СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Развитие и выявление творческих способностей обучающихся на уроках математики и во внеурочное время"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа "Развитие и выявление творческих способностей обучающихся на уроках математики и во внеурочное время"»










Программа

творческого развития на уроках математики


«Развитие и выявление творческих способностей обучающихся

на уроках математики и во внеурочное время»


























Содержание.

  • Введение

  • Общая характеристика способностей учащихся. Понятие способности.

  • Программа творческого развития учащихся на уроках математики.

  • Цели развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

  • Модель урока математики, направленного на развитие творческой активности учащихся.

  • Этапы разработки темы из учебной программы

  • Формы проявления математического мышления.

  • Способы развития творческого воображения школьников.

  • Развитие творческих способностей на уроках математики и информатики.

  • Нестандартные формы уроков

  1. Игры на уроках математики

  2. Математическая сказка как средство развития математического творчества учащихся 5—9-х классов средней школы

  3. Оригами

  4. Использование ИКТ на уроках математики и во внеурочное время

  5. Исследовательская деятельность учащихся как средство развития их творческих способностей.

  6. Развитие креативных способностей учащихся во внеурочное время

  • Использованная литература


Введение.

В условиях социальных и экономических преобразований, качественных изменений современного общества резко возрастает потребность в людях, которые имеют не только прочные и глубокие знания, но и способны самостоятельно, нетрадиционно, творчески решать существующие проблемы. В документе ЮНЕСКО «Воспитание в духе мира» отмечается, что доминирующей целью образования является развитие таланта ребенка и формирование творческой личности.

Современному обществу нужны образованные, нравственные, творческие люди, которые обладают нестандартным взглядом на проблемы, владеют навыками исследовательской работы, могут самостоятельно принимать решения. Другими словами, от школы сегодня ждут не «нашпигованных» знаниями выпускников, а людей, способных на протяжении всей жизни добывать и применять новые знания, следовательно, быть профессионально и социально мобильными. Ориентирами нового образования в России становятся два принципа, сформулированные ЮНЕСКО: «Образование для всех» и «Образование через всю жизнь».

Многолетний опыт показывает, что развитие творческого потенциала школьников на уроках математики будет эффективным, если:

  • модифицировать учебную программу и осуществлять учебный процесс в соответствии с познавательными способностями ребенка, чего педагоги нашей школы добиваются с помощью индивидуальных образовательных программ;

  • делать акцент не столько на формирование знаний, сколько на развитие навыков, позволяющих самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в потоке информации;

  • строить обучение каждого ребенка в соответствии с результатами диагностического обследования и развивать учащегося с уже достигнутого им уровня с учетом индивидуальных способностей, обеспечивать богатство содержания обучения и многообразие видов деятельности на уроке, что стало возможным благодаря совместной работе с психологом;

  • создавать условия для конкретного воплощения творческих идей, предоставлять ребенку свободу выбора области приложения сил и методов достижения цели, уметь воздерживаться от вмешательства в процесс творческой деятельности;

  • на уроках уделять внимание развитию дивергентного мышления, характеризующегося быстротой, гибкостью, оригинальностью и точностью, охватом всех возможностей, порождением оригинальных идей в ситуации успеха, увлеченности и удовлетворенности детей учением;

  • избегать неодобрительных оценок творческих попыток ребенка, уважать его незнание, поощрять инициативу, развивать диалог равных на уроке, сотворчество;

  • помогать ребенку открывать и ценить в себе творческую личность.

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений» (Л.Н. Толстой).

Прихожу к выводу, что эти слова Льва Николаевича Толстого будут актуальны столько, сколько будет существовать школа.

На современном этапе развития общества достаточно четко выражена потребность в специалистах, обладающих высоким уровнем развития творческого потенциала, умением системно ставить и решать различные задачи. Творчество, как важнейший механизм приспособления, в более широком плане можно рассматривать не только как профессиональную характеристику, но и как необходимое личностное качество, позволяющее человеку адаптироваться в быстро меняющихся социальных условиях и ориентироваться во все более расширяющемся информационном поле. Следовательно, творческое системное мышление, как важнейшая характеристика творческой личности, — необходимое качество человека новой эпохи, человека XXI века.

Проводимые с 1991 года международные исследования уровня естественно-научной грамотности учащихся (TIMSS) показывают, что результаты российских школьников существенно ниже результатов их сверстников из стран, входящих в группу лидеров. Хотя наши ученики продолжают побеждать на международных математических олимпиадах, но это результат элитного образования, в массовой же школе (по данным исследования) наши дети, неплохо справляясь с репродуктивными заданиями, демонстрируют очень слабые результаты при решении задач творческого, исследовательского характера. В этом я вижу одну из серьезных проблем нашего образования. Она заключается в противоречии между потребностью общества в творчески мыслящих людях и остающимися в основном репродуктивными методами школьного обучения. Поэтому свою цель как учителя математики я вижу не только и не столько в том, чтобы передать ученикам определенный объем знаний, но  главное — в развитии творческих возможностей, продуктивного мышления ребенка.

Актуальность развития творческого потенциала школьника в учебно-творческой деятельности в личностно-ориентированном образовательном процессе обусловлена качественными изменениями потребностей общества в связи с дальнейшим его развитием, возрастающей информационной напряженностью. Это, в свою очередь, требует изменения образования в целом для подготовки компетентных, творчески мыслящих людей, обладающих нестандартным взглядом на проблемы, навыками исследовательской работы. Самые широкие и глубинные проблемы общественного развития не могут не затрагивать тему способностей и творчества, так как для решения этих проблем требуются люди, обладающие оригинальным мышлением.

Изучение проблемы творчества охватывает не одно тысячелетие, имеет различные аспекты: философский – формирование и развитие способностей посредством овладения материальной и духовной культурой; психологический – исследование психологической основы способностей; и педагогический – определение путей и средств развития личности, ее творческих способностей, влияние педагогических воздействий на личность в процессе образования.

В исследованиях Д.Б. Богоявленской составляющими творчества выступают: беглость мысли (количество идей, возникающих в единицу времени); гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую); оригинальность (способность производить идеи, отличающиеся от общепринятых взглядов); любознательность (чувствительность к проблемам в окружающем мире); способность к разработке гипотезы; «иррелевантность» (логическая независимость реакции от стимула); фантастичность (полная оторванность результата от реальности при наличии логической связи между стимулом и реакцией). Цель творчества, по Бердяеву, - «не создание культурных продуктов, а потрясение и подъем всего человеческого существа, обращенность к преображению мира, к новому небу и новой земле». Л.С. Выготский понимал творчество как необходимое условие существования человека, как все, что выходит за пределы рутины и в чем заключено новое. Творчество, по В.И. Андрееву, один из видов человеческой деятельности, направленной на разрешение противоречия (решение творческой задачи), для которой необходимы объективные (социальные, материальные) и субъективные (личностные) условия (знания, умения, творческие способности), результат которой обладает новизной и оригинальностью, личной и социальной значимостью и прогрессивностью. Долгое время способности к творчеству исследовались так, как подсказывал здравый смысл: чем выше уровень умственных способностей, тем больше творческая отдача человека. Однако многие современные исследователи подтверждают иную позицию (Д.Б. Богоявленская, Е.Н. Задорина, И.П. Ищенко, М.И. Фидельман, и др.). Интеллектуальное творчество следует рассматривать не только как объект многофакторный, но и как объект целостный. К нему можно подходить с разными экспериментальными методами, обнаруживая каждый раз новую закономерность. Но при методологическом подходе в нем можно выделить некоторое исходное, базовое звено.

Изучение и анализ литературы и исследований показывают большое многообразие оценок, мнений, попыток объяснения феномена творческой деятельности, но все они сводятся к одному – это качество личности необходимо формировать с раннего возраста.


Общая характеристика способностей учащихся. Понятие способности.

Естественно, в своей работе я буду говорить в основном о математических способностях, однако для понимания сложных проблем этой теории следует осветить некоторые фундаментальные вопросы теории способностей.

Прежде всего следует понять, как в психологии трактуют само понятие «способности» и его взаимосвязь с процессом формирования целостной всесторонне развитой личности.

Понятие «способности» употребляется учителем в самых разных сочетаниях: «способный ученик», «одаренный ученик», «талантливый ученик», «у этого ученика есть природные способности», «у него большие задатки» и т. д. В дидактике и методике преподавания математики мы говорим о творческих, исследовательских, познавательных способностях, о способностях к счёту или другим видам математической деятельности.

Все это многообразие терминологии заставляет задуматься над сущностью понятия.

Российская педагогическая энциклопедия дает следующее определение:

«Способности – индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного выполнения определённой деятельности».

Проблема способностей широко исследовалась и исследу­ется психологами России.

Одним из основоположников этой теории в нашей стране был Рубинштейн. Он писал: «Под способностями обычно понимают свойства или качества человека, делающие его пригодным к успешному выполнению какого-либо из видов общественно-полезной деятельности, сложившегося в ходе общественно-исторического развития».

Б.М. Теплов включал три признака в понятие «способно­сти»: «Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного челове­ка от другого… Во-вторых, способностями называются не всякие, вообще, индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к сущности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей... В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека». Последнее замечание спорно, так как знания, умения и навыки, которые уже выработаны у учащихся, также требуют от них определенных способностей.

Очень интересно такое заключение Б.М. Теплова: «Не в том дело, что способности проявляются в деятельности, а в том что они создаются в этой деятельности».

С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и многие другие психологи России (А.Г. Ковалев, В.Н. Мяснищев, К.К. Платонов и др.) являются представителями так называемого личностно-деятельного подхода к понятию способностей. Одним из важнейших положений личностно-деятельного подхода является соответствие нервно-психических свойств человека требованиям деятельности. Учебная деятельность сложна и многогранна, она предъявляет определенные требования к психическим и физическим возможностям учащихся. Если особенности учащегося отвечают этим требованиям, то он способен и на высоком уровне осуществлять учебную деятельность. Если такого нет, то у него нет способностей к данной деятельности.

За последние годы сформировался еще один подход к понятию «способности», который называют функционально-генетическим (В.Д. Шадриков, Е.П. Ильин и др.).

Одной из отличительных черт функционально-генетиче­ского подхода к рассмотрению проблемы способностей является признание их генетической обусловленности, врожденности. В.Д. Шадриков определяет способности как «свойства функ­циональных систем, реализующих отдельные психические функ­ции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации отдельных психических функций».

Широко известно высказывание Б.М. Теплова: «Способно­сти не существуют до деятельности». В.Д. Шадриков указал на внутреннюю противоречивость этого высказывания: «Если способности не существуют до деятельности, то в дея­тельности использовать их нельзя, а если способности не толь­ко используются в деятельности, но и развиваются в ней, то они существуют до деятельности».

Следует отметить, что указанные два подхода, по мне­нию психологов, не противоречат друг другу, а, скорее, их до­полняют.


Программа творческого развития учащихся на уроках математики.

Для того, чтобы привлечь каждого ребенка к творческой деятельности, помогающей интеллектуальному развитию личности, составлена индивидуальна программа приобщения учащихся к математике.

5–6-е классы: решение на уроках занимательных и старинных задач; составление математических кроссвордов, ребусов; выполнение рисунков к отдельным темам;

6–7-е классы: сочинение о пользе математики в различных сферах общественной жизни; экскурсии на работу к родителям; математические сказки, детективы;

7–8-е классы: сообщения из истории математики; сообщения по новой теме; выполнение различных доказательств одной и той же теоремы; несколько способов решения одной т той же задачи;

8–9-е классы: исторический обзор некоторых математических задач; ознакомление с творчеством известных математиков, их трудами;

9–10-е классы: обобщение, систематизация математической темы; привлечение к педагогической деятельности.



Цели развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

  • Поддерживание интереса к предмету;

  • Развитие качеств творческой личности: познавательной активности, усидчивости, упорства в достижении цели, самостоятельности;

  • Формирование и дальнейшее развитие мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения, обобщения;

  • Развитие мышления вообще и творческого в частности;

  • Подготовка учащихся к творческой деятельности;

  • Умение переносить знания в незнакомые ситуации.

Поэтому развитие инициативы, творческих начал является первейшей задачей каждого педагога.

Преподавание математики в школе было всегда сопряжено со многими проблемами. Выявление и развитие потенциала каждого ученика, раскрытие его творческих способностей требуют учета индивидуальных особенностей мышления учащихся в процессе обучения математике. Для учителя важна максимальная ориентация на творческое начало в учебной деятельности учащихся в частности, на потребность и умение самостоятельно находить решение не встречавшихся ранее учебных задач. Важнейшим элементом в его деятельности является работа над содержанием, которая включает глубокое продумывание учебного материала и выявление существенных связей не только внутри одной темы, раздела, но и по всему курсу школьного математического образования. Возникает потребность усиления гуманистической, общечеловеческой направленности математики, обеспечения активного творческого включения учащихся в процесс освоения математического материала.



Модель урока математики, направленного на развитие творческой активности учащихся.

Разминка: работа проходит в форме учебного диалога, используются репродуктивные задачи, цифровые диктанты. Учитель, оценивая варианты решения, обращает внимание на ошибки, неточности, вскрывает причины их возникновения.

  1. Задачи от дяди я Степы – милиционера:
    а) Ширина проезжей части дороги 15 м. зеленый сигнал светофора горит 20 секунд. С какой наименьшей скоростью может двигаться пешеход с момента загорания светофора, чтобы благополучно перейти дорогу?
    б) Мотоциклист едет со скоростью 95 км/ч, а скорость велосипедиста на 76 км/ч меньше. Во сколько раз скорость мотоциклиста больше скорости велосипедиста? Кому из них легче остановиться?

  2. Математический диктант
    а) запишите натуральное число, следующее за 339, за 1089, за 999.
    б) запишите натуральное число, предшествующее числу: 426, 151, 1021.
    в) запишите все трехзначные числа, каждое из которых содержит 9 сотен и 9 единиц.

Развитие творческих механизмов: вводятся рациональные приемы и алгоритмы, ориентированные на творческую деятельность, а также задания с отсроченным вопросом.

Найдите неизвестное слово:

а) 2х – 5 = 5

СОПКА

СОК

8 – х = 5

 

 

б) 5х + 1 = 6

СТАНОК

?

15 – 2х = 5

 

 

Найдите пропущенное число:

?

165

170

83

88

?

?

26

52

11

?

44

Развитие частично поисковых задач разного уровня: здесь рассматриваются задачи, в процессе самостоятельного решения которых обучающиеся открывают новые для себя знания и способы их добывания. Описанные типы заданий могут включать в себя вопросы интуитивного характера, догадки.

Решение творческих задач делятся на два этапа:

Первый – творческие задания, связанные с изучаемой дисциплиной, они требуют самостоятельности, поисковой деятельности, нетрадиционных подходов.

Второй – задачи повышенной трудности интегрированного характера, глее знания применяются из различных школьных дисциплин одновременно.

В математике научить учиться, научить творческой деятельности возможно только через решение задач, требующих от учеников исследовательской деятельности и творческого подхода.

Знания теории предмета, психологии, педагогики, философии позволяют разработать свою систему преподавания предмета на основе образовательной программы, индивидуальной для каждого класса. В образовательной программе отражаются последовательность и особенности изучения темы по принципу выявления причинно – следственных связей.

Основным компонентом системы является работа над содержанием. Содержание конкретизируется системой учебно-познавательных и творческих задач. Интерпретируются результаты выполнения контрольных работ, используются методы статистического анализа. На основании полученных результатов идет коррекция: выбор программы, отбор конкретного содержания, подбор средств и изменение целей образования. При этом учитываются возрастные, физиологические, психологические, физические, индивидуальные особенности учащихся. При отборе материала, при подготовке к уроку учитывается подготовка учащихся класса, результаты работы над предыдущими темами. На основе этого учитель определяет материал повторения, изучение нового материала, закрепления, контроля. Структурирование учебного материала преследует цель обобщенного видения тем, разделов учащимися, создания активной, деятельностной среды, в которой каждый ученик овладевает учебным материалом.

Этапы разработки темы из учебной программы

  • изучение программы, темы, учет современных требований;

  • анализ учебного материала;

  • методическая отработка теорем, теоретического материала;

  • выбор алгоритма типовых задач;

  • выбор алгоритма “ключевых” задач;

  • методы решения задач.

В процессе обучения учитель руководствуется следующими принципами:

  • формирование и развитие у школьников внутренних мотивов к обучению математике;

  • практическая направленность обучения, формирование умений решать учебные задачи, формирование творческого подхода к решению задач;

  • учет достигнутого уровня обученности и развитости, планирование конечного результата;

  • учет психолого – педагогических закономерностей;

Замечать и поощрять малейшие успехи детей, не подвергать осуждению, критике их неудачи и промахи.

Руководствуясь данными принципами, учитель выделяет следующие задачи обучения математике:

  • Формирование у школьников базового фонда предметных знаний и умений;

  • Формирование у школьников устойчивых мотивов к учению;

  • Развитие творческих способностей через предмет;

  • Интеллектуальное развитее школьников, обучение школьников основным приемам умственной деятельности;

  • Нравственное воспитание учащихся через предмет.

Учитель проводит работу по совершенствованию форм, методов, средств проведения уроков, методов контроля. Осуществляет мониторинг достижений учащихся на тестовых заданиях, готовых и составленных им. Эта работа связана со стремлением более полно реализовать цели и задачи школьного математического образования.

Такая система работы учителя позволяет решать проблему развития творческих способностей учащихся в процессе деятельности на уроке математики.

Для интеллектуального и творческого развития школьников необходимо также развивать особые формы проявления математического мышления.



Формы проявления математического мышления.

1. Логическое мышление. Оно характеризуется умением выводить следствия из данных предпосылок, вычленять частные случаи из некоторого общего положения, теоретически предсказывать конкретные результаты, обобщать полученные выводы и т.д. логическое мышление проявляется и развивается у учащихся, прежде всего в ходе различных математических выводов, индуктивных и дедуктивных, при доказательстве теорем, обосновании решения задач. И т. д.

2. Функциональное мышление, характеризуемое осознанием динамики общих и частных соотношений между математическими объектами или их свойствами, ярко проявляется в связи с изучением одной из ведущих идей школьного курса математики – идеи функции

3. Пространственное воображение. Сформированность пространственного воображения характеризуется умением мысленно конструировать пространственные образы или схематические модели изучаемых объектов и выполнять над ними различные операции.

4. Интуитивное мышление. Опытный учитель всегда уделяет должное внимание развитию у школьников сообразительности, способности к догадке.

Что такое творчество? Как проявляются творческие способности?

Творчество – это способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта

Воспитывать вдумчивого, творчески мыслящего, заинтересованного в своем труде человека – одна из основных задач, стоящих перед школой. Ошибкой было бы начинать приобщать ученика к творчеству лишь после того, как он овладеет основами наук. Ребенок, обучаясь, должен иметь возможность творить, фантазировать на доступном ему уровне и в известном мире понятий. А если он к тому же свободен от боязни ошибиться, то все это станет залогом успеха начинающей творческой деятельности.



Способы развития творческого воображения школьников.

Я начала работать с пятиклассниками. Их легко можно увлечь математикой, если суметь представить мир чисел как нечто сказочное, загадочное, манящее. Для этого использовать на уроках интересные примеры и задачи, используя увлекательные книги для внеклассного чтения по математике, например,

  • Нагибин Ф.Ф “Математическая шкатулка”.

  • “Я иду на урок математики”, 5 класс.

Предлагаю ученикам самим находить интересные задачи или сочинить их. Например, вот несколько интересных задач, которые ребята сами нашли и сочинили:

  1. Корень верблюжьей колючки, растущей в пустыне, уходит на глубину 15 м, а корень инжира, который растет в южных районах Росси, – в 8 раз глубже. Какова длина корня инжира?

  2. Длина голубого китенка, только что появившегося на свет 7 м, длина взрослого кита 33 м. На сколько метров подрастет китенок?

  3. В комнате веселились 47 мух. Коля открыл форточку и, размахивая полотенцем, выгнал 12 мух. Но прежде чем он успел закрыть форточку, 7 мух вернулось обратно. Сколько мух теперь веселятся в комнате?

Несомненно, что творчество невозможно без умения наблюдать, примечать особенности явлений, чисел, понятий. Из учебника математики Н.Я. Виленкина и др. для 5-го класса можно применять материалы, где имеются различные рассказы о математике и математиках. Например, как маленький Гаусс сосчитал в уме сумму чисел 1 + 2 + 3 +….+ 99 = 100.

Сочинение сказок, действующими лицами которых становятся математические объекты – также один из способов развития творческого воображения учащихся. При этом у детей развиваются умения наблюдать, сравнивать, обобщать.

Вот что писал об этом В.А. Сухомлинский : “Создание сказок – один из самых интересных для детей видов поэтического творчества. Вместе с тем это важное средство для умственного развития… Если мне удавалось добиться, что ребенок, в развитии мышления которого встречались серьезные затруднения, придумал сказку, связал в своем воображении несколько предметов окружающего мира – значит можно сказать с уверенностью, что ребенок научился мыслить”

Ученикам 5-го класса дала задание сочинить частушки про “нуль”. Вот некоторые из них, которые сочинила ученица 5А класса Тихонова Инна:

Есть здесь правило такое,
Что на нуль делить нельзя!
Не забудь ты никогда,
В голове держи всегда.

В классе было 6 мальчишек
Ну и столько ж девочек.
И на сколько мальчиков
Было больше девочек?

Математику мы учим,
Дружно все решаем.
Только вот проблема наша:
Мы про нуль не знаем.

Есть число такое – нуль,
Он почти похож на руль.
Управлять им невозможно,
Но пример решить нам можно.

Разумеется, придумывание математических сказок, частушек предполагает не только умение фантазировать на математические темы, но и владение грамотной русской речью.

На уроках нужно применять как можно больше развивающих задач. К развивающим задачам относятся:

  • задачи, для решения которых не требуются новые знания по предмету, надо применять имеющиеся знания в иной комбинации;

  • задачи, с помощью и на основе которых приобретаются знания по предмету.

Необходимо использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство из них испытали и осознали притягательные стороны математики, ее возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей обучения математики. Поэтому по некоторым темам применяются нетрадиционные формы проведения уроков, и каждая из них решает свои образовательные, развивающие, воспитательные задачи. Многие нетрадиционные уроки по объему и содержанию рассматриваемого на них материала нередко выходят за рамки школьной программы и предполагают творческий подход со стороны учителя и учащихся. Немаловажно, все участники нетрадиционного урока имеют равные права и возможности принять в нем самое активное участие, проявить собственную инициативу.

Для учащихся нетрадиционный урок – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве; такой урок – это возможность развивать свои творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук; это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.

Для учителя нетрадиционный урок, с одной стороны, – возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности, решить внутриклассные проблемы (например, общения); с другой стороны, это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей.

Главным результатом является повышение интереса учащихся к урокам и стабильный уровень качества обученности. Систематическая работа учителя по организации творческой деятельности учащихся приобщает их к посильной научно-исследовательской работе, развивает инициативу, воспитывает волю, потребность в знаниях.







Развитие творческих способностей на уроках математики.

    1. Нестандартные формы уроков

Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.

Нестандартные формы уроков позволяют сделать математику более доступной и увлекательной, заинтересовать всех учащихся, привлечь их к деятельности, в процессе которой приобретаются необходимые знания, умения и навыки.

Для учащихся нестандартный урок — переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве; это возможность каждому проявить себя, развить свои творческие способности и личные качества. Дети, как правило, бывают поставлены в «ситуацию успеха», что способствует пробуждению их активности и в работе на уроке, и в подготовке творческих домашних заданий. Нестандартный урок не только обучает, но и воспитывает ребенка.

Применяя в течение ряда лет в своей практике нестандартные уроки, я сделала вывод, что такие уроки повышают эффективность обучения, предполагают творческий подход со стороны и учителя, и ученика. Это одна из форм активного обучения.

В своей работе применяю разнообразные нестандартные уроки:

урок – конференция, урок – соревнование, урок – игра, урок творчества,

урок – зачет, урок – путешествие, урок – тренажер, урок – лекция, урок – аукцион,

урок – творческий отчет.

Уроки творчества - это уроки составления и решения задач. Ценность составления задач учащимися состоит в том, что:

а) присутствует элемент исследования решения;

б) устанавливается связь между всеми видами задач;

в) легко обозрима система задач по теме;

г) присутствует элемент творчества.

Составление задач по готовым чертежам применяю в основном на уроках геометрии, где почти каждое высказывание и каждый ответ на поставленный вопрос – это собственное видение проблемы и ее обоснование.

Уроки творчества позволяют активизировать мыслительную деятельность учащихся, развивают умения и навыки более осознанного, практического применения школьниками изученного материала, дают возможность увеличить объём решаемых задач, повышают интерес к изучению математики.

Для тематического повторения отбираю, как правило, самые существенные вопросы раздела. И чтобы завершающий его контроль был максимально продуктивен, провожу уроки–лабиринты в соревновательной форме в три этапа. На первом и втором этапах соревнуются по три различные команды. Остальные в это время осуществляют роль контролеров при прохождении чужой командой пунктов лабиринта, оценивая продуктивность участия каждого члена команды, творческую атмосферу при работе, уровень взаимопомощи, работают в качестве «знатоков» в «справочном бюро», где дают указания, советы, консультации, вспомогательные задания. Высоко оценивается оказание творческой помощи партнеру по команде. Команда, первая из трех закончившая этап, объявляется победительницей этапа. В конце урока анализируются вопросы, ответы, наиболее каверзные задания, дается оценка работы команд, личного вклада каждого, «контролеров» и «знатоков». Контроль непосредственно на пунктах лабиринта самих ребят, проверка наличия необходимых черновых записей, комментарий к ним да и зависимость успеха всей команды от работы каждого, демократичность общения делают практически незначительной возможность случайности или угадывания ответа, или безделья за счет сильных учащихся.

Урок-загадка таит в себе большие возможности для развития творческих способностей ребенка, тренировки памяти.

Процесс отгадывания, по мнению современных педагогов, является своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей умственные силы ребенка. Отгадывание загадок можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку как творческую задачу. На таких уроках использую кроссворды как средство проверки эрудиции учащихся, а также для лучшего усвоения ими фактического материала. Логические задания кроссвордов подбираю с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся. Тематические кроссворды использую как для фронтальной, так и для индивидуальной работы с учащимися. Относительную трудность при использовании кроссвордов представляет их вычерчивание. Однако применение на уроках ИКТ делает этот процесс менее трудоемким.

Накопленный опыт проведения нестандартных уроков убеждает в том, что цель их предельно проста: оживить скучное, увлечь творчеством, заинтересовать учеников, так как интерес - это катализатор всей учебной деятельности. Нестандартные уроки - это всегда праздники, когда активны все учащиеся и класс становится творческой лабораторией. Эти уроки включают в себя все разнообразие форм и методов, особенно таких, как проблемное обучение, поисковая и исследовательская деятельность, межпредметные и внутрипредметные связи, опорные сигналы, конспекты и др. Снимается напряженность, свойственная обычным урокам, оживляется мышление, повышается интерес к предмету в целом.

На уроках можно использовать интеллектуальные и творческие игры, которые являются необходимым средством развития личности.

Интеллектуальные игры – индивидуальные или коллективное выполнение заданий, требующих применения продуктивного мышления в условиях ограниченного времени. Интеллектуальные игры объединяют в себя черты как игровой, так и учебной деятельности. Они развивают мышление, требуя формулировки понятий, выполнения основных мыслительных операций (классификации, анализа, синтеза). Участие в интеллектуальных играх требует от учащихся развития своего хронотипа (совокупности личностных представлений о пространстве и времени).

Все интеллектуальные игры условно можно разделить на элементарные или составные (представляющие из себя сочетание элементарных). Простейшей интеллектуальной игрой являются тестовые игры, где из нескольких ответов надо выбрать правильный.

Творческие игры предполагают наличие заданий с “открытым ответом” (отсутствием правильного единого решения). В процессе игры ученики имеют возможность самовыражаться средствами того ил иного вида искусства, в результате которого рождается некий уникальный, незапланированный результат.

Одним из факторов, влияющих на интеллектуальное и творческое развитие личности является сотрудничество учителя и ученика. Основным условием сотрудничества является создание на уроке атмосферы доброжелательности, заинтересованности, разумной требовательности. Поэтому учителю следует установить правильные отношения с коллективом в целом и с каждым учеником в отдельности. Для этого необходимо стремиться понять внутренний мир детей, быть искренним с ними и дать им возможность выразить себя. Обстановка сотрудничества, атмосфера дружелюбия, общения на равных учителя и ученика позволяют сделать обсуждение проблем более свободным.

Эффективными формами работы в формировании интереса к предметам являются уроки, которые содержат какие-то неожиданные повороты, оригинальные ракурсы. Поэтому в учебной деятельности я провожу уроки различных видов: урок– игра, урок-сказка, урок-путешествие.



    1. Игры на уроках математики

Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

В. А. Сухомлинский.

Немаловажная роль в развитии творческих способностей учащихся отводится играм на уроках математики – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.

В процессе игры  у детей вырабатывается привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям.

Правила игры разрабатываю с учетом цели урока и индивидуальных возможностей учащихся. Этим создаются условия для проявления самостоятельности, настойчивости, мыслительной активности детей, для возможности появления у каждого ученика чувства удовлетворенности, успеха. Кроме того, правила игры воспитывают умение управлять своим поведением, подчиняться требованиям коллектива.

В своей работе использую различные игры: деловые игры «Строитель» (тема «Площади многоугольников»), «Конструктор» (тема «Симметрия в природе и технике»); соревнование художников (тема «Координатная плоскость»), числовой фейерверк (тема «Арифметические действия с обыкновенными дробями») и другие.


3. Математическая сказка как средство развития математического творчества учащихся 5—9-х классов средней школы

Я не представляю обучение в школе не только без слушания, но и без создания сказок.

Сухомлинский В.А.

При использовании сказок в процессе обучения математике основной акцент делаю не на запоминании учебной информации, а на глубоком ее понимании, сознательном и активном усвоении. Самостоятельно придуманная сказка с использованием в сюжетной линии математических понятий и их свойств позволяет прочнее и полнее усвоить эти понятия.

Включая сказки в учебный процесс, соблюдаю необходимые дидактические условия:

- соответствие тематики сказок возрасту школьников;

- использование опыта учащихся, который они получили на других уроках;

- сочинение сказок учителем вместе с детьми, так как это не только пример того, как надо сочинять, но и стимуляция работы учащихся.

Критерии, по которым оцениваю сказки:

- отсутствие содержательных математических ошибок;

- завершенность сюжета;

- последовательность и логичность изложения;

- оригинальность сюжета.

Сказки по математике выполняют различные функции в учебном процессе:

- организационную - привлечение внимания к изучаемым объектам, повышение интереса к учебному материалу, улучшение микроклимата на уроке;

- содержательную - углубление понимания отдельных свойств изучаемого объекта, сообщение дополнительных сведений о нем;

- контролирующую - корректное выявление имеющихся недочетов в усвоении материала, степени и глубины его усвоения;

- мотивационную - повышение уровня мотивации в изучении учебного предмета.

Применяю сказки по математике на различных этапах учебного процесса.

Целеполагание. Сказки математического содержания или отрывки из них, прочитанные в начале урока, способствуют повышению внимания учащихся, их мотивации, которая приводит к дальнейшему самостоятельному углубленному изучению темы.

Изучение нового материала. Сказки повышают уровень положительных эмоций, что способствует бессознательному усвоению материала. Нестандартная форма изложения научных понятий позволяет увидеть рассматриваемые объекты с "непривычной" стороны, что способствует более глубокому и прочному запоминанию материала.

Закрепление материала. Задания типа "продолжи сказку", "проанализируй сказку", "найди в сказке ошибки" закрепляют и углубляют программные знания, открывают для учащихся изученное с новой, непривычной стороны, что способствует развитию их творческих способностей.

Контроль за усвоением материала. Сочинение собственных сказок по изученной теме с необычным целеполаганием: для учащихся других классов в параллели, для публикации в школьной прессе и т.д.

Итоговое повторение. Сочинение собственных сказок различных форм и объемов по темам, изученным в течение учебного года, позволяет обыграть в сказке сразу несколько различных математических идей, отыскать новые связи и отношения между математическими героями (объектами).

Создание сказок при обучении математике является одним из самых оригинальных и эффективных средств всестороннего творческого развития школьников.



  1. Оригами

Японская мудрость издревле гласит:

«Великий квадрат не имеет пределов».

Попробуй простую фигурку сложить,

И в миг увлечет интересное дело.

А.Е. Гайдаенко.

Мир школьной геометрии требует постоянного обращения к образам. Но образная деятельность сложна, трудно поддается традиционному обучению в силу таких качеств образов, как субъективность, многозначность, целостность восприятия.

В оригами заложены богатые возможности для развития не только геометрических представлений учащихся, но и творческого развития детей в целом. В связи с этим использование оригами на уроках в 5 – 6 классах очень важно, так как геометрическая информация, подлежащая в дальнейшем изучению в курсах планиметрии и стереометрии, зарождается, осмысливается и в некоторой степени систематизируется при построении оригами- фигур. Подобное конструирование знания позволяет предусмотреть включение интуиции, воображении, логического мышления и других процессов в познавательный опыт детей.

Значение оригами для развития ребенка

 Стимулирует развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.

 Развивает пространственное воображение, помогает развитию чертежных навыков, так как схемы понравившихся изделий нужно зарисовывать в тетрадь.

 Развивает художественный вкус и творческие способности детей, активизирует их воображение и фантазию.

 Способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей.

 Совершенствует трудовые навыки, формирует культуру труда, учит аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

В учебном процессе использую оригами и на правах игровой методики, и как наглядное пособие.


  1. Исследовательская деятельность учащихся как средство развития их творческих способностей.

Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы самой маленькой поисковой работы.

А.Н.Колмогоров.

Важное место в формировании творческих способностей школьников занимает исследовательская деятельность, при которой учащиеся ставятся в ситуацию, когда они самостоятельно овладевают понятиями и подходами к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени направляемого учителем, решают творческие задачи с неизвестным заранее результатом. Именно исследовательский подход в обучении позволяет ребятам стать участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации, повышает познавательную активность и интеллектуальный потенциал личности ученика, развивает воображение, интуицию, потребность в самоактуализации, раскрывает и расширяет собственные созидательные возможности учащихся.

В своей работе использую такие виды исследовательской деятельности:

• проблемно-реферативный: аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения;

• экспериментально-исследовательский: проверка предположения о подтверждении или опровержении результата;

• проектно-поисковый: поиск, разработка и защита проекта - особая форма нового, где целевой установкой являются способы деятельности, а не накопление и анализ фактических знаний.

В результате участия в исследовательской деятельности у ученика формируется следующие умения:

• самостоятельно приобретать новые знания, эффективно применять их на практике.

• критически и творчески мыслить, находить рациональные пути преодоления трудностей, генерировать новые идеи;

• грамотно работать с информацией: уметь собирать необходимые факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, устанавливать закономерности; формулировать аргументированные выводы, находить решения;

• быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах;

• самостоятельно работать над развитием собственной нравственности, интеллекта, культуры.


  1. Развитие креативных способностей учащихся во внеурочное время

Предмет математики настолько серьезен, что нельзя упускать ни одной возможности сделать его занимательным.

Блез Паскаль.

Развитию творческих способностей учащихся, умению самостоятельно добывать знания, применять их в незнакомых или нестандартных ситуациях подчинена и внеклассная работа по предмету. Математические кружки, факультативы, спецкурсы вызывают интерес учащихся к предмету, способствуют развитию математического кругозора учащихся, привитию навыков самостоятельной работы. Их дополняют мероприятия, проводимые в рамках предметной недели. Это математические вечера, викторины, различные дидактические игры: «Что? Где? Когда?», «Счастливый случай», КВН и другие. Большой популярностью у школьников пользуются инсценированные сказки. В подготовке этих мероприятий принимают участие как «сильные», так и слабоуспевающие ученики. Здесь в полной мере проявляются их артистические, художественные, музыкальные способности, развиваются смекалка, логическое мышление.



Использованная литература

  1. Журналы “Математика в школе”.

  2. Ф.Ф, Нагибин “Математическая шкатулка”.

  3. “Я иду на урок математики” 5 класс.



21