СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа работы с одаренными детьми

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа работы с одаренными детьми»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«СОШ №5»

г. Улан-Удэ















Программа «Наше будущее»

(для работы с одаренными детьми)













Составитель: Школа Елена Сергеевна,

учитель русского языка и литературы

(первая квалификационная категория)




Пояснительная записка


Талант - это выдающиеся способности человека, дар. Талант - это то, что человек любит делать больше всего, то, что приносит ему удовольствие, и то, что у него получается отлично. А можно ли воспитать гения или талантливого человека? Надо сказать прямо, гениев и талантливых людей очень мало. Но их может стать больше. Ими смогут стать все, кто не просто хочет ими стать, а кто будет для этого долго и упорно работать над собой .К сожалению, ими не стали те, которым помешали страх и лень. Те, которым не хватило смелости и мужества или которым вовремя не оказали должной поддержки. Не нужно забывать и о природе человека, его способностях и потенциале. Но мы все понимаем, что многое зависит от воли, целеустремленности, желания и труда.

Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для этого, чтобы они могли проявить свои дарования — это умелое руководство со стороны взрослых.

Данная программа ставит своей целью выявление, обучение, воспитание и поддержку одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности. Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.

 

Цели работы с одаренными детьми:

  • выявление одаренных детей и создание условий для их оптимального развития, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на качественный скачок в развитии их способностей;

  • самореализации данной категории учащихся в соответствии со способностями через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования, а так же развитие и выработка социально ценных компетенций у учащихся.

Задачи программы:

  • организация разнообразной творческой и научной деятельности, способствующей самореализации личности школьника, совершенствование практического мышления;

  • выявление и развитие природных задатков и творческого потенциала каждого ребенка, реализация его склонностей и возможностей;

  • интеграция урочной и внеурочной деятельности учащихся;

  • организация проектной деятельности;

  • забота о сохранении физического и психического здоровья учащихся, сохранение высокой самооценки, формирование умения учиться как базисной способности саморазвития;

  • использование инновационных педагогических и информационных технологий на уроках с целью достижения максимального уровня развития детей;

  • проведение различных конкурсов, олимпиад, интеллектуальных игр, и др., позволяющих учащимся проявить свои способности;

  • сформировать банк данных «Одарённые дети».

Ожидаемые результаты:

  • формирование системы работы с одаренными учащимися;

  • формирование положительной мотивации к учению у учащихся;

  • творческая самореализация выпускника начальной школы;

  • обеспечение преемственности в работе между начальной и средней школами;

  • совершенствование и повышение качества знаний и умений воспитанников, умений применять их в нестандартных ситуациях;

  • призовые места или дипломы в олимпиадах и конкурсах различного уровня;

  • развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора;

  • развитие творческого и логического мышления учащихся.


Результаты по формированию УУД

Познавательные УУД:

  • самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

  • использовать разные средства информационного поиска (книга, словарь, энциклопедия, взрослый человек);

  • осуществлять запись(фиксацию) выборочной информации в т.ч. инструментов ИКТ;

  • грамотное построение устной и письменной речи;

  • выполнять рефлексивный анализ учебной деятельности;

  • извлекать информацию из прослушанных и прочитанных текстов;

  • самостоятельно создавать алгоритм действий;

  • обобщать и выделять общность для целого ряда или класса единичных объектов;

устанавливать аналогии;

  • владеть общим рядом приемом решения задач;

выдвигать собственные гипотезы, обосновывать и доказывать правильность своего выбора;

  • понимать, читать, преобразовывать знаковую модель, различать символы, замещаемой предметной действительности;

  • использовать разные географические средства;

  • замечать проблему, формулировать ее в самостоятельной деятельности, намечать способы решения проблем поискового и творческого характера;

Личностные УУД:

  • основы гражданской идентичности личности в форме сознания «Я» как гражданина России, любящего свою родину;

  • чувство сопричастности и гордости за свою страну, народ и историю, осознающего

ответственность за судьбу России;

  • осознание ответственности человека за общее благополучие своей этнической принадлежности;

Умения: 

  • проводить рефлексивный анализ собственной учебной деятельности, выявлять проблемы учебной деятельности, переформулировать проблемы в цели;

  • работать в разных учебных позициях: ученик, учитель, критик, оценщик, оратор и др.

  • стремление к самосовершенствованию;

  • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая в себя: социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;

Регулятивные УУД:

  • замечать проблему, самостоятельно определять цель, формулировать промежуточные задачи;

  • оценивать собственную работу по критериям, самостоятельно разрабатывать критерии оценки, использовать разные системы оценки(шкалы, линейки, баллы, проценты);

  • адекватно выполнять рефлексивную и прогностическую самооценку; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей и товарищей, родителей и других людей;

  • составлять собственную карту знаний на этапе планирования хода изучения нового материала, анализировать продвижение в материале по карте знаний с целью выявления достижений и трудностей;

  • прогнозировать результат решения теоретической учебной задачи;

  • самостоятельно планировать деятельность, следовать составленному плану;

  • понимать значение работы над устранением ошибок;

  • находить и исправлять ошибки, выделять причины ошибок;

  • подбирать задания на устранение пробелов в знаниях;

  • различать способ и результат действия;

Коммуникативные УУД:

  • эффективно сотрудничать в паре, группе и классе;

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в т.ч., несовпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • уметь формулировать свое мнение и позицию высказываться, убеждать, доказывать, уступать;

  • с помощью вопросов выяснять недостающую информацию;

  • брать на себя инициативу в осуществлении совместного действия;

  • анализировать результаты собственного действия относительно общей схемы деятельности, устанавливать отношения других участников деятельности к собственному действию;

  • выполнять рефлексию своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий;

  • составлять внутренний план действий;



Этапы реализации

Реализация программы «Одаренные дети» рассчитана на 5 лет: с 2020 по 2025 годы.

Первый этап диагностико-организационный – предполагается реализовать в 2020-2021 учебном году. Он включает в себя:

  • создание нормативно-правовой базы;

  • обеспечение материально-технической базы;

  • создание системы диагностики развития одаренности детей в процессе реализации программы;

  • изучение контингента обучающихся школы с целью выявления типов одаренных детей, анализ информации об одаренных детях и условиях их обучения и развития;

  • отработка отдельных форм и методов работы с одаренными детьми;

  • создание системы взаимосвязей творческой группы педагогов школы, дошкольных учреждений, учреждений дополнительного образования, общественных объединений;

  • организация информационно-методического обеспечения и повышения психолого-педагогической компетентности учителей по проблемам одаренности;

  • разработка авторских и корректировка имеющихся программ по предметам учебного плана, дополнительного образования и индивидуальных образовательных маршрутов.


Второй этап организационно-практический, этап реализации (2021-2023 гг.) – связан с непосредственной работой с одаренными учащимися на всех уровнях и во всех указанных выше направлениях. На этом этапе планируется:

  • отбор и отслеживание динамики интеллектуальных и творческих показателей каждого ребенка;

  • отработка педагогических технологий для индивидуальной и групповой работы с одаренными детьми;

  • углубление теоретико-практической подготовки по проблеме одаренных детей;

  • методическая помощь в реализации программ, обмен опытом и совершенствование профессионального мастерства педагогов;

  • отслеживание результативности, промежуточная диагностика, сравнительный анализ, коррекция;

  • систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми в школе, регулярное проведение интеллектуально-творческих мероприятий;

  • пополнение и обновление банка данных «Одаренные дети школы», банка данных образовательных программ, методических материалов, диагностических методик;

  • психологическая, педагогическая, валеологическая и социальная поддержка одаренных детей.

Контроль и анализ хода реализации программы, достигнутых результатов планируется провести на третьем этапе в 2024 году (рефлексивно- обобщающий или итогово-аналитический, этап). На этом этапе предполагается:

  • сравнительный анализ и обобщение результатов развития одаренных детей;

  • мониторинг личных достижений обучающихся;

  • анализ деятельности учителей по организации работы с одаренными детьми;

  • создание системы работы с одаренными детьми в условиях начальной и основной школы;

  • определение проблем, возникших в ходе реализации программы, пути их решения и разработка перспективного плана-программы дальнейшей работы в этом направлении.



Формы работы с одаренными детьми

  • Индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;

  • Дополнительные занятия с одаренными обучающимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам;

  • Участие во всероссийской олимпиаде школьников;

  • Психологические консультации, тренинги, тестирование;

  • Конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;

  • Посещение предметных и творческих курсов внеурочной деятельности по способностям;

  • Использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия);

  • Создание детских портфолио.



Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми

  • принцип создания комфортных условий для совместной работы обучающихся и учителя;

  • принцип создания условий для самопознания и самореализации каждой одаренной личности;

  • принцип вариативности реализации содержания, форм, методов учебно- воспитательного процесса;

  • принцип свободы выбора обучающимися предметных и творческих кружков, спортивных секций;

Ожидаемые результаты

  • создание банка данных, включающих в себе сведения о детях с различными типами одаренности.

  • разработка и реализация специализированных, индивидуальных и дифференцированных программ поддержки и развития одаренных детей, создание системы взаимодействия с дошкольными учреждениями, начальной и средней школой, учреждениями дополнительного образования, родителями обучающихся.

  • использование системы диагностики для выявления и отслеживания различных типов одаренности.

  • разработка системы подготовки педагогов для целенаправленной работы с детьми, склонными к творческой, интеллектуальной, художественно- эстетической и исследовательской деятельности.

  • обобщение и систематизация материалов педагогической практики.



План реализации направлений программы «Одаренные дети»


п/п

Основные направления

Сроки

Исполнители

Подготовительная работа

1

Формирование банка данных «Одаренные дети»:

  • Организация раннего выявления и поддержки детей с задатками творческой одаренности;

  • Выявление, поддержка и развитие творческих способностей одаренных обучающихся;

  • Проведение мониторинга условий и результатов учебной деятельности и участия в олимпиадном движении;

  • Проведение мониторинга условий и результатов внеурочной деятельности,

достижений обучающихся.


Завуч, старшая вожатая

2

Развитие взаимодействия семьей одаренного ребенка.


Завуч, старшая вожатая, классные руководители

3

Разработка индивидуальных образовательных программ в соответствии с особенностями одаренного ребенка.


Творческие группы учителей-предметников

Научно-методическое и образовательное направление

1

Создание системы дополнительного образования как условия для саморазвития и самореализации.


Администрация

2

Апробация и внедрение программ развития и поддержки одаренности.


Завуч, учителя-предметники

3

Создание и ведение банка данных, включающее сведения о детях разных типов одаренности и талантливости, образовательных программах обучения одаренных детей, кадровом обеспечении процесса.


Администрация

4

Повышениеквалификации кадров, работающих с одаренными детьми.


Администрация

5

Целенаправленная работа с родителями по проблемам детской одаренности, способам ее поддержки и развития.


Классные руководители

6

Использование материалов российских сайтов в Интернете, посвященных проблемам одаренных детей.


Педагоги школы

План деятельности на 2021-2022 учебный год



Содержание работы

Сроки

Ответственные

Организационная работа

1

Утверждение и согласование плана работы на текущий год.


Завуч

2.

Формирование банка данных обучающихся, имеющих высокий уровень учебно-познавательной деятельности.


Завуч,

классные руководители

3

Обеспечение индивидуализации, дифференциации учебной нагрузки обучающихся в зависимости от уровня развития их познавательной сферы, мыслительных процессов.


Учителя- предметники

4

Формирование пакета олимпиадных заданий по предметам для проведения школьного этапа предметных олимпиад.


Завуч,

учителя- предметники

5

Формирование групп обучающихся для дополнительных занятий. Организация консультаций, дополнительных занятий для мотивированных обучающихся силами учителей школы.


Завуч,

учителя- предметники

6

Создание условий, обеспечивающих тесную взаимосвязь учебного процесса с системой дополнительного образования через внеурочную деятельность.


Классные руководители

7

Организация школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников среди 5-9-х классов, олимпиады младших школьников.


Завуч

8

Организация проектной деятельности (разработка защита, реализация школьных проектов, участие в конкурсах проектов).


Зам. директора по УВР

учителя- предметники

9

Организация подготовки школьников к участию в муниципальном, региональном этапах Всероссийской олимпиады школьников.


Завуч,

учителя- предметники

10

Анализ работы с одарёнными детьми, перспективы в работе на 2021-2022 учебный год.


Завуч

Классные руководители

Методическая работа

11

Оказание методической помощи в разработке программ, пособий, проведении мероприятий, классных часов профилактической направленности.


Завуч

12

Посещение уроков учителей-предметников с целью выявления приемов разноуровневого обучения на уроках.


Завуч

13

Обновление нормативно-правовой документации по организации работы с одарёнными обучающимися.


Завуч

14

Взаимопосещение уроков с целью наблюдения за деятельностью обучающихся с повышенными учебными способностями.


Завуч,

учителя- предметники

Организация деятельности с обучающимися

15

Проведение предметных недель.


Завуч,

учителя- предметники

16

Участие школьников в дистанционных конкурсах, олимпиадах, викторинах различного уровня.


Завуч,

учителя- предметники

17

Участие обучающихся в интернет- олимпиадах, вузовских олимпиадах.




Завуч,

учителя предметники

18

Пополнение «Портфолио достижений» обучающихся школы.


Классные руководители




Тест-опросник для родителей "Способности вашего ребенка"

Уважаемые родители! Данный тест поможет вам на основе собственных наблюдений опреде­лить, в чем талантлив ваш ребенок, к какой области творческой деятельности он склоняется. Ответьте "да" или "нет"на предлагаемые вопросы. За каждый положительный ответ поставь­те 1 балл, за каждый отрицательный - 0 баллов.

1. Находит ли порой ваш ребенок необычное применение каким-либо предметам?

2. Меняет ли он свои наклонности?

3. Любит ли рисовать абстрактные картины?

4. Любит ли рисовать воображаемые предметы?

5. Любит ли фантастические истории?

6. Сочиняет ли рассказы или стихи?

7. Любит ли вырезать затейливые фигурки из бумаги?

8. Делал ли когда-нибудь то, чего не знал, или то, чего не существовало?

9. Бывает ли у него желание что-то переделать по-своему?

10. Боится ли ребенок темноты?

11. Изобретал ли когда-нибудь новое слово?

12. Считал ли это слово понятным без разъяснения?

13. Пробовал ли переставлять мебель по своему разумению?

14. Был ли этот его замысел удачен?

15. Использовал ли когда-нибудь вещь не по назначению?

16. Мог ли ваш ребенок, будучи совсем маленьким, отгадывать назначение разных предметов?

17. Предпочитает ли собственный вкус в выборе одежды?

18. Есть ли у ребенка свой внутренний мир, недоступный окружающим?

19. Ищет ли объяснения тому, чего еще не понимает?

20. Часто ли просит объяснить окружающие его явления?

21. Любит ли читать книжки без иллюстраций?
22. Изобретаете ли собственные игры и развлечения?

23. Помнит и рассказывает ли свои сны или пережитые впечатления?

Результаты

От 20 до 23 баллов: ребенок очень сообразителен, способен иметь собственную точку зрения на окружающее, следует помогать ему в этом. Обладает всеми задатками творческой личности.

От 15 до 19 баллов: ребенок не всегда обнаруживает свои способности; находчив и сообра­зителен лишь тогда, когда заинтересован чем-либо. Помогайте ему добиваться успеха в интере­сующей его области.

От 8 до 14 баллов: ребенок сообразителен. Как правило, этого достаточно для многих областей знаний, где собственный взгляд на вещи необязателен, но мало для занятий творчеством.

Менее 8 баллов: ребенку не хватает изобретательности, но он может достичь успеха как хо­роший исполнитель даже в сложных профессиях.

 

Таблица результатов способностей учащихся.

 

ФИ

Результат

1

 

 

 



Тест для учителей "Определение креативности обучающихся"*

Заполнение опросника занимает 10-20 мин. Для оценки креативности по представленному опроснику эксперт наблюдает за социальным взаимодействием интересующего лица в той или иной ситуации (во время какой-либо деятельности, на занятиях, на собрании и т. п.).

Опросник

Оцените по пятибалльной шкале степень проявления каждым учеником приведенных харак­теристик. Каждое утверждение оценивается следующим образом: никогда - 1; редко -2; иногда -3; часто - 4; постоянно - 5. По итогам исследования следует заполнить лист ответов.

1. Ребенок ощущает тонкие, неопределенные, сложные особенности окружающего мира (чувствительность к проблеме, предпочтение сложностей).

2. Выдвигает и выражает большое количество различных идей в данных условиях (беглость).

3. Предлагает разные виды, типы, категории идей (гибкость).

4. Предлагает дополнительные идеи, версии или решения (находчивость, изобретательность).
5. Проявляет воображение, чувство юмора и развивает гипотетические возможности (воображение, способности к структурированию).

6. Находит неожиданное решение какой-либо проблемы (оригинальность, изобретательность и продуктивность).

7. Воздерживается сразу занимать первую пришедшую в голову общепринятую позицию, вы­ двигает различные идеи и выбирает лучшую из них (независимость, нестандартность).

8. Проявляет уверенность в своем решении, несмотря на возникшие затруднения; берет на
себя ответственность за нестандартную позицию, отстаивает собственное мнение, содействующее решению проблемы (уверенное поведение с опорой на самого себя, самодостаточность).

Результаты

Общая оценка креативности является суммой баллов по восьми пунктам (минимальная оцен­ка - 8, максимальная - 40 баллов). В таблице представлено соответствие суммы баллов тому или иному уровню креативности.

От 40 до 34 баллов: очень высокий уровень креативности.

От 33 до 27: высокий уровень.

От 26 до 20: нормальный, средний уровень.

От 19 до 15: низкий уровень.

От 14 до 8: очень низкий уровень

Используемая литература


1. Анстази А. Психологическое тестирование. – М.: Педагогика, 2016
2. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М, 2015.
4. Вьюжек Т. Логические тесты, игра и упражнения. – М.: Ихд-во ЭКСМО-Пресс, 2018