Программа «Шаги к победе» (Работа с одаренными детьми)
Составлена учителем русского языка и литературы Лукьяновой Е.В.
На сегодняшний день одарённых детей не так уж много. Образовательные учреждения всеми силами стремятся выявлять, развивать и поощрять данных самородков.Проблема развития и воспитания одарённых детей имеет важнейшее государственное значение, так как от уровня подготовки будущих специалистов зависит трудовой потенциал страны, области, района в ближайшей перспективе.
Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одарённых детей и работой с ними. Кроме того, вопросы одаренности в настоящее время волнуют многих. Это связано с развитием образования, которому присущи унификация и профильность, с ужесточением требований молодежного рынка труда, отсутствием механизма социальной поддержки для талантливой молодежи.
Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых детей составляет одно из перспективных направлений развития системы образования, одновременно являясь одним из ведущих факторов социализации и творческой самореализации личности. Необходимость создания целостной системы работы с талантливыми обучающимися становится все более актуальной и очевидной, так как в основу реформирования системы образования России положен принцип приоритета личности. Целенаправленная и систематическая работа с одарёнными детьми позволит более эффективно управлять формированием наиболее комплексных синтетических характеристик мышления (гибкость ума, внимание, память, воображение, синтез, анализ и т.д.), активизировать работоспособность и познавательную деятельность обучающихся, рост все более богатого, глубокого и умелого усвоения знаний.
Программа использует образовательный потенциал основных образовательных программ и включение обучающихся в разнообразную деятельность, направленную на: -развитие логического мышления;
формирование активной жизненной позиции;
развитие коммуникативных умений и навыков самоорганизации.
Программа помогает систематизировать и расширять знания обучающихся по предмету. Программа предусматривает систему мероприятий, направленных на формирование и реализацию государственной политики в области образования, связанных с ранним выявлением и поддержкой одарённых детей.
Цели программы:
1.Развитие системы личностно-ориентированного образования детей как условие формирования личности с высоким уровнем интеллекта, способной к творческой самореализации.
Организация научно-исследовательской деятельности обучающихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации.
3.Формирование действующей системы психолого-педагогических условий выявления и работы с одаренными детьми. 4.Формирование системы социально-психологической поддержки и защиты детей.
Задачи программы:
1.Выбор рациональных форм управления интеллектуальной деятельностью учащихся. Отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества.
2.Выявление и развитие возможности одаренных детей в различных областях знаний.
Создание благоприятной интеллектуальной атмосферы для достижения максимальной самореализации творческих учащихся.
Расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в районных, областных, российских олимпиадах, конференциях, различных конкурсах.
Принципы программы:
-Оптимально ориентированный уровень сложности и трудности заданий для учеников.
-Развитие у обучающихся обобщенных умений (способов) познавательной деятельности.
-Обучение рациональным приемам познавательной деятельности.
-Поддержание интереса, любознательности.
-Формирование мотивов познавательного интереса с использованием особо актуального содержания, занимательности, необычности; широкое применение познавательных игр, учебных дискуссий, споров, конкурсов, школьных научных конференций, викторин и т.д.
-Создание педагогических условий формирования интереса учащихся к личностно-творческой самореализации.
Основные направления работы:
-Диагностика – как неотъемлемая часть развития интеллекта, его исходное начало.
-Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одарённых детей.
-Поощрение – стимулирование дальнейшей творческой деятельности.
Стратегия работы с одаренными детьми:
Диагностика:
Изучение диагностических методик, основанных на доступности, информативности, емкости.
-Создание банка методик для диагностирования учащихся с 5 по 11 классы по определению интеллектуальных способностей; банка одарённых талантливых детей.
-Изучение круга интересов умственной деятельности учащихся путем анкетирования.
-Изучение личностных потребностей одарённых учащихся путем собеседования.
-Изучение работы учащихся на уроке путем посещения занятий учителем. -Приобретение развивающих программ и методик работы с одаренными детьми.
Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одаренных детей:
Организация консультативной помощи для учащихся целенаправленных на творческую самореализацию и самодостаточность.
Информирование учащихся о новейших достижениях науки в избранной ими области умственной деятельности.
Знакомство учащихся с новинками литературы. Организация помощи ученикам в подборе литературы.
Привлечение творческих учителей, работников культуры для общения с детьми.
Обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых учеников. - Организация исследовательской и проектной деятельности учащихся.
Увеличение времени для самостоятельной работы учащихся и создание стимулирующих условий при наличии оригинальности, рациональности творчества в результатах самостоятельной работы.
Развитие творческих способностей:
Доступность и широкое привлечение учащихся к проведению школьных олимпиад, конкурсов, конференций.
Введение широкого круга разнообразных по тематике элективных курсов; кружков различной направленности.
Формы работы с одаренными обучающимися:
групповые занятия с сильными обучающимися;
факультативы;
кружки;
4)конкурсы;
интеллектуальные марафоны;
элективные курсы;
участие в олимпиадах;
работа с индивидуальным планом;
Этапы работы:
1 этап: диагностико- прогностический, методологический (2016-2017 годы):
пополнение банка данных по одаренным детям;
банка творческих работ обучающихся;
банка текстов олимпиад и интеллектуальных конкурсов.
2 этап: деятельностный (2017-2018 годы)
Выявление одаренных детей на ранних этапах развития.
Организация системы научно-исследовательской деятельности учащихся.
Активное использование метода проектов.
Проведение выставок детского творчества.
3 этап: констатирующий (2018-2019 годы)
-Создание банка педагогического опыта в работе с одаренными детьми.
-Аналитический отчет «Опыт работы с одаренными детьми».
План работы учителя.
Содержание работы | Сроки |
1. Выявление одарённых детей | Постоянно |
2. Создание и пополнение банка данных одарённых детей по предмету | В течение года |
3. Диагностика индивидуально-типологических особенностей обучающихся. Диагностика внутреннего развития обучающегося | Постоянно |
4. Диагностика успешности ребёнка | Систематически |
5. Создание нормативной и методической базы для работы с одарёнными детьми | В течение года |
6. Организация проектной, исследовательской деятельности обучающихся. | В течение года |
7. Подготовка обучающихся к олимпиадам, конкурсам, конференциям по русскому языку и литературе. | В течение года |
8. Составление плана работы с одарёнными детьми, индивидуальных образовательных траекторий. | Сентябрь |
9. Создание банка творческих работ обучающихся | В течение года |
10. Организация выставок творческих работ | Апрель-май |
11. Организация защиты проектных и исследовательских работ. | Апрель-май |
Самообразование педагога.
Содержание работы | Сроки |
1.Изучение методической и научно-популярной литературы | Постоянно |
2.Изучение литературы по выбранным проблемам учащихся. | Постоянно |
3.Участие в работе методических объединений (ШМО, РМО). | В течение года |
4.Обмен опытом работы с одаренными детьми на ШМО. | В течение года |
5.Обмен мнениями по вопросам работы с одаренными детьми. | В течение года |
6. Участие в профессиональных конкурсах, семинарах. | В течение года |
Работа с родителями одаренных детей
Содержание работы | Сроки |
1.Тестирование «Способности ребенка. Как их распознать?» | сентябрь |
2.Анкета «Приоритетные способности вашего ребенка». | октябрь |
3.Родительское собрание «Роль семьи для развития потенциальных возможностей ребёнка» | ноябрь |
4.Оценка и самооценка потенциальных возможностей семей одарённых детей. | Постоянно |
5.Индивидуальная работа с родителями (по запросам). | В течение года |
6.Участие родителей в конкурсах, научно-практических конференциях вместе с детьми | В течение года |
Ожидаемые результаты работы.
1. Создание информационного банка данных «Одаренные дети».
2.Увеличение количества детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные способности.
3.Увеличение числа участников школьного и муниципального туров олимпиад по русскому языку и литературе.
Повышение интереса обучающихся к занятиям творческой, поисково-исследовательской работе.
Расширение диапазона мероприятий по предмету (урочная и внеурочная деятельность) для развития творческих способностей обучающихся.
Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких обучающихся.
Повышение профессиональной компетентности по актуальным вопросам педагогики одаренности.
Использование ИКТ для самостоятельной творческой работы.