СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Решение задач в курсе органической химии"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа элективного курса "Решение задач в курсе органической химии" помогает учащимся углубить свои знания по химии, знакомит с особенностями задач в курсе органической химии.

Просмотр содержимого документа
«Программа "Решение задач в курсе органической химии"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Никольская средняя школа им.И.А.Денисенкова»













Рабочая программа

элективного курса по химии

«Решение задач в курсе органической химии»


10 класс



Учитель Кушнерёв А.А..



Количество часов: всего 34, в неделю 1



























Планируемые результаты освоения учебного курса.



Личностными результатами изучения являются следующие умения:

  • применение знаний о химических свойствах классов органических соединений;

  • использование признаков, условий и особенностей химических реакций в органической химии;

  • применение номенклатуры органических соединений..

  • производить расчеты по формулам и уравнениям реакций;

  • производить расчеты на определение компонентов смеси;

  • производить расчеты на определение формул соединений;

  • раскрывать генетические связи в органической химии;

  • решать экспериментальные задачи по органической химии;

  • самостоятельно создавать алгоритмы решения задач;

  • осуществлять переход от одного класса органических веществ к другому.

  • работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками;

  • выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности адекватные задачам исследования;

  • оформлять теоретические и экспериментальные результаты.

Ученик получит возможность научиться:
Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи.
Самостоятельно строить жизненные планы во временной перспективе.
При планировании достижения целей самостоятельно и адекватно учитывать условия и средства их достижения.
Выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ.
Адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности.


Познавательные УУД:
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.).
преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Школьные:
осуществляет расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.
Считывает информацию, представленную с использованием ранее неизвестных знаков (символов) при наличии источника, содержащего их толкование.
Создает модели и схемы для решения задач.
Переводит сложную по составу информацию из графического или символьного представления в текст и наоборот.
Устанавливает взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов.
Участвует в проектно- исследовательской деятельности.
проводит наблюдение и эксперимент под руководством учителя. осуществляет выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
дает определение понятиям.
устанавливает причинно-следственные связи. обобщает понятия — осуществляет логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
осуществляет сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания), строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; объясняет явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования; объясняет явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
знает основы ознакомительного чтения;
знает основы усваивающего чтения

Умеет структурировать тексты (выделяет главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивает последовательность описываемых событий).


Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Школьные:
Соблюдает нормы публичной речи и регламент в монологе и дискуссии.
Пользуется адекватными речевыми клише в монологе (публичном выступлении), диалоге, дискуссии.
Формулирует собственное мнение и позицию, аргументирует их.

Координирует свою позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при
выработке общего.
Устанавливает и сравнивает разные точки зрения, прежде чем принимать
решения и делать выбор.
Спорит и отстаивает свою позицию не враждебным для оппонентов
образом.
Осуществляет взаимный контроль и оказывает в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь.
Организовывает и планирует учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы.
Умеет работать в группе — устанавливает рабочие отношения, эффективно сотрудничает и способствует продуктивной кооперации; интегрируется в группу сверстников и строит продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Учитывает разные мнения и интересы и обосновывать собственную
позицию;
Ученик получит возможность научиться:
- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех
участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в
ситуации столкновения интересов;
- брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
- следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и
сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;

Содержание программы.

Тема 1. Введение. Общие требования к решению химических задач. Использование знаний физики и математики при решении задач по химии. Особенности решения задач и составления химических уравнений в органической химии.

Тема 2. Основные положения теории химического строения. Составление гомологов, изомеров, структурных формул по названиям веществ. Принципы построения названий органических веществ

Тема 3. Химические свойства алканов, алкенов, алкинов, алкадиенов, бензола; качественные реакции, изомерия, номенклатура углеводородов. Их применение на основе свойств. Вычисление количества изомеров, нахождение формул веществ по известным массовым долям или продуктам сгорания. Составление и решение генетических цепочек разных видов.

Тема 4. Химические свойства, качественные реакции, именные реакции спиртов, альдегидов и кетонов, карбоновых кислот, фенолов. Влияние строения на химические свойства веществ. Вычисление количества изомеров, нахождение формул веществ по известным массовым долям или продуктам сгорания. Составление и решение генетических цепочек разных видов.

Тема 5. Жиры, углеводы, сложные эфиры, белки. Вычисление количества изомеров, нахождение формул веществ по известным массовым долям или продуктам сгорания. Составление и решение генетических цепочек разных видов.

Тема 6.Амины, аминокислоты, белки, нуклеиновые кислоты. Решение задач на вывод формулы вещества. Решение генетических цепочек.

Тема 7.Высокомолекулярные органические соединения. Составление реакций полимеризации. Решение задач по уравнениям химической реакции для полимеров.

Тема 8.Решение экспериментальных задач на распознавание веществ в органической химии. Проведение практической работы с применением знаний качественных реакций в органической химии и методов качественного анализа.

Тема 9. Решение заданий части С3,С5 из материалов Единого Государственного Экзамена. Разбор наиболее сложных вопросов. Повторение алгоритмов решения задач (подготовка к зачету).

Тема 10. Итоговые зачеты по полугодиям. Составление и защита авторских задач, цепочек превращения.

Тематическое планирование курса

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Введение. Особенности задач в органической химии.

1

Тема 1 Решение заданий по теме «Теория строения органических соединений» (2 ЧАСА)

Решение упражнений по основным положениям теории строения органических соединений.

1

Решение упражнений по основным положениям теории строения органических соединений.

1

Тема 2 Решение заданий по теме «Углеводороды» (10 ЧАСОВ)

Составление элементарных цепочек превращения с использованием алканов.

1

Составление и решение цепочек превращения для алкенов.

1

Решение задач на вывод молекулярной формулы по известным массовым долям для алканов и алкенов.

1

Решение задач на вывод молекулярной формулы по продуктам сгорания для алканов и алкенов.

1

Составление и решение цепочек превращения для алкинов.

1

Решение задач по химическим уравнениям с использованием алкинов.

1

Составление и решение цепочек превращения для алкадиенов.

1

Составление и решение цепочек превращения для бензола.

1

Задачи на определение объемной доли (%), мольной доли (%) компонентов газовой смеси углеводородов.

1

Зачет по теме «Решение и составление задач по углеводородам»

1

Тема 3 Решение заданий по теме «Кислородосодержащие органические вещества» (6 ЧАСОВ)

Решение задач по химическим уравнениям, если одно из исходных веществ дано в избытке.

1

Составление и решение цепочек превращения для спиртов.

1

Решение задач на вывод формулы у спиртов.

1

Составление и решение цепочек превращения для альдегидов и кетонов.

1

Составление и решение цепочек превращения для карбоновых кислот.

1

Составление и решение цепочек превращения для сложных эфиров

1

Тема 4 Решение заданий по теме «Органические вещества клетки»

(3 ЧАСА)

Прослеживание генетической связи без- и кислородосодержащих органических соединений.

1

Составление и решение цепочек превращения для жиров. Превращение жиров в организме человека.

1

Составление и решение цепочек превращения для углеводов. Превращение углеводов в организме человека.

1

Тема 5 Решение заданий по теме «Азотосодержащие органические вещества» (4 часа)

Составление и решение цепочек превращения для аминов.

1

Составление и решение цепочек превращения для аминокислот.

1

Задачи на разделение смесей на примере азотосодержащих органических соединений.

1

Составление и решение переходов алкан - белок

1

Тема 6 Решение заданий по теме «Полимеры» (1 час)

Решение задач на образование и разрушение полимеров.

1

Тема 7 Решение экспериментальных задач по органической химии

(3 часа)

Решение экспериментальных задач по теме «Углеводороды»

1

Решение экспериментальных задач по теме «Производные углеводородов»

1

Решение экспериментальных задач по теме «Белки. Жиры. Углеводы»

1

Тема 8 Решение задач повышенной сложности. (2 часа)

Решение заданий типа С3 из материалов ЕГЭ.

1

Решение заданий типа С5 из материалов ЕГЭ

1

Тема 9 Итоговое занятие. Защита авторских задач. (2 часа)

Итоговое занятие. Защита авторских задач.

1

Итоговое занятие. Защита авторских задач.

1


















Литература.

1.Гудкова А.С., Ефремова К.М., Магдесиева Н.Н., Мельчакова Н.В. 500 задач по химии: Пособие для учащихся. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1981.

2.Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. 2000 задач и упражнений по химии. Для школьников и абитуриентов. – М.: 1 Федеративная Книготорговая Компания, 1998.

3.Пузаков С.А., Попков В.А. Пособие по химии для поступающих в вузы. Программы. Вопросы, упражнения, задачи. Образцы экзаменационных билетов: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1999.

4.Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы. – М.: Новая волна, 1996.

5.Цитович И.К., Протасов П.Н. Методика решения расчетных задач

по химии: Кн. для учителя. – 4-е изд., перераб – М.: Просвещение, 1983.

6.Штемплер Г.И., Хохлов А.И. Методика расчетных задач по химии 8-11 классов. – М.: Просвещение, 2001.

7. Дайнеко В. И. Как научит школьников решать задачи по органической химии: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1987.

8. Гаврусейко Н. П. Проверочные работы по органической химии: Методическое пособие. – М.: Просвещение, 1991

9. Габриелян О.С. Задачи по химии и способы их решения. 10-11 кл. – М.: Дрофа, 2006