Информационная справка о реализации программы работы с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации учителя математики муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №11 муниципального округа город Михайловка Волгоградской области»
Поповой Юлии Александровны
Программа по работе с детьми, находящимися в трудном семейном положении, предусматривает формирование нравственного уклада школьной жизни, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды развития обучающихся, традиционных моральных норм, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.
Программа так же направлена на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни. Необходимость дать каждому ребенку, с учетом его психофизических возможностей, тот уровень образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти свое место в жизни, а также развить свои потенциальные способности.
Работа классного руководителя включает несколько направлений:
Социальная диагностика. Предполагает особое внимание к многодетным и неблагополучным семьям, семьям, где воспитываются дети-инвалиды, дети, находящиеся под опекой, подросткам с отклоняющимся поведением и учащимся «группы риска». Для выявления этих категорий оформляются социальные паспорта классов и социальный паспорт школы. На их основе составляются списки многодетных семей, неблагополучных семей, списки семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. 12
Организационно-воспитательная деятельность. Осуществляется в тесном контакте с заместителями директора по воспитательной работе, дополнительному образованию, классными руководителями, учителями дополнительного образования. В работе с учащимися социально незащищённых категорий и «группы риска» большое место отведено контролю внеучебной деятельности несовершеннолетних. 12
Коррекционная работа. Направлена на изучение социально-психологического климата в классе, межличностных отношений и социального статуса каждого ученика. Проводятся групповые занятия и индивидуальные консультации с ребятами «группы риска» и имеющими проблемы в адаптации. 1
Просветительская работа. К этому направлению относятся организация и проведение профилактических бесед, лекций, тематических классных часов, экскурсий, встреч с интересными людьми, проведение педагогических советов, семинаров, совещаний и участие в них. 1
Работа с учащимися. Выявляются несовершеннолетние, совершившие правонарушение или склонные к противоправным действиям. Проводится профилактическая работа, организуются индивидуальные беседы с ребятами «группы риска».
Работа с педагогическим коллективом. Цель взаимодействия администрации и классного руководителя — совместное выявление причин возникающих у ребёнка
Цель программы
1. Сохранение и укрепление здоровья детей находящихся в трудной жизненной ситуации.
2. Формирование у них навыков организации здорового образа жизни
Задачи программы
Организовать информационно-просветительскую работу с целью профилактики асоциальных явлений, дисгармонии семейных отношений, нарушений в семейном воспитании и по пропаганде здорового образа жизни.
Разработать план работы с детьми и подростками, их семьями (законными представителями).
Формировать мотивацию на сохранение здоровья через цикл учебных дисциплин и внеучебных форм деятельности системы знаний о здоровье человека и здоровом образе жизни.
Обучение приёмам поведения в разных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности, экологической и общей культуры.
Обеспечение мотивации родителей (законных представителей) на совместную деятельность по вопросам формирования здорового образа жизни детей через систему просветительной работы)
Развивать социальную активность, побудить и привить интерес к себе и окружающим,
Научить саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативы и самостоятельности, осуществлять правильный выбор форм поведения.
Прививать уважение к членам коллектива, помочь обрести социальный статус, выполнять определенную роль в коллективе
Оптимизировать положительный опыт, нивелировать, опыт девиантного поведения, создать и закрепить позитивные образцы поведения.
Приоритетные направления:
1. Профилактическая коррекционно-развивающая работа
- предупреждение, своевременное выявление, «сдерживание» отклонений в поведении, состояния ребёнка.
2. Работа с родителями (законными представителями).
- консультации, беседы, лекции, привлечение специалистов;
ОБЪЕКТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Сысоев Богдан, обучающийся 7Б класса.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Мероприятие | Сроки | Ответственный |
Сбор информации о статусе семьи | Сентябрь-октябрь | Классный руководитель |
Разработка плана профилактической работы | Сентябрь-октябрь | Классный руководитель |
Проведение бесед на правовую тематику | В течение учебного года | Классный руководитель |
Предупреждение вредных привычек (курение, употребление алкоголя, наркомании): Беседы и лекции с обучающимся и родителями. | В течение учебного года | Классный руководитель |
Работа с родителями. - Разработка рекомендаций для родителей по поводу обучения и воспитания «проблемных» детей; - профилактические беседы, консультации, совместные походы, спортивные мероприятия на свежем воздухе; - дни открытых дверей; - родительские собрания | В течение учебного года | Классный руководитель |
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Мероприятие | Сроки | Ответственный |
Диагностические мероприятия: анкетирование, тестирование, опрос. | Сентябрь-октябрь | Классный руководитель |
Спортивно-оздоровительные мероприятия: -привлечение к участию в спортивных соревнованиях, -турпоходах | В течение учебного года | Классный руководитель |
Профилактические беседы о вреде наркотиков, алкоголя, никотина. Демонстрация фильмов. | В течение учебного года | Классный руководитель |
Проведение индивидуальных бесед с родителями по вопросам сохранения здоровья | В течение учебного года | Классный руководитель |
Круглый стол: «От безответственности до преступления один шаг» | В течение учебного года | Классный руководитель |
Предупреждение вредных привычек (курение, употребление алкоголя, наркомании): Беседы и лекции с воспитанниками и родителями. Темы: «Психология ранней наркомании» «Проба наркотика – шаг в пропасть» «Сигарет, не приносящих вреда, – нет» «Профилактика наркомании, токсикомании, алкоголизма». | В течение учебного года | Классный руководитель |
Акция: «Нет вредным привычкам!» | В течение учебного года | Классный руководитель |
Проведение родительских собраний и бесед с родителями по вопросам сохранения здоровья | В течение учебного года | Классный руководитель |
Турпоходы совместно с родителями | В течение учебного года | Классный руководитель |
Ожидаемые результаты
Определение основных причин сложных жизненных ситуаций появления детей «группы риска», «трудных детей».
Умение владеть эмоциями, справляться со стрессами, тревожностью, грамотно разрешать конфликты (не агрессивными способами реагировать на критику, сопротивления со стороны других людей, умение противостоять вредным привычкам, решать проблемы социально позитивными средствами).
Расширение социальной компетенции:
Организация системы дополнительных занятий, помощи и консультирования для устранения проблем в усвоении программы.
Стратегия и механизм достижения поставленных целей
Для реализации программы в жизнь были выбраны следующие направления:
– работа с обучающимся;
– работа с семьей;
– работа с педагогами, специалистами.
Результаты работы
В ходе реализации данной программы обеспечено:
100% занятость Богдана во внеурочной деятельности.
Активное участие в общественной жизни школы. Богдан принял командное участие в Районных соревнованиях Юных пожарных среди учащихся муниципальных общеобразовательных учреждений, в военно-патриотическом конкурсе Зарница, спортивных состязаниях в рамках региональной Олимпиады «Высшая проба», где показал высоких уровень подготовки и личную заинтересованность в результате.
3.Организация летнего отдыха Богдана в летнем оздоровительном лагере с дневным пребыванием «Остров сокровищ».
Таким образом, адресная работа с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации учителя математики Поповой Юлии Александровны способствует созданию благоприятных условий для жизни и воспитания, самоопределению, саморазвитию, нормализации психофизического состояния детей.