Министерство общего и профессионального образования
Ростовской области
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей «Политэк» г. Волгодонска
(МБОУ «Лицей «Политэк» г. Волгодонска)
ПРИНЯТА: Педагогическим советом МБОУ «Лицей «Политэк» г. Волгодонска Протокол от «30» августа 2021 г. № 1 | | УТВЕРЖДЕНА: Приказом МБОУ «Лицей «Политэк» г. Волгодонска от 30.08.2019 № 102 |
| | |
Программа
«Реализация целевой модели наставничества «Учитель-Ученик» посредством развития критического мышления учащихся на уроках физики и внеурочной деятельности»
ОДОБРЕНА: методическим объединением учителей математики, физики и информатики Протокол от « 28 » августа 2021 №1 Председатель МО_________ /Брыковская И.Р. / | | СОГЛАСОВАНА: Заместитель директора по учебно-воспитательной работе _________ /Л.В. Плотникова/ « 28 » августа 2021 |
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, на основе примерной программы среднего общего образования по физике.
Разработчик: Брыковская И.Р., учитель высшей квалификационной категории
МБОУ «Лицей «Политэк» г. Волгодонска
Рекомендована методическим советом МБОУ «Лицей «Политэк» г. Волгодонска протокол № 1 от 29.08.2021г.
Брыковская И.Р.., 2021г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей «Политэк» г.Волгодонска.
Оглавление
АННОТАЦИЯ 3
Пояснительная записка 5
В программе используются следующие понятия и термины: 6
Содержание программы 8
Педагогические технологии, используемые при работе 8
Краткое описание приёмов и стратегий ТРКМ 10
Результат использования ТРКМ на уроках 15
Заключение 16
Список литературы 17
АННОТАЦИЯ
Настоящая программа «Реализация целевой модели наставничества «Учитель-Ученик» посредством развития критического мышления учащихся на уроках физики и внеурочной деятельности» разработана и апробирована на базе МБОУ «Лицей «Политэк» г.Волгодонска, Ростовской области в 2020-2022 уч. году, направлена на развитие критического мышления и творческих способностей обучающихся, профилактику возникновения психических заболеваний, повышение самооценки, содействие пополнению эмоционального ресурса у детей со сниженной самооценкой (замкнутых, неуверенных в себе), формирование позитивного мироощущения.
Теоретико-методологическая основа – Создание условий для развития интеллектуальных возможностей учеников, активное использование современных педагогических и информационных технологий, организация участия обучающихся во всероссийских конкурсах, олимпиадах по физике.
Основоположники данной технологии развития критического мышления отечественные, а так же и зарубежные исследователи: Д.Дьюи, Ю.Хабермас, К.Мередит, Ч.Темпл, Л.С.Выгодский, Д.Эльконин, В.Шаталов, Ш.Амонашвили (и др.).
Цель данной методической разработки – посредством развития критического мышления учащихся на уроках физики и внеурочной деятельности повышать самооценку; вовлечение в проектную и исследовательскую деятельность; формирование позитивного мироощущения, повышение самооценки, содействие пополнению эмоционального ресурса у детей со сниженной самооценкой (замкнутых, неуверенных в себе)
Реализация основной цели программы происходит через решение следующих задач:
создавать условия для успешного индивидуального развития ребенка;
создавать ситуацию успеха, наиболее эффективного стимула познавательной деятельности;
пробуждать природную любознательность;
формировать комплексную систему работы со слабоуспевающими учащимися;
вовлекать учащихся в совместный поиск форм работы, видов деятельности;
психолого - педагогическая поддержка одарённых (мотивированных) детей;
развитие творческого потенциала, творческое самовыражение, креативность;
достижение уравновешенного эмоционального состояния (избавление от стресса и тревог);
активизировать творческие способности и мышление;
развитие воображения;
стимулирование детей к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию;
развитие навыков контактирования со сверстниками в совместной деятельности;
развитие стремления к творческой самореализации;
педагогическое просвещение родителей и педагогов по вопросам развития теории критического мышления учащихся на уроках.
Продолжительность методической разработки
Программа рассчитана на применение в течении учебного года с сентября по май.
Пояснительная записка
Принято считать, что термин «критическое мышление» вошел в научный оборот еще в конце 1920-х, но широкое распространение получил позже. Во второй половине ХХ века образование столкнулось с проблемой увеличения информационной нагрузки, резко вырос объем знаний, необходимый новым поколениям для успешного существования в обществе. Тогда американский педагог Джон Дьюи высказал предложение о том, что именно развитие критического мышления, а не передача знаний должно стать главной задачей образования.
Общепризнанным является положение о том, что образование полностью связана с процессом социально-экономического и культурного развития страны. Сегодня уровень образования и культуры, человеческие ресурсы и интеллект все чаще относят к разряду национальных богатств и связывают с ними будущее страны. Показателем развития человеческих ресурсов и потенциала страны считаются нравственность и здоровье, разносторонность профессиональной подготовки, стремление к инновациям, способность к неординарным решениям — все это является важным фактором прогресса.
Обоснованный выбор без критического мышления невозможен. Постпромислова эпоха (эпоха просвещения) превратила науку в непосредственную производительную силу, и формула «наука — образование — производство» составляет основу современного экономического развития. На мировом рынке, где происходит жестокая конкурентная борьба, побеждают те страны, которые интенсивно развивают фундаментальные и прикладные исследования и всячески повышают уровень образованности, с той целью, чтобы не только элита, но все труженики могли осваивать научные достижения и эффективно работать с высокой техникой и сложными технологиями.
Поэтому навыки критического мышления считаются важными в современном мире. Человек, обладающий ими: способен установить и понять причинно-следственную связь между идеями и фактами; может оценить важность тех или иных идей или аргументов; способен признавать и оценивать точки зрения, отличающиеся от его собственной, и выстраивать собственную аргументацию; выявляет наличие несоответствий в процессе не только чужих, но и собственных рассуждений; умеет последовательно и целенаправленно решать возникающие проблемы. Человек с критическим мышлением обладает навыками: логически структурировать рассуждения; последовательно и четко аргументировать собственную позицию; эффективно построить речь для изложения собственной позиции. Истоки критического мышления исследователи находят в сократовском методе. Как известно, философ одним из первых применял метод анализа аргументации оппонента для разбора ее сильных и слабых сторон.
В конце 2018 года был утвержден национальный проект «Образование».
Внедрение программ наставничества в образовательные организации России обеспечит системность и преемственность наставнических отношений. В числе самых распространенных форм наставничества, включающих множественные вариации в зависимости от условий реализации программы наставничества, могут быть выделены пять: "ученик - ученик"; "учитель - учитель"; "студент - ученик"; "работодатель - ученик"; "работодатель - студент". А также формы наставничества:
Каждая из указанных форм предполагает решение определенного круга задач и проблем с использованием единой методологии наставничества, частично видоизмененной с учетом уровней обучения, профессиональной деятельности и первоначальных ключевых запросов участников программы.
Целью внедрения целевой модели наставничества является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся на разных уровнях образования.
Принципы технологии развития критического мышления – создание на уроках атмосферы партнерства; развитие навыков общения, организация групповой работы в классе; использование навыков общения; восприятие всех идей учеников, как одинаково ценных; соотнесение содержания с конкретными жизненными задачами.
В программе используются следующие понятия и термины:
Критическое мышление — система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить обоснованные оценки, интерпретации, а также применять полученные результаты к ситуациям и проблемам
Критическое мышление — это использование когнитивных техник и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата (Дайана Халперн)
Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций.
Наставляемый - участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт.
Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый поделиться опытом и навыками.
Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях.
Содержание программы
Цели:
посредством развития критического мышления учащихся на уроках физики и внеурочной деятельности повышать самооценку;
вовлечение в проектную и исследовательскую деятельность;
формирование позитивного мироощущения, повышение самооценки, содействие пополнению эмоционального ресурса у детей со сниженной самооценкой (замкнутых, неуверенных в себе).
Задачи программы:
создавать условия для успешного индивидуального развития ребенка;
создавать ситуацию успеха, наиболее эффективного стимула познавательной деятельности;
пробуждать природную любознательность;
формировать комплексную систему работы со слабоуспевающими учащимися;
вовлекать учащихся в совместный поиск форм работы, видов деятельности;
создавать максимально благоприятные взаимоотношения учителя и слабых учеников;
психолого - педагогическая поддержка одарённых (мотивированных) детей;
развитие творческого потенциала, креативность;
развитие интуиции;
активизировать творческие способности и мышление;
развитие воображения;
стимулирование детей к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию;
развитие навыков контактирования со сверстниками в творческой деятельности;
педагогическое просвещение родителей и педагогов по вопросам развития теории критического мышления учащихся на уроках.
Благодаря наставничеству успешно формируется у учеников средней и старшей школы осознанный подход к реализации личностного потенциала, растет число заинтересованных в развитии собственных талантов и навыков среди молодого поколения.
Педагогические технологии, используемые при работе
В педагогике критическое мышление – это мышление оценочное, рефлексивное, развивающееся путем наложения информации на жизненный личный опыт.
Урок развития критического мышления включает в себя три основные фазы:
Основные задачи фаз ТРКМ:
Приемы ТРКМ на уроках:
Методические приемы ТРКМ, используемые при подготовке к ГИА:
Краткое описание приёмов и стратегий ТРКМ
Кластер. Это педагогическая стратегия, которая помогает учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Данный прием может быть использован как в индивидуальной, так и в групповой работе.
Кластер («гроздь») – выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Кластеры могут стать ведущим приемом и на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Кластер – графический прием систематизации материала.
Правила построения кластера:
В центре – это тема, а вокруг нее крупные смысловые единицы.
Система кластеров охватывает большее количество информации.
Этот прием может быть применен на стадии вызова, когда происходит систематизация информации, полученная до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.
Этот прием имеет большой потенциал и на стадии рефлексии: исправление неверных предположений в предварительных кластерах, заполнение их на основе новой информации. Очень важным этапом является презентация новых кластеров. Задачей этой работы является не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между «гроздями».
Система кластеров позволяет охватить большой объем информации. В дальнейшей работе, анализируя получившийся кластер как «поле идей», следует конкретизировать направления развития темы.
Прием “Инсерт”. Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях
текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте или документе.
Пометки могут быть следующие:
– Знаком “галочка” (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения.
– Знаком “плюс” (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.
– Знаком “минус” (–) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.
– Знаком “вопрос” (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.
Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. При использовании этой стратегии важно, чтобы отмеченные вопросы (?) не остались без ответа. Удовлетворить эту познавательную потребность может как учитель, так и те учащиеся, у которых не возникло проблем с пониманием прочитанного текста.
После прочтения или прослушивания текста учащимся можно предложить заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста. Иногда этот приём называют “таблицей двойной (или тройной) записи”. Тогда эта таблица заполняется сразу, по ходу работы с текстом.
Синквейн. Этот прием является достаточно известным и распространенным способом рефлексивной деятельности, позволяющим научить школьников излагать личное отношение к историческому событию или деятелю, подводить итоги размышления. Синквейн - стихотворение, которое требует синтеза информации. На стадии рефлексии возможно создание синквейна – стихотворения из 5 строк (от французского «5»), которое строится по следующим правилам:
1. в первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным);
2. во второй строчке дается описание темы в двух словах (два прилагательных);
3. в третьей строчке дается описание действия в рамках данной темы тремя словами;
4. в четвертой строке – фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме;
5. в пятой строке – повторение сути темы другим словом на эмоциональном или философско-обобщенном уровне.
Эссе. После чтения текста, его обсуждения или дискуссии можно предложить учащимся организовать свои мысли с помощью эссе. Для этого просим в течение 10 минут писать без остановки на конкретную тему. Главное правило – не останавливаться, не перечитывать и не исправлять.
Стратегия «Зигзаг».
Первый вариант
Деление на группы. Организация деятельности в рабочих группах: участники рабочих групп получают тексты по нескольким основным темам «Зигзага», идет первоначальное знакомство с текстом (первичное чтение). Участники «Зигзага» объединяются в экспертные группы, т.е. в экспертные группы объединяются «специалисты» по отдельным вопросам. Их задачей являются «внимательное» (вторичное) чтение текста, выделение ключевых слов и фраз (работа ведется индивидуально). Отбор материала и его структурирование и дополнение (групповая работа). Подготовка к трансляции текста в рабочих группах. Подготовка к презентации (рисунок, опорный конспект, кластер, таблица и т.п.). Возвращение в рабочие группы Трансляция текстов. Обсуждение, ответы на вопросы. Возможно объединить всю эту информацию в одну схему и презентовать ее.
Второй вариант
Рабочая группа получает один текст и читает его. Группе предлагается несколько вопросов по данному тексту, теме. «Специалисты» объединяются в «экспертные» группы по количеству вопросов. В экспертной группе текст еще раз читается, идет поиск ответа на заданный вопрос. Эксперты обсуждают вопрос и готовят презентацию ответа для рабочей группы. Вернувшись в рабочие группы, эксперты отвечают на «свои» вопросы. Ответы озвучиваются для всей аудитории.
Перепутанные логические цепочки. I вариант: Ключевые слова располагаются в специально «перепутанной» логической последовательности. После знакомства с текстом, на стадии рефлексии учащимся предлагается восстановить нарушенную последовательность.
II вариант: На отдельных листах выписываются 5–6 событий из текста и демонстрируются классу в заведомо нарушенной последовательности. Учащимся предлагается восстановить правильный порядок хронологической или причинно-следственной цепи. После прочтения текста необходимо определить, верны ли были их предположения.
Лекция. Она должна быть посвящена одной теме. Целесообразно использовать спонтанные, допускающие обмен мнениями мини-лекции (10-15 мин). Материал лекции должен усиливать и дополнять содержание учебника, а не просто повторять или суммировать его.
Понятийно-терминологическая карта. Данная стратегия позволяет учащимся более активно включится в процесс формирования и осмысления понятий. Учащимся предлагаются несколько понятий и определений к ним. Необходимо прочитать их, выделить в них отличительные признаки и пересказать своими словами.
При работе с понятийно-терминологической картой целесообразно использовать прием «Толстые и тонкие вопросы» для более эффективного усвоения данный понятий.
Таблица «толстых» и «тонких» вопросов.
Толстые вопросы предполагают развернутые ответы, тонкие вопросы требуют односложные ответы или ответы, требующие знания фактов.
Конструктивная таблица (Знаем - Хотим узнать - Узнали). Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. До знакомства с текстом учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбик таблицы «Знаю», «Хочу знать». По ходу знакомства с текстом или в процессе его обсуждения, учащиеся заполняют графу «Узнали». После чего следует сопоставление граф таблицы.
Учебная мозговая атака. Как методический прием мозговая атака используется в технологии критического мышления с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова» при работе с фактологическим материалом.
1 э т а п: Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают, по данной теме;
2 э т а п: Обмен информацией.
Рекомендации к эффективному использованию:
1. Жесткий лимит времени на 1-м этапе 5-7 минут;
2. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются;
3. Оперативная запись высказанных предложений.
Возможна индивидуальная, парная и групповая формы работы. Как правило, их проводят последовательно одну за другой, хотя каждая может быть отдельным самостоятельным способом организации деятельности. Примечание: парная мозговая атака очень помогает учащимся, для которых сложно высказать свое мнение перед большой аудиторией. Обменявшись мнением с товарищем, такой ученик легче выходит на контакт со всей группой. Разумеется, работа в парах
Сегодня к выпускнику школы XXI века общество предъявляет достаточно серьёзные требования. Он должен:
• уметь самостоятельно приобретать знания;
• применять их на практике для решения разнообразных проблем;
• работать с различной информацией, анализировать, обобщать, аргументировать;
• самостоятельно критически мыслить, искать рациональные пути в решении проблем;
• быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах, гибким в меняющихся жизненных ситуациях.
Задача нелёгкая, но вполне выполнимая.
Результат использования ТРКМ на уроках
Возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой;
Развитие способности самостоятельно конструировать, стоить понятия и оперировать ими;
Умение применять полученные учащимися в школе знания и умения в реальных жизненных ситуациях;
Высокий уровень обученности учащихся;
Повышение мотивации к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации;
Умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них;
Усиление уверенности в собственных силах и развитие личного творческого потенциала;
Улучшение психологического климата на уроках.
Рост числа победителей и призеров на олимпиадах различного уровня
Результатом правильной организации работы будет высокий уровень вовлеченности наставляемого во многие социальные, культурные и образовательные процессы МБОУ «Лицей «Политэк» г.Волгодонска. Обучающиеся
наставляемые среднего и старшего школьного возраста получат необходимый стимул к образовательному, культурному, интеллектуальному, физическому совершенствованию, самореализации, а также развитию необходимых компетенций для дальнейшего карьерного роста.
Заключение
Используя разные приёмы технологии критического мышления, решаются очень важные задачи. Во-первых, делает процесс обучения интересным. Во-вторых, формирует такие навыки работы с информацией, без которых современному человеку трудно достичь социального успеха. И, в-третьих, воспитываем качества критически мыслящей личности, способной найти правильный путь решения любой проблемы. Разнообразные приемы, методы, технологии – это не самоцель. Важен результат. Педагог должен оценивать свои успехи успехами своих учеников. Нетрадиционные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывают в детях чувство собственного достоинства и уважение к различиям, дают им ощущение творческой свободы и, самое главное, приносят радость.
Критическое мышление – это поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично, с учётом, как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений. Критическое мышление - это мышление, способное выдвинуть новые возможности, а это весьма существенно при решении многих проблем.
Список литературы
Аверин А.В. Психология детей и подростков. – СПб.: Изд-во Михайлова, 1998. – 379 с.
Байбородова Л.В., В.В.Белкина Образовательные технологии: Учебно-методическое пособие. – Ярославль: изд-во ЯГПУ им. К.Д.Ушинского, 2005. – 108 с.
Бордовская, Н.В. Педагогика: учеб. для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2001. – 304 с.
Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. пособие. М.: Мирос, 2002. – 176 с.
Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. – 284с.
Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы // Директор школы. 2005. № 4. – с. 66 - 72
Клустер Д. Что такое критическое мышление. – М.: ЦГЛ, 2005. – с. 5 - 13
Хаяперн Д. Психология критического мышления. – СПб., 2000. – 126с.