СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа развивающих занятий по подготовке к обучению в школе

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа кружка для будущих первоклассников по развитию психических процессов (память, внимание, мышление, восприятие).

Просмотр содержимого документа
«Программа развивающих занятий по подготовке к обучению в школе»

Государственное учреждение образования




УТВЕРЖДАЮ

Директор ГУО


«___»_________2022 г.





ПРОГРАММА РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ

ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

«РОСТОК»













Возраст учащихся: 5 - 7 лет.

Срок реализации программы: 1 год.



Разработчик:



СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по учебной работе

­­­­­­­­­­­______________

______________2022 г.












ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В последнее время значительно возросло и продолжает расти число детей-логопатов в целом и, в частности, с тяжелыми нарушениями речи. В норме вся звуковая сторона речи должны быть усвоена ребёнком полностью к 3 – 4 годам, к 5 – 6 годам он должен уметь дифференцировать звуки на слух и в произношении. Придя в школу, ребёнок должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи. Он не должен их пропускать, искажать, заменять другими. Потому что отставание в фонематическом развитии повлечет за собой речевые проблемы другого характера – дислексию и дисграфию. Поэтому устранить или предупредить речевые нарушения желательно еще до того момента, как ребенок станет первоклассником.

Доказано, что речь напрямую зависит от уровня развития всех мыслительных операций, а формирование умственных действий зависит от развития речи. Чем лучше будет организована познавательно-речевая деятельность детей, тем выше гарантии успешности школьного обучения. Наиболее благоприятным периодом для развития всех психических процессов является дошкольное детство. В этот период ведущим видом деятельности является игра, которая определяет позицию ребёнка, его восприятие мира и отношений. Посредством игры происходит развитие разнообразных сфер психической деятельности. Таким образом, цель программы: целенаправленное развитие личности ребенка и познавательных психических процессов у детей старшего дошкольного возраста через систему развивающих игр.

Задачи:

способствовать развитию познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления;

развивать творческие способности дошкольников;

развивать мелкую моторику рук, координацию движений;

формировать навыки социального поведения;

способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности.

Структура программы и содержание занятий составлены таким образом, что охватывают все стороны подготовки дошкольника к обучению, учитывая психические особенности детей данного возраста. В процессе занятий дети легче адаптируются в группе сверстников, объединены совместной деятельностью, у них формируется чувство сплоченности, повышается уверенность в своих силах, создается безопасное пространство для общения, условия для самовыражения.

Количество учебных часов – 30 учебных часов.

Продолжительность занятия – 35 минут.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

(30 учебных часов)


№ п/п

Раздел

Тема

Развитие восприятия

(11 учебных часов)

Развитие неречевого слуха

Развитие фонематического слуха

Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти

Развитие восприятия цвета

Развитие предметного восприятия

Развитие восприятия сюжетных изображений

Развитие восприятия символов (букв, цифр)

Развитие тактильного восприятия

Развитие восприятия запахов

Развитие пространственной ориентировки

Развитие памяти

(3 учебных часа)

Развитие зрительной памяти

Развитие слуховой памяти

Развитие внимания

(2 учебных часа)

Развитие внимания

Развитие мышления

(2 учебных часа)

Развитие наглядно-образного мышления

Развитие логического мышления

Развитие моторики

(2 учебных часа)

Развитие общей моторики

Развитие мелкой моторики

Развитие речи

(10 учебных часов)

Гласные звуки и буквы

Согласные звуки и буквы

Гласные и согласные звуки и буквы

Формирование морфологического строя

Формирование синтаксического строя

Формирование лексического строя







СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


1. Развитие восприятия, развитие неречевого слуха (1 учебный час).

Знакомство с учащимися. Обучение правилам безопасного поведения.

Цель занятий: развитие коммуникативной  компетентности учащихся. Снятие физического и эмоционального  напряжения, приобщение детей к звукам окружающего мира, развитие у них восприятия на слух неречевых звучаний.

Содержания занятий: игры на сплочение детского коллектива «Мяч в руки», «Магнит»; игры на развитие неречевого (физического слуха) «Что звучит?», «Угадай, кто?».

2. Развитие фонематического слуха (1 учебный час).

Цель занятий: развитие фонематического слуха и речевого внимания.

Содержание занятий: игры «Лови звук», «Лови слово», «Какой звук чаще всего слышим?».

3. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти, развитие восприятия цвета (2 учебных часа).

Цель занятий: развитие зрительного восприятия и зрительной памяти, умения сосредотачивать внимание на определенных объектах; развитие моторики рук и графических навыков; развитие умения сравнивать.

Содержание занятий: игры «Что изменилось? «Бусы», «Цветные шаги», «Краски» (нейрогимнастика), «Твистер». Раскраски.

4. Развитие предметного восприятия (1 учебный час).

Цель занятий: развитие  мелкой моторики,   предметного восприятия, межполушарного взаимодействия. Снятие физического и эмоционального  напряжения.

Содержание занятий: игры «Волшебный мешочек», «Расположи предметы по величине», «Найди одинаковые», «Узнай фигуру по тени».

5. Развитие восприятия сюжетных изображений (1 учебный час).

Цель занятий: развитие умения выделять объект, детально, последовательно рассматривать объект, фиксировать взор. Концентрировать внимание на основных объектах. Развивать память, логическое мышление. Определять главные  и второстепенные объекты.

Содержание занятий: игры «Сложи картину» (по образцу, по памяти), «Составить сказку по сюжетным картинкам». Пазлы.

6. Развитие восприятия символов (букв, цифр) (2 учебных часа).

Цель занятий: научить учащихся узнавать и различать символы (буквы, цифры).

Содержание занятий: узнавание букв в условиях графического зашумления. Зачеркнуть неправильно написанные цифры. Игра «Распутай слово», «Загадочные контуры».

7. Развитие тактильного восприятия (1 учебный час).

Цель занятий: развитие тактильного восприятия, снижение напряжения, агрессии и оптимизация отношений в детском коллективе.

Содержание занятий: игры «Чудесный мешочек», «Гладкий-шершавый», «Тактилики», «Что в ящике?».

8. Развитие восприятия запахов (1 учебный час).

Цель занятий: развитие умения узнавать запах и классифицировать объекты, развитие памяти и внимания, обогащение словарного запаса учащихся.

Содержание занятий: «Угадай по запаху», «У кого какой запах?», «Ищем одинаковые».

9. Развитие пространственной ориентировки (1 учебный час).

Цель занятий: развитие ориентировки в собственном теле, закрепление и уточнение названия частей тела, развитие внимания.

Содержание занятий: игры «Право-лево», «Покажи», «Верх-низ», «Разложи по порядку», «Куда пойдешь и что найдешь».

10. Развитие зрительной памяти (1 учебный час).

Цель занятий: развитие зрительной памяти и произвольного внимания, обогащение словарного запаса дошкольников.

Содержание занятий: игры «Что изменилось?», «Какой игрушки не хватает?», «Повтори картинку (из палочек или спичек)», «Рисуем по памяти»

11. Развитие слуховой памяти (2 учебных часа).

Цель занятий: развитие слуховой памяти, обогащение словарного запаса дошкольников.

Содержание занятий: игры «Послушай и повтори», «Много слов», «Мы ходили в зоопарк», «Запоминаем вместе». Игры «Повтори, не ошибись», «Последовательные поручения», «Выполни инструкцию».

12. Развитие внимания (2 учебных часа).

Цель занятий: развитие произвольного внимания, слуховой памяти, обогащение словарного запаса детей.

Содержание занятий: Подвижные игры на развитие внимания «Съедобное-несъедобное», «Летает-не летает», «Сравни предметы». Игры «Шутки-минутки», «Найди отличия», «Найди ошибки».

13. Развитие наглядно-образного мышления (1 учебный час).

Цель занятий: развитие наглядно-образного мышления, развитие речи.

Содержание занятий: нахождение недостающих деталей. Игры «Назови одним словом», «Найди лишнее», «Найди 10 отличий», «Дорисуй».

14. Развитие логического мышления (1 учебный час).

Цель занятий: развитие логического мышления, связной речи.

Содержание занятий: игры «Логические концовки», «Что я загадала?», «Крокодил», «Ребусы».

15. Развитие общей моторики (1 учебный час).

Цель занятий: развитие общей и мелкой моторики.

Содержание занятий: подвижные игры «Будь внимательнее», игры на ускорение.

16. Развитие мелкой моторики (1 учебный час).

Цель занятий: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Содержание занятий: лепка из воздушного теста, пластилина. Игры с прищепками и шаблонами.

17. Развитие речи. Гласные звуки и буквы (1 учебный час ).

Цель занятий: уточнять и закреплять артикуляцию гласных звуков; показать смыслоразличительную роль гласных.

Содержание занятий: речевые разминки и речевые игры на изучение гласных звуков и букв.

18. Развитие речи. Согласные звуки и буквы (1 учебный час).

Цель занятий: формировать представление о согласных звуках, различать гласные и согласные звуки на слух.

Содержание занятий: речевые разминки и речевые игры на изучение согласных звуков и букв.

19. Развитие речи. Гласные и согласные звуки и буквы (1 учебный час).

Цель занятий: развивать умение различать гласные и согласные звуки на слух, способствовать развитию словарного запаса дошкольников.

Содержание занятий: дидактические игры на закрепление гласных и согласных.

20. Развитие речи. Формирование морфологического строя (2 учебных часа).

Цель занятий: развитие морфологического строя речи, обогащение словарного запаса дошкольников.

Содержание занятий: дидактические игры «Доскажи словечко», «Живые слова», «Правильно или нет». Игра «Волшебный мешочек», «Один-много», «Это чей хвост?», «Назови ласково».

21. Развитие речи. Формирование синтаксического строя (1 учебный час).

Цель занятий: развитие синтаксического строя речи, знакомство с синтаксическими единицами речи, обогащение словарного запаса дошкольников. Развитие памяти, внимания, мышления.

Содержание занятий: расставить слова по порядку. «Договори предложение», «Составь описание, рассказ, сказку» (в группах).

22. Развитие речи. Формирование лексического строя (4 учебных часа).

Цель занятий: развитие лексического запаса дошкольников, связной речи, памяти, внимания, мышления.

Содержание занятий Игры «Выбери правильный ответ», «Отгадайте загадку», «Времена года». Игры «Кто где живет?», «Чья профессия?», «Четвертый лишний». Антонимы. Синонимы.


ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Развитие творческого потенциала и способностей детей.

Укрепление мелкой мускулатуры пальцев и координации движения руки.

Овладение детьми умениями объединять группы предметов, выделять части, устанавливать взаимосвязь между частью и целым; выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей и т.д.

Обогащение активного и пассивного словаря детей.

Формирование и развитие навыка самоконтроля.


ФОРМЫ И МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

словесный метод (загадка, устное изложение, беседа, рассказ, чтение и т.д.);

наглядный метод (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, работа по образцу);

практический метод (выполнение упражнений);

метод игры (дидактические, настольные, логические, подвижные игры);

объяснительно-иллюстративный метод;

репродуктивный (воспроизведение полученных знаний);

частично-поисковый (участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом).


ФОРМА ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Открытое занятие.

Выступление на родительском собрании.


ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

  1. Дошкольное обучение и воспитание глазами психолога.// Психологическая наука и образование, №2, 2005 г.

  2. Дубровина И.В. «Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающая программа». – М.: 1995 г.

  3. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: 1995 г.

  4. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: - М.: ООО «Изд-во АСТ», 2004. – 44 с.

  5. Энциклопедия развивалок: - М: Эксмо, 2011. – 240 с.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



№ п/п

Тема занятия

Дата проведения


План

Факт

Знакомство с учащимися. Обучение правилам безопасного поведения.

Игры на сплочение детского коллектива «Мяч в руки», «Магнит»

Игра «Что звучит?», «Угадай, кто?»



Игры «Лови звук», «Лови слово», «Какой звук чаще всего слышим?»



Игры «Что изменилось?, «Бусы», «Цветные шаги»



Игры «Краски» (нейрогимнастика), «Твистер». Раскраски.



Игры «Волшебный мешочек», «Расположи предметы по величине», «Найди одинаковые», «Узнай фигуру по тени»



Игры «Сложи картину» (по образцу, по памяти), «Составить сказку по сюжетным картинкам». Пазлы.



Узнавание букв в условиях графического зашумления. Зачеркнуть неправильно написанные цифры



Игра «Распутай слово», «Загадочные контуры»



Игры «Чудесный мешочек», «Гладкий-шершавый», «Тактилики», «Что в ящике?»



«Угадай по запаху», «У кого какой запах?», «Ищем одинаковые».



Игры «Право-лево», «Покажи», «Верх-низ», «Разложи по порядку», «Куда пойдешь и что найдешь»



Игры «Что изменилось?», «Какой игрушки не хватает?», «Повтори картинку (из палочек или спичек)», «Рисуем по памяти»




Игры «Послушай и повтори», «Много слов», «Мы ходили в зоопарк», «Запоминаем вместе»



Игры «Повтори, не ошибись», «Последовательные поручения», «Выполни инструкцию»



Подвижные игры на развитие внимания «Съедобное-несъедобное», «Летает-не летает», «Сравни предметы»



Игры «Шутки-минутки», «Найди отличия», «Найди ошибки»



Нахождение недостающих деталей.

Игры «Назови одним словом», «Найди лишнее», «Найди 10 отличий», «Дорисуй»



Игры «Логические концовки», «Что я загадала?», «Крокодил», «Ребусы»



Подвижные игры «Будь внимательнее», игры на ускорение



Лепка из воздушного теста, пластилина. Игры с прищепками и шаблонами.



Речевые разминки и речевые игры на изучение гласных звуков и букв



Речевые разминки и речевые игры на изучение согласных звуков и букв



Дидактические игры на закрепление гласных и согласных



Дидактические игры «Доскажи словечко», «Живые слова», «Правильно или нет»



Игра «Волшебный мешочек», «Один-много», «Это чей хвост?», «Назови ласково»



Расставить слова по порядку. «Договори предложение», «Составь описание, рассказ, сказку» (в группах)



Игры «Выбери правильный ответ», «Отгадайте загадку», «Времена года»



Игры «Кто где живет?», «Чья профессия?», «Четвертый лишний»



Антонимы



Синонимы





11




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!