Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Михайловская средняя общеобразовательная школа»
Бугурусланского района Оренбургской области
Программа работы
с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей
«Мы вместе»
Составитель:
Ефремов Евгений Алексеевич, учитель
русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
с. Михайловка
Введение
Любая семья, в которой ребенка воспитывают не кровные родители, называется замещающей. К замещающим семьям относятся семьи усыновителей, опекунские и приемные семьи. Основная функция этих семей – заменить ребенку утраченную кровную семью и отсутствующих биологических родителей.
Школа призвана оказывать помощь ребенку по защите его прав и законных интересов, осуществлять систематический контроль за воспитанием, обучением, состоянием здоровья, материально-бытовым содержанием, оказывать помощь в преодолении трудностей в учебе. А для этого необходимо объединить усилия учителей, социального педагога, психолога, медицинских работников, которые взаимодействуя друг с другом, будут постоянно держать таких учащихся в поле своего зрения.
Итогом совместной деятельности всех служб школы является индивидуальная программа психолого- педагогического и медико- социального сопровождения.
Актуальность.
Одним из тяжёлых проявлений кризиса современного российского общества стало увеличение числа детей-сирот, детей, оставшихся без родительского попечения. За последние годы в России устойчиво проявляется тенденция роста численности таких детей. Переход к рыночной экономике и связанные с этим процессы распада многих семей приводят к росту числа отвергнутых детей. Исследования в связи с данной проблемой показывают наличие сложных проблем у лиц этой категории в адаптации к современным условиям жизнедеятельности. Низкий уровень подготовленности к самостоятельной жизни характеризует мотивы и установки большинства детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Замедленное интеллектуальное развитие, несформированное чувство родного дома, причастности к семье, психическая надломленность – все это ухудшает их самочувствие. Разрушение родственных связей усугубляет чувство одиночества, незащищённости. Это в свою очередь разрушает установку на семейную жизнь. Весьма сложны проблемы профессиональной ориентации и подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной трудовой деятельности. Они отличаются неадекватностью ожиданий по сравнению с характером и сложностью встречаемых проблем. Неготовность и беспомощность к их решению усугубляется низким уровнем развития художественных интересов, неумением реализовать свои задатки. Среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отмечается большой процент правонарушений, склонность к курению, употреблению спиртных напитков. Таким образом, эта категория детей оказывается одной из самых социально уязвимых групп населения. Это, в свою очередь, указывает на актуальность данной проблемы и необходимость целенаправленной работы всех школьных служб с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей для создания условий их полноценной социальной адаптации и интеграции в обществе.
III. Цель программы: Создание образовательной среды, способствующей полной и качественной реализации детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей своих основных жизненных прав и социальной поддержки, реализации себя как субъекта собственной жизни, деятельности и общения, вне зависимости от своих психофизических особенностей, возможностей, склонностей.
Задачи:
- создать каждому ребенку данной категории необходимые и достаточные условия личностного развития;
- создать условия для удовлетворения образовательных потребностей ребенка; обеспечить получение основного среднего образования каждому ученику на максимально возможном и качественном уровне в соответствии с индивидуальными возможностями личности;
- формировать в школе эмоциональное поле взаимоотношений, обеспечивающее уважение личности ребенка (на уровне «педагог-учащийся», «учащийся-учащийся», «педагог-педагог»);
- формировать у учащихся стремление к духовному совершенствованию и самосовершенствованию;
- формировать у учащихся общечеловеческие ценности (Родина, Семья, Природа, Труд и др.)
- оптимизировать систему валеологического и психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса, создать условия для физического развития личности, ведущей здоровый образ жизни, обеспечить психологический комфорт для всех участников образовательного процесса;
- защищать личные и имущественные права ребенка;
- создать единое информационное пространство школы, обеспечить высокий уровень информированности и информационной грамотности всех участников педагогического процесса.
IV. Срок реализации программы: 2012 – 2017 гг.
V. Нормативно – правовые основания для разработки Программы развития
VI. Исполнители и участники программы.
Исполнителями и кураторами Программ индивидуального сопровождения являются классные руководители. Они используют разные виды деятельности: диагностику, беседы с учащимися, анкетирование детей и родителей, тренинги, коррекционно-развивающие занятия, родительские собрания.
Один из важных моментов – выработка программы согласованных действий педагогов и специалистов – индивидуальный план развития учащихся, испытывающих трудности в обучении.
Учителя-предметники выявляют пробелы в знаниях, проводят педагогическую диагностику пробелов, их задача – установить причины трудностей в обучении, после чего они дают заключение об уровне сформированности ЗУН учащихся.
На основании педагогической, медицинской, психологической диагностики определяются конкретные задачи преодоления трудностей в обучении и поведении.
В индивидуальном плане развития определяются и оптимальные педагогические технологии обучения, а для учащихся, испытывающих трудности в обучении, предлагаются и традиционные, и коррекционные формы проведения занятий (групповые и индивидуальные).
Работа с ребенком проводится не только на учебных занятиях, но и во внеурочное время с обязательным участием опекунов.
Сопровождение родителей – помощь в понимании своего ребенка, создание щадящего режима ему. До сведения родителей доводится индивидуальный план развития, методы и приемы, которыми будут пользоваться в работе с детьми.
Участники:
- приёмные и опекаемые дети;
- приёмные родители и опекуны;
- учителя – предметники;
- окружающий социум;
- отдел опеки и попечительства Администрации Новоалександровского района.
VII. Принципы реализации программы:
1. Следование за естественным развитием ребёнка на разных возрастных и социокультурных этапах его жизни.
2. Принцип психолого-педагогической поддержки. Это процесс совместного определения с ребёнком его собственных интересов, возможностей, целей и путей преодоления - препятствий, мешающих ему сохранить его человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.
3. Принцип ведущей роли воспитательного воздействия жизни класса и общешкольных мероприятий.
4. Принцип повышения роли общественных организаций. В соответствии с законом "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года 159 ФЗ для защиты законных прав и интересов детей во всех сферах жизни, в том числе права на адекватные с семейными условия воспитания и развития, охрану личных и имущественных прав, права на постоянное место жительства, на жильё, на защиту от посягательств различных лиц на личность ребёнка, от причинения вреда физическому, психическому здоровью, его нравственному и духовному развитию, особая ответственность возлагается на представителей органов государственной власти.
V. Механизм реализации программы.
Индивидуальное педагогическое сопровождение приёмных и опекаемых детей – это система мер, которая включает в себя:
проведение комплексной диагностики, направленной на выявление склонностей, способностей и особенностей развития учащихся;
выбор методов и приемов обучения, оптимальных для каждого школьника;
постоянный мониторинг динамики развития учащихся как один из основных критериев успешности ребенка в обучении;
включение родителей в диагностику затруднений, оказание помощи детям.
К организационным структурам, обеспечивающим сопровождение, относится психолого-медико-педагогический совет, возглавляет эту деятельность заместитель директора по воспитательной работе.
№ | Мероприятия | Срок | Ответственные |
1. Социально-педагогическая поддержка семей данной категории. | 1. Сбор сведений о детях-сиротах, их семьях. 2. Контрольные посещения семей, воспитывающих детей-сирот, составление актов обследования, беседы с опекунами. 3.Проведение беседы с приемным родителем или опекуном по поводу воспитания, взаимоотношения с подростком, оказания индивидуальной педагогической помощи. 4. Проведение диагностики несовершеннолетнего и его семьи: - выяснение особенностей семейного воспитания; - характера взаимоотношений подростка и приемных родителей, опекунов (опросник «Наедине с собой»); - выявление взаимоотношений семьи и школы, углубленное педагогическое обследование (анкетирование «Мое отношение к школе»). 5. Повышение правовой и педагогической компетентности опекунов и опекаемых через лекции, беседы, родительские собрания: «Агрессивные дети. Причины и механизмы агрессии»; «Как общаться с ребенком»; «Организация летнего отдыха». | сентябрь сентябрь, март по мере необходимости в течение года в течение года | Зам. директора по ВР Зам. директора по ВР, кл. руководители Зам. директора по ВР, кл. руководители кл. руководители кл. руководители |
2. Педагогическая поддержка детей в учебной деятельности. | 1. Проведение диагностики познавательной деятельности; определение умственного развития; диагностика эмоционально-волевой сферы, поведенческой сферы и личности ребенка. 2. Посещение уроков: изучение ребенка в микросоциуме, в школе, его взаимоотношение с педагогами, дисциплинированность, умение управлять своими чувствами, умственное развитие и способности. 3. Организация контроля успеваемости. 4. Организация контроля посещения занятий. 5. Проведение бесед с учителями-предметниками по успеваемости и посещаемости. 6. Проведение бесед с несовершеннолетним по итогам четверти, учебного года. | в течение года в течение года в течение года в течение года в течение года в течение года | кл. руководители кл. руководители кл. руководители кл. руководители кл. руководители кл. руководители |
3. Организация внеурочной занятости детей-сирот | 1. Проведение беседы с целью выявления интересов и склонностей ребенка (анкета «Мои интересы»). 2. Обеспечение внеурочной занятости (вовлечение в работу кружков, секций). 3. Активное привлечение детей в соответствии с планом воспитательной работы классного руководителя к разнообразным школьным мероприятиям (в соответствии с интересами и способностями детей) 4. Организация контроля занятости в свободное время. 5. Проведение бесед и практикумов: «Правила поведения при посещении общественных мест» «Как переходить улицу» «Как готовить домашние задания» «Приемы самоконтроля» «Работа с тетрадью» «Секреты успеха на уроке» | в течение года сентябрь в течение года в течение года в течение года | кл. руководители Зам. директора по ВР, кл. руководители Зам. директора по ВР, кл. руководители Зам. директора по ВР, кл. руководители кл. руководители |
4. Защита прав и интересов детей-сирот и опекаемых детей. | 1. Посещение опекаемых с целью выяснения подготовки их к новому учебному году, обеспеченность одеждой и обувью, школьными принадлежностями, учебниками. 2. Оказание посильной помощи опекаемым и опекунам, приёмным семьям и детям из этих семей. Обеспечение учебниками (библиотека). 3. Организация отдыха опекаемых детей в каникулярное время. 4. Участвовать в рассмотрении конфликтов с подопечными и своевременно оказывать им социальную поддержку. | сентябрь в течение года каникулы в течение года | Зам. директора по ВР, кл. руководители Зам. директора по ВР, кл. руководители, библиотекарь Зам. директора по ВР, кл. руководители Зам. директора по ВР, кл. руководители |
VIII. Ожидаемые результаты.
- успешная социализация приёмных и опекаемых детей в окружающем социуме – в новой семье, в классе, в школе, в станице;
- развитие активной жизненной позиции детей;
- развитие педагогических компетенций у приёмных родителей и опекунов.
Приложение
Индивидуальный план развития ученика ______________________________
Динамика педагогического сопровождения
№ п/п | Обследуемая сфера | Конец 1 четверти | Конец учебного года |
1. | Отношение к учебе | | |
2. | Успеваемость | | |
3. | По каким предметам имеет затруднения | | |
4. | Темп деятельности | | |
5. | Характер учебной мотивации | | |
6. | Развитие мышления | | |
7. | Особенности эмоциональной сферы, поведения и общения школьников | | |
8. | Поведенческая саморегуляция | | |
9. | Устойчивость эмоционального состояния | | |
10. | Уровень агрессии | | |
11. | Наиболее яркие черты характера | | |
12. | Выполнение школьного режима и правил поведения | | |
13. | Социальный статус в классе | | |
14. | Самооценка | | |
15. | Творческие способности, профессиональная направленность | | |
Наблюдение опекуна ___________________________________________________
за подростком
| | сентябрь-октябрь | май |
1. | Отношение к школе: -ходит в школу с желанием -отсутствует желание учиться | | |
2. | Причина неуспеваемости: -нежелание учиться -ослабленное здоровье -бытовые условия (отсутствие места для занятий, отсутствие контроля и т. д.) - частые конфликты в семье -отрицательное отношение со стороны одноклассников -перегрузки в школе | | |
3. | Отношения ученика с учителями: -с учителем математики - с учителем русского языка - с другими учителями | | |
4. | Какую помощь оказывают опекуны ребенку: -регулярная проверка домашних заданий -совместное выполнение домашних заданий с ребенком -наличие репетиторов, либо наличие дополнительных занятий в школе - обсуждение школьных проблем | | |
Наблюдение классного руководителя _____________________________________
за подростком
| | 1 полугодие | 2 полугодие |
1. | Отношение к школе, учебной деятельности - математика - русский язык - литература - история - география - биология - иностранный язык - физическая культура - информатика | | |
2. | Внеучебная деятельность: - спортивная секция - трудовые дела - участие в праздниках | | |
3. | В контакт с детьми вступает: - легко - с трудом | | |
4. | В общении с детьми проявляет: - грубость - доброжелательность - равнодушие | | |
5. | Поведение в школе: - адекватное -повышенная тревожность (боязливость, страхи, неуверенность) - повышенная расторможенность (двигательная, словесная) - стремление к уединению | | |
6. | Отношение одноклассников: - пользуется авторитетом - дружелюбное отношение - безразличен - нелюбим | | |
7. | Самооценка: - адекватная - завышенная - заниженная | | |
8. | Отношение опекунов к школьным занятиям ребенка: - опекуны посещают школу по собственной инициативе - по приглашению учителя - поддерживают только телефонную связь | | |
9. | В общении со взрослыми проявляют: - воспитанность - фамильярность | | |
Ефремов Евгений Алексеевич, учитель русского языка и литературы
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Михайловская средняя общеобразовательная школа»
Бугурусланского района Оренбургской области