СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа развития классного коллектива "Пять шагов взросления"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В программе есть пояснительная записка, этапы реализации программы,, основные направления деятельности

Просмотр содержимого документа
«Программа развития классного коллектива "Пять шагов взросления"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Косинская средняя общеобразовательная школа»



«Принято»

на заседании ШМО классных руководителей

Протокол №_______

от «____»_______2019 г.

Руководитель ШМО_____________


«Согласовано»

заместитель директора по воспитательной

работе

______________________________

А.И.Кетова

«____»_____________2019 г.

«Утверждаю»

директор

_____________________

Н.Н.Караваева



Приказ №_______

от «____»______2019 г.










Программа развития классного коллектива


«Пять шагов взросления»


на 2019-2024г





Составитель:

Останина Татьяна Николаевна











Коса - 2019

Воспитывает всё: люди, вещи,


явления, но прежде всего и

дольше всего - люди.

Из них на первом мес­те –

родители и педагоги.

А. С. Макаренко

Пояснительная записка

  Данная программа воспитательной работы предназначена для реализации в классном коллективе МБОУ «Косинская СОШ». Правовой базой для составления программы являются:

  1. «Конвенция ООН о правах ребенка»

  2. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников

( основание: Закон «Об образовании» (ст.7 «Федеральные государственные образовательные стандарты», ст. 9 «Образовательные программы»)

  1. Рекомендации “Об организации воспитательной деятельности по ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской Федерации и их популяризации” (письмо Мин.образования России от 01.03.2003г. №30-51-131/1б).

  2. Методические рекомендации Мин. Образования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьёй (приложение к письму Мин.образования России от 31.01.2001г. № 90/30-1б).

  3. Должностные обязанности классного руководителя.

  4. Устав МБОУ «Косинская СОШ»

  5. Школьная программа по духовно – нравственному развитию и воспитанию

  6. Общешкольный план воспитательной работы.

При составлении программы учитывались условия, социум, которые окружают школу, а также задачи, которые ставит перед школой общество и государство сегодня. Программа рассчитана на 5 лет.

Одними из самых актуальных и приоритетных в любом обществе и в любую эпоху являлись вопросы образования, развития и воспитания подрастающего поколения. Так как этот процесс начинается с самого раннего возраста, то основная ответственность за его успешную реализацию возлагается на школу, учителя, классного руководителя.

Каждый ребенок в жизни сталкивается с положительными и отрицательными примерами. Моя задача, как педагога, сделать так, чтобы выбор был сделан в пользу первого, что необходимо будет не только для школы, но и для дальнейшей жизни, сделает наше общество лучше. А приобретение положительных качеств сделает его успешным в дальнейшем.

Каждый ребёнок уникален и неповторим, и задача педагогов состоит, прежде всего в том, чтобы, применив все свои знания, проявив такт и терпение, сориентировать маленького человека на то, что действительно ценно и значимо в жизни, что позволит ему стать полноценной личностью, а главное, индивидуальностью.

Но процесс воспитания не может быть эффективным, если он заключается только в передаче учителем опыта предыдущих поколений. Эта деятельность должна предусматривать совместное, равноправное, активное взаимодействие и учащихся, и классного руководителя.

Согласно требованиям нового Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования процесс взаимодействия школы и детей должен быть направлен на «воспитание, социализацию и духовно-нравственное развитие обучающихся, их самоидентификацию и гражданское становление».

Таким образом, современные тенденции в образовании подчёркивают актуальность создания системы воспитательной работы в классе, направленной на решение наиболее важных педагогических проблем и позволяющей целенаправленно, обоснованно и максимально эффективно использовать способности и возможности каждого ребёнка для его всестороннего развития. Это требует поиска новых методических направлений и форм организации воспитательного процесса, что и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя.

Воспитательная система класса – это достаточно сложное явление, состоящее из большого количества элементов.

На сегодняшнем этапе развития общества особо актуальным представляется построение учебного и воспитательного процесса на основах гуманистической педагогики и гуманистического образования.

Гуманистический характер воспитания и образования предполагает реализацию воспитательных задач на каждом учебном и внеклассном занятии; создание воспитывающей среды во внеурочное время; построение системы внеклассной работы, нацеленной на духовное развитие личности каждого ребёнка


Цель программы:

создание образовательной среды, способствующей формированию дружного, сплочённого коллектива, духовно-нравственному становлению толерантной личности и активной гражданской позиции школьников на основе общечеловеческих ценностей и культурно-исторических традиций страны.


Задачи воспитательной деятельности:

  1. Создание психологически комфортной обстановки в классе;

2. Формирование у учащихся межличностных отношений, гражданско-патриотического сознания, навыков самообразования и разностороннее развитие их творческих способностей;

3. Воспитание толерантности, чувства уважения друг к другу, взаимопомощи и взаимопонимания; воспитание политической культуры, чувства ответственности и гордости за свою семью, свой класс, свою школу, район, край, страну.
4. Создание условий для физического, интеллектуального, нравственного, духовного и эстетического развития детей;

5.Повышение социальной активности учащихся, их самостоятельности и ответственности в организации жизни детского коллектива;

6. Воспитание общей культуры школьников через приобщение к культуре, обычаям и традициям страны.

7. Объединение усилий классного руководителя и родителей для совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка;

8.Профессиональная ориентация.


Механизм реализации программы

         "Пять шагов взросления" является для класса  системообразующей идеей, позволяющей организовать жизнедеятельность классного коллектива. Каждый учебный год - это ступенька, определенный этап в жизни класса, это период, в течение которого должны вырасти и решить важные задачи. Каждый учебный год  несет определенную смысловую нагрузку.


Программа состоит из пяти ступеней:


1 ступень – 5 класс   ДЕВИЗ: «Научился сам – научи товарища!»


Цель: формирование эстетико-ценностных ориентаций личности;

развитие способностей к творчеству;

воспитание красотой и через красоту.

формирование детского коллектива.

Основные задачи развития:

  • овладение базовыми школьными знаниями и умениями;

  • формирование умения учиться в среднем звене школы;

  • развитие учебной мотивации, формирование интересов;

  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умения соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успешностью других;

  • формирование умения добиваться успеха и правильно относиться к собственным успехам и неудачам, развитие уверенности в себе;

  • формирование представления о себе как об умелом человеке с большими возможностями развития.


Возрастные особенности

(10-11 лет) – конец детства, период, непосредственно предшествующий подростковому. В это время дети в основном уравновешены, спокойны, они открыто и доверчиво относятся к взрослым, признают их авторитет, ждут от учителей, родителей, взрослых помощи и поддержки.


Направления:

Знакомство учащихся с новой учебной ситуацией, школьными традициями и правилами.

Оказание помощи в процессе адаптации учащихся в средней школе.

Знакомство с детьми и родителями, выработка стратегии воспитания.

Формирование у детей сознательного отношения к дисциплине.

Развитие навыков взаимодействия.

Раскрытие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Развитие навыков самоорганизации, самообслуживания.

Формирование ценностных представлений и отношений.

Организация досуговой деятельности.

Форма деятельности

начало работы с портфолио каждого учащихся и класса,

участие в школьных, районных и краевых конкурсах,

школьных викторинах, играх, концертах,

спортивных соревнованиях, эстафетах,

участие в научно-практической конференции школьников,

участие в акциях.

Прогнозируемые результаты I ступени

Приобщение к истории своей семьи, школы, города;

Приобретение знаний, умений и навыков для сохранения здоровья;

Устойчивые положительные результаты обучения;

Привлечение родителей к сотрудничеству в организации воспитательной работы


2 ступень – 6 класс   ДЕВИЗ: «Вместе мы – сила!»

Цель работы

формирование классного коллектива,

становление дружеских партнёрских отношений

Развитие творческого потенциала.

Основные задачи развития:

  • Воспитание ответственного родительства;

  • формирование духовно-нравственных качеств личности и гражданско-патриотических чувств;

Возрастные особенности

(11-12 лет) – младший подростковый возраст. Это период повышенной активности, стремления к деятельности, значительного роста энергии школьника. Шестиклассники характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности, возникновением познавательных интересов. В этот период подростку становится интересно многое, далеко выходящее за рамки его повседневной жизни.

Направления:

Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Апробация элементов самоуправления (КТД).

Коллективное планирование .

Развитие чувства коллективизма.

Поощрение инициативы.

Развитие ценностных представлений и отношений.

Содействие личностному развитию учащихся.

Формирование навыка коллективного анализа.

Развитие навыков социального взаимодействия.

Форма деятельности:

продолжение работы над портфолио,

участие в разнообразных мероприятиях таких как школьные, районные конкурсы,

школьные викторины, интеллектуальные игры, концерты,

спортивные соревнования, эстафеты,

участие в научно-практической конференции школьников,

участие в акциях помощи.

Прогнозируемые результаты II ступени

Воспитание чувства гордости, любви к родному краю

Проявление уважительного отношения к старшим

Расширение кругозора

Активное участие родителей в жизни класса, школы


3 ступень – 7 класс   ДЕВИЗ: «Я + ТЫ = Мы»

Цель работы - гражданско-патриотическое воспитание как фактор формирования национального самосознания. Формирование доброго отношения к истории родного края, своей семье, друг к другу.

Основные задачи развития:

  • развитие и укрепление чувства взрослости, формирование адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной автономии;

  • развитие чувства собственного достоинства, внутренних критериев самооценки:

  • развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания;

  • развитие моральных чувств, форм сочувствия и сопереживания другим людям:

  • формирование представлений о происходящих изменениях, связанных с ростом и половым созреванием.


Возрастные особенности

(12-13 лет) – младший подростковый возраст. Это период повышенной активности, стремления к деятельности, значительного роста энергии школьника.

Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. У ребенка, который всегда и со всем соглашается, появляется свое мнение, которое он старается демонстрировать как можно чаще, таким образом, заявляя о себе. Дети в этом возрасте склонны к спорам и возражениям, слепое следование авторитету взрослого сводится зачастую к нулю.


Направления:

Развитие самоуправления учащихся.

Коллективное планирование, коллективный анализ.

Содействие личностному развитию учащихся.

Организация социально значимой деятельности.

Развитие навыков социального взаимодействия.

Развитие ценностных представлений и отношений.


Форма деятельности:

активное участие в работе органов самоуправления класса и школы, участие в разнообразных мероприятиях таких как школьные, районные конкурсы,

школьные викторины, интеллектуальные игры, концерты,

спортивные соревнования, эстафеты,

участие в научно-практической конференции школьников,

участие в акциях помощи.


Прогнозируемые результаты III ступени

Воспитание чувства гордости за свою страну.

Умение применять методы самовоспитания, самоконтроля.

Повышения интеллектуального уровня.

Проявление самостоятельной творческой активности

Формирование негативного отношения к вредным привычкам.

Повышение степени удовлетворения родителей результатами работы школы, классного руководителя.

Приобретение полезных социальных и практических умений.


4 ступень – 8 класс   ДЕВИЗ: «Жить – значит действовать»


Цель работы – воспитание доброго отношения к жизни, умения находить в ней радость и желания творить добро; формирование нравственного отношения к человеку, труду, природе; развитие познавательных интересов учащихся, их творческой активности


Основные задачи развития:

  • формирование умения и желания строить умозаключения, делать на их основе выводы; развитие рефлексии;

  • развитие воли, формирование умения ставить перед собой цели и достигать их;

  • развитие мотивационной сферы, овладение способами регуляции поведения, эмоциональных состояний;

  • развитие воображения;

  • развитие умения строить равноправные отношения со сверстниками, основанные на взаимопонимании, взаимности; формирование форм и способов дружеского, избирательного общения;

  • формирование умения понимать причины собственного поведения и поведения другого человека;

  • развитие позитивного и вместе с тем адекватного образа своего тела, «физического Я» как меняющегося и развивающегося.



Возрастные особенности

(13-14 лет) – начало длительного и, по мнению многих, одного из самых важных периодов развития человека, период, который принято описывать как «возраст второго рождения личности» (Ж.-Ж. Руссо). В психологическом облике 13-летнего подростка во многом сохраняются детские черты и наиболее полное воплощение получают те линии развития, которые прослеживаются на протяжении предподросткового и младшего подросткового возраста.


Направления:

Формирование потребности в творческой деятельности.

Самоуправление учащихся.

Коллективный анализ, коллективное планирование.

Развитие организаторских качеств, организация социально значимой деятельности.

Работа творческих групп.

Помощь в организации воспитательных мероприятий для младших школьников.

Развитие навыков социального взаимодействия.

Развитие навыка социального проектирования.

Развитие ценностных представлений и отношений.

Форма деятельности:

активное участие в работе органов самоуправления класса и школы, исследовательская деятельность,

участие в разнообразных мероприятиях: школьные, районные конкурсы, школьные викторины, интеллектуальные игры, концерты,

спортивные соревнования, эстафеты,

участие в научно-практической конференции школьников,

участие в акциях помощи.

Прогнозируемые результаты IY ступени

Формирование мотивации к познавательной деятельности.

Совершенствование нравственных качеств личности, таких как: вежливость, чуткость, уважительное отношение друг к другу, проявлению сознательной дисциплины.

Совершенствование психических процессов самонаблюдения, самопознания, самовоспитания, саморегуляции чувств, эмоций.

Увеличение знаний, умений и навыков по пропаганде здорового образа жизни.

воспитание художественно - эстетический вкуса, развитие самотворчества в коллективе.

Приобретение полезных социальных и практических навыков


5 ступень – 9 класс   ДЕВИЗ: «Сам строю свою судьбу!»

Цель работы – сформировать представления о профессиях, помочь выявить способности к определённому виду деятельности. Становление профессионального самоопределения.


Основные задачи развития:

  • обретение чувства личностной тождественности и целостности (идентичности);

  • профессиональное самоопределение – самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии;


Возрастные особенности

(15-16 лет) – период ранней юности, время реального перехода к настоящей взрослости. В юношеском возрасте в основном завершается физическое развитие организма, заканчивается половое созревание, приходит в гармоническое соответствие сердечно-сосудистая система, замедляется темп роста тела, заметно нарастают мышечная сила и работоспособность. Особенности психического развития в раннем юношеском возрасте во многом связаны со спецификой социальной ситуации развития, суть которой сегодня состоит в том, что общество ставит перед молодым человеком настоятельную, жизненно важную задачу осуществить именно в этот период профессиональное самоопределение, причем не только во внутреннем плане в виде мечты, намерения кем-то стать в будущем, а в плане реального выбора.


Направления:

Самоуправление учащихся.

Работа творческих групп.

Помощь в организации воспитательных мероприятий для младших школьников.

Содействие в профессиональном самоопределении учащихся.

Социальное проектирование.

Развитие ценностных представлений и отношений.


Форма деятельности: участие в спецкурсах элективной направленности, оформление уголка выпускника, создание банка данных профессий, исследовательская деятельность

Содействие в интеллектуальной и творческой самореализации учащихся.




Прогнозируемые результаты Y ступени

Формирование и развитие Человека – гражданина, способного ориентироваться и адаптироваться в современных социальных условиях; 

Проявление своих способностей и возможностей, реализация личностного потенциала;

Приобретение обучающимися позитивного социального опыта;

Участие обучающихся в решении проблем образовательного учреждения, местного социума;

Способность к самоорганизации, умение отстаивать свои права, участвовать в преобразовании своей улицы, своего села, района, области, страны;

Расширение кругозора по профессиональной ориентации учащихся.


Участники реализации программы:

Обучающиеся 5-х классов.

Родители.

 Классные руководители.

 Администрация школы.

 Педагог-психолог.

 Социальный педагог.

 Представители общественности.

 Педагоги дополнительного образования.

Социальные партнёры.


В основе программы лежат следующие принципы:

- гуманизация обучения и воспитания;

- осуществление процесса воспитания в соответствии с потребностями ребенка, его возрастом, особенностями психики и физиологии;

- системно-деятельностный и личностно-ориентированный подход к воспитанию;

- общественная направленность воспитания;

- связь воспитания с жизнью, трудом;

- опора на положительное в воспитании;

- учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников;

- единство воспитательных воздействий.

- уважительное   отношение к ребёнку, к его мнению, позиции; соблюдение прав и свобод школьников;

  • Личностно-ориентированный подход – учет личностных качеств, характеристик и возможностей каждого ребёнка; видение, принятие личности школьника; создание условий для  разностороннего развития и индивидуальности учащегося.

  • Деятельностный подход - с помощью игровой, трудовой, творческой и  досуговой деятельности дети овладевают определёнными способами и моделями поведения в процессе общения и взаимодействия, соответствующего общечеловеческим ценностям и нормам.

  • Компетентностный подход - формировании у учащихся компетенций, обеспечивающих им возможность успешной социализации; учащиеся должны обладать качествами, способствующими выполнению ими в будущем многообразных видов социально-профессиональной деятельности, что обуславливают формирование компетентной личности в современном мире.

  • Комплексный подход - необходимо, чтобы воспитательная среда была как можно более разнообразной и вариативной, что предполагает воспитание и развитие актуальных качеств личности ребёнка в различных направлениях.

























Этапы реализации программы

Сроки реализации

Этап

Содержание деятельности

(август –сентябрь 2019г).


Подготовительный

- изучение личных дел, индивидуально-педагогических карт, социального паспорта класса;

-выявление проблем, которые должны быть решены в ходе реализации программы;

-составление плана деятельности;

-проведение анализа педагогической, психологической и методической литературы;

-изучение диагностических методик;

-изучение и анализ нормативно - программных документов

Сентябрь 2019- октябрь 2019

Организационный

- знакомство с классным коллективом;

- диагностическое выявление интересов, потребностей, склонностей учащихся, их индивидуальных особенностей и творческого потенциала;

-постановка целей и задач программы;

-привлечение родителей к сотрудничеству;

-консультации со школьной психолого-педагогической службой;

-планирование основных мероприятий по воспитательным направлениям;

-разработка индивидуальных программ развития учащихся

сентябрь 2019 -май 2024г).

Деятельностный

- работа по основным направлениям воспитательной программы;

- сотрудничество с педагогическим коллективом, школьной психолого-педагогической службой и родительской общественностью;

- необходимая корректировка запланированных мероприятий;

-промежуточный мониторинг успешности реализации программы;

-отслеживание результатов индивидуального развития учащихся и классного коллектива в целом

май-июнь 2024г).

Рефлексия

-соотношение результатов с поставленными в начале целями и задачами;

-сравнительный анализ и самоанализ изменений, произошедших с детьми в ходе реализации программы;

-подведение итогов;

-оформление и описание хода реализации и результатов проекта в форме отчета.

Основные направления воспитательной деятельности

Между патриотизмом и национализмом

глубокое различие.
В первом - любовь к своей стране,

во втором - ненависть ко всем другим.
Д.С. Лихачёв

Гражданско-патриотическое - «Я и моя Родина».

Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов)

Задачи:

  • воспитание человека, осознанно и активно исполняющего свой гражданский долг;

  • воспитание уважения к Государственному флагу и гербу России, её героическому и историческому прошлому,

  • воспитание чувства гордости за свою страну и веры в Россию;

  • формирование чувства единения с гражданами своей страны вне зависимости от национальной принадлежности, политических либо религиозных убеждений;

  • разъяснение Конституции РФ, создающей условия для демократии и гражданского согласия, свободного и достойного развития личности;

  • изучение национальных традиций, культуры своего народа, любви к родному языку и краю;

  • изучение гражданских, политических, экономических и социальных прав и обязанностей человека.

  • создание условий для развития самостоятельности, инициативы учащихся, их профессионального самоопределения.  

Прогнозируемые результаты:

1.Ценностное отношение к России, своему народу, краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, родным языкам: русскому и языку своего народа, народным традициям, старшему поколению.

2.Знание основных положений Конституции Российской Федерации, символов государства, субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение, основных прав и обязанностей граждан России.

3.Системные представления о народах России, понимание их общей исторической судьбы, единства народов нашей страны; опыт социальной и межкультурной коммуникации.

4.Представление об институтах гражданского общества, их истории и современном состоянии в России и мире, о возможностях участия граждан в общественном управлении; первоначальный опыт участия в гражданской жизни.

5.Понимание защиты Отечества как конституционного долга и священной обязанности гражданина, уважительное отношение к Российской армии, к защитникам Родины.

6.Уважительное отношение к органам охраны правопорядка.

7.Знание национальных героев и важнейших событий истории России.

8.Знание государственных праздников, их истории и значения для общества.


Духовно-нравственное - «Я и окружающие люди».

В чем самая большая цель жизни?
Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас.
А добро — это прежде всего счастье всех людей. 
Д.С. Лихачёв

Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога; духовно-нравственное развитие личности

Задачи:

  • формирование  качеств личности, отвечающих представлениям об истинной человечности, доброте, сострадании, милосердии;

  • изучение культурных, духовно-нравственных ценностей своего народа, накопленных предыдущими поколениями;

  • формирование у детей умения строить свои взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающимися на основе сотрудничества, взаимопонимания, готовности принять других людей, иные взгляды, иные традиции и обычаи, иную культуру;

  • развитие нравственного самосознания личности (совести) — способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

  • готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

  • формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;

  • привитие навыков культуры поведения, культуры речи, культуры общения;

  • изучение семейных традиций, воспитание у учащихся уважения к семейным ценностям.

Прогнозируемые результаты:

  • понимает значение таких общечеловеческих ценностей, как «мир», «любовь», «доброта», «милосердие», «сострадание», «порядочность», «терпение», «доверие», «забота», «мораль», «вера», «истина», «справедливость», «долг», «честь», «достоинство», «ответственность», «гуманизм»;

  • уважительно относится к себе и ко всем окружающим людям;

  • умеет понимать других людей и готов помочь любому человеку, если он в этом нуждается;

  • готов к состраданию и гуманному отношению ко всему живому;

  • знает основы коммуникативной культуры личности;

  • владеет навыками неконфликтного общения, способность строить и вести общение в различных ситуациях;

  • ценит чувство товарищества и взаимовыручки;

  • участвует в акциях милосердия;

  • коммуникабелен, умеет работать в коллективе.


Интеллектуально-познавательное - «Я и мир знаний»

Знания раскрывают нам двери, 
но войти в них мы должны сами. 
Д.С. Лихачёв

Ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования, интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, выбор профессии

Задачи:

  • формировать эмоционально-положительное отношение к учебному труду, знаниям, науке;

  • целенаправленное формирование познавательных интересов, потребности в познании культурно-исторических ценностей;

  • создание условий для развитие творческой активности и повышению мотивации к процессу познания;

  • развитие в ребёнке способности критического мышления, умения проявлять свои интеллектуально-познавательные умения в жизни;

  • формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать кругозор и любознательность.

Прогнозируемые результаты:

  • умеет развивать свои интеллектуальные способности;

  • умеет самостоятельно планировать, организовывать, проводить, анализировать порученное дело и обобщить результаты;

  • владеет основными приёмами успешного изучения учебного материала;

  • умеет находить, перерабатывать и использовать информацию из различных источников, в том числе электронных;

  • владеет приемами и методами самообразования и самовоспитания;

  • наблюдателен,умеет логически мыслить;

  • владеет богатым словарным запасом;

  • испытывает  интерес к познавательной деятельности;

  • способен критически мыслить, находить нетрадиционные решения и выход из сложившейся ситуации;

  • использует приобретенные предметные, интеллектуальные и общие умения и навыки в повседневной жизни.



Экологическое и трудовое - «Я и моя планета»

«Отношение природы и человека — 
это отношение двух культур, 
и человеку в этом диалоге нужно быть чутким,
внимательным и очень осторожным собственником» 
Д.С. Лихачёв

Ценности: жизнь во всех её проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность; физическое, экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой.

Задачи:

  • привитие навыков экологического воспитания и бережного отношения к природе;

  • изучение и охрана природы своей местности;

  • воспитание любви к родному краю, умения и желания любоваться природой, охранять её и защищать;

  • знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и человеком;

  • формирование ответственного отношения к окружающей среде;

  • подготовка детей к труду, жизненному и профессиональному самоопределению;

  • формирование культуры учебной и трудовой деятельности, жизненно-необходимых трудовых и бытовых навыков;

  • развитие навыков коллективного труда в процессе классной коллективной деятельности.

Прогнозируемые результаты:

  • знает экологические проблемы, причины, их порождающие и готов к их решению;

  • умеет видеть красоту окружающего мира и бережно к нему относиться;

  • ведёт экологически грамотно в природе и в быту;

  • умеет прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде;

  • предпринимает определенные действия по сохранению и улучшению экологической ситуации в месте проживания;

  • выполняет полезные и значимые для общества и коллектива дела;

  • трудолюбив, дисциплинирован, добросовестно относится к своим обязанностям;

  • имеет знания о производстве, трудовых умениях;

  • готов к выбору профессии.


Физическое воспитание и здоровый образ жизни - «Я и здоровье»

«Чтобы сохранить свое здоровье,
думай о здоровье других» 
Д.С. Лихачёв

Ценности: физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье.

Задачи:

  • сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование у школьников навыков организации здорового образа жизни;

  • демонстрация учащимся значимости физического и психического здоровья человека;

  • знакомство учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья воспитание понимания важности здоровья для будущего;

  • воспитание в детях ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих;

  • формирование у учащихся культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья;

  • профилактика вредных привычек и правонарушений;

Прогнозируемые результаты:

  • работает над формированием физических качеств: быстроты, ловкости, гибкости, силы и выносливости;

  • принимает здоровый образ жизни как основы своей жизнедеятельности;

  • понимает опасности наркотического, токсического, алкогольно-никотинового отравления организма и психики;

  • знает основные правила поведения на дороге, в общественных местах, умеет правильно действовать в чрезвычайных ситуациях;

  • умение управлять своим здоровьем;

  • соблюдает нормы личной гигиены;

  • владеет простыми туристическими навыками;

  • систематически занимается физическими упражнениями, играми, спортом, физически самосовершенствуется.


Эстетическое - «Я и красота вокруг»

Благодаря своей образной форме
искусство наилучшим способом
приобщает человека к человечеству:
заставляет с большим вниманием и пониманием
относиться к чужой боли, к чужой радости. 
Оно делает эту чужую боль и радость
в значительной степени своими

Д.С. Лихачёв

Ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности.


Задачи:

  • знакомство с культурным наследием прошлого, духовным богатством родного народа, с помощью живописи, литературы, истории и архитектуры;

  • развитие чувства прекрасного, чувства истинной красоты, эстетического чувства восприятия окружающего мира на основе приобщения к выдающимся художественным ценностям отечественной и мировой культуры;

  • формирование способностей восприятия и понимания прекрасного, обогащение духовного мира детей средствами искусства и непосредственного участия в творческой деятельности;

  • формирование навыков совместного общения, умения правильно использовать свободное время.

Прогнозируемые результаты:

  • умеет оформлять портфолио, альбомы, стенды, электронные фотоотчёты по итогам мероприятий и экскурсий;

  • имеет сформированные эстетические вкусы и взглядов;

  • умеет оценивать произведения искусства, эстетические явления с позиций эстетических знаний и идеалов;

  • пробует себя в музыке, литературе, в сценическом и изобразительном искусстве;

  • готов развивать свои задатки и творческие способности в различных областях искусства.


Предполагаемые результаты реализации программы:

  • высокий уровень сплоченности коллектива;

  • активное участие родителей в делах класса;

  • способность ученика соблюдать правила для учащихся, усвоение социальных норм, правил Здорового образа жизни;

  • повышение уровня культуры учащихся (культуры общения);

  • активизация интереса к творческой, исследовательской деятельности;

  • увеличение уровня личностных достижений учащихся (победы в конкурсах, соревнованиях)

  • адекватная самооценка учащихся.








Модель выпускника класса

Исходя из целей и задач, создан образ выпускника 9 класса:


  1. Выпускник  – гражданин России, которому свойственно чувство гордости за свою Родину. Это целеустремленный человек, для которого дороги понятия «Родина», «Культура», «Гуманность», «Любовь».

  2. Выпускник готов к профессиональному самоопределению, самоутверждению, он адекватно оценивает свои возможности.

  3. Он активен, обладает организаторскими  способностями.

  4. Он умеет самостоятельно работать с дополнительной литературой, стремиться продолжить свое образование или включиться в трудовую деятельность.

  5. Он коммуникабелен, владеет навыками культуры общения. Может корректировать свое поведение и чужую агрессию, психологически устойчив.

  6. Выпускник законопослушен, обладает основами правового образования.

  7. Он стремиться строить свою жизнь по законам гармонии и красоты, развивает свой творческий потенциал.

  8. Выпускник стремиться к физическому совершенству. Сторонник здорового образа жизни.

Модель выпускника:

    • Самостоятельный;

    • Ответственный;

    • Самоопределившийся относительно того, куда пойдет учится (или работать) после школы;

    • Усвоивший всю программу средней школы;

    • Образованный;

    • Способный к саморазвитию и самосовершенствованию;

    • Коммуникабельный;

    • Способный руководить;

    • Творчески-развитый;

    • Уверенный в себе и своих силах;

    • Честный;

    • Добрый;

    • Воспитанный;

    • Умеющий отстаивать свое мнение;

    • Всесторонне развитый;

    • Отзывчивый;

    • Активный;

Диагностика воспитательной системы. Критерии, показатели и методики отслеживания эффективности реализации программы


Критерии

Показатели

Методика изучения

Личность учащегося

как главный показатель эффективности процесса воспитания.

В каком направлении происходит развитие личности ребенка?

На какие ценности он ориентируется?

Какие отношения к окружающему миру, к другим людям, к самому себе складываются у него в процессе воспитания?

   Позитивные изменения, происходящие в личности воспитанника,  – личностный рост (развитие гуманистических ценностных отношений человека к миру, к людям и к самому себе).

1.Методика  определения модели выпускника.

2.Методика выявления готовности школьников к выбору профессии.

3.Методика М.Рокича «Уровень ценностных ориентаций».

4.Опросник субъективного отношения ученика к деятельности, самому себе и к окружающим.

Удовлетворённость учащихся и родителей жизнедеятельностью в классе и в школе.

Удовлетворённость родителей и учащихся результатами обучения и воспитания.

Методика А.И.Григорьевой.

Анкета «Жизнь класса глазами учеников»

Анкета «Воспитательная работа в классе глазами родителе»

Интеллектуальная развитость учащихся, познавательная активность

Интеллектуальный потенциал

Уровень мотивации

 

Освоенность образовательных программ

Методика «Культурно-свободный тест на интеллект».

Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению.

Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости

Нравственная развитость учащихся

Сформированность основных нравственных качеств личности.

Анкета «Диагностика уровня воспитанности уч-ся»

Развитость коммуникативности

Коммуникативность.

Методика «Социометрия»

Физическая развитость

Состояние здоровья

 

Развитость физических качеств.

Статистический медицинский анализ состояния здоровья.

Выполнение нормативов.

Эстетическое развитие учащихся

Развитость чувства прекрасного.

Педагогические наблюдения

Самоактуализированность личности

Стремление к самопознанию

Личностный рост ребенка.

Методика «Самооценка»

Методика «Репка»



Прогноз результатов воспитательной работы

Направление ВР

Планируемые результаты

Интеллектуально-познавательная деятельность

- Подготовка Портфолио

- участие в олимпиадах школьного, районного уровней

- Участие в предметных неделях по учебным предметам

- получение учащимися новых знаний и применение их на практике

Спортивно-оздоровительная деятельность

- профилактика вредных привычек у обучающихся класса

- формирование здорового образа жизни

- участие в спортивных мероприятиях школы

Духовно-нравственная деятельность

- сформированность морально-этических и нравственных качеств у обучающегося, развитие толерантных качеств

Творческо-эстетическая деятельность

- развитие творческого потенциала обучающихся, участие в школьных мероприятиях, посвященных Дню Учителя, Новому Году, 8 Марта, 23 февраля , Юбилею школы

- подготовка итогового творческого праздника «Вот и стали мы на год взрослее!»

Гражданско-патриотическая деятельность

- активное участие в работе органов классного и школьного самоуправления

- формирование собственного мнения и умения его отстаивать

- получение новых знаний по истории родного края, страны.

Работа с семьёй

- организация совместной творческой деятельность детей и родителей при подготовке к классным и школьным праздникам

- активное привлечение родителей к составлению Портфолио обучающихся

- активное участие родителей в школьных делах и активное посещение родителями классных и общешкольных собраний



































Планируемые результаты реализации программы

Личностные универсальные учебные действия


У обучающихся будут сформированы:

- широкая мотивационная основа учебной, исследовательской и художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- интерес к новым способам самовыражения;

- устойчивый познавательный интерес;

- адекватное понимания причин успешности/неуспешности человеческой деятельности;


Обучающиеся получат возможность для формирования:

- собственной внутренней позиции как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

- выраженной познавательной мотивации;

- устойчивого интереса к новым способам познания;

- адекватного понимания причин успешности/неуспешности своей деятельности;


Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающиеся научатся:

- принимать и сохранять учебные, исследовательские и творческие задачи;

- планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- различать способ и результат действия;

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;


Обучающиеся получат возможность научиться:

- проявлять инициативу;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.


Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающиеся смогут:

- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной задачи;

учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;


Обучающиеся получат возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- владеть монологической и диалогической формой речи.

- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;


Познавательные универсальные учебные действия

Обучающиеся научатся:

- осуществлять поиск нужной информации с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве;

- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;

- высказываться в устной и письменной форме;

- анализировать объекты, выделять главное; - осуществлять синтез (целое из частей);

- проводить сравнение, классификацию по разным критериям; -

устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения об объекте; - обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

- устанавливать аналогии; - проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- использовать методы и приёмы творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.





























Литература

1. Амонашвили Ш.А. «Личностно-гуманная основа педагогического

Процесса». - М., -1990г.

2. Дереклеева Н.И. «Азбука классного руководителя». - М.: 5 за знания, 2009. - 432с.

3. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. «Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий». - Учебно-методическое пособие. – М.: АПК и ПРО, 2003. – 101 с.

4. Резапкина Г.В. «Классные часы. Беседы о самоопределении» : Книга для классных руководителей 5-9 классов. – М.: Образовательно-издательский центр «Академия»: ОАО «Московские учебники», 2011. – 192с.

5. Селиванова Н. «Эффективные способы решения современных проблем воспитания» // Учитель, № 6 – 2005. – С. 39-43

6. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и колледжей./ Под редакцией П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое сообщество России, 1998г.- 640с.

7. «Журнал классного руководителя»/ сост. Л.В. Голубева. - Волгоград: Учитель, 2007. - 109с.

8. Журнал «Справочник классного руководителя» №4, 2010. - П.С. Кудешов Долгосрочная воспитательная программа класса.