Пояснительная записка
Уровень рабочей программы – базовый.
Примерная программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования общего образовния, представленных в федеральном государственном стандарте общего образовния второго поколения.
Программа реализует Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего общего образования по немецкому языку, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. №1089
Цели обучения немецкому языку на уровне основного общего образования:
дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной);
речевая компетенция - совершенствование коммуникативных умений в четырех видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме); умений планировать свое речевое и неречевое поведение;
языковая компетенция - систематизация ранее изученного материала; овладение новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения; увеличение объема используемых лексических единиц; развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях;
социокультурная компетенция - увеличение объема знаний о социокультурной специфике страны/ стран изучаемого языка, совершенствование умений строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике, формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка;
компенсаторная компетенция - дальнейшее развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации;
учебно-познавательная компетенция - развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению английским языком, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания;
изучению немецкого языка, дальнейшему самообразованию с его помощью, использованию немецкого языка в других областях знаний; способности к самооценке через наблюдение за собственной речью на родном и немецком языках; личностному самоопределению учащихся в отношении их будущей профессии; их социальная адаптация; формирование качеств гражданина и патриота.
Рабочая программа по немецкому языку для 7-9 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федерального Закона Российской Федерации «Об образовании в РФ»
Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по английскому языку, утвержденного приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089.
Образовательной программе среднего общего образования МБОУ «Гимназия №7»
Учебный план МБОУ «Гимназии №7»
Положение о рабочей программе учебных предметов, курсов МБОУ «Гимназия №7»
На основе программы общеобразовательных учреждений Немецкий язык для 5-9 классов Бим И.Л.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию».
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта Deutsch. для 7 - 9 класса общеобразовательных учреждений. В состав УМК входит учебник, рабочая тетрадь, книга для учителя, языковой портфель, книга для чтения с CD, контрольные задания, аудиоприложение к контрольным заданиям, аудиокурсы для занятий в классе и дома, электронное приложение к учебнику с аудиокурсом для самостоятельных занятий дома).
Общая характеристика учебного предмета «Немецкий язык»
Неиеций язык входит в общеобразовательную область «Филология».
Язык является важнейшим средством общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средствах коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки. Все это повышает статус предмета «английский язык» как общеобразовательной учебной дисциплины.
Основное назначение немецкого языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Немецкий язык как учебный предмет характеризуется
- межпредметностью (содержанием речи на немецком языке могут быть сведения из разных областей знания, например, литературы, искусства, истории, географии, математики и др.);
- многоуровневостью (с одной стороны необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой - умениями в четырех видах речевой деятельности);
- полифункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в самых различных областях знания).
Владение немецким языком повышает уровень гуманитарного образования школьников, способствует формированию личности и ее социальной адаптации к условиям постоянно меняющегося поликультурного, полиязычного мира. Программа нацелена на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативно-когнитивного, социокультурного и деятельностного подходов к обучению английскому языку.
Обучение немецкому языку на уровне среднего общего образования обеспечивает преемственность с подготовкой учащихся в основной школе. К моменту получения основного общего образования учащиеся достигают допорогового (A2 по общеевропейской шкале) уровня коммуникативного владения английским языком при выполнении основных видов речевой деятельности (говорения, письма, чтения и аудирования), который дает им возможность продолжать языковое образование на старшей ступени, используя английский язык как инструмент общения и познания. К завершению обучения на уровне среднего общего образования на базовом уровне планируется достижение учащимися уровня, приближающегося к общеевропейскому пороговому уровню (В1) подготовки по английскому языку.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Объем часов учебной нагрузки, отведенных на освоение рабочей программы определен учебным планом образовательного учреждения, познавательных интересов учащихся и соответствует Базисному учебному (образовательному) плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004.
Программа рассчитана на 105 часов учебного времени из расчета 3-х учебных часов в неделю.
7 класс-105 часов
8 класс-105 часов
9 класс-105 часов
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
У выпускника основной школы будут достигнуты определенные личностные результаты освоения учебного предмета «Немецкий язык»:
• формирование мотивации изучения иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Немецкий язык»;
• осознание возможностей самореализации средствами немецкого языка;
• стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом;
• формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации.
Изучение НЯ внесет свой вклад в:
1) воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
• любовь к своей малой родине (своему родному дому, школе, селу, городу), народу, России;
• знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним;
• знание правил поведения в классе, школе, дома;
• стремление активно участвовать в жизни класса, города, страны;
• уважительное отношение к родному языку;
• уважительное отношение к своей стране, гордость за её достижения и успехи;
• уважение традиционных ценностей многонационального российского общества;
• осознание родной культуры через контекст культуры немецко-говорящих стран;
• чувство патриотизма через знакомство с ценностями родной культуры;
• стремление достойно представлять родную культуру;
• правовое сознание, уважение к правам и свободам личности;
2) воспитание нравственных чувств и этического сознания;
• представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения; убежденность в приоритете общечеловеческих ценностей;
• знание правил вежливого поведения, культуры речи;
• стремление к адекватным способам выражения эмоций и чувств;
• умение анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
• уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к младшим;
• уважительное отношение к людям с ограниченными физическими возможностями;
• гуманистическое мировоззрение; этические чувства: доброжелательность,
эмоционально-нравственная отзывчивость (готовность помочь), понимание и сопереживание чувствам других людей;
• представление о дружбе и друзьях, внимательное отношение к их интересам и увлечениям;
• установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;
• стремление иметь собственное мнение; принимать собственные решения;
• потребность в поиске истины;
• умение признавать свои ошибки;
• чувство собственного достоинства и уважение к достоинству других людей;
• уверенность в себе и своих силах;
3) воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
• ценностное отношение к труду и к достижениям людей;
• уважительное отношение к людям разных профессий;
• навыки коллективной учебной деятельности (умение сотрудничать: планировать и реализовывать совместную деятельность, как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника;
• умение работать в паре/группе; взаимопомощь;
• ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;
• потребность и способность выражать себя в доступных видах творчества (проекты);
• ответственное отношение к образованию и самообразованию, понимание их важности в условиях современного информационного общества;
• умение проявлять дисциплинированность, последовательность, целеустремленность и самостоятельность в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий;
• умение вести обсуждение, давать оценки;
• умение различать полезное и бесполезное времяпрепровождение и стремление полезно и рационально использовать время;
• умение нести индивидуальную ответственность за выполнение задания; за совместную работу;
• бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам;
4) формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;
• потребность в здоровом образе жизни;
• понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека; положительное отношение к спорту;
• знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
• стремление не совершать поступки, угрожающие собственному здоровью и безопасности;
• стремление к активному образу жизни: интерес к подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях;
5) воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
• интерес к природе и природным явлениям;
• бережное, уважительное отношение к природе и всем формам жизни;
• понимание активной роли человека в природе;
• способность осознавать экологические проблемы;
• готовность к личному участию в экологических проектах;
6) воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание);
• умение видеть красоту в окружающем мире; в труде, творчестве, поведении и поступках людей;
• мотивация к самореализации в творчестве; стремление выражать себя в различных видах творческой деятельности;
• уважительное отношение к мировым историческим ценностям в области литературы, искусства и науки;
• положительное отношение к выдающимся личностям и их достижениям;
7) воспитание уважения к культуре других народов;
• интерес и уважительное отношение к языку и культуре других народов;
• представления о художественных и эстетических ценностях чужой культуры;
• адекватное восприятие и отношение к системе ценностей и норм поведения людей другой культуры;
• стремление к освобождению от предубеждений и стереотипов;
• уважительное отношение к особенностям образа жизни людей другой культуры;
• умение вести диалогическое общение с зарубежными сверстниками;
• потребность и способность представлять на немецком языке родную культуру;
• стремление участвовать в межкультурной коммуникации: принимать решения, давать оценки, уважительно относиться к собеседнику, его мнению;
• стремление к мирному сосуществованию между людьми и нациями.
Метапредметные результаты в данном курсе развиваются главным образом благодаря развивающему аспекту иноязычного образования.
У учащихся основной школы будут развиты:
1) положительное отношение к предмету и мотивация к дальнейшему овладению НЯ:
• представление о НЯ как средстве познания мира и других культур;
• осознание роли НЯ в жизни современного общества и личности;
• осознание личностного смысла в изучении НЯ, понимание роли и значимости НЯ для будущей профессии;
• обогащение опыта межкультурного общения;
2) языковые способности: к слуховой и зрительной дифференциации, к имитации, к догадке, смысловой антиципации, к выявлению языковых закономерностей, к выявлению главного и к логическому изложению;
3) универсальные учебные действия:
регулятивные:
• самостоятельно ставить цели, планировать пути их достижения, умение выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
• владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
познавательные:
• использовать знаково-символические средства представления информации для решения учебных и практических задач;
• пользоваться логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по различным признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей,
• строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• работать с прослушанным/прочитанным текстом: определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/по ключевым словам, устанавливать логическую последовательность основных фактов;
• осуществлять информационный поиск; в том числе с помощью компьютерных средств;
• выделять, обобщать и фиксировать нужную информацию;
• осознанно строить свое высказывание в соответствии с поставленной коммуникативной задачей, а также в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка;
• решать проблемы творческого и поискового характера;
• самостоятельно работать, рационально организовывая свой труд в классе и дома;
• контролировать и оценивать результаты своей деятельности;
коммуникативные:
- готовность и способность осуществлять межкультурное общение на НЯ:
- выражать с достаточной полнотой и точностью свои мысли в соответствии с задачами и условиями межкультурной коммуникации;
- вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами НЯ;
- адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
- спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое;
- уметь обсуждать разные точки зрения и способствовать выработке общей (групповой) позиции;
- уметь аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом;
- уметь с помощью вопросов добывать недостающую информацию (познавательная инициативность);
- уметь устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
- проявлять уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого;
- уметь адекватно реагировать на нужды других; в частности, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
4) специальные учебные умения:
• читать на НЯ с целью поиска конкретной информации;
• читать на НЯ с целью детального понимания содержания;
• читать на НЯ с целью понимания основного содержания;
• понимать немецкую речь на слух с целью полного понимания содержания;
• понимать общее содержание воспринимаемой на слух информации на НЯ;
• понимать немецкую речь на слух с целью извлечения конкретной информации;
• работать с лексическими таблицами;
• понимать отношения между словами и предложениями внутри текста;
• работать с функциональными опорами при овладении диалогической речью;
• кратко излагать содержание прочитанного или услышанного текста;
• догадываться о значении новых слов по словообразовательным элементам, контексту;
• иллюстрировать речь примерами, сопоставлять и противопоставлять факты;
• использовать речевые средства для объяснения причины, результата действия;
• использовать речевые средства для аргументации своей точки зрения;
• организовывать работу по выполнению и защите творческого проекта;
• работать с немецко-русским словарем: находить значение многозначных слов, фразовых глаголов;
• пользоваться лингвострановедческим справочником;
• переводить с русского языка на немецкий;
• использовать различные способы запоминания слов на НЯ;
• выполнять тесты в форматах онлайн.
Выпускниками основной школы будут достигнуты следующие предметные результаты:
В коммуникативной сфере (т.е. владение иностранным языком как средством межкультурного общения):
Говорение
• вести диалог-расспрос, диалог этикетного характера, диалог – обмен мнениями, диалог – побуждение к действию, комбинированный диалог:
– начинать, поддерживать и заканчивать разговор;
– выражать основные речевые функции: поздравлять, высказывать пожелания, приносить извинение, выражать согласие/несогласие, делать комплимент, предлагать помощь, выяснять значение незнакомого слова, объяснять значение слова, вежливо переспрашивать, выражать сочувствие, давать совет, выражать благодарность, успокаивать/подбадривать кого-либо, переспрашивать собеседника, приглашать к совместному времяпрепровождению, соглашаться/не соглашаться на совместное времяпрепровождение, выяснять мнение собеседника, выражать согласие/несогласие с мнением собеседника, выражать сомнение, выражать свое мнение и обосновывать его и т.д.;
– расспрашивать собеседника и отвечать на его вопросы;
– переходить с позиции спрашивающего на позицию отвечающего и наоборот;
– соблюдать правила речевого этикета;
- использовать основные коммуникативные типы речи: описание, сообщение, рассказ, рассуждение:
– кратко высказываться на заданную тему, используя изученный речевой материал в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
– делать сообщения на заданную тему на основе прочитанного/услышанного;
- делать сообщения по результатам выполнения проектной работы;
– говорить в нормальном темпе;
– говорить логично и связно;
- говорить выразительно (соблюдать синтагматичность речи, логическое ударение, правильную интонацию).
Аудирование
- уметь понимать звучащую речь с различной глубиной, точностью и полнотой восприятия информации:
- полностью понимать речь учителя и одноклассников, а также
несложные аутентичные аудио- и видеотексты, построенные на изученном речевом материале (полное понимание прослушенного);
- понимать основное содержание несложных аутентичных аудио- и видеотекстов, содержащих небольшое количество незнакомых слов, используя контекстуальную, языковую, иллюстративную и другие виды догадки (понимание основного содержания);
- выборочно понимать прагматические аутентичные аудио- и видеотексты, выделяя значимую (нужную) информацию, не обращая при этом внимание на незнакомые слова, не мешающие решению коммуникативной задачи (понимание необходимой / конкретной информации);
- соотносить содержание услышанного с личным опытом;
- делать выводы по содержанию услышанного;
- выражать собственное мнение по поводу услышанного.
Чтение
• уметь самостоятельно выбирать адекватную стратегию чтения в соответствии с коммуникативной задачей и типом текста:
- читать с целью понимания основного содержания (уметь игнорировать незнакомые слова, не мешающие пониманию основного содержания текста; прогнозировать содержание текста по вербальным опорам (заголовкам) и иллюстративным опорам; предвосхищать содержание внутри текста; определять основную идею/мысль текста; выявлять главные факты в тексте, не обращая внимания на второстепенные; распознавать тексты различных жанров (прагматические, публицистические, научно-популярные и художественные) и типов (статья, рассказ, реклама и т. д.);
• читать с целью извлечения конкретной (запрашиваемой или интересующей) информации (уметь использовать соответствующие ориентиры (заглавные буквы, цифры и т. д.) для поиска запрашиваемой или интересующей информации);
• читать с целью полного понимания содержания на уровне значения: (уметь догадываться о значении незнакомых слов по знакомым словообразовательным элементам (приставки,
суффиксы, составляющие элементы сложных слов), аналогии с родным языком, конверсии, по наличию смысловых связей в контексте, иллюстративной наглядности; понимать внутреннюю организацию текста и определять: главное предложение в абзаце (тексте) и предложения, подчинённые главному предложению; хронологический/логический порядок событий в тексте; причинно-следственные и другие смысловые связи текста с помощью лексических и грамматических средств (местоимений, слов-заместителей, союзов, союзных слов); пользоваться справочными материалами (немецко-русским словарём, лингвострановедческим справочником) с применением знания алфавита и транскрипции; предвосхищать элементы знакомых грамматических структур);
• читать с целью полного понимания на уровне смысла и критического осмысления содержания (определять главную идею текста, не выраженную эксплицитно; отличать факты от мнений и др.);
• интерпретировать информацию, представленную в графиках, таблицах, иллюстрациях и т. д.;
• извлекать культурологические сведения из аутентичных текстов;
• делать выборочный перевод с немецкого языка на русский;
• соотносить полученную информацию с личным опытом, оценивать ее и выражать свое мнение по поводу прочитанного.
Письмо
• заполнять анкету, формуляр (сообщать о себе основные сведения: имя, фамилия, возраст, гражданство, адрес и т.д.);
• писать открытки этикетного характера с опорой на образец с употреблением формул речевого этикета и адекватного стиля изложения, принятых в немецкоязычных странах;
• составлять план, тезисы устного и письменного сообщения, кратко излагать результаты проектной деятельности;
• писать электронные (интернет) сообщения;
• делать записи (выписки из текста);
• фиксировать устные высказывания в письменной форме;
• заполнять таблицы, делая выписки из текста;
• кратко излагать собственную точку зрения (в т.ч. по поводу прочитанного или услышанного);
• использовать адекватный стиль изложения (формальный / неформальный).
Языковая компетенция (владение языковыми средствами и действиями с ними ):
Графика, орфография
• соотносить графический образ слова с его звуковым образом;
• распознавать слова, записанные разными шрифтами;
• сравнивать и анализировать буквы, буквосочетания и соответствующие транскрипционные знаки;
• соблюдать основные правила орфографии и пунктуации;
• использовать словарь для уточнения написания слова;
• оформлять письменные и творческие проекты в соответствии с правилами орфографии и пунктуации.
Фонетическая сторона речи
• различать коммуникативный тип предложения по его интонации;
• понимать и использовать логическое ударение во фразе, предложении;
• правильно произносить предложения с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей: повествовательное (утвердительное и отрицательное), вопросительное (общий, специальный, альтернативный и разделительный вопросы), побудительное, восклицательное предложения;
• правильно произносить предложения с однородными членами (соблюдая интонацию перечисления);
• правильно произносить сложносочиненные и сложноподчиненные предложения с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей;
Лексическая сторона речи
• распознавать и употреблять в речи в соответствии с коммуникативной задачей основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, реплик-клише речевого этикета) в ситуациях общения в пределах тематики основной общеобразовательной школы;
• знать и уметь использовать основные способы словообразования (аффиксация, словосложение, конверсия);
• выбирать значение многозначных слов в соответствии с контекстом;
• понимать и использовать явления синонимии / антонимии и лексической сочетаемости.
Грамматическая сторона речи
• знать функциональные и формальные особенности изученных грамматических явлений (видо-временных форм личных глаголов, модальных глаголов и их эквивалентов, артиклей, существительных, степеней сравнения прилагательных и наречий, местоимений, числительных, предлогов);
• уметь распознавать, понимать и использовать в речи основные морфологические формы и синтаксические конструкции немецкого языка (см. раздел «Содержание курса. Грамматические навыки»).
Cоциокультурная компетенция:
• знание национально-культурных особенностей речевого и неречевого поведения в немецко-говорящих странах в сравнении с нормами, принятыми в родной стране; умение использовать социокультурные знания в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
• представление о ценностях материальной и духовной культуры, которые широко известны и являются предметом национальной гордости в странах изучаемого языка и в родной стране (всемирно известных достопримечательностях, художественных произведениях, произведениях искусства, выдающихся людях и их вкладе в мировую науку и культуру);
• представление о сходстве и различиях в традициях, обычаях своей страны и немецко-говорящих стран;
• представление об особенностях образа жизни зарубежных сверстников;
• распознавание и употребление в устной и письменной речи основных норм речевого этикета (реплик-клише наиболее распространенной оценочной лексики), принятых в странах изучаемого языка;
• умение ориентироваться в основных реалиях культуры немецко-говорящих стран, знание употребительной фоновой лексики, некоторых распространенных образцов фольклора (скороговорки, пословицы, поговорки);
• знакомство с образцами художественной, публицистической и научно-популярной литературы;
• умение сопоставлять, находить сходства и отличия в культуре стран изучаемого языка и родной культуре;
• готовность и умение представлять родную культуру на немецком языке, опровергать стереотипы о своей стране.
Компенсаторная компетенция:
- умение выходить из трудного положения в условиях дефицита языковых средств при получении и приеме информации за счет использования контекстуальной догадки, игнорирования языковых трудностей, переспроса, словарных замен, жестов, мимики.
В познавательной сфере (владение познавательными учебными умениями):
• умение сравнивать языковые явления родного и немецкого языков на уровне отдельных грамматических явлений, слов, словосочетаний, предложений;
• владение приемами работы с текстом: умение пользоваться определенной стратегией чтения / аудирования в зависимости от коммуникативной задачи (читать / слушать текст с разной глубиной понимания);
• умение действовать по образцу / аналогии, использовать различные виды опор (вербальные, изобразительные, содержательные, смысловые и др.) при выполнении упражнений и составлении собственных высказываний в пределах тематики основной школы;
• готовность и умение осуществлять индивидуальную и совместную проектную работу;
• умение пользоваться справочным материалом (грамматическим и лингвострановедческим справочниками, двуязычным и толковым словарями, мультимедийными средствами);
• владение способами и приемами дальнейшего самостоятельного изучения иностранных языков.
. В ценностно-ориентационной сфере:
• осознание места и роли родного и немецкого языков в целостном полиязычном, поликультурном мире, осознание иностранного языка как средства общения, познания, самореализации и социальной адаптации;
• представление о языке как средстве выражения чувств, эмоций, основе культуры мышления;
• достижение взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установления межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах;
• приобщение к ценностям мировой культуры как через источники информации на иностранном языке (в том числе мультимедийные), так и через непосредственное участие в школьных обменах, туристических поездках, молодежных форумах;
• представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения; убежденность в приоритете общечеловеческих ценностей;
• стремление к адекватным способам выражения эмоций и чувств;
• уважительное отношение к старшим, доброжелательное отношение к младшим;
• эмоционально-нравственная отзывчивость (готовность помочь), понимание и сопереживание чувствам других людей;
• стремление иметь собственное мнение; принимать собственные решения;
В эстетической сфере:
• представление об эстетических идеалах и ценностях;
• стремление к знакомству с образцами художественного творчества на иностранном языке и средствами иностранного языка;
• развитие чувства прекрасного в процессе обсуждения современных тенденций в живописи, музыке, литературе;
• владение элементарными средствами выражения чувств и эмоций на иностранном языке;
• умение видеть красоту в окружающем мире; в труде, творчестве, поведении и поступках людей.
В трудовой сфере:
• ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности;
• навыки коллективной учебной деятельности (умение сотрудничать: планировать и реализовывать совместную деятельность, как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника);
• умение нести индивидуальную ответственность за выполнение задания; за совместную работу;
• умение рационально планировать свой учебный труд;
• умение работать в соответствии с намеченным планом.
В физической сфере:
- ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни:
- потребность в здоровом образе жизни (режим труда и отдыха, питание, спорт, фитнес);
- знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровье сберегающего режима дня;
- стремление не совершать поступки, угрожающие собственному здоровью и безопасности.
Содержание тем рабочей программы по немецкому языку для 7 класса
Предметное содержание речи (сферы общения и тематика)
На каждом последующем этапе обучения сферы общения и тематика предыдущего этапа подхватываются, расширяются, и к ним прибавляется ряд новых тем.
А. Социально-бытовая сфера общения (у нас в стране и в немецкоязычных странах)
Воспоминания о летних каникулах.
Здоровье. Гигиена.
Внешность.
Досуг. Хобби. Как для всего найти время?
Б. Учебно-трудовая сфера общения (у нас в стране и в немецкоязычных странах)
Спорт и другие увлечения.
В. Социально-культурная сфера общения (у нас в стране и в немецкоязычных странах)
Что понимают немецкие и российские школьники под словом «Родина»?
О чем рассказывают письма из Германии, Австрии, Швейцарии.
Некоторые общие сведения об этих странах, их природе.
Наиболее крупные города этих стран, их достопримечательности.
Транспорт. Посещение кафе, ресторана.
Жизнь в селе имеет свои прелести.
7 класс
№ | тема | количество часов | предметное содержание темы |
1 | После летних каникул | 8 | Встреча в школе после летних каникул. Где отдыхают немецкие школьники в Германии? Где говорят по-немецки? Лексика: Erklären, berichten, erzählen, der Süden, der Norden, der Westen, der Osten, die Grenze, Servus! sich erholen, der Klassenkamerad. Грамматика: Прямой порядок слов, обратный порядок слов в предложении, рамочная конструкция. Повторение временных форм: Präsens, Perfekt, Präteritum. Порядковые числительные. Повторение инфинитивного оборота um... zu+Infinitiv Аудирование: извлечение нужной информации из прослушенного текста |
2 | Что мы называем своей Родиной? | 15 | Что такое Родина для каждого из нас? Первое знакомство с Австрией и Швейцарией. Европа как общий дом для людей. Общая Европа -что это? Где мы чувствуем себя дома? Учимся давать советы. Что думают о людях разных стран? Учить немецкий язык -знакомиться со страной и людьми Лексика: Die Heimat, geboren sein, aufwachsen, die Umgebung, der Ort, der Begriff, das Ding, das Tal, das Gras, der Berg, die Wiese, die Gegend, malerisch, stattfinden, pflegen, sich fűhlen, gemeinsam, wohl, der Unterschied, unterschiedlich, die Einheit, die Gleichheit, der Frieden, die Europäische Gemeinschaft, die Union, reich sein an(D), raten, empfehlen Грамматика: Употребление инфинитивного оборота после глаголов raten, empfehlen, vorschlagen, bitten. Склонение имён прилагательных Употребление имён прилагательных в роли определения к существительному. |
3 | Лицо города - визитная карта страны | 17 | Город, каким он может быть. Знакомство с некоторыми немецкими, австрийскими, швейцарскими городами. Что мы знаем и можем рассказать о Москве? Города Золотого кольца. Берлин – город мира Лексика: Hell, dunkel, die Mauer, der Brunnen, Der Palast, die Messe, wurde... gegründet, man nennt, die Gemäldegalerie, Der Baustil, die Baukunst, die Kuppel, gehören, widerspiegeln, die Kathedrale |
4 | Какой транспорт в современном большом городе? Как здесь ориентироваться? | 15 | Основные средства передвижения. Как ориентироваться в незнакомом городе? Из истории создания автомобиля. Порядок получения водительских прав в Германии. Как спросить о дороге в незнакомом городе? Аудирование: извлечение специфической информации Чтение: извлечение основной и специфической информации. Говорение: мнение, обсуждение. Письмо: статья, рассказ. |
5 | В деревне есть много интересного. | 16 | Жизнь в городе и в деревне: где лучше? Домашние животные и птицы. Сельскохозяйственные машины. Немецкая деревня вчера и сегодня. Работа подростков на ферме в Германии. Русские народные промыслы. Каким будет село в будущем? Аудирование: извлечение специфической информации Чтение: извлечение основной и специфической информации. Говорение: мнение, обсуждение. Письмо: статья, рассказ. |
6 | Мы заботимся о нашей планете Земля | 15 | Наша планета в опасности. Что может привести планету к катастрофе? Что мы должны сделать, чтобы защитить природу? Участие детей в защите окружающей среды. Они могут заботиться о лесе и животных в нем. Аудирование: извлечение специфической информации Чтение: извлечение основной и специфической информации. Говорение: мнение, обсуждение. Письмо: статья, рассказ. |
7 | В здоровом теле - здоровый дух | 17 | Виды спорта. Значение спорта в жизни человека. Из истории спорта. Роль спорта в формировании характера человека. Разное отношение к спорту. Аудирование: извлечение специфической информации Чтение: извлечение основной и специфической информации. Говорение: мнение, обсуждение. Письмо: статья, рассказ. |
Содержание тем рабочей программы по немецкому языку для 8 класса
1.Предметное содержание речи (сферы общения и тематика)
Учащиеся должны уметь общаться со своими зарубежными сверстниками и взрослыми в наиболее распространенных ситуациях указанных ниже сфер общения в рамках следующей тематики.
А. Социально-бытовая сфера (у нас в стране и в немецкоязычных странах)
Я и мои друзья.
Кто, где, как провел каникулы.
Готовимся к поездке в Германию.
Покупки.
В немецких семьях готовятся к встрече гостей.
Б. Учебно-трудовая сфера общения (у нас в стране и в немецкоязычных странах)
Что нового в школе: новые предметы, новые одноклассники.
Конфликты в школе
Об изучении иностранных языков.
Разные типы школ в Германии.
В. Социально-культурная сфера общения (у нас в стране и в немецкоязычных странах)
Путешествуем по Германии.
Экскурсия по городу, осмотр достопримечательностей.
8 класс
№ | тема | Кол-во часов | предметное содержание темы |
1 | Прекрасно было летом! | 27 | Монологическое высказывание по теме “Летние каникулы”(15–20 предложений). Ролевая игра “Как выжить в экстремальных условиях”(умение составить диалог). Речевые умения при ведении диалога – обмена мнениями:выразить точку зрения и согласиться/не согласиться с ней;высказать одобрение/неодобрение;выразить сомнение;выразить эмоциональную оценку обсуждаемых событий (радость/огорчение, желание/нежелание). Овладение речевыми образцами: запрос и переспрос информации. Письменные навыки: письмо из места отдыха (ответ на письмо) Ознакомительное чтение. Аудирование: прогнозировать содержание устного текста по началу сообщения и выделять основную мысль в воспринимаемом на слух тексте. Монологическое высказывание (15–20 предложений). Овладение речевыми функциями: согласие/несогласие. Письменные навыки: короткая история. Говорение: прогноз погоды, сравнительный анализ погоды в разных климатических поясах (описание фотографий). Изучающее чтение “Путеводитель” Письменные навыки: деловое письмо, запрос информации об участии в молодежном фестивале. |
2 | А сейчас уже школа! | 21 | Лексика: Das Gebirge, der Ferienort, das Ferienheim, privat, sich treffen, übernachten, die Jugendlichen, der Campingplatz, der Verwandte, der Ausflug, verdienen, steigen, sich sonnen, der Strand, der Strandkorb, fischen, segeln, reiten, passieren, surfen, Skates laufen Аудирование: извлечение специфической информации Чтение: извлечение основной и специфической информации. Говорение: мнение, обсуждение, аргументы, диалог. Письмо: письмо в журнал, рассказ, статья. Практика употребления лексико грамматических структур в упражнениях |
3 | Мы готовимся к поездке по Германии | 54 | Лексика: Die Auslandsreise, die Reisevorbereitungen, die Fahrt, die Eisenbahn, die Fahkarte, die Flugkarte, der Koffer, die Reisetasche, das Warenhaus, die Abteilung, die Größe, das Kleidungsstück, die Grenze, bestellen, besorgen, beschließtn, zahlen, kosten, anprobieren, es geht dir, packen, mitnehmen, als Reiseziel wählen. Аудирование: извлечение полной и специфической информации Чтение: извлечение основной и специфической информации Говорение: диалог, мнение, сообщение. Письмо: письмо, заметка, статья. Практика употребления лексико грамматических структур в упражнениях |
Содержание тем рабочей программы по немецкому языку для 9 класса
1. Прощайте, каникулы!
Где и как ты провел летние каникулы? Каникулы в Австрии. Места отдыха в Германии. Что ты делал этим летом? Школа в Германии. Международная школа. Немецкоговорящие страны.
2. Каникулы и книги. Они связаны друг с другом?
Что читает немецкая молодежь? Стихотворение Г.Гессе «Книги». Отрывок из романа Г. Фаллады «В те далекие детские годы». Стихотворения Гете, Шиллера, Гейне. Отрывок из романа М. Пресслер «Горький шоколад». Комиксы. В книжной лавке. Книголюбы. Книжные каталоги. Литературные жанры. Серии картинок Г.Бидструпа. Книги, которые я охотно читаю. Последняя книга. Украденные часы. Книги по экономике.
3. Сегодняшняя молодёжь. Какие проблемы она имеет?
Расслоение молодежи на подкультуры. Что сегодня важно для молодежи? Проблемы молодежи. Молодежь и общество. Стремление к индивидуальности. Современная молодежь. Конфликты с родителями. Чего боится современная молодежь? Отношения с родителями. Проблемы насилия. Телефон доверия. Взрослые о молодежи. Советы психолога. Отрывок из романа М. Пресслер «Горький шоколад».
4. Будущее начинается сегодня. Что с выбором профессии?
Система образования в Германии. Профессиональная подготовка в школах Германии. Двойственная система профессиональной подготовки в Германии. Требования к профессиональной подготовке. Перспективные профессии. Журналы «Juma», «Tip» о выборе профессии. 100 крупнейших предприятий Германии. Сельскохозяйственные профессии. Поворот в судьбе благодаря другу. Что важно при выборе профессии? Твои планы на будущее. Профессии немцев. Революция в повседневной жизни. О профессии стюардессы мечтают многие. Ничто не дается даром. Г. Шлиманн и его мечта о Трое.
5. Средства массовой информации
Задачи средств массовой информации. Немецкие газеты и журналы. Немецкие газеты “Die Zeit”, “Rheinischer Merkur”. Программа телепередач. О вредных пристрастиях. Как Денис проводит свое свободное время? Школа и интернет. Радио «Немецкая волна». Проект «Газета в школе». Что думают члены одной семьи о СМИ? Телевидение: за и против. Компьютер. Письмо психологу.
9 класс
№ | тема | Кол-во часов | предметное содержание темы |
1 | Прощайте, каникулы! | 10 | Уметь семантизировать лексику по контексту. Уметь работать с текстом, осуществляя поиск определенной информации. Систематизация слов на тему «Лето» Уметь читать отрывок из романа Г.Фаллады с предварительно снятыми трудностями. Понимать содержание прочитанного и уметь дать анализ. Составление диалогов – расспросов. Читать отрывок из журнальной статьи с опорой на фонограмму с пониманием основного содержания, рассказать о субкультурах молодежи |
2 | Каникулы и книги. Они связаны друг с другом? | 23 | Написать заявление, автобиографию, заполнить анкету, читать диаграмму с опорой на языковую догадку и словарь. Знать о наиболее популярных профессиях в Германии Уметь читать текст с полным пониманием содержания. Уметь анализировать прочитанное и высказывать своё мнение Уметь разыграть сценку на основе полилога, высказать своё мнение о СМИ Лексика: sich erinnern, auf dem Lande, am Meer, sich erholen, bei den Großeltern, die Natur, attraktiv, prima, im Lager, in der Stadt. Pfalz, die Rhön, Bayern, Schwaben, nach dem Fall der Mauer, der Baggersee, tanken |
3 | Сегодняшняя молодёжь. Какие проблемы она имеет? | 20 | Лексика: der Sinn, leuchtend, fein, lyrisch, ausdrucksvoll, an ein Volkslied erinnern, die Sprache, einfach, bildhaft, die Natur personifizieren Entschuldigen Sie, bitte… Können Sie mir sagen… Haben Sie….? Was kostet das? Wie bitte? Zersplitterung in Subkulturen, junge Christen, Techno-Freaks, Punks, Sportbesessene, Bodybuilder, Neonazis, Autonome, Hippies, Computerkids, Umweltschützer, Einzelgänger. Уметь работать с текстом, осуществляя поиск определенной информации. Уметь анализировать прочитанное и высказывать своё мнение Письмо: письмо, заметка, статья. Практика употребления лексико грамматических структур в упражнениях в формате ГИА. |
4 | Будущее начинается сегодня. Что с выбором профессии? | 23 | Лексика: Die Orientierungsstufe, die Erprobungsstufe, die Stufe, die Primarstufe, die Reife die Sekundarstufe, , die Fachoberschulreife, der Abschluss, das Abitur, die Ausbildung, der Betrieb, betrieblich Der Hörer, vermitteln, der Sender, sich wenden, der Bericht, unterhaltsam, senden, das Mittel, treffen, halten Аудирование: извлечение специфической информации Чтение: извлечение основной и специфической информации Говорение: диалог, мнение, сообщение Письмо: письмо, заметка, статья, листовка Практика употребления лексико грамматических структур в упражнениях в формате ГИА. |
5 | Средства массовой информации | 12 | Лексика: Erfordern, ausschließen, der Radiofan, positiv, negativ, die Diskussion Аудирование: извлечение полной и специфической информации Чтение: извлечение основной информации. Говорение: план, аргументация, свое отношение. Письмо: письмо. Практика употребления лексико грамматических структур в упражнениях в формате ГИА. Практика работы с текстом в упражнениях в формате ГИА. |
Материально – техническое обеспечение
Технические средства обучения:
- Мультимедийный компьютер;
- Мультимедийный проектор;
- Интерактивная доска;
- Лингафонное оборудование
Цифровые образовательные ресурсы:
- "Немецкая грамматика. Легко! (DVDpc)"- Издательство: Новый диск, 2009 г.;
- Презентации. Немецкий(CD);
- "Русско-немецкий словарь образных слов и выражений (CD)"- Издательство: Антология, 2008 г.
Информационно-методической обеспечение
Печатные пособия:
- Наглядно-дидактический материал (7-9 кл.);
- Демонстрационно-тематические плакаты для средней школы (7-9 кл.);
- Грамматические таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащегося в стандартах для средней ступени обучения;
- Портреты писателей и выдающихся деятелей культуры стран изучаемого языка;
- Карта страны изучаемого языка;
- Флаги стран изучаемого языка;
- Набор фотографий с изображением ландшафта, городов, отдельных достопримечательностей стран изучаемого языка
Для учителя и ученика:
-Программы общеобразовательных учреждений. Немецкий язык 5-9 классы. \ автор: доктор педагогических наук, профессор И. Л.Бим. – 3-е изд., - М.: Просвещение, 2007.
-Сборник нормативных документов. Иностранный язык\ сост. Э. Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – 2-е изд., стереотип. –М.: Дрофа, 2006.
-Стандарт основного общего образования по иностранному языку.
-Немецкий язык. Шаги 4: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений\(И.Л. Бим, Л. М. Санникова и др.). Книга для чтения\сост.Е. В. Игнатова. -7-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2007.
-Немецкий язык. Шаги 4. Рабочая тетрадь к учебнику немецкого языка для 8 класса общеобразоват. учрежд. – М.: Просвещение,2008.
-Немецкий язык. 8 класс: поурочные планы по учебнику И. Л. Бим, Л. М. Санниковой и др. \ авт. – сост. О. В. Лемякина. – Волгоград: Учитель, 2005.
-Шаги 4: Кн. Для учителя к учеб. Нем. Яз. Для 8 кл. общеобразоват. учреждений \ И. Л. Бим, Л. В. Садомова. – М.: Просвещение, 2001.
-Оценка качества подготовки выпускников основной школы по иностранному языку \ сост. В. Н. Симкин. 2-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2001.
-Дьячкова Е. В. Контрольные и проверочные работы по немецкому языку. 7-9 кл.: Метод пособие. – 3-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2001.
Немецкий язык. Шаги 4: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений\(И.Л. Бим, Л. М. Санникова и др.). Книга для чтения\сост.Е. В. Игнатова. -7-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2007.
-Немецкий язык. Шаги 4. Рабочая тетрадь к учебнику немецкого языка для 8 класса общеобразоват. учрежд. – М.: Просвещение,2008.
Дополнительная методическая и справочная литература:
- Немецкий язык для общения.
- Грамматика немецкого языка
- Приложение к газете 1 сентября «Deutsch»
- Журнал «Иностранные языки в школе»
Интернет – ресурсы:
http://www.eslprintables.com
http://moviesegmentstoassessgrammargoals.blogspot.com
http://busyteacher.org
http://www.openclass.ru
Учебно – практическое оборудование:
- Классная доска с магнитной поверхностью (с набором приспособлений для крепления постеров и таблиц);
- Экспозиционный экран (навесной);
- Шкафы;
- Стол учительский