ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ЛИЧНОСТНОЙ СФЕР МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Составитель:
педагог-психолог
Хапейшвили С.Т.
Пояснительная записка
Настоящая Программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования РФ к обязательной документации педагога-психолога. Разработана на основе реализующих задач в школах, в которых внедрено инклюзивное образование. Используется для работы с младшими школьниками с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
В последнее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Необходимость введения данной программы обусловлена запросом педагогов, родителей (или законных представителей) и на основании проведенного диагностического обследования.
Отличительной чертой данной программы является характер проведения занятий. Каждое занятие проводится в игровой форме. Занятия направлены на развитие познавательной и личностной сфер. В основу занятий на развитие познавательной сферы положена программа Локаловой Н.П. «120 уроков психологического развития детей», на развитие личностной сферы направлены арттерапевтические занятия (сказкотерапия (Сакович Н.А.), изотерапия); кроме того, имеются собственные разработки. Игры и задания последующих занятий исходят от предыдущих, что способствует лучшему закреплению пройденного материала.
Личностные, предметные и метапредметные результаты.
Личностные результаты включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции, социально значимые ценностные установки, необходимые для овладения им социокультурным опытом.
Личностные результаты должны отражать:
1) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
2) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
3) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
4) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
5) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
6) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
7) формирование мотивации к творческому труду, работе на результат;
8) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
9) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий;
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные).
Метапредметные результаты должны отражать:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых познавательных задач;
2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
3) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
4) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям;
Методические приемы, используемые в программе:
Задания на развитие познавательных процессов.
Релаксационные методы.
Сказкотерапия (проведение индивидуальных занятий и занятий в кругу семьи).
Рисование.
Программа включает в себя 22 коррекционно-развивающие занятия. Они проводятся во внеурочное время 1 раз в неделю с декабря месяца. Продолжительность – 40 мин. Форма работы – индивидуальная и групповая. С сентября – ноября проводится диагностика, включающая в себя: диагностику познавательной сферы (тест диагностики интеллекта Р.Амтхауэра в модификации А.Н. Воронина и С.Д. Бирюкова, диагностика внимания с помощью методик Тулуз-Пьерона, теста Б.Бурдона «Корректурная проба», изучение потребностей, значимых переживаний и проблем ребенка с помощью интервью «Волшебный мир», тест «Способность к обучению в школе» Г.Вицлака, диагностика памяти с помощью теста «10 слов» А.Р.Лурия, методика изучения логического мышления «Прогрессивные матрицы» Равена) и диагностику личностной сферы (методики «Несуществующее животное», «Дом», «Сосуд», «Кактус», «Дом-дерево-человек», «Рисунок семьи», «Домик для эльфов», «Человек под дождем», «Свободный рисунок», «Образ мира», «Лесенка»).
Структура занятия:
1. Вводная часть;
2. Основная часть;
3. Заключительная часть.
В результате реализации Программы предполагается, что проведенный курс занятий поможет ребенку справиться с нарушениями познавательной и личностной сфер.
Занятие 1
Цель занятия:
Развитие познавательных процессов (внимания, мышления)
Задачи занятия:
Развитие внимания.
Развитие мышления.
Ход проведения занятия
Вводная часть
Создаем хорошее настроение: «Улыбнись!».
Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Шапка для размышлений» (улучшает внимание, правописание, ясное восприятие и речь).
«Надеть шапку» - нужно «мягко завернуть» уши от верхней точки до мочки 3 раза.
Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки» (активизирует структуры, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания).
Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем повторить это движение обеими руками.
Основная часть
Задание. «4-й лишний». Даются 4 слова, 3 из них относятся к определенному классу объектов, а 4-е – лишнее. Нужно исключить слово, являющееся лишним. Примеры: мороженое, лампа, снеговик, холодильник; карандаш, альбом, тетрадь, мыло и т.п.
Заключительная часть.
Подведение итогов занятия.
Занятие 2
Цель занятия:
Развитие познавательных процессов (внимания, мышления)
Задачи занятия:
Развитие внимания.
Развитие мышления.
Ход проведения занятия
Вводная часть
Создаем хорошее настроение: «Улыбнись!».
Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки» (активизирует структуры, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания).
Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем повторить это движение обеими руками.
Основная часть
Складывание пазлов. Предлагается сложить различные картинки: самолеты, вертолеты и т.п. Затем назвать, что получилось.
Заключительная часть.
Подведение итогов занятия.
Занятие 3
Цель занятия:
Развитие познавательных процессов (внимания, мышления)
Задачи занятия:
Развитие внимания.
Развитие мышления.
Ход проведения занятия
Вводная часть
Создаем хорошее настроение: «Улыбнись!».
Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Шапка для размышлений» (улучшает внимание, правописание, ясное восприятие и речь).
«Надеть шапку» - нужно «мягко завернуть» уши от верхней точки до мочки 3 раза.
Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки» (активизирует структуры, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания).
Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем повторить это движение обеими руками.
Основная часть
Игра «Лабиринты».
Даются различные лабиринты. Нужно найти правильные пути. В конце предлагается раскрасить рисунки к лабиринтам и назвать, кого раскрасил.
Заключительная часть.
Подведение итогов занятия.
Занятие 4
Цель занятия:
Развитие познавательных процессов (восприятия, внимания, мышления) и моторики
Задачи занятия:
Ход проведения занятия
Вводная часть
Создаем хорошее настроение: «Улыбнись!»; «Скажи добрые слова».
Основная часть
Создание самолетиков из бумаги. Даются чистые листы бумаги. Задача ребенка — сделать из них самолетики и сосчитать их.
Порядок работы.
Возьмите лист, который вы выбрали и сложите его вдвое.
Теперь распрямите его и загните внутрь углы.
Далее загибаем верхнюю часть внутрь.
Теперь нам нужно загнуть углы еще раз, но сделать это так, что бы остался небольшой треугольник.
Загнем этот кусочек, что у нас остался так, что б он держал два верхних слоя.
Следующий шаг – согнем пополам наш будущий самолетик.
Отгибаем сначала одно крыло, не забывая провести линейкой или каким-то другим предметом по линии сгиба.
Переворачиваем, проделываем то же со вторым крылом.
Отгадывание загадок в стихах. Даются различные детские стихи-загадки, которые ребенок должен угадать.
Лежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Тихонечко лежала,
Потом вдруг убежала.
Ответ: Ёж
Живёт спокойно, не спешит,
На всякий случай носит щит.
Под ним, не зная страха,
Гуляет ...
Ответ: черепаха
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду,
Покуда он идет.
Ответ: Дождь
Мы весной его не встретим,
Он и летом не придет,
Но зимою к нашим детям
Он приходит каждый год.
Если снег лежит кругом,
Если речка подо льдом,
Значит, в гости к нам сама
Кто пришла, скажи?
Грозен сей пернатый друг,
Называемый ...
(кюднИ
Грозный рык раздался вдруг,
Распугал всех птиц вокруг.
Ходит в клетке, озверев,
Царь зверей, короче …
(веЛ)
Неуклюжий, косолапый,
Он сосёт в берлоге лапу.
Кто таков? скорей ответь!
Ну, конечно же, ...
(ьдевдеМ)
Он трубит, как паровоз,
Между глаз имеет хвост.
Серый и огромный он.
Догадались? Это ...
(нолС)
Заключительная часть.
Подведение итогов занятия.
Занятие 5
Цель занятия:
Развитие познавательных процессов (внимания, воображения) и моторики
Задачи занятия:
Ход проведения занятия
Вводная часть
Создаем хорошее настроение: «Улыбнись!»; «Скажи добрые слова».
Основная часть.
Рисование и вырезание фигур из бумаги (транспорта). Даются листы бумаги, на которых вначале нужно нарисовать различные виды транспорта (автомобили, поезда, самолеты и т.п.), затем — вырезать их.
Заключительная часть.
Подведение итогов занятия.
Занятие 6
Цель занятия:
Развитие познавательных процессов (внимания, воображения) и моторики
Задачи занятия:
Развитие концентрации внимания.
Развитие воображения
Развитие моторики.
Развитие зрительной и осязательной памяти.
Развитие восприятия.
Развитие навыков счета.
Ход проведения занятия
Вводная часть
Создаем хорошее настроение: «Улыбнись!»; «Скажи добрые слова».
Основная часть. Создание поделок из пластилина.
Создание червячка.
Порядок работы.
1. Для работы потребуется пластилин двух цветов. Зеленый для листочка, а розовый пластилин (можно красный, желтый, оранжевый) для червячка.
2. Червячок. Маленький пластилиновый шарик – это голова, а жгутик – туловище.
3. Соединив, вмести заготовки, получаем озорного червячка. Стекой аккуратно рисуем ему глазки, ротик и полоски на теле.
4. Для того чтобы листочек был красивым, пластилин нужен зеленого цвета двух оттенков. Из более светлого пластилина делаем листовую пластинку.
5. Листочек. Сначала скатываем шарик, затем указательным и большим пальцами превращаем его в лепешку. Четкую форму можно придать стекой или пальцами.
1. Для работы потребуется пластилин двух цветов. Зеленый для листочка, а розовый пластилин (можно красный, желтый, оранжевый) для червячка.
2. Червячок. Маленький пластилиновый шарик – это голова, а жгутик – туловище.
3. Соединив, вмести заготовки, получаем озорного червячка. Стекой аккуратно рисуем ему глазки, ротик и полоски на теле.
4. Для того чтобы листочек был красивым, пластилин нужен зеленого цвета двух оттенков. Из более светлого пластилина делаем листовую пластинку.
5. Листочек. Сначала скатываем шарик, затем указательным и большим пальцами превращаем его в лепешку. Четкую форму можно придать стекой или пальцами.
6. Из темного пластилина скатываем прожилки и выкладываем их на заготовку листовой пластины.
7. При помощи стеки соединяем заготовки листочка.
8. Сажаем озорного червячка на готовый листочек.
2. Лепка ангелочка.
Порядок работы.
1. Начнем как всегда с головы. Возьмите кусочек белого пластилина и хорошенько раскатайте, пока не получится кружочек.
2. Далее берем желтый пластилин и лепим волосы ангелочку. Синий используем для глаз, а розовый - для губ.
3.Далее берем белый фрагмент пластилина и раскатываем туловище, затем делаем одеяние ангелу.
4. Следующий этап — лепим руки нашему ангелу.
5. Лепим крылья. Для этого нам нужны два одинаковых по размеру небольших куска пластилина и лопаточка. Лепим и графируем крылья.
6. Теперь нам нужно слепить ангелу ноги. здесь тем более нет ничего сложного, включаем фантазию и вперед!
7. Чего-то не хватает. Вы заметили? Да, конечно же, не хватает нимба. Для этого нам нужен желтый(а можно и белый) пластилин. Раскатываем две полосочки — одну подлинее, а другую коротенькую.
8. Ну и, собственно, делаем нимб. Для этого необходимо длинную полоску заключить в круг и зафиксировать на короткой. Полученный нимб одеваем ангелу на голову. Смотрим, что получилось.
Во время работы педагог-психолог называет необходимые цвета, знакомит ребенка с названиями деталей и частей тела, предлагает сосчитать количество элементов. В конце педагог-психолог предлагает ребенку закрыть глаза и описать свои поделки, так как он их запомнил.
Заключительная часть.
Подведение итогов занятия.
Занятие 7
Цель занятия:
Развитие познавательных процессов (внимания, мышления)
Задачи занятия:
Развитие произвольного внимания.
Развитие логического мышления.
Развитие моторики.
Вводная часть
Создаем хорошее настроение: «Улыбнись!».
Основная часть
Задание 1. «Раскрась картинки и подпиши их». Даются различные картинки (овощи, фрукты и т.п.). Задача ребенка — раскрасить их нужным цветом и подписать.
Задание 2. «Запомни фигуры». Даются различные геометрические фигуры. Нужно запомнить их в течение 1 мин и воспроизвести.
Складывание пазлов. Дается пазл «Винни-Пух». Задача – сложить его.
Заключительная часть.
Подведение итогов занятия.
Занятие 8
Цель занятия:
Развитие познавательных процессов (внимания, мышления)
Задачи занятия:
Развитие внимания.
Развитие навыков счета.
Вводная часть
Создаем хорошее настроение: «Улыбнись!».
Основная часть
Задание 1. «Соблюдай правило».
1 серия. Даются геометрические фигуры (например, треугольники и прямоугольники). Надо в одной из них поставить знак «+», а в другой – « - ».
2 серия. Здесь материалом служит субтест Д.Векслера «Шифровка» с целью коррекции результатов по данному субтесту.
Задание 2. «Сосчитай предметы». На листе бумаги педагог-психолог рисует различные предметы, которые ребенок должен сосчитать.
Заключительная часть.
Подведение итогов занятия.
Занятие 9
Цель занятия:
Развитие познавательных процессов (внимания, восприятия)
Задачи занятия:
Развитие внимания.
Развитие восприятия.
Ход проведения занятия
Вводная часть
Создаем хорошее настроение: «Улыбнись!».
Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки» (активизирует структуры, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания).
Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем повторить это движение обеими руками.
Основная часть
Создание поделок из пластилина и разыгрывание с ними в игру «Что это?», «Какого цвета?». Педагог-психолог создает из пластилина шарики, напоминающие различные предметы, овощи, фрукты, снеговика и т.п. Ребенок должен угадать, что это за поделки и назвать цвет пластилина. Затем педагог-психолог и ребенок меняются местами. Выигрывает тот, кто назовет больше предметов и их цвета.
Заключительная часть.
Подведение итогов занятия.
Занятие 10
Цель занятия:
Развитие познавательных процессов (внимания, речи)
Задачи занятия:
Развитие внимания.
Развитие речи.
Ход проведения занятия
Вводная часть
Создаем хорошее настроение: «Улыбнись!».
Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Шапка для размышлений» (улучшает внимание, правописание, ясное восприятие и речь).
«Надеть шапку» - нужно «мягко завернуть» уши от верхней точки до мочки 3 раза.
Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки» (активизирует структуры, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания).
Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем повторить это движение обеими руками.
Основная часть
Задание. «Найди отличия». Предлагается найти отличия на сходных между собой картинках, назвать и раскрасить их.
Заключительная часть.
Подведение итогов занятия.
Стимульный материал.
Занятие 11
Цель занятия:
Развитие познавательных процессов (внимания, речи)
Задачи занятия:
Развитие внимания.
Развитие речи.
Ход проведения занятия
Вводная часть
Создаем хорошее настроение: «Улыбнись!». Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки» (активизирует структуры, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания).
Нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по три раза каждой рукой, а затем повторить это движение обеими руками.
Основная часть
Задание 1. «Найди и вычеркни».
Материал к заданию. Кольца Ландольта.
Ребенку даются кольца Ландольта. Ему нужно зачеркнуть кольцо, с определенным местом разрыва.
Задание 2. «Круги». Материалом к заданию служат круги из теста Вартега. Нужно придумать и нарисовать картинки, чтоб в них были круги.
Заключительная часть.
Подведение итогов занятия.
Стимульный материал к заданию 2
Стимульный материал к заданию 4
Занятие 12
Цель занятия:
Развитие познавательных процессов (внимания, памяти)
Задачи занятия:
Ход проведения занятия
Вводная часть
Создаем хорошее настроение: «Улыбнись!».
Необходимые материалы. Картинки, пластилин.
Задание 1. «Узнай картинки». Ребенку показывают на определенное время (1 мин.) картинку с изображением различных предметов. Затем картинку убирают и показывают другую, где ребенок должен показать те предметы, которые он видел на предыдущей картинке.
Задание 2. «Вылепи одинаковые предметы». Ребенку предлагается вылепить из пластилина те предметы, которые он видел на обеих картинках.
Заключительная часть.
Подведение итогов занятия.
Стимульный материал.
1 серия.
2 серия.
Занятие 13
Цель занятия:
Развитие познавательных процессов (внимания, речи)
Задачи занятия:
Развитие внимания.
Развитие речи.
Ход проведения занятия
Вводная часть
Создаем хорошее настроение: «Улыбнись!».
Основная часть
Задание 1. «Найди одинаковое». Материалом к заданию служит плакат с изображением фигур.
Ребенку предлагается найти одинаковые фигуры и раскрасить их.
Задание 2. «Найди отличающиеся». В данном задании нужно, напротив, найти разные фигуры.
Заключительная часть.
Подведение итогов занятия.
Занятие 14
Цель занятия:
Развитие познавательных процессов (внимания)
Задачи занятия:
Развитие концентрации внимания.
Развитие умения копировать образец.
Ход проведения занятия
Вводная часть
Создаем хорошее настроение: «Улыбнись!».
Основная часть
Задание . «Сложи кубики по образцу». Материалом к заданию служат кубики Коса. Ребенку дается образец и предлагается сложить кубики по образцу.
Заключительная часть.
Подведение итогов занятия.
Стимульный материал к заданию
Занятие 15
Цель занятия:
Развитие познавательных процессов (внимания)
Задачи занятия:
Развитие концентрации внимания.
Развитие умения копировать образец.
Ход проведения занятия
Вводная часть
Создаем хорошее настроение: «Улыбнись!».
Основная часть
Задание 1. «Найди девятый».
Материал к заданию: плакаты с рисунками различных предметов.
Ученика просят отыскать в нижней части рисунка среди фигур, обозначенных буквами или цифрами, ту, которая подходит на свободное место.
Задание 2. «Одинаковое, разное».
Ученика просят запомнить рисунки некоторых предметов. Затем эти изображения закрываются картонными кружками. Задаются вопросы: «Что одинаковое у предметов? Что разное?» и т.п.
Задание 3. «Точно такие». Предлагается посмотреть на предмет и ответить на вопрос, есть ли точно такой же. Если есть, то можно раскрасить оба предмета.
Задание 4. «Зашифруй цифры». Материал к заданию: ученику выдается лист бумаги с рядами цифр и ключом в верхней части листа.
Ребенок должен как можно быстрее и без ошибок зашифровать ряды чисел.
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Занятие 16
Цель занятия
Коррекция эмоциональной сферы.
Задачи занятия:
Вводная часть
Создаем хорошее настроение: «Улыбнись!».
Основная часть. Педагог-психолог рассказывает «Сказку о нежных Теплышках», представленную в приложении 1. Затем идет анализ данной сказки.
Рисование Теплышек и раздача их членам семьи, друзьям, и т.п. Необходимые материалы. Бумага, карандаши, фломастеры, резинка.
Ход выполнения. После рассказа и анализа сказки, в ходе которого делается вывод о том, что Теплышками являются добрые слова, поступки, поздравления и т.п., педагог-психолог предлагает ребенку нарисовать Теплышки в виде улыбок, сердечек, солнышек, звездочек и т.п., подписать свои рисунки, написать нежные слова и раздать значимым для него людям.
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Занятие 17
Цель занятия
Коррекция эмоциональной сферы.
Задачи занятия:
Вводная часть
Создаем хорошее настроение: «Улыбнись!»; «Скажи добрые слова».
Основная часть. Педагог-психолог рассказывает сказку «Волшебная поляна», представленную ниже. Затем идет анализ данной сказки.
Волшебная поляна
В те далекие-далекие времена, когда нас с вами еще не было на свете, появилась в нашей Галактике чудесная сказочная страна. И жили в той стране самые разные имена. Никто не видел, как они выглядели, но говорили, что они были прозрачны, как воздух, и серебрились переливами красочных огоньков. С первыми лучами солнца имена собирались на цветочной поляне и начинали рассказывать друг другу разные сказочные истории. И тогда поляну заполнял сладостный звук музыки, который просто завораживал. А еще любили имена путешествовать. Особенно нравилось им прилетать на нашу планету. Переливаясь разноцветными огоньками, они спускались на землю в то время, когда люди спали. И тогда всем снились прекрасные сны, ведь имена умели рассказывать интересные истории. А их они знали очень много. Людям так понравились эти волшебные существа, что они тоже стали придумывать себе имена. И оказалось, что так даже легче общаться друг с другом.
Вот и до сих пор, когда рождается новый маленький человечек, родители дают ему имя. А если родители долго не могут решить, как назвать своего малыша, то на помощь им прилетают имена со сказочной планеты и нашептывают им во снах свои истории. Так продолжается жизнь имен на земле.
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Занятие 18
Цель занятия
Коррекция эмоциональной сферы.
Задачи занятия:
Вводная часть
Создаем хорошее настроение: «Улыбнись!»; «Скажи добрые слова».
Основная часть. Педагог-психолог рассказывает сказку, отражающую интересы ребенка (транспорт), приведенную в приложении 1. Ребенок должен проанализировать ее содержание, выразить основную мысль, рассказать, в чем заключается ее смысл.
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Занятие 19
Цель занятия
Коррекция эмоциональной сферы.
Задачи занятия:
Развитие способности выражать свои чувства на символическом уровне.
Развитие нравственных чувств.
Вводная часть
Создаем хорошее настроение: «Улыбнись!»; «Скажи добрые слова».
Основная часть. Педагог-психолог рассказывает сказку «Услышать свой день», представленную в приложении 1. Затем идет анализ данной сказки.
Вопросы для обсуждения
Почему главного героя – Рика называют мальчиком, которому повезло с бабушками и дедушками?
Каким образом семья Рика стала дружной и счастливой?
Вспомни, какой у тебя был важный и счастливый день в твоей жизни? Нарисуй рисунок на эту тему.
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Занятие 20
Цель занятия
Коррекция эмоциональной сферы.
Задачи занятия:
Уменьшение уровня тревожности
Развитие навыков саморегуляции
Основная часть. Выполнение упражнения «Отдых на море».
Педагог-психолог проводит упражнение «Отдых на море» с последующим анализом чувств ребенка.
Упражнение “Отдых на море”
“Сядьте в удобном положении. закройте глаза. Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу моря. Чудесный летний день. Небо голубое, солнце теплое. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Мягкие волны докатываются до ваших ног, и вы ощущаете приятную свежесть морской воды. Появляется ощущение обдувающего все тело легкого и свежего ветерка. Воздух чист и прозрачен. Приятное ощущение свежести и бодрости охватывает лицо, шею, плечи, спину, живот, руки и ноги. Вы чувствуете, как тело становится легким, сильным и послушным. Дышится легко и свободно".
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Занятие 21
Цель занятия
Коррекция эмоциональной сферы.
Задачи занятия:
Уменьшение уровня тревожности
Развитие навыков саморегуляции
Основная часть. Выполнение дыхательных упражнений.
Педагог-психолог дает следующий комплекс дыхательных упражнений с последующим анализом чувств ребенка.
Упражнение 1
Положите руку на живот. Глубоко вдохните (дышать нужно животом). Почувствуйте, как с вдохом к вам приходит покой. Сделайте долгий выдох ртом. Почувствуйте, как с выдохом уходят страх и тревога.
Упражнение 2.
Это упражнение поможет вам быстро успокоиться и взять себя в руки. Это упражнение можно выполнять в любое время, его применение не нормировано, «передозировка» вам не грозит.
Медленно выдохните, затем медленно сделайте глубокий вдох.
Вновь медленно выдохните, медленно сделайте глубокий
вдох.
Повторите эту процедуру шесть раз. Вы убедитесь, что стали спокойнее и невозмутимее.
Ровное дыхание способствует замедлению сердцебиения, оптимальная частота менее 20 ударов в минуту, состояние вегетативной нервной системы нормализуется наступают покой и душевное равновесие.
Упражнение 3 «Дыхание телом»
Данная методика основана на следующей физиологической закономерности: при вдохе тонус мышц повышается, при выдохе — снижается, мышцы расслабляются. Установление прочной связи между дыханием и расслаблением помогает лучше управлять процессом релаксации.
Сядьте поудобнее в мягкое кресло, руки и ноги не скрещивайте. Закройте глаза. Прислушайтесь к своему дыханию. Прочувствуйте его ритм, глубину. Проследите тот путь, который совершают вдох и выдох в вашем организме. Почувствуйте, как воздух проходит через носоглотку, идет вниз в легкие, окружает их и возвращается снова вверх и наружу. Когда он выходит, представляйте себе, что он уносит с собой Ваше напряжение, тревогу.
Сосредоточьте ваше внимание на правой руке. Прочувствуйте, как она «дышит». Представьте себе, что в руке есть множество мелких отверстий, через которые воздух выходит наружу. Проследите за тем, как каждый выдох проходит через эти отверстия, а с ним и покой. Выделите на данное упражнение 3-5 минут вашего времени. Если после нескольких тренировок вы быстро достигаете расслабления в кисти правой руки, переходите постепенно к расслаблению всей правой руки, потом левой руки, затем переключите ваше внимание на мышцы ног, спины и шеи. Особенно важно сконцентрироваться на тех участках тела, через которые дыхание «не проходит». Постарайтесь достичь одинаковой «проходимости» воздуха для всех частей тела. Сосредоточьтесь на мышцах лба. Представьте, что Вы дышите через центр лба, поток воздуха входит туда, распространяется по всему лицу и с выдохом уходит, снимая страх.
Сконцентрируйте внимание в центре груди. Со вдохом воздух входит в грудь и верхнюю часть тела, распространяется внутри и выходит, унося напряжение. Попробуйте «продышать» любые проблемные участки тела, каждую клеточку тела.
Закончив, вернитесь к своему обычному дыханию, подышите так несколько минут.
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Занятие 22
Цель занятия
Коррекция эмоциональной сферы.
Задачи занятия:
Уменьшение уровня тревожности
Развитие навыков саморегуляции
Основная часть. Выполнение модификации упражнения «Отдых на море» («Отдых на реке») с последующим анализом чувств ребенка и созданием рисунка, отражающим возникшие образы (ребенок может по нему также составить рассказ).
Упражнение “Отдых на реке”
“Сядьте в удобном положении. закройте глаза. Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте на берегу реки. Чудесный летний день. Небо голубое, солнце теплое. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Мягкие волны докатываются до ваших ног, и вы ощущаете приятную свежесть воды. Появляется ощущение обдувающего все тело легкого и свежего ветерка. Воздух чист и прозрачен. Приятное ощущение свежести и бодрости охватывает лицо, шею, плечи, спину, живот, руки и ноги. Вы чувствуете, как тело становится легким, сильным и послушным. Дышится легко и свободно".
Заключительная часть
Подведение итогов занятия.
Занятие 23
Цель занятия
Коррекция эмоциональной сферы.
Задачи занятия:
Уменьшение уровня тревожности
Развитие навыков саморегуляции
Подведение итогов учебного года
Основная часть. Выполнение упражнения «Водопад».
Педагог-психолог проводит упражнение «Водопад» с последующим анализом чувств ребенка.
Упражнение “Водопад”
Нужно сказать:
“Сядьте поудобнее и закройте глаза. 2-3 раза глубоко вдохните и выдохните. Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Но это не совсем обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как расслабляется ваш лоб, затем рот, как расслабляются (можно вместо слова расслабляются говорить успокаиваются) мышцы шеи... Белый свет течет по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными (или спокойными). Белый свет стекает с вашей спины, и вы замечаете, как и в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной, спокойной. А свет течет по вашей груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно. Пусть свет течет также по вашим рукам, по ладоням, по пальцам. Вы замечаете, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам, спускается к вашим ступням. Вы чувствуете, что и они расслабляются и становятся мягкими. Этот удивительный водопад из белого света обтекает все ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом вы все глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими силами.... Теперь поблагодарите этот водопад света за то, что он вас так чудесно расслабил... Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза”.
Заключительная часть
Подведение итогов учебного года и вручение психологической грамоты. Рекомендованное домашнее задание на лето: пальчиковая гимнастика.