МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Галбайская основная общеобразовательная школа»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы:
____________/Манзаракшеева Д.М./
ШКОЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ПО СОХРАНЕНИЮ, ИЗУЧЕНИЮ БУРЯТСКОГО ЯЗЫКА
Выполнила учитель бурятского языка и литературы
Шойжолова Надежда Альбертовна
1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ. ВВЕДЕНИЕ
Незнание родного языка ведет к так называемому «языковому нигилизму», следствием чего является полная или
частичная утрата родного языка.
Языки являются самым сильным инструментом сохранения и развития нашего материального и духовного наследия. По оценкам ЮНЕСКО половина из 6 тысяч языков мира могут в ближайшее время потерять последних носителей. Действия по сохранению и возрождению языка могут иметь смысл только при поддержке самих говорящих на нем людей. Языку нелегко выжить в современных условиях: для этого он должен использоваться во многих значимых областях — например, в образовании, в прессе, в государственных учреждениях; также язык должен высоко цениться теми, кто говорит на нем. Бурятский язык является одним из языков монгольской группы алтайской языковой семьи. Распространён в Республике Бурятия, Иркутской области, Забайкальском крае, Монголии, Китае. Бурятский язык наряду с русским является государственным языком в Республике Бурятия. Родной язык и литература, будучи самостоятельными учебными дисциплинами, играют огромную роль в обучении и воспитании, формировании духовно богатой и гармонично развитой личности с высокой нравственностью, активного члена гражданского общества – носителя и творческого продолжателя культурно – духовных ценностей народ
Проблема вымирающих языков является одной из самых животрепещущих проблем современности. Ученые всего мира разделились на два лагеря: сторонников так называемой теории «глобализма» и их противников. Идея единого языка на одной планете в наше время очень популярна. Ее сторонники приводят разные аргументы в пользу этой теории.
Программа является важным документом, вызванным необходимостью создания оптимальных условий для нормального изучения бурятского языка, повышения качества знаний учащихся, научно – методического уровня преподавания и обеспечения преподавателей учебно – методической и материально – технической базой по родным языкам и родной литературе.
ШКОЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО СОХРАНЕНИЮ, ИЗУЧЕНИЮ БУРЯТСКОГО ЯЗЫКА
Наименование программы | Муниципальная программа по сохранению, изучению бурятского языка |
Основание для разработки программы | Конституция Российской Федерации (ст.68). Федеральный закон от 25.10.1991года №1807-1 «О языках народов Российской Федерации». Федеральный закон от 01.06.2005года №53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации». Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 года №240-V «Об образовании в Республике Бурятия». Закон Республики Бурятия от 07.03.2014 года №383-V «О мерах поддержки бурятского языка как государственного языка Республики Бурятия». Постановление от 02.08.2010 №000 об утверждении государственной программы Республики Бурятия «Сохранение и развитие бурятского языка в Республике Бурятия». |
Цели и задачи программы | Создание условий для сохраненияи развития бурятского языка в МБОУ “Галбайская ООШ” |
Сроки реализации | 2019–2021 годы |
Основные направления Программы | Система образования, национально-языковая среда семьи, институт общественного мнения |
Исполнитель программы | МБОУ «Галбайская ООШ» |
Ожидаемые результаты | - создание условий для сохранения, развития и популяризации бурятского языка в МБОУ «Галбайская ООШ» - развитие и поддержка бурятского языка как национального языка бурятского народа и государственного языка Республики Бурятия; - развитие целостной системы изучения бурятского языка и обучения на бурятском языке в Тункинском районе; - сформирование позитивного отношения населения, особенно молодого поколения, к изучению бурятского языка; - увеличение количества потребителей печатных средств массовой информации на бурятском языке; - создание условий для изучения бурятского языка широким кругом населения посредством сети Интернет; - положительная динамика ценностных ориентаций населения. - увеличение доли использования электронных учебников бурятского языка нового поколения; - создание муниципальных летних лагерей различных профилей; - проведение конкурсов и олимпиад различной направленности (творческих, технических, информационных, предметных, межпредметных и пр.) по бурятскому языку;. |
Контроль за исполнением программы | Контроль за исполнением программы осуществляется администрацией школы. |
2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Основные цели программы:
- сохранение и развитие бурятского языка;
- формирование бережного отношения к традициям, воспитание сознательного отношения к языку
- создать условия для изучения бурятского языка в школе; (содействие в укреплении материальной базы предмета, создании кабинетов и обеспечении учебной и методической литературой);
- улучшить качество преподавания языка.
МЕроприятия по реализации
ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ “ СОХРАНЕНИЕ, ИЗУЧЕНИЕ БУРЯТСКОГО ЯЗЫКА”
№ | Наименование мероприятий | сумма | 2019 | 2020 | 2021 |
1. | Конкурс бурятской поэзии | | | | |
2. | «Эхэ хэлэн-манай баялиг» конкурс по бурятскому языку | | | | |
3. | Конкурс «Баатар-Дангина» | | | | |
4. | Проведение Белого месяца «Сагаалган» | | | | | |
5. | Конкурс-выставка «Уран гартан» | | | | . |
6. | . Конкурс «Юный Будамшуу», | | | | |
7. | Подготовка к олимпиаде | | | | |
8. | Месячник бурятского языка | | | | |
9 | Живая классика на бурятском языке | | | | |
| | | | | |
Проведение данных мероприятий позволяет повысить интерес обучающихся к бурятскому языку, культуре, истории родного края,
В 1992 году Народный Хурал Республики Бурятия принял важный для нашей республики Закон «О языках народов Республики Бурятия», согласно которому бурятский язык наряду с русским стал государственным языком. Благодаря этому закону получили поддержку и развитие национальные школы, где дети наряду с русским изучают бурятский язык. Государственный статус бурятского языка записан в Конституции нашей республики. Сегодня Указы Президента, постановления Правительства Республики Бурятия и Народного Хурала выходят на двух языках, чтобы даже в самых отдаленных уголках Бурятии жители могли ознакомиться с определяющими нашу жизнь документами. На правительственном уровне принята программа сохранения языка до 2014 года, в рамках которой множество мероприятий, конкурсов, олимпиад и конференций. Большая работа по возрождению языка и культуры проводится министерством образования, учителями республики. Стали традиционными мероприятия "День бурятского языка", "Баатар-Дангина", "Моя родословная", «Буряад хэлэн баян даа!», «Эхэ хэлэн манай баялиг» конкурсы юных знатоков родного фольклора и другие. Возрождаются наши национальные бурятские традиции, праздники, обряды. Увеличивается число дошкольных учреждений и учебных заведений, в которых изучается бурятский язык
Пути решения проблемы сохранения бурятского языка
Таким образом, получается замкнутый круг. Чтобы разорвать его, надо начинать что-то делать. В рамках поселка и школы для решения проблемы сохранения родного бурятского языка предлагаем следующее:
издавать газету или рубрику в газете на бурятском языке;
провести конкурс на лучшие переводы и озвучивание любимых детских мультфильмов;
проводить конкурсы на лучшее исполнение бурятских песен, танцев, художественного чтения;
школьникам изучать культуру, традиции, обычаи бурятского народа
Заключение
Существует мнение, что хорошо, если все люди будут одной национальности – как в Америке все – американцы. Но мы считаем, что так будет неинтересно жить, если у людей не будет своих особенностей. В стихотворении Баира Дугарова говорится почти про это: «Я не знаю, откуда просыпается в сердце тоска по земному дыханью уюта и огню своего очага». У каждого человека должен быть свой очаг – тогда он будет стараться беречь его и сохранять, станет мудрее и добрее. Исчезнет язык, исчезнет сам этнос с его богатой культурой, традициями и обычаями.
Изучение бурятского языка содействует лучшему пониманию людей разных национальностей, проживающих в нашей многонациональной республике, укрепляется дружба и согласие между народами. Но вопрос сохранения бурятского языка остается актуальным. Мы должны сделать все возможное, чтобы сохранить наш родной язык, вместе с ним и наше национальное самосознание.