СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа работы по математике с одаренными детьми

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Талант - это дар божий, который надо сохранить и приумножать. И в каждом человеке есть своя «изюминка», свое неповторимое «Я», поэтому, развивая систему работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей всех учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Программа работы по математике с одаренными детьми»



ПРОГРАММА

РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ

ПО МАТЕМАТИКЕ





Учитель: Серкова Е. П.































2020-2021 год



Рабочая программа разработана в соответствии с: основной образовательной программой среднего общего образования МБОУ «Кардымовская СШ».











Актуальность разработки программы

Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одарённых детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одарённости в настоящее время волнуют многих. В современную эпоху работа с одарёнными и высокомотивированными детьми является крайне необходимой.

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одарённость занимает одно из ведущих мест.  Интерес к ней в настоящее время очень высок, что объясняется общественными потребностями, прежде всего, потребностью общества в неординарной, творческой личности. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Работа с одаренными детьми продолжает осваиваться одним из приоритетных направлений в школе. Одним из пунктов школьной программы «Одарённые дети» является выявление способных учащихся

Цель: Организация работы с учащимися, имеющими повышенный уровень мотивации, включение учащихся в исследовательскую  деятельность и развитие их математических способностей.

Основные задачи:

  • Выявление и развитие у учащихся математических способностей

  • Овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;

  • Интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности;

  • Формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;

  • Отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

Концепции программы

Работа с одарёнными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Одарённые дети:

  • имеют более высокие по сравнению с большинством, интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

  • имеют доминирующую активную, ненасыщенную, познавательную потребность;

  • испытывают радость от добывания знаний, умственного труда;

  • одарённым и талантливым детям свойственно сильно развитое чувство справедливости;

  • остро воспринимают общественную несправедливость;

  • устанавливают высокие требования к себе и окружающим;

  • не могут чётко развести реальность и фантазию;

  • имеют хорошо развитое чувство юмора;

  • Оптимально ориентированный уровень сложности и трудности заданий для учащихся.

  • Развитие у учащихся обобщенных умений (способов) познавательной деятельности.

  • Обучение рациональным приемам познавательной деятельности.

  • Поддержание интереса, любознательности.

  • Формирование мотивов познавательного интереса с использованием особо актуального содержания занимательности, необычности, широкое применение познавательных игр, учебных дискуссий, споров, конкурсов эрудитов, викторин и т. д.

Методика работы:

  • технология проблемного обучения, проективного обучения, исследовательские, поисковые, практические методы работы, дискуссии, собеседования, обучение в малых группах и т.д. Наиболее перспективной и эффективной является работа с одаренными детьми на основе смешанного обучения при условии осуществления дифференцированного и индивидуализированного обучения.

Одаренность - это большой труд. Заинтересованность, поддержка, терпение, упорство не только педагогов, родителей, но прежде всего самих детей. Это способности, помноженные на усердие.



Компоненты программы

  • выявление одаренных детей; 

  • развитие творческих способностей на уроках;

  • развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);

  • создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

Реализация программы проходит в 3 этапа

1 этап – учащиеся 5-6 классов. В этом возрасте важно создать условия для самоопределения и самовыражения, реализации интеллектуальных возможностей, проявления творческих способностей. На этой ступени организуется  участие в «Международном конкурсе-игре «Кенгуру», в различных проектах.

2 этап – учащиеся 7-8 классов. На этом этапе важным является продолжение  развития устойчивого интереса к математике с помощью кружковых занятий и факультативных занятий.  Дети впервые принимают участие в предметной олимпиаде муниципального уровня,  занимаются исследовательской деятельностью, участвуют в проектах в социальных сетях, успешно выступают в Международном конкурсе-игре  «Кенгуру», Всероссийской олимпиаде «Инфоурок».

3 этап – учащиеся 9, 10, 11 классов. На этой ступени большую роль отводится  профильному обучению учащихся. На элективных и консультационных занятиях учащиеся приобретают знания вне рамок школьной программы. Учащиеся 9 и 11 классов проходят тестирование «Кенгуру – выпускникам», создают и реализуют проекты. Общение с одарёнными детьми требует от учителя гибкости мышления, творчества, профессионализма, позволяет чувствовать себя свободным в рамках школьной программы.

Объединяющим фактором всех возрастных групп является:

  • проведение  «Недели математики», во время которой  охвачены различными мероприятиями все учащиеся школы с 1 по 11 класс;

  • научно-исследовательская работа по предмету, которая   побуждает учащихся интенсивно трудиться.  Они должны самостоятельно добывать необходимые знания, работая с различными источниками информации, проводить их анализ,  подтверждать теоретические материалы опытно-экспериментальными методами. Исследовательскую деятельность как технологию организую на уроках (решение проблемных ситуаций и исследовательский практикум), во внеурочное время (домашние исследования, моделирование), в школе (при выполнении заданий в предметных дистанционных олимпиадах, при подготовке к конкурсам научно- исследовательских работ учащихся).

Программа реализации концепции рассчитана на 3 года:               

1 этап - диагностико-прогностический (2020-2021г.)

Цель: создание банка данных одаренных детей; карты результативности.

На этом этапе проверяется индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.

2 этап - деятельностный (2021- 2022г.)

Цель: апробация системы работы с одаренными детьми.

На этом этапе проводится экспертиза обучаемых программ для детей повышенного уровня обучаемости. Внедряются методы проектирования, развивается научно- исследовательская деятельность ученика.

3 этап - констатирующий (2022- 2023 г.)

Цель: переход системы работы с одаренными детьми в режим функционирования,

Успешная сдача экзаменов ГИА. Совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.


Ожидаемые результаты

1. Личностные

  • Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.

  • Сформированность толерантности сознания.

  • Сформированность навыков социализации и продуктивного сотрудничества со сверстниками.

2. Метапредметные

  • Готовность и способность к сотрудничеству в образовательной деятельности.

  • Навыки исследовательской и проектной деятельности, адекватное представление результатов исследования.

3. Предметные

  • Овладение логическими операциями и основами комбинаторики;

  • Сформированность основ социально-критического мышления;

  • Осознанное, произвольное и адекватное использование, создание и трансформация различных видов знаково-символических средств, схем, моделей;

  • Получение, расширение и углубление теоретических и практических навыков учащихся;

  • Участие и получение призовых мест в муниципальном туре математических олимпиад;

  • Участие и получение призовых мест в конкурсах, сетевых проектах регионального и федерального уровней.

Формы контроля

  • Учёт посещаемости занятий.

  • Создание каждым учеником данной группы портфолио.

  • Регулярное отслеживание результатов успешности развития через участие детей в интеллектуальных играх, марафонах, проводимых в данной группе обучающихся.

  • Ведение «Дневника личностного роста» обучающегося.

Нормативно-правовое сопровождение

  • Закон РФ «Об образовании» от 01.09 2013

                           







 Реализация программы.

  План работы с одаренными детьми класса

Время

проведения

Направление работы

Ответственные

сентябрь

Проведение диагностики. Дополнение банка данных

психолог

октябрь

Вовлечение учащихся в школьные олимпиады и подготовка к муниципальным олимпиадам

учителя математики

ноябрь

Собеседование с родителями. Координация совместных действий родителей, классного руководителя, учителей

Учителя математики

декабрь

Активное участие в муниципальных олимпиадах. Подготовка к школьным, муниципальным

конкурсам, викторинам, научным проектам

Учителя математики

январь

Выбор тем научно- исследовательских проектов. Проведение исследований по разным направлениям. Участие в школьных неделях по предметам.

Учителя математики

февраль

Подготовка презентаций по исследованным материалам. Участие в муниципальных научно- практических конкурсах, конференциях.

Учителя математики, ученики

март

Профильная работа

Учителя математики, родители, классный руководитель

апрель

Подготовка к ГИА, ЕГЭ. Выполнение демоверсий.

Учителя математики

май

Подведение итогов деятельности. Составление плана на следующий год.


 

Заключение

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальных классах на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Чем раньше педагог обнаружит приоритеты в личностном развитии ребенка, тем легче и быстрее становится формирование собственной самооценки. Поэтому необходимо постоянно выявлять одаренных и способных детей, стимулировать ее развитие.

Талант - это дар божий, который надо сохранить и приумножать. И в каждом человеке есть своя «изюминка», свое неповторимое «Я», поэтому, развивая систему работы с одаренными детьми, хотелось бы подчеркнуть мысль о работе со всеми детьми, то есть о максимальном развитии умений, навыков, познавательных способностей всех учащихся.

Список использованной литературы:

  1. Кривоногов В.В. Нестандартные задания по математике: 5-11 классы. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002.

  2. Левитас Г.Г. Нестандартные задачи по математике в 7-11 классах. – М.: ИЛЕКСА, 2009

  3. Нестеренко Ю., Олехник С., Потапов М. Лучшие задачи на смекалку. Москва, «АСТ-ПРЕСС», 1999.

  4. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка. Москва «Просвещение», 1984.

  5. Перельман Я.И. Живая математика. Москва,1994. АО «Столетие». Перельман Я.И. Математические рассказы и головоломки

  6. Шевкин А.В. Текстовые задачи по математике: 5-6 – М.: ИЛЕКСА, 2011

  7. Школьные олимпиады. Международные математические олимпиады/ Сост. А.А. Фомин, Г.М. Кузнецова. – Дрофа, 1998