СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа Россия родина моя!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Программа Россия родина моя!»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №148 Купинского района









«Россия - Родина моя!»





ПРОГРАММА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Срок реализации: 1 год

Возраст детей:6- 7 лет







Разработчик: Добрышкина Елена Григорьевна

учитель начальных классов,

высшей квалификационной категории.





Г.Купино.2018г.

















Пояснительная записка

В последние десятилетия в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания стала более заметной. Дефицит нравственных ценностей и пренебрежение моральными нормами становятся повсеместным явлением. Поэтому всё острее встаёт вопрос  о повышении уровня патриотического воспитания. Необходимо воспитывать, начиная с младшего школьного возраста, доброту, ответственность, чувство собственного достоинства, гражданственность.                                                       Патриот – это человек, проникнутый патриотизмом, человек, преданный интересам  какого-нибудь  дела, глубоко привязанный к  чему-нибудь.               Мы хотим жить в процветающей, богатой  стране, хотим, чтобы нам было хорошо, чтобы мы ни в чём не нуждались. Для этого нужно воспитывать подрастающее поколение патриотами своей Родины. Надо, чтобы они любили свою семью, тот уголок, где они родились и выросли, то государство, которое заботится о нынешнем будущем своих граждан.                                        Дети должны любить свою Родину, уважать её традиции, знать историю своей страны. Если будут такие люди, они сделают всё для процветания нашей России. Патриотическое воспитание формирует такие нравственные качества, как: любовь  к родному краю, желание видеть малую родину процветающей, любовь к своему народу и к семье.  

Патриотическое воспитание в школе представляет собой составную часть сложного и многостороннего процесса формирования личности. Сегодня перед обществом поставлены первоочередные задачи – формирование у детей преданности Родине и гордости за нее в любых экономических и политических ситуациях. Патриотическое воспитание выделено в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования как приоритетное направление духовно- нравственного развития и личности в организации внеучебной деятельности младших школьников

Патриот современной России:

-Обладает патриотическим сознанием, привязан корнями к своей малой родине.

-Сохраняет историко-культурное наследие, продолжает традиции предков.

-Обладает гражданской ответственностью.

-Проявляет духовную твердость.

-Отзывается на социальные проблемы окружающих.

-Любит свою малую и большую Родину как наследство, оставленное ему предками.

-Ведет активный образ жизни.

-Проявляет творческое отношение ко всем сторонам общественной жизни.

-Заботится об окружающей природе.

-Осознанно трудится во славу России.

-Обладает волей к достижению общественно значимых целей.

-Позитивно относится к социальной и профессиональной деятельности.

-Критически воспринимает негативные явления в обществе, стремится предупредить или рационально бороться с ними.

-Отстаивает национальные интересы России.

Для реализации патриотического воспитания в начальной школе можно использовать разнообразные виды внеучебной деятельности: игровую, познавательную, досугово - развлекательную, шефско - волонтерскую, трудовую, спортивно - оздоровительную, туристско-краеведческую, художественное творчество.

Работа по военно-патриотическому воспитанию школьников тесно связана с вопросами борьбы за мир, за счастливое будущее наших детей, внуков и правнуков. Патриотизмом младшие школьники считают: любовь к Родине, семье, школе, природе, ко всем людям, толерантное отношение к другим народам, желание служить Отечеству и защищать свою землю. Военно-патриотическое воспитание младших школьников необходимо направить на возрождение тимуровской работы, юнармейского движения, детской военной игры «Зарница», смотров строевой подготовки и военной песни, фестивалей и конкурсов на патриотическую тему. Большое воспитательное значение имеют встречи школьников с ветеранами войны и труда, поисковая работа красных следопытов по созданию «Книги памяти», театрализованные представления на военную тематику, конкурсы стихов, рассказов и рисунков о войне, выращивание рассады цветов для высадки у памятника Вечной славы героям-победителям, посадка саженцев молодых деревьев. Наиболее актуальной становится задача восстановления образа нравственного человека как личности цельной, самобытной, свободной, гуманной, ориентированной на сохранение ценностей национальной истории и культуры. Инновационные технологии гражданско-патриотического воспитания предусматривают групповую деятельность, дебаты, ролевые игры, индивидуальные и групповые проекты, дискуссии, моделирование. Учащиеся начальных классов воспринимают окружающую среду, мир, природу людей на эмоциональном уровне, чутко улавливают происходящие изменения в семье, в обществе, в школе. Дети понимают ,что в основе добрых дел лежит любовь к людям, преданность Родине, бережное отношение к традициям своего народа, долг и ответственность, терпение и постоянный труд. В силу возрастных особенностей младших школьников посещать музеи и выставки, совершать походы и экскурсии в природу, заочно путешествовать по городам страны и республики, проводить конкурсы, викторины, интеллектуальные игры и спортивные соревнования, эколого-краеведческие игры-путешествия.

Основные положения о формировании и развитии личности подрастающего поколения заложены в стандартах нового поколения, в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», и «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России». В них отражены национальный воспитательный идеал и основные качества будущего гражданина, заложены основные задачи воспитания.

Цель программы: формирование высоких нравственных качеств: основ духовности, гражданственности, всестороннего развития личности.

Задачи программы:

1. Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного города, страны, чувства гордости за свою Родину.

2. Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа.

3. Расширение представлений о городах России.

4. Знакомство детей с символами родного края, страны (герб, флаг, гимн).

5. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, школе, улице, городу.

6. Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

7. Формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней.

8. Развитие познавательных и творческих способностей ребенка, элементов самостоятельности, навыков взаимоотношений с взрослыми и сверстниками.

9. Закрепление умения выражать в игровой и продуктивной деятельности свои знания и впечатления.

Методологическую основу программы составляют:

Культурологический подход, который предполагает рассмотрение феномена культуры в качестве стержневого в понимании и объяснении человека, его сознания и жизнедеятельности. В логике данного подхода различные аспекты сущности человека как субъекта культуры (сознание, самосознание, духовность, нравственность, творчество) понимаются в «иерархическом сопряжении», как грани целостного культурного человека.

Основы подхода в воспитании, разработанные А.С. Макаренко, В.Н. Сорока-Росинским, К.Д. Ушинским, С.Т. Шацким, Б.М. Бим-Бадом.

Концептуальные основы педагогики сотрудничества в организации социального партнерства учреждений и организаций и всех участников воспитательно - образовательного пространства.

Концепция Д.С. Лихачева о краеведении как основы для воспитания патриотизма.

Программа опирается на  следующие принципы: 

  • Принцип преемственности исторического, культурного наследия , его духовных ценностей и традиций

  • Принцип культуросообразности заключается в максимальном использовании в воспитании и образовании культуры малой Родины

  • Принцип единства образовательной и воспитательной среды

  • принципы системности, преемственности и непрерывности взаимодействия различных организаций и ведомств в организации гражданско-патриотического воспитания.

  • Принцип природосообразности: педагогический процесс должен строиться в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, возможностями учащихся и быть направлен на развитие самовоспитания и самообразования.


Основные направления программы

1. Духовно-нравственное. Цель: осознание учащимися на примере жизнедеятельности ученых, художников, поэтов, писателей, композиторов и выдающихся деятелей России высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.

2. Историко-краеведческое. Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.

4. Социально-патриотическое. Направлено на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

Ожидаемые результаты воспитательной работы по направлению «Патриотическое воспитание».

Учащийся начальной школы

будет знать/понимать:

- значение семьи для себя , для общества, для страны;

- важность воспитания уважения и чувства гордости за свою семью, свой

народ, свою страну;

- значение Конституции РФ , символов государства – герба, флага,

гимна РФ;

- важные исторические события в жизни своего города, России ;

- правила сохранения и укрепления традиций своего народа;

- особенности государственного устройства страны;

- основные правила поведения в обществе и об ответственности за

своё поведение;

- важность служения Отечеству.

должен уметь:

- вести себя в обществе, проявлять уважение к семье, к старшим людям,

к ветеранам труда и героям войны;

- уважать Конституцию РФ, различать символы государства – герб,

флаг, гимн РФ;

- проявлять чуткость и милосердие, честность, мужество, доброту и

человечность;

- проявлять себя в общественно-полезном труде;

- любить и беречь природу родного края; - охранять и беречь историческое наследие своего народа;

- соблюдать традиции и обычаи народов России;

сможет использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- полноценного общения в членами своей семьи и со сверстниками;

- удовлетворения познавательных интересов, самостоятельного поиска

дополнительной информации об историческом прошлом своей страны;

- ведения активного образа жизни и проявления гражданской

ответственности;

- формирования творческого отношения ко всем сторонам общественной

жизни.

Структура и содержание программы

Программа "Россия-Родина моя!" предусматривает, что в процессе освоения ребенком ее содержания осуществляется его социализация в окружающем мире, обществе. Содержательная часть программы систематизирована по тематическим блокам - их четыре (см. приложение 1"Тематическое планирование").

В каждом месяце учебного года изучается новая тема блока.

I блок - "Я и моя семья". Чувство Родины: Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям, с восхищения тем, что видит перед собой ребенок. Чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе: Эти впечатления играют огромную роль в становлении личности патриота. Задача первого блока состоит в том, чтобы помочь ребенку осознать себя членом семьи, школы. Ее осуществление возможно, если родители и педагоги заложат основы теплого чувства и привязанности к родной семье, искреннюю благодарность учителям за их добрые сердца и теплоту души.

II блок - "Я и мой город". Изучение тем второго блока подводит учащихся к пониманию, что их город - частица Родины. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Задача эта решается через познания истории города, традиций, памятных и достопримечательных мест города, проявления интереса к событиям, происходящими в городе.

III блок - "Я и мой край, в котором я живу". Особым обучающим эффектом обладает третий тематический блок. Любой край, область, даже небольшая деревня, неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Очень важно прививать детям чувство любви и привязанности к ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Задача третьего блока состоит в том, чтобы помочь ребенку осознать себя жителем Купинского района.

Изучение тем второго и третьего блока позволяет воспитывать чувства собственного достоинства ребенка, как представителя своего народа, гордости за свою малую Родину; развивать познавательный интерес и навыки исследования доступных объектов окружающей действительности.

IV блок - "Я и моя Родина - Россия". Темы четвертого блока призваны сформировать у детей чувства любви, гордости и патриотизма к своей Отчизне. У ребенка формируются первые представления об устройстве нашего государства, он изучает символику нашей страны, знакомится с другими городами России, со столицей нашей Родины. Осознает себя гражданином России. Быть патриотом и гражданином - это непременно быть интернационалистом. Поэтому особенно важно поддержать интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит его быт.

Неоднократное обращение к одному и тому же блоку способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной и той же проблеме. Таким образом, дети ежемесячно погружаются в каждый из изучаемых блоков программы "Россия-Родина моя".

Сроки реализации

Курс программы "Россия-Родина моя" рассчитан на работу с детьми в течение года, дети 1 раз в неделю по 35мин. изучают новую тему.

Формы и методы реализации

Программа реализуется в педагогическом процессе специализированной группы в организованных формах (занятия, дидактические игры, беседы, экскурсии, праздники, развлечения), а также в нерегламентированной и самостоятельной деятельности детей. По каждой теме программы проводится комплекс мероприятий.

Изучение лексических тем общеобразовательных занятий предусматривает включение в занятия задач патриотического воспитания. Некоторые темы приурочиваются к конкретным событиям и праздникам нашей страны. Началом и основой изучения каждой новой темы модели "Россия –Родина моя!" является беседа. В формировании у ребят основ гражданственности и патриотизма помогают также и рассказы педагога, чтение стихотворений, рассказов, пословиц и поговорок, русских народных сказок, былин, слушание музыкальных произведений (Российский гимн, "Детский альбом" П.И.Чайковского).

Зрительное восприятие и его целенаправленное развитие имеет особое значение в процессе познания окружающего детьми. Поэтому наглядный метод занимает большое место в педагогическом процессе. Это рассматривание картин, фотоснимков, иллюстраций (с видами родного города, достопримечательностями родного края, страны; с изображением лес, рек, морей, гор, животных России). Географических карт и натуральных предметов (старинные игрушки, предметы обихода, утварь), альбомов, гербариев. Кроме этого используются такие нетрадиционные приемы, как разбор педагогических ситуаций, творческие рассказы детей, исполнение песен, встречи с интересными людьми.

Большое значение для патриотического воспитания имеют экскурсии: по городу, посещение учреждений социума. В программу "Россия-Родина моя!" включены экскурсии:  по городу - "Рассматривание домов разной архитектуры", в краеведческий музей, в школу, в библиотеку, к памятникам города и другие.

Знания , полученные в процессе каждой темы программы, подкрепляются различными играми: дидактическими, играми-экспериментами, сюжетно-ролевыми играми, продуктивными видами деятельности: изготовление альбомов, панно, ширм, рисование, аппликация, лепка.

Формирование патриотических чувств, проходит эффективно в тесной связи с семьей. Родители являются активными участниками педагогического процесса, оказывая помощь детям в изучении родословного древа, исследовании улиц родного города; педагогам в проведении экскурсий, совместных праздников и развлечениях.

В результате внедрения программы "Россия Родина моя!", образовалась "лестница роста патриота и гражданина".

Методическое обеспечение программы

Педагогическое и методическое обеспечение программы предполагает:

1. комплекс учебных и специальных программ, методик по организации и проведению патриотического воспитания, использование всего многообразия педагогических форм и методов работы;

2. использование регулярных изданий соответствующей литературы, освещающей эту сферу деятельности с учетом передового отечественного и зарубежного педагогического опыта;

3. активное использование метода коллективно-творческого дела, метода социально-значимой деятельности, метода поддержки и успехе, сотворчества и сотрудничества, партнерства, развивающего обучения, метода творческой и учебно-исследовательской, поисковой деятельности, различные методики изучения личности, гражданской мотивации, изучение среды и ее влияние на воспитание (анкетирование, ранжирование, опросы).

Список используемой литературы:



Ш.Ш.Залялиев. Основы национального воспитания. Изд. «Магариф »,2003 г.

В.А. Бухвалов. Экознание. – Рига, 1996 год.

Герои Русской Истории Москва,2006г

В.А. Сухомлинский. Мудрость родительской любви. – Москва, 1985г.

А.В.Бородина .Мы и наша культура. – Москва 2005г

Ивановский край в истории Отечества . Иваново 2007г

Е.Л.Саплина,А.И.Саплин «Введение в историю ».ООО «Дрофа».2004г.