Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Тег-регби» имеет физкультурно-спортивную направленность.
Уровень освоения программы - базовый.
Дополнительная общеразвивающая программа разработана согласно требованиям следующих нормативных документов:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. (с изменениями от 21.07.2014 г.).
Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р).
СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей" (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. №41);
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 09.12.2018 № 196).
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р)
Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242
Новизна, актуальность и педагогическая целесообразность
Новизна данной образовательной программы опирается на понимание приоритетности воспитательной работы, направленной на развитие интеллекта спортсмена, его морально-волевых и нравственных качеств перед работой, направленной на освоение предметного содержания.
Данная программа является актуальной и востребованной, поскольку занятия регби являются общедоступными, способствуют положительному оздоровительному эффекту, повышению социального статуса ребенка, профилактике вредных привычек и правонарушений. Для современных детей, ведущих малоподвижный образ жизни, вовлечение их в занятия спортом в условиях агрессивной информационной среды, формирует позитивную психологию общения и коллективного взаимодействия, занятия в объединении способствуют повышению самооценки.
Педагогическая целесообразность программы заключается в выполнении социального в привитии детям навыков здорового образа жизни и умения организовать свой досуг, потребность родителей в занятости их детей во второй половине дня.
Цель программы: удовлетворение индивидуальных потребностей учащихся в занятиях физической культурой и спортом посредством занятий спортивной игрой тег-регби.
Задачи программы:
Образовательные:
обучить тактическим действиям и техническим приемам тег-регби;
научить правильно регулировать индивидуальную физическую нагрузку.
Развивающие:
развить координацию движений и основные физические качества;
развивать двигательные способности;
формировать навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями во время игрового досуга.
Воспитательные:
воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки;
воспитывать дисциплинированность;
прививать стойкий интерес к занятиям регби, приучать к игровой обстановке;
способствовать снятию стрессов и раздражительности.
Отличительной особенностью данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы является упор на изучение новейших тактических действий и приёмов, и современных методических приёмов, что позволяет достигнуть более высокого результата в игре, а также внедрение в тренировочный процесс активной психологической подготовки.
Адресат программы и условия программы
В объединение дополнительного образования по программе «Тег-регби» принимаются мальчики и девочки, допущенные школьным врачом к занятиям по физической культуре, проявляющие интерес и мотивацию к данной предметной области. Учащиеся должны иметь базовый уровень знаний в области занятий физической культурой, специальных способностей, определенной физической и практической подготовленности не требуется. Возраст учащихся, участвующих в реализации данной программы 11-14 лет. Необходим учет возрастных особенностей занимающихся, их индивидуальных особенностей.
Условия реализации программы
Состав группы - постоянный.
В группу набираются все желающие дети, допущенные по состоянию здоровья медицинским работником.
Форма обучения – очная.
Форма занятий - групповая, индивидуальная.
Срок реализации программы – 1 год.
Количество учебных часов в год - 36 часов.
Режим занятий – 1 раз в неделю, продолжительность занятия – по 40 мин.
Количество детей в группе 12-15 человек.
В планировании учтены закономерности формирования двигательных навыков, специфика тег-регби, содержание и методика физической подготовки, обучения техники и тактики, соотношение средств физической, технической и тактической подготовки, периодизация учебно-тренировочного процесса.
Учебно-тренировочный процесс в каждой учебной группе строится на основе тематического плана и программы.
Ожидаемые результаты освоения программы
Занятие в учебно-тренировочных группах по тег-регби способствует развитию личностных качеств и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти компетенции выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности.
Универсальными компетенциями учащихся на начальном этапе спортизации являются умения:
организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения цели;
активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Личностными результатами освоения, учащимися содержания данной программы являются следующие умения:
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
управлять своими эмоциями в различных нестандартных ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Межпредметными результатами освоения, учащимися содержания программы являются следующие умения:
характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
находить ошибки при выполнении учебного задания, отбирать способы их исправления;
общаться со сверстниками на основе взаимоуважения и взаимопомощи;
организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
анализировать и объективно оценивать результаты своего труда, находить возможности их улучшения;
технически правильно выполнять двигательные действия, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения, учащимися содержания программы по тег-регби являются следующие умения:
излагать факты истории развития тег-регби и регби, характеризовать его роль и значение в жизнедеятельности человека;
технически правильно осуществлять двигательные действия, меняющиеся в тег-регби‚ использовать их в условиях соревновательной деятельности и организации собственного досуга;
применять в игре изученные тактические действия и приёмы;
соблюдать требования техники безопасности на занятиях;
знать терминологию и правила игры в тег-регби;
соблюдать правила игры;
регулировать психическое состояние во время тренировок и соревнований.
В качестве способов проверки результативности освоения программы используются такие методы, как: педагогическое наблюдение, анализ результатов соревнований, анализ результатов зачетов, анализ результатов реализации и защиты творческих проектов, анализ результатов анкетирования учащихся и их родителей.
Текущий контроль результативности образовательного процесса осуществляется в форме анализа результатов зачетов и соревнований, которые проводятся внутри объединения.
Промежуточный и итоговый контроль результативности образовательного процесса может осуществляться в форме анализа результатов школьных, городских и других соревнований, в форме анализа результатов участия в выставках и конференциях, а также в виде теоретического или практического зачета.
Формы подведения итогов реализации программы
Документальные формы подведения итогов реализации образовательной программы:
Учебно-тематический план программы
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов | Формы аттестации/конт роля |
Всего | Теория | Практика |
1 | Общая физическая подготовка | 6 | В процессе занятий | 6 | Сдача контрольных нормативов |
2 | Техника нападения | 9 | В процессе занятий | 9 | Контроль выполнения определенных упражнений |
3 | Техника защиты | 9 | В процессе занятий | 9 | Контроль выполнения определенных упражнений |
4 | Специальная физическая подготовка | 8 | В процессе занятий | 8 | Сдача контрольных нормативов |
5 | Контрольные нормативы | 2 | В процессе занятий | 2 | Сдача контрольных нормативов |
6 | Судейская практика | В процессе занятий | В процессе занятий | В процессе занятий | Соревнования |
7 | Теория | 2 | 2 | - | В виде теста и контрольных вопросов. |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
Общая физическая подготовка.
Выполнение ОРУ. Развитие скоростно-силовых качеств. Упражнения для развития навыков быстроты, ответных действий, прыгучести. Развитие гибкости. Совершенствование навыков выполнения строевых упражнений, ОРУ для мышц рук, плечевого пояса. Прыжки. Развитие выносливости.
Техника нападения.
Стойки и перемещения. Передачи мяча сверху двумя руками, над собой. Розыгрыш мяча. Правильное выполнение попытки в зачетное поле соперника. Передача мяча снизу двумя руками, сверху двумя руками. Различные упражнения в виде мини-игр и эстафет.
Техника защиты.
Перемещения и стойки. Прием мяча. Прием высоко летящего мяча. Срывание ленты противника. Различные упражнения в виде мини-игр и эстафет.
Специальная физическая подготовка.
Стойки, перемещения игроков. Подводящие упражнения для передачи и приема мяча. Упражнения для развития навыков быстроты ответных действий, прыгучести. Прыжковая и силовая работа.
Интегральная подготовка.
Чередование упражнений на развитие качеств применительно к изученным техническим приемам и выполнение этих же приемов.
Контрольные нормативы.
Прыжок в длину с места. Бег 30м. Бросок набивного мяча (1 кг) из п. сед на полу. Тестирование по ОФП. Передача мяча в парах. Ввод мяча в игру.
Судейская практика.
Проведение упражнений по построению и перестроению группы. Освоение терминологии, принятой в регби. Овладение командным голосом.
7.Теория
Физическая культура и спорт в России. ТБ на занятиях по тег-регби. Развитие регби. Основы техники и тактики игры в тег-регби. Нагрузка и отдых.
Методическое обеспечение программы дополнительного образования
Ориентируясь на поставленные в программе задачи, содержание спортивного направления придерживается следующих педагогических принципов:
принципа вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с половозрастными особенностями учащихся;
принципа достаточности и сообразности, определяющего распределение учебного материала в конструкции основных компонентов двигательной деятельности;
соблюдению дидактических правил от простого к сложному, которые лежат в основе планировании учебного материала в логике поэтапного освоения, перевода учебных знаний в практические навыки и умения;
сознательности и активности, постепенности, повторности - один из важнейших принципов спортивной подготовки.
При планировании учебного материала учитывается применение следующих средств физического воспитания: упражнения различных видов спорта; общеразвивающие упражнения.
Методы обучения и воспитания, применяемые в процессе реализации данной программы разнообразны:
общепедагогические (словесные и наглядные);
специфические (строго регламентированного упражнения, соревновательный и игровой).
При проведении учебно-тренировочного занятия в группах по тег-регби соблюдаются основные методические правила, состоит из трёх частей: вводно-подготовительной, основной и заключительной.
Цель подготовительной части тренировочного занятия заключается в организации занимающихся: построение, проверка посещаемости, сообщение задач тренировки, упражнения в движении, в основном на внимание.
Осуществляется также подготовка организма занимающихся к предстоящему изучению нового материала в основной части тренировочного занятия, совершенствованию навыков, а также к развитию двигательных качеств. В этой части тренировочного занятия главным образом применяются общеразвивающие и специальные упражнения, подвижные игры и эстафеты.
В основной части занятия происходит обучение технике, тактике, воспитание физических и волевых качеств.
На каждом учебно-тренировочном занятии решаются одна-две задачи, одна из которых главная: либо обучение техническому приему или тактическим действиям, либо совершенствование навыка выполнения приема техники или тактических умений. В зависимости от этого происходит подбор средств и распределение времени на отдельные упражнения. Для того, чтобы значительно повысить продуктивность тренировочного занятия (особенно при непродолжительном периоде обучения) - во время совершенствования техники одной группой занимающихся, другая выполняет задания по развитию физических качеств.
В заключительной части тренировочного занятия ставится следующая задача - это организованное завершение. В основном применяются задания на внимание и обязательно - подведение итогов на каждом тренировочном занятии, постановка учета этой работы.
В данной программе дополнительного образования выделяется различные виды подготовки: моральную, волевую, теоретическую, общую, специальную физическую, техническую, тактическую, организационно-методическую, соревновательную.
Быстрый переход от большой и длительной работы к полному покою вреден. Необходимо постепенно снизить нагрузку, успокоить деятельность органов дыхания, кровеносной и нервной систем. После правильно проведенного занятия у занимающихся наряду с некоторой усталостью должно быть хорошее самочувствие, определенное удовлетворение проделанной работой. Во время занятий в группах по тег-регби предусмотрены меры страховки и предупреждения возможных несчастных случаев.
Календарно-тематическое планирование на 2021-2022 учебный год
№ | Раздел | Тема | Кол-во часов | 1 группа | 2 группа |
План | Факт | План | Факт |
1 | Теория | ТБ на занятиях по тег-регби. | 1 | | | | |
2 | ОФП | Строевые упражнения. Бег 30 м. Развитие скоростно-силовых качеств. | 1 | | | | |
3 | Техника нападения | Стойки и перемещения. | 1 | | | | |
4 | Техника защиты | Прием мяча. Ловля мяча после отскока от пола. | 1 | | | | |
5 | ОФП | ОРУ для мышц плечевого пояса. Развитие скоростно-силовой выносливости. | 1 | | | | |
6 | Техника защиты | Ловля мяча сверху двумя руками. Ловля мяча снизу двумя руками. | 1 | | | | |
7 | СФП | Упражнения для ловли и передач мяча. | 1 | | | | |
8 | Техника защиты | Ловля подброшенного мяча партнером. | 1 | | | | |
9 | Техника нападения | Действия нападающего при атаке. | 1 | | | | |
10 | Техника нападения | Передача мяча снизу двумя руками. | 1 | | | | |
11 | Техника нападения | Передачи мяча сверху двумя руками над собой. | 1 | | | | |
12 | ОФП | Кувырок вперед, назад, в сторону. | 1 | | | | |
13 | СФП | Развитие быстроты ответных действий | 1 | | | | |
14 | Техника нападения | Передачи мяча сверху двумя руками. | 1 | | | | |
15 | Техника нападения | Передача мяча сверху двумя руками партнеру. | 1 | | | | |
16 | Техника нападения | Упражнение «финт» в нападении. | 1 | | | | |
17 | Техника защиты | Прием мяча после передачи. | 1 | | | | |
18 | ОФП | Круговая тренировка | 1 | | | | |
19 | ОФП | Подвижная игра «Регбийные салки». | 1 | | | | |
20 | Техника нападения | Подбор мяча. | 1 | | | | |
21 | ОФП | Тэг-регби 3х3 по упрощенным правилам. | 1 | | | | |
22 | Контрольные испытания | Бросок набивного мяча из положения сидя на полу. | 1 | | | | |
23 | Интегральная | Чередование упражнений на развитие различных качеств. | 1 | | | | |
24 | СФП | Подбор и приземление регбийного мяча. | 1 | | | | |
25 | Техника нападения | Ритм разбега в три шага | 1 | | | | |
26 | Техника защиты | Держание мяча. | 1 | | | | |
27 | Техника нападения | Розыгрыш мяча с земли. | 1 | | | | |
28 | Техника нападения | Передачи мяча. | 1 | | | | |
29 | Техника защиты | Передача в зону для нападения. | 1 | | | | |
30 | Техника нападения | Техника передачи мяча в движении. | 1 | | | | |
31 | Техника защиты | Техника приема низко летящего мяча. | 1 | | | | |
32 | Техника защиты | Упражнение «Треугольник» | 1 | | | | |
33 | Техника нападения | Розыгрыш мяча с рук. | 1 | | | | |
34 | Техника защиты | Техника приема высоко летящего мяча. | 1 | | | | |
35 | Техника нападения | Совершенствование передачи мяча сверху. | 1 | | | | |
36 | Техника нападения | Приземление мяча. | 1 | | | | |
Календарный учебный график
Дата начала обучения | Дата окончания обучения | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 сентября 2021 г. | 28 мая 2022 г. | 36 | 36 | 1 раз в неделю, по 40 мин |
Индивидуальный оценочный лист результативности занятий обучающегося
Ф.И. обучающегося | |
сентябрь | октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | февраль | Март | Апрель | май | |
Текущий контроль | Текущий контроль | Текущий контроль | Текущий контроль | Промежут очная | Текущий контроль | Текущий контроль | Текущий контроль | Текущий контроль | Текущий контроль | Промежут очная | итог |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Индивидуальный оценочный лист результативности занятий обучающегося позволяет ребенку увидеть и оценить собственные результаты обучения по программе и определить точки роста.
Педагог фиксирует достижения (уровни) ученика согласно критериям. Критерии оценки результативности текущего контроля
Критерии оценки уровня теоретической подготовки:
высокий уровень - обучающийся освоил практически весь объём знаний 100-80%, предусмотренных программой за конкретный период; специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием;
средний уровень - у обучающегося объём усвоенных знаний составляет 70-50%; сочетает специальную терминологию с бытовой;
низкий уровень – обучающийся овладел менее чем 50% объёма знаний, предусмотренных программой; ребёнок, как правило, избегает употреблять специальные термины.
Критерии оценки уровня практической подготовки:
высокий уровень - обучающийся овладел на 100-80% умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период; работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей; выполняет практические задания;
средний уровень - у обучающегося объём усвоенных умений и навыков составляет 70-50%; работает с оборудованием с помощью педагога; в основном, выполняет задания на основе образца;
низкий уровень - обучающийся овладел менее чем 50%, предусмотренных умений и навыков; испытывает серьёзные затруднения при работе с оборудованием; учащийся в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания.
Список используемой литературы.
Кирияк Р. Мини-регби. – М.: Физическая культура и спорт, 1976. – 110 с.
Кулешов А. В. Правила регби за 5 минут. – М.: Спорт в школе, 2009. – № 5 (455). – С. 38–41.
Основы подготовки регбистов / Ж. К. Холодов, Б. А. Варакин, В. К. Петренчук. – М.: Физическая культура и спорт, 1984. – 188 с.
Тимошенко А. А. 40 уроков регби. – М.: Физическая культура и спорт, 1986. – 72 с.
Введение в регби. Учебный курс для тренеров первого уровня. – М.: Академия регби. – 140 с.
http://www.rugby.ru. Федерация регби России
http://www.regbist.ru. Национальный благотворительный фонд развития детского регби
http://irbgetintorugby.com. Программа «Займись регби»
Список литературы для детей и родителей.
Дайнеко Ю. В. Наше регби. История регби России. 100 лет в документах. – М.:[Б. и.], 2013. – 626 с.: ил.
Жуков М. Н. Подвижные игры. – М.: Академия, 2000. – 154 с.
http://www.rugby.ru. Федерация регби России.
http://www.regbist.ru. Национальный благотворительный фонд развития детского регби.
http://irbgetintorugby.com. Программа «Займись регби».
http://www.irb.com/laws. Союз регби.