СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа "Родная литература. 5-9" ФГОС ООО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа "Родня литература. 5-9" ФГОС ООО разработана в соответствии с современными требованиями.

Просмотр содержимого документа
«Программа "Родная литература. 5-9" ФГОС ООО»

Содержание


1

Планируемые результаты освоения учебного предмета

3

2

Содержание учебного предмета

6

3

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

8
















































Планируемые результаты освоения учебного предмета


Личностные:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные:

1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;

5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.















Содержание учебного предмета

Учебный предмет «Родная литература» изучается в 5-9 классах: в 5 классе –17 часов, в 6 классе –17 часов, в 7 классе - 17 часов,в 8 классе - 17 часов, в 9 классе –17 часов.За курс основного общего образования: 85 часов.


Русский фольклор

Сказки. Добро и зло в сказке «Василиса Прекрасная». Обрядовый фольклор. Русские народные песни. Обрядовая поэзия («Девочки, колядки!.., «Наша Масленица дорогая…»); лироэпические песни («Солдатская»). Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка.

Быт, нравственные представления народа в песне.

Новгородский цикл былин. Былина «Садко».

Воплощение в образе богатыря национального характера, нравственных достоинств героя. Прославление силы, мужества, справедливости, бескорыстного служения Отечеству.

Предания и легенды. «Солдат и смерть». Образы и события в легенде.

Темы и герои исторических песен 16 века. «Иван Грозный молится по сыне». Отличие исторической песни от летописи. «Возвращение Филарета».

Древнерусская литература

Из «Повести временных лет». Расселение славян. Кий, Щек и Хорив.

«Повесть о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове».

События прошлого в «Сказании о белгородских колодцах»

«Домострой. Послание и наставление отца сыну».

«Жития протопопа Аввакума, им самим написанного». «Житие Сергия Радонежского»

Русская литература XVIII в.

Г.Р. Державин. Стихотворения «Осень во время осады Очакова», «Снигирь», «Водопад».

Русская литература XIX в.

И. А. Крылов. Басни «Демьянова уха», «Квартет» и др. басни Жанр басни, история его развития. Образы животных в басне. Аллегория как средство раскрытия определённых качеств человека. Выражение народной мудрости в баснях Крылова. Поучительный характер басен. Мораль в басне, формы её воплощения. Своеобразие языка басен Крылова.

И.А. Крылова «Осел и Соловей».

В. А. Жуковский. Баллада «Лесной царь». Стихотворения «Вечер», «Сельское кладбище» и др. Основные темы и образы поэзии Жуковского.

К.Ф. Рылеев. «Я ль буду в роковое время…», «Иван Сусанин».

Основные мотивы лирики К.Н. Батюшкова, А.А. Дельвига и Е.А. Баратынского.

Н.М. Языков. «Пловец», «Родина».

А.С. Пушкин А.С. Пушкин «К Чаадаеву», «В Сибирь». Свободолюбивая лирика. «Станционный смотритель», «Метель», Поэмы – 1 по выбору, например: «Руслан и Людмила» (1818—1820), «Кавказский пленник» (1820 – 1821), «Цыганы» (1824), «Полтава» (1828), «Медный всадник» (1833).

М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Родина». Стихотворения о Кавказе: «Кавказ», «Кавказу», «Тебе, Кавказ, суровый царь земли…».

А.А. ФЕТ. «Учись у них: у дуба, у березы...», «Целый мир от красоты...».

Н.В. Гоголь «Старосветские помещики», «Пропавшая грамота», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». 

И.С.Тургенев Стихотворение "В дороге".

Н.А. Некра­сова «Несжатая полоса», «Тройка» и др.

Н.С. Лесков. «Человек на часах», «Тупейный художник».

Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке» .

Л.Н. Толстой «Бедные люди», «Хаджи-Мурат», «Три смерти».

А.П. Чехов «Спать хочется», «Шуточка», «Ванька».

Русская литература XX в.

П.П.Бажов «Каменный цветок»

Ю.К. Олеша «Три Толстяка».

И.А.Бунин «Не видно птиц...», «Покорно чахнет». Рассказ «Лапти». «Кукушка». Пейзажные образы рассказа.

А.И. Куприна «Золотой петух». Человек и природа в рассказе.»Тапер» как рождественский рассказ. А.И.Куприн «Аllez!». Смысл названия рассказа.

Н.М.Руб­цов «Тихая моя родина» и «Звезда полей».

А.Т. Твардовский. Стихотворения «В тот день, когда окончилась война…», «О сущем», «Вся суть в одном-единственном завете…»

А.П. Платонов «Рассказ о мертвом старике».

В.П.Астафьев «Белогрудка».

М. М. Зощенко «Великие путешественники», «Беда», «Обезьяний язык».

Н.А. Тэффи «Свои и чужие».

Б.Л. Васильев «Экспонат №…».

В.М.Шукшин. «Микроскоп», «Мастер».

В. Л. Лаврина. Сборник «Братья наши».

Русские поэты ХХ века о России (Ахматова, Цветаева, Смеляков и др.)

Кузбасские писатели о родине и природе (В.Федоров, В. Баянов, М.Небогатов и др.)

Проза о Великой Отечественной войне, например:

М.А. Шолохов, В.Л. Кондратьев, В.О. Богомолов, Б.Л. Васильев, В.В. Быков, В.П. Астафьев.

Проза русской эмиграции, например: И.С. Шмелев, В.В. Набоков, С.Д. Довлатов и др.

А.И. Солженицын. 1 рассказ по выбору из «Крохоток» (1958 – 1960) – «Лиственница», «Дыхание», «Шарик», «Костер и муравьи», «Гроза в горах», «Колокол Углича».

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Тематическое планирование 5 класс


№ п/п

Тема урока


1.

Русский фольклор

Добро и зло в сказке «Василиса Прекрасная».


2.

Из древнерусской литературы

Из «Повести временных лет». Расселение славян. Кий, Щек и Хорив.


3.

Русская литература 19 века

Басня И.А. Крылова «Демьянова уха», «Квартет».

4.

Р/р. Конкурс чтецов на лучшее исполнение басен И.А.Крылова.

5.

Тема бесправного детства в произведениях А.П.Чехова «Ванька», «Спать хочется» и др.

6.

Фантастическое и реальное в повести Н.В. Гоголя "Пропавшая грамота". 


7.

Русская литература 20 века

Литературная сказка Ю.К. Олеша «Три Толстяка»: портретная галерея романа.

8.

Литературная сказка Ю.К. Олеша «Три Толстяка»: портретная галерея романа.

9.

П.Бажов «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.Бажова.

10.

П.П.Бажов. «Каменный цветок». Приёмы создания художественного образа.

11.

Родная природа в произведениях писателей XX века. И.А.Бунин «Лапти».

12.

А.И.Куприн «Золотой петух». Человек и природа в рассказе.

13.

А.П. Платонов «Рассказ о мертвом старике»

14.

В.П.Астафьев «Белогрудка»

15.

М. М. Зощенко «Великие путешественники».

16.

В. Л. Лаврина. Сборник «Братья наши»

17.

Литературная игра


Тематическое планирование 6 класс


Тема урока


1

Обрядовый фольклор

Обрядовая поэзия («Девочки, колядки!.., «Наша Масленица дорогая…»); лироэпические песни («Солдатская»).


2

Из древнерусской литературы

События прошлого в «Сказании о белгородских колодцах»


3

Русская литература 19 века

Мотивы единства красоты человека и природы в стихотворении В.А.Жуковского «Вечер». 

4

В.А. Жуковский. Баллада «Лесной царь»

5

Н.В. Гоголь «Старосветские помещики»: идейно-художественное своеобразие повести.

6

И.С.Тургенев "В дороге": тема и идея стихотворения.

7

Картины подневоль­ного труда в сти­хотворениях Н.А. Некра­сова «Несжатая полоса», «Тройка» и др.

8

Рассказ Ф.М. Достоевского «Мальчик уХриста на ёлке» 

9

Уроки доброты Л.Н. Толстого по рассказу «Бедные люди»

10

Юмор в рассказе А.П. Чехова «Шуточка»

11

Проект Составление эл. альбома «Литература 19 века глазами современников».

12

Проект Составление эл. альбома «Литература 19 века глазами современников».

13

Русская литература 20 века

Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А.Бунина. «Не видно птиц...», «Покорно чахнет»

14

А.И.Куприн «Тапер». Рождественский рассказ.

15

Человек и природа в стихотворениях кузбасских поэтов: В.Федорова, В.Баянова, М. Небогатова и др.

16

Человек и природа в стихотворениях кузбасских поэтов: В.Федорова, В.Баянова, М. Небогатова и др.

17

Литературная игра



Тематическое планирование 7 класс


№ п/п

Тема урока

1

Из устного народного творчества.

Предания и легенды. «Солдат и смерть». Образы и события в легенде.

2

Новгородский цикл былин. Былина «Садко». Прославление силы, мужества, справедливости, бескорыстного служения Отечеству.

3

Из древнерусской литературы

«Повесть о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове» как памятник древнерусской литературы

4

Русская литература 18 века

Г.Р. Державин. Стихотворения «Осень во время осады Очакова», «Снигирь»


5

Русская литература 19 века

А.С. Пушкин «К Чаадаеву», «В Сибирь». Свободолюбивая лирика.

6

Повесть А.С.Пушкина «Станционный смотритель». Образ Самсона Вырина и тема «маленького человека»

7

М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Родина».

Родина в лирическом и эпическом произведении.

8

Приёмы создания комического в повести Н. В. Гоголя «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»

9

Рассказ И.С.Тургенева «Уездный лекарь»

10

«Война есть противное человеческому естеству состояние» (По повести Л.Н.Толстого «Хаджи-Мурат»)

11

Произведения русских поэтов 19 века о России (Пушкин, Языков, Никитин)


12

Русская литература 20 века

И.А.Бунин «Кукушка». Пейзажные образы рассказа.

13

Жизнь и творчество М.Зощенко. Рассказ «Беда»

14

Б.Л. Васильев «Экспонат №…». Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения; проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия.

15

В.М.Шукшин. Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рассказах Шукшина. «Микроскоп». Внутренняя простота и нравственная высота героя.

16

Русские поэты ХХ века о России. (Ахматова, Цветаева, Смеляков и др.) Своеобразие раскрытия темы России

17

Литературная игра.

Тематическое планирование 8 класс


№ п/п

Тема урока


1

Из устного народного творчества

"Домострой. Послание и наставление отца сыну" – памятник древнерусской литературы.

2

Традиции и новаторство «Жития протопопа Аввакума, им самим написанного».


3

Русская литература 19 века

Предшественники и современники А.С.Пушкина.

4

Основные мотивы лирики В.А. Жуковского (на примере стихотворения «Сельское кладбище»)

5

Тема служения в поэзии К.Ф. Рылеева («Я ль буду в роковое время…», «Иван Сусанин»)

6

Основные мотивы лирики К.Н. Батюшкова, А.А. Дельвига и Е.А. Баратынского.

7

Основные темы и мотивы поэзии Н.М. Языкова («Пловец », «Родина »)

8

«Стихия, которая ворвалась в судьбы людей» (по повести А.С. Пушкина «Метель»)

9

А.А. ФЕТ. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета («Учись у них: у дуба, у березы...», «Целый мир от красоты...»)

10

Н.С. Лесков. «Человек на часах»

11

Рассказ Л.Н. Толстого «Три смерти»


12

Русская литература 20 века

А.И.Куприн «Аllez!». Смысл названия рассказа.

12

Проблемы рассказа Н.А. Тэффи «Свои и чужие».

13

Большие проблемы «маленьких людей» » в рассказе М.М. Зощенко. «Обезьяний язык».

15

Лирика А.Т. Твардовского. Стихотворения «В тот день, когда окончилась война…», «О сущем», «Вся суть в одном-единственном завете…»

16

В.П. Астафьев «Пастух и пастущка». Нравственный проблемы повести.

17

Литературная игра


Тематическое планирование 9 класс

№п\п

Тема

1

Из устного народного творчества

Темы и герои исторических песен 16 века. «Иван Грозный молится по сыне».

2

Отличие исторической песни от летописи. «Возвращение Филарета»


3

Из древнерусской литературы

В мире художественного слова «Жития Сергия Радонежского»


4

Русская литература 19 века

Гений и злодейство - две вещи несовместные (А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери»)

5

«Кавказский пленник» - самая лирическая поэма А.С. Пушкина

6

М.Ю.Лермонтов. Кавказ в творчестве поэта. Стихотворения: «Кавказ», «Кавказу», «Тебе, Кавказ, суровый царь земли…».

7

Идейно-художественное своеобразие повести Н.С.Лескова «Тупейный художник»


8

Русская литература 20 века

Поэтическая мастерская «Поэзия 20-50-х годов ХХ в.» (Б.Л. Пастернак, Н.А. Заболоцкий, Д. Хармс, Н.М. Олейников)

9

Трагическая и героическая судьба героя (В.О. Богомолов «Иван»)

10

Проблема нравственного выбора в повести В.В. Быков «Сотников»

11

Проблема нравственного выбора в повести В.В. Быков «Сотников»

12

Проза русской эмиграции. Духовные уроки И.С. Шмелева.

13

Нравственные уроки А.И. Солженицына «Крохотки» (1958 – 1960): «Лиственница», «Дыхание», «Шарик», «Костер и муравьи», «Гроза в горах», «Колокол Углича».

14

Разочарованные странники (главы из повести Сергея Довлатова «Наши»)

15

Постскриптума в жизни не бывает. ( В. Астафьев «Постскриптум»)

16

Война и дети в рассказе А. Приставкина «Фотографии»

17

Семинар на Тему: «Нравственные уроки русской литературы 19-20 века».








13