СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа работы с одаренными детьми

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание системы деятельности педагога по развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развитию одаренности.

Просмотр содержимого документа
«Программа работы с одаренными детьми»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8

с. Садового Арзгирского района Ставропольского края













Программа

работы с одаренными детьми







Автор

Кисилёва Евгения Владимировна

учитель истории и обществознания,

руководитель кружка «Поиск»








2019г.

Актуальность


«В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить»

Сократ

Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества.

Цель своей деятельности в этом направлении в качестве учителя – предметника вижу в том, чтобы технологически проработать вопросы организации работы с одарёнными детьми на всех этапах обучения истории и обществознанию с целью создания эффективной системы деятельности по их выявлению, поддержке и развитию способностей.

Прежде всего, постаралась разобраться в сути понятия детская одарённость, по поводу трактовки смысла которого в современной науке нет однозначного мнения. Педагогический словарь даёт такое толкование термина одарённость: это системное, развивающееся в течение жизни человека качество, которое определяет возможность достижения им по сравнению с другими людьми более высоких результатов в различных видах деятельности. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Я познакомилась с работами многих современных учёных – психологов и педагогов: Шадрикова В.Д., Винокуровой Н.К., Бабаевой Ю.Д., Лейтиса Н.С., Савенкова А.И., Селевко Г.К., Хуторского А.В., Шумаковой Н.Б. Часть из них утверждает, что одарённые дети встречаются крайне редко, основываясь на предположении о том, что одарённость – это уникальное явление, синоним гениальности. Другие склонны предполагать, что все дети от природы одарены.

Это две полярные точки зрения. Для меня ближе третья, сторонники которой вместо понятия «одарённый ребёнок» часто употребляют выражение «ребёнок с признаками одарённости», или потенциально одарённый. Потенциальная одарённость, утверждают они, присуща всем здоровым детям (ведь одарённость - это ребёнок и его дар, с которым он приходит в мир, чтобы быть счастливым и успешным), тогда как актуальную одарённость демонстрирует незначительная часть детей.

Я согласна с тем, что дети, целенаправленно решающие личностно-значимые задачи, даже не обладая явными признаками одарённости, делают это с большим успехом, нежели те, кто более одарён, но менее заинтересован. Поэтому, начиная работу с детьми, я стремлюсь привить устойчивый интерес детей к своим предметам – истории и обществознанию. «Познание начинается с удивления тому, что обыденно», - говорил Платон.



Цель программы:

Создание системы деятельности педагога по развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся, развитию одаренности.

Основные задачи:

    • реализация принципа личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся с повышенным уровнем обучаемости, ак­тивизация их интеллектуальных качеств в целях гар­монического развития человека как субъекта творческой деятель­ности;

    • создание методики выявления одарённых детей;

    • создание оптимальных условий для выявления поддержки и развития одаренных детей;

    • совершенствование системы подготовки учителя, обучение через методическую учебу, педсоветы, самообразование;

    • повышение педагогической культуры родителей в вопросах воспитания одарённого ребёнка;

    • внедрение в учебно-воспитательный процесс всех видов и форм творческой самореализации, нестандартности научного и художественного мышления учащихся;

    • создание банка данных «Одаренные дети»;

Ожидаемые результаты

  • Формирование системы работы с одаренными учащимися.

  • Творческая самореализация выпускника школы.

  • Обеспечение преемственности в работе начальной и средней школы.

  • Данная программа позволит сформировать систему работы с одарёнными детьми,  в полной мере развить их интеллектуальные и творческие способности с учётом индивидуального и дифференцированного подхода.

Условно можно выделить три категории одаренных детей:

1.      Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях (такие дети чаще всего встречаются в дошкольном и младшем школьном возрасте).

2.      Дети с признаками специальной умственной одаренности – в определенной области науки (подростковый образ).

3.      Учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами (чаще встречаются в старшем школьном возрасте). 


1. Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

- принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.


2. Условия успешной работы с одаренными учащимися


  • Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

  • Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.

Учитель должен быть:

  • увлечен своим делом;

  • способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

  • профессионально грамотным;

  • интеллектуальным, нравственным и эрудированным;

  • проводником передовых педагогических технологий;

  • воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;

  • знатоком во всех областях человеческой жизни.

3. Формы работы с одаренными учащимися

  • кружки

  • занятия исследовательской деятельностью;

  • конкурсы;

  • интеллектуальный марафон;

  • научно-практические конференции;

  • участие в олимпиадах;

  • работа по индивидуальным планам;

. 3. Программа реализации концепции


Программа рассчитана на три года – 2019 – 2024 уч.г.


1. Этапы реализации:


1 этап: диагностико- прогностический (2019-2020 годы)

Цель:

Подготовить условия для формирования системы работы с одаренными учащимися в школе.

Мониторинг одаренности.

Создание:

-   банка данных по одаренным детям;

- банка творческих работ учащихся;

- банка текстов олимпиад и  интеллектуальных конкурсов;

- рекомендаций по работе с одаренными.

Организация:

- системы дополнительного образования;

- творческих конкурсов, экзамена;

- внеклассной работы по предмету;

- олимпиад и интеллектуальных конкурсов.

  

2 этап: деятельностный (2021-2022 годы)

Цель:

апробация системы работы с одаренными учащимися.

Задачи:

- составление индивидуальных маршрутов обучения для детей повышенного уровня обучаемости;

- выявление одаренных детей на ранних этапах развития;

- организация системы научно-исследовательской деятельности учащихся;

- активное использование метода проектов;

- сохранение традиции работы с системой портфолио;

- проведение выставок детского творчества;

- обобщение опыта работы по технологиям творческого и интеллектуального развития.


3 этап: констатирующий (2023-2024 годы)

Цель:

Переход системы работы с одаренными учащимися в режим функционирования.

Задачи:

-  создание банка педагогического опыта в работе с одаренными;

- внедрение в практику работы  рейтинга учащихся;

- анализ итогов реализации программы;

- достижение преемственности в воспитании и развитии детей на всех этапах обучения по предмету;

- обобщение результатов работы.
































Банк одаренных детей



Фамилия, имя

класс

Способности

1

Васильев Максим

5

По уровню: средние;

По личностной сфере: умственные; исполнительские

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание

2

Рабаданов Курбан

6

По уровню: Высокие;

По личностной сфере: творческие(нестандартное мышление и видение мира);

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание)


3

Бутенко Максим

6

По уровню: высокие;

По личностной сфере: умственные;

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание)


4

Магомедова Зумруд

6

По уровню: высокие;

По личностной сфере: умственные;

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание)


5

Шахова Айшат

6

По уровню: Высокие;

По личностной сфере: творческие(нестандартное мышление и видение мира);

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание)


6.

Майтиева Хадиджа

8

По уровню: средние;

По личностной сфере: творческие(нестандартное мышление и видение мира); умственные.

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание)


8

Дандель Кристина

8

По уровню: средние;

По личностной сфере: умственные; исполнительские

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание

9

Михайлова Кристина

9

По уровню: средние;

По личностной сфере: умственные; исполнительские

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание

10

Чернобай Ангелина

8

По уровню: средние;

По личностной сфере: творческие(нестандартное мышление и видение мира); умственные.

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание)


11

Уноньянц Руслан

8

По уровню: высокие;

По личностной сфере: умственные;

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание)


12

Чернобай Артём

8

По уровню: средние;

По личностной сфере: умственные;

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание)


13

Кушаева Анисат

8

По уровню: средние;

По личностной сфере: умственные;

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание)


14

Магомедов Гаджимурад

8

По уровню: высокие;

По личностной сфере: академические (ярко выраженная способность учиться), умственные (умение мыслить, анализируя, сопоставляя факты), творческие, исполнительские

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание)

15

Магомедкадиев Идрис

9

По уровню: средние;

По личностной сфере: умственные;

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание)


16

Магомедов Ризван

9

По уровню: средние;

По личностной сфере: умственные;

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание)


17

Рабаданова Анара

9

По уровню: средние;

По личностной сфере: умственные;

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание)


18

Бутенко Анастасия

10

По уровню: высокие;

По личностной сфере: умственные;

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание)


19

Гнедаш Дарья

10

По уровню: Высокие;

По личностной сфере: творческие(нестандартное мышление и видение мира);

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание)


20

Дубяга Маргарита

10

По уровню: средние;

По личностной сфере: умственные;

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание)


21

Хасаева Милана

10

По уровню: высокие;

По личностной сфере: умственные;

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание)


22

Гаджиева Заира

11

По уровню: средние;

По личностной сфере: умственные;

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание)


23

Магомедов Магомед

7

По уровню: Высокие;

По личностной сфере: творческие(нестандартное мышление и видение мира);

По общности проявления: общие (активность, критичность, быстрота, внимание)
















План работы учителя истории и обществознания с одаренными детьми

в 2019-2020 уч.г.

№ п/п

Содержание работы

Сроки

Класс

Примечание

1.

Уточнение списка детей с повышенными учебными способностями по истории и обществознанию

Сентябрь

5-11

Сост банка одарённых детей

2.

Участие в школьных предметных олимпиадах



Октябрь

5-11


3.

Планирование индивидуальной работы с детьми с повышенными учебными способностями на уроке

Постоянно

5-11


4.

Привлекать одаренных, мотивированных учащихся к осуществлению помощи слабоуспевающим в классе

Постоянно

5-11

Наблюдение, собеседование, анализ

5.

Участие в районных, региональных, всероссийский, международных предметных олимпиадах и НПК


Ноябрь

Март- апрель

май

5-11


6.

Участие в школьной, районной НПК

Декабрь

9-11



7.

Участие в

Международной игре – конкурсе по истории «Золотое руно -2013»

По плану

7-11


8.

Участие в слёте «Отечество»

Февраль

Март

6-11


9.

Следить за соблюдением здоровье сберегающих технологий в работе с детьми

Постоянно

5-11

Наблюдение, собеседование, анализ

10.

Осуществлять сбор информации и материалов по всем аспектам деятельности одаренных детей и систематизировать их в индивидуальных папках

Постоянно

Учителя истории

Материалы

11.

Участие в проведении предметной недели

По плану МО

5-11

Приказ, Планы, анализ, справки

12.

Пополнение «Портфолио достижений» учащихся школы

в течение года

5-11

Портфолио

13.

Участие в конкурсах различных уровней

В течение года

5-11

Приказы, заявки, работы

14.

Работа кружка «Поиск»

Постоянно

7-11