ПРОГРАММА
РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ
ПО МАТЕМАТИКЕ
Учитель: Серкова Е. П.
2020-2021 год
Рабочая программа разработана в соответствии с: основной образовательной программой среднего общего образования МБОУ «Кардымовская СШ».
Актуальность разработки программы
Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одарённых детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одарённости в настоящее время волнуют многих. В современную эпоху работа с одарёнными и высокомотивированными детьми является крайне необходимой.
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одарённость занимает одно из ведущих мест. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что объясняется общественными потребностями, прежде всего, потребностью общества в неординарной, творческой личности. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Работа с одаренными детьми продолжает осваиваться одним из приоритетных направлений в школе. Одним из пунктов школьной программы «Одарённые дети» является выявление способных учащихся
Цель: Организация работы с учащимися, имеющими повышенный уровень мотивации, включение учащихся в исследовательскую деятельность и развитие их математических способностей.
Основные задачи:
Выявление и развитие у учащихся математических способностей
Овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;
Интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности;
Формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
Отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
Концепции программы
Работа с одарёнными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Одарённые дети:
имеют более высокие по сравнению с большинством, интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
имеют доминирующую активную, ненасыщенную, познавательную потребность;
испытывают радость от добывания знаний, умственного труда;
одарённым и талантливым детям свойственно сильно развитое чувство справедливости;
остро воспринимают общественную несправедливость;
устанавливают высокие требования к себе и окружающим;
не могут чётко развести реальность и фантазию;
имеют хорошо развитое чувство юмора;
Оптимально ориентированный уровень сложности и трудности заданий для учащихся.
Развитие у учащихся обобщенных умений (способов) познавательной деятельности.
Обучение рациональным приемам познавательной деятельности.
Поддержание интереса, любознательности.
Формирование мотивов познавательного интереса с использованием особо актуального содержания занимательности, необычности, широкое применение познавательных игр, учебных дискуссий, споров, конкурсов эрудитов, викторин и т. д.
Методика работы:
технология проблемного обучения, проективного обучения, исследовательские, поисковые, практические методы работы, дискуссии, собеседования, обучение в малых группах и т.д. Наиболее перспективной и эффективной является работа с одаренными детьми на основе смешанного обучения при условии осуществления дифференцированного и индивидуализированного обучения.
Одаренность - это большой труд. Заинтересованность, поддержка, терпение, упорство не только педагогов, родителей, но прежде всего самих детей. Это способности, помноженные на усердие.
Компоненты программы
выявление одаренных детей;
развитие творческих способностей на уроках;
развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);
создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
Реализация программы проходит в 3 этапа
1 этап – учащиеся 5-6 классов. В этом возрасте важно создать условия для самоопределения и самовыражения, реализации интеллектуальных возможностей, проявления творческих способностей. На этой ступени организуется участие в «Международном конкурсе-игре «Кенгуру», в различных проектах.
2 этап – учащиеся 7-8 классов. На этом этапе важным является продолжение развития устойчивого интереса к математике с помощью кружковых занятий и факультативных занятий. Дети впервые принимают участие в предметной олимпиаде муниципального уровня, занимаются исследовательской деятельностью, участвуют в проектах в социальных сетях, успешно выступают в Международном конкурсе-игре «Кенгуру», Всероссийской олимпиаде «Инфоурок».
3 этап – учащиеся 9, 10, 11 классов. На этой ступени большую роль отводится профильному обучению учащихся. На элективных и консультационных занятиях учащиеся приобретают знания вне рамок школьной программы. Учащиеся 9 и 11 классов проходят тестирование «Кенгуру – выпускникам», создают и реализуют проекты. Общение с одарёнными детьми требует от учителя гибкости мышления, творчества, профессионализма, позволяет чувствовать себя свободным в рамках школьной программы.
Объединяющим фактором всех возрастных групп является:
проведение «Недели математики», во время которой охвачены различными мероприятиями все учащиеся школы с 1 по 11 класс;
научно-исследовательская работа по предмету, которая побуждает учащихся интенсивно трудиться. Они должны самостоятельно добывать необходимые знания, работая с различными источниками информации, проводить их анализ, подтверждать теоретические материалы опытно-экспериментальными методами. Исследовательскую деятельность как технологию организую на уроках (решение проблемных ситуаций и исследовательский практикум), во внеурочное время (домашние исследования, моделирование), в школе (при выполнении заданий в предметных дистанционных олимпиадах, при подготовке к конкурсам научно- исследовательских работ учащихся).
Программа реализации концепции рассчитана на 3 года:
1 этап - диагностико-прогностический (2020-2021г.)
Цель: создание банка данных одаренных детей; карты результативности.
На этом этапе проверяется индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.
2 этап - деятельностный (2021- 2022г.)
Цель: апробация системы работы с одаренными детьми.
На этом этапе проводится экспертиза обучаемых программ для детей повышенного уровня обучаемости. Внедряются методы проектирования, развивается научно- исследовательская деятельность ученика.
3 этап - констатирующий (2022- 2023 г.)
Цель: переход системы работы с одаренными детьми в режим функционирования,
Успешная сдача экзаменов ГИА. Совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
Ожидаемые результаты
1. Личностные
Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Сформированность толерантности сознания.
Сформированность навыков социализации и продуктивного сотрудничества со сверстниками.
2. Метапредметные
Готовность и способность к сотрудничеству в образовательной деятельности.
Навыки исследовательской и проектной деятельности, адекватное представление результатов исследования.
3. Предметные
Овладение логическими операциями и основами комбинаторики;
Сформированность основ социально-критического мышления;
Осознанное, произвольное и адекватное использование, создание и трансформация различных видов знаково-символических средств, схем, моделей;
Получение, расширение и углубление теоретических и практических навыков учащихся;
Участие и получение призовых мест в муниципальном туре математических олимпиад;
Участие и получение призовых мест в конкурсах, сетевых проектах регионального и федерального уровней.
Формы контроля
Учёт посещаемости занятий.
Создание каждым учеником данной группы портфолио.
Регулярное отслеживание результатов успешности развития через участие детей в интеллектуальных играх, марафонах, проводимых в данной группе обучающихся.
Ведение «Дневника личностного роста» обучающегося.
Нормативно-правовое сопровождение
Реализация программы.
План работы с одаренными детьми класса
Время проведения | Направление работы | Ответственные |
сентябрь | Проведение диагностики. Дополнение банка данных | психолог |
октябрь | Вовлечение учащихся в школьные олимпиады и подготовка к муниципальным олимпиадам | учителя математики |
ноябрь | Собеседование с родителями. Координация совместных действий родителей, классного руководителя, учителей | Учителя математики |
декабрь | Активное участие в муниципальных олимпиадах. Подготовка к школьным, муниципальным конкурсам, викторинам, научным проектам | Учителя математики |
январь | Выбор тем научно- исследовательских проектов. Проведение исследований по разным направлениям. Участие в школьных неделях по предметам. | Учителя математики |
февраль | Подготовка презентаций по исследованным материалам. Участие в муниципальных научно- практических конкурсах, конференциях. | Учителя математики, ученики |
март | Профильная работа | Учителя математики, родители, классный руководитель |
апрель | Подготовка к ГИА, ЕГЭ. Выполнение демоверсий. | Учителя математики |
май | Подведение итогов деятельности. Составление плана на следующий год. | |
Заключение
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальных классах на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Чем раньше педагог обнаружит приоритеты в личностном развитии ребенка, тем легче и быстрее становится формирование собственной самооценки. Поэтому необходимо постоянно выявлять одаренных и способных детей, стимулировать ее развитие.
Талант - это дар божий, который надо сохранить и приумножать. И в каждом человеке есть своя «изюминка», свое неповторимое «Я», поэтому, развивая систему работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей всех учащихся.
Список использованной литературы:
Кривоногов В.В. Нестандартные задания по математике: 5-11 классы. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002.
Левитас Г.Г. Нестандартные задачи по математике в 7-11 классах. – М.: ИЛЕКСА, 2009
Нестеренко Ю., Олехник С., Потапов М. Лучшие задачи на смекалку. Москва, «АСТ-ПРЕСС», 1999.
Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка. Москва «Просвещение», 1984.
Перельман Я.И. Живая математика. Москва,1994. АО «Столетие». Перельман Я.И. Математические рассказы и головоломки
Шевкин А.В. Текстовые задачи по математике: 5-6 – М.: ИЛЕКСА, 2011
Школьные олимпиады. Международные математические олимпиады/ Сост. А.А. Фомин, Г.М. Кузнецова. – Дрофа, 1998