь мобилизовать имеющиеся знания, опыт, свое настроение и волю для решения проблемы в конкретных обстоятельствах. Одной из ключевых компетентностей педагога является коммуникативная компетентность - это профессионально значимое, личностное качество учителя, формирующееся в процессе саморазвития.

На наш взгляд, потребность в программе «Сохранение здоровья обучающихся и психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса» актуальна, значима и призвана решить выше перечисленные проблемы.

Это вытекает из исследований, которые были проведены педагогами-психологами, гимназии. 79 % опрошенных учителей нашей гимназии считают, что они обладают высоким уровнем эмпатии. Они отзывчивы, понимают других людей без слов. Но именно они чрезмерно подвержены профессиональному стрессу, возможно «профессиональное выгорание», приобретение различных соматических заболеваний и невротических проблем из- за их чрезмерной чувствительности и ранимости.

Чрезмерно миролюбивые педагоги, не склонные к агрессивности, (таковыми себя считают 86 %), как правило, недостаточно уверены в себе, в своих силах и возможностях. 43 % педагогов оценивают свой коммуникативный контроль как «низкий». Они не считают нужным «подстраиваться» под кого-либо или подо что-либо. Оценка нервно-психической устойчивости педагогов показала, что 31 % педколлектива нашей школы подвержены срывам. В целом же, только 69 % обследованных педагогов находятся в зоне психологического благополучия. Это ведет к перевозбуждению, раздражению, несдержанности, агрессивности учителя и противоречит педагогической целесообразности.

Все изложенное выше заставляет всерьез задуматься о повышении эмоциональной культуры педагога, которая включает развитие эмоциональной устойчивости, эмпатийных свойств личности, эмоциональной гибкости. В большинстве случаев учителю нужна не медицинская помощь, а социально-психологическая - по выработке необходимых качеств и навыков, направленных на сохранение эмоциональных резервов в организме.

То есть недостаточный уровень эмоциональной культуры педагога повышает эмоциональное неблагополучие школьников.

Проблема отношений родителей и детей сложная и парадоксальная. Сложность ее заключается в скрытом, интимном характере человеческих отношений, щепетильности «внешнего» проникновения в них. А парадоксальность в том, что, при всей ее важности, родители ее обычно не замечают, ибо не имеют для этого необходимой психолого­педагогической информации. Родители, как правило, не видят ни процесс развития отношений между ними и детьми, ни их последовательность и логику, а начинают бить тревогу только после возникновения тревожной конфликтной ситуации. Поэтому и обращения в психологическую службу звучат так: «как справиться с учебными трудностями ребенка, его неуспеваемостью, пропусками уроков, нарушением поведения в гимназии, на уроках; как улучшить взаимоотношения и найти взаимопонимание со своим ребенком, повысить его самооценку; что делать, если ребенок убегает из дома». А конфликт в отношениях родителей и детей крайне редко возникает случайно и внезапно.

Из перечисленных противоречий, проблем и исследований вытекают цели и задачи программы.

Цели и задачи программы.

Программа по сохранению здоровья обучающихся не противоречит основным концептуальным принципам психологического сопровождения образовательного процесса гимназии и является ее составной частью.

Цели: психологическое здоровье ребенка и психологическая поддержка педагогов и родителей в образовательном процессе.

Основные задачи программы:

• формировать у учащихся потребность в самопознании и саморазвитии;

• расширить арсенал средств и методов саморегуляции у родителей, детей, педагогов;

• создать условия для развития эмпатии, снижения агрессивности, эмоциональной выразительности, а также для поддержания оптимальной работоспособности, накопления и мобилизации ресурсов психики для самостоятельного решения собственных проблем;

• формировать у педагогов умения, являющиеся базовыми в реализации

коммуникативной компетентности /компетентного, бесконфликтного общения/;

• формировать способность обучающихся к социальной адаптации: гибкость мышления, коммуникабельность, предприимчивость, терпимость, способность принимать решения и отвечать за них, умение отстаивать свою точку зрения, корректность, умение видеть чужие проблемы и понимать их, уравновешенность, умение стойко переносить неудачу;

• формировать принципы и подходы к выбору жизненного пути учащихся (профессиональный выбор);

• обеспечить родителей психолого-педагогическими знаниями о возрастных, характерологических особенностях их детей, их личностном развитии, основными способами бесконфликтного общения, улучшения детско-родительских отношений.

Вспомогательные задачи:

• создание атмосферы доверия, взаимопонимания, сотрудничества при взаимодействии со всеми участниками;

• максимальное использование методов диалогического общения, практических методик при организации занятий с детьми и педагогами, родительских собраний;

• использование на протяжении всех занятий с детьми разнообразных диагностических приемов и методов корректировки процессов обучения.

Основной способ достижения целей программы - разработка и внедрение в учебно­воспитательный процесс гимназии психолого-педагогических условий, таких, чтобы воспитанник через разнообразные виды школьной деятельности получал возможности сохранения и развития своего физического, психического и социального здоровья.

Результат или признаки здоровой педагогический среды в гимназии:

• у педагогов сформировано чувство самосознания и ответственности за свои профессиональные проблемы;

• педагог с высоким уровнем эмоциональной культуры и коммуникативной компетентности;

• рефлексия приобретений, изменений, происшедших в ходе деятельностного обучения;

• эмоционально благополучный ученик в здоровьесберегающей образовательной среде;

• педагоги и учащиеся, вооруженные психологическими средствами, обеспечивающими их самопознание, саморазвитие и самореализацию;

• учащиеся и педагоги, чувствующие себя комфортно в стенах гимназии, т.е. с желанием учиться и учить;

• информированный родитель о личностном развитии своего ребенка и обеспеченный способами конструктивного общения с ним.

Предполагаемый результат психологического здоровья учащихся

Снижение:

• уровня школьной и социальной дезадаптации учащихся 1-х, 5-х, 10 классов;

• уровня школьной и личностной тревожности;

• числа детей, склонных к девиантному, аддиктовному поведению;

• числа учащихся с отрицательной школьной мотивацией (с негативным отношением к школе);

• количества конфликтов в гимназии во взаимодействии «учитель - ученик», «учитель- родитель», между учащимися, родителями и их детьми решаемых в эмоционально - агрессивной форме;

• психологических причин нарушения личностного и социального развития.

Повышение:

• эмоционального благополучия ребенка, в его взаимоотношениях со

сверстниками, и в целом классного коллектива;

• уровня успеваемости;

• уровня знаний по сохранению и развитию своего физического, психического и социального здоровья;

• уровня терпимости, сдержанности по отношению к особенностям других людей (толерантности);

• адаптивных возможностей к школьным условиям обучения, социуму;

• психологической компетенции педагогических кадров;

• качества обученности учащихся;

• уровня психологической культуры всех участников УВП.

Увеличение:

• количества учащихся с положительной самооценкой и направленностью личности;

• числа учащихся с положительной учебной мотивацией и потребностью к познавательной деятельности;


Программно-методическое обеспечение психолого-педагогического сопровождения обучающихся в здоровьесберегающей образовательной среде.

Целостное видение процесса развития ученика, планирование педагогической деятельности в соответствии с умственными и физическими возможностями обучающегося, потребностями и мотивами его возраста, позволяет педагогам школы создавать педагогические, психологические, медицинские и др. условия, а также обстановку, способствующую сохранению и улучшению физического, психологического и социального здоровья, в первую очередь через комфортность образовательной среды.

Мониторинг результативности программы.

Основными индикаторами мониторинга результативности программы являются:

Уровень здоровья выпускников (учащихся), рассматриваемый как состояние физической, психологической и эмоциональной комфортности индивида в привычной для него среде обитания.

Уровень образованности (обученности) выпускников, рассматриваемый как соответствие уровня образованности выпускников требованиям трех компонентов содержания образования.

Уровень развитости выпускников, рассматриваемый как соответствие уровня развития общих (в т.ч. и интеллектуальных) способностей, познавательных интересов, мотивации возрастным социально-психологическим нормативам /нормам.

Психологическая диагностика развития учащихся позволяет обеспечить сбор информации об индивидуально-психологических и психофизиологических особенностях личности обучающегося, а также решает ряд типичных для нее задач:

• установление наличие у индивидуума того или иного психологического качества, свойства, состояния и направленности;

•определение уровня, степени развитости данного качества, свойства, их выражения в определенных качественных и количественных показателях;

•описание диагностируемых психологических и поведенческих особенностей испытуемых в тех случаях, когда это необходимо;

•сравнение степени, уровня развитости изучаемых качеств, свойств, особенностей направленности у разных индивидуумов.

Психодиагностика осуществляется посредством тестов: нормативных (для

выявления общих способностей детей), критериальных (для выявления элементарных умений, эмоциональных и психомоторных состояний, при группировании), стандартизированных, а также с помощью других психологических методик: бланковых, опросных, рисуночных или проективных, объективно-манипуляционных. Стандартизированные методики психодиагностики позволяют получать сопоставимые количественные и качественные показатели степени развитости изучаемых процессов, свойств, состояний, направленности личности. Комплексная оценка опирается на результаты как самооценочных, так и «объективных» измерений, на учет как интегральных, так и парциальных показателей нервно-психического состояния.

Нормативная диагностика, ориентирована не на статистическую норму, а на социально-психологический норматив. В задания теста умственного развития включены только те понятия и умственные действия, которые представлены в школьных учебных программах, исходя из того, что умственное развитие подрастающего поколения в основном предопределено школьным обучением.

Анализ результатов диагностического обследования позволяет выработать практические рекомендации испытуемому, родителям, педагогам, а также провести индивидуальные консультирования учащихся по вопросам развития личности и возникающих трудностей, наметить пути коррекции; педагогов с пошаговым анализом профессиональной деятельности с точки зрения тех психологических закономерностей, которые влияют на конечный результат, анализ полученных результатов и определение причин их вызвавших; родителей познакомить с результатами диагностических исследований, характерологических особенностей своих детей, эмоциональной устойчивости, возрастными особенностями первоклассника, младшего и старшего подростка, адаптационными возможностями, психологическими рекомендациями как подготовить своего ребенка к сдаче ЕГЭ.

Литература

  1. Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки. М., 2001.

  2. Демин А.К., Демина И.А. Итоговый документ Форума // Образование в области здоровья и укрепление здоровья среди детей, подростков и молодежи в России: Материалы Всероссийского Форума по политике в области общественного здоровья. - М: РАОЗ, 1999. - С. 196-222.

  3. Зараковский Г.М., Савченко В.И. Психофизиологический анализ мотивации достижения и избегания в трудовой деятельности // Физиология человека. - 1989. - Т. 14, №. -с. 90.

  4. Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно­воспитательном процессе: проблемы и пути их решения//Школа.-2005.-№3.-С.52- 87.

  5. Ильичева Н.И.Клюева Н.В. Технология работы психолога с учителем - М.Сфера, 2000.

  6. Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы// Педагогика.-2005.- №6.-С.37-44.

  7. Новые здоровьесберегающие технологии в образовании и воспитании детей: [гендер. подход в обучении и воспитании: психол. аспект]/ С.Чубарова, Г. Козловская, В. Еремеева // Развитие личности.-№2.-С.171-187.

  8. Пезешкян Н. Торговец и попугай. Восточные истории и психотерапия. М., 1992.

  9. Петров К. Здровьесберегающая деятельность в школе//Воспитание школьников.-2005.-№2.-С.19-22.

  10. Поляков С. Не ходите, дети, в школу...: Портит ли система образования здоровье учащихся и если да, то как этого избежать?// Школьное обозрение.- 2004.-№1.-С.2-7.

  11. Применение здровьесберегающих технологий в школе №1317[Электронный ресурс]// Центр образования «Школа здоровья»: [сайт]. - М.,2005 (10.02.06).

  12. Программа первичной позитивной наркопрофилактики. Л.Самошкина, Е.Гришина, А.Перекрестов. //Школьное планирование. - 2003. - № 2, 3.

  13. Пряжников Н., Пряжникова Е. Профориентационная игра «Ловушки- капканчики». Школьный психолог № 4/2002.

  14. Пряжникова Е. Профориентационная игра «Стажеры- инопланетяне». Школьный психолог № 5/2002.

  15. Резапкина Г.В. «Я и моя профессия» Учебно-методическое

пособие для школьных психологов и педагогов. Москва, Генезис,2000.

  1. Самоукина Н. Практический психолог в школе: лекции,

консультирование, тренинги. М.: ИНТОР, 1997.

  1. Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога - М., Институт психотерапии, 2002.

  2. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. - М.: АПК и ПРО,2002.-121с.

  3. Смирнов Н.К. Здровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе/Н.К.Смирнов. - М.АРКТИ,2003.-270с.

  4. Сорокоумова Е.А. Уроки общения в начальной школе: Методическое пособие - СПб.: АО «Мэрил», 1994

  5. Степанова М. Инновации в образовании: размышления гигиениста//Народное образование.-2006.-№1.-С.29-33.

  6. Степанова М., Александрова И., Седова А. С позиций сбережения детского здоровья: новые шкалы трудности учебных предметов//Директор школы.- 2004.- №4.-С.87-91.

  7. Тверская Н.В. Здоровьесберегающий подход в развитии успешности

ученика//Образование в современной школе.-2005.-№2.-С.40-44.

  1. Теория и практика обеспечения психологического здоровья детей в образовании (на примере проекта «Здоровьесберегающие и психотерапевтические технологии как средство развития предпосылок к саморегуляции психических состояний у детей 4-9 лет» «Психологическое здоровье учащихся в условиях модернизации образования»)/А.В.Шувалов.- М. :АПКиПРО,2004.-36с.

  2. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Высоцкая Н.В. Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы. М.:ВАКО, 2006.

  3. Халемский Г.А. Школа - территория здоровья// Педагогика.-2005.- №3.-С.42-46.

  4. Чибисова М. Готовим к ЕГЭ. Стратегии работы с детьми групп риска. //Школьный психолог.- 2004.- № 13,15.

  5. Чурекова Т.М., Блинова Н.Г., Сапего А.В. Содержание здоровьесберегающего сопровождения в системе непрерывного образования// Валеология.-2004.-№4.- С.67-70.

  6. Шалина Л.Б., Новосельцева Т.Ф. Организация реабилитационно­педагогической деятельности педагога в образовательных учреждениях различного типа: Образовательная программа курсов повышения квалификации руководителей и педагогов образовательных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - Ханты-Мансийск: РИО Института развития образования, 2008. - 52с.

  7. Шарапановская Е.В. Социально-психологическая дезадаптация детей и подростков: Диагностика и коррекция. - М.: ТЦ Сфера, 2005.

  8. Шилова Т.А. Диагностика психолого-социальной дезадаптации детей и подростков: Практическое пособие. - М.: Айрис-пресс, 2004 - 112 с. - (Библиотека психолога образования).

  9. Школа здоровья: пособие для учителей и родителей: Специальное приложение к журналу «Лицейское и гимназическое образование».-2006.-№1.- (Серия «Педагогические советы»).