Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 76 города Челябинска»
Утверждаю.
Директор МАОУ «Гимназия № 76 г. Челябинска»
_____________И. А. Деева
Приказ № 76-01/122-03 от 06.09.2022
Программа
«РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ,
ИМЕЮЩИМИ НИЗКУЮ УЧЕБНУЮ МОТИВАЦИЮ»
Автор программы:
Резаева Ольга Юрьевна,
социальный педагог МАОУ
«Гимназия № 76 г. Челябинска»
Челябинск, 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Одной из актуальных проблем в школе остается проблема повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и преодоление школьной неуспеваемости. Ее решение предполагает совершенствование методов и форм организации обучения, поиск новых, более эффективных путей формирования знаний у учащихся, которые учитывали бы их реальные возможности.
Происходящие социально-экономические изменения в жизни нашего общества, постоянное повышение требований к уровню общего образования обострили проблему школьной неуспеваемости. Количество учащихся, которые по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить учебную программу, постоянно увеличивается. Неуспеваемость, возникающая на начальном этапе обучения, создает трудности для нормального развития ребенка, так как, не овладев основными умственными операциями, учащиеся не справляются с возрастающим объемом знаний в средних классах и на последующих этапах «выпадают» из процесса обучения.
При работе с учащимися с низкой мотивацией необходимо искать виды заданий, максимально возбуждающие активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности. В работе с ними важно найти такие пути, которые отвечали бы особенностям их развития и были бы для них доступны, а самое главное интересны.
Практика работы показывает, что особенностью познавательной деятельности слабоуспевающих учащихся является несформированность общих умственных действий анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения. Это выражается в неумении выделять основное в учебном материале, устанавливать существенные связи между понятиями и их свойствами, а также в медленном темпе продвижения, в быстром распаде усвоенных знаний, в трудности усвоения новых знаний и видов деятельности, что влечет за собой умственную пассивность, неверие в свои силы, потребность в посторонней опеке.
Содержание учебного материала должно обеспечивать мотивацию, ориентироваться на развитие внимания, памяти и речи, быть личностно-значимым, а формы его подачи – занимательной, узнаваемой, реалистичной и красочной.
Цель программы: создание условий для организации работы педагогического коллектива МАОУ «Гимназия № 76 г. Челябинска» на обеспечение успешного усвоения базового уровня образования учащимися, имеющими низкую учебную мотивацию.
Задачи:
1. выявление возможных причин снижения успеваемости учащихся,
2. принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости.
Организация работы с учащимися с низкой мотивацией к учению
Для усиления эффективности работы с учащимися с низкой мотивацией к учению:
1. использовать новые образовательные технологии, инновационные формы и методы обучения: личностно – ориентированный подход (обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда) и разноуровневую дифференциацию на всех этапах урока,
2. организовать индивидуально-групповую работу, применяя дифференцированные тренировочные задания, инвариантные практические работы, дифференцированные проверочные работы, творческие работы по выбору,
3. на уроках и дополнительных занятий применять «Карточки помощи», «Памятки для учащихся», шире использовать игровые задания, которые дают возможность работать на уровне подсознания, создавать ситуации успеха,
4. при опросе слабоуспевающим школьникам предлагать примерный план ответа, разрешать пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.,
5. ученикам задавать наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал,
6. периодически проверять усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине,
7. в ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивать атмосферу доброжелательности,
8. в процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрировать на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, чаше обращаться к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, стимулировать вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала,
9. в ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам предлагать задания, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: отмечать положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, типичные затруднения в работе и указывать способы их устранения, оказывать помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении,
10. при организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбирать задания по осознанию и исправлению ошибок: проводить подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагать (при необходимости) карточки-консультации, задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы, объем домашних заданий рассчитывать так, чтобы не допустить перегрузки.
Реализация программы по направлениям
I. Информационно-аналитическая деятельность
Организационная деятельность
Задачи:
1.выявить учащихся, составляющих «группу риска» на текущий учебный год;
2.создать комфортные условия для работы со слабыми учащимися.
№ п/п | Содержание работы | Технологии | Ответст- венные | Сроки | Выход |
1 | Формирование банка данных учащихся Гимназии, составляющих группу риска | Анализ фактической ситуации | Заместитель директора по ВР | Май - август | Информация |
2 | Составление списков учащихся, заполнение диагностических карт и педагогических характеристик на учащихся | Анализ результатов психологических материалов | Классный руководитель Педагог-психолог | Август - сентябрь | Аналитические материалы |
3 | Формирование банка данных о семьях учащихся группы риска | Сбор информации от классных руководителей | Классный руководитель Социальный педагог | Август - сентябрь | Информация |
4 | Организация совместной деятельности школы и комиссии по делам несовершеннолетних | Конструирование программы работы | Классный руководитель Социальный педагог | По мере необходимости | График работы |
5 | Организация досуга учащихся в каникулы в рамках системы дополнительного образования | Планирование деятельности классного руководителя | Классный руководитель | В течение учебного года | План работы |
II. Организационно-исполнительская деятельность
Работа с педагогическими кадрами
Задачи:
1. организация помощи, обеспечивающей успешность учащихся в учебной деятельности;
2. контроль за организацией рабочего места учащихся в учебное время;
3. создание ситуации успеха в учебной деятельности
№ п/п | Содержание работы | Технологии | Ответст- венные | Сроки | Выход |
1 | Контроль за посещаемостью учащимися уроков, мероприятий и дополнительных занятий в рамках классно-урочной и дополнительной системы образования | План работы классных руководителей по данному направлению | Классные руководители | В течение учебного года | Информация |
2 | Индивидуальные беседы с учащимися классными руководителями и учителями-предметниками по выявлению затруднений, препятствующих усвоению учебного материала | Собеседование Тематический контроль | Классные руководители | По мере необходимости в течение учебного года | Протоколы |
3 | Работа классных руководителей с информационной системой «Сетевой Город. Образование» по вопросу своевременного доведения до сведения родителей результатов обучения учащихся | Проверка СГО | Заместитель директора по ВР | В течение учебного года | Информация |
4 | Организация малых педсоветов с целью выявления проблем неуспеваемости учащихся «группы риска» и определения перспектив работы с ними | Информация | Классные руководители | По мере необходимости | Протоколы |
5 | Посещение уроков учителей-предметников классными руководителями для изучения работы учителя на уроке с учениками «группы риска» | Посещение уроков | Классные руководители | В течение учебного года | Программы наблюдений |
III. Мотивационно-целевая деятельность
Работа с учащимися
Задачи:
1. создание комфортных условий на уроке и в системе дополнительного образования;
2. обеспечение учащимися алгоритмом выполнения всех видов письменных заданий, работы с книгой по заданию учителя, устного ответа;
3. контроль за организацией рабочего места в учебное время.
№ п/п | Содержание работы | Технологии | Ответст- венные | Сроки | Выход |
1 | Обеспечение возможности выполнения домашних заданий в рамках индивидуальных заданий | Анализ, отбор информации, практическая направленность в работе | Учителя-предметники | В течение учебного года | Информация |
2 | Организация досуга учащихся в рамках работы Гимназии через кружки, секции | Составление плана работы классных руководителей | Классный руководитель | В течение учебного года | План работы |
3 | Организация отдыха учащихся в каникулярное время | Составление плана работы классного руководителя | Классный руководитель Социальный педагог | В каникулы | План работы |
4 | Обеспечение возможности посещения учащимися экскурсий, театров, выставок и т.д. | Составление плана работы классного руководителя | Классный руководитель Социальный педагог | В течение учебного года | План работы |
5 | Привлечение учащихся к участию в общешкольных и общеклассных мероприятиях | Собеседование с учащимися | Классный руководитель Социальный педагог | В течение учебного года | План работы |
6 | Оказание помощи учащимся в организации дальнейшего обучения и профориентации в случае невозможности продолжения обучения в Гимназии | Консультации Собеседования | Классный руководитель Социальный педагог | В течение учебного года | Протоколы |
IV. Контрольно-диагностическая деятельность
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся, требующих особого внимания
Задачи:
1. формирование развивающего образа жизни личности в Гимназии;
2. обеспечение полноценного личного, интеллектуального и профессионального развития учащихся на каждом возрастном этапе;
3. обеспечение индивидуального подхода к каждому учащемуся;
4. психолого-педагогические изучение детей;
5. консультирование родителей (лиц, их изменяющих), по вопросам воспитания детей, создания благоприятного микроклимата.
№ п/п | Содержание работы | Технологии | Ответст- венные | Сроки | Выход |
1 | Организация индивидуальных консультаций психолога для родителей и лиц, заменяющих их | Беседы Консультации | Педагог-психолог Классный руководитель | В течение учебного года | Протоколы |
2 | Организация тематических классных собраний по проблемам: психологические и возрастные особенности учащихся; общие с учащимися с учетом индивидуальной психологии детей; ответственность родителей за воспитание и обучение детей | Организация и проведение классных собраний | Педагог-психолог Классный руководитель | По плану | Протоколы |
3 | Тренинг «Снижение уровня тревожности у подростков» Диагностика школьной тревожности учащихся «группы риска» | Тренинг Диагностика | Педагог-психолог Классный руководитель | По плану | Анализ диагностики |
4 | Выявление уровня психологического комфорта учащихся в ученическом коллективе | Психологическое тестирование и его анализ | Педагог-психолог Классный руководитель | В течение учебного года | Анализ тестирования |
5 | Организация работы по определению профессиональной ориентации учащихся данной группы | Собеседование Консультации Профориентационные методики | Классные руководители | В течение учебного года | План работы |
V. Регулирующая деятельность
Работа с родителями
Задачи:
1. осуществление взаимодействия между семьей и Гимназией с целью организации совместных действий для решения проблемы успешности обучения учащихся.
№ п/п | Содержание работы | Технологии | Ответст- венные | Сроки | Выход |
1 | Организация работы психолога с родителями по устранению причин неуспеваемости и прогулов учащихся | Собеседование Анкетирование и его анализ | Педагог-психолог Классный руководитель | В течение учебного года | Протоколы |
2 | Организация встречи родителей с учителями-предметниками | Консультации Собеседования | Классные руководители | В течение учебного года | Информация |
3 | Отработка тематики бесед с родителями по воспитанию детей | Собеседования | Социальный педагог | Сентябрь -октябрь | Протокол родительского собрания |
Планируемый результат:
1. создание благоприятных условий для развития интеллектуальных способностей учащихся, личностного роста слабоуспевающих и неуспевающих детей;
2. повышение уровня ЗУН учащихся, повышение качества знаний учащихся;
3. повышение мотивации к учению;
4. внедрение новых образовательных технологий;
5. предоставление возможности для участия слабоуспевающих и неуспевающих школьников в творческих конкурсах, выставках и других мероприятиях.
ПРИЛОЖЕНИЯ
№ 1 Список учащихся с низкой мотивацией в отдельных учебных областях
Фамилия, имя слабо успевающего | Класс | Образовательная область | Педагог, осуществляющий контроль |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
№ 2 Памятка «Работа с учащимися с низкой мотивацией к учению»
1. не ставить «слабого» ученика в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него; дать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку, дать план или алгоритм ответа;
2. не давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал; нужно разбить его на части и давать их постепенно, по мере усвоения учеником;
3. не заставлять таких учеников отвечать новый, только что усвоенный на уроке материал, а отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученику позаниматься дома;
4. постоянно проверять степень понимания и усвоения нового материала;
5. анализировать и систематизировать ошибки, их причины, давать домашние задания по работе над типичными ошибками;
6. формировать уверенность в своих силах и знаниях, авансировать успех; привлекать к формулировке выводов и обобщений, высказанных сильными учениками;
7. осторожно оценивать неудачи ученика, т.к. он и сам болезненно относится к ним;
8. следует в минимальной степени отвлекать ученика разнообразием заданий, выбрав для усвоения наиболее существенные и сложные разделы учебного материала.
№ 3 Психолого-педагогическая характеристика учащегося
(составляет классный руководитель)
1. Характеристика познавательной деятельности учащегося
1.1. мотивация к учебной деятельности: (поставьте «галочку» напротив верного утверждения)
сформирована □
сформирована недостаточно □
не сформирована □
1.2. устойчивость внимания: высокая / средняя / низкая (нужное подчеркнуть).
1.3. характеристика процессов запоминания и сохранения учебного материала (поставьте знак "+" в нужной строке):
быстро запоминает
медленно запоминает
быстро забывает
медленно забывает
1.4. трудности в усвоении учебного материала: нет / есть (нужное подчеркнуть), если есть, укажите, какие__________________________________________________.
1.5. успешность в освоении различных форм обучения: (поставьте «галочку» напротив верного утверждения):
более успешен при письменных работах □
более успешен при устных опросах □
успешен в обеих формах □
неуспешен в обеих формах □
2. Характеристика личности учащегося
С кем общается | Характер взаимоотношений |
доброжелательные | напряженные | враждебные |
со сверстниками | | | |
с учителями | | | |
с родственниками | | | |
с матерью | | | |
с отцом | | | |
2.1. положительные черты характера ученика:
2.2. какие черты характера ученика внушают опасения:
2.3.наличие отклонений в поведении: есть / нет (нужное подчеркнуть)
если есть, укажите, какие:
3. сведения о семье учащегося
3.1. семья полная / неполная (нужное подчеркнуть). кто из родителей отсутствует:
3.2.количество детей в семье:
3.3. национальность:
3.4. социально благополучная / неблагополучная
4. особенности внимания: (поставьте «галочку» напротив верного утверждения)
часто «отсутствует» на уроке □
не слышит вопроса □
внимание кратковременное □
периодически включается в урок □
стабильно удерживает внимание □
другое:
5.учебная активность: (поставьте «галочку» напротив верного утверждения)
пассивен □
отвечает, если спрашивают □
активно участвует в работе □
чрезмерно активен, переключает внимание на себя □
часто дает неправильные ответы □
другое:
6. заинтересованность в учебной деятельности: (поставьте «галочку» напротив верного утверждения)
большую часть времени занимается своими делами, рисует и т. д. □
общается с другими учениками, отвлекает их □
переключает на себя внимание □
включается в обучение на отдельных темах □
постоянно активно и творчески работает с материалом урока □
другое:
7. степень усвоения материала: (поставьте «галочку» напротив верного утверждения)
усваивает не с первого раза и с трудом □
сразу понимает, но для закрепления требуются дополнительные усилия □
быстро усваивает материал и легко формирует навык □
другое:
8. темп деятельности: (поставьте «галочку» напротив верного утверждения)
медленный □
средний □
быстрый □
неравномерный □
другое:
№ 4 Примерная программа работы с учащимися с низкой мотивацией к учению
1. провести диагностику в начале года с целью выявления уровня обученности учащегося;
2. использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата;
3. готовить и использовать на уроках опорные схемы, наглядные пособия, технические средства, дидактический материал;
4. регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить (количество опрошенных на уроке должно быть не менее 5-7 учащихся);
5. комментировать оценку ученика, отмечая недостатки, чтобы ученик мог их устранять в дальнейшем;
6. ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний;
7. ставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок (3 и более «2»);
8. проводить индивидуально-групповые консультации и занятия с учащимися;
9. составить график индивидуальной работы со слабоуспевающими;
10. составить программу работы со слабоуспевающими учащимися на учебный год:
10.1 задания по ликвидации пробелов в знаниях;
10.2 результаты тематического контроля знаний учащихся;
10.3 отчет учителя-предметника по работе со слабоуспевающими учащимися.
Примерный план работы с учащимися с низкой мотивацией к учению
учителя-предметника
Мероприятия | Срок |
1. Составить список слабоуспевающих учащихся по преподаваемым предметам. Информацию сдать завучу. | Август |
2. Провести контрольный срез знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Цель: а) определение фактического уровня знаний детей б) выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации | Сентябрь |
3. Провести собеседование с классными руководителями по поводу выяснения причины их отставания. установить причины отставания слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: классным руководителем, психологом. | Сентябрь |
4. Организовать встречи с отдельными родителями и беседы с самими учащимися. | В течение учебного года |
5. Участвовать в обсуждение вопросов работы со слабыми учащимися и обмен опытом с коллегами (на педсовете). | В течение учебного года |
6. Составить план работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущий триместр. | Сентябрь Обновлять по мере необходимости |
7.Использовать дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику, фиксировать это в плане урока, чтобы не забыть. | В течение учебного года |
8. Вести обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса при анализе тематического учет знаний по предмету детей всего класса. | В течение учебного года |
9. Отражать индивидуальную работу со слабым учеником в рабочих или специальных тетрадях по предмету. | В течение учебного года |
Отчет о проделанной работе учителя - предметника в следующей форме:
Ф. И. ученика | Причины неуспеваемости (учитель указывает самостоятельно выявленные причины) | Использованы виды опроса | Формы ликвидации пробелов | Сроки сдачи материалов | Информация классному руководителю (дата) | Информация родителям (дата) | Результат работы |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
5. Программа деятельности учителя с учащимися с низкой мотивацией к учению
С целью предупреждения снижения успеваемости и повышения уровня и качества обученности школьников усилить работу со слабоуспевающими учащимися, используя эффективные формы контроля:
1. взять под систематический контроль посещаемость учениками уроков, дополнительных занятий ШК;
2. наметить пути создания успешности для этих учащихся, работать в контакте: классный руководитель – учащийся – родители – преподаватели;
3. в работе с родителями: поддерживать связь, привлекая их к занятиям с ребёнком дома, проводить беседы, давать советы и рекомендации по улучшению успеваемости;
4. работать над выработкой сознательной учебной дисциплины учащихся, развивать положительную мотивацию в обучении.
Примерный план работы классного руководителя с учащимися
с низкой мотивацией к учению
Мероприятия | Срок |
1. Взять на учет и составить список слабоуспевающих учащихся класса по итогам предыдущего года обучения. | Август |
2. Установить причины отставания слабоуспевающих учащихся, информацию зафиксировать в специальную тетрадь по работе со слабоуспевающими учащимися своего класса. | Сентябрь |
3. Провести собеседование с учителями-предметниками класса по согласованию и уточнению списка слабоуспевающих, предложить учителям представленный план работы. | Сентябрь |
4. Провести собеседования с учителями по итогам четверти и результатам индивидуальной работы с ребенком. | По итогам триместра |
5. Провести индивидуальные беседы с учителями о состоянии дел у слабоуспевающих учащихся по результатам проведенных контрольных работ. | Согласно графику контрольных работ |
6. Провести индивидуальные беседы со слабоуспевающими учениками о состоянии их учебных дел. | Выборочно, по ситуации |
7. Постоянно поддерживать связь с родителями слабоуспевающих учащихся. | В течение учебного года |
15